Научная статья на тему 'О ВОЗМОЖНЫХ ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ НАПАДЕНИЙ АРАБОВ НА ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ САСАНИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ В НАЧАЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ШАПУРА II (307/8-379/80)'

О ВОЗМОЖНЫХ ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ НАПАДЕНИЙ АРАБОВ НА ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ САСАНИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ В НАЧАЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ШАПУРА II (307/8-379/80) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАВИЯ / САСАНИДСКАЯ ДЕРЖАВА / ХИМЬЯР / САБА / ARABIA / SASANID STATE / ḤIMYAR / SABA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин Дмитрий Евгеньевич

Цель работы - ответить на вопрос о том, могли ли действия царей объединенной державы Химьяра и Сабы Йāсира Йухан‘има и Шаммира Йухар‘иша, которым мусульманские авторы приписывают дальние походы на север, стать прямой или косвенной причиной переселений арабских племен и их нападений на Сасанидскую державу в начале IV в. При нынешнем уровне знаний ответ на данный вопрос должен быть отрицательным, так как Йāсир Йухан‘им и Шаммир Йухар‘иш, продвинулись примерно до области Джāзāн на северо-западе и Наджрана на севере, т.е. остановились далеко от тех мест, откуда арабы вторгались в сасанидские владения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON POSSIBLE EXTERNAL CAUSES OF ARAB ATTACKS ON THE SASANID EMPIRE’S SOUTHERN BORDERS IN THE FIRST YEARS OF SHAPUR II (307/8-379/80)’S REIGN

The goal of this study is to ascertain whether the Arabic tribes’ migrations and their attacks on the Sasanid state (early 4th century) are likely to have been directly or indirectly caused by acts of kings Yāsir Yuhanʻim and Shammir (or Shammar) Yuharʻish of the united state of Ḥimyar and Saba, to whom Muslim writers ascribe large-scale campaigns in the north. At this stage the answer is to be negative, for Yāsir Yuhanʻim and Shammir Yurʻish are only attested to have advanced to the Djāzān region and Najran; that is to say, they stopped fairly far from the regions from which Arabs invaded the Sasanid state.

Текст научной работы на тему «О ВОЗМОЖНЫХ ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ НАПАДЕНИЙ АРАБОВ НА ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ САСАНИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ В НАЧАЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ШАПУРА II (307/8-379/80)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2020. № 2

Д.Е. Мишин

0 ВОЗМОЖНЫХ ВНЕШНИХ ПРИЧИНАХ

НАПАДЕНИЙ АРАБОВ НА ЮЖНЫЕ РУБЕЖИ

САСАНИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ В НАЧАЛЕ ПРАВЛЕНИЯ ШАПУРА II (307/8-379/80)

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт востоковедения Российской академии наук

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12. info@ivran.ru

Цель работы - ответить на вопрос о том, могли ли действия царей объединенной державы Химьяра и Сабы Йасира Йухан'има и Шаммира Йухар'иша, которым мусульманские авторы приписывают дальние походы на север, стать прямой или косвенной причиной переселений арабских племен и их нападений на Сасанидскую державу в начале IV в. При нынешнем уровне знаний ответ на данный вопрос должен быть отрицательным, так как Йасир Йухан'им и Шаммир Йухар'иш, продвинулись примерно до области Джазан на северо-западе и Наджрана на севере, т.е. остановились далеко от тех мест, откуда арабы вторгались в сасанидские владения.

Ключевые слова: Аравия; Сасанидская держава; Химьяр; Саба.

На время переселений арабских племен и их нападений на Сасанидскую державу (конец III - начало IV в.) приходится правление Йасира Йухан'има и его сына Шаммира (или Шаммара) Йухар'иша, царей объединенной державы Химьяра и Сабы, принадлежавших к химьяритскому племени зу Райдан. В арабских сказаниях Йасир Ан'ам (т.е. Йасир Йухан'им) и Шаммир Йур'иш (т.е. Шаммир Йухар'иш) - цари-воители. Йасир Ан'ам направился в на запад и дошел до «Песочного вади» (уйди ар-рамаль), куда прежде никто не добирался. Его сын Шаммир Йур'иш совершил поход на север, прошел с боями через Ирак, Иран, Хорасан и Согд, а затем воевал в Китае. Иногда поход на север приписывается и Йасиру Ан'аму1.

Мишин Дмитрий Евгеньевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук (e-mail: mde@mts.ru).

1 Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II. Lugduni Batavorum, 1881-1882. P. 684, 910; Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Ed. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903. P. 175-176; Китаб ат-тйджан фи мулук Химйар 'ан Уахб Ибн Мунаббих. Сана: Марказ ад-дирасат уа аль-абхас аль-йаманиййа, 1979. С. 229-232; аль-Ма'ариф ли Ибн Кутайба / Изд. С. 'Укаша.

Могли ли действия Йасира Йухан'има и Шаммира Йухар'иша, ставшие основой этих преданий, дать толчок переселениям арабских племен, приведшим к вторжениям во владения Сасанидов? Держава, о которой идет речь, появилась во второй половине III в., когда Химьяр и Саба были объединены под властью райданитских царей. Непросто сказать, когда и как это произошло. В 253 г. царь Химьяра Кариб'иль Айфа' сразился на равнине Хурма с сабейскими царями-соправителями Ильшарахом Йахдубом и Йа'зилем Бай-йином. Ни одна из сторон не смогла добиться решающей победы, однако впоследствии Кариб'иль Айфа' потерпел поражение в войне и сдался2. Из надписи МЛЕЯЛУ-а!-М1'5 можно заключить, что после Кариб'иля Айфа'а правил Йасир Йухан'им, который стоял у власти примерно в 272-274 гг.3 Впоследствии Йасир Йухан'им сделал соправителем Шаммира Йухар'иша; первая надпись, указывающая на это, относится к ноябрю 275 г.4

К этому периоду соправительства восходят две надписи, свидетельствующие о распространении власти райданитских царей на Сабу - 1г 14 (Йасир Йухан'им и Шаммир Йухар'иш направляются

Каир: Дар аль-ма'ариф, 1981. С. 629; Тарйх Ибн Халдун аль-мусамма Дйуан аль-мубтада' уа аль-хабар фи тарйх аль-'араб уа аль-барбар уа ман 'асара-хум мин зауй аш-ша'н аль-акбар. Та'лйф ... Ибн Халдун / Изд. Х. Шахада. Бейрут: Дар аль-фикр, 2000. С. 59-60.

2 Основные источники по событиям в Йемене - южноаравийские надписи. В работе с ними автор этих строк основывается главным образом на реконструкциях текстов и переводах в опубликованной на сайте http://dasi.cnr.it базе данных Университета Пизы, на которую по умолчанию всякий раз делается ссылка. В ней представлен синтез работ исследователей по каждой надписи. Об описываемых событиях см. Ja 578 MaMB 263; ZI 4, BR-M. Bayhan 1, CIAS 39.11/o 2 n° 3 MaMB 181; Ja 590, Ja 586 MaMB 262, Ja 589, MAFRAY-al-Mi 'sal 2. Дата сражения - в последней из них. Правила, которыми автор руководствуется при переводе дат по химьярит-скому летосчислению, см.: Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017. С. 110-114, прим. 98.

3 В этой надписи вождь (кайль) племен радман и хаулан перечисляет химьяритских царей, которым служил, называя Йасира Йухан'има после Кариб'иля Айфа'а. Дата, упоминаемая в надписи - 198 г. В надписи MAFRAY-al-Mi 'sal 2, оставленной другим вождем тех же племен, 179 г. пересекается с 363 г. по химьяритскому летосчислению, т.е. с. 253-254. Представляется верной точка зрения К.Ж. Робена, согласно которой даты 179 и 198 гг. принадлежат к одному летосчислению (так называемому радманитскому) (Robin Ch. J. Les inscriptions d'AL-Mi'sâl et la chronologie de l'Arabie méridionale au IlIe siècle de l'ère chrétienne // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 125e année, N. 2, 1981. P. 331-332). Но, поскольку мы не знаем, как соотносились химьяритский и радманитский календари, было бы неправильно просто добавить к 253-254 г. 19 лет (198-179); следует раздвинуть хронологические рамки, учитывая возможность погрешности.

4 CIH 46.

в Мариб, столицу Сабы, а затем правители объединенной державы именуются владетелями царских дворцов Сабы и Химьяра -Сальхйна и Райдана)5 и Ja 647 MaMB 265 (их наместник управляет Марибом и Саной). Саба могла быть подчинена и ранее, но отодвигать дату этого события ближе к 253 г. вряд ли правильно. Тогда верх одерживали цари Сабы, и для того, чтобы положение дел изменилось, нужно было время. Кроме того, в 253 г. у власти в Сабе стояли Ильшарах Йахдуб и Йа'зиль Баййин, а впереди было царствование их преемника Наша'кариба Йуха'мина Йухархиба, который занимал престол не менее трех лет6 и известен по многим надписям, что при прочих равных указывает на долгое правление.

Надпись Ir 14 принадлежит самим Йасиру Йухан'иму и Шаммиру Йухар'ишу; в ней они именуют себя царями Сабы и зу Райдан. Это не результат подчинения Сабы; такой титул носил, например, Кариб'иль Айфа'7. Последняя надпись с указанием даты, где Йасир Йухан'им и Шаммир Йухар'иш носят эти титулы, относится к апрелю 282 г.8 Впоследствии в царском титуле к Сабе и зу Райдан прибавились Хадрамаут и Йаманат (южные области). Такой титул встречается в надписи Av. Busän 4, где стоит дата, соответствующая июлю 297; в ней упоминается только Шаммир Йухар'иш. Известен ряд надписей, в которых Шаммир Йухар'иш фигурирует один, как царь Сабы и зу Райдан. Видимо, в период 282-297 гг. Йасир Йухан'им ушел из жизни; Шаммир Йухар'иш первое время носил титул царя Сабы и зу Райдан, а затем расширил его.

Стало быть, подчинение Сабы власти райданитских царей произошло несомненно между 253 и 297 гг. и вероятно - в период второй половины 70-х - первой половины 80-х годов III в.

Дата окончания правления Шаммира Йухар'иша неизвестна. Самая поздняя известная дата, когда он стоял у власти - 310/11 г. (YM1695 Pir Baynun 3). К 316/17 г. относится надпись Kh-as-Salami 'Adru'a 1, где упоминаются другие цари - Йасир Йухан'им9 и его

5 См. также: аль-Ирййнй М. 'А. Нукуш муснадиййа уа та'ликат. Сана: Марказ ад-дирасат уа аль-бухус аль-йамани, 1990. С. 123-124.

6 Наша'кариб правил на четвертом и шестом годах летосчисления по годам Уадад'иля, сына Абкариба (Ja 618 MaMB 259; ZI 1, Ir 22 ZI 17 и Ja 613 MuB 6; MaMB 157, Ja 615 MaMB 107; ZI 32, NàmïNAG 11 Ir 25 соответственно).

7 См. надписи MAFRAY-al-Mi 'sàl 2, MIbb 7.

8 Kh-Daf 1 (Noman Kh. A study of South Arabian Inscriptions from the region of Dhamar (Yemen). Doctoral dissertation. Université di Pisa. Facoltà di lettere e filosofia. 2012. P. 143).

9 Поскольку Йасир Йухан'им-отец Шаммира Йухар'иша к тому времени должен был уйти из жизни, есть основания поддержать мнение о том, что он не тождествен

сын Зара'амар10. Значит, правление Шаммира Йухар'иша подошло к концу между 310/11 и 316/17 гг.

В связи с темой работы мы сосредоточимся на событиях на северных рубежах новой державы. Об этом говорится в ряде надписей, но не все названия в них поддаются отождествлению. По сведениям, трактовка которых очевидна, можно сделать следующие наблюдения. Райданитские цари воевали на западе и северо-западе, в направлении берега Красного моря и Тихамы. Их основными противниками выступали общность ¿-Б'ктШ1 и племенное объединение 'акк12, которым однажды было нанесено крупное поражение; они потеряли 110 человек убитыми и 46 пленными (1а 649 МаМВ 223; ZI7). В другом случае сам Шаммир Йухар'иш сражался с ¿-Б'НтШ и

отцу Зара'амара, о котором идет речь (Robin Ch.J. Himyar au IVe siècle de l'ère chrétienne. Analyse de données chronologiques et essai de mise en ordre // Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. X, 2005. S. 147).

10 Noman Kh. Op. cit. P. 178-179.

11 Слово S'hrtm (S'hrtn) встречается только в южноаравийских надписях, где нет огласовок; поэтому нельзя сказать, как оно читается. Из употребления d перед S'hrtm (Ir 19 ZI 26, Ja 574 MaMB 153; ZI 59, Ja 576+Ja 577 Ja 576=Ry 535; Ja 576=MaMB 212; Ja 577=MaMB 219) можно заключить, что S'hrtm (S'hrtn) - скорее всего название места или области, по которому была известна общность. Там, где можно установить место событий, d-S'hrtm оказываются на красноморском побережье Аравии, в области Джазан (юго-западная оконечность Саудовской Аравии) и южнее. Например, в надписи Ja 574 MaMB 153; ZI 59 они вторгаются в район вади Сихам, направляющегося от Haraz Wildlife Sanctuary к аль-Худайде, а затем появляются в области вади Сурдуд, воды которого текут из района западнее Саны и впадают в Красное море южнее аз-Зайдиййи. В надписи Ja 649 MaMB 223; ZI 7 упоминается топоним S'hrtn Lyt. С учетом сказанного Lyt можно сближать с вади Лиййа(т) в южной части области Джазан. Примерно так же локализуется S'hrtm и в литературе (Robin Ch. J. Les Hautes-Terres do Nord-Yémen avant l'Islam. I. Recherches sur la géographie tribale et religieuse de Hawlän Quda'a et du pays de Hamdan. Istanbul: Nederlands Istorisch archaeologisch Instituut te Istanbul, 1982. P. 30; al-SheibaA. H. Die Ortsnamen in den südarabischen Inschriften // Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. IV, 1987. S. 35; von Wissmann H., Höfner M. Beiträge zur historischen Geographie des vorislamischen Südarabien. Mainz: Verlag der Akedemie der Wissenschaften und der Literatur, 1953. S. 337).

12 В Средние века одни знатоки родословных относили 'акк к северным арабам-'аднанитам, другие - к южным арабам-кахтанитам. В надписи Abadän 1 'акк сражаются с химьяритами у вади Сурдуд. Вероятно, с ними связано селение 'Акк, находившееся, согласно одному дорожнику, между Галафикой и 'Асаром на Красном море (Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik (Liber viarum et regionum) auctore ... Ibn Khordâdhbeh et excerpta e Kitâb al-kharâdj auctore Kodâma ibn Djafar / Ed. M.J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889. P. 148). В другом описании этого маршрута вместо 'Акка - Наб'а (Тарйх аль-Йаман аль-мусамма аль-Муфйд фй ахбар Сан'а' уа Забйд ли ... 'Yuäpa аль-Йаманй / Изд. М. аль-Акуа' аль-Хауалй. Каир: Матба'ат ас-са'ада, 1976. С. 77), вероятно, тождественная Nb 't надписи Ja 649 MaMB 223; ZI 7.

другими противниками у вади Дамад и к северу от гор аль-'Укуатан13 и победил их, сбросив в море (CIH 407 RES 3505A; RES 184; RES 661). Есть упоминания о боевых действиях в области, где находились 'twd и Rymm (Ir 17 и Ja 658+Ja 659 Ir 40)14.

К северу от Саны райданитские цари боролись с отдельными выступлениями племен. Согласно надписи CIH 353 какие-то враги уничтожили химьяритский гарнизон в неназванном селении, а затем укрепились в Дахре15. Войска Йасира Йухан'има и Шаммира Йухар'иша осаждали их там, пока они не погибли. В другом случае войска Шаммира Йухар'иша успешно боролись с племенами, начавшими войну в стране Hs2dmX6, догнали их у Kwrnhn17 и разгромили, перебив 320 человек (Ir 17). В обоих случаях нападавшими были не химьяриты. Согласно надписи Ja 658+Ja 659 Ir 40 Шаммир Йухар'иш совершил поход, видимо, в область Са'ды18, а затем поручил своему полководцу оставить там гарнизон и заключить договор о мире с племенем hwln gddn19. Это племя в середине III в. подчинялось царям Сабы, но в данном случае выступало не за их реставрацию. В надписи Ja 658+Ja 659 Ir 40 Шаммир Йухар'иш - царь Сабы, зу Райдан, Хадрамаута и Йаманата. Значит, от подчинения Сабы до описываемых событий прошло немало времени, и в походе на Са'ду следует видеть не борьбу с оставшимися сторонниками сабейских царей,

13 Эти вади и горы находятся в области Джазан.

14 Вероятно, область 'Асара, где находились вади 'Итуад и Рим (Сифат Джазйрат аль-'араб. Та'лйф ... аль-Хамдёнй / Изд. М. аль-Акуа' аль-Хауалй. Сана: Мактабат аль-иршад, 1990. С. 232). 'Асар расположен примерно в 30 км к северо-западу от Джизана, рядом с берегом Красного моря.

15 Вероятно, Дахр, расположенный, согласно одному источнику, в двух часах пути (на северо-запад. - Д.М.) от Саны, за горой Йанур (Му'джам ма иста'джам мин асма' аль-билад уа аль-мауади' Та'лйф ... аль-Бакрй / Изд. М. ас-Сакка. Бейрут: 'Алам аль-кутуб, 1983. С. 883). '

16 Бану Хашид, одна из двух основных ветвей бану Хамдан (наряду с бану Бакйль). Со слов аль-Хамданй страна бану Хамдан находилась к северу от Саны, между двумя отрогами гор ас-Сарат, и не включала область Са'ды, принадлежавшую бану Хаулан. Она была разделена между бану Хашид и бану Бакйль; первые занимали западную часть, вторые - восточную (Сифат ... С. 217).

17 Kwrnhn - двойственное число от Kwr. Вероятно, эту форму следует сближать с аль-Кауром, названием местности в области Наджрана (о ней см.: Му'джам аль-бульдан ли ... Ййкут. Бейрут: Дар Садир, 1977. Т. 4. С. 489; Му'джам ма иста'джам ... С. 1140). Вероятно, арабские племена, потерпев поражение, отступали на север, к Наджрану. В средневековом арабском словоупотреблении название аль-Кауран («два аль-Каура») могло применяться к двум селениям, из которых только одно именовалось аль-Каур.

18 Современная Са'да к северо-западу от Саны.

19 Бану Хаулан из племенного объединения куда'а. Они жили в области Са'ды и в III в. (CIAS 39.11/o 3 n° 8 Ja 2109), и в исламское время (Сифат ... С. 115-116).

а подавление племенной вольницы. Видимо, впоследствии в Са'де находился чиновник, назначенный Шаммиром Йухар'ишем (Sh 31).

Далее к северу находился Наджран. Согласно надписи Shib 'anu-Nashq I Шаммир Йухар'иш назначил на семь лет наместника, который должен был собирать подати с Наджрана и Нашка20. Этот срок указывает хотя бы на то, что сам царь считал свою власть над Наджраном прочной. В надписи Имру'-ль-Кайса, о которой речь пойдет далее, Наджран именуется «городом Шаммира».

В надписи MB-2006-54 Малик Ибн Му'ауийа, называющий себя царем кинды и мазхидж, сообщает, что явился к Шаммиру Йухар'ишу в Мариб и принес ему клятву на верность21. В надписи CIAS 39.II/o 2 n° 8 Ja 2110, относящейся ко временам Ильшараха Йахдуба и Йа'зиля Баййина, упоминается царь племенных объединений кинда и мазхидж Малик Ибн Б.д. (MIkm bn Bd), один из двух правителей северных областей, к которым было направлено сабейское посольство. Различие в именах отцов этих царей исключает отождествление, но одинаковые титулы последних указывают, что они в разное время правили одной общностью22. Форма Б.д. редка,

20 Kitchen K.A. A Royal Administrator In Nashqum and Najran under the Himyarite King Shammar Yuhar'ish, C. A.D. 290, and a Squire from Sanaa // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies, Vol. 25, Papers from at the twenty-eighth meeting of the Seminar For Arabian Studies held at Oxford, 21-23 July1994 (1995). P. 76. В IV в. Наджран и Нашк были широко известны; Аммиан Марцеллин зачисляет их (под названиями Nagara и Nascos) в лучшие города страны «счастливых арабов», т.е. южной Аравии (Ammianus Marcellinus. Vol. II. Cambridge, London: Harvard University Press, 1940. P. 374-377). Наджран легко найти на карте; напротив, название Нашк уже в источниках мусульманского средневековья обозначало не город, а ответвление бану Бакйль (al-Iklll (al-juz' al-thamin) by ... al-Hamdani / Ed. N.A. Faris. Princeton: Princeton University Press, London: Humphrey Milford, Oxford University Press, 1940. P. 91). Нашкиты владели несколькими замками (кусур) в области аль-Джауф к северу от Саны (аль-Иклйль мин ахбар аль-Йаман уа ансаб Химйар. Аль-китаб аль-'ашир. Таснйф ... аль-Хамданй / Изд. М. аль-Хатйб. Б.м.: ад-Дар аль-йаманиййа ли-н-нашр уа ат-таузй', 1987. С. 115; Сифат ... С. 159, 280). С руинами одного из них, аль-Байда', в литературе отождествляется город Нашк (al-SheibaA.H. Op. cit. S. 57).

21 Maraqten M. The visit of Malik bin Mu'awiyah, king of Kindah and Madhig to the Himyarite king Sammar Yuhar'is in Ma'rib // 'To the Madbar and Back Again' - Studies dedicated to Michael C.A. Macdonald / Ed. L. Nehme, A. al-Jallad. Leiden, 2017. P. 450, 451.

22 Другое упоминание содержится в надписи Ja 576+Ja 577 Ja 576=Ry 535; Ja 576=MaMB 212; Ja 577=MaMB 219; в ней речь идет о том, что царь кинды (Kdt) Малик (Mlkm) захватил в плен сына царя другого племени, союзного сабейским правителям. Последние в ответ велели схватить Малика и киндитских вельмож и держали их под стражей, пока царевич не был отпущен. Далее говорится о борьбе Ильшараха Йахдуба и Йа'зиля Баййина с Шаммиром Райданитом, но последний, вероятно - химьяритский царь Шаммир Йухахмид, предшественник Кариб'иля

но известно, что бану Бадда были одним из ответвлений племенного объединения кинда. В трактатах о родословных арабов братом Бадда называется Му'ауийа23. Одним из его потомков был Му'ауийа аль-акрамйн, называемый родоначальником ответвления кинды, к которому принадлежали их цари V-VI вв.24

То, что киндитский царь характеризуется как один из правителей северных областей, следует сопоставить с другими данными. В надписи DAI Bar an 2000-1 сабейский царь Ша'ир Аутар (предшественник Ильшараха Йахдуба и Йа'зиля Баййина, правивший в I трети III в.) сообщает, что одержал победу над рядом племен, в том числе хаулан (должно быть, куда'итскими) и киндой, и привез в Сану пленного царя кинды и кахтан Рабй'у Ибн Му'ауийу из рода Саура. В надписи Ja 635 MaMB 270; ZI16 один из полководцев царя повествует, что воевал в области Ngrn (Наджрана) против эфиопов и около города Qryt dt Khlm (далее в надписи - Qryt) против его жителей, а также Раби'и из рода Саура, царя кинды и кахтан. Отождествить с кем-либо Рабй'у сложно, но упоминание о его роде понятно: Саур по прозвищу Кинда считался родоначальником киндитов25. Представляется оправданным распространенное мнение о том, что Qryt dt Khlm - Карйат аль-Фау26. При раскопках Карйат аль-Фау была обнаружена надпись на надгробии, согласно которой в могиле покоится

Айфа'а. Значит, надпись должна относиться к первой половине III в., и большой хронологический разрыв со временем единоличного правления Шаммира Йухар'иша исключает отождествление царя кинды Малика с Маликом Ибн Му'ауийей.

23 аль-Ансаб ли ... аль-'Аутабй ас-Сухари / Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат: Уизарат ат-турас аль-каумй уа-с-сакафа, 2006. С. 390; Джамхарат ансаб аль-'араб ли ... Ибн Хазм / Изд. 'А.М. Харун. Каир: Дар аль-ма'ариф, 1982. С. 425; аль-Муктадаб мин Китаб Джамхарат ан-насаб ли Йакут / Изд. Н. Хасан. Бейрут: ад-Дар аль-'арабиййа ли-ль-маусу'ат, 1987. С. 258.

24 аль-Ансаб ... С. 390; Джамхарат ... С. 427; аль-Муктадаб ... С. 259, 261; Турфат аль-асхаб фй ма'рифат аль-ансаб. Таснйф ... аль-малик аль-ашраф 'Умар бин Йусиф бин Расул / Изд. K.W. Zettersteen. Бейрут: Дар Садир, 1992. С. 34. В первом из этих изданий, видимо, ошибка: Бадда именуется отцом аль-Хариса Младшего, который далее, как и в других источниках, называется сыном Му'ауийи.

25 Джамхарат ... С. 425; Насаб Ма'адд уа аль-йаман аль-кабйр ли ... Хишам ... аль-Кальбй / Изд. Н. Хасан. Бейрут: 'Алам аль-кутуб, Мактабат ан-нахда аль-'арабиййа, 1988. С. 136.

26 аль-Ансарй 'А. ат-Т. Адуа' джадйда 'ала даулат кинда мин хилаль асар уа нукуш Карйат аль-Фау // ад-Дара, 1977. № 3. С. 107. Однако преждевременно считать Карйат аль-Фау столицей кинды, как делает автор статьи. В рассмотренных надписях жители города нигде не отождествляются с киндитами и всегда отделяются от них. Одна царская могила - тем более, что мы не знаем, как она оказалась в городе -не указывает на то, что он был столицей, т.е. постоянным местом пребывания правителей.

Му'ауийа Ибн Раби'а, царь кахтан и мазхидж27. Кахтан - название южных арабов, к которым принадлежали и киндиты; оно могло включать их или не включать, если их хотели выделить отдельно. Вероятно, Му'ауийа Ибн Рабй'а был киндитским правителем. По собраниям родословных известен киндит Му'ауийа Ибн Раби'а из потомков Му'ауийи аль-акрамйн; он был отцом Шаджары, основателя многочисленного и влиятельного рода из Хадрамаута28 (хотя на прямой идентификации нельзя настаивать).

Итак, Малик Ибн Му'ауийа надписи MB-2006-54 правил кинди-тами, жившими к северу от Наджрана, в районе Карйат аль-Фау, а также мазхиджитами29. Неизвестно, что побудило его явиться к хи-мьяритскому царю. В надписи BR-M. Bayhàn 5 полководец Шаммира Йухар'иша рассказывает, что царь направил его против киндитов, помогавших противнику - правителю Хадрамаута30. Царские войска были поставлены в Араке - местности, расположенной недалеко от Мариба, примерно в 240-250 км к востоку от Саны. Видимо, царь ожидал подхода киндитского войска с севера. Это наблюдение важно потому, что в районе Карйат аль-Фау, вероятно, жили не все киндиты. В арабских сказаниях родиной киндитов называется Даммун, расположенный намного далее к востоку31. Но если бы киндиты шли к царю Хадрамаута из Даммуна, ставить против них войска в Араке не имело смысла.

Шаммир Йухар'иш выступает в надписи как царь Сабы и зу Райдан. Вероятно, надпись относится к тому периоду, когда Шаммир Йухар'иш уже правил один, после смерти Йасира Йухан'има, но еще не принял новый титул (см. выше).

Другая надпись, где упоминаются киндиты, - Ja 660 MaMB 156. Она относится к периоду, когда Шаммир Йухар'иш уже носил титул царя Сабы, зу Райдан, Хадрамаута и Йаманата, и принадлежит наместнику царя, который, кажется (в этом месте текст поврежден), управлял Хадрамаутом, киндой, мазхидж и некоторыми другими

27 аль-Ансарй 'А. ат-Т. Карйат аль-Фау сура ли-ль-хадара аль-'арабиййа кабла аль-ислам фй аль-Мамлака аль-'арабиййа ас-са'удиййа. Эр-Рияд: Джами'ат ар-Рийад, 1982. С. 20.

28 аль- Муктадаб ... С. 260.

29 Историческими местами расселения мазхидж называются Наджран и его область (Му'джам ма иста'джам ... С. 40; Нашуат ат-тараб фй тарйх джахилиййат аль-'араб. Та'лйф Ибн Са'йдаль-Андалусй/ Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман: Мактабат аль-акса, 1982. С. 239; Тарйх Ибн Халдун ... С. 306).

30 Robin Ch. La pénétration des Arabes nomades au Yémen // Revue du monde musulman et de la Méditerranée. 1991. № 61. P. 81.

31 Нашуат ... С. 244; Тарйх Ибн Халдун ... С. 308.

племенами. Видимо, несмотря на заверения Малика Ибн Му'ауийи Шаммир Йухар'иш считал киндитов ненадежными и поставил над ними своего наместника. Для более позднего времени известны надписи Са'адталаба Йатлуфа из рода Гаданов, который при Йасире Йухан'име и Зара'амаре Аймане, а затем - в правление Замар'алй Йухабирра32 был предводителем (кЪт, т.е. кабйр) подчиненных химья-ритскому царю арабских племен, в частности, кинды и мазхидж (Ла 665, Ла 665 2168; БН 30,1т 32 БеНтеует-Оеыкет; 2187). Содержание надписей примерно одинаковое - описание походов, в которых он участвовал во главе войск, во многом составленных из этих арабов.

Эти наблюдения следует сопоставить со сведениями надписи царя Имру'-ль-Кайса Ибн 'Амра в ан-Намаре (Сирия). Интерпретацию данной надписи автор этих строк предложил в монографии об истории Лахмидов. Наиболее существенные детали таковы. Имру'-ль-Кайс принадлежал к династии Лахмидов и стал царем Хиры примерно в 302-305 гг., но через какое-то время был изгнан и ушел в римские владения. Судя по дате надписи, он умер 7 декабря 328 г. Из свершений Имру'-ль-Кайса в надписи упоминается то, что он обратил в бегство мазхидж, дошел до Наджрана, называемого «городом Ш.м.р-а», и ударил копьем в его ворота, правил арабами-ма'аддитами33. Очевидно, Наджран назван «городом Ш.м.р-а» потому, что был под властью Шаммира Йухар'иша. Видимо, Имру'-ль-Кайс назвал город именем своего противника. Шаммир Йухар'иш вел войну силами подчиненных ему арабов (мазхидж); возможно, это объясняет отсутствие упоминаний о данных событиях в южноаравийских надписях.

Таким образом, на северо-западе правители объединенной державы Химьяра и Сабы дошли до области Джазан, на севере - установили свою власть над Наджраном, не позволив Имру'-ль-Кайсу овладеть им, и подчинили киндитов. К северу от Наджрана их позиции не были прочными: Имру'-ль-Кайс смог дойти до города и ударил копьем в его ворота, подчинение киндитов поступательно развивалось. Если в свете этого еще раз взглянуть на рассказы,

32 О правлении Замар'алй Йухабирра известно из надписи Мата'аг Мапуа ВЛЕ 25, относящейся к 324-325 гг. Царем в ней назван Са'ран Йухан'им, сын Замар'алй Йухабирра. Датированных надписей Замар'алй Йухабирра нет, но вероятно, что он стоял у власти до сына. В надписи 1т 32 Бектеует-Оеикет; 2187 он фигурирует как единственный царь. Видимо, Замар'алй Йухабирр царствовал очень недолго, в конце 10-х - начале 20-х годов IV в.

33 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 395-407.

приводимые у мусульманских авторов, можно заключить, что они зародились в Йемене и отражают то, как в нем воспринимали известия о походах райданитских царей. В историческую память вошло то, что они воевали далеко на севере и северо-западе и столкнулись с противником, который ассоциировался с персами. Видимо, в борьбе райданитских царей и Имру'-ль-Кайса каждая из сторон приписывала победу себе; так должны были возникнуть рассказы об успешных походах на север.

Итак, сфера влияния правителей объединенной державы Химьяра и Сабы заканчивалась далеко от мест, из которых арабские племена нападали на сасанидские владения в Аравии и на побережье Ирана. Утверждать, что переселения арабских племен, приведшие к их этим нападениям, стали прямым или косвенным результатом действий райданитских царей, на основе имеющихся материалов нельзя. Но первая же надпись Шаммира Йухар'иша, указывающая на его активность в центральной Аравии, может привести к пересмотру этого вывода. Не полностью восстановлена и картина борьбы между Шам-миром Йухар'ишем и Имру'-ль-Кайсом. Можно представить себе, что поход последнего на Наджран был масштабным предприятием, а из арабских племен одни поддерживали одну сторону противоборства, другие - другую. Тогда не исключено, что в Аравии шла большая война, которая могла дать толчок к междоусобицам среди арабов и переселению племен. Однако мы не знаем ни даты (в ан-намарской надписи упоминаются основные свершения Имру'-ль-Кайса без привязки ко времени), ни подробностей этого похода. Это заставляет нас на данном этапе ограничиться сделанным выше выводом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017.

2. Ammianus Marcellinus. Vol. II. Cambridge, London: Harvard University Press, 1940.

3. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

4. al-Iklll (al-juz' al-thamin) by ... al-Hamdani / Ed. N.A. Faris. Princeton: Princeton University Press, London: Humphrey Milford, Oxford University Press, 1940.

5. Kitab al-masalik wa'l mamalik (Liber viarum et regionum) auctore ... Ibn Khordadh-beh et excerpta e Kitab al-kharadj auctore Kodama ibn Dja'far / Ed. M.J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889.

6. Kitchen K.A. A Royal Administrator In Nashqum and Najran under the Himyarite King Shammar Yuhar'ish, C. A.D. 290, and a Squire from Sanaa // Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. Vol. 25. Papers from at the twenty-eighth meeting of the Seminar For Arabian Studies held at Oxford, 21-23 July1994 (1995). P. 75-81.

7. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Ed. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903.

8. Maraqten M. The visit of Mälik bin Mu'äwiyah, king of Kindah and Madhig to the Himyarite king Sammar Yuhar'is in Ma'rib // 'To the Madbar and Back Again' -Studies dedicated to Michael C.A. Macdonald / Ed. L. Nehme, A. al-Jallad. Leiden: Brill, 2017. P. 449-460.

9. Noman Kh. A study of South Arabian Inscriptions from the region of Dhamär (Yemen). Doctoral dissertation. Université di Pisa. Facoltà di lettere e filosofia, 2012.

10. Robin Ch.J. Himyar au IVe siècle de l'ère chrétienne. Analyse de données chronologiques et essai de mise en ordre // Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. X, 2005. S. 133-152.

11. Robin Ch. La pénétration des Arabes nomades au Yémen // Revue du monde musulman et de la Méditerranée. 1991. № 61. P. 71-88.

12. Robin Ch.J. Les Hautes-Terres do Nord-Yémen avant l'Islam. I. Recherches sur la géographie tribale et religieuse de Hawlän Qudä'a et du pays de Hamdän. Istanbul: Nederlands Istorisch archaeologisch Instituut te Istanbul, 1982.

13. Robin Ch.J. Les inscriptions d'AL-Mi'sâl et la chronologie de l'Arabie méridionale au IIIe siècle de l'ère chrétienne // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 125e année. 1981. N 2. P. 315-339.

14. al-SheibaA.H. Die Ortsnamen in den südarabischen Inschriften // Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. IV, 1987. S. 1-62.

15. von Wissmann H., Höfner M. Beiträge zur historischen Geographie des vorislamischen Südarabien. Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1953.

16. аль-Ансаб ли _ аль-'Аутабй ас-Сухйрй [Родословные ... аль-'Аутабй ас-Сухарй]. Маскат: Уизарат ат-турас аль-каумй уа-с-сакафа, 2006.

17. аль-Ансйрй А. ат-Т. Адуа' джадйда 'ала даулат кинда мин хилаль асар уа нукуш Карйат аль-Фау [Новый свет на государство кинды от памятников и надписей Карйат аль-Фау] // ад-Дара. 1977. № 3. С. 98-109.

18. аль-Ансйрй А. ат-Т. Карйат аль-Фау сура ли-ль-хадара аль-'арабиййа кабла аль-ислам фй аль-Мамлака аль-'арабиййа ас-са'удиййа [Карйат аль-Фау: образ доисламской арабской цивилизации в Королевстве Саудовская Аравия]. Эр-Рияд: Джами'ат ар-Рийад, 1982.

19. Джамхарат ансаб аль-'араб ли ... Ибн Хазм [Собрание родословных арабов ... Ибн Хазма] / Изд. 'А. М. Харун. Каир: Дар аль-ма'ариф, 1982.

20. аль-Иклйль мин ахбар аль-Йаман уа ансаб Химйар. Аль-китаб аль-'ашир. Таснйф ... аль-Хамдднй [Венок из истории Йемена и родословных химйаритов. Книга 10. Сочинение ... аль-Хамданй] / Изд. М. аль-Хатйб. Б.м.: ад-Дар аль-йаманиййа ли-н-нашр уа ат-таузй', 1987.

21. аль-Ирййнй М. А. Нукуш муснадиййа уа та'лйкат [Надписи письмом муснад и комментарии]. Сана: Марказ ад-дирасат уа аль-бухус аль-йаманй, 1990.

22. Китаб ат-тйджан фй мулук Химйар 'ан Уахб Ибн Мунаббих [Книга корон о царях Химьяра со слов Уахба Ибн Мунаббиха]. Сана: Марказ ад-дирасат уа аль-абхас аль-йаманиййя, 1979.

23. аль-Ма'ариф ли Ибн Кутайба [[Книга] знаний Ибн Кутайбы] / Изд. С. 'Укаша. Каир: Дар аль-ма'ариф, 1981.

24. Му'джам аль-бульдан ли ... Ййкут [Справочник по странам и поселениям ... Йакута]. Бейрут: Дар Садир, 1977.

25. Му'джам ма иста'джам мин асма' аль-билад уа аль-мауади' Та'лйф ... аль-Бакрй [Справочник о том, что неясно из названий областей и мест. Сочинение . аль-Бакрй] / Изд. М. ас-Сакка. Бейрут: 'Алам аль-кутуб, 1983.

26. аль-Муктадаб мин Китаб Джамхарат ан-насаб ли Йакут [Сокращенное изложение «Книги собрания родословных», [написанное] Йакутом] / Изд. Н. Хасан. Бейрут: ад-Дар аль-'арабиййа ли-ль-маусу'ат, 1987.

27. Насаб Ма'адд уа аль-йаман аль-кабйр ли ... Хишам ... аль-Кальбй / Изд. Н. Хасан. Бейрут: 'Алам аль-кутуб, Мактабат ан-нахда аль-'арабиййа, 1988.

28. Нашуат ат-тараб фи тарйх джахилиййат аль-'араб. Та'лйф Ибн Сайд аль-Андалусй [Приносящая упоение [книга] об истории джахилиййи арабов. Сочинение Ибн Са'йда аль-Андалусй] / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман: Мактабат аль-акса, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Сифат Джазйрат аль-'араб Та'лйф ... аль-Хамданй [Описание Аравийского полуострова. Сочинение ... аль-Хамданй] / Изд. М. аль-Акуа' аль-Хауалй. Сана: Мактабат аль-иршад, 1990.

30. Тарйх Ибн Халдун аль-мусамма Дйуан аль-мубтада' уа аль-хабар фй тарйх аль-'араб уа аль-барбар уа ман 'асара-хум мин зауй аш-ша'н аль-акбар. Та'лйф ... Ибн Халдун [История Ибн Халдуна, называемая «Собрание тем и сообщений по истории арабов, берберов и их современников из числа обладателей высочайшего положения». Сочинение ... Ибн Халдуна] / Изд. Х. Шахада. Ч. 2. Бейрут: Дар аль-фикр, 2000.

31. Тарйх аль-Йаман аль-мусамма аль-Муфйд фй ахбар Сан'а' уа Забйд ли ... 'Умара аль-Йаманй [История Йемена, называемая «Полезное об истории Саны и Забйда» ... 'Умары аль-Йаманй] / Изд. М. аль-Акуа' аль-Хауалй. Каир: Матба'ат ас-са'ада, 1976.

32. Турфат аль-асхаб фй ма'рифат аль-ансаб. Таснйф ... аль-малик аль-ашраф 'Умар бин Йусуф бин Расул [[Книга, подобная] дару друзьям, о познании родословных. Сочинение ... благороднейшего царя 'Умара Ибн Йусуфа Ибн Расула] / Изд. К.^ Zettersteen. Бейрут: Дар Садир, 1992.

Dmitriy Ye. Mishin

ON POSSIBLE EXTERNAL CAUSES OF ARAB ATTACKS ON THE SASANID EMPIRE'S SOUTHERN BORDERS IN THE FIRST YEARS OF SHAPUR II (307/8-379/80)'S REIGN

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences 107031, Rozhdestvenka, 12, Moscow, Russia

The goal of this study is to ascertain whether the Arabic tribes' migrations and their attacks on the Sasanid state (early 4th century) are likely to have been directly or indirectly caused by acts of kings Yasir Yuhan'im and Shammir (or Shammar) Yuhar'ish of the united state of Himyar and Saba, to whom Muslim writers ascribe large-scale campaigns in the north. At this stage the answer is to be negative, for Yasir Yuhan'im and Shammir Yur'ish are only attested to have advanced to the Djazan region and Najran; that is to say, they stopped fairly far from the regions from which Arabs invaded the Sasanid state.

Key words: Arabia; Sasanid state; Himyar; Saba.

About the author: Dmitriy Ye. Mishin - CSc., Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (e-mail: mde@mts.ru).

REFERENCES

1. Ammianus Marcellinus. Vol. II. Cambridge, London: Harvard University Press, 1940.

2. Annales quos scripsit... at-Tabari. Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

3. al-Ansäb li ... al-'AwtabT al-SuhärT [Genealogies by ... al-'Awtabï al-Suhän]. Ed. M. Ihsän al-nass. Muscat: Wizärat al-turäth al-kawmï wa al-thakäfa, 2006. (In Arab.)

4. al-Ansän 'A. al-T. Adwä' djadïda 'alä dawlat Kinda min khiläl äthär wa nuküsh Karyat al-Fäw. [New Lights on the State of Kinda from the Monuments and Inscriptions of Karyat al-Fäw] al-Dära, 1977. No. 3. P. 98-109. (In Arab.)

5. al-Ansän 'A. al-T. Karyat al-Fäw süra li-l-hadära al-'arabiyya kabla al-isläm fT al-Mamlaka al-'Arabiyya al-Sa'üdiyya [Qaryat al-Fau. A Portrait of Pre-Islamic Civilisation in Saudi Arabia]. Riyadh: Djämi'at al-Riyäd, 1982. (In Arab.)

6. Djamharat ansäb al-'arab li... Ibn Hazm [A Collection of the Arabs' Genealogies by ... Ibn Hazm]. Ed. 'A.M. Härün. Cairo: Där al-ma'ärif, 1982. (In Arab.)

7. al-IklTl (al-juz' al-thämin) by ... al-Hamdäni. Ed. N.A. Faris. Princeton: Princeton University Press, London: Humphrey Milford, Oxford University Press, 1940.

8. al-IklTl min akhbär al-Yaman wa ansäb Himyar. al-Kitäb al-'äshir. TasnTf... al-HamdänT [A Wreath [Made of] the History of Yemen and the Genealogies of the Himyarites. Book Ten. By al-Hamdäm]. Ed. M. al-Khatïb. S.l.: al-Där al-yamaniyya li-l-nashr wa al-tawzï', 1987. (In Arab.)

9. al-Iryäm M. 'A. Nuküsh musnadiyya wa ta'lTkät [Inscriptions in the Musnad Script and Comments]. Sana: Markaz al-diräsät wa al-buhüth al-yamanï, 1990. (In Arab.)

10. Kitâb al-masâlik wa'l mamâlik (Liber viarum et regionum) auctore... Ibn Khordâdh-beh et excerpta e Kitâb al-kharâdj auctore Kodâma ibn Dja'far. Ed. M. J. De Goeje. Lugduni-Batavorum, 1889.

11. Kitäb al-tTdjänfT mulük Himyar 'an Wahb Ibn Munabbih [A Book of Crowns on the Kings of Himyar [Related] after Wahb Ibn Munabbih]. Sana: Markaz al-diräsät wa diräsät wa al-abhäth al-yamaniyya, 1979. (In Arab.)

12. Kitchen K.A. A Royal Administrator In Nashqum andNajran under the Himyarite King Shammar Yuhar'ish, C. A.D. 290, and a Squire from Sanaa. Proceedings of the Seminar for Arabian Studies. Vol. 25, Papers from at the twenty-eighth meeting of the Seminar For Arabian Studies held at Oxford, 21-23 July1994 (1995). P. 75-81.

13. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî. Ed. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903.

14. al-Ma'ärif li Ibn Kutayba [[A Book of] Knowledge by Ibn Kutayba]. Ed. Th. 'Ukäsha. Cairo: Där al-ma'ärif, 1981. (In Arab.)

15. Maraqten M. The visit of Mälik bin Mu'äwiyah, king of Kindah and Madhig to the Himyarite king Sammar Yuhar'is in Ma'rib. 'To the Madbar and Back Again' - Studies dedicated to Michael C.A. Macdonald. Ed. L. Nehme, A. al-Jallad. Leiden: Brill, 2017. P. 449-460.

16. Mishin D. Y. Istoriya gosudarstva Lahmidov [A History of the Lakhmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (In Russ.).

17. Mu'djam al-buldän li... Yäküt [A Reference-Book on Countries and Settlements by ... Yäküt]. Beirut: Där Sädir, 1977. (In Arab.)

18. Mu'djam mä ista'djam min asmä' al-biläd wa al-mawädi'. Ta'lTf... al-BakrT [A Reference-Book on Unclear Names of Regions and Places by ... al-Bakrï]. Ed. M. al-Sakkä. Beirut: 'Älam al-kutub, 1983. (In Arab.)

19. al-Muktadab min Kitäb Djamharat al-nasab li Yäkut [Yäküt's Abridgement of the Book of Genealogies]. Ed. N. Hasan. Beirut: al-Där al-'arabiyya li-l-mawsü'ät, 1987. (In Arab.)

20. Nasab Ma'add wa al-Yaman al-kabir li Abi al-Mundhir Hishäm ... al-Kalbi [A Big Book on Genealogies of the Ma'addites and the Yemenites by Abï al-Mundhir Hishäm ... al-Kalbï]. Ed. N. Hasan. Beirut: 'Älam al-kutub, 1988. (In Arab.)

21. Nashwat al-tarabfi tärikh djähiliyyat al- 'arab. Ta'lif... Ibn Sa'idal-Andalusi [Rapture [-Bringing Book] on the History of the Arabs' Djähiliyya by Ibn Sa'ïd al-Andalusï]. Ed. N. 'Abd al-Rahmän. Amman: Maktabat al-Aqsä, 1982.

22. Noman Kh. A study of South Arabian Inscriptionsfrom the region of Dhamär (Yemen). Doctoral dissertation. Università di Pisa. Facoltà di lettere e filosofia. 2012.

23. Robin Ch.J. Himyar au IVe siècle de l'ère chrétienne. Analyse de données chronologiques et essai de mise en ordre. Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. X, 2005. S. 133-152.

24. Robin Ch. La pénétration des Arabes nomades au Yémen. Revue du monde musulman et de la Méditerranée. 1991. № 61, pp. 71-88.

25. Robin Ch.J. Les Hautes-Terres du Nord-Yémen avant l'Islam. I. Recherches sur la géographie tribale et religieuse de Hawlän Qudä'a et du pays de Hamdän. Istanbul: Nederlands Istorisch archaeologisch Instituut te Istanbul, 1982.

26. Robin Ch.J. Les inscriptions d'Al-Mi'sâl et la chronologie de l'Arabie méridionale au IIIe siècle de l'ère chrétienne. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 125e année, N. 2, 1981, pp. 315-339.

27. al-Sheiba A.H. Die Ortsnamen in den südarabischen Inschriften. Archäeologische Berichte aus dem Yemen. Bd. IV, 1987, SS. 1-62.

28. Sifat Djazirat al-'arab. Ta'lif ... al-Hamdäni [Description of the Arabian Peninsula by ... al-Hamdäni]. Ed. M. al-Akwa' al-Hawäl! Sana: Maktabat al-irshäd, 1990. (In Arab.)

29. Tärikh Ibn Khaldun al-musammä Diwän al-mubtada' wa al-khabarfi tärikh al- 'arab wa al-barbar wa man 'äsara-hum min dhawi al-sha'n al-akbar. Tälif ... Ibn Khaldun [Ibn Khaldûn's History Entitled 'Collection Encompassing Both the Subject and the Predicate (or the Beginning and the Stories [Following to It]) on the History of the Arabs, the Berbers and Their High-Ranked Contemporaries' by ... Ibn Khaldûn]. Ed. Kh. Shahäda. Beirut: Där al-fikr, 2000. (In Arab.)

30. Tärikh al-Yaman al-musammä al-Mufid fi akhbär San'ä' wa Zabid li... Nadjm al-din 'Umära al-Yamani [A History of Yemen Entitled 'The Useful One on the History of Sana and Zabïd' by ... Nadjm al-dïn 'Umära al-Yamanï]. Ed. M. al-Akwa' al-Hawäli. Cairo: Matba'at al-sa'äda, 1976. (In Arab.)

31. Turfat al-ashäb fi ma'rifat al-ansäb. Tasnif... al-malik al-ashraf 'Umar bin Yusuf bin Rasul [[A Book Like] a Gift to Friends on Knowledge of Genealogies by ... The Most Noble King 'Umar Ibn Yüsuf Ibn Rasül]. Ed. K.W. Zettersteen. Beirut: Där Sädir, 1992. (In Arab.)

32. von Wissmann H., Höfner M. Beiträge zur historischen Geographie des vorislamischen Südarabien. Mainz: Verlag der Akademie der Wissenschaften und der Literatur, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.