Научная статья на тему 'Как защитить подростков от наркотиков'

Как защитить подростков от наркотиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как защитить подростков от наркотиков»

. пгческом, эмо-^ентальном и " внях. г ания одним жит и отличных об-зременных . л ряд меро-тра профи-_ пых меро-.хие системы ;1 развитием -социальной -к учрежде-:-ние работы доровья де-пчивых сте-зья и жизни

учащихся в ■ ;:ся на дости-: V них отноше-тг. представ-:ловеке, пело поводу -зоих опасе-;ействия по иоровья. Суще-= гамках учебно-формирова-х социально "ом числе и на положи-цественной . рными лы-ласованном учащихся сум-и формируется :_:жтивающая, в - "ЗНМО и пси-

формирова-здоровьеук-.¡х учебного чием содер-"¡зования с олжно быть лен:стен к конку-. рынка. В данной ¡ля предпочтитель-:снхичееки) кан-

здоровьеукреп-лможно без уча-

стия в этом самих преподавателей, чей положительный пример позволяет ученику перейти от абстрактного обсуждения вопросов качества жизни к обсуждению и реализации практических действий по достижению данной цели, повышает мотивацию учащихся на здоровый образ жизни. Невозможно это и при сохранении тенденции на здоровьеразрушающие принципы организации и ведения учебного процесса - перегруженность учебных групп и

помещении, отсутствие рационального подхода к формированию учебных программ и их перегруженность, низкая физическая активность учащихся в течение учебного дня, нерациональное питание, усредненный подход к особенностям учащихся, недооценка региональных и индивидуальных социально-экономических условий, учета образа и условий жизни учащихся.

КАК ЗАЩИТИТЬ ПОДРОСТКОВ ОТ НАРКОТИКОВ

РХ Шакуров, академик РАО

Оптимизация эмоциональной сферы

Общей внутренней основой, побуждающей или блокирующей наркопотребление, является стремление человека к оптимизации своей жизни. Если это стремление подавляется, подросток испытывает дефицит жизнеутверждающих ценностей. И когда ему говорят: попробуй вот это (наркотик) и почувствуешь райское наслаждение, настоящий «кайф», он может без особых раздумий принять предложение.

Стремление к оптимуму проявляется и в другой форме - в тенденции решать проблемы легчайшим путем с наименьшими затратами сил и энергии. Эта тенденция особенно рельефно проявляется у слабовольных подростков, они легко соблазняются наркотиками.

К услугам наркотиков прибегают не только под влиянием дефицита радости. Подросток иногда доволен жизнью, у него нормальное самочувствие. Но ему хочется чего-то большего. Когда появляется возможность, он не прочь «встряхнуться»: лучшее - это враг хорошего».

Наркопотребление мотивируется и статусными соображениями: подростку хочется сохранить или повысить престиж в социальной группе, среди друзей и знакомых. Этот мотив возникает тогда, когда общественное мнение в группе одобряет наркопотребление и высмеивает и принижает достоинство тех, кто этого избегает.

Нередки случаи, когда интерес к наркотикам пробуждается любопытством, познавательным интересом: хочется испытать те незнакомые ощущения, о которых так много говорят окружающие, удовлетворить интригу.

Во всех этих случаях проявляется одна и та же тенденция: стремление к легким радостям, достающимся без особого труда, то есть стремление к оптимуму.

Поэтому задача школы состоит в том, чтобы развить у учащихся «вкус» к здоровым радостям и способность их «заработать» самостоятельными усилиями. Это важное качество развивается постепенно. Ребенок должен двигаться от легкого к трудному, от близкого к дальнему, от малого к большому. Еще великий знаток детской психологии А.С.Макаренко говорил о важности создания в воспитательном учреждении перспективных линий для детей. Он считал, что ценные перспективы должны сочетаться определенным образом, а именно: среди них должны быть близкие, средние и дальние перспективы.

В конечном счете проблема создания перспективных линий в психологическом плане сводится к формированию у подростков разномасштабных распределенных во времени смыслообразую-щих целей с учетом субъективных и объективных возможностей их реализа-

ции. Эта задача решается прежде всего совместными усилиями школы, семьи и, конечно, общества.

В то же время перспективы человека зависят не только от благоприятных обстоятельств. Тут огромную роль играет его собственная активность, воля. Для детей большое эмоционально-тонизирующее значение имеет интерес к главному виду деятельности - к учебе. Учеба для ученика - это не просто усвоение программного материала. Иной учитель добивается высокой успеваемости в классе методами, которые подавляют ученика, постоянно держат его в тревоге и напряжении. В арсенале таких педагогов - жесткое авторитарное давление, оскорбительные замечания и окрики, угрозы и запугивания, жалобы родителям и администрации. Поэтому уроки проходят в тягостной, холодной атмосфере. Подростки учатся как бы «из-под палки». Только доброжелательный, гуманный стиль взаимоотношений педагога с учащимися создает тот живительный климат на уроках, который необходим для радостной учебы.

В процессе учения, как и любой другой деятельности, радость приносит в первую очередь успех. Как показали результаты наших исследований (совместно с Б.С.Алишевым), в младших классах подавляющее большинство детей главную ценность школьной жизни видят в получении высоких оценок. Очевидно, высокая оценка для них - главный критерий успеха, доставляющего радость. Но в дальнейшем привлекательность «пятерки» начинает снижаться. Почему? Прежде всего потому, что появляется много предметов, усложняется их содержание и резко возрастают учебные нагрузки. Значительная часть подростков начинает отставать в учебе. Под влиянием частых неудач и огорчений многие подростки снижают уровень притязаний и теряют «вкус» к учебе. Учебная деятельность приносит им все меньше радости, а нередко превращается в обузу. Утратив интерес к учению, подросток ищет радости в других сферах, там, где они достаются легче, в том числе в наркотиках, а также в других деструктивных ценностях.

Успехи в учебе, как и любая другая ценность, снижают свой радующий потенциал, если повторяются непрерывно и превращаются в рутину, а особенно -если даются легко. Радость - это результат преодоления препятствий. Ценится прежде всего такой успех, который приходит после неудачи.

В процессе обучения важно, чтобы перед учеником ставились задачи оптимальной трудности, выполнение которых требует значительного напряжения, а порой - максимальной самоотдачи. Неплохо, если избалованный успехами отличник время от времени терпит неудачу: это его только взбодрит. Только тогда успех доставит ученику настоящую радость - будет для него подарком.

Обычно в старших классах и у студентов смысл учебы заметно меняется -она начинает рассматриваться как средство создания отдаленных перспектив -поступления в профессиональное учебное заведение, получения хорошей профессии и специальности. Отсюда - возрастание эмоциогенного потенциала успехов и неудач в учебной деятельности и вклада преподавателей в поддержание оптимистического настроения у своих питомцев.

К сожалению, очень часто достижению успехов в учебе мешает отсутствие воли: ученики не могут мобилизовать себя на реализацию отдаленных целей и отдаются во власть сиюминутных влечений. Нередко подростки и юноши бывают настолько пассивны, что ничего не хотят, ничем не интересуются. Главное для них - бездеятельное состояние. Конечно, в жизни бывают такие минуты, когда хочется отключиться от всего, лечь на диван, закрыть глаза и ни о чем не думать. Но одно дело, если это бывает после длительных напряженных занятий, и совершенно иное, если пассивное состояние становится чуть ли не образом жизни, нормой, самым привлекательным способом времяпровождения.

Причины такой пассивности могут быть разные. В одних случаях это - результат плохой организации жизнедеятельности детей - такой организации, когда им не приходится напрягаться для выполнения определенной деятельности.

•• ~юоая другая ;ующий по-? непрерывно а особенно -■пь - это ре-:ствий. Це-. успех, кото-чи.

важно, чтобы ь задачи опти-глнение кото-: напряжения, : самоотдачи. I успехами терпит не-:ит. Только енику настоя--его подарком. ~2ссах и у сту-меняется --: как сред-.пспектив -ьное учеб-брошей про-Отсюда - воз-потенциала ус-аезггельности и поддержание гения у своих

часто дости-япает отсутст-гут мобилизо-: отдаленных ть сиюминут-подростки и пассивны, что интересуются, пьное состоя-; лот такие очиться от глаза и ни -;ло, если это напряженных ное, если пас-я чуть ли не самым привле-вождения. ности могут .аях это - ре-жизнедея-ч анизации, ягаться для деятельности.

Мобилизация энергетических и волевых ресурсов личности происходит только в процессе преодоления серьезных препятствий. Если ребенок с малых лет не включается в различные виды деятельности, сопряженные с преодолением трудностей, его организм привыкает функционировать в расслабленном, вялом режиме, затрачивая минимум энергии. Известно, что систематически повторяющиеся состояния стабилизируются и превращаются в потребность. То, что называется ленью, чаще всего это есть не что иное как проявление потребности жить с минимальной затратой энергии, без всякого внутреннего напряжения. Такой подросток постоянно стремится сохранять покой. Преодолеть это состояние ему очень трудно, ведь его сковывает не только безотчетное влечение к покою, но и дряблая воля. Уже одна лишь мысль о том, что ему необходимо что-то сделать, нагоняет на него тоску, отравляет настроение. Порой такими ленивыми становятся очень способные дети, которые учатся играючи, без всякого усилия.

Другая причина этого прискорбного явления - генетическая. Дети с момента рождения сильно отличаются друг от друга энергетическими возможностями. Одни очень активны, как заведенные, без устали занимаются чем-то, а другие, наоборот, пассивны, быстро утомляются, любят покой. Естественно, что вероятность развития у них трудолюбия и воли ниже. Здесь существенно значимы и экологические факторы. Отравленная атмосфера, плохая вода, пища, насыщенная нитратами и другими вредными веществами, угнетают организм и подрывают здоровье, ослабляют его энергетику.

Пассивные, безвольные дети, несомненно, входят в группу риска. Им труднее реализовать свои способности и добиться успехов в жизни, а тем более преуспеть в разнообразных видах деятельности. Дело усугубляется еще и тем, что родители и учителя обычно недовольны ими, критикуют их, что провоцирует конфликты. Все это приводит к тому, что вялые подростки чаще страдают от низкого эмоционального тонуса и

депрессии, больше предрасположены к наркопотреблению.

В наше время число таких детей непрерывно растет. Этому способствует и развитие цивилизации, освобождающее человека от длительного напряженного труда ради выживания, особенно -детского труда. У подавляющего большинства городских семей нет возможности занять детей вне школы какими-то серьезными делами даже при желании. Между тем на Западе давно уже поняли, что ребенок никогда не должен скучать без дела - это его ослабляет и развращает. Там в свободное от учебы время школьники и студенты, в том числе из семей мультимиллиардеров, обязательно трудятся, зарабатывая деньги, занимаются физкультурой и спортом в различных секциях и клубах, постоянно участвуют в состязаниях.

Есть только один путь самореализации человека. Это - систематическое преодоление различных препятствий, мобилизующих энергию и волю и развивающих созидательные потенциалы личности. С учетом этой бесспорной истины нам необходимо существенно скорректировать всю систему общественного и семейного воспитания.

Сейчас для нашей страны одной из важнейших проблем является создание условий для разностороннего развития личности, ее интересов, а главное - возможностей для их реализации. В годы реформ такие возможности резко сузились. Во многих школах для детей остался один плацдарм для развития - занятия на уроках. Из-за безденежья свернули деятельность различные секции и кружки, детские спортивные школы, канули в Лету дворцы пионеров, ученические общественные организации и многое другое. Между тем невозможно воспитать личность, сидящую только за партой. Невозможно поддерживать у школьников бодрое, мажорное настроение лишь в процессе обучения. Только богатая и разнообразная по содержанию внеурочная и внешкольная жизнь может поддерживать на плаву эмоциональную безопасность подростков, защищающую их от деструктивных увлечений. Только такая жизнь сформирует у молодого по-

коления способность наслаждаться подлинными ценностями культуры и самостоятельно их созидать. Отсюда - острая необходимость развития доступной для всех детей системы дополнительного образования.

Это особенно важно для подростков. Даже в благоприятных условиях они испытывают резкие перепады настроения. Для них от радости до депрессии лишь один шаг. Они ранимы и обидчивы, страдают недостатком самоконтроля, уверенности в себе. Нередко они как бы возвращаются в раннее детство. Не любят долго ждать и терпеть. Препятствия и неудачи легко выводят их из душевного равновесия. Не купили родители дорогую вещь - конфликт, а то и истерика. Не обращает внимания молодой человек на влюбленную в него девочку - она решает покончить с собой: «нет смысла жить дальше». Все это - эффекты темного «эмоционального фильтра», когда переживаемая обида и огорчение затмевают все вокруг.

Для предупреждения таких эксцессов нужна целенаправленная работа по повышению психологической культуры учащихся и студентов. Они должны знать и помнить, какие типичные психологические ошибки обычно допускаются ими в трудных ситуациях, понимать ос-

лепляющее влияние эмоциональных состояний на поведение человека в ситуациях неудачи. Им полезно также разобраться в простейших механизмах целе-полагания, особенно - во внутренних причинах появления завышенных притязаний и знать о его печальных последствиях.

Важно учесть и то, что в подростковом возрасте из-за мнительности и неуверенности в себе появляются различные комплексы, прежде всего комплекс неполноценности («Я некрасива»), коммуникативный комплекс (зажатость, боязнь публичных выступлений), страх учителя; комплекс неудачника (в разных сферах - в учебе, дружбе, в любви и т. д.), сексуальные комплексы, боязнь девочек; острая, преувеличенная неудовлетворенность различными сторонами жизни и др. В наше время разработаны специальные тренинги, помогающие преодолеть подобные комплексы. Такими тренингами может овладеть каждый психолог, каждый учитель - благо, что соответствующая методическая литература издана большими тиражами.

Но тренинги не могут решить проблему эмоциональной защиты подростков от наркотиков. Главное здесь - реальные условия жизнедеятельности, создающие оптимистическое настроение.

Психологические механизмы формирования антинаркотических убеждений и установок

В структуре психологической защищенности от наркотиков важное место занимает специфическая защищенность, которая включает прежде всего твердую уверенность ученика в том, что а) наркотики оказывают пагубное влияние на духовное и физическое здоровье личности, б) пробовать наркотики очень опасно - они обладают коварным свойством быстро лишать человека воли к сопротивлению к наркотическим соблазнам, в) наркомания почти не поддается лечению и несет с собой смерть.

Иными словами, подросток должен убедиться в полной бессмысленности приобщения к наркотикам в любой форме, в том числе - в форме единичной пробы для удовлетворения любопытства.

Убеждая человека, мы апеллируем к его ценностной сфере. В данном случае убедить - значит доказать подростку бессмысленность потребления наркотиков.

С некоторым упрощением механизм убеждения можно представить как процесс взвешивания человеком приобретений и потерь при совершении определенного поступка или при выборе той или иной линии поведения. Смысл имеют только такие варианты действий, при которых приобретаемых ценностей оказывается больше, чем утрачиваемых. Так, включаясь в трудовую деятельность, человек не только приобретает, но и теряет немало ценностей. Потери складываются из затрат и упущенных ценностей. Он тратит время и силы, из-

нашивает одежду, обувь, расходует деньги на транспорт, инструменты и т.д. Кроме того, он упускает такие привлекательные ценности, как отдых на природе, общения с детьми, пребывание на даче и т.д. Свободного времени остается в обрез - его почти «съедает» работа. Сказанное можно резюмировать в фор-

СМ =90.

муле: ПЦ ' В К0Т0Р0^ ^^ ~~

смысл деятельности (действий), ОЦ -обретаемые в результате деятельности ценности, ПЦ - потерянные ценности. Если величина дроби меньше единицы, то это убеждает в том, что такие действия не имеют смысла - «овчинка выделки не стоит»: потерь больше, чем приобретений.

Человек далеко не всегда может оценить приобретения и потери в количественной форме. Как правило, он оперирует эмоциональными категориями -выбирает те альтернативы, которые кажутся ему более привлекательными, сулят больше удовольствий и радостей. Конечно, при такой оценке нет ничего легче, чем ошибиться. Особенно трудно предвидеть и оценить отдаленные последствия своих действий. Их нередко называют «полезными» или «вредными». При этом человек нередко опирается на ценности, представленные в сознании только в понимаемой форме, когда эмоции уже давно «остыли» и оставили в памяти лишь «холодный» след, отраженный в представлениях и понятиях. Полезными мы называем именно такие ценности. Но предполагается, что полезные ценности принесут радости, станут переживаемыми. Так, хирургическая операция чревата сильной болью, но она имеет смысл, так как мы ожидаем от операции пользу - избавления от недуга, источника больших страданий. Здоровье - это огромная радость. Но она придет к нам позже, лишь после операции. Именно понимание этого убеждает нас лечь под скальпель хирурга. Польза - это будущие, ожидаемые удовольствия и радости, придающие смысл нашим делам.

Человек «устроен» так, что смыс-лообразующий потенциал переживаемых

ценностей больше, чем понимаемых. «Полезное» отделено от субъекта пространством и временем, а эмоциональное находится рядом, перед глазами, «искушает» и «соблазняет». А жизнь требует от человека реализации перспективных, далеких и трудных смыслообра-зующих целей: многолетней учебы, выращивания садов, строительства городов, возделывания земель и т.д., плоды которых появятся еще не скоро.

Способность достигать отдаленные цели, преодолевая сиюминутные эмоциональные влечения и лишения в интересах будущего, избавляет человека от многих неминуемых страданий в будущем: от голода и нищеты, унижений и даже смерти. Такую способность принято называть волей, а волевое поведение -разумным. Воля возникает на основе понимаемых ценностей, в отличие от безвольного влечения, проявляющегося в подчинении своего поведения только переживаемым в данный момент стимулам, которыми можно овладеть «сейчас и здесь», не думая о будущем. Малыши безвольны. Воля обретается по мере развития мышления и накопления опыта преодоления внутренних эмоциональных барьеров, мешающих достижению рациональных целей, обращенных к светящимся впереди ожидаемым радостям.

К сожалению, подростки не отличаются сильной волей. У них достаточно беден жизненный опыт, что резко снижает их возможности прогнозировать свои эмоциональные состояния, которые могут наступить в той или иной ситуации в будущем, в том числе - в случае потребления наркотиков. Это не только ослабляет их внутреннюю защищенность от наркостимулов, но и сильно затрудняет процесс ее формирования.

Есть два главных пути воспитания ценностных убеждений личности - накопление ими собственного эмоционального опыта и информационные воздействия.

Как известно, критерий истины -это опыт, в данном случае - эмоционально-ценностный. Если, потребляя наркотики, человек убеждается в том, что он от этого стал несчастным, потерял куда больше, чем получил, то он

глубоко раскаивается в содеянном, понимает бессмысленность своего поведения. Разумеется, такой путь убеждения студентов - нонсенс. Значит, остается второй путь - информационный, который основан на общественном опыте, то есть на информации о горьком опыте людей, потреблявших наркотики.

К сожалению, наши дети получают противоречивую информацию о воздействии наркотиков на человека. Одни (скажем, приятели) утверждают, что в этом ничего страшного нет, напротив, много хорошего, а другие говорят диаметрально противоположное. Кому верить? В таких случаях истинным кажется мнение человека, которому подросток доверяет. Поэтому в профилактике наркомании успех в решающей мере зависит от усилий тех, кто пользуется доверием у воспитанников.

Какую информацию необходимо давать детям? В первую очередь о том, каких ценностей, значимых для подростков, лишается наркоман. В сущности он лишается почти всего, прежде всего здоровья, причем не только своего, но и любимых родителей, близких, их материального и эмоционального благополучия. Дети должны хорошо почувствовать и убедиться, как тяжелы страдания наркомана, в каком беспросветном горе оказываются его родители; как они, наркоманы, теряют близких друзей, в том числе интимных, лишаются любимых увлечений, уважения окружающих, всей жизненной перспективы. Подростки должны твердо знать типичный путь наркомана. Это - преступления, разорение семьи, СПИД и другие болезни, полный развал личности, смерть. По сравнению с этими громадными потерями кратковременный наркотический «кайф» - ничтожная компенсация.

Такого рода аргументы действуют тем сильнее, чем больше у подростка смыслообразующих ценностей, привязывающих его к жизни. Среди них самые значимые - это любимые люди, интересные увлечения, духовные ценности, наличие привлекательных жизненных перспектив - прежде всего. Поэтому антинаркотические аргументы будут звучать убедительно лишь для того, у кого развиты базисные ценностные ориентации, кому есть что терять. Если студент воспринимает окружающий мир в мрачных тонах, находится во власти депрессивных переживаний, то трудно найти ключи к его уму и сердцу. Потребляя наркотики, он мало чем рискует. Если человеку не хочется жить, наркотический «кайф» кажется ему спасением - единственным светлым пятном, оптимизирующим жизнь. Иными словами, в ситуации безнадежности потребление наркотиков тоже обретает смысл.

Отсюда следует: в формировании антинаркотического убеждения участвуют и позитивные, и негативные ценности. Причем ведущую роль играют первые, жизнеутверждающие ценности. Человек, верящий в пагубное действие наркотиков, боится их. Но это скорее -боязнь потерять дорогие сердцу привлекательные ценности (среди которых главные - здоровье и жизнь). Поэтому методы устрашения эффективно действуют лишь на фоне методов, помогающих человеку ощутить привлекательность жизни, поверить в перспективы ее «осветления», если она в данный момент отвернулась от него. Словом, главное в профилактике наркомании - это приобщение человека к привлекательным ценностям, воспитание у него любви к различным проявлениям жизни.

гнты действуют ^е у подростка " :тей, привя--них самые люди, инте-ценности, л жизненных :гго. Поэтому '' .""-[ТЫ будут . л ля того, у вошостные ори-•^тчггь. Если стукающий мир в . -. во власти де-то трудно г и сердцу. Поте чем рискует.

• жить, нарко-ему спасением

-:тном, опти-: словами, в потребление смысл.

формировании |г :кдения участ-Г -;тивные ценно-ть играют пер-г ценности. Черное действие ? это скорее -:ердцу привле-: ?еди которых - ::знь). Поэтому -ективно дейст-годов, помогаю-привлекатель-з перспективы ее ? ланный момент зом, главное в

• - это приоб-. льным цен-юбви к раз-

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

А.Ф. Шатрова, аспирантка ИПППО РАО, зам. начальника Кукморского районного отдела образования

В современных условиях система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Культура межнациональных отношений (MHO) включает в себя знание представителями разных народов особенностей культуры друг друга (когнитивный компонент), внутреннее принятие права другого народа на особенности своей культуры и их уважение (аффективный компонент) и реальное поведение, в котором реализуется знание и психологическое принятие (поведенческий компонент).

В предлагаемой статье на материале конкретного опыта в одном из самых многонациональных районов Республики Татарстан - Кукморском - показаны особенности формирования культуры межнациональных отношений учащейся молодежи.

Кукморский район РТ населяют татары (в том числе крещеные), русские, удмурты и марийцы. Здесь проблемам межнациональных отношений уделялось и уделяется большое внимание на всех уровнях. В системе образования разработана специальная программа педагогической деятельности по формированию культуры MHO учащейся молодежи.

На подготовительном этапе, который охватил период с января по август 2001 г., была разработана общая схема управления процессом формирования культуры MHO учащихся с целью пред-

варительной подготовки преподавателей учебных заведений был разработан спецкурс "Педагогика формирования культуры межнациональных отношений" объемом в 16 часов. В рамках спецкурса проведены лекционные (8 часов) и практические (8 часов) занятия с преподавателями района. Занятия вызвали у педагогов значительный интерес.

На подготовительном этапе была разработана также диагностическая методика, с помощью которой измерялся уровень развития культуры MHO учащихся в начале основного этапа реализации Программы (осень 2001 г.) и на заключительном этапе (март-апрель 2003 г.).

Важнейшей частью подготовительного этапа стало составление в учебных заведениях планов учебной и воспитательной работы по формированию культуры MHO учащихся, а также разработка преподавателями отдельных поурочных планов (по темам, в которые вносились изменения и дополнения) и планов вне-учебных мероприятий.

Основная часть экспериментальной работы проводилась в течение 2001/02 и 2002/03 учебных годов с охватом (в той или иной степени) всего контингента учащихся, всех учебных заведений района.

В учебном плане работа осуществлялась по трем главным направлениям. Во-первых, в рамках регионального компонента предметов естественного цикла (биолого-географические дисциплины, включая природоведение), во-вторых, в рамках регионального компонента общеобразовательных гуманитарных дисциплин, в-третьих, в рамках факультативных занятий.

В учебных заведениях района в соответствии с утвержденными учебными планами изучаются такие дисциплины, как природоведение или естествознание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.