Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы применения процедуры медиации в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Проблемы и перспективы применения процедуры медиации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1130
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медиация / жилищно-коммунальное хозяйство / конфликт / спор / посредничество / урегулирование / процедура / mediation / housing and communal services / conflict / dispute / intermediary / settlement / procedure

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Литвинова Елена Владимировна, Данилова Вероника Андреевна

В статье рассматриваются проблемы разрешения конфликтных споров в области взаимоотношений собственников жилья и их объединений (ТСЖ, ЖСК, советы МКД) с различными организациями жилищнокоммунального комплекса – управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Выявлены основные причины и подробно описаны предметы споров и конфликтов в данной сфере. Авторами для решения проблемных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства предлагаются кардинально новые технологии, которые принципиально отличаются от судебных процедур и основаны на иных принципах взаимодействия сторон спора с участием профессиональных специалистов. Предлагается использовать процедуру медиации, необходимость и актуальность которой в настоящее время неоспорима. Подробно рассмотрены этапы процесса медиации. В статье на основе общения зарубежного опыта даны рекомендации для развития и продвижения посредничества в сфере ЖКХ в Российской Федерации с целью разрешения существующих конфликтов. Одним из наиболее важных и актуальных на данном этапе направлений является формирование спроса на основе повышения информированности потребителей об услугах, оказываемых медиативными организациями. Отмечается, что, учитывая возможный рост социальной агрессии в сфере ЖКХ вследствие нарастающего числа конфликтных ситуаций, актуальным вопросом становится отсутствие системы взаимодействия органов управления с объединениями граждан, возможность и необходимость создания регулярно действующих консультативных институтов власти и общества по вопросам, связанным с применением процедуры медиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects of application of mediation procedure in the sphere of housing and communal services

The article discusses the task of conflict resolution in the field of relations between homeowners and their associations (HOA (homeowners’ association), HC (housing cooperative), and Apartment building councils) with various organizations of housing and communal complex-management companies and resource supply organizations. The main causes are identified and the subjects of disputes and conflicts in this sphere are described in details. The authors propose radically new technologies to solve the problem situations in the sphere of housing and communal services, which are fundamentally different from judicial procedures and are based on other principles of interaction between the disputing parties with the participation of professional experts. It is proposed to use the mediation procedure, the need and relevance of which is now undeniable. The stages of the mediation process are considered in detail. The recommendations based on communication of foreign experience for the development and promotion of mediation in the sphere of housing and communal services in the Russian Federation in order to resolve existing conflicts are given in the article. One of the most important and relevant areas at this stage is the formation of demand based on increasing consumer awareness of the services provided by mediation organizations. It is noted that, given the possible growth of social aggression in the housing sector due to the increasing number of conflict situations, the relevant issue is the lack of a system of interaction of government with citizens’ associations, the possibility and the need to create a regular Advisory institutions of government and society on issues related to the use of mediation.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы применения процедуры медиации в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

Литвинова Е.В., Данилова В.А. | 2018 №4(12): 3-14

Проблемы и перспективы применения процедуры медиации

в сфере жилищно-коммунального хозяйства

СЕРВИС / SERVICES

УДК 332.8

ОС!: 10.24411/2413-693Х-2018-10401

Проблемы и перспективы применения процедуры медиации в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ЛИТВИНОВА Елена Владимировна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Высшая школа бизнеса, менеджмента и права Москва, Российская Федерация;

кандидат экономических наук, доцент, litvinova.alena@mail.ru ДАНИЛОВА Вероника Андреевна

Российский государственный университет туризма и сервиса, Высшая школа бизнеса, менеджмента и права

Москва, Российская Федерация;

кандидат экономических наук, доцент, lakky561@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы разрешения конфликтных споров в области взаимоотношений собственников жилья и их объединений (ТСЖ, ЖСК, советы МКД) с различными организациями жилищно-коммунального комплекса - управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Выявлены основные причины и подробно описаны предметы споров и конфликтов в данной сфере.

Авторами для решения проблемных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства предлагаются кардинально новые технологии, которые принципиально отличаются от судебных процедур и основаны на иных принципах взаимодействия сторон спора с участием профессиональных специалистов. Предлагается использовать процедуру медиации, необходимость и актуальность которой в настоящее время неоспорима. Подробно рассмотрены этапы процесса медиации.

В статье на основе общения зарубежного опыта даны рекомендации для развития и продвижения посредничества в сфере ЖКХ в Российской Федерации с целью разрешения существующих конфликтов. Одним из наиболее важных и актуальных на данном этапе направлений является формирование спроса на основе повышения информированности потребителей об услугах, оказываемых медиативными организациями.

Отмечается, что, учитывая возможный рост социальной агрессии в сфере ЖКХ вследствие нарастающего числа конфликтных ситуаций, актуальным вопросом становится отсутствие системы взаимодействия органов управления с объединениями граждан, возможность и необходимость создания регулярно действующих консультативных институтов власти и общества по вопросам, связанным с применением процедуры медиации.

Ключевые слова: медиация, жилищно-коммунальное хозяйство, конфликт, спор, посредничество, урегулирование, процедура

Для цитирования: Литвинова Е.В., Данилова В.А., Проблемы и перспективы применения процедуры медиации в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сервис Plus. 2018. Т.12. №4. С. 3-14. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10401.

Статья поступила в редакцию: 11.10.2018.

Статья принята к публикации: 11.11.2018.

СЕРВИС pùis 2018 Том 12 №4

научный журнал

www.philosoph.ru

Problems and prospects of application of mediation procedure in the sphere of housing and communal services

Elena V. LITVINOVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., litvinova.alena@mail.ru Veronika A. DANILOVA

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Cand. Sci. (Economics), Associate Prof., lakky561@mail.ru

Abstract. The article discusses the task of conflict resolution in the field of relations between homeowners and their associations (HOA (homeowners' association), HC (housing cooperative), and Apartment building councils) with various organizations of housing and communal complex-management companies and resource supply organizations. The main causes are identified and the subjects of disputes and conflicts in this sphere are described in details. The authors propose radically new technologies to solve the problem situations in the sphere of housing and communal services, which are fundamentally different from judicial procedures and are based on other principles of interaction between the disputing parties with the participation of professional experts. It is proposed to use the mediation procedure, the need and relevance of which is now undeniable. The stages of the mediation process are considered in detail. The recommendations based on communication of foreign experience for the development and promotion of mediation in the sphere of housing and communal services in the Russian Federation in order to resolve existing conflicts are given in the article. One of the most important and relevant areas at this stage is the formation of demand based on increasing consumer awareness of the services provided by mediation organizations. It is noted that, given the possible growth of social aggression in the housing sector due to the increasing number of conflict situations, the relevant issue is the lack of a system of interaction of government with citizens' associations, the possibility and the need to create a regular Advisory institutions of government and society on issues related to the use of mediation.

Keywords: mediation, housing and communal services, conflict, dispute, intermediary, settlement, procedure

For citation: Litvinova, E. V., & Danilova, V. A. (2018). Problems and prospects of application of mediation procedure in the sphere of housing and communal services. Servis plus, 12(4), 3-14. doi: 10.24411/2413-693X-2018-10401. (In Russ.).

Submitted: 2018/10/11.

Accepted: 2018/11/11.

Сегодня медиация в России уже стала доступным способом разрешения споров, а любой гражданин или компания, пожелавшие вне стен суда решить вопрос, приводящий к конфликтной ситуации, может воспользоваться услугами профессионала-медиатора. С этой целью нужно обратиться в организацию, предлагающую проведение медиативной процедуры [1, с. 43]. В России создана Национальная Организация медиаторов, объединяющая провайдеров медиации и индивидуальных медиаторов1.

С целью реализации интересов экономических субъектов огромное значение имеет разрешение споров без нанесения чрезмерного имущественного ущерба сторонам конфликта, в частности без доведения организации до состояния финансового кризиса, банкротства. Разбирательства в суде- крайняя мера. Внедрение участия посредников при досудебном урегулировании споров просто необходимо, в том числе и в целях снижения нагрузки на судей и, как следствие, повышения эффективности правосудия. В настоящее

1 Официальный сайт Национальной Организации медиаторов - http://npnom.ru

2018 Vol. 12 Iss. 4

SERVICE plus

scientific journal

время можно говорить о перегруженности судов - каждый год в стране рассматривается около 25 млн. дел2. Поэтому необходимость широкого использования примирительных процедур в досудебном порядке не вызывает сомнения.

В современном виде в западном мире медиация стала применяться около 60 лет назад, как правило, в области трудовых споров, а затем распространилась и на другие сферы человеческой деятельности. Медиация стала достаточно обычным явлением в таких странах как США, Канада, Великобритания, Германия, Австралия, Китай. Как свидетельствует общая международная статистика, к медиации прибегают в 30-40 % всех споров, а положительный эффект бывает достигнут в 85 % случаев [2, с. 103].

Утверждается, что посредничество является образцом разрешения споров, которое особенно хорошо соотносится с ситуациями, когда стороны укоренились в своих позициях [3, с. 479]. Давно известен опыт крупных зарубежных компаний по созданию специальных структурных подразделений - внутренних служб медиации, в которых сформирован свой штат медиаторов для урегулирования как внутрифирменных споров, так и споров с контрагентами. При существующих недоразумениях относительно качества услуг, оплаты поставщикам или оскорбленного увольнениями персонала конфликты можно решить в суде. Однако у компаний нет ни времени, ни дополнительных финансовых ресурсов для урегулирования этих конфликтов, с учетом того факта, что есть квалифицированный персонал для решения этих проблем [4, с. 290].

Отечественный бизнес так же стремиться применять эти технологии. Вместе с тем, в некоторых сферах сервиса, в которых происходит взаимодействие с клиентами, где высока возможность возникновения конфликтов, необходима подготовка персонала, владеющего медиативными технологиями.

Этот метод, позволяющий разрешать и предотвращать конфликты и споры, что называется, «в режиме реального времени», не доводя их «точки невозврата», разработан АНО «Центр медиации и права». Это, безусловно, экономит не только время и финансовые ресурсы, но и эмоциональные силы. И все-таки функционал внутрикорпоративного медиатора распространяется далеко не на все случаи - ведь основной показатель деятельности профессионального медиатора - это его беспристрастность, незаинтересованность, нейтральность. Но его корпоративная принад-

лежность может поставить под сомнение эти характеристики. Поэтому в некоторых случаях механизм поиска медиатора для разрешения спора точно такой же, как и для его поиска частным лицом. Юридические лица, которые не имеют в своей структуре службы медиации, могут обратиться к медиативным провайдерам.

Такие механизмы в настоящее время уже используются в России, и их потребность прямо связана с возможностью получения услуг медиации, преодолением стереотипов, препятствующих использованию этого метода разрешения спора.

В практике судебной работы присутствуют положительные примеры таких разбирательств, которые завершились примирением сторон в результате усердной деятельности медиаторов. Еще к концу 2015 года более чем в 60 субъектах РФ были созданы организации, осуществляющие медиативную деятельность [5, с. 535].

Жилищно-коммунальное хозяйство было и остается одной из наиболее конфликтных сфер. Судебные разбирательства здесь - дело обычное. Это объясняется тем, что в ЖКХ главными участниками являются физическое лицо, нуждающееся не только в жилье, но и являющееся потребителем таких продуктов цивилизации, как свет, тепло, газ и чистая холодная и горячая вода, и противопоставленное ему юридическое лицо -организация, а это неизбежно приводит к достаточно большому количеству разногласий и конфликтов.

Вопросы ЖКХ на протяжении десятилетий неизменно входят в число наиболее острых проблем, волнующих граждан нашей страны. По статистике каждое пятое обращение граждан в органы власти касается работы ЖКХ. Именно сфера ЖКХ является на сегодняшний день одной из самых «взрывоопасных» отраслей, именно здесь так часто возникают громкие разбирательства и скандалы. Коммунальные конфликты затрагивают такие важные для любого человека ценности, как безопасность и комфорт. Это базовые потребности личности, поэтому их неудовлетворение вызывает у человека такую повышенную эмоциональную реакцию.

Данные социологических исследований показывают, что основными «болевыми точками» в отрасли являются недостаточное качество предоставляемых услуг, высокие тарифы, изношенное состояние основных фондов инфраструктуры и самого жилищного фонда. Срочный капитальный ремонт требуется каждому третьему многоквартирному дому (МКД), каждому четвёртому такой ремонт будет необходим в ближайшие три-пять лет. Проведенный анализ показывает,

2 Судебная медиация в сфере ЖКХ: есть ли место примирению? Источник: Журнал «Городское хозяйство и ЖКХ: технологии и техника». Режим доступа: https://www.gkh.ru/article/90414-sudebnaya-mediatsiya. (дата обращения 13.05.2018)

СЕРВИС^ 2018 Том 12 №4

научный журнал

www.philosoph.rj

что наиболее частыми обстоятельствами возникновения конфликтных ситуаций являются выбор управляющей компании, выбор способа управления МКД, заключение договора с поставщиками коммунальных ресурсов. Очень часто источником неразрешимых конфликтов становится порядок формирования и начисления платежей за услуги ЖКХ, а также, соответственно, и сам размер платежа.

Острые конфликты в данной сфере возникают как между самими собственниками и нанимателями жилья, так и с ресурсоснабжающими организациями, с управляющими компаниями (УК), товариществами собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительными кооперативами (ЖСК), органами государственной власти и местного самоуправления, что является следствием огромного комплекса нерешённых проблем [6, с. 18].

Проблем в отношениях между собственниками и управляющими компаниями предостаточно. В рейтинге жалоб в сфере ЖКХ первое место занимают обращения граждан относительно расчетов, второе — претензии к управляющим компаниям: порядка 17 % от общего числа жалоб по России за год3. Конфликты возникают из-за того, что управляющие компании, как коммерческие организации, хотят получить от своей деятельности максимальную прибыль и делают для этого все возможное — экономят на выполнении своих прямых обязанностей или завышают тарифы на коммунальные услуги.

В свою очередь, собственники не хотят остаться без квартиры, если тарифы станут столь неподъемными. Там, где возможно найти компромисс между этими противоречащими интересами, конфликтов нет. А там, где невозможно — в основном из-за негибкости и непрофессионализма УК, — конфликт возникает [7, с. 83].

Немало случаев, когда управляющие компании собирают деньги за коммунальные услуги с жильцов, но не перенаправляют их на счета ресурсоснабжающих организаций, что приводит к напряженным отношениям между юридическими лицами: УК и РСО [8, с. 183]. Первые задолжали вторым на сегодняшний день порядка 250 млрд. рублей. Бывает такое, что за долги УК ресур-соснабжающие организации отключают воду в квартирах собственников или канализацию и свет всему дому. Но все эти действия незаконны. Люди, добросовестно оплачивающие коммунальные услуги, становятся заложниками конфликта между организациями ЖКХ.

Как правило, попытки, направленные на урегулирование проблем в сфере ЖКХ, носят административный характер и нередко приводят к новым конфликтам и ожесточенным противостояниям. Зачастую рядовые, казалось бы, претензии за короткое время приводят к настоящим коммунальным войнам.

Например, вполне типичной стала ситуация, когда компания, управлявшая МКД, не получила лицензии или вовсе лишилась её, а другая компания выиграла конкурс на управление этим МКД. Однако очень часто «старая» УК, не желая отдавать источник доходов, препятствует работе «новой» компании. Подобная ситуация, к примеру, сложилась между управляющими организациями в г. Одинцове. Пока конфликтующие УК выясняют отношения, жители МКД в прямом смысле утопают в канализационных стоках. Врачи «скорой помощи» отказываются подниматься на верхние этажи МКД из-за отключенных лифтов. В г. Щёлково сотрудникам УК в ходе противостояния с конкурентами был причинён вред здоровью. Конфликты между жителями МКД и УК также могут доходить до открытых столкновений. Примером тому является случай в г. Домодедово, когда недовольными жителями был завален снегом вход в офис компании.

В начале 2018 года в СМИ был освещен еще один из громких конфликтов. В Москве управляющая компания необоснованно аномально повысила тарифы, и, когда собственники не смогли оплатить выставленные счета, приостановила выполнение своих функций. Жильцы на целый месяц лишились горячей воды, услуг по уборке мусора и работающих лифтов. В итоге одна недобросовестная УК была заменена на другую.

Еще один сложный конфликт возник в подмосковном городе Мытищи. Собственники жилья в многоквартирных домах жаловались, что поставщик ресурсов ОАО «Мытищинская теплосеть» производит расчет платы за потребляемое тепло по тарифам, которые являются явно завышенными. Также поступали жалобы на неправильную эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов. Спорная ситуация не разрешается годами и получила серьезное продолжение. К разрешению конфликта подключились органы государственной власти и общественники.

В Волгограде разгорелся другой конфликт жильцов с управляющей компанией. По обоснованному мнению собственников, в их доме полностью проигнорировано соблюдение требований пожарной безопасности

3Л. Александрова Прямая оплата услуг ЖКХ: поможет ли сэкономить новая система Опубликовано в газете «Московский комсомолец» № 27655 от 6 апреля 2018 г. Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/2018/04/05/pryamaya-oplata-uslug-zhkkh-pomozhet-li-sekonomit-novaya-sistema.html (дата обращения 12.05.2018)

2018 Vol. 12 Iss. 4

SERVICE plus

scientific journal

—УК подвергает риску жизни жильцов. По причине протечки крыши здания вода попадает на электрощиты и проводку. Особенно актуально эта ситуация смотрится в свете недавней трагедии, произошедшей в г. Кемерово, где управляющие ТЦ «Зимняя вишня» к пожарной безопасности отнеслись также безответственно, что повлекло за собой смерть людей. Но конфликт в Волгограде пока не разрешен, по требованию жильцов жилищная инспекция начала проверку деятельности УК.

Другой повод для возмущения граждан - точечная застройка. Эта проблема особенно актуальна для крупных городов-миллионников, например, для Екатеринбурга, очень компактного мегаполиса.

Еще одна конфликтная тема, стремительно набирающая обороты, - парковочные места на придомовой территории. Она делит жильцов дома на две противостоящие друг другу стороны - одни требуют обустройства во дворе мест для стоянки автомобилей, вторые - детских площадок.

Ни в коем случае нельзя допускать того, чтобы конфликт переходил границы неуправляемой стадии. Как показывает практика, на этом этапе остановить противоборствующие стороны зачастую становится невозможно, так как количество взаимных претензий и жалоб достигает критической массы. Ежегодно в конфликтных ситуациях по различным вопросам ЖКХ оказываются миллионы граждан. Если вовремя не урегулировать конфликты, рост социальной напряженности станет очевиден. Даже в XXI веке наше общество пока не научилось решать споры за столом переговоров в цивилизованном порядке. Как правило, представители органов власти и управления, а также организации отрасли не вступают в переговоры с жителями, а игнорируют само существование конфликта. Необходимо отметить почти полное отсутствие системы взаимодействия органов муниципальной власти с представителями жилищных объединений граждан [9, с. 35].

В связи со сложившейся ситуацией необходимо искать альтернативные способы урегулирования конфликтов, до обращений в судебную инстанцию, хотя бы в тех случаях, когда это возможно. На сегодняшний день к таким способам относится процедура медиации.

Процесс медиации можно определить как один из способов урегулирования спора с участием незаинтересованного посредника (медиатора). Стороны, принимающие участие в конфликте, сами находят взаимовыгодное решение, благодаря помощи медиатора. В данном случае конфликтующие стороны сами приходят к решению о прекращении спора.

Основные принципы процедуры медиации: добровольность участия в процедуре медиации; конфи-

денциальность; равноправие сторон; беспристрастность (нейтральность) медиаторов; сотрудничество; открытость; взаимоуважение; ответственность.

Как всякое новшество данная процедура имеет и преимущества, и недостатки. Среди преимуществ следует отметить следующие:

• Экономия времени, денежных ресурсов и эмоциональных сил участников.

• Индивидуальность определения обстановки, организации, регламента и содержания процесса при проведении каждой конкретной процедуры медиации.

• Ориентация медиации не столько на сам конфликт (выяснение кто прав, кто виноват), сколько на конструктивный поиск компромисса. Используя примирительную процедуру, стороны самостоятельно приходят к устраивающему их решению проблемы, в отличие от судебного разбирательства, где решение принимает суд.

• Легкость подстраивания под потребности участников процедуры в плане затрат времени и учет эмоциональных и личных аспектов спора, при желании можно урегулировать конфликт буквально за несколько часов.

• Полная защищенность сферы частных интересов участников, поскольку процесс медиации - это конфиденциальный процесс, примирительные процедуры характеризуются отсутствием публичности, что позволяет избежать разглашения коммерческой информации и гарантирует отсутствие репутационных рисков.

• Долговечность достигнутых при разрешении спора с помощью медиации договоренностей. Они, как правило, более отражают реальное положение вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их существование обоюдно приемлемым и естественным шагом.

• Сохранение в случае примирения деловых отношений сторон.

• Защита слабой стороны, которая не всегда имеет возможность привлечь для представления своих интересов высококвалифицированных юристов.

• Самостоятельный выбор сторонами лица, содействующего урегулированию спора. При использовании некоторых примирительных процедур стороны вправе это сделать, что вызывает доверие сторон к такому лицу и укрепляет эффект результата примирения [10, с. 204]. Предварительно сторонам должна быть предоставлена информация, характеризующая уровень его профессиональных знаний, образование, опыт и др. Участники могут встретиться с потенциальным посредником и убедиться в его компетентности.

• Создание психологического комфорта участников спора, атмосферы доверия и сотрудничества, что достигается отсутствием необходимых элементов процессуальной формы и судебной атрибутики.

• Исключение неожиданностей и нереализуемых решений в результате процедуры, так как медиатор не берет на себя принятие решения, а только организацию переговоров, на которых стороны сами ищут варианты. Это дает им возможность держать ситуацию под контролем.

• Возможность выхода из процесса обеспечивается добровольностью участия. Если стороны считают продолжение диалога нецелесообразным, они вправе его остановить.

• Отсутствие коррупционной составляющей, независимость посредника. Медиатор не заинтересован в разрешении конфликта в пользу какой-либо стороны. В случае невозможности нейтральности, медиатор должен отказаться от проведения процедуры. Дополнительным фактором нейтральности является оплата услуг медиатора обеими сторонами в равных долях.

• Предотвращение ущерба компании от внутренних конфликтов. Известен факт, что потери организации в этом случае могут составить до 65 % фонда оплаты труда4. Увольнение недовольного топового сотрудника обходится организации в размере двухгодовой его заработной платы. Медиатор, как специалист, учитывающий закономерности развития конфликта, в состоянии разрешить ситуацию наиболее «безболезненным» способом.

Укрупненно схема организации проведения медиативной процедуры представлена на рис. 1.

Типичная процедура медиации состоит из следующих восьми этапов [11, с. 75].

1-й этап медиации - вступительное слово медиатора. В самом начале медиатор объясняет сторонам, что такое процесс медиации, рассказывает на каких принципах он построен (акцентировать внимание следует уделить реализации принципа конфиденциальности), описывает свои функции в этом процессе и свою роль, и роль участников в предстоящих переговорах, представляется сам, знакомится со сторонами.

Процесс медиации занимает не менее 2,5 - 3 часов, поэтому медиатор выясняет, имеют ли стороны свободное время, необходимое для ведения переговоров, если одна из сторон не имеет возможность, то прения переносятся на другое время. Далее он выясняет, все ли заинтересованные стороны присутствуют на пе-

реговорах, и поясняет, что на этапах медиации возможно проведение кокусов (его индивидуальных бесед с участниками спора).

Итак, на данном этапе медиации медиатор сообщает сторонам огромный информационный массив, однако следует учитывать, чтоб это повествование не стало скучным монотонным монологом. Вступительное слово занимает в среднем 10-15 мин, оно должно четко соответствовать сути вопроса и быть логично выстроено. Во вступительном слове медиатор стремится создать соответствующую психологическую атмосферу, необходимую для ведения процесса медиации.

2-й этап медиации - презентация сторон. Медиатор дает возможность каждой из конфликтующих сторон дать сведения о том, в чем состоит суть спора. Первой предлагается выступить той стороне, которая явилась инициатором данного процесса. В ходе выступления сторон медиатор внимательно слушает, старается не упустить важные детали, задает уточняющие вопросы, если это необходимо. Во время процесса медиации важно дать высказаться каждой из сторон. После окончания слушаний медиатор сам пересказывает суть выступлений, не давая им оценок и сглаживая острые моменты. На этом этапе используется «эхо-техника». Медиатор дает резюме, которое позволяет каждой стороне услышать свое выступление со стороны и по необходимости дать уточняющие дополнения. Вторая сторона, участвующая в споре, так же слышат выступление медиатора. Выступление медиатора имеет безэмоциональный характер, который исключает все неприемлемые для сторон высказывания. В данном случае другая сторона может посмотреть на сложившуюся ситуацию с точки зрения своего оппонента.

3-й этап медиации - дискуссия. На этом этапе медиатор дает возможность конфликтующим сторонам выступить в прениях, и высказать свои замечания и предложения. Возможно, что участники процесса будут вести себя достаточно эмоционально. В таком случае медиатор должен выслушать их мнения, но контролировать сложившуюся ситуацию. В это время проводится работа по дальнейшей повестке дня, определяются вопросы, по которым должно быть принято согласованное решение.

Если во время слушаний ситуация становится слишком напряженной или конфликтующие стороны не стремятся найти точки опоры для совместного диалога, медиатор принимает решение, что в данном случае необходимо применить процедуру кокуса.

4 Источник: сайт АНО «МЕДИАЦИЯ». Режим доступа: http://www.mediatio.biz/page/pluses/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 Vol. 12 Iss. 4

SERVICE plus

scientific journal

НАСЕЛЕНИЕ

УК

РСО

ЖСК

ТСЖ

ОГВ

ОМС

XI

СТОРОНА 1

СПОР

XI

СТОРОНА 2

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ /НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВОДЯЩАЯ ПРОЦЕДУРУ МЕДИАЦИИ

НА ПЛАТНОЙ / БЕСПЛАТНОЙ ОСНОВЕ

О ПРЕДМЕТЕ СПОРА О МЕДИАТОРЕ О ПОРЯДКЕ ПРОЦЕДУРЫ ОБ УЧАСТИИ И РАСХОДАХ

О СРОКАХ ПРОЦЕДУРЫ

ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ (СОГЛАШЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ МЕДИАЦИИ, ВЫБОР МЕДИАТОРА, МЕДИАТИВНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

О проведенной процедуре

О СОГЛАСОВАННЫ СТОРОНАМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ

ОБУСЛОВИЯХ И СРОКАХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Рисунок 1. Схема организации проведения медиативной процедуры Figure 1. Scheme of organization of the mediation procedure

4-и этап медиации - кокус. Это индивидуальная беседа медиатора с участниками конфликта. Принцип равноправия участников конфликта предполагает, что число кокусов, которые проводятся, и время их проведения должно быть одинаковым для каждой из сторон. Этот принцип используется с целью невозможности обвинения медиатора в лояльности к одному из участников. В ходе кокуса может произойти выявление новых обстоятельств, относящихся к данной ситуации, которые участники конфликта не раскрыли ранее. Во время кокуса медиатор помогает каждому участнику посмотреть на свою позицию в споре со стороны и понять позицию оппонента для возможности поиска точек соприкосновения по спорному вопросу.

5-й этап медиации - формирование повестки дня. В ходе данного этапа медиатор дает возможность

определить и записать вопросы, которые, по их мнению, могут привести к взаимному соглашению для разрешения спора. Стороны конфликта должны внести в повестку дня только такие вопросы, которые однозначно ими понимаются. В результате разработки повестки дня медиатор оглашает конфликтующим сторонам высказанные ими вопросы и говорит, что они имеют возможность внести свои коррективы.

6-й этап медиации - выработка предложений. Каждая из сторон оглашает предложения, которые были внесены в повестку дня по разрешению интересующих вопросов. Это самый важный этап в проведении процесса медиации. Медиатор, в случае необходимости, помогает участникам процесса понять предложении друг друга, увидеть рациональные решения, осмыслить имеющиеся у них ресурсы и найти новое

СЕРВИС

научный журнал

'S

2018 Том 12 №4

решение, которое устраивает их обоих. Медиатор не обязан во всех перечисленных ситуациях, выполнять эти функции.

Седьмой этап посвящен подготовке соглашения. Теперь необходимо проверить каждое из предложений по разрешению спорных вопросов, оценить их реализуемость.

Если одно из предложений не является реальным, то следует выработать и обсудить новое предложение, которое может быть признано и выполнено обеими сторонами.

Только прошедшие тест на реальность и устраивающие обе стороны предложения, могут быть внесены в составляемый договор. Подготовленное соглашение не должно вызывать двузначного толкования любой из сторон. Заключительной фазой данного этапа является обсуждение сторонами возможных последствий неисполнения составленного соглашения. Стороны должны представлять себе в этом случае исход ситуации и действия друг друга при невыполнении соглашения одной из них.

На восьмом этапе происходит выход из медиации. Обратная связь о результатах работы - одна из основных задач этого этапа. Стороны уже способны оценить, насколько они удовлетворены достигнутым компромиссом и самой процедурой переговоров с участием посредника; и, наконец, они могут судить о своем эмоциональном состоянии: стало им легче после сеанса медиации, снизилось или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т.д.

Вместе с тем, в процессе медиации, который имеет неоспоримые достоинства, связанные с комфортными условиями ведения переговоров, а так же лояльностью посредника, следует выделить и негативные моменты.

Так, существует мнение, что возможное применение медиации ограничено спорами, возникающими в области гражданских, семейных, трудовых, экономических отношений, а это, якобы, автоматически исключает жилищные, земельные, административные, публично-правовые и другие виды конфликтов. В действительности сейчас практика охватывает и другие направления. Важна поддержка этого института со стороны не только судебной, но и других ветвей власти.

Во-вторых, не смотря на закрепление принципа конфиденциальности проведения процедуры медиации и запрета медиатору без согласия сторон

раскрывать информацию, относящуюся к конфликтной ситуации, до сих пор не предусмотрена ответственность и конкретные санкции к медиатору за разглашение полученных сведений.

Результат медиативного соглашения является гражданско-правовой сделкой, связанной с добросовестностью и добровольностью сторон, которая положена в основу его исполнения, кроме случаев, когда медиативное соглашение положено в основу мирового соглашения. Медиация - это обычный гражданско-правовой договор, в случае неисполнения которого конфликтующие стороны должны обратиться в суд.

В-четвертых, на первый взгляд медиативная оговорка - это оговорка, которая вносится в договорных отношениях во всех сферах деятельности. Например, в отношениях бизнеса, при управлении многоквартирными домами и т.д. Она обязывает стороны закончить процедуру медиации и только после этого они могут обратиться в суд.

Вместе с тем законодательство, которое предполагает условную подведомственность процедуры медиации, дает право одной из сторон ее игнорировать, если таковая хочет защищать свои права. Данная оговорка исключает обязательную силу медиативного соглашения.

По прошествии семи лет с момента вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» и внесения сопутствующих ему поправок в отдельные законодательные акты РФ можно говорить о том, что интерес к медиации растет. Количество организаций, предлагающих услуги в сфере медиации, постоянно увеличивается. Однако число самих споров, урегулированных с помощью медиации, остается на стабильно низком уровне. По статистике Верховного суда РФ, за период с 2011 по 2017 гг. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко — при рассмотрении всего лишь около 0,008 % дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002 % дел арбитражными судами. И хотя эта статистика не показывает точное количество медиаций, поскольку не может учитывать все случаи обращений к медиаторам, в любом случае она показывает неэффективность существующих процедур5.

В ряде зарубежных стран (например, в Словении, ранее в Италии) процедура судебной медиации (примирения) носит обязательный характер, ее

5 Источник: М. Шестакова Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам // «ЭЖ-Юрист» - российская правовая газета № 05 (1006) 2018. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/365791/ (дата обращения 15.05.2018)

SERVICE plus

scientific journal

проведение может быть предписано судьей. В некоторых странах (например, в Великобритании) существует практика, согласно которой, если сторона отказывается от предложенной судом медиации, такая сторона несет все судебные расходы другой стороны, даже выиграв спор.

Профессиональные организации по медиации оказывают свои услуги только возмездно. Стоимость услуг медиатора всегда является предметом договоренностей со сторонами. Это зависит от категории спора, стадии конфликта и других факторов.

Во время обращения одной из сторон предусматривается минимальная предоплата (1000 - 3000 рублей), которая, при условии проведения медиации входит в общую стоимость услуги. Консультация профессионального медиатора (отдельно от проведения комплексной процедуры медиации) - от 500 - 2000 рублей за час работы.

Таким образом, высокую стоимость предлагаемых профессиональными медиаторами услуг можно определить как еще одно существенное препятствие для более активного и безусловного применения института примирения. На сегодняшний день работа профессионала в этой области обойдется клиенту в среднем свыше 2000 руб. в час. В зависимости от сложности случая процедура медиации, без учета перерывов, обычно длится один-три дня при продолжительности одной сессии от трех до восьми часов. Итого цена официального разрешения конфликтной ситуации при участии посредника в среднем составит около 20 тысяч рублей. Если сравнивать с подачей в суд иска ценой, например, 10 тысяч рублей, то госпошлина в этом случае составит всего 400 рублей.

Однако, если результатом медиации является заключение мирового соглашения до того момента, как принято решение, то истцу должна быть возвращена половина суммы уплаченной государственной пошлины.

Среди возможных путей снижения стоимости проведения процедуры медиации, следует назвать государственную поддержку организациям, осуществляющим деятельность по предоставлению медиативных услуг, например, в виде льгот при налогообложении, мероприятия по развитию конкуренции в среде медиаторов и т.п. Существует опыт Нидерландов, где плата за услуги медиатора взимается с участников процедуры, начиная не с первого, а со второго часа работы посредника.

Поэтому, чтобы механизм медиации «заработал», необходимо создать условия, инфраструктуру в виде подведомственных организаций, центров, департаментов, комитетов в структуре органов управления жилищно-коммунальным хозяйством, основными

задачами которых могли бы стать:

• создание условий для функционирования механизмов медиации при разрешении спорных вопросов и конфликтных ситуаций в сфере ЖКХ;

• проведение широкомасштабной информационной компании среди населения и бизнес-сообщества, формирование положительного имиджа медиативной технологии;

• снижение количества судебных процессов в сфере ЖКХ за счет активного применения процедуры медиации.

Например, в столице функционирует Центр внесудебного урегулирования конфликтов (медиации) при ГБУ «МАЦ», являющийся подведомственной организацией Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. Для удобства жителей в каждом округе создан медиативный центр, в который у заинтересованных, конфликтующих сторон есть возможность обратиться за консультацией и проведением процедуры досудебного урегулирования конфликтов. Услуга оказывается на бесплатной основе для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и их объединениям (ЖСК, ЖК, ТСЖ, советы МКД), если одной из сторон спора или конфликта является организация жилищно-коммунального комплекса города Москвы.

Одновременно с этим стоит определиться с тем, какие основные виды конфликтных ситуаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства могут рассматриваться с привлечением медиации. Прежде всего, среди них следует отметить споры собственников помещений и управляющих компаний в процессе управления многоквартирным домом, затем - это, несомненно, споры, возникающие в результате оказания жилищно-коммунальных и прочих услуг, и, наконец, имущественные споры.

Медиация универсальная, гибкая, неформализованная процедура, медиатор независим и нейтрален, он помощник сторонам конфликта в урегулировании спора, в самостоятельном поиске и выработке договоренностей, удовлетворяющих потребности именно конкретных субъектов взаимодействия, отражающих их собственные интересы. Каковы же должны быть действия всех заинтересованных лиц, в первую очередь представителей государственной и муниципальной власти, чтобы медиация превратилась в доступный и распространенный способ урегулирования споров?

Рынок медиации, как и любой рынок, имеет свои стадии развития. Сейчас медиация на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей. И ключевую роль сегодня играет информационно-просветительская деятельность. Хотя и

СЕРВИС

научный журнал

5

2018 Том 12 №4

проводится работа по внедрению медиации в широкую практику, большая часть российских граждан и компаний не обладают полной и достоверной информацией об этом институте, его преимуществах и возможностях. Причем необходимо просвещение не только широких слоев населения, но и профессионального сообщества юристов как своеобразного проводника в информационном массиве юридических услуг. Задача юристов на данном этапе - предложение максимально широкого спектра способов разрешения возникших споров и конфликтов, помощь клиенту в выборе такого способа на основе полной информированности и соответствия интересам.

Целесообразно рекомендовать органам местного самоуправления как наиболее приближенным территориально к местному сообществу с целью более широкого применения примирительных процедур как можно более полно информировать население, используя возможности интернет-ресурсов, о целесообразности обращения к профессиональным медиаторам при урегулировании конфликтов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Еще одна причина, сдерживающая распространение института медиации, -отсутствие в зданиях судов специальных помещений для применения данных процедур [12, с. 236]. В судах некоторых регионов уже открыты специальные кабинеты примирения - отдельные помещения, приспособленные для того, чтобы стороны могли предпринять попытку урегулирования спора. Но в масштабах всей страны проблема выделения помещений в зданиях судов и их материально-технического обеспечения для альтернативного досудебного урегулирования конфликтов до сих пор остается нерешенной.

Еще одной причиной невысокой востребованности медиации следует назвать психологический фактор. Неоспорим факт очень высокой степени конфликтности отношений в нашем обществе и низкого уровня правовой культуры населения. Институт медиации не является государственным, существует не так давно, поэтому граждане воспринимают

Вышеуказанные недостатки процедур медиации, препятствующие широкому распространению рассматриваемой технологии, позволяют сформулировать предложения, способные привести к повышению эффективности и совершенствованию модели примирительных процедур в нашей стране.

В первую очередь в правовом поле следует закрепить категории дел, по которым применение медиативной процедуры стает обязательным элементом (например, конфликты в системе ЖКХ, споры о разделе

имущества супругов при расторжении брака, иные семейные спорные ситуации; о восстановлении на работе; признании перевода на другую должность незаконным и т.п.).

Опираясь на зарубежный опыт, а именно на опыт Италии, где законодательно была введена обязательная медиация, некоторые эксперты считают, что обязательная медиация - это утопия, так как нормы обязательной процедуры медиации были оспорены в итальянском Конституционном суде и признаны неконституционными [13, с. 156]. Однако статистика говорит сама за себя, так как 20 % всех дел, отправленных для решения конфликта путем применения процедуры медиации, были успешными. Италия знаменита затяжными судебными процессами, многочисленным количеством юристов (230 тыс.), и все это говорит о высокой конфликтности населения и непринятии альтернативных способов урегулирования споров.

Во-вторых, необходимо определить границы ответственности и перечень конкретных санкций по отношению к медиаторам в случае разглашения конфиденциальной информации, которая стала известной в процессе медиации.

Медиативное соглашение должно стать не просто гражданско-правовой сделкой, ему следует придать силу правового акта, подлежащего принудительному исполнению посредством закрепления в АПК РФ и ГПК РФ отдельного производства о признании и приведении в исполнение медиативного соглашения (по аналогии с производством по делам о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского судьи).

Кроме того, в целях стимулирования и мотивации сторон прибегнуть к примирительной процедуре (медиации) после того, как спор передан на рассмотрение суда, на законодательной основе предусмотреть освобождение сторон от судебных расходов в связи с обращением и проведением процедуры медиации.

Реализация указанных мер позволит физическим и юридическим лицам в случае необходимости активнее прибегать к альтернативной процедуре урегулирования конфликтов при участии посредника (процедуре медиации). Прежде всего, очевидна необходимость преодоления инерции общественного сознания. Хотя на сегодняшний день можно сказать, что существующая правовая база не препятствует применению медиации.

Опыт развитых стан позволяет утверждать, что востребованность медиации в повседневной жизни возрастает день ото дня. Субъекты, которые прошли

SERVICE plus

scientific journal

процедуру медиации, в будущем в спорных ситуациях используют именно эту технологию примирения. Стоит надеяться, что наша страна тоже близка к моменту, когда развитие медиации начнет происходить все более и более интенсивно [14, с. 124].

В России, бесспорно, медиация как естественный процесс примирения взаимодействия через посредника (медиатора) вынуждена пройти все стадии эволюции от полного отрицания до системного применения, а это длительный процесс. Медиация в повседневной жизни гражданского общества является связу-

ющим звеном между правовой сферой и неформальными взаимоотношениями субъектов с другой. Медиация, как один из вариантов разрешения споров, выступает как способ примирения конфликтующих сторон в повседневной жизни общества. Ее можно рассматривать как особого рода социально-техническое устройство, обеспечивающее превращение негативной энергии, порождаемой ежечасным столкновением множества людей в процессе их жизнедеятельности, в позитивно направленную энергию их совместного действия [15, с. 113].

Литература

1. Блинникова А.В. Перспектива применения медиативных технологий в процедуре общественного контроля // Наука и современность. 2016. № 44. С. 41-49.

2. Третьяков А.В. Примирительная процедура с участием посредника - очередной шаг в развитии судебной системы Российской Федерации // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 3. С. 103 - 105.

3. Tony Bennett The Role of Mediation: A Critical Analysis of the Changing Nature of Dispute Resolution in the Workplace // Industrial Law Journal, Volume 41, Issue 4, 1 December 2012, рages 479-480. Режим доступа: https://doi.org/10.1093/indlaw/dws033

4. Dragos Marian Radulescu Mediation-An Alternative way to Solve Conflicts in the International Business Environment // Procedia - Social and Behavioral Sciences. Volume 62, 24 October 2012, Pages 290-293.

5. Шумова К.А. Эффективность реализации принципов примирительной процедуры с участием посредника (процедуры медиации): теория и практика // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. 2016. Т. 3. С. 534-542.

6. Ветрова Е.А., Кабанова Е.Е. Специфика конфликтов между жителями муниципальных образований и органами управления жилищно-коммунальным хозяйством // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 16-22.

7. Евсеева С.А., Герасимова М.М. Управление взаимоотношениями с заинтересованными сторонами в менеджменте качества управляющих организаций в сфере ЖКХ // Экономические науки. 2015. № 126. С. 81-85.

8. Хаванова Н.В., Литвинова Е.В. Пути повышения эффективности взыскания задолженности граждан за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). 2015. Т. 9. № 3 (59). С. 181-194. DOI: 10.12737/14406. URL: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2015_3 (дата обращения: 14.05.2018).

9. Пути разрешения конфликтов в сфере ЖКХ Литвинова Е.В., Клычкова Е.И., Говердова В.Н. // Сервис в России и за рубежом (электронный журнал). 2014. № 5 (52). С. 31-46. DOI: 10.12737/5362. URL: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2014_5 (дата обращения: 14.05.2018).

10. Шумова К.А. Доверие как принцип медиации // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1 (30). С. 203-205.

11. Соколова Н.А. К вопросу о принципах медиации // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 10. С. 74-79.

12. Холодионова Ю.В. О правовых возможностях медиации или почему медиация медленно внедряется в гражданский и арбитражный процесс // Академический вестник. 2015. № 1 (31). С. 233-238.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Гайденко Шер Н.И. Обязательная медиация: опыт Италии/ Н.И. Гайденко Шер // Третейский суд. - № 1.-С. 156-165.

14. Тишукова С.Ю. Интеграция медиации в правовую культуру России // Вестник Самарского муниципального института управления. 2013. № 2 (25). С. 117-124.

15. Белая Т.К., Кондратенко К.С., Хрулёва Г.Н. Институты примирения конфликтующих сторон в российском праве // Евразийский союз ученых. 2015. № 7-5 (16). С. 110-113.

References

1. Blinnikova A.V., Prospects for the use of mediation technology in the procedure of public control. Nauka i sov-remennosf, no. 44, 2016, pp. 41-49. (In Russ.)

2. Tretyakov A.V., Reconciliation with intermediary participation - the next step in Russian Federation court system development. Yurist"-Pravoved", no. 3, 2010, pp. 103 - 105. (In Russ.)

3. Bennett T., The Role of Mediation: a Critical Analysis of the Changing Nature of Dispute Resolution in the Workplace. Industrial Law Journal, vol. 41, no. 4, 2012, pp. 479-480. Availabla at: https://doi.org/10.1093/indlaw/dws033

4. Radulescu D. M., Mediation-An Alternative way to Solve Conflicts in the International Business Environment. Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 62, 2012, pp. 290-293.

5. Shumova K. A., Effectiveness of the implementation of the reconciliation principles with the participation of a mediator (mediation procedure): theory and practice. Sovremenny'e tendencii razvitiya grazhdanskogo i gra-zhdanskogoprocessual'nogo zakonodatel'stva ipraktiki egoprimeneniya, vol. 3, 2016, pp. 534-542. (In Russ.)

6. Vetrova E. A., Kabanova E. E., Specifics of the conflicts between inhabitants of municipalities and governing bodies of housing and communal services. Social'no-e'konomicheskie yavleniya i processy', vol. 12, no. 3, 2017, pp. 16-22. (In Russ.)

7. Evseeva S. A., Gerasimova M. M., Manage by mutual relations with stakeholders in quality management of managing organizations in the area of housing. E'konomicheskie nauki, no. 126, 2015, pp. 81-85. (In Russ.)

8. Khavanova N. V. Litvinova E. V., The ways of effectiveness improving of debt recovery of citizens in housing and communal services. Servis v Rossii i za rubezhom (electronic magazine), vol. 9, no. 3 (59), 2015, pp. 181194. DOI: 10.12737/14406. (In Russ.) Available at: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&cate-gory=2015_3 (Accessed on May 14, 2018).

9. Litvinova E. V., Klychkov E. I., Goverdova V. N., Conflict settlements in the housing and utility sector. Servis v Rossii i za rubezhom (electronic magazine), no. 5 (52), 2014, pp. 31-46. DOI: 10.12737/5362. (In Russ.) Available at: http://service-rusjournal.ru/index.php?do=cat&category=2014_5 (Accessed on May 14, 2018).

10. Shumova K. A., Trust as the principle of mediation. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute, no. 1 (30), 2014, pp. 203-205. (In Russ.)

11. Sokolova N. A. To the question of the mediation principles. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta, no. 10, 2016, pp. 74-79. (In Russ.)

12. Golovanova Y. V., On the legal possibilities of mediation or why mediation is slowly being introduced in civil and arbitration process. Akademicheskij vestnik, no. 1 (31), 2015, pp. 233-238. (In Russ.)

13. Gaidenko Sher N.I., Mandatory mediation: the Italian experience. Tretejskijsud, no. 1, pp. 156-165. (In Russ.)

14. Tishukova S. Yu., Integrating Mediation in the Legal Culture of Russia. Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravleniya, no. 2 (25), 2013, pp. 117-124. (In Russ.)

15. Belaya T. K., Kondratenko K. S. Khruleva G. N., The reconciliation institutions of the conflicting parties in the Russian law. Evrazijskij soyuz ucheny'h, no. 7-5 (16), 2015, pp. 110-113. (In Russ.)

SERVICE plus

scientific journal

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.