Научная статья на тему 'Перспектива конвергенции полиэтничных территорий на основе информатизации'

Перспектива конвергенции полиэтничных территорий на основе информатизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспектива конвергенции полиэтничных территорий на основе информатизации»

Рецензия

Основной доминантой, определяющей перспективы развития переходного общества, становятся во многих случаях неэкономические факторы развития, а эко-номические задают границ, т.е. область допустимых значений. Это значит, что рост или спад экономики, степень развитости рынка, модели раз вития и т.д. определяются такими процессами как борьба социальных и политических сил, национальные и геополитические конфликты, социокультурные и идеологические факторы и прежде всего развитие науки, ее связь с техническим прогрессом и политическая воля на обеспечение инновационного совершенствования общественного производства.

Вследствие того, что переходная экономика является продуктом противоречий всех этих факторов, она, во-первых, является неустойчивой и нестабильной. Во-вторых - мозаичной (рядом сосуществуют и взаимодействуют пласты экономики противоположные по формам собственности, управления, целям и т.д.). В-третьих -будущее подобной экономики поливариантно, т.е. возможно ее развитие в любом направлении от деградации до высокого уровня индустриального развития. Общее направление развития переходной экономики во многом определяется как реальными социально-экономическими возможностями, так и соотношением общественно-политических сил и других неэкономических факторов и силой инерции прошлого.

Первый номер журнала посвящен исследованию резервов инновационного реформирования экономики региона и предназначен для ученых, экономистов-практиков, государственных служащих. Дается общая характеристика инновационных процессов, трансформации экономических отношений в республике Дагестан, исследуются проблемы финансового обеспечения инновационного воспроизводства, его фаз и формы их организации, широко рассматриваются вопросы преобраз ования инновационного развития, собственности и становления предпринимательства. Идеи некоторых статей небесспорны и носят постановочный характер.

Заслуженный экономист РД,

доктор экономических наук, профессор Цапиева О.К.

Багомедов М.А., Автономов В.С., Розинская Н.А.

Перспектива конвергенции полиэтничных территорий на основе информатизации1

На начало нового тысячелетия экономическое поле постсоветского пространства оказалось раздроблено по территориям различного уровня организации и развития, что является деструктивной силой для формирующегося в течение столетий суперэтноса на бескрайних просторах Великой России. Разрыв экономического поля приводит к все возрастающему разрыву в уровнях экономического развития между богатыми, средними и бедными по уровню жизни регионами. Если изначально его возникновение было объяснимо значительной разницей между регионами в наличии востребованных на мировом рынке топливно -энергетических ресурсов и относительными выгодами местоположения, то по прошествии десятилетия безрезультатных попыток центра помочь депрессивным регионам через дотирование и инвестиционные программы выйти из состоя-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 01 -02- 00126а)

ния застоя возникает представление, что такое отставание имеет скорее социально -экономическую и антропологическую, чем технико-экономическую, природу. Возможности восстановления единого экономического пространства через выравнивание уровней экономического развития регионов зависят таким образом от формирования инновационной парадигмы конвергенции экономического развития.

Принципиальный тезис для осознания принципиальной необходимости инновационной парадигмы конвергенции экономического развития на основе информатизации состоит в том, может ли тот или иной идеал, основанный на соответствующих интересах, претендовать на роль абсолютной истины, в состоянии ли он выразить все богатство и многообразие социальных устремлений. скорее всего путь к истине лежит в признании закономерного многообразия подходов, поиске синтетических теорий, в формировании самого идеала не в виде упрощенной модели, а как сложного, многоцветного общества, основанного на гармонизации экономических интересов и политическом согласии. Все экономические, как и социальные теории в целом, направленные на защиту существующего (в той или иной стране) строя, обосновывают его правомерность ссылкой на соответствие определенному идеалу. И, напротив, концепции, лежащие в основе революционных и реформаторских движений, обосновывают легитимность своих действий доказательством несоответствия существующих порядков опять-таки некоему идеалу.

Характерная особенность преобладающего в современном обществе типа мышления - представление об однолинейности, безальтернативности общественного развития, соответствующего восходящей линии прогресса. Развитие общества рассматривается как движение к некоему западному идеалу, различаясь лишь обоснованием способов такой заданности; рациональное устройство общества и экономики и т.д. Концепции "вестернизации", в том числе ее американский разновидность, с идеалом капиталистического рыночного хозяйства и представительной демократии не выходят за рамки данной парадигмы. Общие представления о развитии общества предопределили и парадигму экономической теории. В ее основе лежат те или иные представления о способах рациональной организации экономической жизни, достигаемой с помощью рыночного саморегулирования, государственного управления или определенной комбинации обоих начал. Причем сама возможность рациональной организации экономики не ставится под сомнение, а критерии рациональности (экономический рост, накопление богатства, доходность и др.) мало отличались друг от друга. Споры касаются лишь распределения богатства, его справедливости, которая оценивается либо с морально-этических позиций, либо опять-таки с точки зрения содействия кумиру экономического роста. Вместе с тем десятилетие западной модели в России показывает, насколько она несовершенна в части формирования на базе экономического неравенства правового, представительского и политического неравенства.

Отличительной особенностью новых представлений является признание нелинейности и вариантности общественного развития, возможности прогрессивных и тупиковых его направлений. В формирующейся в развитых странах модели социально-экономического устройства уже сейчас содержатся наряду с классическим рыночным регулированием и элементы коммунизма (возможность получать доходы на уровне потребительской корзины для незанятых) и социализма (государственная система образования, здравоохранения, социального страхования). Глобальная информатизация значительно ускоряет этот процесс, поскольку устраняет возможность двойных стандартов действия правовых норм, обеспечивает равный доступ к и объективность экономической информации. Эти варианты общественного развития, как и предполагаемый вариант развития информатизированного общества, нуждаются в тщательной проработке и имеют различную вероятность осуществления.

В ходе исследования проблемы формирования парадигмы социально-экономического развития полиэтничного региона мы пришли к следующим выводам:

- воровство - это бич развивающихся государств и России, в том числе; на Северном Кавказе воровство приобрело решающий вес в экономике, поскольку в доходах населения зар.плата, пенсия, социальные выплаты составляют только 30%; причиной более глубокого чем в России кризиса экономики региона является несоответствие структуры регионального хозяйства прежде всего требованиям (возможностям реализации продукции) открытой экономики и, во вторую очередь, недоучет региональных особенностей национальной производственной и предпринимательской культуры в ходе институциональных преобразований, здесь необлагаемые теневые обороты гораздо выше, следовательно, ниже налоговая база, выше помощь центра и норма откатов при ее распределении, в результате накопления не переходят в инвестиции и повсеместное действие двойного права;

- экономика Дагестана и большинства других национальных окраинных регионов приобрела иждивенческий распределительный характер, когда основным акселератором экономического и социального развития являются бюджетные вливания; разработка методологических основ макроэкономического регулирования реструктуризации экономики региона создает научную базу для эффективного расширенного воспроизводства народного хозяйства региона и повышения его налоговой базы, но они должны предусматривать механизмы безусловного контроля и управляемости за всеми вкладываемыми ресурсами, что возможно осуществить только на технической базе информатизации;

- научно обоснованные ориентиры реструктуризации на инновационной основе позволяют более эффективно использовать ресурсно-инвестиционный потенциал саморазвития отраслей и предприятий региона, главным образом за счет развития наукоемких отраслей и производств с высокими заработками занятых производства продукции для удовлетворения развиваемого внутрирегионального спроса и поставок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции и услуг на внешние рынки;

- инструментами макроэкономического воздействия регионального уровня управления в информатизированном обществе должно стать ограничение денежного наличного обращения, установление прогрессивных почасовых ставок минимальной оплаты труда, экологичность норм землеотведения, что должно быть обеспечено соответствующей правовой и технической базой информатизации;

- основной проблемой реструктуризации региона в условиях открытой экономики является выработка долгосрочной стратегии специализации региона на рынках разного уровня; решение о возможностях выбора специализации должно приниматься через доступ к международным информационным сетям маркетинговых коммуникаций;

- динамика ВРП в регионе находится в обратной зависимости от динамики децильного коэффициента; для того, чтобы добиться экономического роста, необходимо повысить внутренний платежеспособный спрос в регионе, и прежде всего изменить соотношение доходов самых богатой и бедной (самой большой) части населения региона, прежде всего через повышение уровня минимальной оплаты труда (заработная плата составляет в доходах бедных слоев населения до 80%, тогда как у богатых она составляет 1% доходов, то есть остальное это теневые доходы за счет теневых доходов от разграбления контролируемых ими предприятий); современные электронные банковские коммуникации позволяют иметь каждому субъекту лицевые счета с расчетами в режиме реального времени;

- необходимо найти инновационные методы государственного воздействия на повышение эффективности работы прежде всего существующих государственных крупных предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи с тем, чтобы задействовать их технический потенциал производства сложной продукции (услуг) через заказы по маркетинговым коммуникациям;

- развитие новых сфер производства товаров и услуг с учетом особенностей национального менталитета населения в республиках Северного Кавказа должно осуществляться через развитие малых форм предпринимательства, в том числе их кооперации на эксплуатации и аренде крупных предприятий;

- для замыкания на Северокавказский рынок товарообмена необходимо внедрить систему выдачи заработной платы через лицевой счет субъекта в банке пластиковыми кредитными карточками, отовариваемыми товарами и услугами внутрирегионального и местного производства в связанных с банковскими сетями супермаркетах;

- перевод рыночного обращения в безналичную сферу позволил бы уйти от "черного нала", что в свою очередь, позволило бы пополнить налогами доходную часть бюджета; борьба с «налом» является важнейшей по сути проблемой государства в России и Северокавказском регионе;

- перевод большей части денег из наличных в безналичную способствовал бы увеличению доходов местных бюджетов, что позволило бы направить эту сэкономленную часть российских субвенций на формирование нормативов оборотных средств предприятий. Отсутствие (или их систематическая в условиях бесконтрольности иммобилизация) оборотных средств является главным тормозом для возобновления деятельности крупных предприятий;

- вновь изысканные государственные оборотные средства должны быть защищены от хищений, злоупотреблений и неэффективного использования руководителями предприятий и чиновниками, что также требует соответствующей нормативной методической и техической работы помимо выработки самих механизмов;

- помимо данного возможны различные другие инновационные учитывающие национальную специфику сценарии развития экономической ситуации в России на Северном Кавказе, и, соответственно, в Дагестане направление структурных преобразований будет инвариантно.

Выявленные правила требуют своего разрешения через адекватный региональный хозяйственный механизм и автаркию специальных республиканских экономических законов. В этом проявление полного федерализма, ведь Россия не унитарное государство, здесь помимо значительных экономических диспропорций существуют значительные отличия между ее территориями по свойственному полиэтничному населению менталитету этнического экономического поведения. Такими законами и включениями в них, без которых невозможно обеспечить какой-либо выход республик Северокавказского региона из состояния депрессии должны быть:

1. Об установлении повышения минимальной заработной платы до уровня 100 долларов в месяц в 2003 году и динамике ее уровня до 300 долларов в месяц в 2010 году, и уровня 1000 долларов в месяц - в 2025 году, и, соответственно, минимальных ставок почасовой оплаты до уровня 1 доллар в час в 2003 году, 2,5 доллара в час - в 2010 году, 7 долларов в час - в 2025 году.

2. Об общественных работах для безработных и оплате их труда на уровне не ниже ставок минимальной заработной платы.

3. Об индивидуальных лицевых счетах по месту жительства, на которые должны поступать все личные доходы граждан, и с которых должны производиться все расчеты населения республики.

4. Об индивидуальных лицевых счетах граждан в социальных фондах и порядке расчетов с них за социальные услуги.

5. О максимизации применения электронных коммуникаций для безналичных расчетов и с помощью пластиковых кредитных карточек.

6. О введении нормативов на формирование себестоимости продукции государственных предприятий и в расчетах налога на прибыль.

7. О стимулировании (налоговыми льготами, преференциями, государственными долговременными кредитами и др. методами) НТП и развития приоритетных отраслей специализации экономики региона: коммунальное хозяйство и жилищное строительство, пищевая промышленность, ВПК, ТЭК, национальные промыслы, сельское хозяйство (животноводство, выращивание овощей, риса, винограда, косточковых на поливных землях, рыбоводство), этнографический туризм, производственная инфраструктура, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура.

8. О порядке ускоренной национализации и передаче по конкурсу в аренду неплатежеспособных предприятий региона, имеющих длительную задолженность перед региональным бюджетом.

9. О стратегии долгосрочного социально-экономического развития региона и 5-летнем плане антикризисного регулирования и восстановления экономики республик ЮФО и Дагестана, в частности.

10. О переводе центра тяжести налогообложения на налогообложение имущества организаций и физических лиц и восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налогообложения.

11. О переводе социальной сферы на индивидуальную платную основу с индивидуальных лицевых счетах граждан в социальных фондах.

12. О регулировании цен на продукцию и услуги экономически и социально-значимых отраслей народного хозяйства Дагестана.

Еще одна из граней данного вопроса - накопление и сохранение кумулятивного эффекта общественного прогресса (в экономических и социально-политических областях, в духовной жизни и нравственности) и его сочетание с нововведениями.

Качественное преобразование структуры и механизмов общественного воспроизводства требует заново переосмыслить всю систему факторов и источников экономического роста. Традиционная схема (труд, земля и капитал) даже с механическим добавлением к ней науки и информации уже не в состоянии объяснить произошедшие и, тем более, грядущие перемены. Многие проблемы, возникающие в данной связи, были поставлены в исследованиях Римского клуба и в различных модификациях концепции "технотронного" общества. Они требуют глубокого осмысления и органического включения в состав новой учитывающей этнические антропологические особенности парадигмы экономической теории.

Сагидов А.К.

Основные направления стимулирования инновационной деятельности и повышения инновационной активности

Восстановление нашего экономического потенциала немыслимо без активного использования научных результатов. Хотя необходимо отметить, что есть немало стран и без развитой науки, но с весьма эффективным народным хозяйством. Дело в том, что в централизованно планируемой, а также в развитой рыночной экономике с монополизированным производством большинство инновационных структур пассивно. Это объясняется противоречием между высоким уровнем детерминированности и низкой степенью мобильности производственных процессов, с одной стороны, и принципиальной недетерминированностыо создания новшеств - с другой. Последние выступают в роли помехи упорядоченному ходу производства, требующей дополнительных (не планировавшихся) издержек для своего устранения. Экономические стимулы к использованию новшеств появляются крайне редко, лишь в тех случаях, когда стартовые затраты на их применение невелики, а эффект ускоренный.

Инновационные структуры активны в рыночных системах с преобладанием предприятий, образующих конкурентную среду и ищущими способ выхода на рынок через совершенствование своей технологии. Гибкость и неустойчивость их производственных программ вполне сочетается с недетерминированностью процесса разработки новшеств, а угроза коллапса заставляет, несмотря на значительный риск и неудачи, стремиться воспользоваться даже малыми преимуществами, которые сулит то или иное нововведение. Именно такова ситуация в наших условиях, а потому инновационный путь развития наиболее предпочтителен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.