Научная статья на тему 'ХАТРА, САСАНИДЫ И АРАБЫ: АРАБСКИЕ СТИХИ И ПРЕДАНИЯ'

ХАТРА, САСАНИДЫ И АРАБЫ: АРАБСКИЕ СТИХИ И ПРЕДАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САСАНИДЫ / АРАБЫ / ХАТРА / АРДАШИР I ПАПАКАН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин Дмитрий Евгеньевич

Настоящая работа - продолжение исследования, начатого в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история». Предметом рассмотрения являются упоминания о падении Хатры (240 г.) в арабских стихах и преданиях. Сопоставление этих материалов с данными источников периода античности позволяет дополнить реконструкцию хода событий. Война, приведшая к падению Хатры, началась с вторжения арабов из племенного объединения ║ӯ┌āʻа в область Шахразура. Мусульманские авторы утверждают, что царь Хатры затем предпринял поход в южную часть междуречья Тигра и Евфрата (Савāд) и взял в плен женщину из сасанидского рода, однако эти утверждения не соответствуют действительности. Возложив вину за вторжение в Шахразур на правителя Хатры, из владений которого явились ║у┌āʻиты, сасанидский царь Ардашир I Папакан (225-240) двинул свои войска на город. После осады, продлившейся месяц или несколько больше, сасанидские войска овладели Хатрой с помощью хитрости. Это стало основой легендарного сюжета о неудачном романе между сыном Ардашира Шапуром или одним сасанидским полководцем и хатранской царевной, сдавшей город. Падение Хатры, из ряда вон выходящее событие, вошло в историческую память жителей приевфратских областей; упоминания о нем встречаются в стихах поэтов, связанных с этим регионом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HATRA, SASANIDS, AND ARABS: ARABIC VERSES AND LEGENDS

This work continues the study initiated in the article “Hatra, Sasanids, and Arabs: Political History”. It focuses on references to the fall of the city of Hatra in Arabic verses and legends. A comparison of those references to the data of antique sources allows to supplement the picture of events. The war which led to the fall of Hatra (240 A.D.) began with an invasion of the region of Shahrazur by Arabs from the Ḳuḍāʿa tribal confederation. Although Muslim writers claim that the king of Hatra subsequently made an attack upon Southern Mesopotamia (Sawād) and captured a woman from the Sasanid family, those assertions appear false. Sasanid king Ardashir I Pabagan (225-240) put the blame for the invasion upon the king of Hatra, from whose possessions the Ḳuḍāʿites had arrived, and moved his troops against that city. After a month (or some more time) of siege, the Sasanian troops took Hatra employing a stratagem. That was reflected in a legendary story of a failed romance between Ardashir’s son Shapur (or a Sasanid general) and the Hatraean princess, who gave the city over to the enemies. As an extraordinary event, the fall of Hatra took root in the historical memory of the inhabitants of the Euphrates region and is mentioned by poets related to those places.

Текст научной работы на тему «ХАТРА, САСАНИДЫ И АРАБЫ: АРАБСКИЕ СТИХИ И ПРЕДАНИЯ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. C. 18-33 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 1, pp. 18-33 (In Russ.)

DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-1-2

ХАТРА, САСАНИДЫ И АРАБЫ: АРАБСКИЕ СТИХИ И ПРЕДАНИЯ

Д.Е. Мишин

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт

востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия; mde@mts.ru

Аннотация: Настоящая работа — продолжение исследования, начатого в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история». Предметом рассмотрения являются упоминания о падении Хатры (240 г.) в арабских стихах и преданиях. Сопоставление этих материалов с данными источников периода античности позволяет дополнить реконструкцию хода событий. Война, приведшая к падению Хатры, началась с вторжения арабов из племенного объединения куда'а в область Шахразура. Мусульманские авторы утверждают, что царь Хатры затем предпринял поход в южную часть междуречья Тигра и Евфрата (Савад) и взял в плен женщину из сасанидского рода, однако эти утверждения не соответствуют действительности. Возложив вину за вторжение в Шахразур на правителя Хатры, из владений которого явились куда'иты, сасанидский царь Ардашир I Папакан (225-240) двинул свои войска на город. После осады, продлившейся месяц или несколько больше, сасанидские войска овладели Хатрой с помощью хитрости. Это стало основой легендарного сюжета о неудачном романе между сыном Ардашира Шапуром или одним сасанидским полководцем и хатранской царевной, сдавшей город. Падение Хатры, из ряда вон выходящее событие, вошло в историческую память жителей приевфратских областей; упоминания о нем встречаются в стихах поэтов, связанных с этим регионом.

Ключевые слова: Сасаниды, арабы, Хатра, Ардашир I Папакан

Для цитирования: Мишин Д.Е. Хатра, Сасаниды и арабы: арабские стихи и предания // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 1. С. 18-33. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-1-2

HATRA, SASANIDS, AND ARABS: ARABIC VERSES AND LEGENDS

Dmitriy E. Mishin

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;

mde@mts.ru

Abstract: This work continues the study initiated in the article "Hatra, Sasanids, and Arabs: Political History". It focuses on references to the fall of the city of Hatra in Arabic verses and legends. A comparison of those references to the data of antique sources allows to supplement the picture of events. The war which led to the fall of Hatra (240 A.D.) began with an invasion of the region of Shahrazur by Arabs from the Kuda 'a tribal confederation. Although Muslim writers claim that the king of Hatra subsequently made an attack upon Southern Mesopotamia (Sawad) and captured a woman from the Sasanid family, those assertions appear false. Sasanid king Ardashir I Pabagan (225-240) put the blame for the invasion upon the king of Hatra, from whose possessions the Kudaites had arrived, and moved his troops against that city. After a month (or some more time) of siege, the Sasanian troops took Hatra employing a stratagem. That was reflected in a legendary story of a failed romance between Ardashir's son Shapur (or a Sasanid general) and the Hatraean princess, who gave the city over to the enemies. As an extraordinary event, the fall of Hatra took root in the historical memory of the inhabitants of the Euphrates region and is mentioned by poets related to those places.

Keywords: Sasanids, Arabs, Hatra, Ardashir I Pabagan

For citation: Mishin D.E. Hatra, Sasanids, and Arabs: Arabic verses and legends. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 1, pp. 18-33. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-1-2 (In Russ.)

Настоящая работа — продолжение исследования, начатого автором этих строк в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история». В ней, как нетрудно заметить, основой для реконструкции событий являются в основном сведения античных и других ранних авторов. Несомненно, из тех данных, которые есть у нас, они — наиболее достоверные, так как по времени ненамного отстоят от взятия Хатры Сасанидами. Однако созданную на их основе картину событий можно дополнить за счет сведений, которые мы черпаем в арабских сказаниях и стихах, сохраненных в литературе исламского времени. Изучение этих сведений — предмет настоящей работы.

Для полноты изложения имеет смысл повторить некоторые изложенные в указанной статье наблюдения. Цари Хатры именовали себя в том числе и правителями 'rb, однако это понятие означало в их словоупотреблении тех, кто жил вне города, т.е. в окружавших его пустынях. Среди таких было и немало арабов, прежде всего из племенного объединения куда'а, которые, судя по всему, приняли участие и в защите Хатры от нападений Сасанидов — как первого, когда город выстоял (225 г.), так и второго, завершившегося его взятием персами (240 г.). Мусульманский историк аш-Шаркй ибн ал-Кутамй (ум. ок. 767-772 гг.), сочинения которого не дошли до нас,

сообщал, что Шапур I, взяв Хатру, перебил в ней, согласно разным передачам его рассказа, около ста или двухсот тысяч куда'итов1. Бал'амй (ум. в 974 г.) в персидском переводе истории ат-Табарй (838/9-923) добавляет к оригиналу, что после взятия сасанидски-ми войсками Хатры «в Аравии, Хиджазе, пустынных областях (бадийа), области Бахрайна, Йемаме, Сирии и Йемене не было ни одного крупного племени (хайй), люди из которого не погибли бы [при осаде]»2. Разумеется, эти сообщения, как свойственно древним сказаниям, содержат преувеличения. Однако вполне может быть, что Хатру защищали и арабы — как жители периферии, укрывшиеся в городе от неприятеля, так и наемники из разных племен. Вероятно, арабы составляли значительную часть конницы, которая причиняла немалые трудности всем, кто осаждал Хатру. Специалисты по материальной культуре отмечают, что лагерь сасанидских войск, осаждавших Хатру, был укреплен главным образом не с северной стороны, откуда можно было бы ожидать подхода римских войск, а с южной, где действовала конница кочевников. Из этого наблюдения делается вполне логичный вывод: «... планировка лагеря и осадных стен свидетельствует о большой опасности, которую представляли для осаждавших высокоподвижные отряды кочевников, использовавшие тактику партизанской войны»3.

Активная роль, которую арабы сыграли в описываемых событиях, несомненно, влекла за собой и то, что в их исторической памяти остались воспоминания об осаде и падении Хатры.

Разбор арабских известий о Хатре следует начать со стиха поэта VI в. Абу Ду'ада ал-Ийадй:

«Вижу я, что пришла в ал-Хадре (в Хатре. — Д-М.) смерть к правителю жителей его (ал-Хадра. — Д-М.) — ас-Сатируну4.

Повергло его время после того, как он царствовал, жил привольно и имел сокровищницу с драгоценностями.

Правил он ал-Хадром, [землями от] Евфрата до Тигра на востоке и горами Тор 'Абдйн.

1 Первая цифра — у Йакута (1179 — 1229) (Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут, 1977. Т. 2, с. 268), вторая — у Ибн ал-Факйха (писал ок. 903 г.) (Китаб ал-булдан. Та'лйф ... Ибн ал-Факих / Изд. Й. ал-Хадй. Бейрут, 1996. С. 178).

2 Тарджоме-йе-тарйх-и-Табарй аз ... Бал'амй (кисмат-и-марбут бе-Йран) / Изд. М.Дж. Машкур. Тегеран, 1959. С. 94.

3 Hauser S.R. Where is the Man of Hadr who Once Built It and Taxed the Land between Tigris and Chaboras? On the Significance of the Final Siege of Hatra // Hatra. Politics, Culture and Religion between Parthia and Rome / Ed. L. Dirven. Stuttgart, 2013. P. 129.

4 ас-Сатирун — переделанное на арабский лад имя правителя Хатры Санатрука.

Были у него многочисленные отряды и дворец из обожженного кирпича»5.

Реконструкцию этого фрагмента, предложенную Г. фон Грюнеба-умом, можно дополнить строками, приводимыми без определенного указания имени автора6 у Абу 'Усмана ал-Джахиза (ум. в 868/9 г.):

«они7 поразили людей с Хирмаса8, а затем обратились на ас-Сатируна —

а он правил Хатрой (ал-Хадр), [землями] от Евфрата до Тигра на востоке и горами Тор 'Абдйн;

ему (ас-Сатируну. — Д-М.) причиталась пошлина (макс) со всякой ноши, которую перевозили на верблюде, равно как и пошлина с [каждого] корабля»9.

Практически полная идентичность строки, где говорится о владениях царя Хатры, и стихотворного размера (хафйф), а также смысла обоих фрагментов указывают на то, что они являются разными частями одного и того же стиха. То, что строка о владениях царя Хатры присутствует в обоих фрагментах почти в неизменном виде, позволяет заключить, что она была в исходном варианте. Нельзя утверждать, что Абу Ду'ад точно знал, где находились границы владений царя Хатры. Тем не менее можно заключить, что таковы были эти границы в представлениях арабов. Стало быть, данный стих — пусть и косвенное, но всё же подтверждение высказанного в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история» предположения, согласно которому границами владений правителей Хатры были Евфрат и Тигр.

Мотив неизбежной смерти, перед которой бессильно могущество любого земного владыки, нередко встречается в средневековой арабской поэзии. Собственно говоря, именно благодаря ему до нас дошел ряд упоминаний в арабской поэзии о великих деятелях древности. Вот, например, похожий стих, принадлежащий хирскому поэту конца VI в. 'Адй ибн Зайду:

5 Grünebaum von G. Абу Ду'ад ал-Ийади ва ма табка мин ши'ри-хи // Grünebaum von G. Дирасат фй-л-адаб ал-'арабй / Пер. И. 'Аббас, А. Фарйха, М.Й. Наджм, К. Йазиджй. Бейрут, 1959. С. 347.

6 Если читать текст ал-Джахиза буквально, этот стих принадлежит Абу Са'йду ал-Асма'й (ум. в 828/9), однако последний известен как собиратель стихов, в том числе древних, но не как поэт.

7 Т.е. узы смерти (хибал ал-манун), о которых идет речь в данном фрагменте.

8 Им. в виду река вадй ас-Сарсар, протекающая недалеко от Хатры.

9 Китаб ал-хайаван. Та'лйф Абй 'Усман ... ал-Джахиз / Изд. 'А.М. Харун. Т. 6. Каир, 1967. С. 149.

«[Где] властитель Хатры, построивший ее — а ему принадлежали земли по Тигру и Хабуру?10

Он (властитель Хатры. — Д-М.) построил ее из мрамора, скрепив [блоки] его известью; [эти постройки столь высоки, что] на вершине [их] гнездятся птицы.

Но не были благосклонны к нему превратности судьбы: ушла в небытие царская власть его, заброшен двор его»11.

В подобном ключе, как мы увидим далее, рассуждал и знаменитый поэт доисламской эпохи Маймун Подслеповатый (ал-АШй, ум. после 625 г.).

Рассказы средневековых мусульманских авторов о войне правителя Хатры с Сасанидами в целом похожи. Можно выделить несколько основных мотивов, которые в том или ином виде встречаются во всех источниках.

1. Войну с правителем Хатры ведет Шапур I (240-271).

К деяниям Шапура I взятие Хатры относится в известных нам стихах, приписываемых доисламским поэтам. Ат-Табарй приводит стих поэта из куда'а по имени 'Амр ибн Ила ибн ал-Джудайй ибн ад-Даха' ибн Джушам, который, по его словам, во время осады Хатры находился вместе с ее царем:

«Разве не огорчает тебя то, что постигло потомков 'Абйда12 — а известия об этом распространяются —

И то, что повержены были Дайзан13, сыновья отца его и великие люди, бывшие в отрядах тазид14?

Явился к ним Шапур-Воитель (Сабур ал-джунуд) с покрытыми попонами слонами, а также с богатырями.

Разрушил он прочные каменные постройки крепости, [нанося такие сильные удары,] как если бы был перед ним не камень, а наковальня для ковки железа»15.

10 Слово «где» вводит риторический вопрос, не требующий ответа. Поэт перечисляет ушедших из жизни великих правителей и хочет таким образом подчеркнуть, что их уже не вернуть.

11 Дйван 'Ади ибн Зайд ал-'Ибадй / Изд. М.Дж. ал-Му'айбид. Багдад: Шарикат Дар ал-джумхуриййа ли-н-нашр ва-т-таб', 1965. С. 88.

12 Речь идет об 'Абйде ибн ал-Аджраме, который, согласно Хишаму ал-Калби (род. ок. 738 г., ум. в 819/20 или 821/22 г.), был дедом Дайзана, т.е. Санатрука (Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II / Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. P. 827).

13 Так арабы называли правителя Хатры (Annales ... P. 827).

14 Одно из племен куда'а.

15 Annales ... P. 829; ср. Китаб ал-аганй. Та'лйф Абй-л-Фарадж ал-Асфаханй. Бейрут, 1994. Ч. 2. С. 422; Му'джам ... Т. 2. С. 269; аш-Шахнама. Наззама-ха би-л-фарисиййа Абу-л-Касим ал-Фирдаусй, тарджама-ха насран Абу-л-Фатх ибн 'Алй

Шапур I осаждает Хатру и в стихе Маймуна Подслеповатого:

«Разве ты не видел Хатру? Богаты были жители ее. Но вечен ли тот, кто богат?

Шапур-Воитель (Сабур ал-джунуд) стоял под ней два года и бил в нее ногами.

Не добавил ей Господь ее силы и не поставил ей защитника.

Видя дела ее, несколько раз являлся к ней Господь ее — но не была она покарана.

Стала она призывать своих, говоря: "А ну [возьмитесь] за дело ваше! Конец ему!

Умрите достойно с мечами в руках! Смерть такова, что некоторые стремятся к ней.

[Такая] кончина — благо для того, кто принял ее, если не была привольная жизнь долгой"»16.

Эпитет Сабур ал-джунуд, условно переведенный как «Воитель», был дан арабами Шапуру I17 за многочисленность войска и постоянные походы (или военную силу)18. В персидском языке аналогом этого было набардэ (буквально — «воинственный»)19.

Отметим, что и в книге «Деяния царей» (Сийар ал-мулук) — не дошедшем до нас переводе сборника персидских сказаний саса-

ал-Бундарй / Изд. 'А. 'Аззам. Каир, 1932. Ч. 2. С. 59. «Крепость» (^ —N) четвертой строки — не понятое переписчиками j . И (ал-Хадр, Хатра), как во всех названных источниках кроме труда ат-Табарй. Абу-л-Фарадж ал-Исфаханй (897/8-967) именует поэта 'Амр ибн Ала и тоже утверждает, что во время осады Хатры он находился вместе с ее царем. Ал-Мас'удй (ум. в 956/57 г.) и Ибн Са'йд (1213/14-1286/87) приводят три первые строки данного стиха, приписывая его Харй ибн ад-Дахма ал-'Абсй и 'Амру ибн Иллаху соответственно (Maçoudi. Les prairies d'or T. 4. / Texte et tr. C. Barbier de Meynard. Paris, 1865. P. 85; Нашват ат-тараб фй тарйх джахилиййат ал-'араб. Та'лйф ... Ибн Са'йд ал-Андалусй / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман, 1982. С. 181). Йакут полагает, что автором стиха был ал-Джудайй ибн ад-Дилхас ибн 'Ишм (Му'джам ... Т. 2. С. 135, 268, 269). Близость этих форм (очевидно сходство между Ила (Я]|) Ала (ЯЛ) и Иллах (чЗ|), Джудайй Худайй и Харй (^J^),

ад-Даха (U.iîl), ад-Дахма (^.iJI) и ад-Дилхас (^^JiJI)) подсказывает, что путаница произошла на позднем этапе, вследствие ошибок переписчиков. Если отбросить формы, в наибольшей степени отличающиеся от остальных и потому маловероятные, можно заключить, что автора стихов следует называть 'Амр ибн Ила (или Алла) ибн ал-Джудайй.

16 Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ / Hrsg. R. Geyer. London, 1928. S. 34.

17 Maçoudi. Les prairies d'or T. 2. / Texte et tr. C. Barbier de Meynard, [A.] Pavet de Courteille. Paris, 1863. P. 164.

18 Histoire des rois des Perses par Aboû Mansoûr 'Abd al-Malik Ibn Mohammad Ibn Ismâ'il al-Tha'âlibî / Pub. et tr. H. Zotenberg. Paris, 1900. P. 488; Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Pub. et tr. Cl. Huart. T. III. Paris, 1903. P. 158.

19 Мафатйх ал-'улум ли ал-Хваризмй / Изд. И. ал-Абйарй. Бейрут, 1989. С. 123.

нидского времени Xвадäй-нäмаг, выполненном Ибн ал^укаффа' (род. ок. 720 г., ум. ок. 756I7 г.) — взятие Хатры было отнесено к правлению Шапура I20.

Aвторы исламской эпохи в основном причисляют взятие Хатры к деяниям Шапура I21; довольно редко завоевателем города называется Aрдашир I22.

То, что завоевание Хатры отнесено к свершениям Шапура I и в Xвадäй-нäмаг, и у арабских поэтов, вернее всего объяснять следующим. Шапур как ближайший сподвижник Aрдашира, почти тогда же ставший его соправителем, несомненно, принял деятельное участие в походе на Хатру и сыграл одну из главных ролей в происходивших событиях. Поскольку, как следует из приведенных в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история» хронологических расчетов, взятие города произошло после провозглашения Шапура соправителем, были и основания отнести это событие ко времени его царствования.

Mногие средневековые авторы полагали, что с правителем Хатры воевал Шапур II (307I8-379I80)23. Эти представления основаны, кажется, на том, что войну против Хатры считали одним из эпизодов борьбы Шапура II с нападениями арабов на южные области Саса-нидской державы в 20-30-е гг. IV в. Это хорошо видно на примере сказания, которое приводится у Aбy Ханйфы ад-Дйнаварй (ум. между 894 и 903 гг.), а затем и в других источниках, в частности, в Шäх-нäмэ. В нем место царя Хатры занимает гассанидский правитель, а о войне повествуется в контексте борьбы Шапура II против

20 Неизвестный автор «Собрания историй и рассказов» (Муджмал am-maeäpüx ва-л-Kuçaç) отмечает, что в Сийар ал-мулук речь идет о Шапуре I, сыне Aрдашира. Aвтор Сийар ал-мулук не назван, но среди своих источников автор «Собрания» называет только одну книгу с таким названием — труд Ибн ал-Мукаффа' (Mugmal at-tawârîh wa-'l-qisas : eine persische Weltgeschichte aus dem 12. Jahrhundert I Hrsg. S. Najmabadi, S. Weber. Edingen-Neckarhausen, 2000. S. 2, 52).

21 Annales ... P. 827-829; Histoire ... P. 399-404; Le livre ... P. 157-158; Maçoudi. 1865. P. 81-86. Пример таких представлений — слова одного компилятора XI в.: «^рдашир — тот, кто завоевал Хатру. Но говорили, что это сделал Шапур, что более правильно» (Китаб ал-масалик ва-л-мамалик ли Aбй 'Убайд ал-Бакрй I Изд. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Тунис, 1992. С. 282).

22 Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales I Ed. L. Cheikho. Pars I. Beryti, Parisiis, 1906. P. 106-107; Китаб... 1996. С. 406; ал^а'ариф ли Ибн Kymайба I Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981. С. 653-654.

23 Китаб ... 1994. Ч. 2. С. 421-422; Китаб. 1996. С. 177-178; ар-Рауд ал-ми'тар фй хабар ал-актар. Та'лйф Mуxаммад бин ^бд ал^ун'им ал-Химйарй I Изд. И. ^ббас. Бейрут, 1975. С. 204 (пересказ сообщения Ибн Исхака, род. ок. 704 г., ум. между 761 и 770 г.); Сйрат ан-Набй ли ... ИбнXишäм I Изд. M^. ас-Саййид. Танта, 1995. С. 116. См. также след. прим.

арабов24. Но уже в Средние века это считалось неправильным, и на место Шапура II возвращали Шапура I25.

2. Война начинается с нападения правителя Хатры на Шахра-зур26.

В рассказе аш-Шаркй ибн ал-Кутамй, где предыстория падения Хатры описана наиболее полно, ее царь с войском из куда'итов напал на жителей Шахразура и убивал их27. Это сообщение подкрепляется стихом, который в самой ранней дошедшей до нас передаче, у ат-Табарй, приписывается 'Амру ибн Иле:

«Мы встретили их (врагов. — Д.М) с войском из 'илаф28 и крупными и сильными жеребцами с прочными копытами.

Были персы покараны нами, убивали мы хирбедов Шахразура.

Мы нагрянули к персам издалека, с войском, [огромным,] как [всё] Междуречье, пылавшим [боевым духом]»29.

Это сообщение может вызвать удивление: зачем царь Хатры напал на куда более сильного противника — Сасанидов? Ответить на этот вопрос можно с помощью одной аналогии. Феофан Исповедник (род. ок. 760 г., ум. в 817 или 818 г.) повествует, что в 5828 году от сотворения мира (1 сентября 335 — 31 августа 336) «сарацины», т.е. арабы, продавали в Месопотамии «ассирийцев» (т.е. жителей южного и центрального Междуречья) из владений персов. Вслед за этим сообщается, что персы объявили войну римлянам30. Очевидно, арабы совершали набеги на сасанидские владения и уводили полон,

24 ал-Ахбар ат-тивал. Та'лйф Абй Ханйфа ... ад-Дйнаварй / Изд. 'А. 'Амир. Каир, 1960. С. 48 — 49; Нихайат ал-араб фй ахбар ал-фурс ва-л-'араб / Изд. М.Т. Данешпэжух. Тегеран, 1996/97. С. 221-224; Шйх-намэ-и-Фирдоусй / Изд. С. Нафйсй. Тегеран, 1935. Т. 7. С. 2030-2036.

25 Комментатор труда Ибн Хишама (ум. в 828/29 или 833 г.) ас-Сухайлй (1114/5— 1185/6) поправляет его и указывает, что речь идет о Шапуре I (ар-Рауд ал-унуф фй шарх ас-Сйра ан-набавиййа ли Ибн Хишам ли ... ас-Сухайлй / Изд. 'А. ал-Вакйл. Ч. 1. Каир, 1967. С. 326—328). Йакут точно так же поправляет сообщение аш-Шаркй ибн ал-Кутамй (Му'джам ..., 1977. Т. 2. С. 268), а средневековый арабский переводчик Шах-намэ — оригинальный текст (аш-Шахнама ... Ч. 2. С. 58—59).

26 Область между Хамаданом и Эрбилем.

27 Китаб... 1996. С. 177—178; Му'джам ..., 1977. Т. 2. С. 134, 268.

28 Потомки Заббана ('Илафа) ибн Хулвана, одно из племен куда'а.

29 Annales ... P. 828. Почти так же у Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй, но автором стиха назван 'Амр ибн ас-Салйх ибн Худайй ибн ад-Даха ибн Ганм (Китаб ..., 1994. Ч. 2. С. 421). Йакут приводит два других, причем различных, варианта данного стиха, приписывая их ал-Джудаййу ибн ад-Дилхасу ибн 'Ишму (Му'джам ... Т. 2. С. 135, 268, 269) (Му'джам ... Т. 2. С. 135, 268). При этом строка с упоминанием хирбедов Шахразура в неизменном виде присутствует во всех версиях.

30 Theophanis Chronographia / Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883. P. 33.

который затем продавали. Правивший в те годы сасанидский царь Шапур II (307/8-379/80) возложил вину на римлян, из владений которых приходили арабы, и расценил случившееся как повод к войне между державами. Вероятно, нечто подобное произошло и в рассматриваемом случае: арабы-куда'иты из владений царя Хатры пересекли Евфрат и вторглись в Шахразур. Они нападали и на зороастрийские святилища, на что указывает упоминание об убитых хирбедах Шахразура. Этот поход стал предметом гордости куда'итов; процитированный стих — в жанре ифтихар-а, т.е. восхваления достоинств своего племени. В свою очередь Ардашир I, известный своей религиозностью, вероятно, воспринял нападение куда'итов на зороастрийские святилища как злодеяние; стремление сасанидского царя покарать совершивших его может быть одним из объяснений той настойчивости, с которой персы осаждали Хатру. Поступив так, как примерно через столетие поступил Шапур II, Ар-дашир обвинил в происшедшем царя Хатры, из владений которого куда'иты совершили поход.

3. Правитель Хатры затем совершает поход на Ктесифон и захватывает в плен женщину из рода Сасанидов.

Рассказ аш-Шаркй ибн ал-Кутамй продолжается так: после нападения на Шахразур царь Хатры предпринял поход на Савад31 и захватил в плен сестру Шапура по имени Мах32. В историческом комментарии у Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй мы читаем, что правитель Хатры Дайзан захватил Вех-Ардашир и пленил сестру Шапура II33. Согласно рассказу о гассанидском правителе арабы напали на саса-нидскую столицу — Ктесифон — и взяли в плен тетку Шапура II, дочь которой Мулайка (или Малика) впоследствии приняла участие в событиях, связанных с осадой34.

Представляется весьма правдоподобным высказанное издателем средневекового арабского перевода Шах-намэ предположение о том, что рассказы об этом пленении — воспоминания о кампаниях Оде-ната Пальмирского, который во время одного похода на Ктесифон захватил в плен наложниц Шапура I (240-271)35. Примечательно, что

31 Южная часть междуречья Тигра и Евфрата.

32 Китаб. 1996. С. 177-178; Му'джам ..., 1977. Т. 2. С. 134, 268.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Китаб ... 1994. Ч. 2. С. 421. Форма текста, не понятая его издателем — искаженное jj-uij$j, Бахурасир, как арабы называли Вех-Ардашир, один из городов ктесифонской агломерации, расположенный к западу от Евфрата. Об отнесении этих событий к правлению Шапура II см. выше.

34 См. ссылки в прим. 24.

35 аш-Шахнама ... Ч. 2. С. 65. О пленении Оденатом наложниц Шапура см. Treb. Pol. Tyr. Tri. XV, 4.

в версии ад-Дйнаварй, самом раннем переложении истории войны Шапура с гассанидским царем, столица последнего находится на берегу Евфрата, со стороны Ракки36. Судя по контексту, речь идет о Халабиййе на Евфрате, строительство которой в Средние века приписывали Зиновии — жене Одената, фактически правившей в Пальмире после его смерти.

4. В ответ Шапур идет осаждать Хатру. Долгая осада города. Дочь царя Хатры, влюбившись в Шапура и надеясь стать его женой, помогает ему овладеть городом.

Осада Хатры — центральный элемент всех рассматриваемых сообщений. Представления о длительной осаде города бытовали уже в доисламское время; как показано выше, Маймун Подслеповатый считал, что Шапур I простоял под Хатрой 2 года. Тяга средневековых повествователей к преувеличениям проявилась и здесь, и впоследствии Хишам ал-Калбй (род. ок. 738 г., ум. в 819/20 или 821/22 г.), полагал, что осада Хатры затянулась на 4 года37. Но едва ли Шапур смог бы долго держать под Хатрой большое войско, для которого всё необходимое приходилось везти издали, по пустынным районам. В двух независимых друг от друга источниках, истории ал-Мас'уди и трактате неизвестного автора «Предел желания в истории персов и арабов», утверждается, что сасанидское войско безуспешно осаждало Хатру в течение месяца, после чего Шапуру помогла влюбившаяся в него царевна38. Это временное указание правдоподобнее, хотя если учесть, что сасанидское войско воздвигло напротив города свои собственные стены, осада должны была продолжаться несколько дольше.

История несчастливой любви царевны, которая ради своего увлечения предала отца, стала назидательным примером еще в доисламское время. Хирский поэт конца VI в. 'Адй ибн Зайд рассказывает об этом так:

«И в Хатру нагрянуло горе — от человека широкогрудого, с мощными руками.

Не стала взращенная оберегать отца своего, ибо влюбилась, когда исчез тот, кто следил за ней.

Привела ее любовь к тому, что сделала она, когда заснул и оставил ее вниманием тот, кто удерживал ее от неверных шагов,

36 ал-Ахбар ... С. 48.

37 Annales ... P. 828.

38 Maçoudi, 1865. T. 4. P. 84; Нихайат ... С. 223.

После того, как напоила она его чистым красным [напитком]39 — а вино создает [у человека] неверные представления, пьющий его пребывает в блужданиях40.

Предала она ночью господина своего, думая, что предводитель [противников] возьмет ее в жены.

Но, когда рассвело, судьба невесты оказалась иной: кровь полилась ручьями.

Потерпела Хатра крушение и была отдана на разграбление, а ее вешалки для одежды были сожжены в покоях ее.

Не осталось [в Хатре] ничего кроме пустоши с большими камнями,

41

где воют лисы»41.

'Адй ибн Зайд не упоминает о Шапуре и говорит, что царевна надеялась стать женой предводителя (раис). Употребление этого слова не вызвано необходимостью соблюсти стихотворный размер; на его место вполне подходит, например, малик (царь). Можно ли утверждать, что поэт имел в виду именно Шапура? Известен по крайней мере один рассказ, в котором возлюбленным царевны выступает не Шапур или Ардашир, а полководец, посланный против Хатры42. Героями таких историй обычно становятся первые, самые известные, люди; возможно, эта закономерность проявилась и здесь, и в передачах рассказа Шапур заменил изначально фигурировавшего в нем полководца.

Такие романтические истории обычно вызывают недоверие. И здесь есть основания критично отнестись к историям о царевне, которая в источниках фигурирует то как ан-Надйра, то как Мулайка, то как Малика. С другой стороны, Сасаниды овладели крепостью, которую римляне осаждали дважды, но так и не смогли взять. Са-санидские воины того времени владели искусством осады городов не лучше римлян, что показала, в частности, неудачная попытка

39 Т.е. вином.

40 Речь идет о том, что ан-Надйра напоила допьяна своего отца — царя Хатры. Точно так же — у ал-Мас'удй (Maçoudi. 1865. T. 4. P. 84). В других рассказах тоже фигурирует вино, но ан-Надйра посылает его не отцу, а воинам, охранявшим ворота (Annales ... P. 829; Histoire ... 1900. P. 491).

41 Дйван ... С. 47-48.

42 Китаб ал-ихтийарайн ал-муфаддалиййат ва-л-асма'иййат. Сан'ат ал-ал-Ахфаш ал-асгар / Изд. Ф. Кабава. Бейрут, Дамаск, 1999. С. 710-711. Имя полководца в арабском тексте пишется как ¿HJJ-A что, вероятно, является искаженным ¿HJ-»*" (Сурен). Сурены были тогда одним из наиболее влиятельных знатных родов Сасанидской державы. Кто-то из них вполне мог быть командующим одного из отрядов, посланных против Хатры. В остальном данный рассказ схож с остальными: царевна помогает сасанидским войскам овладеть городом, Сурен женится на ней, но затем, поразившись ее неблагодарности к отцу, казнит ее.

овладеть Хатрой в 225 г. Остается считать, что Хатра был взята с помощью хитрости: какие-то люди, принявшие сторону сасанидского царя, помогли его воинам пробраться в город. Об использовании Ар-даширом таких приемов свидетельствует персидская легенда о том, как он осаждал одну приморскую крепость. Потерпев неудачу в бою, Ардашир с несколькими верными людьми явился в крепость, делая вид, что хочет поступить на службу к ее правителю или, по другому пересказу, торговать. Получив хороший прием, он через некоторое время устроил пир, напоил допьяна вельмож, а затем открыл ворота

" "43

крепости и впустил заранее приготовленный штурмовой отряд43. По-видимому нечто подобное произошло и в Хатре; впоследствии это стало основой сюжета об измене царевны ан-Надйры. Что произошло на деле, мы вряд ли узнаем точно. Такие операции — тайные по своей природе, и невозможно сказать, сыграла ли царевна какую-либо роль в эти событиях или же известия о ней — то, как объясняли происшедшее непосвященные современники.

Итак, арабские стихи и сказания позволяют дополнить картину, представленную в статье «Хатра, Сасаниды и арабы: политическая история», и восстановить ее примерно следующим образом. Война между Ардаширом I и царем Хатры Санатруком II началась с вторжения арабов из владений последнего в область Шахразура. Возложив ответственность за это на Санатрука, Ардашир двинул на Хатру войска. Осада города длилась более месяца; арабы, прежде всего куда'иты, защищали его, сражаясь на стороне Санатрука. В конце концов Сасанидам удалось овладеть городом с помощью хитрости.

Известия о падении Хатры, разносимые уцелевшими при осаде арабами, облетели племенные стоянки и сделались объектом всеобщего внимания. Пал город с высокими постройками, защищенный прочными стенами, погиб его могущественный правитель. Это из ряда вон выходящее событие надолго стало темой для разговоров и домыслов, вошло в историческую память. Интересно отметить, что все поэты VI в., стихи которых приведены в настоящей работе, связаны с приевфратским регионом. Абу Ду'ад некоторое время жил в Хире под покровительством лахмидского царя ал-Мунзира III (512/13-554)44. 'Адй ибн Зайд происходил из Хиры и впоследствии, служа сасанидскому царю Хосрову II Парвизу (591-628), приезжал

43 Кйрнамэ-йе-Ардашйр-и-Бйбакан / Изд. М.Дж. Машкур. Тегеран, 1950. С. 20-32; Шах-намэ ... Т. 7. С. 1949-1961. Ср. Annales ... 1881-1882. P. 817.

44 Китаб ... 1994. Т. 16. С. 523; ал-Фахир ли ... ал-Муфаддал бин Салама / Изд. 'А. ат-Тахавй. Каир, 1974. С. 84-85. Первое из этих сообщений приведено в источнике со ссылкой на Ибн Дурайда (837/8-933), второе — на Хишама ал-Калбй.

туда45. Маймун Подслеповатый восхвалял правителей Хиры, а его собрание стихов (диван) начинается с панегирика в адрес одного из членов рода Лахмидов46. Очевидно, именно в приевфратских областях рассказы о падении Хатры стали частью народной культуры, что и помогло им сохраниться до тех времен, когда они были записаны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II / Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

2. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales / Ed. L. Cheikho. Pars I. Beryti, Parisiis, 1906.

3. Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ / Hrsg. R. Geyer. London: Luzac & Co., 1928.

4. Grünebaum von G. Дирасат фй-л-адаб ал-'арабй / Пер. И. 'Аббас, А. Фарйха, М.Й. Наджм, К. Йазиджй. Бейрут: Дар ал-хайат, 1959. С. 243-353.

5. Hauser S.R. Where is the Man of Hadr who Once Built It and Taxed the Land between Tigris and Chaboras? On the Significance of the Final Siege of Hatra // Hatra. Politics, Culture and Religion between Parthia and Rome / Ed. L. Dirven. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2013. P. 119-139.

6. Histoire des rois des Perses par Aboû Mansoûr Abd al-Malik Ibn Mohammad Ibn Ismâ'il al-Tha'âlibî / Pub. et tr. H. Zotenberg. Paris, 1900.

7. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Pub. et tr. Cl. Huart. T. III. Paris, 1903.

8. Maçoudi. Les prairies d'or. T. 2 / Texte et tr. C. Barbier de Meynard, [A.] Pavet de Courteille. Paris, 1863. T. 4 / Texte et tr. C. Barbier de Meynard. Paris, 1865.

9. Mugmal at-tawârïh wa-'l-qisas : eine persische Weltgeschichte aus dem 12. Jahrhundert / Hrsg. S. Najmabadi, S. Weber. Edingen-Neckarhausen: Deux Mondes, 2000.

10. The Scriptores Historiae Augustae / Tr. D. Magie. Vol. III. L.: William Heinemann, N.Y.: G.P. Putnam's Sons, 1932.

11. Theophanis Chronographia / Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883.

12. ал-Ахбар ат-тивал. Та'лйф Абй Ханйфа ... ад-Динавари / Изд. 'А. 'Амир. Каир: Визарат ас-сакафа ва-л-иршад ал-каумй, ал-Идара ал-'амма ли-с-сакафа, 1960.

13. Дйван 'Ади ибн Зайд ал-'Ибадй / Изд. М.Дж. ал-Му'айбид. Багдад: Шарикат Дар ал-джумхуриййа ли-н-нашр ва-т-таб', 1965.

14. Карнамэ-йе-Ардашйр-и-Бабакан / Изд. М.Дж. Машкур. Тегеран: Китабфорушй-и-Данеш, 1950.

15. Китаб ал-аганй. Та'лйф Аби-л-Фараджал-Асфаханй. Бейрут: Дар ихйа' ат-турас ал-'арабй, 1994.

16. Китаб ал-булдан. Та'лйф ... Ибн ал-Факйх / Изд. Й. ал-Хадй. Бейрут: 'Алам ал-кутуб, 1996.

17. Китаб ал-ихтийарайн ал-муфаддалиййат ва-л-асма'иййат. Сан'ат ал-Ахфаш ал-асгар / Изд. Ф. Кабава. Бейрут: Дар ал-фикр ал-му'асир, Дамаск: Дар ал-фикр, 1999.

45 Annales ... 1881-1882. P. 1016 — 1024; Китаб ... 1994. Т. 2. С. 395-430; аш-Ши'р ва-ш-шу'ара' ли Ибн Кутайба / Изд. А.М. Шакир. Каир, 1967. С. 225.

46 Gedichte ... S. 3. '

18. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик ли Абй 'Убайд ал-Бакрй / Изд. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Тунис: ад-Дар ал-'арабиййа ли-л-китаб, ал-Му'ассаса ал-ватаниййа ли-т-тарджама ва-т-тахкйк ва-д-дирасат, 1992.

19. Китаб ал-хайаван. Та'лйф Абй 'Усман ... ал-Джахиз / Изд. 'А.М. Харун. Т. 6. Б.м.: Шарикат Мактабат ва матба'ат Мустафа ал-Бабй ал-Халабй ва авлади-хи би Миср, 1967.

20. ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба / Изд. С. 'Укаша. Каир: Дар ал-ма'ариф, 1981.

21. Мафатйх ал-'улум ли ал-Хваризмй / Изд. И. ал-Абйарй. Бейрут: Дар ал-китаб ал-'арабй, 1989.

22. Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут: Дар Садир, 1977.

23. Нашват ат-тараб фй тарйх джахилиййат ал-'араб. Та'лйф ... Ибн Са'ид ал-Андалуси / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман: Мактабат ал-Акса, 1982.

24. Нихайат ал-араб фй ахбар ал-фурс ва-л-'араб / Изд. М.Т. Данешпэжух. Тегеран: Анджоман-и-асар ва мафахир-и-фархангй, 1996/97.

25. ар-Рауд ал-ми'тар фй хабар ал-актар. Та'лйф Мухаммад бин 'Абд ал-Мун'им ал-Химйарй / Изд. И. 'Аббас. Бейрут: Мактабат Лубнан, 1975.

26. ар-Рауд ал-унуф фй шарх ас-Сйра ан-набавиййа ли Ибн Хишам ли ... ас-Сухайлй / Изд. 'А. ал-Вакйл. Ч. 1. Каир: Дар ал-кутуб ал-исламиййа, 1967.

27. Сйрат ан-Набй ли ... Ибн Хишам / Изд. М.Ф. ас-Саййид. Танта: Дар ас-сахаба ли-т-турас би-Танта, 1995.

28. Тарджоме-йе-тарйх-и-Табарй аз ... Баллами (кисмат-и-марбут бе-Йран) / Изд. М.Дж. Машкур. Тегеран: Китабфорушй-и-Хаййам, 1959.

29. ал-Фахир ли ... ал-Муфаддал бин Салама / Изд. 'А. ат-Тахавй. Каир: ал-Хай'а ал-мисриййа ал-'амма ли-л-китаб, 1974.

30. аш-Шахнама. Наззама-ха би-л-фарисиййа Абу-л-Касим ал-Фирдаусй, тарджама-ха насран Абу-л-Фатх ибн 'Алй ал-Бундйрй / Изд. 'А. 'Аззам. Каир: Дар ал-кутуб ал-мисриййа, 1932.

31. Шах-намэ-йе-Фирдоусй / Изд. С. Нафйсй. Тегеран: Берухйм, 1935.

32. аш-Ши'р ва-ш-шу'ара' ли Ибн Кутайба / Изд. А.М. Шакир. Каир: Дар ал-ма'ариф, 1967.

REFERENCES

1. Annales quos scripsit... at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

2. Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales. Ed. L. Cheikho. Pars I. Beryti, Parisiis, 1906.

3. Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ / Hrsg. R. Geyer. London: Luzac & Co., 1928.

4. Grünebaum von G. Diräsätfïal-adab al-'arabï [Studies in Arabic Literature]. Tr. I. 'Abbâs, A. Farïha, M.Y. Nadjm, K. Yâzidjï. Beirut: Dâr al-hayât, 1959.

5. Hauser S.R. Where is the Man of Hadr who Once Built It and Taxed the Land between Tigris and Chaboras? On the Significance of the Final Siege of Hatra. Hatra. Politics, Culture and Religion between Parthia and Rome. Ed. L. Dirven. Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2013. P. 119-139.

6. Histoire des rois des Perses par Aboû Mansoûr 'Abd al-Malik Ibn Mohammad Ibn Ismâ'il al-Tha'âlibî. Pub. et tr. H. Zotenberg. Paris, 1900.

7. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî. Pub. et tr. Cl. Huart. T. III. Paris, 1903.

8. Ma9oudi. Les prairies d'or. T. 2. Texte et tr. C. Barbier de Meynard, (A.) Pavet de Courteille. Paris, 1863. T. 4. Texte et tr. C. Barbier de Meynard. Paris, 1865.

9. Mugmal at-tawärTh wa-'l-qisas: eine persische Weltgeschichte aus dem 12. Jahrhundert. Hrsg. S. Najmabadi, S. Weber. Edingen-Neckarhausen: Deux Mondes, 2000.

10. The Scriptores Historiae Augustae. Tr. D. Magie. Vol. III. L.: William Heinemann, N.Y.: G.P. Putnam's Sons, 1932.

11. Theophanis Chronographia. Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883.

12. al-Akhbär al-tiwäl. Ta'lTf AbT HanTfa... al-DTnawarT [Long Stories by Abü Hanifa ... al-DInawar!]. Ed. A. Ämir. Cairo: Wizärat al-thakäfa wa al-irshäd al-kawmi, al-Idära al-'ämma li-l-thakäfa, 1960.

13. DTwän AdTIbn Zaydal- 'IbädT [Collection of Verses by Adi Ibn Zayd al-'Ibädi]. Ed. M.Dj. al-Mu'aybid. Baghdad: Sharikat Där al-Djumhüriyya li-l-nashr wa-l-tab', 1965.

14. The Karnamak i Artakhshir i Papakan. Records of Ardashir Babakan. Ed. M.J. Mashkoor. Tehran: Kitäbforüshi-i-Dänish, 1950.

15. Kitäb al-aghänT. Ta'lTf AbT-l-Faradj al-AsfahänT [Book of Songs by Abü-l-Faradj al-Isfahäni]. Beirut: Där ihyä' al-turäth al-'arabi, 1994.

16. Kitäb al-buldän. Ta'lTf... Ibn al-FakTh [Book of Countries and Settlements by Ibn al-Fakih]. Ed. Y. al-Hädi. Beirut: Älam al-kutub, 1996.

17. Kitäb al-ikhtiyärayn al-mufaddaliyyät wa-l-asma'iyyät. San'at al-Akhfash al-asghar [Book of Selections from the Two Collections, the Mufaddaliyyät and the Asma'iyyät, by al-Akhfash the Younger]. Ed. F. Kabäwa. Beirut: Där al-fikr al-mu'äsir, Damascus: Där al-fikr, 1999.

18. Kitäb al-masälik wa-l-mamälik li AbT 'Ubayd al-BakrT [Book of Roadways and Kingdoms by Abü 'Ubayd al-Bakri]. Ed. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Tunis: al-Där al-'arabiyya li-l-kitäb, al-Mu'assasa al-wataniyya li-l-tardjama wa-l-tahkik wa-l-diräsät, 1992.

19. Kitäb al-hayawän. Ta'lTf AbT 'Uthmän... al-Djähiz [Book ofAnimals by Abü 'Uthmän ... al-Djähiz]. Ed. 'A.M. Härün. Vol. 6. S.l.: Sharikat Maktabat wa matba'at Mustäfä al-Bäbi al-Halabi wa awlädi-hi bi Misr, 1967.

20. al-Ma'ärif li Ibn Kutayba [(Book of) Knowledge by Ibn Kutayba]. Ed. Th. 'Ukäsha. Cairo: Där al-ma'ärif, 1981.

21. MafätTh al-'ulüm li-l-KhuwärizmT [Keys to Sciences by al-Khuwärizmi]. Ed. I. Al-Abyäri. Beirut: Där al-kitäb al-'arabi, 1989.

22. Mu'djam al-buldän li... Yäkut [Reference-Book on Countries and Settlements by ... Yäküt]. Beirut: Där Sädir, 1977.

23. Nashwat al-tarab fT tärTkh djähiliyyat al-'arab. Ta'lTf... Ibn Sa'Td al-AndalusT [Rapture-(Bringing Book) on the Arabs' History in the Djähiliyya Epoch by Ibn Sa'id al-Andalusi]. Ed. N. 'Abd al-Rahmän. Amman: Maktabat al-Aksä, 1982.

24. Nihäyat al-arabfTakhbär al-furs wa-l- 'arab [The Utmost of What May Be Sought In the History of the Persians and Arabs]. Ed. M.T. Dänishpezhüh. Tehran: Andjoman-i-äthär wa mafäkhir-i-farhangi, 1996/97.

25. al-Rawd al-mi'tär fT khabar al-aktär. Ta'lTf Muhammad bin 'Abd al-Mun'im al-HimyarT [(Book Like) a Fragrant Garden with Accounts on Regions, by Muhammad Ibn 'Abd al-Mun'im al-Himyari]. Ed. I. 'Abbäs. Beirut: Maktabat Lubnän, 1975.

26. al-Rawd al-unuf fTsharh al-STra al-nabawiyya li Ibn Hishäm li... al-SuhaylT [(Book Like) A Meadow of Fresh Herbage Not Pastured Upon By Anyone, On the Explanation of the Biography of the Prophet by ... al-Suhayli]. Ed. 'A. al-Wakil. Part 1. Cairo: Där al-kutub al-islämiyya, 1967.

27. STrat al-NabT li ... Ibn Hishäm [Biography of the Prophet by ... Ibn Hishäm]. Ed. M.F. al-Sayyid. Tanta: Där al-sahäba li-l-turäth bi Tantä, 1995.

28. Tardjuma-i-tarikh-i-Tabari az Bal'ami (kismat-i-marbut be Iran) [Translation of al-Tabarl's History, by Bal'ami (Part Related to Iran)]. Ed. M.Dj. Mashkur. Tehran: Kitabforashi-i-Khayyam, 1959.

29. al-Fakhir li.. al-Mufaddal bin Salama [Excellent (Presentation) by al-Mufaddal Ibn Salama]. Ed. A. al-Tahawi. Cairo: al-Hay'a al-misriyya al-'amma li-l-kitab, 1974.

30. al-Shahnama. Nazzama-ha bi-l-farisiyya Abu-l-Kasim Firdowsi, tardjama-ha nathran Abu-l-Fath Ibn 'Alt al-Bundari [al-Shahnama Composed in Persian by Abu-l-Kasim Firdowsi, and Translated in Prose by Abu-l-Fath Ibn 'All al-Bundari]. Ed. 'A. 'Azzam. Cairo: Dar al-kutub al-misriyya, 1932.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. Ferdowsi's Shahnameh. Ed. S. Naficy. Tehran: Beroukhim, 1935.

32. al-Shi'r wa-l-shu'ara' li Ibn Kutayba [Poetry and Poets, by Ibn Kutayba]. Ed. A.M. Shakir. Cairo: Dar al-ma'arif, 1967.

Статья поступила в редакцию 21.11.2022; одобрена после рецензирования 22.02.2023; принята к публикации 31.03.2023.

The article was submitted 21.11.2022; approved after reviewing 22.02.2023; accepted for publication 31.03.2023.

ОБ АВТОРЕ

Мишин Дмитрий Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук; mde@mts.ru

ABOUT THE AUTHOR

Dmitriy E. Mishin — CSc, Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences; mde@mts.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.