Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Тарасенко Константин Николаевич

Профессиональное самоопределение студентов среднего профессионального образования в значительной степени зависит от наличия вакансий в физкультурно-спортивных организациях. Сделать правильный выбор места работы выпускникам помогает профессиональная ориентация. В ходе научной работы анализировалась научно-методическая литература, документальные материалы, проводилось анкетирование. Анализ результатов исследования показал, что большинство работодателей рассматривают соискателей с учетом критериев: профильное образование; стаж работы по специальности; уровень спортивной подготовленности. Выявленные особенности трудоустройства выпускников среднего профессионального образования позволят дополнить систему профессиональной ориентации современными подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерегина Светлана Владимировна, Тарасенко Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDYING IN THE SPECIALTY "PHYSICAL CULTURE”

Professional self-determination of the students of secondary vocational education largely depends on the availability of vacancies in physical culture and sports organizations. Professional orientation helps graduates to make the right choice of the place of work. In the course of the scientific work, scientific and methodological literature, documentary materials were analyzed, the questionnaire was conducted. The analysis of the research results showed that the majority of employers consider applicants taking into account the following criteria: specialized education; work experience in the specialty; level of sports readiness. The revealed features of the employment of the graduates of secondary vocational education will supplement the vocational guidance system with modern approaches.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"»

4. Влияние мотивации на результаты студентов при оценке их физической подготовленности / С.П. Мещеряков, Н.В. Зырянова, Н.В. Титушина, Л.П. Мещерякова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 195-202.

5. Мещеряков С.П. Мониторинг физической подготовленности студентов: методическое пособие / С.П. Мещеряков, А.О. Егорычев. - Москва : Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина. - 2018. - 55 с.

6. Мещеряков С.П. Применение перцентильных шкал для оценки качества учебной деятельности студентов по физической культуре / С.П. Мещеряков, А.О. Егорычев // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 5. - С.145-149.

7. Милько М.М. Исследование физической активности студентов в условиях дистанционного обучения и самоизоляции / М.М. Милько, Н.В. Гуремина // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 5. - С. 195-200.

REFERENCES

1. Grigoriev, V.I., Yarchikovskaya, L.V., Sharonova, A.V. and Byakova, T.G. (2021), "Foresight of rebuilding physical culture to overcome the consequences of the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 71-77.

2. Korenberg, V. B. (2004), Sports metrology: Dictionary-reference: textbook, Soviet sport, Moscow.

3. Markova, O.A., Velichko, T.I. and Tsyganenko, O.S. (2021), "Monitoring the level of physical fitness of students of bauman moscow state technical university in the context of distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (192), pp. 71-77.

4. Meshcheryakov, S.P., Zyryanova, N.V., Titushina, N.V. and Meshcheryakova, L.P. (2021), "Influence of motivation on the results of students in assessing their physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 2 (192), pp.195-202.

5. Meshcheryakov, S. P. and Yegorychev, A.O. (2018), Monitoring of physical fitness of students: a methodological guide, Publishing Center of Gubkin University, Moscow.

6. Meshcheryakov, S. P., Yegorychev, A.O. and Vikulov, A.D. (2015), "Application of percentile scales in the process of monitoring physical fitness of students", Yaroslavl Pedagogical Bulletin, No. 6, pp. 141-146.

7. Milko, M.M. and Guremina, N.V. (2020) "Students physical activity investigation in conditioning of distance learning and self-isolation", Modern high technologies, No. 5, pp.195-200.

Контактная информация: kurkin2@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.06.2021

УДК 377.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Светлана Владимировна Ерегина, доктор педагогических наук, доцент, Сахалинский государственный университет; Константин Николаевич Тарасенко, кандидат педагогических наук, Московский государственный университет спорта и туризма

Аннотация

Профессиональное самоопределение студентов среднего профессионального образования в значительной степени зависит от наличия вакансий в физкультурно-спортивных организациях. Сделать правильный выбор места работы выпускникам помогает профессиональная ориентация. В ходе научной работы анализировалась научно-методическая литература, документальные материалы, проводилось анкетирование. Анализ результатов исследования показал, что большинство работодателей рассматривают соискателей с учетом критериев: профильное образование; стаж работы по специальности; уровень спортивной подготовленности. Выявленные особенности трудоустройства выпускников среднего профессионального образования позволят дополнить систему профессиональной ориентации современными подходами.

Ключевые слова: профессия, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, трудоустройство.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p121-127

IMPROVEMENT OF THE VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM FOR STUDENTS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION STUDYING IN THE SPECIALTY

"PHYSICAL CULTURE"

Svetlana Vladimirovna Eregina, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Sakhalin State University; Konstantin Nikolaevich Tarasenko, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State University of Sport and Tourism

Abstract

Professional self-determination of the students of secondary vocational education largely depends on the availability of vacancies in physical culture and sports organizations. Professional orientation helps graduates to make the right choice of the place of work. In the course of the scientific work, scientific and methodological literature, documentary materials were analyzed, the questionnaire was conducted. The analysis of the research results showed that the majority of employers consider applicants taking into account the following criteria: specialized education; work experience in the specialty; level of sports readiness. The revealed features of the employment of the graduates of secondary vocational education will supplement the vocational guidance system with modern approaches.

Keywords: profession, professional self-determination, professional orientation, employment.

ВВЕДЕНИЕ

Система профессиональной ориентации в процессе подготовки физкультурно-спортивных кадров является необходимой на всех этапах обучения и в то же время достаточно инертной. Известно, что многие десятилетия ее содержание остается неизменным. Основными формами и мероприятиями профориентационной направленности традиционно являются: дни открытых дверей, дни факультетов; отбор студентов по результатам вступительных испытаний; эпизодические лекции и семинары, отражающие фрагменты профессиограммы; спортивные состязания, в которых студенты принимают участие в качестве волонтеров и помощников судей. Сложившаяся система профессиональной ориентации студентов в незначительной степени усиливает их профессиональное самоопределение по полученной специальности [1].

Профессиональное самоопределение выпускников среднего профессионального образования (СПО), обучающихся по специальности «Физическая культура», в большинстве случаев является стихийными, активизируется на четвертом (выпускном) курсе и усиливается к моменту окончания учебы. Значительная часть выпускников СПО, начинающих поиск работы по полученной специальности, сталкиваются с разнообразием профессий в сфере физической культуры и спорта [1]. Профессии сегодня превращаются в своего рода краткосрочные «пакеты компетенций», а на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста продуктивно выполнить определенные функции [4]. Обладая набором знаний, умений и навыков, выпускники СПО стараются самостоятельно определить в какой профессии, принадлежащей к физкультурно-спортивной отрасли, они будут востребованы. При таком подходе к выбору места работы, содержание профессии выглядит значительно шире, чем воспринималось студентами в процессе обучения. В настоящее время конкретизация содержания семантических полей понятия профессии рассматривается достаточно широко и включает: информационное пространство, правовое пространство, деятельностно-технологическое, антропологическое пространство [3]. Трудоустройство у выпускников вузов физкультурного профиля приоритетно направлено на тренерскую деятельность, при том, что востребованность физкультурно-спортивных кадров гораздо шире [2].

Система профессиональной ориентации для выпускников СПО требует модернизации с учетом особенностей профессиональной деятельности, также необходимо совершенствование профориентационных подходов для помощи в выборе места работы выпускникам СПО.

Цель исследования - проанализировать рынок труда специалистов по физической культуре и спорту, конкретизировать требования к специалистам и дополнить систему профессиональной ориентации студентов СПО актуальными направлениями.

Основными методами исследования явились: анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов, анкетирование.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование проводилось на базе Московского государственного университета спорта и туризма Департамента спорта г. Москвы, в отделении среднего профессионального образования. В исследовании приняли участие 160 студентов 4 курса, обучающихся по специальности «Физическая культура», квалификация «Педагог по физической культуре и спорту». Возраст испытуемых от 18 до 22 лет. Количество опрошенных девушек: 18 лет - 4,9%; 19 лет - 64%; 20 лет - 21,3%, 21 год - 9,9%. Количество опрошенных юношей: 19 лет - 50%, 20 лет - 35%, 21 год - 11%, 22 года - 4%. Среди опрошенных студентов, девушки составили 38% респондентов, юноши - 62%.

В процессе анкетирования были выявлены профессиональные планы выпускников: 65% юношей планируют пройти службу в армии, 15% опрошенных приняли решение поступать в вузы (физкультурного и военного профиля), 20% опрошенных юношей с планами после окончания СПО не определились; среди опрошенных девушек 60% планируют найти работу по специальности, 20% устроиться на работу не по специальности, 12% поступать в вузы (преимущественно физкультурного профиля), 8% девушек решение о дальнейших профессиональных планах пока не приняли.

Можно отметить, что большинство опрошенных выпускников СПО планируют связать свое будущее с работой по специальности в сфере физической культуры и спорта. Значительное количество опрошенных планируют стать тренерами по видам спорта, тренерами фитнес-индустрии, педагогами по физической культуре.

Для сопоставления ожиданий, связанных с трудоустройством выпускников по полученной специальности, выявлялась востребованность кадров для физкультурно-спортивной отрасли г. Москвы. Были проанализированы вакансии с одного из ведущих сайтов по трудоустройству (дата обращения 18.05.2021 г.). В графе поиска была задана сфера трудовой деятельности «физическая культура и спорт». По данному запросу на момент обращения было представлено 74 вакансии специалистов для трудоустройства в физкультурно-спортивную отрасль г. Москвы. Вакансии включали группы должностей: специалисты (тренер, педагог, инструктор-методист, специалист, учитель) и руководители (управляющий, начальник, администратор, менеджер).

Соискатели предложенных вакансий должны были соответствовать определенным требованиям: уровень образования (ВО, СПО, профессиональная переподготовка), иметь стаж работы по специальности (таблица 1), спортивную квалификацию, быть готовыми к выполнению конкретных обязанностей.

Определено, что для трудоустройства предлагается наибольшее количество вакансий - тренер 47,3% от всего перечня вакансий; 27% вакансий - инструктор-методист; вакансий педагог и учитель по 5,41%; вакансий специалист - 6,76%; вакансий руководитель - 8,11%. Анализ конкурентоспособности при трудоустройстве на работу по полученной специальности показал, что только часть вакансий предполагает прием на работу сотрудников с СПО - 35,14% от всех имеющихся вакансий; при этом, значительная часть из предлагаемых вакансий предназначена для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 1 до 3 лет (и более) - 64,86%.

Таблица 1 - Вакансии для специалистов по физической культуре и спорту (всего 74 предложения для трудоустройства)_

№ п/п Наименование должности (профессии) Вакансия Требования к образованию Количество вакансий

1 Тренер по физической культуре и спорту Тренер по виду спорта, стаж от 1 до 3 лет ВО, переподготовка 12

СПО 3

Тренер по фитнесу, стаж от 1 до 3 лет ВО, переподготовка 2

СПО 18

2 Инструктор-методист по физической культуре и спорту Методист АФК, стаж от 3-х лет ВО стаж от 3 лет 6

Методист по спорту СПО 2

Методист дополнительного образования, стаж от 3-х лет ВО 10

Методист отдела спортивно-массовой работы СПО 2

3 Педагог Педагог-организатор АФК, стаж от 3-х лет ВО 2

Педагог-хореограф, стаж от 3-х лет ВО 1

Педагог по физической культуре и спорту СПО 1

4 Специалист Специалист по организации и проведению физкультурно-массовых мероприятий, стаж от 3-х лет ВО 2

Специалист по учебно-методической работе, стаж от 3-х лет ВО 1

Специалист по эффективному использованию инфраструктуры, стаж от 3-х лет ВО 1

Ведущий специалист по спорту, стаж от 2-х лет ВО 1

5 Учитель Учитель физической культуры, стаж от 6-ти лет ВО 2

Преподаватель физической культуры, стаж от 3-х лет ВО 2

6 Руководитель Управляющий фитнес-клуба стаж от 1 до 3 лет ВО, переподготовка 1

Администратор спортивной команды, стаж 3-6 лет ВО 1

Начальник отдела по организации спортивной работы, стаж от 3-х лет ВО 1

Фитнес-менеджер, стаж 3-6 лет ВО 3

Дополнительно для трудоустройства на должность тренера соискателю требуется, помимо образования, иметь спортивную квалификацию: разряд КМС - 5,71% вакансий, звание МС и выше - 42,86% вакансий. Вакансии, требующие наличия спортивного звания, относятся к видам спорта: плавание, легкая атлетика, тяжелая атлетика, фигурное катание на коньках и другие для трудоустройства в физкультурно-спортивные организации. Для работы в некоторых фитнес-клубах необходимо наличие звания МС (без учета вида спорта). Можно отметить, что для трудоустройства на вакансию тренер в 48,6% предлагаемых вакансий требуется наличие высокой спортивной квалификации.

Каждая вакансия предполагает перечень обязанностей. Основными обязанностями для вакансий тренер, педагог являются: проведение занятий по общей и специальной физической подготовке, составление планов тренировок, оценка подготовленности занимающихся.

Выпускники СПО по уровню образования имеют возможность трудоустроиться тренерами по виду спорта (при наличии спортивной квалификации), тренерами (инструкторами) по фитнесу, инструкторами-методистами, педагогами по физической культуре.

Можно отметить, что трудоустройство в физкультурно-спортивную сферу для выпускников СПО не является легким. Необходимо соответствовать как формальным критериям (уровень образования, наличие спортивной квалификации, стаж работы), так и обладать практическими умениями и навыками для выполнения перечня обязанностей, требуемых работодателем.

Оценка конкурентоспособности выпускников СПО в процессе трудоустройства может быть по критериям: стаж работы, спортивная квалификация, самооценка умений и

навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Опрос студентов показал, что менее 15% выпускников СПО имеют стаж работы по специальности: у девушек 8% опрошенных, у юношей 6,5% опрошенных. Большинство из них работают педагогами дополнительного образования.

Изучение спортивной квалификации выпускников СПО показало достаточно высокую конкурентоспособность девушек в процессе трудоустройства. У студентов была выявлена спортивная квалификация, учитывались действующие разряды и спортивные звания (таблица 2).

Таблица 2 - Спортивная квалификация студентов СПО, обучающихся на 4 курсе (п=160)

№ п/п Пол Спортивная квалификация (%)

Разряды Звания Без разряда

Юношеские Взрослые КМС МС

1 2 3 1 2 3

1 Юноши 3,03 2,02 1,01 37,4 4,1 6,1 22,2 1,01 23,5

2 Девушки 1,63 - - 16,4 13,11 1,65 29,51 18,03 19,67

Выявлено, что юноши (в том числе и не имеющие разряда) занимаются разными видами спорта: спортивными играми - 46,5% опрошенных (из них футболисты составляют - 31,3%); единоборствами - 27,3% опрошенных, циклическими видами спорта -11,1% опрошенных, другими видами спорта - 15,1%.

Девушки (в том числе и не имеющие разряда) приоритетно занимаются видами спорта с ранней спортивной специализацией (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и другие) - 26,2%; спортивные игры - 23,2%; циклические виды спорта - 21,4%; единоборства - 19%; другими видами спорта - 10,2% опрошенных.

Требования к соискателям вакансий показывают, что выпускники СПО могут претендовать на должности тренеров, если хорошо владеют основными трудовыми функциями.

В процессе исследования студентами 4 курса СПО проводилась самооценка готовности к выполнению одной из основных трудовых функций - «Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся». Данная трудовая функция входит в профессиональный стандарт «Тренер» и реализуется на начальных этапах занятий физическими упражнениями. Самооценка трудовых действий проводилась студентами (юношами и девушками) по бальной системе: 8-10 баллов - владею идеально; 5-7 баллов -владею хорошо; 4-6 баллов - владею удовлетворительно; 1-3 балла - слабо владею (таблицы 3-5).

Таблица 3 - Самооценка готовности студентов к разработке планов тренировочных занятий (ТЗ) по общей физической и специальной подготовке занимающихся (п=160)_

№ п/п Методические умения и навыки Оценка в баллах

М Ж

1 Анализ условий для разработки планов ТЗ (возрастные, половые особенности, уровень подготовленности) 7,11 7,16

2 Определение задач ТЗ 7,47 6,46

3 Выбор форм ТЗ, типов нагрузок 7,40 6,34

4 Подбор комплекса ОРУ 8,41 8,61

5 Формирование содержания частей ТЗ 7,27 7,67

6 Определение требований к инвентарю и оборудованию 8,06 8,41

7 Подготовка и согласование планов ТЗ по ОФП и специальной подготовке с тренером группы 7,18 7,66

Выявлено, что у студентов относительно слабо (по сравнению с другими) сформированы методические умения и навыки, связанные с определением задач тренировочных занятий, выбором форм занятий и типов нагрузок.

Таблица 4 - Самооценка готовности студентов к проведению ТЗ по общей физической и специальной подготовке занимающихся (п=160)_

№ п/п Методические умения и навыки Оценка в баллах

М Ж

1 Контроль готовности занимающихся к ТЗ 7,81 7,67

2 Анализ плана ТЗ, выбор формы ТЗ 7,26 7,33

3 Выполнение с занимающимися комплекса ОФП 8,16 8,82

4 Выполнение с занимающимися комплекса СФП 7,99 8,54

5 Контроль выполнения занимающимися упражнений 8,51 8,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Фиксация контрольных показателей по итогам ТЗ 7,45 7,75

7 Обеспечение безопасного выполнения занимающимися упражнений по ОФП и СФП 8,13 8,36

Анализ самооценок студентов по готовности использовать умения и навыки проведения тренировочных занятий показал высокую степень их владения методическими умениями и навыками контроля выполнения занимающимися упражнений; и методиками выполнения с занимающимися комплексов ОФП и СФП.

Таблица 5 - Самооценка готовности студентов к измерению и оценке у занимающихся физической и функциональной подготовленности в циклах подготовки (п=160)_

№ п/п Методические умения и навыки Оценка в баллах

М Ж

1 Подбор показателей и системы тестов для занимающихся 7,01 7,03

2 Руководство занимающимися во время тестирования 7,62 7,92

3 Регистрация и фиксация контрольных показателей подготовленности занимающихся 7,27 7,74

4 Анализ данных подготовленности и результатов медицинских и психологических наблюдений за занимающимися 7,17 7,44

5 Аналитическая обработка собранных показателей, определение уровня физической подготовленности, эффективности соревновательных и тренировочных воздействий 7,08 7,41

6 Корректировка тренировки по результатам тестирования 7,19 7,51

Результаты самооценки методических умений и навыков измерения и оценки у занимающихся уровня подготовленности показывают, что студенты хорошо владеют этими умениями и навыками для осуществления данных трудовых действий.

Сложение результатов самооценок умений и навыков, необходимых для выполнения студентами обобщений трудовой функции «Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся», позволило определить сформированность у студентов трудовых действий (таблица 6).

Таблица 6 - Самооценка студентами готовности к выполнению обобщенной трудовой функции «Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся» (п=160)_

№ п/п Трудовые действия Общая оценка (в баллах)

М Ж

1 Разработка планов тренировочных занятий (ТЗ) по общей физической и специальной подготовке занимающихся 52,90 52,31

2 Проведение тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся 55,31 56,93

3 Измерение и оценка у занимающихся физической и функциональной подготовленности в циклах подготовки 43,34 45,05

Можно отметить, что на высоком уровне у студентов сформированы умения и навыки проведения занятий. Менее сформированными являются навыки измерения и оценки подготовленности у занимающихся физическими упражнениями.

Анализ требований к трудоустройству выпускников СПО показывает, что помимо профессионального образования им необходимо иметь стаж работы по специальности от 1 до 3 лет, важно наличие спортивной квалификации, а также проявление умений и навыков для выполнения профессиональных обязанностей. В связи с этим, необходимо совершенствовать систему профессиональной ориентации и ее дополнять ее новыми меро-

приятиями: встречи студентов с руководством физкультурно-спортивных организаций для возможности трудоустройства параллельно с учебой (помощниками тренеров, инструкторами по физической культуре и спорту); мероприятия, повышающие спортивную квалификацию студентов (участие в соревнованиях среди УОР, СПО; проведение мастер-классов для юных спортсменов); мероприятия, развивающие методические умения студентов (планирование и проектирование фрагментов тренировочного процесса, разработка методик обучения технике физических упражнений и воспитания физических качеств.

ВЫВОДЫ

1. Анализ рынка труда специалистов по физической культуре и спорту г. Москвы показал, что выпускники СПО имеют возможность трудоустроиться на должности: тренер по виду спорта, тренер по фитнесу, педагог по физической культуре и спорту.

2. Для трудоустройства выпускников СПО на большинство должностей в физ-культурно-спортивные организации требуется спортивная квалификация (КМС, МС) и стаж работы по специальности от 1 до 3 лет.

3. Профессиональная ориентация в системе СПО должна рассматриваться гораздо шире, чем знакомство абитуриента, студента с избранной профессией. Следует дополнять ее мероприятиями по общению студентов с потенциальными работодателями; мероприятиями по повышению спортивной квалификации студентов; мероприятиями по формированию методических умений и навыков в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ерегина С.В. Теоретические основы профессиональной ориентации студентов физкультурных вузов / С.В. Ерегина. - Москва : Эслан, 2005. - 144 с.

2. Закревская Н.Г. Состояние и перспективы профессиональной востребованности выпускников спортивных вузов / Н.Г. Закревская, Г.А. Андросова, Е.Я. Михайлова // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 96-98.

3. Калицкий Э.М. Современная концепция профессионализма / Э.М. Калицкий, Н.Г. Гон-чарик // Адукация и выхаванне. - 2002. - № 10. - С. 7.

4. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для учреждений высшего образования / Под ред. С. Д. Неверковича. - Москва : Академия, 2014. - 329 с.

REFERENCES

1. Eregina, S.V. (2005), Theoretical Foundations of Professional Orientation of Students of Physical Education Universities, Eslan, Moscow.

2. Zakrevskaya, N.G., Androsova, G.A. and Mikhailova, E.Ya. (2020), "State and prospects of professional demand of graduates of sports universities", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 96-98.

3. Kalitsky, E.M. and Goncharikm N.G. (2002), "Modern concept of professionalism", Aduka and Havavenne, No 10. - P. 7.

4. Neverkovich S.D. (2014), Pedagogy ofphysical culture and sports: a textbook for institutions of higher education, Academy, Moscow.

Контактная информация: eregina-mgiit@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.05.2021

УДК 378.1

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Сергей Айтерихович Брант, преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.