УДК 378.14
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Казанцева Анастасия Игоревна (Павлодар, Казахстан) - магистр педагогики и психологии, Инновационный Евразийский университет; ул. М.Горького 102/4; [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается сущность понятий «саморазвитие», «профессиональное саморазвитие». Описываются подходы к определению и структуре профессионального развития. Статья будет интересна преподавтелям вузов, магистрантам и педагогам, работающим в сфере высшего образования. Ключевые слова: образование, студенты, саморазвитие личности, профессиональное саморазвитие, компоненты саморазвития.
Главная задача современной педагогической науки - создание условий для самореализации и саморазвития личности. Выявляя сущность процесса саморазвития, опишем основные моменты в истории становления этой проблемы. Одно из самых ранних упоминаний о проявлении саморазвития принадлежит Гераклиту («Я исследую самого себя»). Решающий шаг в активном изучении и реализации идеи саморазвития был сделан в эпоху Просвещения, деятели которого способствовали утверждению взглядов на сознание как на выражение самовоспитания и самообразования. Широкая культурная и нравственная контекстность саморазвития личности - это основная гуманистическая идея И. Канта. Начиная с последней трети XIX века, исследования саморазвития охватывают многие отрасли гуманитарного знания, переносятся в сферу социальной психологии, социальной, культурной и философской антропологии. Философская точка зрения экзистенциалистов состоит в том, что каждый человек ответственен за свою жизнь. Акцент делается на человеке как на «сущем-в-мире» [1, с. 12-13].
В настоящее время разрабатываются пути к выявлению сущности саморазвития, определяются средства повышения эффективности профессионального саморазвития учащихся (Н.Г. Григорьева, И.Г. Егорова, Л.Н. Куликова, Г.В. Морозова, С.Д. Поляков и др.).
При наличии большого количества исследований по данной проблеме остаются недостаточно разработанными методологические и организационные аспекты подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональному саморазвитию, что и вызвало интерес к изучению данного педагогического феномена.
Профессиональное саморазвитие педагога является условием личностного становления его ученика и связано с развитием будущего учителя отношения к себе, Другому, педагогическому процессу. Среди наиболее значимых его проявлений можно назвать умение педагога действовать с Другим, соизмерять свои действия со школьниками, коллегами, быть способным вместе действовать.
Необходимо отметить, что сложились разные подходы к пониманию сущности феномена саморазвития. Саморазвитие рассматривается как активность, которая является результатом реализации потребностей личности в развитии, возникающих под воздействием внутренних противоречий (И.Ф. Харламов) [4]; саморазвитие принимается за самовоспитание (А.Я. Арет, А.И. Кочетов, А.Н. Лутошкин; саморазвитие определяется как целенаправленное многоаспектное самоизменение личности, служащее цели ее максимального духовно-нравственного и деятельностно - практического самообогащения и саморазвертывания (Л.Н. Куликова) [2].
Анализируя различные подходы к структуре саморазвития, мы пришли к выводу, что рассматриваемый процесс имеет циклическую структуру и начинается с познания самого себя (самопознание). Студент уточняет собственную позицию, находит «сильные» стороны и выходит на «вопро-шание»: определяет границу своих возможностей, предела развития, обнаруживает противоречия и личностно значимые проблемы. Поэтому точками отсчета самопознания является чередование самоанализа и самооценки. Процесс самопознания помогает в определении целей и дальнейшего пути саморазвития, т.е. в самоопределении. После того, как
был определен дальнейший путь саморазвития, переходим к его реализации, т.е. следует процесс самореализации. Для того, чтобы процесс саморазвития был непрерывным и продолжался в течении всей жизни, необходимо вновь вернуться к самопознанию и т.д. Однако, в течение всех названных этапов необходим контроль и регулирование организации деятельности, а также восстановление своих сил и энергии, т.е. на протяжении всего саморазвития идут процессы саморегуляции и самореабилитации.
Очевидно, что активность профессионального саморазвития студентов напрямую зависит от степени его включенности в самопознание, самоопределение, самореализацию, саморегуляцию, самореабилитацию.
Если будущий учитель рефлексирует границы приложения своей педагогической позиции, если он видит те изменения, которые в нем происходят и которым он должен подвергнуть свою деятельность, студент выходит в поле взаимодействия с Другим, «возвращаясь» к себе иному. Возможно, саморазвитие представляет собой движение в круге понимания. Герменевтический круг в профессиональном образовании есть, по словам В. Дильтея, искусство понимания зафиксированных жизненных проявлений, он представляет собой, в первую очередь, условие «вхождения» студента в педагогическую культуру и самореализацию в ней. Постоянное движение в герменевтическом круге - не замкнутый процесс, каждый раз это движение приводит студента к новой точке понимания [3]. И в этом понимании вновь рождаются вопросы к самому себе, расширяется горизонт профессиональных возможностей.
Для этого необходимо понимать и принимать себя с имеющимся опытом деятельности, но, чтобы двигаться дальше, нужно, прежде всего, вычленить смысловой разрыв между своей педагогической позицией и деятельностью. Отсюда в педагогическом образовании возникает необходимость создания ситуаций осмысления каждым студентом значимости собственного профессионального саморазвития.
В этой связи преподавателям необходимо реализовывать определенные условия саморазвития в высшей школе. Во-первых, важно понимать, что студент не становится субъектом педагогического взаимодействия, а им изначально является, как носитель субъективного опыта. Исходная позиция студента: самопознание, самореализация. Во-вторых, педагогическое образование должно стать личностно-ориентированным, включающим идеи развивающего взаимодействия. Чтобы воспитать саморазвивающегося педагога, необходимо ставить студента в условия, в которых он может проявить себя как личность, ориентированная на саморазвитие. Согласимся с Э.В. Ильенковым: человеком нужно стать, совершая поступки, свойственные человеку. Педагогическая деятельность «поступочна». Она нацелена на создание событийного образовательного пространства, в котором каждый реализует свою собственную позицию. Отсюда и приоритет активных методов и приемов обучения: написание эссе, организация дискуссий, обнаружение и решение педагогических задач, моделирование учебных ситуаций, проектирование и др.
Итак, профессиональное саморазвитие является многогранным, сложным и активно изучаемым в психолого-педагогической науке процессом, как с теоретической точки зрения (сущность, структура), так и с практической (приемы активизации).
Литература
[1]. Власова Е. А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: монография. - Балашов: Николаев, 2008.
[2]. Куликова Л.Н. Воспитать себя. - М.: Просвещение, 1991
[3]. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания: учебное пособие. - изд. 2-ое, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 189 с.
[4]. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Университетское, 2002
THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS
Kazantseva Anastassiya Igorevna (Pavlodar, Kazakhstan) - Master of Arts, Innovative university of Eurasia; st. M. Gorky, 102/4; [email protected]