Научная статья на тему 'Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений'

Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Багомедов Магомед Алиевич

В статье обосновывается необходимость специальной социально-экономической политики развития в проблемных регионах, ориентированной, прежде всего, на повышение покупательной способности всех слоев населения и развитие социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений»

Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений.

Аннотация: В статье обосновывается необходимость специальной социально-экономической политики развития в проблемных регионах, ориентированной, прежде всего, на повышение покупательной способности всех слоев населения и развитие социальной сферы. Ключевые слова: социально-экономическая политика, структурная политика, проблемные регионы, демографические процессы, модернизация, инвестиции, стратегия региона, социальная сфера. Bagomedov M. A. FORMATION OF SOCIAL AND ECONOMIC POLICY IN PROBLEM REGIONS IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF THE PUBLIC RELATIONS

Abstract: Need of special social and economic policy of development for the problem regions, the purchasing power of all segments of the population focused, first of all, on increase and development of the social sphere locates in article. Key words: social and economic policy, structural policy, problem regions, demographic processes, modernization, investments, region strategy, social sphere.

Разработка данной научно-исследовательской работы (темы) осуществляется в рамках раздела 87. «Разработка стратегии трансформации социально-экономического пространства и территориального развития России» «Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы». В проблемных регионах СКФО (а к ним относятся все регионы федерального округа и даже, Ставропольский край) не теряет актуальности социально-экономическая политика обеспечения устойчивого и безопасного развития, поскольку здесь переплетаются экспансия исламского фундаментализма, отставание материальной базы реальной экономики, доминирование теневой экономики и высокая социальная напряженность, связанная с растущим социально-экономическим неравенством населения, с вытекающими осложнениями для стратегических планов долговременного развития. Только особенные механизмы социально-экономического развития, разработанные на основе соответствующих институциональных исследований, позволят обеспечить снижение социальной напряженности и конфликтов, являющихся главным тормозом на пути их стабильного развития и привлечения внешних инвестиций, что пока не получило достаточного научного обоснования в трудах отечественных и зарубежных ученых и в практике хозяйственного управления регионами. В частности, для замыкающих по уровню капитализации и производству ВРП на душу населения многонациональных республик Северного Кавказа с высокими уровнями территориальной дифференциации уровней жизни и её качества, демографии (естественного прироста населения) и безработицы такое особое значение имеет решение стратегических проблем оптимизации структурной политики развития экономики, повышения инвестиционной привлекательности, обеления теневой экономики и повышения эффективности государственных органов управления всеми сферами региональной экономики.

Хотя в последние десять лет экономика регионов СКФО, в особенности Дагестана и Чечни, и развивалась быстрее большинства остальных регионов России, преимущественно остаточный принцип централизованного бюджетного механизма инвестирования регионов-реципиентов и неэффективное использование выделенных инвестиционных ресурсов привели к территориальной дифференциации и значительному отставанию реального производства проблемных регионов от среднего по стране уровня производства товаров и услуг на одного жителя и номинальных доходов от занятости в общественном производстве по большинству отраслей экономики, что и привело к значительным внутри и меж региональным миграциям населения. Ежегодно более тридцати тысяч жителей округа в основном в самом перспективном для будущего вклада в экономику принимающей стороны возрасте до тридцати лет мигрируют в другие регионы, осложняя тем самым будущие перспективы родных регионов, ведь и в них происходит демографический переход, и положительный естественный прирост населения сохраняется только благодаря преобладанию в его структуре демографически активного возраста населения от 20 до 35 лет, родившегося в благополучных 1980-1995 годах.

Багомедов Магомед Алиевич

К.э.н., Зав. отдела ИСЭИ ДНЦ РАН

Одной из главных причин формирования проблемных регионов является нерешение в них проблем обеспечения демографической и социальной стабильности. По нашему мнению, в конечном итоге залогом решения этих проблем является успешность социально-экономической политики в регионах в части формирования социальных лифтов и возможности объективного планирования карьеры и повышения качества жизни отдельных индивидуумов.

С другой стороны исследование этой тенденции актуально и для России в целом, поскольку эти регионы являются основным источником внутренней миграции трудоспособного населения в развивающиеся регионы страны, чья экономика нуждается, прежде всего, в квалифицированных, культурно восприемлемых и здоровых кадрах. В развитых странах Европы и США сложившаяся национально-культурная невосприемлемость иммигрантов стала существенной проблемой перспектив их стратегического развития, что отражено в научных исследованиях. Исламские общины выходцев из Африки и Азии сохраняют свою культурную обособленность не только в социальной, но и в большей мере - в производственной сферах. В результате производительность труда и, соответственно, уровень оплаты и денежных доходов иммигрантов афромусульман в странах ЕЭС в несколько раз меньше, чем у представителей коренных европейских народов.

В советский период значительным резервом повышения занятости в городах замыкающих регионов было строительство оборонных предприятий. Ошибочная компрадорская экономическая политика последних двух десятилетий России привела к тому, что ориентированная на госзаказ промышленность в замыкающих регионах потеряла собственные квалифицированные кадры, которые ушли безвозвратно в сферу услуг, что ставит крест на возможностях её возрождения в городах. В Дагестане сейчас квалифицированный работник в строительстве, торговле и сфере услуг зарабатывает более ста тысяч рублей в месяц, и он уже по собственному желанию не вернется на завод с максимально возможной белой зарплатой 30 тысяч, но интенсивным регламентированным трудовым процессом. Возникает странная ситуация, когда на новейшем Каспийском заводе оконного стекла, построенном якобы для создания современных рабочих мест, в итоге собираются использовать не только песок из других регионов, но и иностранных рабочих.

Формирование специализации регионов в международном разделении труда происходит только на фоне гонки транснациональных корпораций (ТНК) за обеспечением на новых предприятиях более высокой конкурентоспособности ведущих производств. Помимо организационного и человеческого факторов, среди важнейших факторов обеспечения последней - это доступность инвестиций и достаточная для финансирования современного технологического уровня конкретного производства величина фондовооружённости труда, сильно варьирующая по отраслям хозяйства. При этом конкурентоспособность достигается за счет роста производительности труда, то есть замещения автоматами живого труда в структуре себестоимости продукции, где оплата труда в промышленности развитых стран превышает 40%. По нашим оценкам, глобализация установила следующую планку-шкалу инвестиционного обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках новых предприятий промышленных производств в различных секторах экономики: в точном машиностроении (заводы-роботы) - величина фондовооруженности составляет свыше 50 млн долларов США на одно рабочее место, в наномашиностроении - необходимая величина фондовооруженности составляет свыше 10 млн долларов США на одно рабочее место, в приборостроении и производстве строй материалов необходимая величина фондовооруженности составляет свыше 2 млн долларов США на одно рабочее место, на транспорте и в сельском хозяйстве необходимая величина фондовооруженности составляет свыше 1 млн долларов США на одно рабочее место.

Поскольку многочисленные занятия в сфере услуг в гораздо большей степени имеют клиентскую привязку, здесь необходимый уровень фондовооруженности труда значительно варьирует по территориям и стратификационным уровням обслуживания. Необходимая величина фондовооруженности труда сферы услуг составляет: в столицах богатых стран (в том числе в Москве) для сегмента обслуживания богатых клиентов свыше 1 млн долларов США на одно рабочее место, для сегмента рядовых клиентов проходная величина - 100 тысяч долларов США; для городов России такая величина снижается до уровня - 1 млн рублей, а для сельской местности - до 0,5 млн рублей инвестиций на создание одного рабочего места в сфере услуг.

Здесь и лежат корни ошибочной экономической политики, приведшие к развалу промышленного производства в России, - в стране с инфляциогенной экономикой и очень высокой стоимостью инвестиций, где реальная банковская ставка финансирования предпринимательских проектов пре-

185

вышает 15 % годовых, инвестиции в промышленности не окупаются и уходят в коммерческий сектор услуг. Типичным примером теневого оборота инвестиций с государственной поддержкой для такого региона, как Дагестан, служат проекты модернизации действующих предприятий машиностроения, осуществлявшиеся в прошлом десятилетии. Льготные инвестиции были изначально недостаточны для создания конкурентоспособного производства и составляли только миллион рублей на рабочее место, но они тут же изымались и «пилились» руководителями предприятий, направляясь на модернизацию производственных площадей под сдаваемые в аренду складские и торговые помещения. Ни одно вновь созданное с господдержкой предприятие промышленности Дагестана так и не было выведено в постсоветский период на проектную мощность, так как все они оказались «воздушными замками» для доступа к более дешевым деньгам; то есть рыночная оценка сооружений и установленного оборудования была на них в несколько раз ниже реальных затрат, ушедших в основной своей части через «обналичку» в сферу услуг.

Исключение представляют собой предприятия пищевой промышленности, ориентированной на клиентскую базу и имеющую превалирующую долю (50-90%) скоропортящегося сырья в структуре себестоимости продукции. Для обеспечения конкурентоспособности в этой отрасли важность переработки и доставки в срок скоропортящейся продукции гораздо более (примерно в десять раз) важна, чем издержки финансового доступа. За счет указанного свойства пищевой промышленности в Дагестане были созданы десятки перерабатывающих предприятий, ориентированных на растущий опережающими темпами покупательский спрос населения региона (покупательский спрос населения Дагестана на продовольственные товары только на 22% покрывается за счет продовольственных товаров, произведенных внутри Дагестана), и имеются значительные резервы для создания новых продуктовых производств, ориентированных на рынки других регионов.

Среди других видов промышленной деятельности только предприятия, связанные с монопольным доступом к природным ресурсам, могут позволить себе за счет части природной ренты компенсировать с лихвой (реальная рентабельность продукции в производстве пластмасс, удобрений, бензина превышает 200%) очень высокую маржу финансовых монополий.

Нынешний этап обострения (на фоне событий на Украине) социально-политической ситуации в мире показал всю ошибочность курса на ликвидацию неконкурентоспособных предприятий российского продовольственного обеспечения и оборонного машиностроения, которые в целях обеспечения политической и экономической безопасности страны должны быть многократно дублированы и рассредоточены по территории страны. Для повышения эффективности восстановления работы оборонных предприятий в проблемных регионах необходимо рассредоточить их цеха по трудоизбыточным районным центрам, предварительно создав в них сеть ПТУ.

Наряду с отставанием развития реальной экономики регионы Северного Кавказа характеризуются опережающим ростом денежных доходов населения, главным образом за счет использования преимуществ этноэкономики: ориентации внутри многочисленных этнических сообществ на достижение более высоких стандартов жизни, достигнутых отдельными их представителями; передаваемым опытом и обеспечением безопасности участия в теневой экономике; формированием каналов сбыта продукции и обеспечением рекомендаций для получения сезонной или постоянной работы за пределами региона.

Современный виток глобализации показывает, что для успешного развития страны и отдельных его регионов наиболее важным является растущий внутренний спрос на товары и опережающий его в несколько раз спрос на услуги, обусловленный растущим же стандартом жизни, принятым в этих регионах. Самым наглядным является пример США, где доля услуг, оказываемых в основном внутреннему потребителю, уже превышает 90% ВВП. И оплата труда в таких отраслях сферы услуг, как здравоохранение, правовое и финансовое обслуживание, значительно превышает таковую в других секторах экономики, притом, что это страна с самой высокой производительностью труда в секторах реального производства товаров. И в этом направлении снижения доли производства товаров в ВВП идёт развитие и других развитых стран с единственным отличием, что финансирование значительной части сферы услуг здесь происходит через государственный и муниципальный бюджет, который вынужден усиливать налоговое бремя, чтобы компенсировать рост значения услуг. И в этом и заключается одна из причин рыночно-бюджетных коллизий глобализации (дефицит бюджета и недофинансирование растущей социальной сферы приводят из-за низкой в этой сфере оплаты труда либо к снижению общего объема платежеспособного спроса, либо к формированию теневой эконо-

186

мики) в развитых странах Европы (Франция, Испания, Греция) и регионах России (Москва, Санкт-Петербург и другие регионы), где неуклонно растет стандарт жизни и, следовательно, бюджетная нагрузка, но реальное внутреннее производство товаров снижается, и оно компенсируется удорожанием экспортируемых наукоемких и оборонных товаров для какого-то возмещения растущего импорта дешевых товаров из развивающихся стран. Дальнейшее обострение проблемы недофинансирования развития социальной сферы приведет к осознанию необходимости пойти по пути США, то есть, понизив налоговое финансовое бремя, перевести на коммерческую основу услуги большей части социальной сферы.

Формирование дополняющих и корректировка существующих элементов социально-экономических механизмов развития общественного производства в регионе и наполнение их правовой базы новыми элементами, придающими современный соответствующий веяниям глобализации облик и повышающими эффективность региональной экономики, можно считать процессом модернизации. Процесс модернизации осуществляется пока скорее подспудно, скорее через технологические новации теневого рынка, чем через переход к стратегическому планированию.

Принятый Правительством России курс на повышение значения человеческого капитала и бюджетной самостоятельности регионов актуализирует исследование вопросов обеспечения стратегического развития проблемных регионов Северного Кавказа путем модернизации общественных отношений. Стратегические направления формирования и реализации социально-экономической политики развития проблемных регионов СКФО видятся в более скоординированном сочетании складывающих её политик, учитывающих специфику каждого региона:

- в социальной политике - как меры, направленные на рост уровня и качества жизни населения, обеспечивающие наращивание человеческого капитала, социальную стабильность, расцвет этнической аутентичности, перспективы карьеры и культурного роста личности и социального лифта для молодёжи;

- в сфере государственного строительства - как дальнейшее развитие федерализма, оптимизация и повышение качества государственного управления, обеспечивающие его эффективность и вместе с тем коммуникабельность для населения региона и межнациональное согласие и представленность;

- в сфере структурной политики - как меры, обеспечивающие как поддержку комплексов предприятий и видов деятельности, конкурентоспособных и формирующих специализацию на межрегиональном рынке товаров и услуг, но и поддержку народных промыслов и видов деятельности, имеющих высокую социальную значимость в регионе;

- в инвестиционной политике - как меры, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона и, в то же время, обеспечивающие предусмотренный стратегией региона догоняющий до среднего российского уровня рост уровней жизни населения и реального производства региона;

- в сфере финансов - как меры снижения доли расходов на содержание органов государственного управления, но и модернизации финансирования социальной сферы, направленные на формирование социально-экономических механизмов конкурсного и прозрачного характера бюджетного финансирования по рейтингам качества услуг; как меры кредитования в человеческий капитал и межрегиональное перераспределение квалифицированных кадров проблемных регионов; как меры финансирования территорий по отраслям социальной сферы на основе обновленных критериальных показателей; уравнивания форм собственности учреждений социальной сферы;

- в промышленной политике - как меры обеспечения повышения общественной производительности труда, но и обеспечивающие экономическую безопасность стратегических программ развития регионов и оборонного комплекса страны; создание системы мониторинга и информатизации; и многие другие недостаточно разработанные в научном плане меры формирования и реализации социально-экономической политики.

Исследование данных проблем в научно-практическом аспекте должно быть направлено на обеспечение стратегии трансформации социально-экономического и территориального развития пространства мезорегиона России (в данном случае СКФО) в условиях модернизации общественных отношений от «дикого рынка» через «государственный капитализм» к социальному государству, оно должно опираться на передовые достижения мировой экономической мысли в сфере регионального

развития, но и, в то же время, учитывать российскую и региональную (национально-территориальную) специфику.

Теоретическая новизна проводимого исследования трансформации социально-экономического пространства и территориального развития регионов мезорегиона России (СКФО) заключается, прежде всего, в том, что она рассматривается со стратегической позиции социально-экономической политики построения постиндустриального общества в России в целом, невозможном без решения стратегических задач политики развития в проблемных регионах, которые составляют большинство на юге и востоке страны и имеют каждый свой специфический комплекс проблем. При этом необходимо учитывать также этноэкономический аспект решения проблем формирования социально-экономической политики региона (многонационального мезорегиона), стратегически направленной на создание условий модернизации общественных отношений в целях эффективного социально-экономического развития.

Решение научных проблем обеспечения эффективности формирования и реализации социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений (на материалах СКФО) возможно только через обеспечение координации между слагающими её политиками в различных сферах в формировании механизмов, соответствующих требованиям глобализации по восприимчивости к инновациям производственных отношений хозяйственного и социального комплексов, путем придания организованного движения миграциям человеческого капитала, путем комплексной модернизации органов и системы государственного строительства и социальной сферы в регионах, учитывающей этнорегиональную специфику, и проведения комплекса экономических мер стратегии преодоления межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации экономического пространства, развития производства, уровня жизни и социальной сферы в трудоизбыточных и полиэтничных регионах Юга России.

Основные этапы развития регионов СКФО в постсоветский период показали, что рыночная самоорганизация экономики не всегда конструктивна и даже скорее иррациональна, что ставит под сомнение достижение предусмотренных стратегией СКФО планируемых результатов по индикаторам развития без проведения в предстоящие годы соответствующей работы по корректировке социально-экономической политики государства. Теоретически бесспорно и практически на примерах развития Дагестана и Чечни подтверждается ведущее значение формирования и реализации гибкой социально-экономической политики в проблемных регионах СКФО в условиях модернизации общественных отношений, учитывающей стратегические перспективы и проблемы текущего момента этого субъекта и отдельных его территорий.

Литература

1. Гичиев Н.С., Гичиева М.Н. Теории и факторы экономического роста // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №2 (32), с.48-54.

2. Багомедов М.А. Исследование стратегических приоритетов социальной сферы в обеспечении экономической безопасности развития проблемных Северокавказских регионов // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4 (34), с.314-318.

3. Цветков В.А., Елисеев Д.О. Особенности регулирования оплаты труда: европейский опыт и российские реалии // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №3 (33), с. 223-230.

4. Рабаданова А.А. Оптимизация отраслевой структуры экономики региона в условиях модернизации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №4 (34), с.94-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.