Научная статья на тему 'Дагестанская модель развития экономики с учетом этнических особенностей'

Дагестанская модель развития экономики с учетом этнических особенностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дагестанская модель развития экономики с учетом этнических особенностей»

Багомедов М.А., Гаджиев А.Г

Дагестанская модель развития экономики с учетом этнических особенностей1

Концепция реструктуризации экономики региона представляет собой систему взглядов на осуществление структурных преобразований региональной экономики в целях обеспечения ее устойчивого развития. Целью реструктуризации экономики региона обычно принято считать либо обеспечение автаркичности экономики региона, либо достижение докризисного уровня объемов производства отраслей специализации региона, либо обеспечение какого-то объема производства ВРП (или реальных доходов) на душу населения (докризисного, среднероссийского, мирового, европейского, передовых стран). При этом устанавливаются какие-то сроки (этапы достижения). Можно отметить краткосрочный период 2001-2003 годы, и долгосрочный 2001-2015 (25)г. Экономика развивается по достаточно объективным законам, и вполне возможно то, что ни одна из предполагаемых целей в реально существующих условиях недостижима. В этих условиях просто подвижки экономики, обеспечивающие перспективы ее развития, также могут служить целью реструктуризации.

Существует множество подходов к разработке концепции структурных преобразований и моделей экономического развития. С ними уже неоднократно знакомились в процессах экономического развития страны и региона. Они проанализировали в многочисленных публикациях по этой проблеме.

Наиболее детальным и сбалансированным был подход по пятилетним генеральным планам социально-экономического развития экономики СССР, составлявшимся, в свою очередь, на основе 25 (50)- летних схем размещения производительных сил. Они составлялись на основе межотраслевого и межрегионального балансов, с учетом наиболее важных народнохозяйственных задач, и, как правило, в основном осуществлялись в соответствии с поставленными сроками.

В условиях рыночного регулирования экономика страны попала в глубокий кризис. В состоянии цейтнота государство решало сиюминутные вопросы, и поэтому о долгосрочных задачах не могло идти речи до периода стабилизации второй половины 90-х годов, когда возникла задача обозначить точки роста. Ответом на нее служила так называемая программа Меламеда, по которой на конкурентной основе оказывалось содействие инициативным инвестиционным проектам, предложенным самими предприятиями. Это вполне рыночный подход, но в условиях псевдорыночной экономики, он не дал региону особых народнохозяйственных результатов, что мы связываем в первую очередь с недоучетом региональных (этнических) особенностей хозяйственного поведения субъектов производственных отношений.

Следующим методическим подходом является разработка долгосрочной программы социально-экономического развития региона до 2010 года под руководством профессора Алиева В.Г. Здесь подход строится на определении необходимых темпов развития отраслей экономики в целях достижения среднероссийских по ВРП на душу населения показателей на основе осуществления инициативных инвестиционных проектов. Она представляет собой химерическую программу, поскольку воспроизводит социалистические методы планирования развития отраслей в условиях рынка, когда основным ограничением расширенного воспроизводства является платежеспособный спрос. У нас уже были примеры строительства объектов, которые должны были дать в бюджет региона миллионы долларов (Адам Интернешнл, Спирт завод, Прогресс, Дрожжевой завод), и, тем не менее, отдача от них не превысила 1 процента проектной.

По нашему мнению, все концепции развития региона в условиях рынка должны опираться: 1) на перспективы специализации на соответствующих рынках: местном, региональном, межрегиональном и мировом, соответственно; 2) на снижение децильного коэффициента за счет подтягивания нижних групп доходов; 3) на ускоренное внедрение наукоемких технологий, обновление изделий (услуг); 4) на учет этнических особенностей хозяйственного поведения.

Специализация региона возникает на основе освоения перспективных ниш платежеспособного спроса, когда цена регионального производителя плюс издержки по реализации оказываются значительно ниже цен реализации, предлагаемых конкурентами. В соответствии с разными комбинациями, накладывающихся на цену регионального производителя издержек по реализации конкурентоспособность проявляется на различных уровнях рынка: местном, внутрирегиональном, межрегиональном, международном локальном, международном глобальном. Этим направлениям должны соответствовать уровни перспективной специализации региональных отраслей и производителей. Например, местная специализация кадарских картофелеводов на поставках картофеля в близлежащие с Буйнакским горные районы и в Махачкалу, или локальная международная специализация на поставках торпед в Китай, Иран и другие дружественные страны 3-го мира, или межрегиональная специализация на подготовке и экспорте специалистов и спортсменов, или глобальная международная специализация на искусственном разведении осетровых в промышленных масштабах.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проекты №01-06-80068 и №00-06-80320а)

Специализация может быть традиционной и вновь приобретаемой. В обоих случаях требуется детальный анализ перспектив занятия соответствующей ниши платежеспособного спроса на различных уровнях рынка с учетом развития объективно складывающихся условий. Основными условиями специализации являются: выгоды природно -географического положения; соответствие выбранной специализации особенностям этнического и социального поведения населения в процессах хозяйствования, связанные с историческими условиями развития наций; накопленный производственный и инновационный потенциал.

Например, хотелось бы достичь международной специализации на виноградарстве, но объективные природные условия виноградарства в Дагестане намного хуже, чем в Италии, Франции, Испании, а предлагаемое повышение минимальных размеров оплаты труда может поднять себестоимость дагестанского винограда в 2 раза, и в таком случае, с издержками по доставке на международные рынки, продукция дагестанских виноградарей становится неконкурентоспособной. Помимо того в последнее десятилетие в республике и именно в сельской местности происходит усиление роли ислама, нормы которого не позволяют истинным мусульманам производить и употреблять спиртные напитки. Таким образом, в перспективе возможно срабатывание этого отрицательного фактора для винодельческой специализации региона.

Каждая предполагаемая перспективная региональная специализация в своем осуществлении должна опираться на соответствующую отраслевую программу, поддерживаемую Правительством Дагестана и входить в долгосрочную стратегию реструктуризации экономики региона и 5-летнике планы развития государственного сектора экономики РД. Помимо прочего в многонациональном Дагестане эти программы должны учитывать необходимость выравнивания уровней социально -экономического развития территорий компактного проживания двенадцати титульных этносов. В настоящее время средний уровень жизни жителя Левашинского района превышает в пять раз таковой в горном же Гумбетовском районе.

При принятии долгосрочной стратегии реструктуризации экономики Дагестана необходимо ставить ориентиры производства ВРП в РД на душу населения: достичь среднероссийский уровень (4000 долларов США - к 2015 г.)1 и среднеевропейский уровень (12000 долларов США - к 2025 г.). Варианты реструктуризации должны предусматривать возможность достижения ориентиров производства ВРП прежде всего через достижение средней производительности труда 8000 долларов США к 2015 году и 24000 долларов США к 2025 г. Это соответствует зарплате и начислениям на нее 4000 долларов к 2015 г. и 12000 к 2025 году. Необходимо довести в 2015 г ВРП РД до уровня > 8 млрд. долларов США. Для достижения этой суммы в ходе исследования нами прорабатывались различные сценарии экономического развития с выделением ключа основного рычага экономического роста по вариантам специализации региона.

1.Демографический вариант. Всего 3 сценария:

A. Подготовка менеджеров и гастарбайтеров для работы в Москве и за границей. Если 200 тысяч гастарбайтеров (примерно в таком количестве уже сейчас можно оценить плохо занятое мужское население внутри региона) привезут в 2015 году по 25000 долларов США, в сумме 5 млрд. долларов США, то их реализация (кругооборот) внутри региона будет способствовать созданию дополнительного национального дохода по крайней мере в 3 млрд. долларов США. Для реализации варианта необходима активная роль руководства региона в дипломатическом аспекте защиты прав наших гастарбайтеров и в создании фирм, занимающихся оргнабором работающих за границей и контроля за ними, в создании государственных республиканских программ подготовки кадров для выезда на работу за границу по орг.набору. Очень перспективный вариант.

Б. Субвенции центра при дальнейшем развитии бюджетного федерализма могут быть поставлены в зависимость от того, сколько работников и специалистов, выросших в Дагестане, выехало в развивающиеся регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. Субвенции могут составить по 20 тысяч долларов США на работающего. Дагестан способен генерировать на выезд из региона до 20 тысяч человек ежегодно. Итого, 400 млн. долларов США в год. Вариант мало перспективен, поскольку бюджет России не потянет больших расходов на эти цели.

B. Этот вариант демографических инвестиций связан с возможным принятием руководством России Программы поддержки молодой семьи в целях улучшения демографической ситуации (каждой молодой семье кредит на покупку жилья, с погашением части задолженности рождением детей). В Дагестане в год образуется до 30 тысяч новых браков. Если кредит будет выдаваться по 10 тысяч долларов США (двухкомнатная квартира), для этого потребуется ежегодное воспроизводство жилья на 300 млн. долларов США. Строительство жилья обладает самым большим мультипликационным эффектом: оно потянет рост спроса на продукцию других отраслей. По крайней мере еще 500 млн. долларов США ВРП будет создаваться в связи с обслуживанием ведущей отрасли - жилищное строительство молодой семьи.

2.Топливно-энергетический вариант.

1 В связи с нестабильностью российской валюты расчеты по вариантам развития приводятся в долларах США.

Предполагает освоение и использование перспективных морских месторождений нефти и газа шельфа Каспийского моря, поскольку на суше таковых больших в Дагестане не обнаружено. По средним оценкам эффективных морских запасов нефти в зоне Дагестана имеется до 100 млн. тонн, что позволяет рассчитывать на ежегодную добычу до 5 млн. тонн. По 100 долларов США тонна - это даст максимум прибавки производства ВРП 500 млн. долларов США в год. Но у перспектив варианта есть 2 но: 1) инвестиции в первую же платформу на 200 м. и глубже составят до 1 млрд. долларов США, а таких капиталов в регионе нет; 2) распоряжается месторождениями Правительство России, а не Дагестана, оно их скорее всего отдаст Лукойлу, и в таком случае освоение и добыча нефти в этой зоне Каспия может повысить ВРП города Москвы, где находятся счета компании, а не РД.

З.Нормативно-рыночный вариант.

В настоящее время в 1999 г. при ВРП примерно 500 млн.$ (13,9 млрд. рублей) и консолидированном бюджете, равном 145 млн.$ (4070, 9 млн.рублей или 29,3% от ВРП), государственной налоговой службой собрано налогов 45 млн.$ (1245,5 млн. рублей или 9% от ВРП и 30,6% от консолидированного бюджета), в том числе в консолидированный бюджет РД 24,2 млн.$ (678,3 млн. руб. или 5,4% от ВРП). Можно утверждать, что для улучшения ситуации в депрессивном регионе доля консолидированного бюджета в ВРП должна быть выше 50%. С другой стороны при существующем налоговом законодательстве собираемость налога в регионе, где большинство промышленных предприятий не платят налог на прибыль и невысока собираемость прочих налогов от реализации (НДС и Акцизов, прочих налогов), она и не может быть выше 10% за счет собственных налогов. В этих условиях исключительность депрессивности территории, должна отражаться в исключительности налоговых законов, применяемых в регионе, где оплата труда составляет лишь 16% в структуре денежных доходов населения. Необходимо поставить субъекты рынка в жесткие рамки необходимости полнее использовать свой потенциал производства и развития. Учитывая большую близость предпринимательского менталитета дагестанцев с американцами, чем с европейцами, необходимо перенести тяжесть налогового бремени с предприятий на физические лица. Это соответствует восточным традициям.

Во-первых, по налогу на прибыль должны быть льготы по уплате налога с прибыли, направленной на реальное перевооружение предприятий, вызвавших расширение объемов производства и увеличение занятости населения.

Во-вторых, по подоходному налогу должна быть восстановлена ранее действовавшая прогрессивная шкала налогообложения.

В-третьих, необходимо постепенно, в течение 10 лет поднять до уровня 14% ставку налога на имущество предприятий, с тем, чтобы по 80% увеличения налога предприятия имели льготу по уплате налога в виде направления его на реальное перевооружение производства и создание высокопроизводительных рабочих мест. Вместе с амортизационными отчислениями этот источник позволил бы предприятиям обеспечить полное техническое перевооружение раз в 5 лет.

В-четвертых, сумма налоговых каникул и льгот должна отражаться в бюджетах, с тем, чтобы не терялся контроль за рациональностью их иска.

В-пятых, должен быть увеличен до 1% в год налог на имущество, находящееся в собственности граждан, до 2% - в части превышения собственности, приходящейся на одного проживающего члена семьи, 10 тысяч долларов США по рыночной оценке, до 4% - в части превышения соответственно 50 тысяч долларов США.

Если оценить имущество, находящееся в личной собственности граждан Дагестана в 10 млрд. долларов, то один только налог на имущество граждан позволил бы уже сейчас формировать республиканский бюджет собственными силами. Полученный налог на имущество граждан, по нашему мнению, должен направляться целевым назначением на финансирование строительства жилья для молодых семей и малоимущих граждан.

Для нужд местных бюджетов имеет смысл ввести подушную и подымную подать с самостоятельного населения с целевым ее использованием на народное образование и создание необходимой социальной инфраструктуры.

Предлагаемые налоговые нововведения направлены на то, чтобы сократить теневые обороты, заставить предприятия расширять (обновлять) производство.

Какие бы жесткие условия не поставили руководителям предприятий, не один из директоров не напишет заявления об уходе. Существующие нормы налогообложения оборотов позволяют распорядителям изымать из производства в корыстных целях до 30% доходов предприятия. Проблема в том и заключается, чтобы оставить их на предприятии в целях его экономического роста. Стимулирование налогами производства и технического перевооружения при соответствующей четкой работе налоговых служб позволяет рассчитывать на ежегодный двадцатипроцентный прирост ВРП.

Другим аспектом проблемы является то, что труд должен соответствующим образом оплачиваться. Повышение до разумных пределов 1доллар США в час минимальной заработной платы (сейчас средняя часовая оплата труда составляет менее 0,3 доллара) приведет к перераспределению рабочей силы в развивающиеся эффективные сектора экономики и в конечном итоге к росту ВРП. Помимо того налоговые органы получат возможность упрощенного учета базы подоходного налога через установление минимального размера ежемесячного налога на одного работающего в пределах 10 долларов на человека в месяц.

Основной эффект повышения зарплаты ожидается через рост в среднем в три раза совокупного спроса населения региона на товары первой необходимости и на улучшение жилищных условий.

Третьим направлением этого варианта может быть переход к системе индивидуальных счетов граждан по расходам в социальной инфраструктуре. Это направление уже получило незначительное развитие в пенсионном страховании. Более подробно это направление нами уже раскрывалось и в проекте программы развития социальной сферы и отражено в коллективной монографии института 1996 года.

4.Рекреационный вариант

Рекреационный вариант традиционно предполагает возможность использования особых природно-климатических и гидро-минероологических условий региона. Недостатки последних могут компенсироваться инвестициями в их улучшение, что конечно отразится на повышении себестоимости услуг. Традиционная рекреационная специализация региона в СССР была ориентация на отдых и лечение внутреннего потребителя и в основном на женский (как часть молодежного) туризм из России. По выгодности для принимающих регионов уровни специализации рекреации в СССР подразделялись по следующей иерархии:

1. Интуризм (Москва, Ленинград, Киев, Суздаль и др.)

2. Рекреация на общесоюзном уровне (Сочи, Минводы, Крым)

3. Туризм на общесоюзном уровне (Приэльбрусье, Абхазия и др.)

4. Рекреация и туризм на союзно-республиканском уровне (Золотое кольцо, Иссык-куль, Байкал и т.д.)

5. Семейный и познавательный туризм местного значения

6. Молодежный туризм

7. Рекреация местного значения.

В зависимости от уровня рекреационной специализации региона потребитель предъявляет запросы в виде объема платежеспособного спроса, который при особо благоприятных имеющихся условиях может обеспечить принимающей стороне высокие доходы и рентабельность услуг.

Так как в России сложилась очень высокая норма накопления (возможно как компенсация регионов?) рекреация в постсоветское время развивалась по пути выжимания возможностей доставшейся от советского времени базы. Новые объекты рекреации сооружались только по специализации на прием и оказание высокорентабельных услуг интуристам и отечественным нуворишам.

Теперь градация ежедневных расходов и, соответственно, рентабельности услуг по рекреации в России выглядит следующим образом:

1. Интуризм

А. Охотничий, в т.ч. так называемый «сексуальный» туризм - 300 долларов в день, и, соответственно, чистый доход внутри региона до 200 долларов в день на человека.

Б. Музейный и этнографический туризм, соответственно, - 200 долларов и 100 долларов.

2. Рекреация для элиты, - соответственно, - 150 долларов (и 50 долларов, в т.ч. высокий спорт).

3. Рекреация и туризм для средних слоев - 50 и 15 долларов.

4. Местного значения рекреация - вилка 15 и 4 доллара.

5. Рекреация для бедных слоев - вилка 5 и 1 доллар.

В Дагестане рынок рекреации представлен только последними двумя секторами. Если в советский период из других регионов в Дагестан приезжало в год до 50 тысяч отдыхающих и лечащихся в рекреационных учреждениях, в настоящее время сюда приезжает 2 тысячи человек лечащихся в учреждениях и до 20 тысяч отдыхающих неорганизованным способом дагестанцев, проживающих в других регионах страны.

Для развития рекреационных учреждений в Дагестане отсутствует внутренний платежеспособный спрос. В будущем, по мере восстановления среднего слоя, здесь сможет возродиться рекреация и туризм для средних слоев. Региональная элита и в ближайшем будущем будет удовлетворять свои рекреационные потребности внутри региона созданием индивидуальных (личных) дач и пользоваться услугами внерегиональных рекреационных учреждений.

В плане использования рекреационной сферы как мультипликатора экономического роста заслуживает внимания только развитие интуризма. По сектору интуризма в мировой экономике сложилась высокая конкуренция иностранных государств и более освоенных регионов России. Получить свою новую квоту на рынке этих услуг можно только обладая какими-нибудь уникальными возможностями (либо природно-климатическими и гидро-минералогическими, либо инвестиционными, либо этнографическими). Сравни-

вая Дагестан даже только с другими регионами России, таких уникальных возможностей не обнаруживается, помимо разве охоты на тура и рыбалки на белую рыбу, а также чистого этнографического туризма. Охота и рыбалка гораздо выгоднее, но здесь можно рассчитывать не более чем на 200 туристов в год. Если каждый из них оставит в регионе по 5 тысяч долларов это в сумме будет только 1 миллион долларов.

Этнографический туризм сможет развиться только при условиях: 1) стабилизации политической ситуации в Чечне; 2) обеспечении принимающей стороной гарантированной безопасности приезжающих; 3) осуществлении программы восстановления архитектурного облика полузаброшенных сел на уровне современных требований к жилищным и экологическим условиям; 4) заключении договоров туристических фирм с жителями сел об оплате услуг по воссозданию традиционного образа жизни: костюмов, обычаев, обрядов, промыслов, методов трудовой деятельности, - и подключении к нему приезжающих отдыхающих.

Представляется возможной подобная схема развития рекреационного туризма:

1. Туристическая фирма заключает договор с администрацией селения на основе добровольного участия в программе всех жителей реконструированного села.

2. Осуществляется реконструкция села на основе выделенных паев хозяев или за счет фирмы по договоренности. В силу особенностей населения региона все управление должно быть атомизировано. Один дом - один хозяин - одна семья гостей.

3. Осуществляется научное исследование этнографических особенностей села, его традиционного уклада жизни

4. На основе чего разрабатывается и осуществляется программа обеспечения этнографического досуга приезжающих.

5. Принимающие хозяева приобщают туристов к традиционным обрядам, обычаям, промыслам, обеспечивают их традиционными национальными едой и костюмами, их безопасность и отдых до возврата (передачи) их на попечение фирмы.

Ввиду исключительного по разнообразию традиционного этнографического богатства Дагестана этнографический семейный туризм имеет наибольший вероятный рынок, в силу чего мы уделили ему столько внимания. По крайней мере 100 полузаброшенных горных сел может быть восстановлено по предложенной модели и принимать до сотни семей отдыхающих интуристов. Общая сумма частных инвестиций по мере развития этого бизнеса должна составлять по мере осуществления варианта 300 млн. долларов (30000 местхЮООО долларов). Даже при обеспечении 20% загрузки сумма годового дохода региона составит 420 млн. долларов (30000 местх70 днейх200 долларов), а при 40% загрузке, она возрастет до 800 млн. долларов, в том числе чистый доход региона 400 млн. долларов.

Одновременно улучшаться в несколько раз условия жизни хозяев, экологическая среда горных сел, жители соседних сел получат постоянный рынок для продовольственных товаров, строительных и транспортных услуг, этнографических товаров.

5. Индустриальный вариант

Варианты промышленного развития региона, должны учитывать прежде всего выгоды местоположения, потому, что выгоды богатого индустриального опыта и природные богатства в регионе отсутствуют. Выгоды местоположения Дагестана вытекают из его причастности к Каспийскому бассейну, наличия незамерзающего морского порта, погра-ничности с развивающимися нефтедобывающими странами (Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией, Ираном).

В соответствии с этим соседством приоритетными отраслями международной специализации промышленности Дагестана должны стать: а) нефтепереработка и нефтехимия (импорт из этих стран нефти, фосфатов, калийных солей и экспорт туда минеральных удобрений, товаров тонкой химии и микробиологии), вероятный АНД - 100 млн. долларов; б) мукомольно-крупяная (импорт из Казахстана и Ставрополья зерна и поставки в Азербайджан, Иран и Туркмению муки и круп), - вер. ДНД=10 млн.т. х 15 долла-ров=150 млн.долларов; в) производство малотонажных рыбопромысловых судов, - 15 млн. долларов; г) производство недорогих внедорожников (джипов повышенной, до 10 человек, вместимости); д) производство молочных товаров для этих стран; е) производство оборудования для морских нефтепромыслов; ж) производство крупнотонажных экранопланов для транспортировки рабочих смен и нефтяного оборудования на морские платформы; з) производство прогулочных яхт и катеров; и) производство торпед и др. вооружений для нужд армии этих и других (Ирака, Индии, Китая) стран; к) производство строительных материалов и изделий; л) переработка южных фруктов для поставок на российский и европейский рынки; м) производство атомной энергии для нужд региона, Азербайджана, Ирана и Армении. (По поводу атомных станций могут быть возражений экологов, но напротив Махачкалы атомная станция уже имеется, и новые поколения АЭС на порядок экологически чище, чем те же ГЭС. Выгодность атомной станции помимо большой мощности, и дешевой электроэнергии, заключается в возможности использования сбросового тепла воды для индустриального садкового разведения белой рыбы в регионе.

Вероятность успешного осуществления данного варианта может быть высока при условиях масштабной добычи нефти на Прикаспии и проведении активной протекционистской политики Правительством республики.

б.Вариант производственно-инфраструктурной специализации

Вариант производственно-инфраструктурной специализации также базируется на выгодах местоположения региона:

1. коридор для транспорта нефтепродуктов;

2. коридор для транспорта зернопродуктов и продовольствия;

3. коридор для транспорта электроэнергии;

4. коридор для информатики.

Транспортное строительство:

а) паромная переправа в Прикаспийские страны;

б) железная дорога в Ставрополье;

в) железная дорога через Андийскую долину в Грузию;

г) скоростная железная дорога Баку-Москва;

д) шестирядная автомагистраль Баку-Москва;

ж) строительство незамерзающих портов в Дербенте и Избербаше;

з) создание специализированных автотранспортных предприятий для транзитных международных перевозок.

Только транспортировка, в т.ч. нефтепроводами и газопроводами по территории Дагестана 100 млн. т. нефти газа из Ирана, Азербайджана и Туркмении может дать прибавку ВРП 500 млн. долларов ( 0,02 доллара /т.км ■ 250 км ■ 108 т.).

7.Тоталитарно-протекционистский

По этому варианту максимум распределения и потребления мобилизуется государством и обеспечивается производством только региональных производителей. Региональное производство в необходимом объеме обеспечивается существующими площадями и сохранившимися мощностями, которые передаются по тендеру предпринимателям, предложившим более эффективные бизнес-планы и инвестировавшим необходимые средства в их техническое перевооружение и восполнение недостатка оборотных средств. Национализируются предприятия - перспективные экспортеры, им обеспечивается финансирование НИР для доведения производств до состояния конкурентоспособности. Вариант ориентирован на поставки на экспорт. Если принять в качестве стабильного уровень населения в регионе, равный 2 млн. человек, то ВРП в 2015 году должно быть на уровне 8 млрд. долларов США или 24,0 млрд. долларов в 2025 году.

8.Средний вариант

Этот вариант предполагает по возможности использование возможностей всех не противоречащих друг другу вариантов специализации. При этом можно предположить, что поскольку возможен перекрест использования одних и тех же ресурсов и противоречия вариантов друг другу возможности их полной реализации оцениваются нами в 50% по вариантам с низкой и средней возможностью реализации, а тоталитарный просто отбрасывается, как неприемлимый для рыночной экономики.

Варианты специализации Прирост ВРП к 2015 году, млн.$ Прирост НД млн. $ Возможность осущ-я Потребность извне в инвестициях млн.$

1.Демографические инвестиции. А.Гастрбайтеры 7000 6000 высокая 50

Б.Субвенции за выезд в Россию 700 600 низкая 400 в год

Г.Жилье молодоженам 700 600 низкая 300 в год

2.Дагестано-Каспийская нефть 100 50 низкая 2000

З.Нормативно-рыночный 500 300 средняя 50

4.Рекреационный 800 400 средняя 200

5.Индустриальный агент Прикаспия 800 400 средняя 800

б.Транспортный мост Прикаспия 1000 500 средняя 2000

7.Тоталитарный 7500 5000 низкая 200

8. Средний 9300 7400 низкая 6800

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Средний с учетом возможностей 8000 6000 средняя 4500

осуществления

В чем причина застоя экономики Дагестана, когда есть все условия для экономического роста: низкая заработная плата, большая резервная армия труда, дешевая энергия и сырье. Порочный круг депрессивности это следствие другого весомого фактора, а не причина отсутствия подъема. Если в регионе отсутствует платежеспособный спрос на рост производства товаров, за пределами региона, страны всегда есть спрос на более дешевую и качественную продукцию. Почему не повышается объем экспорта? Потому, что продукция недостаточно дешева. А продукция дорога потому, что слишком много непроизводственных расходов навешивается на изделия, которые выпускаются в условиях недозагрузки мощностей, полных общезаводских расходов и немереных аппетитов хозяев. Один директор предприятия имеет зачастую доход, превышающий доходы всех остальных работников, вместе взятые. В начале девяностых годов предприятия региона располагали гораздо большими возможностями развития. У них были значительные собственные оборотные средства, они получали льготные инвестиционные кредиты, оборудование было новее. Тем не менее объемы производства падали, именно потому, что средства развития уходили на улучшение жизненных условий распорядителей собственности при попустительстве государства.

Богатые прослойки населения лишь 10% своих расходов оставляет в регионе. В их продовольственную корзинку помимо местных натуральных продуктов входят в основном привозные продукты, основные их затраты связаны с приобретением недвижимости в Москве, личных автомобилей, дорогих предметов обихода, одежды, земельных участков у уезжающих из Дагестана на жительство в другие регионы, евроремонтами. То есть богатые это канал по которому деньги изымаются из обращения в регионе. Поскольку богатые не доплачивают заработанное бедным, последние не могут сформировать достаточный платежеспособный спрос для расширения производства. Отсюда нами выводится правило: для того, чтобы ВРП имел возможность расти соотношение доходов 10% самых богатых и самых бедных (децильный коэффициент)должно снижаться.

Помимо директоров предприятий прослойку самых богатых формируют руководители государственных органов и различных организаций, активно использующие находящуюся в их распоряжении собственность и проходящие через них финансовые потоки в корыстных целях. В число иммобилизуемых средств в республике длительное время входили заработная плата бюджетников, пенсии, инвестиционные ресурсы.

Из нижеследующей таблицы видно, что рост ВРП в регионе начался только, когда началось снижение децильного коэффициента. Что послужило причиной его снижения? Новая администрация ввела коммерческий характер использования инвестиционных кредитов, более строгий характер прохождения бюджетных и приравненных к ним средств через казначейство, укрепила фискальные органы. Эти меры дали свою отдачу, но они недостаточны для обеспечения дальнейшего роста. Необходимо радикально повысить уровень оплаты труда работающих, ограничить нормативами себестоимость продукции, совершенствовать налоговые рычаги хозяйственного механизма управления экономикой. При этом не следует страшиться возможного кратковременного всплеска безработицы. От политики выдачи пособий по безработице необходимо перейти к политике организации государственных и общественных работ.

Проблема занятости населения региона во многом условна. В последние два года произошло оживление экономики России. Появились новые возможности реализации продукции и услуг у предприятий Дагестана. Местные газеты пестрят объявлениями о вакансиях на работу с оплатой от 50 до 200 долларов США как раз по тем рабочим специальностям, которые сокращались в предыдущие годы. Уволенные ранее работники проходят по статистике как безработные, хотя в большинстве своем устроились в секторе рыночной инфраструктуры, и не спешат возвращаться к станку прежде всего из-за низкого уровня оплаты труда наемных работников. Дело в том, что указанные пределы зарплаты обеспечивают населению только прожиточный минимум, не позволяя делать сбережения. Какой должна быть средняя зарплата в регионе, чтобы в регионе официально появился средний класс (его в нормальном обществе должно быть 70%), и соответственно увеличился платежеспособный спрос населения? По нашему мнению эту сумму можно определить на данный момент в 500$ США. В большинстве секторов экономики и на хорошо работающих предприятиях промышленности, в том числе, производительность труда в натуральных измерителях наших работников уступает американскому не более чем в 2 раза.

Все дело в том, что американцы работают на целиком принадлежащие им рынки. Даже там, где они работают на мировой рынок, они занимают те отраслевые рынки, где у них имеется значительное научно-техническое опережение. Таким заделом в регионе обладают только несколько машиностроительных предприятий.

Возможное приобретение специализации на мировом рынке позволяет рассчитывать на подъем уровня средней зарплаты в регионе до 1000$ США к 2015 году. __(в процентах)

1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г.

Динамика ВРП 100 90,4 92,8 90,5 92,6 107,9

Доходы по 20-ти процентным

группам населения:

первая (с наименьшими доходами) 8,7 8,1 6,3 6,6 7,3 9

вторая 13,6 13,0 11,1 11,5 12,2 13,8

третья 17,7 17,3 16,0 16,2 16,8 17,8

четвертая 23,1 23,2 22,9 23,0 23,1 23,1

пятая (с наивысшими дохода- 36,9 38,4 43,7 42,7 40,6 36,3

ми)

Динамика ВРП в % к преды- - 90,4 102,6 97,6 102,3 116,5

дущему году

Соотношение доходов 10%

наиболее и наименее обес- 6,3 7,2 11,6 10,8 8,8 6

печенного населения, раз

Анализ причин порочного круга бедности в ходе развития экономики в последние 20 лет позволил определить следующие ключевые особенности развития региональной экономики, без учета которых невозможно обеспечить ее выход из циклов депрессивности.

1. Увеличение децильного коэффициента влияет в обратно пропорциональной зависимости на динамику ВРП.

2. На увеличение децильного коэффициента влияет уровень концентрации (монополизации) производства.

3. Клановость сродни монополизму, она отрицательно воздействует на эффективность производства и эффективность привлекаемых в регион инвестиций и повышает децильный коэффициент.

Выявленные правила требуют своего разрешения через адекватный региональный хозяйственный механизм и автаркию специальных республиканских экономических законов. В этом проявление полного федерализма, ведь Россия не унитарное государство. Такими законами и включениями в них, без которых невозможно обеспечить какой-либо выход региона из состояния депрессии должны быть:

1. Об установлении повышения минимальной заработной платы до уровня 100 долларов в месяц в 2001 году и динамике ее уровня до 300 долларов в месяц в 2010 году, и уровня 1000 долларов в месяц - в 2025 году, и, соответственно, минимальных ставок почасовой оплаты до уровня 1 доллар в час в 2001 году, 2,5 доллара в час - в 210 году, 7 долларов в час - в 2025 году.

2. Об общественных работах для безработных и оплате их труда на уровне не ниже ставок минимальной заработной платы.

3. Об индивидуальных лицевых счетах по месту жительства, на которые должны поступать все личные доходы граждан, и с которых должны производиться все расчеты населения республики.

4. Об индивидуальных лицевых счетах граждан в социальных фондах и порядке расчетов с них за социальные услуги.

5. О максимизации применения безналичных расчетов и с помощью пластиковых кредитных карточек.

6. О введении нормативов на формирование себестоимости продукции.

7. О стимулировании (налоговыми льготами, преференциями, государственными долговременными кредитами и др. методами) НТП и развития приоритетных отраслей специализации экономики региона: коммунальное хозяйство и жилищное строительство, пищевая промышленность, ВПК, ТЭК, национальные промыслы, сельское хозяйство (животноводство, выращивание овощей, риса, винограда, косточковых на поливных землях, рыбоводство), этнографический туризм, производственная инфраструктура, наука, образование, здравоохранение, спорт, культура.

8. О порядке ускоренной национализации и передаче по конкурсу в аренду неплатежеспособных предприятий региона, имеющих длительную задолженность перед региональным бюджетом.

9. О стратегии долгосрочного социально-экономического развития региона и 5-летнем плане антикризисного регулирования и восстановления экономики РД.

10. О переводе центра тяжести налогообложения на налогообложение имущества организаций и физических лиц и восстановлении прогрессивной шкалы подоходного налогообложения.

11. О переводе социальной сферы на индивидуально-платную основу.

12. О регулировании цен на продукцию и услуги экономически и социально-значимых отраслей народного хозяйства Дагестана.

Багомедов М.А.

Инструменты макроэкономического регулирования межотраслевых пропорций в регионе1

В процессе осуществления целей деятельности экономических систем возникает необходимость регулировать ее структуру. Последняя, на наш взгляд, представляет собой совокупность соотношений, входящих в экономическую систему элементов (частей), выраженную в пропорциях, обеспечивающих взаимодействие и интересы участников. Структуризация экономики есть совокупность развернутых во времени преобразований, касающиеся количественных и качественных изменений элементов экономической системы и направленных на совершенствование форм и методов ее функционирования.

Управление экономическим циклом в целях обеспечения полной занятости ресурсов и неинфляционного экономического роста осуществляется с помощью инструментов макроэкономической политики: бюджетно-налоговой (или фискальной) и кредитно-денежной (или монетарной). Бюджетно-налоговая политика (в том числе и внешнеторговая) осуществляется преимущественно правительством, а кредитно-денежная политика — преимущественно Центральным банком. Координация краткосрочных и долгосрочных целей, выбор инструментов и разработка альтернативных стратегий фискальной и монетарной политики являются непосредственным объектом макроэкономических теоретических исследований.

Концентрируя внимание на наиболее значимых экономических факторах, определяющих фискальную и кредитно-денежную политику государства (таких, как динамика инвестиций, состояние государственного бюджета и платежного баланса, уровня заработной платы, цен, валютного курса и т.д.), с позиций макроэкономики мы оставляем "за кадром" поведение отдельных экономических агентов — домашних хозяйств и фирм. Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков товаров, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего).

Важнейшим макроэкономическим показателем является ВРП. Региональная экономика является экономикой открытого типа, то есть основная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и, наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами и этот обмен трудно зарегистрировать. В силу этих причин удовлетворительной сбалансированности показателей производства и использования на региональном уровне достигнуть, пока не удается. Поэтому в обозримой перспективе именно показатель произведенного валового регионального продукта (ВРП) будет оставаться основным макроэкономическим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона. Методология расчета ВРП отличается от методологии расчета валового внутреннего продукта (ВВП), проводимого на федеральном уровне. При расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП:

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект №00-06-80320а)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.