Научная статья на тему '«PERSONA». ЧАСТЬ V'

«PERSONA». ЧАСТЬ V Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
11
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имя / молитва / цивилизация / культура

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Оглоблин А. В., Корюкин В. О.

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен. В этот раз соавтором в подготовке статьи выступил один из студентов Ивановского автотранспортного колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««PERSONA». ЧАСТЬ V»

А. В. Оглоблин

Историк, педагог, общественный деятель, преподаватель Ивановского автотранспортного колледжа

В. О. Корюкин

Студент Ивановского автотранспортного колледжа

«Persona». Часть V

Редакция научного журнала «На пути к гражданскому обществу» продолжает публикацию авторской учебной программы «Persona» А. В. Оглоблина. Автор программы по окончании Ивановского государственного университета работал в разных учебных заведениях Ивановской области и Коми АССР учителем, преподавателем, директором, заместителем директора. В программе им обобщен почти полувековой опыт преподавания гуманитарных дисциплин школьникам и учащимся учреждений среднего профессионального образования, выступлений перед учительской аудиторией, индивидуальной воспитательной работы с молодежью. Представляется, что учебно-методические находки А. В. Оглоблина могут представлять практический интерес для широкого внедрения в образовательный процесс, особенно в условиях, происходящих в современном мире перемен. В этот раз соавтором в подготовке статьи выступил один из студентов Ивановского автотранспортного колледжа.

Ключевые слова: имя, молитва, цивилизация, культура.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1. ИНТЕЛЛЕКТ

В начале было Слово.

Евангелие от Иоанна

Есть множество тестов, включая знаменитый для определения уровней

умственного развития человека. Но как определить состояние мозга, этой вселенной, которая изучена к нынешнему времени максимум на 10%. Конечно, мозг не является фабрикой мысли, да и вообще нейрохирурги при вопросе: «видели ли вы ум?» нервно пожимают плечами и говорят: «нет, не видели». Мы же, грешные, руководствуемся следующими параметрами: внимание, память, речь, вариативность мышления.

Первые три - внимание, память и речь - с первых лет жизни ребенок наиболее быстро и осознанно развивается в молитве. Каждый молящийся знает, как трудно удержать внимание на молитве, как растекается наше сознание по древу мирского бытия, услужливо предлагая ненужные воспоминания о прошлом, планы на будущее и, вообще, всякую чепуху, не имеющую никакого отношения к главному делу человеческой жизни, общению с Богом.

Молитва учит концентрировать внимание

Умение концентрировать внимание -качество, необходимое и в учебе, и в работе, и для спасения души. Молитва ребенка должна быть систематической, чтобы стать благочестивой привычкой, а затем и потребностью. Молитва ребенка должна быть посильной, чтобы не превратиться в автоматический навык, порождающий лицемерие и холодное безразличие.

Память слабеет, если её не упражняешь.

Цицерон

Память развивается попутно с концентрацией внимания. Нам известны три вида памяти - слуховая, визуальная и моторная. Максимальное вовлечение в молитву всех видов памяти происходит в Храме. Я не устаю удивляться совершенству православного богослужения, в котором чудные песнопения, проникновенная тайна икон, ясность Евангельские текстов, общая молитва - все это сливается в единый поток богопознания, соборного общения с Небесными силами на пороге сияющей вечности.

Молитва формирует правильную _речь

Она становится грамотной, ясной, не допускающей в языковое пространство пошлости и сквернословия. Мой коллега достиг выдающихся успехов в обучении детей общеобразовательной школы основам старорусского языка. Его подопечные перестали получать «двойки» и «тройки». Стали писать изложения и диктанты на «4» и «5». Он стал Учителем года. Я не знаю, как мой товарищ добился таких результатов, но уверен, что в данном случае сработала генная память, ну и, конечно, не обошлось без Божией помощи.

Еще один совет. Пусть Ваше дитя каждый день учит наизусть хотя бы по четыре строчки из стихов Пушкина. Поверьте, речь ребенка станет со временем ясной и легкой. У Пушкина очень мало лишних слов, а сказанное всегда доступно и красиво одновременно.

Наш язык является главным объектом агрессии сил, враждебных Православию и России. Люди видят мир не глазами, а языком. Не дадим нашим детям превратиться в глухонемых ослепших ангелов.

К Н И Г А

i 1 r,r 11,

1t11 II;.«

1 X * '

lib

* ' « ! i

Jr r r -r r

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Цицерон

Дети становятся читателями, когда читают их родители. Сначала смотрят книги с картинками - у малыша едины тело и душа: воспитывайте дитя на уровне рефлекса. Поэтому не используйте в воспитании детей компьютерные программы. Не приучайте малыша к интернет-пространству на уровне рефлекса! Затем начинайте читать ему вслух, далее пусть он Вам читает или рассказывает прочитанное, обсуждайте прочитанное, всячески поощряйте эти занятия. Старайтесь пробудить интерес без принуждения. Не буду дальше рассуждать об очевидном. Но! Простите мою назойливость: Дети читают только тогда, когда читают их родители! И дома есть книжный шкаф, в котором хочется покопаться. Еще один совет: подбирайте ребенку интересные книги. Так от рефлекса -к интересу, от интереса - к созерцательности. Информационная грамотность придет в свой черед.

В начальных классах человеку главное научиться трем вещам: слову, числу и молитве. Остальное приложится.

И Н Т Е Р Е С

В среднем звене самое главное - не углубленное изучение конкретных предметов, но поиск интереса. Очень важно, чтобы в период полового созревания ум был увлечен творчеством, а тело на исходе дня уставало. Творческий поиск может быть и в музыке, и в математике, и в истории, и ремонте мотоцикла - в любом виде человеческой деятельности, не связанной с компьютером, или когда его применяют для получения дополнительной информации по своему труду или увлечению.

Епископ Августин (Анисимов), когда его спросили, как он относится к компьютеру, ответил: «Как к авторучке». И добавил: «Если человек увлечен какой-либо вещью, пусть он время от времени задает себе вопрос: "Я - для вещи, или вещь - для меня"». Человек, приклеенный к компьютеру, становится идолопоклонником. Физическая нагрузка не обязательно должна заключаться в спорте, хотя физкультура категорически обязательна в любом возрасте, как и душ. Уставать можно и на огороде, и во время выполнения домашних дел. Хочу обратить Ваше внимание на соблюдение меры во всем сказанном выше.

В Ы Б О Р

Не делайте до девятого класса окончательных выводов о том, кем должен стать Ваш ребенок. Не увлекайтесь репетиторами и классами с углубленным изучением определенных предметов. Кроме изучения иностранного языка, которое весьма способствует воспитанию языковой личности. Дело в том, что 14 лет организм подростка еще не сформирован до конца для полного осознания своих интересов и своего предназначения. Обсуждать будущее важно, но решать окончательно следует в старших классах.

Выбор должно сделать в девятом, максимум в десятом классе: кем буду и куда поступать учиться дальше. Сейчас я работаю в автотранспортном колледже. В беседах с первокурсниками выясняется, что как минимум 70% учащихся пришли сюда по воле родителей, потому что друг пошел сюда же, от того, что колледж находится недалеко от дома, чтобы в армию идти попоздней... В нашей сложной жизни многие родители также часто просто хотят пристроить свое чадо куда-нибудь, чтобы зря не болтался. В результате юный человек постепенно теряет всякий интерес к учебе и процессу познания вообще, начинает бездельничать и гибнет -иногда гибнет нравственно, а иногда - и физически.

Вывод: будущую профессию надо выбирать в старших классах в соответствии с интересами и реальными способностями.

пожалуйста, проанализируйте

СОСТОЯНИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

В

ВАШЕЙ СЕМЬЕ

ОБРАЗОВАНИЕ МУЖА

ШКОЛА

|Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость.

Библия. Каига премудрости

Школа..............................................

Первый учитель...........................

Любимые учителя........................

Любимые предметы.....................

ДРУГИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Учебное заведение.....................

Специальность...................................

КАКИЕ ЗНАНИЯ БОЛЕЕ ВСЕГО ОКАЗАЛИСЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ?

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЫ

ШКОЛА

Наука и вера суть две дочери Одного великого Родителя. Михаил Васильевич Ломоносов

Школа................................................

Первый учитель.................................

Любимые учителя........................

Любимые предметы.....................

ДРУГИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Учебное заведение..............................

Специальность....................................

Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.

КАКИЕ ЗНАНИЯ ОКАЗАЛИСЬ БОЛЕЕ ВСЕГО ПОЛЕЗНЫ?

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛА

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда состарится.

Библия. Притчи

Школа..............................................

Первый учитель.................................

Любимые учителя..............................

Любимые предметы...........................

ДРУГИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Учебное заведение........................

Специальность.................................

Чем человек прос&ещецнее, тем он полезнее своему Отечеству. Александр Сергеевич Грибоедов

51

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ!

(Из книги Анатолия Зимичева «Психология политической борьбы»)

УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Сталкиваясь с окружающим миром, человек стремится к пониманию, общению, деятельности, спасению.

К ПОНИМАНИЮ стремится не только человек, но и животное; каждый делает это в соответствии с уровнем своего развития, но, попав в незнакомую обстановку, увидев незнакомый предмет, каждое живое существо пытается осмотреть, потрогать, определить -съедобно ли это, не опасно ли и т. д.

ОБЩЕНИЕ - эта потребность очевидна, если вспомнить, как тяжело человек переносит полное одиночество, длительную изоляцию. Есть эта функция и у животных, у многих из них существуют даже специальные языки (обезьяны, дельфины и т. д.).

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, к движению стремится каждое живое существо (звери в клетке постоянно ходят из угла в угол; животное, насекомое, полностью лишенное возможности двигаться, погибает). Человек тяжело переносит вынужденное бездействие (поэтому в качестве меры наказания применяют лишение свободы, наказывая ребенка - ставят его в угол).

К СПАСЕНИЮ очевидно, тоже стремится всякое живое существо.

Итак, чем же отличается человек от животного, чем отличаются люди друг от друга, в зависимости от уровня развития? Насколько справедлив тезис о том, что один человек может отличаться от другого в большей степени, чем человек от животного? ЧУВСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ.

Первый самый простой уровень взаимодействия с окружающим миром, доступный всем живым существам,- это чувственный уровень.

ПОНЯТЬ на чувственном уровне - значит осмотреть, потрогать незнакомый предмет, обнюхать, попробовать его на вкус. Так делают все животные, так же поступает и человек: «Что это за вещица лежит?» — взял, потрогал, осмотрел, из чего сделана, какой формы и т. д. - «Теперь понятно».

ОБЩЕНИЕ на чувственном уровне - это самое простое общение, доступное и животным, и человеку: страх, радость, угроза, огорчение - все эти чувства и мы, и животные можем передать и распознать. Чувственное общение - такое, при котором не используется какой бы то ни было язык.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ чувственная - это деятельность с помощью наших естественных инструментов (руки, ноги, зубы и т. д.)

СПАСЕНИЕ чувственное - бегство от опасности, прикрытие головы руками; ребенок прижимается к матери и т. д.

Чувственный уровень, будучи общим для всего животного мира, обязательно присутствует и у человека. Делая что-либо на чувственном уровне, и человек, и любое животное реализуют себя как ОСОБЬ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КРОВЕНЬ

Следующий, более высокий уровень взаимодействия - инструментальный.

ПОНЯТЬ инструментально - значит уметь воспользоваться для этого какими-то средствами (кроме тех, которыми снабдила нас природа). Например, рассмотреть что-то можно через лупу, в бинокль, потрогать не рукой, а палкой и т. д. Есть ли этот уровень у животных? Некоторые из них (например, обезьяны) могут использовать в качестве инструмента палку, камень и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБЩЕНИЕ инструментальное - это общение языковое, с помощью какого-либо языка (язык - инструмент общения). Это может быть обычный разговорный язык, язык жестов, язык каких-то условных

сигналов и т. д. Очевидно, что это проявляется и в животном мире (языки птиц, дельфинов, насекомых и т. д.).

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ инструментальная также доступна некоторым животным (так же, как обезьяна может взять палку, чтобы поворошить, потрогать что-нибудь, она может этой палкой сделать что-то для себя полезное - например, сбить банан и т. п.).

Инструментальное СПАСЕНИЕ - той же самой палкой обезьяна может защищаться от опасности (человек для этой цели может использовать нож, пистолет), есть множество других средств: пещеры, гнезда, норы, где животные спасаются от холода (у человека -дома, квартиры, одежда). Инструментальное спасение - это также запасы пищи и пр.

Если для особи доступен только чувственный уровень, то по мере того, как проявляется индивид, становится возможным использование инструментального, а затем и следующего - ассоциативно-аналогового уровня.

АНАЛОГО-АССОЦИАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ

Если на инструментальном уровне человек (или животное) подчиняет себе какие-то предметы окружающего мира, использует их в своих целях, то на следующем уровне он использует для этого же всевозможные ассоциации, аналогии, рождающиеся у него в голове.

Ассоциативно-аналоговое ПОНИМАНИЕ, понимание по аналогии.

Если животное в лесу видит перед собой какой-то незнакомый предмет, например, кусок железа, оно будет сначала проходить мимо него с опаской, потом привыкнет, увидев такой же предмет в другом месте, сразу узнает его, поймет, что это не опасно (не понимая, что это такое, откуда, зачем). Ассоциативно-аналоговое понимание построено по принципу «Если А, то Б».

Когда собака постоянно слышит, что звенит звонок, после которого она сразу получает пищу, у нее начинает выделяться слюна от одного только звонка. Крыса в случае опасности прячется в любую темную дыру - она усвоила, что «темно - значит, безопасно» (хотя можно так приучить ее, что она будет бояться темноты). Когда человек идет по улице и видит, что собралась толпа,

он тоже присоединяется к ней. Если человек видит, что открыты две двери, но все проходят в одну, то и он, скорее всего, пройдет там же.

До 5-летнего возраста ребенок задает вопросы: «А что это такое?», «Почему происходит то-то?», «Для чего такое-то?», на что обычно ему отвечают: «Подрастешь -узнаешь». Постепенно он удовлетворяется такими объяснениями и после 5 - 7 лет, как правило, бесконечные «Почему?» прекращаются: Если, таким образом, мы заполняем нашу голову по аналогии, то к 40 годам у нас резерв наполнения - ноль, человек становится неспособен

воспринимать новую информацию, которая не отвечает его стереотипам или не укладывается в сложившуюся у него систему ассоциаций и аналогий.

Ассоциативно-аналоговое ОБЩЕНИЕ.

Составив себе представление, понятие о взглядах, позициях того или иного человека, мы можем на основании полученных в результате общения с ним аналогий, ассоциаций, предполагать ту или иную оценку им событий, действий, о которых он в действительности ничего не знает. Ассоциативно-аналоговое общение - это общение с моделями, образами реальных людей, героев книг, фильмов и т. п. в процессе размышлений и принятия решений (референтная группа).

Ассоциативно-аналоговая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Это деятельность по аналогии, по привычке; повторение старого или изменение, модификация чего-то известного, Если инженер может разработать техническую документацию на какое-то изделие, то он на основании своего опыта (аналогий, ассоциаций) может выполнить то же для другого изделия или внести какие-то изменения в проект; при некотором навыке он может спроектировать новое изделие по заданным главным параметрам.

Деятельность, доступная человеку на этом уровне (например, разработка документации, оформление отчетов и т. д.), намного сложнее, чем та, на которую способны животные. Но механизмы, лежащие в основе ассоциативно-аналоговой деятельности у животных (условные рефлексы), например, используемые при их

дрессировке, и ассоциативно-аналоговой деятельности у человека, - одни и те же. В общем случае - это схема «Если А, то Б».

Ассоциативно-аналоговая деятельность может быть связана с какой-то физической работой, а может быть и такой, которую называют «умственной»: человек может что-то совершенствовать, модифицировать, составлять новые комбинации из известных ему понятий и т. д.

Ассоциативно-аналоговое СПАСЕНИЕ.

Оно тоже обосновано на схеме «Если..., то...». Спасение на инструментальном уровне - это, например, ситуация, когда человек держит дома ружье (или носит оружие с собой) и думает, что этим спасется в случае опасности. При ассоциативно-аналоговом спасении человек верит, что если будет делать то-то и то-то, поступать таким-то образом, то будет обеспечено его спасение.

Один человек верит в идеалы, созданные кем-то (Буддой, Христом, Магометом и т. д.), другой - не здоровается через порог, не идет, где пробежала черная кошка, третий - верит, что зло наказуемо, четвертый думает, что спасется, набив полные карманы денег, и т. д. АБСТРАКТНЫЙ УРОВЕНЬ

Таковы ступени, характеризующие развитие человека от особи до индивида.

Что же нужно человеку, чтобы стать ЛИЧНОСТЬЮ? Для этого надо подняться на следующий - АБСТРАКТНЫЙ уровень.

Абстрактное ПОНИМАНИЕ - это проникновение в специфику, особенность, в сущность данного предмета, явления, процесса. Понимать что-то на абстрактном уровне - это значит иметь его модель в своем сознании, уметь ее использовать, соотносить с другими моделями, понимая то, что любая модель, любое описание, объяснение реально существующего предмета, явления, процесса будет неполным.

Абстрактное ОБЩЕНИЕ - это, в отличие от ассоциативно-аналогового размышления, прожекты и конструирование НОВОЙ общности, со своими законами, целями, категориями Истины, Красоты, Добра, Изобилия и т. д. Это не общение с образами реальных людей, а создание новых

образов (то, чего не было) либо новая комбинация старых.

Абстрактная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это оперирование абстрактными образами, понятиями, создание принципиально новых понятий, систем. «Творчество есть созидательное и созерцательное, счастлив тот, кто владеет вторым».

Созидательное творчество - это попытка из имеющихся в нашем распоряжении материалов с помощью инструментов, которыми мы владеем, создать какой-то новый предмет, модифицировать старый на основании имеющихся у нас представлений, понятий, образов.

Созерцательное творчество - это создание нового образа, конструирование не из материалов, а из понятий, представлений, изменение самой системы понятий. Когда, в результате этого, рождается какой-то новый образ, человек может воплотить его в реальной жизни при помощи творчества созидательного. Само по себе оно нередко может замкнуть человека в круг его представлений, ограничив тем самым его возможности.

Так, человек, который совершенствует резину на колесах автомобиля (созидательное творчество), никогда не догадается создать автомобиль на воздушной подушке, который надо сначала изобрести, а потом воплотить в жизнь.

Так же и Вы, если Ваши цели достаточно серьезны, должны не просто стремиться к лидерству и продвижению по иерархической лестнице какого-либо этноса, но сначала подумать над тем, каких целей Вы хотите добиваться, каким этносом Вы хотели бы управлять, спроектировать его устройство, цели и т. д., и затем воплотить это в жизнь (создать свой этнос, изменить, по Вашему замыслу, какой-то из существующих или сохранить его в имеющемся виде, если его цели Вас устраивают). ПОЖАЛУЙСТА, ОПРЕДЕЛИТЕ ВАШ УРОВЕНЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

©Оглоблин А. В., Корюкин В.О., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.