А. В. Оглоблин Историк, педагог, общественный деятель, преподаватель Ивановского автотранспортного колледжа
В. О. Корюкин Студент Ивановского автотранспортного колледжа
«Persona». Часть VII
Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен. В этот раз соавтором в подготовке статьи выступил один из студентов Ивановского автотранспортного колледжа.
Ключевые слова: личность, структура, психологический компонент, эмоции, тревожность.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Социальный и духовный компоненты человеческой личности.
Введение
Социальный и духовный компоненты личности неразрывно связаны между собой. Это наша повседневная жизнь, наше внешнее поведение и внутренне состояние человеческой души, которое определяет наши поведение и поступки. Содержанием социального компонента является общение человека с окружающим миром и другими людьми. Содержанием духовного компонента является общение человека со своей совестью и с Богом. Первый определяется основными ценностями человеческой жизнедеятельности, вто-
рой - жизненными ценностями, оправданием своего бытия.
Начиная со второй половины ХХ века в мире происходят события, изменившие внутреннее содержание как жизненных целей, так и жизненных ценностей. В целом, на смену понятия долга перед людьми, Отечеством и Богом пришло короткое слово «Хочу!» Разобраться с этим «хочу!» нам поможет теория психоанализа Зигмунда Фрейда.
Общие сведения о теории психоанализа Зигмунда Фрейда.
1. Учение австрийского психиатра Зигмунда Фрейда возникло из теории лечения неврозов, ядром которой является «тайная война» либидо, инстинкта полового влечения, с нормами морали.
По Фрейду тремя уровнями душевной жизни человека являются:
1) Либидо - инстинкты, требующие удовлетворения;
2) Я - регулирующее поведение человека в интересах самосохранения;
3) Супер-эго - Совесть, моральные стандарты воспитания.
Зигмунд Фрейд
Требования совести, самосохранения и либидо несовместимы.
Когда жажда удовлетворения говорит: «хочу», инстинкт самосохранения предупреждает человека: «опасно!», а совесть запрещает: «нельзя!». Тогда жажда удовлетворения начинает требовать: «дай!!!».
Человек постоянно пребывает в состоянии конфликта, который усложняется воздействием близких людей, нормами религии, морали и закона. Напряжение снимается с помощью «защитных механизмов»: забывания, оправдания, созидания и ностальгии.
Вывод Фрейда:
Человек не способен объединить в себе природу и культуру.
Культура запрещает человеку влечения - человек ненавидит культуру. Конфликт сознательного и бессознательного составляет сущность невроза. Невротик - это человек, который находится в разладе с самим собой. Европейская культура невротична в своей основе, т.к. «Общество потребления» стремится совместить несовместимое - нормы морали и жажду удовлетворения. Поэтому каждый его субъект превращается в невротика.
Культурный процесс заключается в прогрессирующем обуздании животного начала в человеке. Собственно, это главное, чем занимается педагогика, а следовательно, и мы с вами. Карл Юнг называл этот процесс процессом одомашнивания. Понятие «Дом» - одно из ключевых в педагогике. Без дома немыслима семья. Без семьи нет человека. Наша молодежь - это, в основном, выходцы из семей, где возраст родителей колеблется между 35 и 45 годами, когда мужья после кризиса тридцатилетия, времени утраты последних иллюзий, регрессируют в пьянство и внебрачные связи. Сами молодые люди чаще всего представляют собой причудливую смесь инфантилизма в умственном отношении и акселерации в плане предпринимательства. Утрата хозяйственной функции семьи, помноженная на структурный кризис нашего общества и разрушительное воздействие средств массовой культуры, делают семью криминогенной зоной, в которой понятие Справедливость подменено понятием Изобилие, жаждой изобилия, полученного любым путем - ситуация оправдывает.
Три уровня душевной жизни человека (Фрейд)
В этих условиях любая воспитательная деятельность призвана сублимировать необузданное стремление к удовлетворению в общественно полезный труд, спорт, творческую деятельность. Главной задачей родителей в период полового созревания их детей заключается в совместных поисках искреннего интереса ребенка к какому-либо виду деятельности - любому. Интерес может заключаться и в увлечении к одному из школьных предметов, и в занятиях искусством, ив спорте, и в ремонте мотоцикла. Одновременно с этим необходимо сформировать сознательное отношение к повседневному выполнению подростком домашних обязанностей, которые требуют определенных затрат времени и физических сил. Иными словами, в течение дня голова должна быть занято чем-то интересным, а тело к вечеру уставало. Иначе...
Вехи сексуальной революции на Западе и пути преодоления ее последствий лишний раз подтверждают циничную пословицу: «Легко приобрести блох. Трудно от них избавиться».
В нашей стране освобождение инстинктов в сочетании с отсутствием надежды на будущее составляют взрывоопасную смесь страшной разрушительной силы. Первыми жертвами взрыва будут те, кто дольше всех пытался его предотвратить, т.е. мы с Вами. Для нас спасение молодежи это вопрос спасения нас самих.
Воля к власти.
Судьбе было угодно, чтобы один из первых учеников Фрейда Альфред Адлер обосновал сущность невроза на принципе власти. Любовь и прекрасное с этой точки зрения - средство достижения власти. С этой позиции ад является сферой бессознательного в нашей душе, место, где издавна накапливаются антиподы наших сознательных добродетелей. Гофман в «Эликсирах сатаны» показывает, что где-то существует «страшный брат», антипод, который удерживает и злокозненно накапливает все то, что мы слишком уж охотно стараемся не замечать.
Разница между Фрейдом и Адлером заключается в том, что в теории Фрейда Я -придаток к инстинкту, а в теории власти Я -это решающий факт. Я становится высшей ценностью. Власть является высшей целью. Жестокость превращается в главное средство
достижения высшей цели. У Фрейда миром правит секс, у Адлера миром правит - садизм.
Обе теории безопасны, если находятся в руках добросовестных, и способствуют более глубокому изучению человеческой души. При изучении личности трудно отличить больное от весьма ценного. Недостатками обеих теорий является их локальность. Ибо душа есть не только одно или другое, но она есть также то, что она из этого будет делать или делает. Кроме того, обе теории заняты отрицательными ценностями, которые проявляются в качестве расстройств.
Наша воля направляется умыслом. Умысел должен соответствовать разуму. Но, реализовывая разумное, мы не должны забывать о бессознательном.
Эрих Фромм: бегство от свободы и некрофилия души.
Что, кроме любви, составляет счастье нашего личного Я? Безусловно, это - Свобода. Но для современного человека свобода имеет двоякий смысл:
1)он освободился от прежней власти и стал теперь индивидом, личностью;
2)он стал, изолирован и бессилен, отчужденным от себя и от других людей.
Человек испугался завоеванной им свободы. Страх правит миром. Страх подготовил новое рабство. Оставшись одинокими, вынужденные принимать самостоятельные решения, люди оказались не способными к этому. Они хотят, чтобы кто-то подсказал, кто-то указал, кто-то снова повелевал ими.
В конце жизни Фромм пришел к выводу, что в обществе потребления главной силой является производство вещей и человек сам становится вещью. Он выводит характер некрофилического человека эпохи рыночной экономики. Сравните основные характеристики такого человека с тематикой наших телевизионных новостей, бесконечных ток-шоу, рассуждений интернет-блогеров и т.д.:
1. Убеждение, что все основные проблемы, все конфликты можно решить силой.
2. Подчеркнутый интерес к болезни и к смерти в любой ее форме
3. Склонность к траурным церемониям.
4. Сухое и безжизненное изложение учебных предметов.
5. Отношение к прошлому: раньше всегда и все было лучше, чем есть сегодня и будет завтра.
6. Отношение к вещам более бережное, чем к людям. Машина важней жены.
7. Вещи правят человеком, мертвые -живыми. Идолопоклонство в классической форме. Некрофил всегда предпочитает иметь, а не быть.
8. Цветовые предпочтения - черный и коричневый. Черному цвету у нас отдают в некоторых группах предпочтение более половины студентов.
9. Склонность к дурным запахам и словам-нечистотам, словам-разрушителям.
10. Нездоровый оттенок кожи, чем во многом объясняется ебывалый расцвет косметических фирм.
11. Неспособность смеяться, искусственный смех.
12. Привычка фотографировать подменила созерцание. Культ рекламы и клипы видеомузыкальной индустрии - ягоды того же поля. Смотреть - телесная способность. Умение видеть требует активности, внутренней открытости, интереса, внимания, сосредоточенности. Здесь - главная угроза будущего. Большинство детей в начальной школе не могут сконцентрировать свое внимание на изучении нового материала дольше трех минут.
13. Музыка становится предлогом для экспериментов с высококачественной аппаратурой. Интерес к музыке уступил место интересу к продуктам высоких технологий.
14. Новый образ изобретателя, который всякое человеческое действие норовит подменить приспособлением - «удобным и экономичным».
15. Культ скорости.
16. У кибернетического человека процесс отчуждения заходит так далеко, что он начинает видеть в своем теле только инструмент успеха. Более того, тело все чаще сравнивается с товаром, личность ставится ниже товара: реклама - «ведь я этого достойна».
17. Боязнь трупов и стремление придать им живой вид, как проявление отрицания всего натурального.
Все становится производственным процессом. Летчики убивают тысячи людей, не видя лиц, но видя квадраты объектов, над которыми выполняют конкретные технические манипуляции. Методики заменили техноло-
гии. Даже в любви культивируется техника секса. Если Фрейд говорит о культуре, как антиподе секса, то теперь мы слышим рассуждения о культуре секса.
Человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все, как товар: не только вещь, но и личность. Пример - платное образование. Такой тип человека и даже организации человеческого общества - явление исторически новое. В любой ситуации главная цель — совершить выгодную сделку. В результате сексуальность становится техническим навыком, любовной машиной. Чувства подменяются сентиментальностью. Радость уступает место возбуждению - посмотрите молодежные дискотеки и современные праздники.
«Мир превращается в совокупность безжизненных инструментов. Человек становится частью всеобщей машинерии. Цели человеческой жизни следуют логике окружающей его техники. Обитаемый некогда мир становится миром неодушнвленных предметов, населенным не людьми, а всякой нежитью. Пример - все то же кино. На символическом уровне смерть уже не выражается грудами смердящих трупов, но аккуратными, сверкающими машинами. Руководствуясь идеей прогресса, человек превратил мир в непригодное для жизни место. В древности люди тоже приносили в жертву детей и пленных, но никогда еще они не были одержимы стремлением в угоду Молоху разрушить всю жизнь - свою и своих потомков. Матерью человека становится вторая природа. Этот процесс сопровождается нарастающим потоком нарциссизма, страстью быть первым, как и положено в обществе «здоровой конкуренции».
Прогрессирующая скука переходит в хроническую депрессию. Когда патология становится стереотипом, вся культура приспосабливается к депрессии и вырабатывает средства, удовлетворяющие запросы больных. Здоровый человек чувствует себя в больном обществе неуютно. Может, потому нам бывает как-то неловко перед иностранцами? Здоровые начинают симулировать больных.
Современная умственная ориентация не дает возможности видеть цели, связанные с развитием личности и выживанием общества. Для этого нужен разум, а это нечто большее,
чем интеллект. Разум предполагает союз ума и сердца, согласованность мышления с чувствами. Потеря способности видеть конструктивными визуальными образами является сама по себе серьезной угрозой выживанию.
Форма протеста только одна - возрождение любви к жизни. Добро - все, что служит жизни; зло - все, что служит смерти.
Античеловеческий характер массовой культуры.
Подводя итоги краткого обзора трех крупнейших теоретиков психоанализа, можно сказать, что в основе поведения современного человека нарастает деструктивное воздействие трех негативных сил: секса, садизма и страха. Удивительно, но «три «С» являются формулой успеха в мире шоу-бизнеса.
Обратимся к фактам недавней истории американского общества. В 50-х годах в США, непомерно разбогатевших за годы Второй мировой войны, впервые в истории человечества появляется молодежный рынок спроса и потребления. У юности появились деньги, которые она хотела тратить самостоятельно. Сперва эта необычная ситуация застает американских бизнесменов врасплох. Крупнейшие фирмы выпускают наугад пробные фасоны одежды, не имея представления, будут ли они пользоваться спросом. Специальные агенты ходят по дискотекам и молодежным клубам, изучая спрос новой клиентуры. Успех кинофильма «Бунтарь» с Марло-ном Брандо в главной роли и разразившаяся с появлением Элвиса Пресли рок-революция определили ориентиры жестокости и разврата. А движение хиппи нанесло сокрушительный удар по традиционным устоям американской семьи. Страх пришел вместе с наркотиками, панками и тяжелым металлом. Сначала с бунтарями боролись. А потом решили, что их проще купить. К середине 70-х апологеты молодежного бунта один за другим сошли в могилу. К концу 70-х пропаганда трезвого, спортивного образа жизни приостановила распад американского общества. Но к этому времени большая часть взрослых граждан США уже составляли люди, выросшие в условиях молодежной революции 60-х. И хотя большинство из них уже образумилось, семена распада прочно засели в их душах, постепенно изменяя образ жизни всего общества. ССС стали дозироваться, уравновеши-
ваться более умеренной продукцией. Но деньги, слишком большие деньги заставляли вновь и вновь возвращаться к проверенной формуле коммерческого успеха. Вторжение видео и компьютеры сделали этот процесс на Западе, а затем и во всем мире, необратимым.
Даже в СССР с конца 70-х годов по инициативе Ю.В.Андропова поощряется «подкормка» лидеров андеграунда: проводятся рок-концерты, пропагандируются дискотеки. С началом Перестройки процесс легализации контркультуры выходит из под контроля. Однако после событий 1993 года отечественные предприниматели, следуя примеру западных коллег, посчитали, что гораздо легче иметь дело со звездами-однодневками, чем со строптивыми лидерами стареющего андеграунда. «Старичков» оттесняют в дорогие клубы, а по экранам начинает скакать мелкий бес попсы. Постепенно каждый слой населения получает свою «жвачку», в которой по-прежнему замешаны ССС, но в разной пропорции и дозировке, в зависимости от возраста и социального положения.
Мне доводилось беседовать по поводу совпадения формулы шоу-бизнеса с механизмом распада человеческой личности с людьми, которые непосредственно занимаются производством музыкальной и визуальной продукции такого рода. Ответ совпадает с основным аргументом героев романа Марио Пьюзо «Крестный отец». Убивая друг друга, они говорят: «Ничего личного. Просто бизнес».
Чтобы не быть голословным, попытаемся конкретизировать опасность, которую несет современному обществу в целом и каждому человеку в частности формула современной массовой культуры.
Со времен Сократа естественными основами человеческой нравственности считаются стыд, который лежит в основе человеческой совести, жалость, сестра любви, и жажда творчества. Именно совесть порождает стремление человека к справедливости. Только любовь позволяет объяснить, что такое добро. Любое творчество основано на вере, потому что в начале творческого поиска, не имея еще логических доказательств, ученый руководствуется чувством веры. Он еще не доказал, он не знает, так ли это, но верит, что это именно так. Гармония, Красота, Равновесие - необходимое условие достижения цели в
искусстве и науке. Для защиты Справедливости в человеке необходимо воспитывать храбрость. Только доброта может сделать умного человека мудрым, потому что Доброта позволяет поставить себя на место другого, посочувствовать ему, войти в его положение и придти к компромиссу. Мудрость учит прощать и не вступать в войну со всем миром. Основным законом Красоты является закон соответствия формы и содержания, на основе которого воспитывается чувство меры, воздержанность, умеренность, которые являются залогом здоровья и долгой спокойной жизни.
В «Божественной комедии» Данте (Ад, ХХХ1У) Сатана, наполовину вмерзший в лед ада (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес. У него три лица. Одно из них - красное ( гнев, как противоположность любви ), другое - бледно-желтое (бессилие и леность, как противоположность всемогуществу ), третье - черное ( невежество, как противоположность всеведению ). Зубы терзают предателя Иуду и Брута и Кассия - убийц Юлия Цезаря - крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет.
Очевидно, произведения классиков не теряют своей актуальности. Представим невероятное. В нашей стране покончено с коррупцией и к власти на всех уровнях пришли честные и компетентные люди, разработавшие четко спланированную, научно обоснованную и реально выполнимую программу реформ и преобразований. А исполнителей нет: есть люди - нет личностей, есть население - нет народа, есть толпа - нет граждан... Любые, самые разумные реформы, потерпят крах, если нет исполнителей.
Одна из самых жутких фигур в истории человечества, великий восточный завоеватель Чингиз-хан, учит своих детей в Яссе:
« Главная и единственная мудрость правителя - забота о молодежи».
Мы не видим ни одного крупного преобразования в истории человечества, завершившегося успешно без участия молодежи.
Вывод: Современная массовая культура становится угрозой для существования государства. Современный молодой человек стоит перед выбором пути: вверх - к гармонической личности; или вниз - к деградации и распаду.
Отменить воздействие интернета и массовой культуры законодательным актом невозможно не только по причине больших денег, которые крутятся в этой сфере, но и в силу того, что большая часть наших соотечественников уже не мыслят своего существо-
вания без электронных костылей инфернального бытия. Наша семья превратилась в собрание случайных людей, встретившихся вечером у телеэкрана или персонального компьютера. Даже в традиционных семьях, живущих по старым стандартам, давно уже не
муж, не жена, но телевизор стал рогатым главой семьи.
Пропаганда животного эгоцентризма делает человека покладистей. Нравственность гаснет. Человек теряет власть над собой и переходит под власть других. Воспитание сводится к тренировке памяти. Привычка к подражанию делает молодежь неспособной к проявлению индивидуальности и к личным усилиям. Неспособность граждан управлять самими собой затрудняет их жизнь по демократическим законам. Диктатура обещает равенство в рабстве. Так всегда бывает в периоды, когда общество остается без государственной идеологии.
Характерной чертой подобных эпох является замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Рассмотрим характерные черты толпы:
1. Толпа анонимна и не несет ответственности. Численность дает ей сознание силы и освобождает инстинкт. В толпе может происходить только накопление глупости, но не ума.
2. Заразительность мыслей и чувств., толкающих на принесение личного в жертву коллективизму.
3. Восприимчивость толпы к внушению. Зараза - лишь следствие этой восприимчивости. Гипнотический паралич сознания делает человека рабом своего спинного мозга. Одни способности исчезают, другие доходят до крайней степени напряжения. Отвлечь ее может удачное слово, образ, вызванный кстати в воображении.
Закон духовного единства толпы делает ее на некоторое время непобедимой.
Характерные черты индивида в толпе:
1. Исчезновение сознательной личности.
2. Преобладание бессознательной личности.
3. Одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением.
4. Стремление превратить внушенные мысли в действия.
Культурный человек в толпе - варвар, существо внушаемое. Каждый из нас, имея мобильник, компьютер или телевизор, находится в толпе и даже в уютном домашнем кресле подчиняется воздействию толпы, которая может превратить скептика в верующего, труса в героя и наоборот. В кого именно -зависит от источника внушения. Толпа глупее индивида. Она преступна и героична, изменчива и раздражительна. Толпа легко поддается внушению и не боится наказаний, потому что нет несет личной ответственности. Она часто умирает за слова, которые едва понимает. И сегодня она делает историю. Мысля образами, толпа верит в чудеса. Хлеб и зрелища остались идеалами черни. Образы должны быть простыми и ясными, без толкований, но сопровождающиеся чудесными и таинственными фактами: великая победа, великое чудо, крупное преступление, великая надежда. Вещи надо представлять в цельных образах, не указывая на их происхождение. Малые случаи не поражают. Крупные действуют глубоко. Герой толпы - воистину бог для нее, которому хочется поклоняться и жертвовать собой. Для толпы надо быть богом или ничем. Отсюда бесконечная вереница звезд, сенсаций, паранормальных явлений и т. д., и т.п.
Самое тревожное заключается в том, что с появлением интернета и мобильной связи толпа стала безликой. Она неизмеримо увеличилась в размерах, оставаясь анонимной. Эта многомиллионная масса трусливых одиночек, которые все меньше общаются между собой и все больше общаются с кем-то...
Нарисованная картина довольно печальна. Но «будем не ужасаться, но понимать». Я попытался конкретизировать очевидный процесс превращения человека в зверя-одиночку, а народа в безликую толпу. В дальнейшем попытаемся разобраться, есть ли из этого тупика выход?
©Оглоблин А.В., Корюкин В. О., 2024