Научная статья на тему '"PERSONA". ЧАСТЬ I'

"PERSONA". ЧАСТЬ I Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личность / история / культура / цивилизация / основа / стремление / восприятие / мотивация / эмоции / опыт / понимание / общение / деятельность / спасение

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Оглоблин А. В.

Начиная с этого номера, редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» приняла решение о публикации авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"PERSONA". ЧАСТЬ I»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

А. В. Оглоблин

Историк, педагог, общественный деятель, преподаватель Ивановского автотранспортного колледжа

«Persona». Часть I

Начиная с этого номера, редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» приняла решение о публикации авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглобли-на. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Ог-лоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен.

Ключевые слова: личность, история, культура, цивилизация, основа, стремление, восприятие, мотивация, эмоции, опыт, понимание, общение, деятельность, спасение.

Эта программа предназначена, прежде всего, для семейного воспитания. Хотя может оказаться полезной для студентов и старшеклассников. Некоторые ее разделы могут заинтересовать классных руководителей, организаторов внеклассной образовательной работы и преподавателей гуманитарных дисциплин.

Специфика программы позволяет менять последовательность тем или использовать материал одной из тем, как в индивидуальной работе, так и для проведения разового просветительского мероприятия.

Все содержание направлено на решение

важнейшей задачи нашего времени:

Как подготовить юного человека к достойной жизни в бесчеловечном обществе.

Вечная цель педагогики заключается в подготовке условий для социализации личности.

Иными словами, семья и школа должны помочь начинающему делать первые самостоятельные шаги человеку найти сове место в мире взрослых. Искать за него бессмысленно. Позволить ему совершить эти поиски одному - опасно. Гармоничное сочетание руководящей роли учителя и творческого саморазвития находящегося в личностном становлении человека - явление редкое, неповторимое, индивидуальное. Достижение такого взаимодействия является вершиной педагогического искусства. Однако в наше время традиционные воспитатели молодежи - семья и школа - испытывают серьезные затруднения в связи с тем, что их роль все успешнее выполняют улица и средства массовой информации, социальные сети.

Проанализируем сказанное с учетом жизненных стремлений и фундаментальных основ человеческого поведения. Без этих параметров образование и воспитание невозможны. Любой родитель, а уж учитель и подавно, согласится с тем, что ясные цели и

дисциплина являются залогом успешного педагогического труда. К фундаментальным основам человеческого поведения относятся восприятие, мотивация, эмоции, опыт. К жизненным стремлениям - понимание, общение, деятельность и спасение.

Так или иначе, любая работа с детьми (и не только) должна учитывать все эти компоненты. В идеале этот процесс выглядит следующим образом.

Схема организации учеоно-воспитательнои работы

Основы Жизненные

(средства наглядности)

(лон»гийиый аппарат)

ВОСПРИЯТИЕ. Все начинается с него. Без организации восприятия невозможно привлечь внимание человека к познанию нового. На уроке восприятие обеспечивает соблюдение золотого правила дидактики, наглядность: план, иллюстрации, видеоматериал, а лучше всего учебная схема с опорными понятиями. Наконец, немалое значение имеет внешний вид самого педагога. Не берусь давать рекомендации по важному вопросу. Единственное, в чем убежден, так это в том, что в нашей внешности не должно быть ничего странного и ничего лишнего. Понимайте эти слова, как хотите. А я пошел дальше, к познанию.

ПОЗНАНИЕ. Новые знания необходимо дозировать. Иначе этим новым можно поперхнуться (когда непонятно), захлебнуться (когда слишком интересно) или отвернуться (когда неинтересно). Но как сохранить внимание подопечных и стремление продолжать учиться, когда неинтересно? (Ведь все время интересно быть не может. А если все время интересно - значит что-то тоже не так). Понятийный аппарат не должен превышать 7 дидактических единиц. Семь - это число памяти, число нот и многого другого. Однако, даже если нам удалось донести до воспитанников семь новых понятий, что, кстати, слу-

чается крайне редко, это отнюдь не означает окончательный успех. Хотя и говорят, что счастье - это когда понимают, но в данном случае до счастья еще очень далеко. Сидит ученик и думает: «Все понял. Но зачем мне это нужно?» Без мотивации личной пользы полученные знания долго не живут.

МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОЙ ПОЛЬЗЫ. Необходимо, чтобы каждый урок имел практическую направленность, жизненное значение. Если занятие идет мимо жизни, зачем оно нужно живым людям? Разумеется, нужно принимать во внимание и его величество Интерес. Сочетание интереса и мотивации личной пользы в правильной пропорции и разумной дозировке возрождают стремление к общению. Стороны воспитательного процесса вступают в контакт!

ОБЩЕНИЕ. Эта часть учебного занятия особенно важна, потому что призвана способствовать отработке навыков разговорной речи, формированию коммуникативной культуры. Если контакт приводит к общению на уровне языка дел, между людьми возникают симпатия и взаимопонимание.

ЭМОЦИИ. На педагогическом языке это явление именуется единством чувств и переживаний. И вот тогда спонтанно, как бы само собой разумеющееся, выплывает вопрос, предложение, проблема, назовите эти слова как угодно: «Давайте сделаем... А не попробовать ли нам. Интересно, а что получится если?» И т.д., и т.п. Иными словами начинается -

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. По возможности, эта деятельность должна иметь творческо-поисковый характер. Но что гораздо важнее, ее результатом должен быть положительный

ОПЫТ, который можно использовать в дальнейшем, в последующей взрослой жизни, чтобы сделать ее по возможности более безопасной. Социализация - это вхождение человека во взрослую ЖИЗНЬ. А жизнь должна быть долгой и счастливой. И вести ко СПАСЕНИЮ,

СПАСЕНИЕ. От кого? От болезней, от излишеств, от нищеты, от греха. Спасение на данном этапе - это благополучное вхождение во взрослую жизнь. Жизнь - это дорога. Но зачем нужна дорога, если она не ведет к Храму? Спасение - понятие многозначное. Но в данном случае нашей первостепенной задачей является воспитание ребенка, спо-

собного остаться человеком в бесчеловечном обществе.

Вашему вниманию представлена почти идеальная схема творческого взаимодействия

учителя и учеников при благосклонном нейтралитете родителей.

Основы

поведения

изненные

е мления

Внимание Внешность Наглядность. Схема.

Иит*р#С И

Индивидуальный

подход

Контакт Вишвои—И. Симпатия.

Соиналиаация личности

Понятийный аппарат. Дидактически* единицы

Форма учебного занятия

Цель.

Совместное творчество. Психология служаиия

Результат: Нравственный образ жизни

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА

Увы!... Почти что идеал. Но что имеем мы на деле? Попытаемся кратко проанализировать состояние нашей педагогики, с учетом основ поведения и жизненных устремлений учащихся.

ВОСПРИЯТИЕ. Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам лишило учителей возможности формирования у молодежи цельного мировоззрения. Изобилие низкопробных учебников, напичканных материалом сомнительного содержания, лишило учащихся возможности самостоятельного изучения предмета. Итак, с самого начала дорога в страну знаний изрезана ухабами и трещинами, преодолеть которые может далеко не каждый. Вспоминается притча Господа нашего Иисуса Христа о слепом поводыре и картина Брейгеля Старшего на ту же тему (министры идут в яму). Лично мне кажется, что дорога народного образования в России

уже закончилась глубокой ямой. Однако... будем не ужасаться, а понимать. А потому проследим и проанализируем другие препятствия на пути нашей молодежи.

ПОНИМАНИЕ. Введение в учебную часть новых предметов усугубляет мозаич-ность образования. В результате чего учащимися не усваиваются ни новые дисциплины, ни традиционные предметы. Процесс познания превращается в непознаваемый процесс.

МОТИВАЦИЯ, С такими кардинальными переменами в структуре учебных программ могут справиться далеко не все учителя. Старая гвардия часто принимает инновации в штыки. Талантливую молодежь не привлечь низким жалованием. Жалование -слово наиболее подходящее к нищенским зарплатам наших молодых специалистов. Во истину, за такие гроши могут работать толь-

ко люди, которые достойны сострадания и восхищения одновременно.

ОБЩЕНИЕ. Что касается живого человеческого общения, то в школах оно было окончательно уничтожено, когда в трясину российской педагогики с заокеанских высот упал зловещий метеор тотальной компьютеризации. ЕГЭ, помноженный на непонятную модель чуждого образования, сделали почти невозможным языковое развитие выпускников. Кнопочная диагностика знаний не способствует также развитию вариативного мышления молодежи. Остается только сигнальная система общения, как у дельфинов и некоторых других представителей животного мира. Пандемия привела к тотальному переходу на дистанционное обучение, разрушающее человеческую личность.

ЭМОЦИИ. Следует признать, что сигнальная система общения в царстве анархии современных школ более приемлема, чем живое человеческое общение. Правовое бесправие учителей при фактическом сохранении педагогики принуждения погружают школьное бытие в атмосферу хронического психоза и тревожное ожидание неизвестного будущего.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Грядущая неизвестность и отсутствие перспективы прикрываются постоянными нововведениями, позволяющими хоть как-то прикрыть крах великой образовательной системы мирового государства. Инновационная болезнь нашей - а, возможно, не нашей - педагогики напоминает лукавое лечение смертельно больного человека, которому подсовывают все новые и новые лекарства. Врачи знают и пациент догадывается, что все уже напрасно, но выхода нет...

ОПЫТ. К сожалению, нет выхода при выходе из школы у большинства наших выпускников. Школа не готовит к самостоятельной жизни. Государство не гарантирует трудоустройство.

СПАСЕНИЕ. При отсутствии умения держать удар выпускник обречен на бесцельное прозябание. Умеющий держать удар, чаще всего, обречен на духовное увядание. И все - учителя, ученики, и их родители -продолжают нудную суету в этом королевстве кривых зеркал, которое уже давно не напоминает комнату смеха.

Основы поведения

Жизненные стремления

Сокращение часов по гуманитарным дисциплинам

Низкая зарплата

Педагогика принуждения

Школа не готовит к самостоятельной жизни

Мозаичность образования

Тотальная компьютеризация

Инновационная болезнь

Отсутствие умения «держать удар»

Результат: Развал системы образования

УЧАЩИЕСЯ.

Посмотрим теперь, что же приносят с собой юные подданные этого королевства из дома, с улицы - одним словом, из внешнего мира, которые воспитывает их, по крайней мере, не меньше, чем школа. Я думаю, Вы согласитесь со мной, что за последние двадцать лет в человеческом обществе произошли существенные изменения, которые делают его все менее человечным. Разумеется, в детях и юношестве эти метаморфозы гораздо заметнее, чем в нас, взрослых, обладающих многолетним опытом притворства. Альфа-лидером предыдущего поколения был телевизор. Этот рогатый Глава семьи собирал возле бледно голубого бельма своего электронного взора все семейство. Правда уже в те, не столь далекие дни, в некоторых квартирах было по два, а то и по три телевизора. Но в целом, традиция вечернего сбора у голубого камелька сохранялась. Появившиеся видеоплейеры даже упрочили эту традицию. Однако первые ростки массового маразма уже явили себя миру в виде электронных игр. Потом произошел вселенский обвал: ноутбуки, мобильники, планшеты... На первый взгляд, в наших альма-матер стало даже спокойней. Каждый занят своим маленьким приятелем и вместе с ним выбирает персональный идиотизм по личному вкусу и усмотрению. Но это не так. Шум и суета из внешнего пространства переместили души и тела наших воспитанников в зловещий мир инфернальной визуальности. И не только их, но также и их родителей и даже предков третьего поколения.

Итак, ВОСПРИЯТИЕ учебного материала стало невозможным. Скорость и шум доминируют в мире вирутальной реальности. Клиповое сознание господствует в вечно моргающих глазах и мозгах наших современников.

ПОНИМАНИЕ. Слова больше не собираются в предложения. Фразы заменили мысли. Языковая личность превратилась в смутное воспоминание. Отдельные учителя и учащиеся иногда пытаются остаться Homo sapiens хотя бы чуть-чуть, хотя бы недолго.

Но получается это все хуже и хуже, все реже и реже. Как не вспомнить старика Ницше? «Если ты смотришь в бездну, не забывай: бездна тоже смотрит в тебя».

МОТИВАЦИЯ НАСЛАЖДЕНИЯ, Жить надо в кайф! - это понятно каждому, но далеко не у каждого получается из-за слабого здоровья и тощего кармана. Но всем известно: учеба кайфа не дает. Зато общение? Что сказать об общении? Ведь не зря Энгельс назвал человека «общественным животным».

ОБЩЕНИЕ. Конечно, не зря! Еще каким животным! Тусовочным животным. Ибо в наши дни осталась одна форма общения -тусовка! Узнать бы еще, кто тусует человеческие души как карты? Так или иначе, одна форма общения - тусовка, одно средство общения - хамство! Впервые в истории челове-ства хамство стало самостоятельным видом искусства. Баттлы собирают электронные толпы болельщиков и подражателей.

ЭМОЦИИ. ВОЗБУЖДЕНИЕ. Итак, надо жить в кайф. А жить в кайф, значит тусоваться, быть тусовочным животным, пребывать все время в возбуждении. То, что нас не возбуждает, не влечет, не привлекает. Но... Как трудно все время пребывать в возбуждении. Возбуждение отец тревоги. А тревога это уже не кайф. Она делает человека неприкаянным. Но ведь в жизни побеждает спокойный!..

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Неприкаянность стимулирует бесцельное времяпровождение. Каждый знает, что нет ничего противней, чем слоняться без дела. Надо чем-то заняться. А чем заняться, если ничего не знаю и ничего не умею? Плохими нехорошими делами. Хулиганством. Почему? Да потому что надо на кого-то обидеться. Не я же виноват, что мне скучно. И потом: все равно не посадят. Криминальная ориентация естественное (а точнее противоестественное) следствие отсутствия профориентации. Почему бы не побездельничать, если все равно работать негде? Почему бы не посидеть, если все равно негде стоять?

Результат: отсутствие ОПЫТА и утрата СПАСЕНИЯ.

Основы поведении

~ Высот« уровень тревожности

д^ Опыт отрицания

Жизненные стремления

Разрушение речевой личности

Хамство, как д средство общения

Криминальная ориентация

Результат: Отсутствие навыков самостоятельной жизни

Печальные результаты успешно закрепляются разрушительной деятельностью СМИ и массовой культуры.

Я не предлагаю панацею от всех бед, которыми грозят нам современное общество, школа и контркультура. Наш принцип: «Не ужасаться, но понимать». Наша тактика -Тактика малых побед, результатом которых может стать спасение наших детей от интел-

лектуальной деградации и духовного одичания.

Конечным результатом воспитания должен быть человек, который является:

- гражданином, обладающим развитым правовым самосознанием;

- добросовестным профессионалом высокого уровня;

- человеком высокой культуры и нравственных идеалов, способным создать прочную семью.

За основу возьмем систему ценностного ориентирования личности, представленную следующими основными элементами:

- самосознание - осознание своего Я и своей самости - предполагает, прежде всего, знание человеком своих слабых и сильных сторон. Знание своих индивидуальных особенностей позволяет студенту целенаправленно совершенствовать свои способности. Самосознание - это стимул для постоянного развития личности;

- мировоззрение - представления человека о мире и своем месте в этом мире, которое он получает в процессе коммуникации. Мировоззрение - это основа для самостоятельной ориентации студента в окружающем его мире и обществе;

- образ жизни - это выбор средств самореализации, основанный на нравственном идеале и системе жизненных ценностей.

В работе по развитию Самосознания нам поможет базовая схема «Структура личности».

Структура личности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

©Оглоблин А.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.