чения в структуру содержания современных учебников элементов кодирования, перекодирования текста.
Нами установлено, что сущность умения моделировать учебный текст логико-семантическими средствами как самостоятельной группы педагогических умений представляет собой совокупность мыслительных и практических умений и операций в работе с учебным педагогическим текстом, соответствующих логике его познания, обеспечивающих успешное овладение педагогическим знанием и относящихся к группе гностических умений в рамках функционального подхода,
Структура разработанной нами программы формирования умения моделировать включала в себя такие компоненты: приемы моделирования; учебные задачи; логико-семантические средства моделирования. Реализация обучающей программы студентов сопровождалась выполнением следующих педагогических условий: обеспечена мотивация на овладение приемами моделирования учебного текста; сформированы представления о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста; сформировано умение моделировать учебный текст, в структуру которого включены: анализ, схематизация, проектирование логики и семантики текста; в качестве объекта моделирования выступает логико-семантическая структура учебного педагогического текста, в качестве средств моделирования - специализированные логико-
семантические средства, составляющими которых выступают «средства-понятия» и «средства-отношения»; обеспечена интенсификация познания содержания педагогической дисциплины, реализуемая приемами моделирования учебного текста.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, позволила показать, что в результате использования моделирования учебного текста при работе с ним студентом-педагогом можно достичь интенсификации этого процесса. В нашем эксперименте это проявилось в выполнении большинством студентов экспериментальной группы заданий контрольного теста: преимущественно сложных уровней (конструктивного и творческого); на незнакомом учебном гуманитарном материале; за более короткий промежуток времени, по сравнению с контрольной группой. Кроме этого, оказано позитивное влияние моделирования на развитие познавательной деятельности студентов-педагогов первого курса, что было обеспечено за счет усиления мотивации и успешного овладения новыми способами познания, повышения качества усвоения педагогической дисциплины.
Т.С.Курьякова
Персонификация личности студента в процессе педаго гического взаимодействия
Персонифицированность личности студента, в частности, будущего педагога, является важным профессиональным личностно-значимым качеством.
Персонификация проявляется в осознании человеком собственной подлинной сущности, не в стремлении «быть личностью», а в желании быть самим собой. Она характеризуется самоотождествлением, наличием склонности понимать и принимать все свои сущностные проявления (процесс целостный и интегративный), при том, что «сущность может иметь любые роли и личины, но никогда к ним не сводится, всегда остается за ними, так или иначе проявляя себя в них» (А.Б.Орлов).
Основываясь на сущностных характеристиках, мы выделяем феномены, присущие процессу персонификации личности студента: способность к рефлексии, адекватность самооценки, адекватность реакций на любые внешние проявления, самотрансценденция, способность к эмпатии и др. Они находятся в тесной
связи с познавательными, конструктивными потребностями личности.
В процессе исследования мы занимались построением модели организации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент» с целью создания педагогических условий для персонификации личности обучаемого. В экспериментальном исследовании было задействовано 225 студентов факультета математики, физики и информатики ГОУ ВПО «ИГПУ».
Педагогическое взаимодействие характеризовалось наличием этапов: мотивационно-ориентации-онного, рефлексивно-корреляционного, операционно-конструктивного. Его организация с целью персонификации личности обучаемого предполагала тщательное продумывание форм в рамках различных видов учебной и внеучебной деятельности.
Формирующий этап научного исследования показал наличие серьезного потенциала, в частности, ку-
рагорской деятельности для персонификации личности обучаемого главным образом в первый год обучения, Ее содержание в ходе проведения исследования было наполнено различными методами в зависимости от этапа педагогического взаимодействия: создание ситуаций взаимных переживаний, подготовка и проведение имитационных деловых игр, коллективных творческих дел, мероприятий на факультете и пр.
Используя каждую из представленных форм и методов организации педагогического взаимодействия, мы отслеживали их корреляцию с уровнем параметров персонификации личности обучаемого; выявляли внешние признаки проявления феноменов персонификации личности; отслеживали показатели персонификации личности (самопредставление, самопринятие, самопреобразование).
Расчеты коэффициентов уровней сформированное^ показателей персонификации личности, использование непараметрических методов математической статистики (критерий Макнамары) позволили убедиться
в действенности выбранных нами форм и методов организации педагогического взаимодействия в качестве основных моделируемых элементов разработанной педагогической модели.
Библиографический список
1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272с.
2. Особенности персонификации личности студента в образовательном процессе вуза / Ступени: Научный журнал. - 2004. - №5. - С. 89-92.
3. Персонификация личности будущего учителя математики в процессе педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент» в вузе II Модернизация образования: проблемы, пути решения: материалы международной научно - практической конференции: Сборник научных статей / Под ред. А.С.Косоговой, М.Г.Голубчиковой. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2005. - С, 200-206.
Т.В.Аукьянова
Инновационные подходы ¡с музыкальному образованию социально-дезадаптированных детей
В настоящее время вопросы музыкального образования социально-дезадаптированных детей актуальны а среде социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, привлекая внимание не только практиков, но и становясь предметом психолого-педагогических, музыкально-педагогических и соци-ально-педагогических исследований. В рамках гуманистического подхода целью музыкального образования является становление, развитие музыкальной культуры ребенка, как части его общей духовной культуры. Однако некоторые аспекты компетентностного подхода позволяют рассматривать музыкальное образование как часть единого процесса социализации личности. Инновационный подход к музыкальному образованию детей-сирот требует концептуализации всей структуры музыкально-образовательного процесса, что в свою очередь ведет к переосмыслению его основных компонентов: целей, задач, принципов, содержания, методов и форм, Данное положение позволяет музыкальным педагогам разрабатывать и применять на практике инновационные программы по музыкальному образованию детей-сирот, целью которых становится не только развитие общей художественно-личностной культуры детей данной социальной группы и приобщение их к мировому музыкальному наследию,
но и возможность становления социально компетент-ностной личности в условиях современного социума.
Современная модель становления социально-компетентностной личности средствами музыкального искусства имеет ряд сущностных черт (принципов), характеризующих общую инновационную направленность музыкального образования детей данной социальной группы.
Принцип коррекционно-развивающей направленности. Учитывая специфику детей социального учреждения музыкальные занятия должны быть направлены на коррекцию и развитие высших психических функций каждого ребенка.
Принцип личностно-ориентированного подхода в музыкально-педагогическом процессе, который может способствовать устранению иждивенческих отношений в данной социальной группе. Данный принцип реализуется в формировании адекватного общения воспитанника с «разными социальными группами» (взрослыми, сверстниками) через развитие устремлений самого ребенка.
Принцип единства обучения и воспитания.
Принцип социально-практической направленности. Предполагает организацию учебно-воспитательной работы с целью адекватного включения воспитанника в социальную среду.