Научная статья на тему 'Возможности моделирования учебного текста студентами-педагогами'

Возможности моделирования учебного текста студентами-педагогами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пшонковская Ирина Александровна

Показано влияние моделирования учебного текста студентами педагогического вуза на формирование у них гностических умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности моделирования учебного текста студентами-педагогами»

результаты вряд ли появятся, Кроме того, важна экзистенциальная направленность в его саморазвитии.

С позиции экзистенциального мировоззрения становление и развитие личности - это непрерывный процесс ее позитивного самоизменения и самосозидания (самодостраивания) ранее не заданных личностных свойств и качеств в условиях свободного и сознательного выбора возможностей, предоставляемых внешним миром, Уход от проблем постоянного саморазвития - наиболее легкий способ существования, но человек, в конечном итоге, расплачивается за него деперсонализацией - потерей собственного Я. Эти слова относятся не только к взрослому населению нашего общества. Проецируя понятие экзистенциальной направленности личности на школьную образовательную среду, можно говорить об экзистенциальной направленности личности учащегося, которую можно определить как способность делать осознанный выбор в процессе саморегуляции, саморазвития и решения учебных задач в пользу личностного роста, успешного обучения, сохранения психического и физического здоровья. Показателем экзистенциальной направленности в развитии учащегося является наличие характерных для этого составляющих, которые проявляются в его повседневной школьной жизни. Это развитое внимание, позволяющее воспринимать и осмысливать информацию, стремление к самовыражению з учебном процессе, саморегулируемое эмоциональное

состояние, развитые мыслительные способности, общепринятые нормы поведение, наиболее высокий (индивидуально для каждого ребенка) уровень успеваемости, интернальный локус контроля.

Задача учителя - снизить уровень тревожности учащегося на уроке. Это возможно, если школьник будет понимать, что науки не всем даются одинаково и оценки могут быть разными. Но надо научиться оценивать свой потенциал и стремиться к наиболее качественному для себя уровню успеваемости, максимально для себя развить внимание, научиться регулировать свое эмоциональное состояние в разных ситуациях. Если современный ученик осознает важность саморазвития, зависимость от него индивидуальных успехов в учебе, то стремление к самовыражению в учебном процессе будет более активным.

С одной стороны, развитие экзистенциальной направленности и стремления к саморазвитию - процесс долгий и трудный и требует от учителя больших моральных затрат. С другой - он крайне зажен. Годы, проведенные ребенком в школе, будут проецироваться на последующее жизнеопределение, а наличие способности делать свободный и ответственный выбор поможет ему не адаптироваться (возможно, к неблагоприятным условиям), а социализироваться в современном обществе.

И.Д.Пшонзсовская

Возможности моделирования учебного текста студентами-педагогами

Студент любой педагогической специальности призван осуществлять свое профессиональное становление посредством изучения педагогической литературы. Получая свое отражение в тексте, содержание дисциплины педагогики должно выступать, по мнению исследователей (М.Г. Гарунов, Л.М. Фридман, Г.В. Акопов и др.), как инструментарий интенсивного познания педагогической действительности. Современное содержание педагогического образования, согласно мнению исследователей (Б.С, Гершунский В.И. Гинецинский и др.), отличается большим объемом и сложностью. Педагогическое знание представлено на сегодня многообразием учебной литературы, что обусловливает проблему качественного и эффективного его усвоения,

Многочисленные исследования A.A. Сохор, М.В. Гамезо, В.И. Гинецинского, З.А. Решетозой, В.В. Давыдова, Ю.В. Сенько и др. показывают, что важно организовать процесс учебного познания студентами педагогической действительности с включением в его структуру обобщенных знаний и умений работы с учебным педагогическим текстом метакогнитивного характера. К числу таковых многие ученые относят моделирование (Н.Г. Салмина, В.А. Штофф, V. Боумен, О. Ope, A.M. Сохор и др.).

Использование моделирования в гуманитарных по своему содержанию дисциплинах остается в современной действительности вопросом открытым и мало изученным, несмотря на имеющиеся попытки (A.C. Агафонова, И.П. Подласый, Б.Б. Айсмонтас и др.) вклю-

чения в структуру содержания современных учебников элементов кодирования, перекодирования текста.

Нами установлено, что сущность умения моделировать учебный текст логико-семантическими средствами как самостоятельной группы педагогических умений представляет собой совокупность мыслительных и практических умений и операций в работе с учебным педагогическим текстом, соответствующих логике его познания, обеспечивающих успешное овладение педагогическим знанием и относящихся к группе гностических умений в рамках функционального подхода,

Структура разработанной нами программы формирования умения моделировать включала в себя такие компоненты: приемы моделирования; учебные задачи; логико-семантические средства моделирования. Реализация обучающей программы студентов сопровождалась выполнением следующих педагогических условий: обеспечена мотивация на овладение приемами моделирования учебного текста; сформированы представления о принципах построения логико-семантической структуры учебного текста; сформировано умение моделировать учебный текст, в структуру которого включены: анализ, схематизация, проектирование логики и семантики текста; в качестве объекта моделирования выступает логико-семантическая структура учебного педагогического текста, в качестве средств моделирования - специализированные логико-

семантические средства, составляющими которых выступают «средства-понятия» и «средства-отношения»; обеспечена интенсификация познания содержания педагогической дисциплины, реализуемая приемами моделирования учебного текста.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная нами, позволила показать, что в результате использования моделирования учебного текста при работе с ним студентом-педагогом можно достичь интенсификации этого процесса. В нашем эксперименте это проявилось в выполнении большинством студентов экспериментальной группы заданий контрольного теста: преимущественно сложных уровней (конструктивного и творческого); на незнакомом учебном гуманитарном материале; за более короткий промежуток времени, по сравнению с контрольной группой. Кроме этого, оказано позитивное влияние моделирования на развитие познавательной деятельности студентов-педагогов первого курса, что было обеспечено за счет усиления мотивации и успешного овладения новыми способами познания, повышения качества усвоения педагогической дисциплины.

Т.С.Курьякова

Персонификация личности студента в процессе педаго гического взаимодействия

Персонифицированность личности студента, в частности, будущего педагога, является важным профессиональным личностно-значимым качеством.

Персонификация проявляется в осознании человеком собственной подлинной сущности, не в стремлении «быть личностью», а в желании быть самим собой. Она характеризуется самоотождествлением, наличием склонности понимать и принимать все свои сущностные проявления (процесс целостный и интегративный), при том, что «сущность может иметь любые роли и личины, но никогда к ним не сводится, всегда остается за ними, так или иначе проявляя себя в них» (А.Б.Орлов).

Основываясь на сущностных характеристиках, мы выделяем феномены, присущие процессу персонификации личности студента: способность к рефлексии, адекватность самооценки, адекватность реакций на любые внешние проявления, самотрансценденция, способность к эмпатии и др. Они находятся в тесной

связи с познавательными, конструктивными потребностями личности.

В процессе исследования мы занимались построением модели организации педагогического взаимодействия в системе «преподаватель - студент» с целью создания педагогических условий для персонификации личности обучаемого. В экспериментальном исследовании было задействовано 225 студентов факультета математики, физики и информатики ГОУ ВПО «ИГПУ».

Педагогическое взаимодействие характеризовалось наличием этапов: мотивационно-ориентации-онного, рефлексивно-корреляционного, операционно-конструктивного. Его организация с целью персонификации личности обучаемого предполагала тщательное продумывание форм в рамках различных видов учебной и внеучебной деятельности.

Формирующий этап научного исследования показал наличие серьезного потенциала, в частности, ку-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.