Научная статья на тему 'Инновационные подходы к музыкальному образованию социально дезадаптированных детей'

Инновационные подходы к музыкальному образованию социально дезадаптированных детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Татьяна Васильевна

Показана необходимость разработки и применения на практике инновационных программ по музыкальному ззованию детей-сирот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к музыкальному образованию социально дезадаптированных детей»

рагорской деятельности для персонификации личности обучаемого главным образом в первый год обучения, Ее содержание в ходе проведения исследования было наполнено различными методами в зависимости от этапа педагогического взаимодействия: создание ситуаций взаимных переживаний, подготовка и проведение имитационных деловых игр, коллективных творческих дел, мероприятий на факультете и пр.

Используя каждую из представленных форм и методов организации педагогического взаимодействия, мы отслеживали их корреляцию с уровнем параметров персонификации личности обучаемого; выявляли внешние признаки проявления феноменов персонификации личности; отслеживали показатели персонификации личности (самопредставление, самопринятие, самопреобразование).

Расчеты коэффициентов уровней сформированное^ показателей персонификации личности, использование непараметрических методов математической статистики (критерий Макнамары) позволили убедиться

в действенности выбранных нами форм и методов организации педагогического взаимодействия в качестве основных моделируемых элементов разработанной педагогической модели.

Библиографический список

1. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 272с.

2. Особенности персонификации личности студента в образовательном процессе вуза / Ступени: Научный журнал. - 2004. - №5. - С. 89-92.

3. Персонификация личности будущего учителя математики в процессе педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент» в вузе II Модернизация образования: проблемы, пути решения: материалы международной научно - практической конференции: Сборник научных статей / Под ред. А.С.Косоговой, М.Г.Голубчиковой. - Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2005. - С, 200-206.

Т.В.Аукьянова

Инновационные подходы ¡с музыкальному образованию социально-дезадаптированных детей

В настоящее время вопросы музыкального образования социально-дезадаптированных детей актуальны а среде социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, привлекая внимание не только практиков, но и становясь предметом психолого-педагогических, музыкально-педагогических и соци-ально-педагогических исследований. В рамках гуманистического подхода целью музыкального образования является становление, развитие музыкальной культуры ребенка, как части его общей духовной культуры. Однако некоторые аспекты компетентностного подхода позволяют рассматривать музыкальное образование как часть единого процесса социализации личности. Инновационный подход к музыкальному образованию детей-сирот требует концептуализации всей структуры музыкально-образовательного процесса, что в свою очередь ведет к переосмыслению его основных компонентов: целей, задач, принципов, содержания, методов и форм, Данное положение позволяет музыкальным педагогам разрабатывать и применять на практике инновационные программы по музыкальному образованию детей-сирот, целью которых становится не только развитие общей художественно-личностной культуры детей данной социальной группы и приобщение их к мировому музыкальному наследию,

но и возможность становления социально компетент-ностной личности в условиях современного социума.

Современная модель становления социально-компетентностной личности средствами музыкального искусства имеет ряд сущностных черт (принципов), характеризующих общую инновационную направленность музыкального образования детей данной социальной группы.

Принцип коррекционно-развивающей направленности. Учитывая специфику детей социального учреждения музыкальные занятия должны быть направлены на коррекцию и развитие высших психических функций каждого ребенка.

Принцип личностно-ориентированного подхода в музыкально-педагогическом процессе, который может способствовать устранению иждивенческих отношений в данной социальной группе. Данный принцип реализуется в формировании адекватного общения воспитанника с «разными социальными группами» (взрослыми, сверстниками) через развитие устремлений самого ребенка.

Принцип единства обучения и воспитания.

Принцип социально-практической направленности. Предполагает организацию учебно-воспитательной работы с целью адекватного включения воспитанника в социальную среду.

70

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006

Принцип творческого начала. Способствует формированию у детей различных вариантов реагирования на заданную ситуацию, развивает механизмы их социальной адаптации,

Следствием реализации данных принципов при организации музыкально-педагогического процесса в социальном учреждении является инновационный подход к применению и сочетанию методик психолого-педгогического воздействия. Вместе с традиционными

педагогическими и психологическими методами активно применяются музыкатерапевтические, арт-терапевтические, вокалотерапевтические и др. методики, способствующие успешной реализации основных принципов инноваций в музыкальном образовании детей-сирот а также оптимизации процесса социализации личности.

А.А.Комарова

Показатели саморазвития будущего педагога в процессе компьютерного обучения

В последние годы просматривается доминирование ориентации образовательного процесса на саморазвитие студентов. Будущий специалист, не проявляющий постоянного желания к саморазвитию, теряет возможность чувствовать себя комфортно в современном мире. Особенно это касается будущих учителей -студентов педагогических вузов: от стремления к саморазвитию будущего педагога напрямую зависит продуктивность его дальнейшей педагогической деятельности.

Проблема саморазвития рассматривается достаточно давно и подробно. Многие уисследователи изучают данный процесс в связи с конкретными условиями. Мы занимались активизацией саморазвития будущего педагога в рамках компьютерного обучения.

Саморазвитие будущего педагога в ходе компьютерного обучения мы рассматриваем как непрерывный процесс работы студента над собой, заключающийся в циклическом чередовании самопознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, самореабилитации, направленных на познание, определение и дальнейшее совершенствование своих профессионально-педагогических качеств, собственной компьютерной грамотности и информационной культуры.

Из вышесказанного следует, что в структуру саморазвития мы включаем следующие компоненты:

- самопознание,

- самоопределение,

- самореализация,

- саморегуляция,

- самореабилитация.

Очевидно, что активность саморазвития студента напрямую зависит от степени его включенности в процессы, являющиеся его структурными компонентами. Чем активнее и продуктивнее протекают процессы

самопознания, самоопределения, самореализации, саморегуляции, самореабилитации, тем выше уровень самого саморазвития и наоборот. Поэтому процессы, являющиеся структурными компонентами саморазвития, можно одновременно рассматривать и его показателями.

Таким образом, показателями саморазвития выступают:

- самопознание, включающее умение анализировать свои знания, умения, навыки в области информационных технологий и выделять те, которые требуют совершенствования, а также умение реально оценивать свои силы по применению компьютера и информационных технологий в педагогической деятельности;

- самоопределение, т.е, планирование деятельности, выбор путей, методов и средств достижения цели, приближающей студента к совершенному знанию персонального компьютера и разноплановому применению его в педагогической деятельности;

- самореализация на занятиях компьютерного цикла, подразумевающая умение реализовывать свой потенциал в учебных заданиях, действовать в соответствии с намеченным планом;

- саморегуляция на занятиях компьютерного цикла, подразумевающая наличие умения анализировать выполнение плана, вносить своевременные корректировки, оценивать достигнутые результаты;

- самореабилитация, подразумевающая наличие умения планировать и правильно организовывать свой отдых, умение переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Рассмотренные показатели процесса саморазвития в ходе компьютерного обучения позволяют нам определить первоначальный уровень саморазвития и проследить его изменение.

ВЕСТНИК ИрГТУ №2 (26) 2006

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.