Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ'

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / ВОЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Брант Сергей Айтерихович

Целью исследования является обоснование применения принципа персонификации проектной деятельности при организации научно-исследовательской деятельности в военной образовательной организации. Практическая значимость заключается в повышении качества реализуемых учебных и научных проектах. Описаны основания для осуществления персонификации проектной деятельности. Раскрыты особенности развития научно-исследовательской деятельности обучающихся в трех направлениях: поиск новаторской идеи, реализация научной идеи (создание ее модели: математической, физической и др.), презентация научного проекта. Предложена реализация каждого из представленных направлений. В выводах описано значение реализации идеи персонификации проектной деятельности для военной образовательной организации, для коллектива учебной группы и для личности обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич, Брант Сергей Айтерихович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONIFICATION OF DESIGN ACTIVITIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR FORMING RESEARCH COMPETENCE IN FUTURE MILITARY ENGINEERS

The aim of the study is to substantiate the application of the principle of personification of project activities in the organization of research activities in the military educational organization. The practical significance lies in improving the quality of educational and scientific projects being implemented. The grounds for the implementation of personification are described. The features of the development of research activities of students in three directions are revealed: the search for the innovative idea, the implementation of the scientific idea (creation of its model: mathematical, physical, etc.), and the presentation of the scientific project. The implementation of each of the presented directions is proposed. The conclusions describe the significance of the implementation of the idea of personification of the project activities for the military educational organization, for the team of the study group and for the personality of the student.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ»

приятиями: встречи студентов с руководством физкультурно-спортивных организаций для возможности трудоустройства параллельно с учебой (помощниками тренеров, инструкторами по физической культуре и спорту); мероприятия, повышающие спортивную квалификацию студентов (участие в соревнованиях среди УОР, СПО; проведение мастер-классов для юных спортсменов); мероприятия, развивающие методические умения студентов (планирование и проектирование фрагментов тренировочного процесса, разработка методик обучения технике физических упражнений и воспитания физических качеств.

ВЫВОДЫ

1. Анализ рынка труда специалистов по физической культуре и спорту г. Москвы показал, что выпускники СПО имеют возможность трудоустроиться на должности: тренер по виду спорта, тренер по фитнесу, педагог по физической культуре и спорту.

2. Для трудоустройства выпускников СПО на большинство должностей в физ-культурно-спортивные организации требуется спортивная квалификация (КМС, МС) и стаж работы по специальности от 1 до 3 лет.

3. Профессиональная ориентация в системе СПО должна рассматриваться гораздо шире, чем знакомство абитуриента, студента с избранной профессией. Следует дополнять ее мероприятиями по общению студентов с потенциальными работодателями; мероприятиями по повышению спортивной квалификации студентов; мероприятиями по формированию методических умений и навыков в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерегина С.В. Теоретические основы профессиональной ориентации студентов физкультурных вузов / С.В. Ерегина. - Москва : Эслан, 2005. - 144 с.

2. Закревская Н.Г. Состояние и перспективы профессиональной востребованности выпускников спортивных вузов / Н.Г. Закревская, Г.А. Андросова, Е.Я. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 96-98.

3. Калицкий Э.М. Современная концепция профессионализма / Э.М. Калицкий, Н.Г. Гон-чарик // Адукация и выхаванне. - 2002. - № 10. - С. 7.

4. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для учреждений высшего образования / Под ред. С. Д. Неверковича. - Москва : Академия, 2014. - 329 с.

REFERENCES

1. Eregina, S.V. (2005), Theoretical Foundations of Professional Orientation of Students of Physical Education Universities, Eslan, Moscow.

2. Zakrevskaya, N.G., Androsova, G.A. and Mikhailova, E.Ya. (2020), "State and prospects of professional demand of graduates of sports universities", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 96-98.

3. Kalitsky, E.M. and Goncharikm N.G. (2002), "Modern concept of professionalism", Aduka and Havavenne, No 10. - P. 7.

4. Neverkovich S.D. (2014), Pedagogy ofphysical culture and sports: a textbook for institutions of higher education, Academy, Moscow.

Контактная информация: eregina-mgiit@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2021

УДК 378.1

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Сергей Айтерихович Брант, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

Целью исследования является обоснование применения принципа персонификации проектной деятельности при организации научно-исследовательской деятельности в военной образовательной организации. Практическая значимость заключается в повышении качества реализуемых учебных и научных проектах. Описаны основания для осуществления персонификации проектной деятельности. Раскрыты особенности развития научно-исследовательской деятельности обучающихся в трех направлениях: поиск новаторской идеи, реализация научной идеи (создание ее модели: математической, физической и др.), презентация научного проекта. Предложена реализация каждого из представленных направлений. В выводах описано значение реализации идеи персонификации проектной деятельности для военной образовательной организации, для коллектива учебной группы и для личности обучающегося.

Ключевые слова: персонификация, проектная деятельность, организация научно-исследовательской работы, военная образовательная организация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p127-130

PERSONIFICATION OF DESIGN ACTIVITIES AS ONE OF THE CONDITIONS FOR FORMING RESEARCH COMPETENCE IN FUTURE MILITARY ENGINEERS

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Sergey Ayterikhovich Brant, the

teacher, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation

Abstract

The aim of the study is to substantiate the application of the principle of personification of project activities in the organization of research activities in the military educational organization. The practical significance lies in improving the quality of educational and scientific projects being implemented. The grounds for the implementation of personification are described. The features of the development of research activities of students in three directions are revealed: the search for the innovative idea, the implementation of the scientific idea (creation of its model: mathematical, physical, etc.), and the presentation of the scientific project. The implementation of each of the presented directions is proposed. The conclusions describe the significance of the implementation of the idea of personification of the project activities for the military educational organization, for the team of the study group and for the personality of the student.

Keywords: personification, project activities, organization of research work, military educational organization.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка военных специалистов на современном этапе развития техники и технологий требует от руководства силовых ведомств и военных образовательных организаций ориентирования образовательного процесса на формат самостоятельного поиска и усвоения обучающимися образовательного контента. Организация научно-исследовательской работы в военной образовательной организации высшего образования имеет большое значение для развития и становления военного специалиста, поскольку научная деятельность развивает ряд исследовательских компетенций, позволяющих военному специалисту решать нестандартные задачи. Реализация данного подхода видится через вовлечение будущих офицеров в научно-исследовательскую деятельность. В свою очередь, детализация научно-исследовательской деятельности обучающихся должна производиться способом персонификации проектной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Персонификацию в контексте научно-исследовательской работы будущих офицеров следует понимать как достижение в военной образовательной организации высшего образования определенного уровня научно-исследовательской работы, который позволяет в полном объеме использовать индивидуальные способности курсантов в решении учебных и научных задач. Выбор такой траектории развития научной работы в военном вузе

позволяет, с одной стороны, реализовать в полном объеме принцип развивающего обучения, с другой - создать для каждого обучающегося комфортные условия для творческого развития и реализации личностного потенциала.

Основаниями для осуществления персонификации проектной деятельности обучающихся являются обучаемость (способность обучающегося освоить необходимый уровень проектных задач; определяется психобиогочискими особенностями субъекта образовательной деятельности), обученность (имеющийся уровень проектной компетенции будущего офицера), склонности и познавательные интересы, ориентация на сферу учебно-профессиональной деятельности, способность к саморазвития. А.А. Гавриков в своем исследовании [1] отмечает, что обучаемость необходимо рассматривать как нерегулируемый параметр персонификации.

Организация научно-исследовательской работы имеет в своем составе три различных направления деятельности: поиск новаторской идеи, реализация научной идеи (создание ее модели: математической, физической и др.), презентация научного проекта. Анализ данных направлений характеризуется невозможностью выделения важнейшего из них, поскольку каждое из представленных в равной степени влияет на успешную реализацию проекта [3]. Раскроем подробнее каждое из направлений деятельности и представим методы подбора и привлечения обучающихся в проектную деятельность в рамках их обучения в военной образовательной организации высшего образования.

Поиск новаторской идеи, которая в перспективе может быть рассмотрена как способная к дальнейшей реализации и доведенная до конечного реализованного прототипа, целесообразно осуществлять методами анализа научной и научно-технической литературы, патентного поиска, изучения порядка боевого применения и характеристик имеющихся на вооружении систем военного назначения, а также мозгового штурма при обсуждении проблем, связанных с военно-профессиональной сферой.

Вопрос реализации научных идей целесообразно осуществлять с использованием учебно-лабораторной базы, средств измерения, имеющихся в штате подразделений обеспечения образовательного процесса. Также возможно научное сотрудничество с предприятиями промышленности, научными организациями различных сфер экономики.

К презентации научного проекта целесообразно привлекать обучающихся из сформированного научного коллектива, имеющих творческие склонности, способности в публичных выступлениях, а также детально разбирающихся в сущности и особенностях реализации представляемого научному сообществу проекта [2].

Таким образом, персонификация позволяет на уровне военного вуза повысить качество создаваемых и реализуемых проектов; на уровне учебной группы (учебного взвода) выделить обучающихся, имеющих творческие склонности, способности к научному поиску, обработке и анализу полученных статистических данных и презентации научного результата; на уровне личности обучающегося обеспечить развитие и совершенствование имеющихся творческих способностей и реализовать личностный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы : дис. ... канд. пед. наук / Гавриков Александр Анатольевич. - Челябинск, 2019 - 235 с.

2. Полковников А.В. Сущность проектной компетенции курсантов военных вузов-специалистов артиллерийско-технического обеспечения внутренних войск МВД России. / А. В. Полковников, В. Н. Лымарев // Современное состояние и пути развития системы подготовки специалистов силовых структур : сборник статей - Пермь, 2016. - С. 195-197.

3. Полковников А. В. Формирование инженерной культуры курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук / Полковников Алексей Валерьевич. - Челябинск, 2019 - 209 с.

REFERENCES

1. Gavrikov, A.A. (2015), Formation ofproject competence of a future military engineer in the process of research work, dissertation, Chelyabinsk.

2. Polkovnikov, A.V. and Lymarev, V.N. (2016), "The essence of the design competence of cadets of military universities-specialists of artillery and technical support of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", The current state and ways of development of the system of training specialists for law enforcement agencies, Digest of articles, Perm, pp. 195-197.

3. Polkovnikov, A.V. (2019), Formation of engineering culture of cadets of military universities, dissertation, Chelyabinsk.

Контактная информация: polkovnikov6990@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.04.2021

УДК 796.011.3

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С ТУГОУХОСТЬЮ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ

Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Антон Сергеевич Болдин, старший преподаватель, Московский государственный технический университет гражданской авиации; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Елена Ивановна Жмурко, доцент, Московский архитектурный институт

Аннотация

Введение. Регулярные тренировки по волейболу могут существенно повысить точность выполнения спортивных и бытовых движений и способны увеличить силовые возможности человека в любом возрасте. Они стимулируют основные функциональные и биохимические параметры человека и активируют метаболические процессы во всех клетках. Цель исследования - проследить динамику повышения двигательных возможностей студентов, страдающих тугоухостью I-II степени, на фоне систематических волейбольных занятий. Методика и организация исследования. В выполненное исследование были взяты 30 студентов мужского пола в возрасте 19 лет, имеющих подтвержденный диагноз тугоухости I-II степени. Из них была создана основная группа наблюдения, состоящая из 15 студентов, которые начали регулярные тренировки по волейболу. Контрольную группу студентов составили 15 человек, взятых под наблюдение, которые испытывали мышечные нагрузки только в ходе университетских учебных занятий посвященных физической культуре. Для получения результатов исследования применялся ряд функциональных проб, и учитывались результаты оценки показателей нормативных тестов. Результаты наблюдения подвергнуты обработке при помощи критерия Стъюдента (t) и метода корреляционного анализа. Результаты исследования и их обсуждение. Систематические спортивные тренировки по волейболу обеспечили развитие координационных и двигательных возможностей и укрепление способности сохранять равновесие в пространстве. На фоне регулярных волейбольных тренировок у студентов с тугоухостью произошло увеличение общей физической подготовленности и повышение выносливости. Выводы. Регулярные волейбольные тренировки способствуют у студентов, страдающих тугоухостью росту выносливости, силовых возможностей, улучшают координацию и стимулируют скоростные свойства.

Ключевые слова: студенты, юношеский возраст, тугоухость, волейбол, физическая подготовка, мышечная активность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p130-135

DYNAMICS OF DEAF STUDENTS' PHYSIOLOGICAL PECULIARITIES PRACTICING VOLLEYBALL

Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Anton Sergeevich Boldin, the senior teacher, Moscow State Technical University of Civil Aviation; Natalia Grigorievna Puchkova, the senior lecturer, depart-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.