ЗАПАД НА ВОСТОКЕ, ВОСТОК НА ЗАПАДЕ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
УДК 94(53)+327(357+49) 151
АРАВИЯ КАК ОБЪЕКТ ВИЗАНТИЙСКО-САСАНИДСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА В VI В.: ПУТИ И ФОРМЫ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
А.О. Куликов
Общество молодых иранистов e-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются процессы, происходившие на Аравийском полуострове во время противостояния Византии и Сасанидского Ирана в VI-VII веке. Рассматриваются стратегии противостояния, роль аравийских государств и племенных образований в конфликте двух держав. Большое внимание уделено борьбе за Йемен. В итоге автор пришел к выводу, что арабские федераты показали себя крайне ненадёжными союзниками, что привело к прямому включению их в состав империй.
Ключевые слова: Сасанидский Иран, Византия, история международных отношений, кросскультурный диалог, история Аравии, Йемен, история арабских стран.
ARABIA AS AN OBJECT OF BYZANTINE-SASSANID RIVALRY IN THE VI-th CENTURY: WAYS AND FORMS OF CONFRONTATION
A.O. Kulikov
(Nizhny Novgorod)
e-mail: [email protected]
This article studied the processes that took place on the Arabian Peninsula during the confrontation between Byzantium and Sassanid Iran in the 6th-7th centuries. Strategies for confrontation, the role of Arab states and tribal entities in the conflict between the two powers was be considered. Much attention is paid to the struggle for Yemen. As a result, the author came to the conclusion that the Arab federates showed themselves to be extremely unreliable allies, which led to their direct inclusion in the composition of empires.
Keywords: Sassanid Iran, Byzantium, the history oi international relations, cross-cultural dialogue, the history of Arabia, Yemen, the history of Arab countries.
Тема византийско-персидского противостояния является важной проблемой раннесредневековой истории. Их конфликт повлиял на дальнейшую историю, как Востока, так и Запада. В традиционной научной картине раннее средневековье обычно ассоциируется с образованием варварских королевств на территории бывшей Римской империи, причем господствуют представления о Византии как осколке этой Римской империи. Однако настоящий центр всей международной и политической жизни находился не на Западе, а на Востоке, и определяющими в жизни всей раннесредневеко-вой ойкумены было противостояние двух сверхдержав раннего средневековья - Византийской империи и Сасанидского Ирана. Именно в этот период закладывались основы международных отношений последующих периодов. Взаимное ослабление двух империй способствовало возникновению еще одной значимой силы в регионе - Исламской цивилизации, родившейся из синтеза обеих цивилизаций.
Данная проблема остаётся достаточно слабо исследованной в исторической литературе. Интерес к проблеме возник в XX веке. Разные аспекты были затронуты в работах Н.В. Пигулевской\ в которых она рассматривала экономический и политический фактор византийской политики на Ближнем Востоке. История раннесред-невекого Йемена была отражена в работах М.Б. Пиотровского2, давшего подробный анализ истории этого участка Аравии в исследуемый период. Он сумел рассмотреть историю всей Южной Аравии от начала нашей эры до конца Раннего Средневековья. Огромная роль уделена истории социума, культуры и военных действий, но роль иностранных держав в жизни Йемена оказалась оттеснена на второй план. Приведены авторские переводы ряда оригинальных исторических источников и их специфики. Эта работа стала одним из самых подробных исследований по истории Южноара-вийкого региона.
1 Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком в 1У—У1 вв. М: Академия наук СССР, 1951.; Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в 1У-У1 вв. М.; Л.: Наука, 1964.
2 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества. М.: Наука, 1985.
16
Проблему синтеза греко-римской и персидской культуры и влияния её на арабов поставил Грег Фишер в работе «Между империями. Арабы, римляне и Сасаниды в поздней Античности», изданной в 2011 году. В этой работе он систематизирует большую часть известных сведений о доисламской Аравии и влиянии на неё Византии и Персии. Грег Фишер ставит вопрос о доисламской арабской идентичности, изучает отношения между Римской империей и империей сасанидского Ирана в данном регионе и выборе протогосударственных арабских объединений. Фишер обращает внимание на VI - нач. VII столетия и пытается найти в этом времени истоки культурных особенностей более поздней эпохи. Были проанализированы виды и системы взаимоотношений арабов с Византией и Сасанидами: степень их христианизации, вассальные и клиентские отношения, культурные и этнические связи, а также была расписана история отдельных протогосударственных образований. На основании анализа уникального и слабо изученного материла Фишер приходит к выводу, что мир поздней Античности, особенно средиземноморская цивилизация, оказал огромное влияние на арабов и создал условия для формирования их культуры в последующий период. Эта работа стала настоящим этапов в изучении византийской и персидской политики в Аравийском регионе.
Одной из крупнейших последних работ, достаточно хорошо освещающих историю сасанидско-арабских отношений, стала монография Д.Е. Мишина «История государства Лахмидов»3. Эта работа затрагивает многие аспекты не только сасанидско-лахмидских, но и вообще, всей внешней политики Лахмидов.
Несмотря на наличие большого количества работ, можно сказать, что часть проблем остается нераскрытой. В частности, не рассмотрены специфика политики самой Византии и Сасанидов в регионе, слабо представлено их сравнение. Необходимо выяснить, какие стратегии использовали обе империи, и какая из них оказалась наиболее эффективной. На этот вопрос необходимо дать ответ, иначе невозможно правильно понять историю данного региона и историю войн Сасанидов с Византией.
3 Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М.: Садра, 2017.
17
Аравийский полуостров для обеих империй, особенно её южной части, был крайне важной территорией, в первую очередь, вследствие пересечения восточных торговых путей. Контроль над этими землями был важен как с точки зрения обеспечения безопасности в регионе, так и экономической выгоды. Взять под контроль эти территории означало укрепить своё влияние над торговлей Египта. Какие формы принимал конфликт византийцев и Сасани-дом в данном регионе? Какими методами они пользовались, к какому результату это привело и, кто в итоге оказался победителем?
Кроме северной ветки Великого Шелкового Пути, существовали южные торговые пути, связывавшие Египет и Ирак с Индией, по которым происходила торговля индийскими и африканскими товарами, в первую очередь, пряностями, благовониями, слоновой костью. Эти так называемые «пути благовоний» пересекали узкие, легко контролируемые проливы: Ормузский и Аденский залив. Южноаравийский регион был крайне важен со стратегической точки зрения: через него проходили важные торговые пути, соединявшие Египет со странами Индийского океана.
Химьяриты, они же райданиты, были одним из множества племён южной Аравии, живших вблизи Сабы. В I до н. э. они сумели подчинить почти все города на путях морской торговли Южной Аравии4. В этот же период химьяриты захватили Сабейское, Маин-ское и Катабанское царства, а также часть Хадрамаутского государства. С IV в. правители стали называть себя царями «Саба и зу-Райдана и Хадрамаута и Йаманата», что обозначало претензии на всю территорию Йемена. Экономическое богатство их достигалось как за счет выгодной международной торговли, но и за счет плодородного района у Марибской плотины, помогавшей давать в сухих степях прекрасные урожаи. Кроме земледелия, было крайне распространено скотоводство: арабы разводили мелкий рогатый скот и верблюдов.
Во II-IV веках на территории происходили распри, в которые включились эфиопы. В 340 г. эфиопское царство Аксум захватило часть юга Аравийского полуострова5.
4 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. С. 17.
5 Munro-Hay S.C. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1991.
Около 375 г. царь Маликкариб Йухамин сумел изгнать африканских завоевателей. К концу его правления Химьяр подчинил практически всю Южную Аравию и началось формирование новой южноаравийской державы.
В V веке в Йемене окончательно сложилось могущественное царство Химьяр, находившееся в это время в состоянии расцвета. Его независимость от окружающих держав, в первую очередь, от христианского эфиопского царства Аксум, была закреплена принятием иудаизма. Факт принятия иудаизма можно установить из «Книги химьяритов», а также сочинений арабских историков Хам-зы Исфаханского и Абу-л-Фиды. Два царя описываются как настоящие иудеи: первым был Харис бин Амр (V век), вторым Зу Ну-вас Юсуф Асар Ясар (Масрук) (VI век).
В Химьяре была крупная и влиятельная еврейская диаспора, связанная с еврейскими торговцами практически всего Среднего Востока. Химьяриты склонялись к монотеизму6, но христианство воспринималось ими как религия византийцев и эфиопов - их заклятых врагов. Кроме того, само христианство находилось в расколе и кризисе, связанным с массой сект и ересей. В то же время, иудейский монотеизм был библейской религий, резко противопоставляющей себя как христианству, так и иранскому зороастризму.
Византийские и восточные источники сообщают7 о гонениях на христиан: местных и приезжих. При этом маленькое государство пыталось дистанцироваться от крупных империй. Возможно, именно желанием дистанцироваться от врагов и объясняется принятие иудаизма химьяритами.
К северу от Химьяра находился целый ряд арабских бедуинских протогосударств, находившихся в разной степени зависимости от Византийской империи и Сасанидского Ирана8.
В центральной части аравийского полуострова находилось крупное протогосударственное образование - Киндитское царство9. Оно было основано южноаравийскими кочевыми племенами, су-
6 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. С. 106.
7 Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. С. 283.
8 Большаков О.Г. История Халифата. Т. I. Ислам в Аравии 570-633 гг. М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. С. 40.
9 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. С. 18.
19
мевшими подчинить часть кочевых, полукочевых и оседлых племён Неджда, Хиджаза и Йемена. Основателем царства стал племенной вождь аль-ХуджруАкиль-аль-Мура. Его потомки сумели подчинить почти весь аравийский полуостров, дойти до границ Византии и Сасанидов. Первое время византийцы делали ставку на эту силу, пытались её использовать в рамках борьбы с Персией, но в итоге киндиты потерпели поражение от Лахмидов, постепенно приходя в упадок. Со временем византийцы перенесли свои надежды на относительно молодое племенное образование Гассанидов и в первой половине VI века киндиты под ударами Лахмидов окончательно исчезли с карты мира.
Вокруг киндитов располагалось большое количество более мелких племенных образований.
В западной части долины нижнего Евфрата находилось государство Лахмидов10 со столицей в городе аль-Хира. Лахмиды были вассалами сасанидских шахиншахов. Их наследные принцы часто воспитывались в Ктесифоне. В культурном плане Лахмиды пытались подражать персам и находились под очень сильным их влиянием. На землях Лахмидов были наиболее распространены несто-рианство, миафизитство, зороастризм и арабское язычество. Государство проводило весьма активную, но во многом не самостоятельную внешнюю политику. В начале VII века персы, по причине казавшегося им успеха в войне на Западе, окончательно расформировали неспокойное государство, переведя арабские племена под непосредственное и прямое управление своих чиновников.
На западе аравийского полуострова, в сирийских пустынях, располагалось царство Гассанидов11. Гассаниды были традиционными союзниками Рима. В 529 году Харис ибн Саалаб получил из рук императора титул патрикия и признания своего права на управления восточно-сирийскими землями. Гассаниды придерживались яковитского учения, находились под культурным влиянием римско-эллинистической цивилизации. Гассаниды не раз восставали против Рима. Они пытались вести самостоятельную политику,
10 Подробнее историю данного государственного образования см.: Мишин Д.Е. История государства Лахмидов М.: Садра, 2017.
11 Fisher G. Between Empires. Arabs, Romans, and Sasanians in Late Antiquity. Oxford - New York: Oxford University Press, 2011. P. 95.
20
активно посылая посольства не только к императору, но и ко всем соседям12. Их слабая сговорчивость привела к тому, что в 585 году царство было переведено под прямое управление византийскими чиновниками. В 629 году оно было временно восстановлено византийцами чтобы окончательно пасть под ударами армий исламских халифов.
В 40-е годы V века роль арабов в охране восточных границ значительно выросла. Начиная с 443 года, magister officiorum увеличил распространение пайков провизии в среде арабов-федератов13.
Постоянное напряженное отношение арабских государств друг с другом было причиной, по которой происходили взаимные войны. В 540 году между царём Лахмидов аль-Мундиром бин ан-Нуманом и Халидом ибн-Джабалом14, царём Гассанидов15, разгорелся спор из-за пастбищ в районе «Страта», располагавшимся к юго-востоку от провинции РИоетсе Libanensis. Ал-Мундир объявил о своих правах на эти территории и потребовал от правителя Гассанидов дань за пользование ими. В ходе начавшейся войны Юстиниан был вынужден заступиться за своего союзника, хоть он и не хотел вмешиваться в мелкие распри варварских племен. Есть основания полагать, что такой шаг был специально продуман Хосровом для того, чтобы вынудить Юстиниана нарушить вечный мир.
Самостоятельность арабов доставляла неудобства персам и римлянам. Например, Лахмиды были обязаны ежегодно отчитываться перед сасанидским царём16. В 561 / 2 Рим и Иран подписали еще один мирный договор, по которому взаимно ограничивали любые независимые действия своих арабских вассалов17.
В 580 г. Маврикий попытался вторгнуться в Персию через Аравию, но царь Гассанидов ал-Мундир предупредил персов, тем самым дав им время подготовиться к удару ромеев. Такое поведение
12 Fisher G. Between Empires. P. 118.
13 Greatrex G., Lieu S.N.C. Roman Eastern Frontier and the Persian Wars. Part II. AD 363-630. A Narrative Sourcebook. L.; N.-Y.: Routledge, 2002. P. 45.
14 В византийских источниках известен как Арефа, сын Габалы.
15 Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М: Наука, 1993. С. 55; С. 87-88.
16 Пигулевская Н.В. Византия на путях в Индию. С. 332.
17 Fisher G. Between Empires. P. 119.
стало одной из причин упразднения государства Гассанидов и превращения их в непосредственную провинцию империи.
Византийцы пытались взять под свой контроль также и враждебное химьяритское государство.
В VI веке малик Юсуф Масрук Зу Нувас (известный также как Асар) убил аксумского вассала Мадикариба Зу Шанатира18, объявил иудаизм государственной религией. Его приверженность иудаизму вызывала слухи и домыслы. Так, автор христианской «Хроники Сиирта» писал о том, что еврейские симпатии Иосифа Мас-рука происходили якобы от его матери еврейки - что, конечно, невозможно доказать или опровергнуть. Зу Нувас начал активно уничтожать и убивать христиан самыми жестокими способами. Впрочем, его действия не были односторонними: в Византии была сожжена синагога, а в Эфиопии убита группа иудейских купцов.
В 520 году аксумский малик Элла-Асбаха, известный в греко-римских источниках под именем Калеб и Еллисфей19, по итогам договора с императором Юстином I, сумел захватить Тафар и Над-жран. Зу Нувас начал ответное наступление. Договорившись о мирной сдаче Тафары и гарантировав жителям безопасность, он мирно вошел в город, после чего устроил там резню. Впоследствии она продолжилась в Хадрамамуте, Наджране и Маарибе. В 523 году обманом был взят Наджран, всех жителей которого, отказывавшихся принять иудаизм, заживо сжигали в ямах со смолой.
Подобные действия не могли не вызвать ответной реакции христианских держав. Аумейах, вероятно, представитель знати или духовенства, отправился просить помощь в Эфиопии и Византии.
В 525 году византийцы направили в Химьяр эфиопские армии, сведя собственное участие к минимуму20. Зу Нувас был побеждён и царем был провозглашен эфиопский ставленник Сумайфа Ашва, сразу же признавший себя вассалом абиссинского царя. В 533 г. эфиопские воины и местное ополчение повстанцев, успевшие пустить корни в Йемене, свергли и изгнали его.
18 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. С. 21.
19 Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М: Наука, 1993. С. 64.
20 Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. С. 22.
22
В результате нескольких переворот к власти в Йемене пришел христианин-халкидонянин Абраха аль-Ашрам, признавший также себя вассалом Аксума. Вероятно, Абраха имел давние связи с эллинистическим миром. Прокопий Кесарийский писал о нём, как о выкупленном рабе какого-то римского купца21.
Сразу же после победы эфиопов и Абрахи Юстиниан направил к нему послов. Император потребовал от эфиопов вытеснения персидских посредников на рынке шелка, от йеменцев - объединения с «арабами маддины» для нападения на Сасанидов. Однако цари не имели достаточно сил для прямой борьбы с Сасанидской державой. Абраха пытался укрепить в Йемене греческое христианство, в противовес эфиопскому миафизитству и проиранскому несторианст-ву. Также Йемен вступил в борьбу с проиранскими арабскими племенами Лахмидов22. Постоянные походы на север и войны с ними Абрахи нашли отражение в традиции арабов. В Коране войнам Абрахи уделена целая сура аль-Филь (Слон). По преданию, в 570 году он с войском из боевых слонов двигался на север через Мекку. Увидев город, он захотел уничтожить Каабу, которую посчитал языческим идолом. Но войско, приступившее к уничтожению арабской святыни, было неожиданно уничтожено. Но, как и чем уничтожено, до конца не понятно. По арабскому преданию, оно было разбито прилетевшими птицами, которые побили врагов камнями. «1(1). Разве ты не видел, как поступил Господь твой с владельцами слона? 2(2). Разве Он не обратил их козни в заблуждение? 3(3). И послал Он на них птиц стаями? 4(4). Бросали они в них камни из обожженной глины. 5(5). И сделал Он их точно нива со съеденными зернами»23. Жизнь и деятельность Абрахи, как и большинства йеменских царей, была покрыта легендами и преданиями.
Установление провизантийской власти в Йемене вызвало резкое противодействие персов. Хосров I Ануширван использовал представителей местной знати, находящейся в оппозиции к Абрахе и его преемникам, а именно воспитывавшегося при иранском дворе Сайфа Зу-Йазана, потомка одного из эфиопских царей Йемена,
21 Прокопий Кесарийский. Война с персами. С. 65.
22 Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. С. 192.
23 Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. Изд. 2-е. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. С. 508.
23
свергнутого Абрахой. В 70-е годы царь Хосров Ануширван отправил йеменского вышеупомянутого принца с небольшой армией24.
Борьба между сторонниками обеих династий окончательно разобщила страну, чем активно воспользовались персы.
Йаксум, сын Абрахи, правил после смерти своего отца25. В 570-х годах Сайф Зу-Йазан, внук Сумайфа Ашвы и воспитанник шаха Хосрова I Ануширвана, росший при Ктесифонском дворе, получил от царя право на захват земель своего пращура. Хосров выделил небольшой отряд численностью примерно в восемь сотен человек и восемь кораблей, хотя два корабля были потеряны по пути в Аравию. В Химьяре к их числу присоединились повстанцы из Йаксума. Ибн Мискавейх писал об этом следующее: «и отправил он людей в аль-Хабаш, армию из ад-Дайлама, чтобы они убилиабиссинца, виновного в воровстве [власти] в Йемене»26.
В 577 г. Сайф вступил в Сабию, столичную область Химьярит-ского государства и объявил себя маликом. Сайф постоянно воевал с эфиопами, в бою с которыми и погиб. Эфиопы отдали власть Масруку, одному из младших сыновей Абрахи. Масрук не сумел удержать власть: против него восстали племена центральной Аравии и даже местные отказывались ему подчиняться. В стране начался экономический упадок, Марибская плотина была разрушена, что привело к падению урожаев. Коран в суре Саба следующим образом описывает упадок Мариба в данный период: «14(15). У Саба в их жилище было знамение: два сада справа и слева - питайтесь уделом вашего Господа и благодарите Его! Страна благая, и Господь милосердный! 15(16). Но они уклонились, и послали Мы на них разлив плотины и заменили им их сады двумя садами, обладающими плодами горькими, тамариском и немногими лотосами»27. Конечно, Коран и арабо-мусульманские источники объясняют падение Йемена неверием его населения, а не внутренними раздорами, но, тем не менее, кар-
24 Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М.: ИВ РАН, 2014. С. 555.
25 Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. С. 196.
26 Ibn Miscawayh. Tajarib al-Umam. V. 1. / Edited, annotanted & introduced by A. Emami, Ph.D. Tehran: Soroush Press, 1379 (2001). P. 183. (In Arabian).
27 Коран / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. С. 352.
24
тину упадка они рисуют достаточно ярким образом. Их сведениям, как современникам тех событий, нет оснований не доверять.
Понимая, что ситуация складывается удобно для них, шахиншах Хосров II Парвиз отказался от стратегии установления марионеточных царьков и перешли к политике прямого управления Йеменом. В 599 г. персидский полководец Вахриз привёл в Аравию четырёхтысячное войско. Химьяритская знать, уставшая от слабой власти Масрука и нестабильности, перешла на сторону персов. Химьяр потерпел поражение, а сам Масрук погиб. Химьяр был объявлен непосредственной сатрапией Эраншахра28.
В седьмом веке Византия уже не имела сил и возможности для борьбы в этом дальнем регионе, смирившись со своим поражением.
В борьбе за важный, с торговой точки зрения, Аравийско-Красноморский регион, несмотря на все попытки влияния - использование третьих сил, попытки религиозного влияния, византийцы потерпели сокрушительное поражение. В итоге регион был потерян византийцами, но и персы укрепились ненадолго: уже через полвека Йемен, как, впрочем, и сама Персия, были покорены арабами.
Победе Сасанидов способствовала большая активность персов, их взаимодействие с местными элитами, прямое использование противоречий внутри страны и военное вмешательство. Византийцы же предпочитали перекладывать деятельность на Аксумское царство, чуждое для Йемена и значительно более слабое, чем Саса-нидский Иран. Просчеты императора Юстиниана привели в итоге к окончательной потере важного региона и установлению там непосредственной власти Сасанидов. Регион был потерян для византийского влияния. Можно предположить, что частая смена стратегии связана как с личным характером сменявшихся правителей, так и с геополитическими условиями: ослабшая Византия не могла позволить себе распыление сил, а Сасаниды же наоборот убедились в невозможности использования иного метода, кроме прямого военного вмешательства.
Таким образом, можно прийти к заключению, что византийско-персидское военное соперничество закончилось безрезультатно для
28 Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван. С. 556.
25
обеих сторон. Обе страны просто не имели достаточных сил для окончательной стратегической победы. Византийско-персидские войны велись по всей границе: от Кавказа до Красного моря. И, если в прямом столкновении на границе, победа была на стороне византийцев, то в Аравии, они полагались на третьи силы, и всегда проигрывали. Торговые пути так и не перешли под полноценный контроль ни одной из сторон: в результате сферы влияния практически не менялись веками.
В итоге, можно сделать вывод, что многочисленные войны, в которых применялись все методы, все способы, все инструменты борьбы, просто разорили обе империи. Особенно сильно экспансионизм ослабил персов, не сумевших, в отличие от Византии, выстоять под ударами арабских завоевателей.