Научная статья на тему 'Здоровьеориентированная политика Белгородского государственного национального исследовательского университета'

Здоровьеориентированная политика Белгородского государственного национального исследовательского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полухин О. Н., Никулин И. Н., Ирхин В. Н., Никулина Т. В.

Статья посвящена определению содержания и направлений здоровьеориентированной политики Белгородского государственного национального исследовательского университета. Раскрыта сущность здоровьеориентированной политики как инструмента практической реализации миссии вуза по сохранению, укреплению и формированию здоровья будущих специалистов. Показан опыт осуществления таких направлений здоровьеориентированной политики вуза, как управление здоровьеориентированной деятельностью, организация здоровьеориентированного образовательного процесса, создание здоровьеориентированной образовательной структуры, создание здоровьеориентированной модели (научно-исследовательский проект), развитие здоровьеориентированных комплексов, организация здоровьеориентированной деятельности вузовской службы здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьеориентированная политика Белгородского государственного национального исследовательского университета»

ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: Nikulin I@bsu.edu.ru

Поступила в редакцию 09.11.2015 г.

Доктор политических наук, профессор О.Н. Полухин1

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Никулин1

Доктор педагогических наук, профессор В.Н. Ирхин1

Кандидат педагогических наук Т.В. Никулина1

1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

HEALTH-PROMOTING POLICY iN BELGOROD STATE NATIONAL RESEARCH UNIVERSiTY

Dr.sc.pol., professor O.N. Polukhin1 Associate professor, PhD I.N. Nikulin1 Dr.Hab., professor V.N. Irkhin1 PhD T.V. Nikulina1

1 Belgorod State National Research University, Belgorod

Аннотация

Статья посвящена определению содержания и направлений здоровьеори-ентированной политики Белгородского государственного национального исследовательского университета. Раскрыта сущность здоровьеориен-тированной политики как инструмента практической реализации миссии вуза по сохранению, укреплению и формированию здоровья будущих специалистов. Показан опыт осуществления таких направлений здоровье-ориентированной политики вуза, как управление здоровьеориентированной деятельностью, организация здоровьеориентированного образовательного процесса, создание здоровьеориентированной образовательной структуры, создание здоровьеориентированной модели (научно-исследовательский проект), развитие здоровьеориентированных комплексов, организация здо-ровьеориентированной деятельности вузовской службы здоровья.

Annotation

The main objective of the present paper was to define the content and directions of health-promoting policy of Belgorod State National Research University. The essence of health-promoting policy as a tool for practical implementation of the university mission of health protection and strengthening and formation of health of future specialists was revealed. There was presented the experience of implementation of such directions of the health-promoting university policy as management of health-promoting activities, organization of health-promoting educational process, creation of health-related educational structure, design of a health-promoting model (research project), development of health-promoting sets and organization of health-promoting activities of university health service.

Keywords: health-promoting policy, university.

Ключевые слова: здоровьеориентированная политика, университет.

Введение. Несмотря на то, что в последние годы во многих вузах России прилагаются усилия по обеспечению здоровья основных субъектов образовательного процесса: создаются центры и службы здоровья, реализуются программы по сохранению, укреплению и формированию здоровья студентов и преподавателей, тем не менее вопрос о создании и проведении здоровьеориентированной политики вуза остается недостаточно изученным. Особого внимания требует проблема исследования сущности и направлений, условий и реализации здоровьеориентированной политики в вузе.

Цель исследования - определить содержание и основные направления реализации здоровьеориентированной политики в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ БелГУ).

Результаты исследования и их обсуждение. Осознание того, что состояние здоровья, уровень валеологической компетентности, культуры здоровья студентов, профессорско-преподавательского состава, созданная здоровьесбере-гающая среда, развитое педагогическое и управленческое здоровьеориентированное мышление являются важнейшими факторами конкурентоспособности образовательной организации, детерминантами ее развития, - все это делает необхо-

димым сосредоточение внимания на разработке и реализации здоровьеориентированной политики НИУ БелГУ.

Здоровьеориентированная политика - это инструмент практической реализации миссии валеологической работы вуза, эффективного достижения генеральной цели подготовки здорового, конкурентоспособного специалиста, зрелой личности выпускника; повышения валеологической компетентности профессорско-преподавательского состава; ориентации всех субъектов образовательного процесса на достижение генеральной цели посредством создания здоровьеориентирован-ной педагогической системы вуза. Здоровьеориентированная политика находит свое выражение в принципах сохранения, укрепления и формирования здоровья, здоровьецентризма, специфических функций: социализационной, связанной с необходимостью включения формирующейся личности в процесс усвоения и воспроизводства ценности здоровья и ЗОЖ, безболезненного вхождения индивида в социальную среду; культурологической, заключающейся в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе знаниями о сохранении и укреплении здоровья, формирования культуры здоровья; профилактической, сориентированной на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в раз-

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

витии личности; коррекционно-реабилитационной, направленной на создание вокруг обучающегося реабилитационного пространства, среды, направленной на восстановление целостного здоровья студентов; укрепление здоровья, преследующей цель повышения адаптационных резервов организма человека. Здоровьеориентированная политика вуза представляет собой совокупность интеллектуально-информационной, коммуникативной, предметно-пространственной, рекреативной и других видов сред педагогической системы вуза, обеспечивающих подготовку будущих специалистов и создающих условия для развития здоровой личности студента.

Политика определяет направления для принятия управленческих решений по разработке стратегических мер, связанных с достижением генеральной цели. Каждое подразделение вуза (ректорат, кафедры, факультеты) взаимосвязаны и взаимообусловлены, обладают возможностями для включения в организацию взаимодействия преподавателей и студентов по достижению цели подготовки здорового специалиста на основе принципов природосообразности и здоровьецентризма (В. Н. Ирхин). Названные принципы требуют нового педагогического мышления, соответствующей подготовки, направленности профессорско-преподавательского состава. В Белгородском государственном национальном исследовательском университете здоровьеориентированные цели отражены в уставе вуза, в комплексной программе развития университета. Здоровье-ориентированный потенциал университета огромен. Политика руководства вуза направлена на то, чтобы создать в университете атмосферу, способствующую интеллектуальному и духовно-нравственному развитию будущих специалистов.

Анализ здоровьеориентированной политики НИУ БелГУ позволяет выделить следующие ее основные направления [1]:

1. Управление здоровьеориентированной деятельностью, осуществляемое на общественном, административном, профессионально-педагогическом и студенческом уровнях.

2. Организация здоровьеориентированного образовательного процесса, предполагающего использование здоровьесберегающих технологий и режимов обучения студентов, включение специализированных программ формирования культуры здоровья будущих специалистов, подготовки их к здоровьеориентированной профессиональной деятельности. Формирование культуры здоровья студентов осуществляется через содержание учебных, в первую очередь медико-биологических и психолого-педагогических, дисциплин. Приобщение студентов к ценностям ЗОЖво внеучебной работе происходит в рамках познавательных, спортивных, художественных, общественно-политических, организаторских и других мероприятий здоровьеориентированной направленности. Важнейшей формой в последнее время стало приобщение студентов к участию в испытаниях ВФСК ГТО.

С целью повышения эффективности работы по физической культуре в НИУ БелГУ, развития физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры создан Совет НИУ БелГУ по развитию физкультуры и спорта, который возглавил ректор О. Н. Полухин. Для реализации подхода, направленного на становление личности студента как субъекта физической культуры, в декабре 2013 г. Совет по развитию физкультуры и спорта НИУ БелГУ принял решение о проведении, начиная с сентября 2014 г., пилотного проекта «Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе на основе выбора видов спортивно-оздоровительной деятельности». Пилотный проект состоит из двух частей. Первая часть предполагает проведение практических занятий по физической культуре на 1-м и 2-м курсах в объеме 400 ч, из них 72 обязательных (базовая часть) и 328 (вариативная часть) в виде элективных дисциплин по выбору студентов. Проект получил одобрение НМС при Минобрнауки РФ.

Программа базовой части имеет преимущественно образовательную направленность, учебные занятия планируются в сетке расписания. По этой программе студентов обучают следующим видам спорта: волейболу, баскетболу, плаванию, легкой атлетике, гимнастике. Программа вариативной части предусматривает выбор студентами видов двигательной деятельности с учетом их интересов и возможностей. Студентам предложен широкий выбор видов, пользующихся высокой популярностью в нашем университете: волейбол, баскетбол, мини-футбол, настольный теннис, аэробика, атлетизм и силовые виды спорта, плавание, единоборства, стрельба, туризм, многоборье ГТО, корригирующая гимнастика для специальной медицинской группы. Содержание вариативной части практических занятий имеет тренировочную направленность. Новая форма организации занятий способствовала позитивным изменениям в отношении студентов к учебному процессу. Тех, кто вполне удовлетворен учебными занятиями, в 2015 г. оказалось на 20,3 % больше, чем в 2014 г. (83,8 %). По результатам опроса 700 студентов в 2014 г физическими упражнениями более 6 ч в неделю занимались 11 %о опрошенных, тогда как в 2015 г. - 38,2 0%.

3. Создание здоровьеориентированной образовательной структуры включает модернизацию и разработку профессиональных образовательных программ, учебных дисциплин, вариативных курсов по выбору, открытие новых специальностей; формирование УМК; реализацию модели и использование технологического инструментария по 22 специальностям; повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; внедрение системы горизонтально-сетевого взаимодействия субъектов управления в образовательный процесс университе-

4. Создание здоровьеориентированной модели, способствующей повышению качества подготовки кадров (научно-исследовательский проект) включает: обоснование диагностического комплекса определения групп здоровья студентов и сотрудников НИУ БелГУ; создание технологического инструментария по реализации здоровьеориентированной модели (в частности, разработку вариативного комплекса здоровьесберегающих технологий образовательного процесса: технологий обучения будущих специалистов и подготовки к здоровьеориентированной деятельности; технологий оздоровления участников образовательного процесса; технологий управления здоровьеориентированным образовательным процессом); привлечение будущих специалистов к здоровьеориентированной исследовательской и волонтерской деятельности (организация волонтерских групп из числа студентов по пропаганде ЗОЖ, привлечение обучающихся к научным исследованиям по вопросам ЗОЖ) и др.

5. Развитие здоровьеориентированных комплексов НИУ БелГУ (научно-производственный проект) - лабораторий: молекулярной генетики человека; наноструктурных исследований в медицине; иммуногистохимических исследований; хронодиагностики и хронофизиотерапии, учебно-научного комплекса «Аптеки БелГУ», Центра дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, оздоровительного комплекса «Нежеголь», поликлиники НИУ БелГУ, Молодежного культурного центра. Наряду с этим осуществляется организация деятельности всех компонентов, входящих в систему территориально распределенной здоровьесберегающей инфраструктуры университета.

Особой гордостью университета является Учебно-спортивный комплекс НИУ БелГУ Светланы Хоркиной. В здании комплекса находятся 50-метровый бассейн, Центр спортивной гимнастики, тренажерные залы, универсальный игровой зал, манеж, залы хореографии, настольного тенниса, кикбоксинга, шахматный клуб, залы для занятий фитнесом.

http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary

В структуру университета входит и Молодежный туристический спортивно-культурный оздоровительный комплекс -конноспортивная школа, где ведется учебно-воспитательная, спортивная и оздоровительная работа. Школа содействует реализации программ по конному туризму, реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов.

Университет располагает оздоровительным комплексом «Нежеголь», который включает в себя теннисные корты, футбольные и волейбольные поля, шахматный клуб, спортивные площадки с тренажерами, велосипедные дорожки, где организуются различные спортивные и творческие мероприятия: Международная молодежная школа по проектному менеджменту «Пегас», летняя языковая школа, Дни здоровья, охватывающие весь коллектив университета.

6. Организация здоровьеориентированной деятельности вузовской службы здоровья, осуществляющей медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Полнота и непрерывность лечебно-оздоровительного процесса, возможность получения медицинской помощи без отрыва от производственной и учебной деятельности, преемственность в работе с различными структурными подразделениями, оказывающими

лечебно-профилактическую помощь, способствуют сохранению и поддержанию здоровья студентов, преподавателей, сотрудников, ветеранов университета.

Выводы. Здоровьеориентированная политика вуза предполагает проектирование и реализацию здоровьетворческой среды,в которую включены все участникипедагогическогопро-цесса, совокупные субъекты педагогической системы. Только в ходе целенаправленной управляемой деятельности, обеспечивающей взаимосвязи учебной, научно-исследовательской, воспитательной, профилактико-коррекционной работы администрации вуза, студентов, преподавателей, специалистов служб могут быть созданы необходимые условия для развития здоровой личности студентов.

Литература

1. Полухин О.Н. Профессионализм и здоровье - главные составляющие жизненного успеха / О.Н. Полухин. - Ректор вуза. - 2014. - № 4. - С. 4-6.

References

1. Polukhin O.N. Professionalizm i zdorov'e - glavnye sostavlyayushchie zhiznennogo uspekha (Professionalism and Health - the main components of success in life) / O.N. Polukhin. - Rector vuza. - 2014. - № 4. - P. 4-6.

из портфеля редакции

ФУHKЦИОHAЛ BОЛОHTEPОB ПРИ ПPОBEДEHИИ KPynHblX CОPEBHОBAHИИ

УДК/UDC 796.075

Поступила в редакцию 05.11.2015 г.

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Андреева1 Н.А. Мухамадеев1

Кандидат технических наук, доцент Е.В. Шестопалов1

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск

Ключевые слова:

ний, функционал.

волонтеры, обслуживание соревнова-

Введение. Волонтерская деятельность в последние годы стала существенным элементом успешного проведения соревнований.

Цель исследования - обосновать эффективность формирования базы данных по волонтерам в электронном виде.

Результаты исследования и их обсуждение. Группировка функций волонтеров при проведении соревнований может быть осуществлена по следующим видам деятельности: 1. «Terminal». Сопровождение делегаций на вокзале или в аэропорту, работа с багажом спортсменов. 2. «Attashe». Сопровождение делегаций с момента прибытия до момента отъезда, решение возникающих вопросов. 3. «Protocol». Сопровождение VIP-делегаций с момента прибытия до момента отъезда. 4. «Hotel». Работа в местах проживания. 5. «Athletic service». Комплексное сопровождение делегаций спортсменов и судей непосредственно на месте проведения соревнований. 6. «Event venue service». Работа с болельщиками на трибунах. Помощь в управлении потоками болельщиков. 7. «Ticketing». Работа на турникетах и проверка билетов. 8. «Doping». Сопровождение атлетов от раздевалок до пункта приема допинг-проб. 9. «Mass-media». Сопровождение и взаимодействие со средствами массовой информации. 10. «Statistics». Оперативная доставка статистических данных командам в ходе соревнований.

Указанные функции можно объединить в обобщенные группы: А - работа непосредственно со спортсменами и Б - техническое обеспечение проведения соревнований. Для волонтеров с функциями группы А желательно знание какого-либо иностранного языка хотя бы на минимальном уровне. Волонтеры с функциями группы Б могут не знать иностранного языка. Для

каждой из групп функций составляется график загруженности на каждый день и по их совокупности определяется степень напряженности деятельности волонтеров в каждый момент. Сопоставление графиков дает также возможность определить варианты использования волонтеров на других участках работы при возникновении форс-мажорных ситуаций.

Для выполнения конкретных функций волонтеров подбирают заблаговременно, когда определены ориентировочное количество команд (для функционала группы А) и объем технической работы (для функционала группы Б).

Исходя из этого, нужен банк данных волонтеров, который может быть организован с учетом следующего: а) возможности волонтера выполнять свои обязанности в течение всего времени проведения соревнований (календарный и почасовой графики); б) степени ответственности волонтера (по результатам предыдущих соревнований, в обслуживании которых он принимал участие); в) языковой и компьютерной подготовленности волонтера; г) коммуникационной подготовленности волонтера и его умения выходить из нестандартных ситуаций, возникающих в ходе его работы.

Вывод. Обосновано формирование базы данных по волонтерам в электронном виде. При этом помимо выделенных основных параметров могут учитываться и дополнительные, например оценка деятельности волонтера непосредственным руководителем на соревнованиях; степень его пригодности для решения сложных задач, требующих повышенного внимания; учет силовых возможностей, что является определяющим при обслуживании соревнований по горным лыжам и сноуборду.

Использованная литература

1. Бакшаев М.М. Финансовое обоснование применения волонтерского ресурса в спортивном менеджменте / М.М. Бакшаев, Л.В. Тарасова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 1. - С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.