Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. C. 88-101 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 88-101 (In Russ.)
DOI: 10.55959/М8Ш320-8095-13-68-1-7
ПЕРСИДСКОЕ ПРЕДАНИЕ О ШЙРЕ ФАРРОХЗАДАНЕ И ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРАБОВ ИЗ МИСИХИ (АЛ-АНБАР)
ПРИ САСАНИДСКОМ ЦАРЕ ШАПУРЕ I (240-271) Д.Е. Мишин
Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия;
Аннотация: В средневековой географической энциклопедии Йакута (1178-1229) «Справочник по странам и поселениям» (Му'джам ал-булдан) обнаруживается рассказ о том, как сасанидский царь Шапур «Пробивающий плечи» выселил арабов из области ал-Анбара (около совр. эль-Фаллуджи) и построил там город Пероз-Шапур, наместником которого назначил некоего Шйра Фаррохзадана. Вероятно, этот рассказ — часть фамильной истории, которую потомки Шйра Фаррохзадана хранили в том числе и в исламское время. Йакут приводит его со ссылкой на учёного, занимавшегося в том числе и историей, Абу-л-Фадла ас-Сулй, который писал в конце IX — первой половине X в. и был по меркам средневековой мусульманской литературы довольно ранним автором. То, что рассказ восходит к сасанидским временам и встречается у относительно раннего автора, свидетельствует о его достоверности в описании событий в целом. В то же время по тексту рассказа видно, что в арабской культурной среде он подвергся переработке. Шапура I (240-271), построившего Мисихи (Пероз-Шапур), в рассказе заменяет Шапур II (307/8-379/80) — вероятно, потому, что по мнению арабских рассказчиков именно этот последний царь, известный своей жестокой борьбой против арабских племён, осуществил бы такое выселение скорее, чем кто-либо другой.
Ключевые слова: Сасаниды, арабы, ал-Анбар, Шапур I
Для цитирования: Мишин Д.Е. Персидское предание о Шйре Фаррохзадане и принудительное переселение арабов из Мисихи (ал-Анбар) при сасанидском царе Шапуре I (240-271) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2024. Т. 68, № 1. С. 88-101. БО!: 10.55959/М8Ш320-8095-13-68-1-7
© Мишин Д.Е., 2024
©
THE PERSIAN STORY OF SHIR FARROKHZADAN
AND THE FORCED MIGRATION OF ARABS FROM
MISIKHE (AL-ANBAR) UNDER SASANID KING SHAPUR I (240-271)
Dmitriy E. Mishin
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;
Abstract: The Mu^djam al-buldan (Reference-Book on Countries and Settlements), a mediaeval geographical encyclopaedia by Yakut (1178-1129), contains a story in which Sasanid king Shapur 'Piercer of the Shoulders' moved Arabs from the region of al-Anbar (near present-day al-Fallujah), built there the town of Peroz-Shahpuhr (Peroz-Shapur) and appointed a certain Shir Farrokhzadan as its governor. There are grounds to believe that the story in question was a part of a family history which descendants of Shir Farrokhzadan kept through centuries, including in Islamic times. Yakut quotes the story on the authority of Abu-l-Fadl al-Suli who wrote at the end on the 9th or in the first half of the 10th century and was, by the criteria of mediaeval Islamic literature, a fairly early writer. The fact that story goes back to Sasanid times and is related by a relatively early writer seems to indicate its general reliability in the presentation of the events. However, the story also shows that it was re-worked in the Arabic cultural milieu. Shapur I, who actually built Misikhe (Peroz-Shahpuhr), is replaced by King Shapur II 'Piercer of the Shoulders' (307/8-379/80), probably because the latter, known by his fierce struggle against Arabic tribes, seemed to Arab story-tellers to be the one who would cause the forced migration in question rather than anyone else.
Keywords: Sasanids, Arabs, al-Anbar, Shahpuhr I
For citation: Mishin D.E. The Persian Story of Shir Farrokhzadan and the Forced Migration of the Arabs from Misikhe (al-Anbar) under Sasanid King Shapur I (240-271). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2024, Vol. 68, No. 1, pp. 88-101. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-68-1-7 (In Russ.)
В средневековой географической энциклопедии Шкута (11781229) «Справочник по странам и поселениям» (Муджам ал-булдан) обнаруживается один нигде более не встречающийся фрагмент об отношениях Сасанидов и арабов:
«Прочёл я написанное рукой Абу-л-Фадла ал-'Аббаса бин 'Алй ас-Сулй, известного как Ибн Бард ал-Хийар: "Шапур Пробивающий плечи отправился искать место, которое собирался сделать укреплением и воротами Савада1 со стороны рум-ов. Он прибыл на берег
1 Южная часть Месопотамии.
Евфрата и увидел равнинное место, где были жилища (масакин) арабов. Он переселил арабов в Бакку и ал-'Укайр, а в том месте построил укреплённый город. И он (Шапур. — Д.М) поехал, чтобы взглянуть на него (город. — Д.М) и дать ему имя, какое изберёт. Ему встретились газели, а с ними был старый самец, который стал защищать их. Тогда он (Шапур. — Д.М) сказал своим марзбан-ам: "Воистину, эти газели для меня — хорошее предзнаменование. Кто из вас добудет самца — того поставлю в этот город и сделаю в нём марзбан-ом". И они рассеялись, ловя газелей. А среди них был один муж из сыновей марзбан-ов, которого звали Шйла бин Фаррухзадан; он жил в Мерве. Он совершил проступок, и Шапур возил его с собой в оковах. Затем за него похлопотали, и он (Шапур. —Д.М) освободил его [от оков]. И он (Шйла бин Фаррухзадан. — Д.М) воспользовался возможностью, [которую давали] эти слова [Шапура], и смог оставить ярость свою по отношению к нему. Он выстрелил в самца из лука, и стрела, пройдя через внутренности, вышла из груди. Олень упал мёртвым у ворот города. Шйла за ноги дотащил его до Шапура, и тот одобрил сделанное им, трижды сказал: "Хорошо", дал ему двенадцать дйнаров и сделался к нему благосклонен. И Шапур увидел в этой победе2 доброе предзнаменование и назвал город Фируз-Сабур, то есть "Победа Шапура", учредил область (кура), включил в неё то, что прошёл, вплоть до границ Тигра — и пределы её стали от Хйта и 'Аны до Катраббула. Он назначил её марзбан-ом Шйла, жаловал ему также чин марзбан-а земель, орошаемых Евфратом, и поселил в той области две тысячи предводителей войска (куввад), и они обосновались там»3.
В этом рассказе так много легендарного, что его использование в качестве исторического источника требует предварительного комментария. О его авторе, т.е. Абу-л-Фадле ас-Сулй, известно очень мало; он крайне редко упоминается в источниках, да и тогда авторы в основном лишь ссылаются на написанные им тексты. Один из таких текстов приводит Абу-л-Касим аз-Заджджаджй (ум. в 951/2 г.)4. Три других заслуживающих внимания текста мы находим у Йакута. В одном Абу-л-Фадл ас-Сулй пересказывает известие, слышанное им от Абу-л-Фадла Ахмада ибн Тахира, т.е., вероятно, Ибн Тайфура (819/20-893)5. В другом случае приводится пометка Абу-л-Фадла
2 Т.е. в победе Шйла над оленем.
3 Му'джам ..., 1977. Т. 4. С. 283-284.
4 Маджалис ал-'улама' ли ... аз-Заджджаджи / Изд. 'А.М. Харун. Эль-Кувейт, 1984. С. 347.
5 Му'джам ал-удаба'. Иршад ал-арйб ила ма'рифат ал-адйб. Та'лйф Йакут / Изд. И. 'Аббас. Бейрут, 1993. С. 1815. В тексте Йакута Ахмад ибн Тахир повествует об
ас-Сулй в «Книге завоевания стран» ал-Балазурй (ум. в 892 г.)6. Ещё в одном фрагменте Йакут называет Абу-л-Фадла ас-Сулй «одним из достойных имамов» (ба'д ал-фудала' ал-а'имма)1. Ибн Макула (XI в.) сообщает, что Абу-л-Фарадж ал-Исфаханй (897/8-967) рассказывал хадисы со слов человека, который именовался Ибн Бард ал-Хийар8. Впоследствии это утверждение повторил Шамс ад-дйн ад-Димашкй, известный как Ибн Насир ад-дйн (ум. в 1438/9 г.). Последний даёт ещё одно важное указание, говоря, что Ибн Бард ал-хийар был ахбарй, то есть собирателем и рассказчиком известий9.
Сказанное позволяет составить некоторое представление об авторе сообщения. Судя по всему, Абу-л-Фадл ас-Сули был знатоком хадисов, но интересовался и светской историей, что хорошо видно по его вниманию к труду ал-Балазурй. В его понимании изучение истории состояло в сборе известий (ахбар), в том числе и просто занимательных рассказов. Деятельность Абу-л-Фадла ас-Сулй как историка пришлась, судя по указанным выше датам смерти Ибн Тайфура и Абу-л-Касима аз-Заджджаджй, на какой-то отрезок внутри периода последней трети IX — первой трети X вв. Он был, следовательно, современником таких известных историков, как ал-Балазурй, Ибн Кутайба (ум. в 889/90 г.), ат-Табарй (838/839-923), ал-Куфй (ум. в 926/7 г.), т.е., по меркам средневековой мусульманской литературы, довольно ранним автором.
Историю рассматриваемого сообщения можно, кажется, проследить и далее. В упомянутой выше «Книге завоеваний стран» ал-Балазурй пишет:
«Что касается реки, известной как Шайла, то потомки Шайла ибн Фаррухзадана ал-Марвазй10 утверждают, что Шапур прокопал
одном случае с 'Алй ибн 'Убайдой ар-Райханй, свидетелем которого ему довелось стать. Можно возразить, что Абу-л-Фадл ас-Сулй приводит слова не Ибн Тайфура, т.к. последнего звали ибн Абй Тахир, а не ибн Тахир. Однако Абу Хаййан ат-Таухйдй (ум. в 1023/4 г.) приводит тот же рассказ, что и Йакут, со ссылкой на Ибн Абй Тахира. Несколько ранее у Абу Хаййана помещается ещё один фрагмент, в котором Ахмад ибн Абй Тахир, автор «Книги о Багдаде» и «Изложенного стихами и прозой» (ал-Манзум ва ал-мансур) передаёт рассказ 'Алй ибн 'Убайды ар-Райхани (ал-Баса'ир ва аз-заха'ир ли Абй Хаййан ат-Таухйдй / Изд. В. ал-Кадй. Бейрут, 1988. Т. 4. С. 150). Это исключает все сомнения; речь определённо идёт об Ибн Тайфуре.
6 Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут, 1977. Т. 3. С. 203.
7 Му'джам ..., 1977. Т. 5. С. 250.
8 ал-Икмал фй раф' ал-иртийаб 'ан ал-му'талиф ва ал-мухталиф фй ал-асма' ва ал-куна ва ал-ансаб. Та'лйф ... Ибн Макула. Т. 1. Каир, 1961. С. 257.
9 Тавдйх ал-муштабих фй дабт асма' ар-руват ва ансаби-хим ва алкаби-хим ва куна-хум ли Ибн Насир ад-дйн Шамс ад-дйн ... ад-Димашкй / Изд. М.Н. ал-'Аркасусй. Бейрут, 1993. Ч. 9. С. 222.
10 Т.е. мервца, человека из Мерва.
её для их предка (ли джадди-хим), когда назначил его в Нигйу11 из округа (тассудж) ал-Анбара»12.
Формы Шила и Шайла — разные варианты прочтения исходного арабского ^Jj ■* Автор этих строк ранее высказал предположение, что арабское ¿btjà.jà ¿j (Шила бин Фаррухзадан) следует читать как ¿Ы jà.jâ ¿у (Шили бин Фаррухзадан), а эта форма, в свою очередь, является неверно переданным среднеперсидским Шйр и Фаррохзадан, т.е. «Шйр Фаррохзадан» или «Шйр, сын Фаррохзада»13. Поэтому ал-Балазурй и Абу-л-Фадл ас-Сулй говорят об одном и том же человеке. Более того, поскольку Шир в обоих текстах передаётся формой с л (а не р), можно заключить, что оба рассказа восходят к какому-то общему источнику, написанному на арабском языке.
Для понимания того, что было этим источником, следует обратить внимание на некоторые важные подробности. Путаница между л ир указывает на то, что исходный текст был написан на среднепер-сидском языке, где оба звука в большинстве случаев передаются одним и тем же знаком. Ал-Балазурй ссылается на утверждения, с которыми выступали потомки Шйра в исламское время. С другой стороны почти все (за исключением Пероз-Шапура) географические названия — арабские (напр. ал-'Укайр, Бакка) или переделанные на арабский лад (Нигйа). С учётом сказанного представляется, что общий источник — переработанное в арабской культурной среде переложение фамильного предания, которое члены рода Шйра хранили и в исламское время. В период раннего Средневековья мы, несмотря на все перемены, последовавшие за арабским завоеванием Ирана, время от времени видим в источниках потомков сасанидской
11 Согласно ал-Джахшийарй (ум. в 942/3 г.), на которого ссылается Йакут, Нигйа была селением (карйа) возле ал-Анбара (Му'джам ..., 1977. Т. 5. С. 295). Вероятно, она стала резиденцией Шйра на период строительства крепости.
12 Футух ал-булдан. Таснйф ... ал-Балазурй / Изд. 'А.А. ат-Табба'. Бейрут, 1987. С. 383.
13 Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.:, 2017. С. 54-55. Интересно отметить, что командир сасанидского гарнизона, сдавший в 363 г. Пероз-Шапур римскому императору Юлиану Отступнику (361-363), именуется у Аммиана Марцеллина (род. ок. 330 г., ум. прибл. в 391-400 г.) Mamersides (Amm., XXIV, 2, 21, Ammianus Marcellinus. Tr. J. Rolfe. Vol. II. Cambridge, Massachusetts, London, 1986. P. 420-421), а в параллельном рассказе Зосима (писал прибл. в 498-518 гг.) — Момосир (Mopoasipoç) (Zos. III. XVIII, 4, Zosime. Histoire nouvelle / Texte établi et traduit par F. Paschoud. T. II, 1-ère partie. Paris, 1979. P. 35). Эти формы, кажется, представляют собой передачи исходного персидского Мех-Михр-Шйр — составного имени, последняя часть которого соответствует нашему Шйр-у. Разумеется, сходство имён само по себе не означает, что Мех-Михр-Шйр был потомком Шйра, сына Фаррохзада. Однако можно допускать, что имя Шйр в честь выдающегося предка носили многие мужчины в роду.
знати. Например, в IX в. был известен звездочёт Абу-л-Хасан 'Алй ибн Йахйа, потомок Абурсама Ардашир-хварра — ближайшего сподвижника основателя сасанидской династии Ардашира I (225-240); в его роду ислам первым принял его отец Йахйа, сделавший это при аббасидском халифе ал-Ма'муне (813-833)14. Наряду с родословными потомки сасанидской знати помнили и семейные предания. Такой фамильной историей кажется, например, рассказ о сасанидском полководце и временщике конца V в. Сухра и его потомках, сохранившийся в «Истории Табаристана» Ибн Исфандийара (писал во втором десятилетии XIII в.)15. Рассматривая известие Йакута о Шйре Фаррохзадане в свете сказанного, мы можем отметить, что его мотивы (подвиг, высокая оценка со стороны власть предержащих, получение награды и начало карьеры) свойственны именно фамильным историям.
Отдельные детали рассказа о Шйре Фаррохзадане полностью сходятся с тем, что мы знаем о Сасанидах и их времени. Сасани-ды ценили меткий выстрел из лука, добычу зверя на охоте. Имеет смысл сравнить рассказ о Шйре Фаррохзадане с приводимым ниже фрагментом сирийского жития Мар Кардага, выходца из одного знатного месопотамского рода, который в правление сасанидского царя Шапура II (307/8-379/80) был полководцем и наместником ряда пограничных областей, а затем принял христианскую веру и стал мучеником. В этом фрагменте повествуется о том, как Кардаг, достигнув двадцатипятилетнего возраста, прибыл к царскому двору. Встретив Кардага, Шапур «велел ему (Кардагу. — Д.М), чтобы он на ристалище (\stadiyon), перед вельможами всего царства явил своё умение и метал стрелы в небольшую мишень, укреплённую на верху высокого деревянного шеста. Из царской оружейной принесли лук и пять стрел. Он (Кардаг. — Д.М) метнул в мишень пять стрел, и все они вонзились в одно и то же место. Царь и все вельможи хвалили его. На другой день царь велел ему прибыть на ристалище и вместе с другими вельможами играть с ним в мяч. Так и было, и царь и вельможи немало поражались ему. На третий же день царь выехал на охоту с сотней вельмож и тремястами всадниками. Он велел ему (Кардагу. — Д.М) ехать с ним на коне из царской конюшни и дви-
14 Му'джам аш-шу'ара' ('айн — йа') ли ... ал-Марзубанй / Изд. К Кепкой. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 1982. С. 286.
15 Тарйх-и-Табаристан. Та'лйф ... Ибн Исфандийар / Изд. 'А. Икбал. Тегеран, 1941/42. Ч. 1. С. 151-152. Отметим, что, согласно Ибн Исфандийару, некоторые дальние потомки Сухра правили отдельными областями Табаристана и во время написания его книги.
гаться впереди него, во главе его стражи16. Когда они приблизились к въезду в какой-то лес, увидели перед собой олениxy с детёнышем. Царь тотчас вскричал: 'Молодой Кардаг! Возьми крепко лук и покажи своё умение!" И он (Кардаг. — Д.М) быстро взял одну стрелу, вложил её в лук, сильно натянул его и одной стрелой поразил олени-xy и её детёныша. Тогда царь громко крикнул: "Живи, Кардаг, живи и наслаждайся молодостью своей, а нас радуй подвигами своими!" A возвратившись с оxоты, царь отдал приказ, и ему (Кардагу. — Д.М) дали немалые дары. Он (царь. — Д.М) сделал его (Кардага. — Д.М) правителем (pâthasaf1 Aссирии, поставил его маpзбäн-ом [земель] от реки Тyрмарä до города Нисибина (Нусайбин. — ДМ.) и торжественно отослал его»18.
Разумеется, при назначении наместников сасанидский царь руководствовался не только та умением стрелять из лука. Но это искусство тоже играло немалую роль. В обота рассмотренный выше слyчаяx царь ставил наместников управлять окраинами державы, а это значило, что ему были нужны военачальники. Умение стрелять из лука указывало на то, что человек владел воинским искусством и, следовательно, имел все задатки для того, чтобы стать военачальником, если ещё им не был. С другой стороны сасанидский царь Шапур I (240-271), о котором, как будет показано далее, повествует Ийкут, был большим любителем стрельбы из лука. Известны две его надписи, в Хаджиабаде и Танг-и-Бораке, сделанные в память об удачный выстрелаx19. Mожно предполагать, что искусство стрельбы из лука Шапур ценил и в другта; в этом случае кажется вполне естественным, что удачный выстрел Шйра повлиял на решение царя.
Город, о котором говорит Йа^т — Фйрyз-Сäбyр, т.е. сасанидский Пероз-Шапур. В средневековой мусульманской литературе эпитет «Пробивающий плечи» относится к Шапуру II — за то, что при нём персы, воюя с арабскими племенами, пробивали взятым в плен плечи. Но первые сведения о Пероз-Шапуре восxодят к более ран-
16 В тексте — fïnây zâyneh, что буквально переводится как «его оруженосцы». Однако контекст показывает, что имеется в виду царская стража. Возможно, данное сирийское словосочетание появилось как калька с греческого слова Sopuipópoi (букв. — «копьеносцы»), часто употреблявшегося в значении «телоxранители».
11 От среднеперсидского pädïhsäy, т.е. «правитель».
18Acta martyrum et sanctorum / Ed. P. Bédjan. T. II. Parisiis, Lipsiae, 1891. P. 444-445.
19 Back M. Die sassanidischen Staatsinschriften. Téhéran-Liège, 1978. S. 371-378; Gropp G. Einige neuentdeckte Inschriften aus sasanidischer Zeit // Hinz W., Borger R., Gropp G. Altiranische Funde und Forschungen. Berlin, 1969. S. 229-237; Herzfeld E. Paikuli. Monument and Inscription of the Early History of the Sasanian Empire. Berlin: Dietrich Reimer, Ernst Vohsen, 1924. P. 87-89; MacKenzie D.N. Shapur's shooting // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 41. 1978. P. 499-501, 506-507.
нему времени. В накш-и-рустамской надписи Шапур сообщает, что присвоил название Пероз-Шапур (букв. — «Победоносный Шапур») месту под названием Мисихи в честь исхода сражения с римским императором Гордианом (т.е. Гордианом III, 238-244), т.к. полагал, что одержал победу20. Следовательно, рассказ feçyra о царе Шапуре, который дал Пероз-Шапуру его название, на деле относится к Ша-пуру I, а Aбy-л-Фадл аc-Çyлй или его источник ошибается, путая двух царей с одинаковыми именами. Однако в повествованиях мусульманских авторов о Сасанидах такая путаница временами имеет место. Великий хронист ат-Табарй, чья «История пророков и царей» считается одним из основных сводов информации о Сасанидах, сохранившейся в памяти персов, приписывал постройку Пероз-Ша-пура царю Шапуру II21; то же самое утверждал и Шкут22. Однако некоторые другие авторы, в том числе и Ибн ал-Асйр (1160-1233), пользовавшийся трудом ат-Табарй, правильно считают постройку Пероз-Шапура свершением Шапура I23. Возможность путаницы возрастала в связи с двумя обстоятельствами. Вероятно, что Шапур II отстроил и укрепил Пероз-Шапур, который в 363 г. предстал перед
20 Back M. 1978. S. 294; Maricq A. Classica et Orientalia // Syria. Année. 1958. Vol. 35, N. 3. P. 308-309. Античные авторы сообщают, что Гордиан III успешно воевал с персами и одержал победы в нескольких сражениях, в том числе и в столкновении с царём, но во время возвращения из похода был убит в результате интриг Филиппа Араба. Ыа усыпальнице Гордиана, воздвигнутой недалеко от Киркесия (ар-Ракка), была исполнена надпись с упоминанием побеждённых им народов, среди которых первыми названы персы (Amm. XXIII. 5, 17 (Ammianus Marcellinus, 1986. P. 344-345); Chronica minora saec. IV, V, VI, VII / Ed. Th. Mommsen. Vol. I. Berolini, 1892. P. 438, 642, Vol. II. Berolini, 1894. P. 146; Eutr. IX. II (Evtropi Breviarium ab Urbe condita / Rec. H. Droysen. Berolini, 1879. P. 150-151); Evsebii Pamphili Chronici Canones lative vertit, adavxit, ad sva tempora produxit S. Evsebivs Hieronymus / Ed. I. Knight Fotheringham. Londinii, 1923. P. 299; Georgii Syncelli Ecloga chronographica / Ed. A.A. Mosshammer. Leipzig, 1984. P. 443; Ioannis Zonarae Epitome historiarum / Ed. L. Dindorf. Vol. III. Lip-siae, 1870. P. 129; Iul. Cap., Gord. 26, 3-6, 27, 28, 34, 2-3 (Scriptores historiae Augustae / Ed. E. Hohl. Lipsiae, 1965. Vol. II. P. 49-51, 56); Ruj. XXII, 2 (Festi Breviarium rerum gestarum populi romani / Ed. C. Wagener. Lipsiae, Pragae, 1886. P. 12); Zos. I. XVIII, 2-3, XIX, 1 (Zosime. Histoire nouvelle. T. I / Texte établi et traduit par F. Paschoud. Paris, 1971. P. 21-22)). Но и Шапур имел основания считать, что одержал верх: римская армия не прошла к столице Сасанидов и отступила, а император погиб. Смерть Гордиана III датируется в литературе концом января — началом февраля 244 г. (Peachin M. Roman Imperial Titulature and Chronology, A.D. 235-284. Amsterdam, 1990. P. 29-30). Следовательно, сражение произошло в конце 243 — начале 244 г.
21 Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series / II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. P. 839.
22 Му'джам ..., 1977. Т. 1. С. 257; Т. 4. С. 283.
23 Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Pub. et tr. Cl. Huart. T. IV. Paris, 1907. P. 100; ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн m-Acüp / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1. С. 298; Китаб тарйх сунй мул^к ал-ард ва ал-анбийа'. Та'лйфXaM3a ... aл-Иçфaxäнü. Berlin, 1921/22. С. 34.
римскими войсками императора Юлиана Отступника (361-363) мощной твердыней с двумя рядами стен и цитаделью24. С другой стороны важным мотивом рассказа Aбy-л-Фадла аç-Çyлй является выселение царём Шапуром арабскта племён. Из трёx сасанидскиx царей по имени Шапур с действиями, направленными против арабов, ассоциировался в основном Шапур II, который в первой трети IV в. последовательно и жестоко боролся с арабскими племенами, вторгавшимися в сасанидские владения. Вероятно, и здесь имеем дело с последующей переработкой сказания о Шйре: выселение арабов было приписано тому из сасанидскиx царей по имени Шапур, который в представленияx рассказчиков вероятнее всего совершил это. Aналогичный случай недавно рассмотрен автором этта строк на примере рассказов о войнаx Сасанидов с правителем Хатры25.
В литературе Mисиxи правомерно отождествляют с Весиханой (Bsoiíxava) Исидора Харакского (I в. до н.э. — I в. н.э.) и Massice Плиния (род. между 22 и 24 гг., ум. в 79 г.)26. В то же время трудно поддержать недавно предложенную, основанную на звуковом сxод-стве идентификацию Mисиxи с Macepracta Aммиана Mарцеллина21, так как для последнего Macepracta и Pirisabora, т.е. Пероз-Шапур, были разными местами28. В мусульмански источникаx Пероз-Ша-
24 Amm. XXIV. 2, 12 (Ammianus Marcellinus ..., 1986. P. 416-417); Zos. III. XVII, 3 (Zosime, 1979. P. 33).
25 Мишин Д.Е. Хатра, Сасаниды и арабы: арабские ими и предания // Вестн. Mûœ. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. С. 24.
26 ChaumontM.-L. Études d'histoire parthe: V. La route royale des Parthes de Zeugma à Séleucie du Tigre d'après l'Itinéraire d'Isidore de Charax // Syria, T. 61, Fasc. 1/2 (1984). P. 99. Maricq A. Classica ... 1958. P. 353; Parthian Stations by Isidore of Charax / Ed. W.A. Schoff. Philadelphia, 1914. P. 4-5; Plin. Hist. Nat. V. 90 {Pliny. Natural History / Ed. H. Rackham. Vol. II. Cambridge, Massachusetts, London, 1961. P. 288); MusilA. The Middle Euphrates. New York, 1927. P. 231.
21Cameron H. Making Mesopotamia: Geography and Empire in a Romano-Iranian Borderland. Leiden, Boston, 2019. P. 122, 151.
28 Amm. XXIV. 2, 9 (Ammianus Marcellinus, 1986. P. 414-415). По словам Aмми-ана Mарцеллина Macepracta наxодилась несколько выше по течению Евфрата, чем Pirisabora, поблизости от Naarmalcha — древнего канала, называвшегося «Царская река» (от сир. nhâr mâlka), и в прошлом была крепостью, защищавшей Aссирию от нападений со стороны Евфрата (Amm. XXIV. 2, 9, Ammianus Marcellinus, 1986. P. 412-413). Стало быть, Macepracta задолго до Aммиана Mарцеллина была пограничной крепостью; в её названии угадывается сирийское math-praktä (пограничное поселение). Возможно, её следует отождествить с городом Скины (Sic^vai), который, согласно Страбону (род. ок. 64-63 г. до н.э., ум. ок. 23-24 г. н.э.), наxодился на канале, на границе Вавилонии, в 18 excrax от Селевкии на Тигре (Strab., 16.I.27, The Geography of Strabo / Tr. H.L. Jones. Vol. VII. London, New York, 1930. P. 234-235). 18 сxенов составляют около 100 км; это примерно соответствует расстоянию от Селевкии на Тигре до мест чуть выше эль-Фаллуджи по течению Евфрата. Лльтернативная идентификация Скин с селением Máскин мyсyльманскиx авторов (Maricq A., 1958,
пур неизменно отождествляется с ал-Анбаром, столицей первых Аббасидов29.
Итак, рассматриваемое известие Йа^та — переработанное в арабской культурной среде персидское, восходящее к сасанидским временам, фамильное предание о Шйре Фаррохзадане, которого царь Шапур I назначил наместником отстроенной Мисихи (Пероз-Шапур, ал-Анбар), выселив оттуда арабов. В источниковедческой части у нас нет оснований отвергать это сообщение. Однако оно нуждается в историческом анализе, который автор этих строк надеется представить в отдельной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.: ООО «Садра», 2017.
2. Мишин Д.Е. Хатра, Сасаниды и арабы: арабские стихи и предания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. C. 18-33.
3. Acta martyrum et sanctorum / Ed. P. Bédjan. T. II. Parisiis, Lipsiae, 1891.
4. Ammianus Marcellinus. Tr. J. Rolfe. Vol. II. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, London: William Heinemann Ltd, 1986.
5. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series / II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. Secunda series. II. Rec. I. Guidi. Lugduni Batavorum, 1883-1885.
P. 353) представляется неприемлемой, т.к. последнее находилось на Тигре или его притоке Дуджайле (Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Secunda series. II. Rec. I. Guidi. Lugduni Batavorum, 1883-1885. P. 1099; Му'джам ..., 1977. Т. 2. С. 443, Т. 5. С. 127; ар-Равд ал-ми'тар фй хабар ал-актар. Талйф ... aл-Xимйapü / Изд. И. 'Аббас. Бейрут: Мактабат Лубнан, 1975. С. 558). Можно возразить, что и возле ал-Анбара находился канал, известный как Haxp Йсä, но он был прорыт в исламскую эпоху (al-Idrisi. Opus geographicum sive «Liber ad eorvm delectationem qvi terras peragrare studeant» / Ed. A. Bombaci et al. Fasc. 6. Neapoli, Romae, 1976. P. 656).
29 См. ссылки на источники в прим. 21-23. Географ IX в. Ибн Хурдазбих (Ибн Хордадбех) употребляет старое сасанидское название Фaйpуз-Сäбуp (Пероз-Шапур) и затем прибавляет: это — ал-Анбар (Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik (Liber viarum et regionum) auctore ... Ibn Khordâdhbeh et Excerpta e Kitâb al-kharâdj auctore Kodâma ibn Dja'jar / Ed. M.J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889. P. 7). Город под названием ал-Анбар ныне не существует. Его местонахождением считается ат-Талл ал-Анбарй, расположенный в Саклавиййе, районе эль-Фаллуджи (StreckM.,DuriA.A. al-Anbär // The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 986. P. 484). По объяснениям средневековых авторов город получил такое название за то, что при Сасанидах в нём были зернохранилища (Annales ..., 1881-1882. P. 748; Му'джам ..., 1977. Т. 1. С. 257; Футух ал-булдан. Таснйф ... aл-Бaлäзуpü / Изд. 'А.А. ат-Tаббä'. Бейрут, 1987. С. 343). Арабское rn-a^äp должно быть заимствованным среднеперсидским aмбäpäн. Интересно, что некоторые византийские авторы упоминают о крепости Амбарон на Евфрате, но помещают её в пяти днях пути от Киркесия (ар-Ракка) (Historici graeci minores / Ed. L. Dindorf. Vol. I. Lipsiae, 1870. P. 379; Theophylacti Simocattae Histo-riae / Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart, 1972. P. 130), что неприменимо к ал-Анбару. Объяснить это на данном этапе исследований трудно: автор исходного сообщения мог как неверно указать расстояние, так и спутать ал-Анбар с какой-нибудь другой сасанидской крепостью, находившейся выше по течению Евфрата.
6. Back M. Die sassanidischen Staatsinschriften. Téhéran-Liège: Bibliothèque pahlavi, 1978.
7. Cameron H. Making Mesopotamia: Geography and Empire in a Romano-Iranian Borderland. Leiden, Boston: Koninklijke Brill NV, 2019.
8. Chaumont M.-L. Études d'histoire parthe: V. La route royale des Parthes de Zeugma à Séleucie du Tigre d'après l'Itinéraire d'Isidore de Charax // Syria, T. 61, Fasc. 1/2 (1984). P. 63-107.
9. Chronica minora saec. IV, V, VI, VII / Ed. Th. Mommsen. Berolini, 1892 (vol. I), 1894 (vol. II).
10. Evsebii Pamphili Chronici Canones latine vertit, adavxit, ad sva tempora produxit S. Evsebivs Hieronymus / Ed. I. Knight Fotheringham. Londinii: apud Humphredum Milford, 1923.
11. Evtropi Breviarium ab Urbe condita / Rec. H. Droysen. Berolini, 1879.
12. Festi Breviarium rerum gestarum populi romani / Ed. C. Wagener. Lipsiae, Pragae, 1886.
13. Georgii Syncelli Ecloga chronographica / Ed. A.A. Mosshammer. Leipzig: BSB B.G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1984.
14. Gropp G. Einige neuentdeckte Inschriften aus sasanidischer Zeit // Hinz W., BorgerR., Gropp G. Altiranische Funde und Forschungen. Berlin: Walter de Gruyter & Co., 1969. S. 229-263.
15. HerzfeldE. Paikuli. Monument and Inscription of the Early History of the Sasanian Empire. Berlin: Dietrich Reimer, Ernst Vohsen, 1924.
16. Historici graeci minores / Ed. L. Dindorf. Vol. I. Lipsiae, 1870.
17. al-Idrisi. Opus geographicum sive «Liber ad eorvm delectationem qvi terras peragrare studeant» / Ed. A. Bombaci et al. Fasc. 6. Neapoli, Romae: Istituto Universitario Orientale di Napoli, Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1976.
18. Ioannis Zonarae Epitome historiarum / Ed. L. Dindorf. Vol. III. Lipsiae, 1870.
19. Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik (Liber viarum et regionum) auctore ... IbnKhordâdh-beh et Excerpta e Kitâb al-kharâdj auctore Kodâma ibn Dja'far / Ed. M.J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889.
20. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî/ Pub. et tr. Cl. Huart. T. IV. Paris, 1907.
21. MacKenzie D.N. Shapur's shooting // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 41. 1978. P. 499-511.
22. Maricq A. Classica et Orientalia // Syria. Année 1958, vol. 35, N. 3. P. 295-360.
23. Musil A. The Middle Euphrates. New York: American Geographical Society, 1927.
24. Parthian Stations by Isidore of Charax / Ed. W.A. Schoff. Philadelphia, 1914.
25. Peachin M. Roman Imperial Titulature and Chronology, A.D. 235-284. Amsterdam: J.C. Gieben, 1990.
26. Pliny. Natural History / Tr. H. Rackham. Vol. II. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, London: William Heinemann Ltd, 1961.
27. Scriptores historiae Augustae / Ed. E. Hohl. Lipsiae: B.G. Teubner, 1965.
28. Streck M., Duri A.A. al-Anbär // The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 986. P. 484-485.
29. The Geography of Strabo. Tr. H.L. Jones. Vol. VII. London: William Heinemann Ltd, New York: G.P. Putnam's Sons, 1930.
30. Theophylacti Simocattae Historiae / Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart: B.G. Teubner, 1972.
31. Zosime. Histoire nouvelle. T. I / Texte établi et traduit par F. Paschoud. Paris: Les Belles lettres, 1971 (T. I), 1979 (T. II, 1-ère partie).
32. ал-Баçä'ир ва аз-зага'ир ли АбйХаййан ат-Таухйдй / Изд. В. ал-Юдй. Бейрут: Дäр гадир, 1988.
33. ал-Икмал фй раф' ал-иртийаб 'ан ал-му'талиф ва ал-мухталиф фй ал-асма' ва ал-куна ва ал-ансаб. Та'лйф ... Ибн Макула. Т. 1. Каир: Дар ал-китаб ал-исламй, 1961.
34. ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр / Изд. А. 'А. ал-Кадй. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 1987.
35. Китаб тарйх сунй мулук ал-ард ва ал-анбийа'. Та'лйф Хамза ... ал-Исфаханй. Berlin: Kaviani GmbH, 1921/22.'
36. Маджалис ал-'улама' ли ... аз-Заджджаджй / Изд. 'А.М. Харун. Эль-Кувейт: Матба'ат Хукумат ал-Кувайт, 1984.
37. Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут: Дар Садир, 1977.
38. Му'джам ал-удаба'. Иршад ал-арйб ила ма'рифат ал-адйб. Та'лйф Йакут / Изд. И. 'Аббас. Бейрут: Дар ал-гарб ал-исламй, 1993.
39. Му'джам аш-шу'ара' ('айн — йа') ли ... ал-Марзубанй / Изд. F. Krenkow. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-'илмиййа, 1982.
40. ар-Равд ал-ми'тар фй хабар ал-актар. Талйф ... алХимйарй / Изд. И. 'Аббас. Бейрут: Мактабат Лубнан, 1975.
41. Тавдйх ал-муштабих фй дабт асма' ар-руват ва ансаби-хим ва алкаби-хим ва куна-хум ли Ибн Насир ад-дйн Шамс ад-дйн ... ад-Димашкй / Изд. М.Н. ал-'Аркасусй. Бейрут: Му'ассасат ар-рисала, 1993.
42. Тарйх-и-Табаристан. Та'лйф . Ибн Исфандийар / Изд. 'А. Икбал. Тегеран: Чапханэ-и-Маджлис, 1941/42.
43. Футух ал-булдан. Таснйф . ал-Балазурй / Изд. 'А.А. ат-Табба'. Бейрут: Му'ассасат ал-Ма'ариф ли-т-тиба'а ва-н-нашр, 1987.
REFERENCES
1. Acta martyrum et sanctorum. Ed. P. Bédjan. T. II. Parisiis, Lipsiae, 1891.
2. Ammianus Marcellinus. Tr. J. Rolfe. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, London: William Heinemann Ltd, 1986.
3. Annales quos scripsit... at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. Secunda series. II. Rec. I. Guidi. Lugduni Batavorum, 1883-1885.
4. Back M. Die sassanidischen Staatsinschriften. Téhéran-Liège: Bibliothèque pahlavi, 1978.
5. al-Basä?ir wa al-dhakhä?ir li Abi Hayyän al-Tawhidi [Ideas and Treasures by Abü Hayyän al-Tawhïdï]. Ed. W. al-Kadï. Beirut: Dar Sädir, 1988. (in Arab.)
6. Cameron H. Making Mesopotamia: Geography and Empire in a Romano-Iranian Borderland. Leiden, Boston: Koninklijke Brill NV, 2019.
7. Chaumont M.-L. Études d'histoire parthe: V. La route royale des Parthes de Zeugma à Séleucie du Tigre d'après l'Itinéraire d'Isidore de Charax. Syria, T. 61, Fasc. 1/2 (1984). P. 63-107.
8. Chronica minora saec. IV, V, VI, VII. Ed. Th. Mommsen. Berolini, 1892 (vol. I), 1894 (vol. II).
9. Evsebii Pamphili Chronici Canones latine vertit, adavxit, ad sva temporaproduxit S. Evsebivs Hieronymus. Ed. I. Knight Fotheringham. Londinii: apud Humphredum Milford, 1923.
10. Evtropi Breviarium ab Urbe condita. Rec. H. Droysen. Berolini, 1879.
11. Festi Breviarium rerum gestarum populi romani. Ed. C. Wagener. Lipsiae, Pragae, 1886.
12. Futuh al-buldän. Tasnif... al-Balädhuri [Conquests of the Countries by ... al-Baladhurï]. Ed. ÇA.A. al-Tabbaç. Beirut: Mu'assasat al-Maçarif li al-tibaça wa al-nashr, 1987. (In Arab.)
13. Georgii Syncelli Ecloga chronographica / Ed. A.A. Mosshammer. Leipzig: BSB B.G. Teubner Verlagsgesellschaft, 1984.
14. Gropp G. Einige neuentdeckte Inschriften aus sasanidischer Zeit // Hinz W., Borger R., Gropp G. Altiranische Funde und Forschungen. Berlin: Walter de Gruyter & Co., 1969. S. 229-263.
15. Herzfeld E. Paikuli. Monument and Inscription of the Early History of the Sasanian Empire. Berlin: Dietrich Reimer, Ernst Vohsen, 1924.
16. Historici graeci minores / Ed. L. Dindorf. Vol. I. Lipsiae, 1870.
17. al-Idrïsï. Opus geographicum sive «Liber ad eorvm delectationem qvi terras peragrare studeant». Ed. A. Bombaci et al. Fasc. 6. Neapoli, Romae: Istituto Universitario Orientale di Napoli, Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente, 1976.
18. al-Ikmalfïraf al-irtiyab !an al-mu?talif wa al-mukhtalif fïal-asma? wa al-kuna wa al-ansab. Ta'lTf ... Ibn Makula [Perfect Removal of Doubts over the Names, Kunyas and Genealogies, both Agreed upon and Disputed, by Ibn Mäkülä]. Vol. I. Cairo: Dar al-kitäb al-islamï, 1961. (In Arab.)
19. Ioannis Zonarae Epitome historiarum. Ed. L. Dindorf. Vol. III. Lipsiae, 1870.
20. al-Kamilfï al-tarïkh li... Ibn al-Athïr [Complete Presentation of History by ... Ibn al-Athïr]. Ed. A.ÇA. al-Kadï. Beirut: Dar al-kutub al-çilmiyya, 1987. (In Arab.)
21. Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik (Liber viarum et regionum) auctore ... Ibn Khor-dâdhbeh et Excerpta e Kitâb al-kharâdj auctore Kodâma ibn Dja'far. Ed. M.J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889.
22. Kitab tarïkh sunï muluk al-ard wa al-anbiya?. Ta?lTf... Hamza al-Isfahanï [Book of the History of the Years of the Kings of the Earth, and of the Prophets by Hamza al-Isfahanï]. Berlin: Kaviani GmbH, 1921/22. (In Arab.)
23. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî. Pub. et tr. Cl. Huart. T. IV. Paris, 1907.
24. MacKenzie D.N. Shapur's shooting. Bulletin of the School of Oriental and African Studies, 41. 1978. P. 499-511.
25. Madjalis al-!ulama? li ... al-Zadjdjadjï [[Conversations which] Learned Men Had Sitting Together, by al-Zadjdjâdjï]. Ed. A.M. Härün. Kuwait: Matbaçat Hukümat al-Kuwayt, 1984. (In Arab.)
26. Maricq A. Classica et Orientalia. Syria. Année 1958, vol. 35, N. 3. P. 295-360.
27. Mishin D.E. Hatra, Sasanids, and Arabs: Arabic Verses and Legends. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 1, pp. 18-33 (In Russ.)
28. Mishin D.E. Istoriya gosudarstva Lakhmidov [A History of the Lakhmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (in Russ.)
29. Mu!djam al-buldan li ... Yakut [Reference-Book on Countries and Settlements by Yäküt]. Beirut: Dar Sädir, 1977. (In Arab.)
30. Mu!djam al-shu!ara? (!ayn — ya?) li... al-Marzubanï[Reference-Book on Poets, section !ayn toya?, by al-Marzubanï]. Ed. F. Krenkow. Beirut: Dar al-kutub al-çilmiyya, 1982.
31. Mu!djam al-udaba?. Irshad al-arïb ila ma!rifat al-adïb. Ta?lïf Yakut [Reference-Book on Learned Men, or a Guide for him who needs to know them, by Yaküt]. Ed. I. Abbas. Beirut: Dar al-Gharb al-islamï, 1993. (In Arab.)
32. Musil A. The Middle Euphrates. New York: American Geographical Society, 1927.
33. Parthian Stations by Isidore of Charax. Ed. W.A. Schoff. Philadelphia, 1914.
34. Peachin M. Roman Imperial Titulature and Chronology, A.D. 235-284. Amsterdam: J.C. Gieben, 1990.
35. Pliny. Natural History. Tr. H. Rackham. Vol. II. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, London: William Heinemann Ltd, 1961.
36. al-Rawdal-mi!tarfïkhabaral-aktar. Ta?lif... al-Himyari [[The Book Like] a Fragrant Garden with Accounts on Regions, by ... al-Himyarï]. Ed. I. çAbbas. Beirut: Maktabat Lubnan, 1975.
37. Scriptores historiae Augustae. Ed. E. Hohl. Lipsiae: B.G. Teubner, 1965.
38. Streck M., Duri A.A. al-Anbar. The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1986. P. 484-485.
39. Tarïkh-i-Tabaristan. Ta'lïf ... IbnIsfandiyar [History of Tabaristan by Ibn Isfandiyar]. Ed. A Ikbal. Tehran: Chapkhaneh-i-Madjlis, 1941/42. '(in Pers.)
40. Tawdïh al-mushtabih fï dabt asma? al-ruwat wa ansabi-him wa alkabi-him wa kuna-hum li Ibn Nasir al-dïn Shams al-dïn ... al-Dimashkï [Explanation of What is Doubtful in Ascertaining the Names, Genealogies, Nicknames, and Kunyas of Those Who Retold Hadïths and Stories, by Ibn Nasir al-dïn Shams al-dïn ... al-Dimashkï]. Ed. M.N. al-Arkasusï. Beirut: Mu'assasat al-risala, 1993. (in Arab.)
41. The Geography of Strabo. Tr. H.L. Jones. Vol. VII. London: William Heinemann Ltd, New York: G.P. Putnam's Sons, 1930.
42. Theophylacti Simocattae Historiae. Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart: B.G. Teubner, 1972.
43. Zosime. Histoire nouvelle. T. I. Ed. F. Paschoud. Paris: Les Belles lettres, 1971 (T. I), 1979 (T. II, 1-ère partie).
Статья поступила в редакцию 06.09.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 25.03.2024.
The article was submitted 06.09.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 25.03.2024.
ОБ АВТОРЕ
Мишин Дмитрий Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук; [email protected]
ABOUT THE AUTHOR
Dmitriy E. Mishin — CSc, Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; [email protected]