ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 1
Д.Е. Мишин
КИНДИТСКИЙ ЦАРЕВИЧ АБУ-ЛЬ-ДЖАБР
И САСАНИДСКИЙ ЦАРЬ ХОСРОВ I АНУШИРВАН
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт
востоковедения Российской академии наук
107031, г. Москва, ул. Рождественка, д. 12
Настоящая статья посвящена одному из эпизодов борьбы великих держав средневековья за господство над Аравией - попытке интервенции Сасанидов с помощью бежавшего к ним царевича из южноарабского (кахтанитского) племенного объединения Кинда - Абу-ль-Джабра (середина VI в.). Инициатива Абу-ль-Джабра стала результатом междоусобиц, которые начались среди киндитов после того, как те их них, кто в ходе завоеваний V - начала VI в. продвинулись на северо-восток Аравийского полуострова, потерпели поражение от Сасанидов и Лахмидов и ушли в Хадрамаут. Этот период в истории киндитов сравнительно мало изучен (особенно - по сравнению с более ранним временем); в статье сделана попытка восстановить ход и хронологию событий. Для Сасанидов обращение к ним Абу-ль-Джабра стало шансом закрепиться в южной части Аравийского полуострова, особенно ценным после обострения противоборства с эфиопским правителем Йемена Абрахой в начале 50-х годов VI в.
Ключевые слова: Аравия; Кинда; Абу-ль-Джабр; Сасаниды; Хосров I Ануширван.
История киндитского царевича Абу-ль-Джабра, который, проиграв в борьбе за власть, обратился за помощью к сасанидскому ша-ханшаху Хосрову I Ануширвану (531-579), получил от него войско, но во время похода был отравлен персами - сюжет, который мог бы лечь в основу романа. Он был популярен в Средние века, однако в источниках мы видим его нечасто. Большая часть его переложений появилась из-за того, что об Абу-ль-Джабре упомянул в своей поэме аль-Касйда аль-максура1 поэт и ученый Ибн Дурайд (837-933), и комментаторы подробно рассказали, о ком идет речь.
Мишин Дмитрий Евгеньевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук (e-mail: [email protected]).
1 Буквально - «Поэма, в которой строфы заканчиваются на букве алиф без знака продолжительности мадда». Средневековые арабские поэты не давали своим творениям названий, и их стихи нередко обозначали по конечной букве в строфе.
Изолированность этих сообщений усугубляется тем, что авторы исторических сводов, из которых мы в основном черпаем сведения о событийной истории Аравии, очень мало говорят о положении дел у киндитов в середине и второй половине VI в. Рассказы средневековых авторов сосредоточены на свершениях царя-полководца аль-Хариса Ибн 'Амра Воителя (аль-харраб) и заканчиваются известиями о разгроме киндитов Хосровом Ануширваном и подчиненным ему лахмидским правителем Хиры аль-Мунзиром III (512/13-554), а также бегстве царевича и поэта Имру-ль-Кайса в Византию2. Впоследствии подробные рассказы о киндитах появляются только применительно к 30-м годам VII в., в контексте противостояния их вождей мусульманскому государству.
Всё это ставит задачу воссоздания картины событий.
Эту работу следует начать с рассказа о предшествующих событиях. В V в. южноарабское (кахтанитское) племенное объединение Кинда (киндиты) было подчинено правителям державы Химьяра и Сабы (Йемен). По их указанию, правители киндитов вели экспансию в центре и на севере Аравии. К концу V в. киндиты вышли к границам Византии и Сасанидской державы. Нападения на Византию были отбиты, но на востоке киндиты действовали успешнее. Им удалось нанести удар лахмидским правителям Хиры, которые были подчинены Сасанидам и служили проводниками их политики среди арабских племен. После смерти лахмидского царя Имру-ль-Кайса III (505/06-512/13) аль-Харис Воитель захватил Хиру. Сын Имру-ль-Кайса аль-Мунзир III был вынужден бежать. Затем при активном участии сасанидского царя Кавада I (488-498/99, 501-531) было до-
2 Примерно так же поступают и исследователи XX-XXI вв. (Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Olinder G. The Kings of Kinda of the Family of Äkil al-Murar. Lund, 1927; Smith S. Events in Arabia in the 6th Century A.D. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London. Vol. 16. No. 3 (1954). P. 425-468; аль-Кинди 'А. Дираса мустафйда 'ан Кинда уа даури-ха фй-ль-джазйра аль-'арабиййя [Подробное исследование о [племени] Кинда и его роли на Аравийском полуострове]. Джидда, 2000. С. 79-97; СакальД. Аль-'араб фй-ль-'аср аль-джахилй [Арабы в эпоху джахилии]. Бейрут, 1995. С. 127-130; Фаррух 'У. Тарйх аль-джахилиййя [История джахилии]. Бейрут, 1964. С. 86-94; аш-ШайхX. Аль-'араб кабла-ль-ислам [Арабы до ислама]. Александрия, 1993. С. 165-171). Во всех указанных работах известия о походе Абу-ль-Джабра не рассматриваются вовсе. В подробной истории арабов в доисламское время, принадлежащей перу Дж. 'Алй, есть раздел, посвященный киндитам, однако Абу-ль-Джабру в нем посвящен лишь один изолированный фрагмент. При этом Дж. 'Алй приводит лишь один (самый поздний) из пересказов сообщения о поездке киндитского царевича к сасанидскому царю и даже не пытается поместить его в исторический контекст ('Алй Дж. Аль-муфассаль фй тарйх аль-'араб кабла-ль-ислам [Подробное повествование об истории арабов до ислама]. Багдад, 1993. Ч. 3. С. 373-374).
стигнуто урегулирование. Киндиты аль-Хариса стали вассалами Кавада (оставив, тем самым, правителей Химьяра и Сабы) и ушли в сасанидские владения.
Хотя тогда это решение было удачным, в долгосрочной перспективе аль-Харис не оправдал надежд Кавада. Последний намеревался с его помощью распространить свою власть на арабские племена Аравии, однако это не увенчалось успехом. Это привело к разрыву, и в конце 20-х - начале 30-х годов VI в., при Каваде или Хосрове Ануширване, Сасаниды вместе с Лахмидами начали наступление на киндитов. Аль-Харис бежал, предположительно служил Византии и вскоре погиб. Примерно тогда же сошли с арены сыновья аль-Хариса, которых он поставил своими наместниками над арабскими племенами. Наиболее заметный из них, Салама, победил в междоусобице своего брата Шурахбйля, а затем боролся с аль-Мунзиром III, но потерпел поражение и погиб3.
С этого времени начинается тот «темный» период истории кин-дитов, о котором говорилось выше. События той эпохи можно восстановить примерно так. После ухода старших сыновей аль-Хариса на первый план вышли их дети, из которых первым в источниках называется 'Амр Акхаль Ибн Абй Кариб Ибн Кайс Ибн Салама, который, судя по его имени, должен быть правнуком Саламы. Хотя эта родословная встречается в источниках, считающихся достоверными, у Хишама аль-Кальби (род. ок. 737 г., ум. в 819 или 821 г.) и Мухаммада Ибн Хабйба (ум. в 860 г.)4, контекст заставляет усомниться в их правильности. 'Амр Ибн Абй Кариб жил и действовал значительно ранее 552 г. (см. ниже). Трудно представить себе, что в те годы предводителем киндитов стал правнук того самого Саламы, который в 30-е годы VI в. боролся с аль-Мунзиром III. Можно лишь предположить, что 'Амр был провозглашен предводителем кинди-тов в детстве; неизвестные силы, которые сделали это, нуждались в нем как в потомке аль-Хариса, унаследовавшем право на власть. Но возможно, что средневековые рассказчики ошибаются и включают в родословную 'Амра лишних предков.
С именем 'Амра источники связывают переселение киндитов в Хадрамаут. Известия об этом переселении в источниках подчас не-
3 Более подробно об этом см.: Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017. С. 108-162.
4 Насаб Ма'адд уа-ль-Йаман аль-кабйр ли Аби-ль-Мунзир Хишам ... аль-Кальби [Большая книга о родословных ма'аддитов и йеменцев Абу-ль-Мунзира Хишама аль-Кальби]. Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988. С. 170; Китаб аль-мухаббар ли ... Мухаммад бин Хабиб. Изд. Е. Lichtenstadter. Хайдарабад, 1942. С. 370.
ясны, однако выявить следы исходного сообщения всё же возможно. Наиболее правдоподобным кажется рассказ Ибн Хабйба, согласно которому 'Амр призвал оставшихся (после поражения Саламы) киндитов примкнуть к их соплеменникам на юге Аравии. Киндиты ушли в Хадрамаут5.
Воссоединение разделенного народа ассоциируется с солидарностью, однако в данном случае дело обернулось по-другому. Начался конфликт между 'Амром и теми, кто пришел с ним, с одной стороны, и киндитами, жившими на юге Аравийского полуострова - с другой. Последние провозгласили царем Ма'дйкариба Ибн Му'ауию из рода Бану Джабала. Вероятно, причиной противоборства стало расхождение интересов киндитских элит: сторонники 'Амра стремились воссоздать царство аль-Хариса во главе с его потомками, а местные роды противились этому. В пользу этого говорит дальнейшее развитие событий. Через какое-то время 'Амр умер, и его место во главе «партии переселенцев» занял 'Амр Ибн Йазйд, который в источниках предстает как внук Шурахбйля, погибшего в междоусобице с Саламой. Объяснить этот переход власти сложно из-за недостатка сведений. 'Амр, ставший правителем еще в детстве, мог и не иметь детей, способных сменить его у руля власти, однако в роде Саламы, вероятно, были кандидаты на престол. Салама после сражения с Шурахбйлем имел репутацию братоубийцы, но нельзя утверждать, что это повлияло на ход событий. Достаточно вспомнить, что сын Шурахбйля Йазйд, т.е. отец 'Амра Ибн Йазйда, участвовал на стороне Саламы в его последнем сражении с аль-Мунзиром6.
Борьба перешла в активную фазу. Заручившись поддержкой ряда киндитских племен, в том числе ас-Сакун, 'Амр Ибн Йазйд выступил в поход на Бану Джабала. Противники встретились в месте, название которого пишется в источниках как Д.и(й).ка1 или Сайка(т)8. Поначалу сторонники Ма'дйкариба отступали, но затем пошли в контрнаступление, и победа стала склоняться на их сторону. 'Амр Ибн Йазйд и его брат аль-Хумам попали в плен. Но теперь уже войска 'Амра Ибн Йазйда нанесли контрудар, отбили его и аль-Хумама и нанесли противнику поражение.
5 Китаб аль-мухаббар... С. 310.
6 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 158.
1 Аль-ансаб ли ... аль-'Аутабй ас-Сухарй [Родословные ... аль-'Аутабй ас-Сухарй]. Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006. С. 427.
8 Так у Иакута (1179-1229), который, ссылаясь на Абу Ахмада аль-'Аскарй (906-993), сообщает, что в этом месте произошло одно из сражений арабов (аййам аль-'араб) (Му'джам аль-бульдан ли ... Йакут [Справочник по странам и поселениям ... Йакута]. Бейрут, 1911. Т. 3. С. 439), не объясняя, впрочем, о какой битве идет речь.
То была, однако, пиррова победа. 'Амр Ибн Йазйд и аль-Хумам умерли среди своих от полученных ран. В источниках мы находим упоминание о том, что сторонники 'Амра ослабели и более не могли продолжать войну. Вероятно, их войско было обескровлено потерями. Кроме того, племенные ополчения, одержав победу, скорее всего разошлись по своим местам обитания, и «партия переселенцев», лишившись союзников, уже не представляла собой значительной силы. Между противниками начались переговоры, и в конце концов уцелевшие сторонники 'Амра Ибн Йазйда признали над собой власть Ма'дйкариба.
Эта реконструкция событий, основанная главным образом на недавно опубликованном трактате аль-'Аутабй ас-Сухари (жил между началом X и началом XIII в.) о родословных арабов9, подтверждается кратким известием Хамзы аль-Исфаханй (род. ок. 893 г., ум. между 961 и 970/71 гг.) - автора единственного всеобъемлющего исторического свода, где упоминается об этих событиях - о том, что после падения царства аль-Хариса и его сыновей власть перешла к Бану Джабала Ибн 'Адй, а затем - к Ма'дйкарибу10.
На этом этапе на исторической арене появляется Абу-ль-Джабр. Называя его так, мы должны понимать, что вопрос о его имени еще не решен до конца. У ряда средневековых авторов мы видим не Абу-ль-Джабр, а Абу-ль-Хайр. Предпочтение к первой из этих форм вызвано тем, что царевич, о котором говорится в повествовательных источниках, вероятно, тождествен предводителю киндитов Аб.г.б.р-у ( 'bgbr), упомянутому в надписи эфиопского правителя Йемена Абра-хи в Бир-Мурайгане11; по крайней мере, никто лучше его не подходит для такой идентификации. Расстановка огласовок в форме аль-Дж.б.р основана на одном стихе ан-Набиги аль-Джа'дй (жил в первой половине VII в.)12, где требованиям метрики удовлетворяет только форма Абу-ль-Джабр. Ибн Кутайба (828-889) разъясняет, что Абу-ль-Джабр,
9 Аль-ансаб ... С. 426- 428.
10 Китаб тарйх сунй мулук аль-ард уа-ль-анбийа'. Та'лйф Хамза ... аль-Исфаханй [История лет царей земли и пророков. Сочинение Хамзы ... аль-Исфаханй]. Berlin, 1921/22. С. 93.
11 Эта надпись известна как Ry 506 Murayghan 1. В том, что касается южноаравийских надписей, автор основывается на реконструкциях текстов и переводах в базе данных Университета Пизы «Корпус южноаравийских надписей» (Corpus of South Arabian Inscriptions, CSAI), размещенной на сайте www.dasi.humnet.unipi.it. Эта база данных представляет собой синтез работ исследователей по каждой надписи. Относительно текста надписи см. также: Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes // Le Muséon. LXVI, 3-4. 1953. P. 278; Smith S. Op. cit. P. 435.
12 Дйуан ан-Набига аль-Джа'дй [Собрание стихов ан-Набиги аль-Джа'дй]. Изд. У. ас-Самад. Бейрут, 1998. С. 94.
упоминаемый в стихе - из киндитов13. Для времени, о котором мог говорить ан-Набига аль-Джа'дй, известен только Абу-ль-Джабр, о котором идет речь в настоящей работе. С другой стороны, форма Абу-ль-Джабр может быть и именем, и куньей (кунйа) - частью арабского имени, указывавшей на сына (обычно - первенца) ее носителя. Ибн Халликан (1211-1282) приводит два сообщения, из которых по одному Абу-ль-Джабр было именем царевича, а по другому - его куньей14. Напротив, у ат-Тибрйзй (1030-1109) и аль-Маккй (1698/99-1766/67) мы читаем, что имя Абу-ль-Джабра совпадало с его куньей15.
Согласно родословной Абу-ль-Джабра у средневековых авторов он был сыном 'Амра Ибн Йазйда и, соответственно, правнуком Шурахбйля16. Здесь мы тоже вправе поставить вопрос о том, не включают ли эти родословные не существовавших предков. Аб.г.б.р, как отмечено ранее, появляется в надписи Яу 506 Murayghаn 1. Согласно тексту надписи он, командуя отрядом киндитов, принял участие в очередном походе Абрахи против арабских племен; кампания имела место в 552 г. В то же время аль-'Аутабй отмечает, что во время противоборства между 'Амром Ибн Йазйдом и Ма'дйкарибом Абу-ль-Джабр был еще подростком11. Значит, Абу-ль-Джабр должен был появиться на свет самое позднее в начале 30-х годов VI в., когда Шурахбйль погиб в сражении с Саламой. Трудно сказать, насколько это возможно.
Дата похода Абрахи позволяет расставить и другие хронологические ориентиры. Обратим внимание, что во время похода киндит-ским войском командовал Абу-ль-Джабр, а не 'Амр Ибн Йазйд. Видимо, последнего тогда уже не было в живых, а Абу-ль-Джабр достиг возраста, в котором мог управлять войском. Вспомним, что во время гибели 'Амра Ибн Йазйда Абу-ль-Джабр был ребенком. Получается, что Ма'дйкариб одержал победу над Амром Ибн Йазйдом примерно в конце 30-х - начале 40-х годов VI в., а над 'Амром Акхалем - за
13 Китаб аль-ма'ани аль-кабир фи абйат аль-ма'ани ли Ибн Кутайба ад-Динавари [Большая книга значений о стихах со скрытым смыслом Ибн Кутайбы ад-Дйнаварй]. Изд. К Кгепко^ Бейрут, 1953. С. 1225.
14 Уафайат аль-а'йан уа анба' абна' аз-заман ли ... Ибн Халликан [Кончины выдающихся людей и известия о сыновьях времени ... Ибн Халликана]. Изд. И. 'Аббас. Бейрут, 1977. Т. 6. С. 355.
15 Шарх Максурат Ибн Дурайд. Сан'ат ... ат-Тибризи [Объяснение Максуры Ибн Дурайда. Сочинение ... ат-Тибризи]. Изд. Ф. Кабауа. Бейрут, 1994. С. 23; Нузхат аль-джалйс уа мунйат аль-адйб аль-анйс. Та'лйф ... аль-Маккй [Развлечение сидящего рядом и услада друга-словесника]. Кумм, 1967. Т. 1. С. 484.
16 Аль-ансаб ... С. 428; Китаб аль-мухаббар ... С. 310; Насаб ... С. 110. 11 Аль-ансаб ... С. 428.
некоторое время до этого, хотя и не ранее начала 30-х годов VI в., когда были разгромлены аль-Харис Воитель и его сыновья.
Поскольку Абу-ль-Джабр, как будет показано далее, погиб во время похода, в который он пошел с сасанидским войском, мы должны относить дату его смерти к периоду времени после 552 г. Этот период достаточно длителен; он может охватывать и время после 572 г., когда Йемен был завоеван Сасанидами. Но маловероятно, чтобы Абу-ль-Джабр обратился к сасанидскому царю после 572 г. Будь это так, царь мог бы не отправлять свои войска в поход вдоль побережья Аравии; а решить проблему силами наместника Йемена. В то же время согласно рассказу аль-'Аутабй Абу-ль-Джабр начал борьбу за власть вскоре после того, как подрос (см. далее). Это указание кажется вполне логичным и соответствующим историческому контексту. Права Абу-ль-Джабра на власть и верховенство среди киндитов основывались на том, что он - сын 'Амра, потомок Шурахбйля и аль-Хариса Воителя. Но чем дальше шло время, чем больше уходил в прошлое 'Амр, тем менее весомыми становились притязания Абу-ль-Джабра. Всё это приводит к выводу о том, что Абу-ль-Джабр начал борьбу с Ма'дйкарибом вскоре после похода 552 г.
Но и если рассматривать действия Абу-ль-Джабра в контексте ситуации тех лет, вопросы остаются. Из той роли, которую сыграл Абу-ль-Джабр в этом походе, видно, что он подчинялся Абрахе, который, в свою очередь, признавал за ним верховенство хотя бы над частью киндитов. Видимо, киндиты, придя в ходе своего переселения к границам Йемена, вновь стали вассалами его правителей. Странно, что аль-Джабру в этой ситуации потребовалась помощь сасанидского царя. Этот аспект ясен меньше всего. Источники не содержат сведений, позволяющих пролить на него свет. Согласно наиболее подробному рассказу аль-'Аутабй Абу-ль-Джабр призвал Бану-ль-Харис аль-Асгар, т.е., насколько можно судить, самое значительное племя в киндитском племенном объединении, провозгласить его царем. Вожди этого племени согласились, но Ма'дйкариб стал подговаривать их убить Абу-ль-Джабра. Не чувствуя себя в безопасности, Абу-ль-Джабр уехал к своим сторонникам и призвал на помощь союзников отца - племя ас-Сакун. Но сторонники Абу-ль-Джабра покидали его. Наконец он, отчаявшись исправить положение, объявил оставшимся сподвижникам, что собирается уехать, чтобы просить помощи у одного из могущественных царей, и спросил совета, к кому лучше обратиться. Первоначально стоял выбор между византийским императором и сасанидским царем. Но затем один
из приближенных Абу-ль-Джабра напомнил ему о судьбе Имру-ль-Кайса, которого, согласно арабским сказаниям, византийский император погубил, прислав ему пропитанную ядом одежду18. Сведения других авторов в целом сходятся с этим рассказом. По словам ат-Тибрйзй Абу-ль-Джабр стремился править после Ма'дйкариба Ибн Уалй'и (должно быть, имеется в виду Ма'дйкариб Ибн Му'ауия), но йеменцы захватили власть и заставили его удалиться в его резиден-цию19. Ибн Халликан отмечает, что против Абу-ль-Джабра восстали его соплеменники20. Об Абрахе или его преемнике в этих сообщениях не упоминается. Разумеется, арабы, даже современники, не были посвящены в тайны политики эфиопских правителей Йемена, но мы не видим на стороне Абрахи ни походов, ни каких-либо иных заметных действий. Остается предполагать, что по какой-то причине правитель Йемена отвернулся от Абу-ль-Джабра. Возможно, Ма'дйкариб, который, как мы видели, побуждал сторонников Абу-ль-Джабра убить его, интриговал против своего противника и при дворе эфиопского правителя Йемена и добился успеха.
В рассмотренных ранее сообщениях Абу-ль-Джабр, лишившись части сторонников, ушел в свой «оплот» (асима). Им было, вероятно, селение Й.т.р.б в Хадрамауте. Аль-Хамданй, а с его слов - и Йакут, утверждают, что там поселились киндиты, и какое-то время пребывал Абу-ль-Хайр Ибн 'Амр21, которого следует отождествить с Абу-ль-Джабром.
Мы подходим к рассказам о поездке Абу-ль-Джабра к сасанидско-му царю. В них отчетливо видны два разных, хотя и похожих друг на друга, сюжета. Большинство авторов просто сообщают, что Абу-ль-Джабр направился к царю. В версии аль-'Аутабй Абу-ль-Джабр поехал в Оман (находившийся тогда под контролем Сасанидов), а оттуда попал в Ирак. Сасанидский царь дал ему войско (его численность называет только аль-'Аутабй - четыре тысячи человек), которое начало поход вдоль побережья Аравии. Целью похода был Хадрамаут. Но уже в Казиме персидские воины начали страдать от тягот похода по пустынной и безводной земле. Наконец сасанидские военачальники решили прекратить поход. Они подговорили повара, и тот подмешал Абу-ль-Джабру в пищу яд. Абу-ль-Джабр почувство-
18 Аль-ансаб ... С. 428.
19 Шарх 1994 ... С. 23.
20 Уафайат ... Т. 6. С. 355.
21 Сифат Джазйрат аль-'араб. Та'лйф ... аль-Хамдани [Описание Аравийского полуострова. Сочинение ... аль-Хамдани]. Изд. М. аль-Хауалй. Сана, 1990. С. 170; Му'джам ... Т. 5. С. 429.
вал себя плохо, и тогда сасанидские военачальники предложили ему написать царю, что их помощь более не требуется. Абу-ль-Джабр написал такое письмо, и персидское войско ушло обратно. Затем боли, от которых страдал Абу-ль-Джабр, утихли, и он отправился в Таиф, где его лечил аль-Харис Ибн Калада ас-Сакафй, известный как «врач арабов» (табиб аль- 'араб). Оправившись от болезни, Абу-ль-Джабр одарил врача и вновь направился в Йемен. Но в пути болезнь неожиданно вернулась к нему, и он умер22.
Другой сюжет обнаруживается только у ат-Тибрйзй. Здесь Абу-ль-Джабр тоже является к сасанидскому царю, однако их встреча описана более подробно. Абу-ль-Джабр представился одним из правителей Йемена, просил войско, чтобы отвоевать утраченную царскую власть, и обещал, что, если получит престол, приедет вместе со сподвижниками к царю и примет его вероучение. Царь спросил, с каким войском Абу-ль-Джабр предпочел бы отправиться в поход - с десятью тысячами человек, которые при стрельбе из лука поражают цель через раз, или с четырьмя тысячами тех, кто никогда не промахивается. Абу-ль-Джабр выбрал четыре тысячи отборных воинов. Оставив в заложниках своего дядю Шурахбйля, он выступил в поход с этим войском, но в Казиме среди персов начался ропот. Интересно, что здесь персы выказывают не недовольство тяготами похода, а недоверие к Абу-ль-Джабру, полагая, что он хочет использовать их как орудие в борьбе, а затем поставить себе на службу. В конце концов персы отравили Абу-ль-Джабра, но аль-Харис Ибн Калада ас-Сакафй, явившись к царевичу, излечил его. Тем не менее Абу-ль-Джабр через какое-то время умер, и предводитель персидского войска сообщил об этом царю. Тот велел войску уходить обратно, и персы оставили Аравию. Царь получил известие, что его воины отравили Абу-ль-Джабра и сказал, что, знай он это точно - распял бы их, поставив кресты от Казимы до Ктесифона. Вслед за этим царь отпустил Шурахбйля23.
22 Аль-ансаб ... С. 429; Нузхат ... Т. 1. С. 484; Уафайат ... Т. 6. С. 355-356; аль-Фауа'ид аль-махсура фи шарх аль-Максура. Та'лйф Мухаммад бин Ахмад бин Хишам аль-Лахмй [Приобретенные блага в объяснении аль-Максуры. Сочинение Мухаммада бин Ахмада бин Хишама аль-Лахмй]. Изд. А.'А. 'Аттар. Бейрут, 1980. С. 177-178; Шарх Максурат Ибн Дурайд аль-мансуб ила аль-Джауалйкй [Объяснение Максуры Ибн Дурайда, приписываемое аль-Джауалйкй]. Изд. Х.С. ад-Дамин, 'А.А. ат-Тикрйтй // аль-Маурид. № 16/3 (1987). С. 117-119. Из всех авторов, на труды которых даны ссылки, только самый поздний, аль-Маккй, указывает источник информации. Согласно ему данный фрагмент принадлежит Абу Хатиму, т.е., по всей вероятности, Абу Хатиму Сахлю ас-Сиджистанй (ум. в 869 г.).
23 Шарх 1994 ..'. С. 23.
Очевидные различия в сюжетах не позволяют утверждать, что мы имеем дело с различными переложениями одного и того же рассказа. Скорее рассказов было несколько, и это свидетельствует в пользу достоверности истории в целом: ее нельзя объявить вымыслом одного рассказчика. Рассказы сходятся в том, что мог видеть и непосвященный: Абу-ль-Джабр с сасанидским войском пошел в поход, но умер, не достигнув цели. Видимо, это были реально имевшие место события, которые дали основу для различных сказаний, в частности - о том, как персы «извели» Абу-ль-Джабра.
Интерпретация этих рассказов затрудняется скудостью имеющегося материала, однако некоторые наблюдения тем не менее можно сделать. Выше было сделано предположение о том, что эфиопский правитель Йемена принял сторону Ма'дйкариба, а не Абу-ль-Джабра. Если так, последний должен был понимать, что ему придется сражаться не только с киндитами, но и с эфиопами и теми племенами, которые они мобилизуют. Становится понятным желание Абу-ль-Джабра выступить в поход с войском, посланным сасанидским царем. Само присутствие этого войска показывало, что за Абу-ль-Джабром стоит сила, ничуть не менее значительная, чем эфиопский правитель Йемена; это, в свою очередь, повышало шансы царевича найти поддержку у арабских племен. С этой целью Абу-ль-Джабр не скупился на обещания.
Небезынтересно посмотреть на эти события и с точки зрения Сасанидов и Лахмидов. В 50-е годы VI в. в Аравии сложилась непростая ситуация. Между октябрем 547 г. и январем 549 г. Абраха, как это видно из его марибской надписи (CIH 541), принял сасанидских и лахмидских послов. Но к достижению устойчивого компромисса это не привело. В 552 г. Абраха предпринял поход на север и в центральной части Аравии столкнулся с силами 'Амра - сына и будущего преемника аль-Мунзира III. Именно в этом походе на стороне Абрахи выступал Абу-ль-Джабр. Поход завершился установлением над рядом племен своего рода кондоминиума: их правителем был признан Амр, но он считался назначенцем (и, следовательно, наместником) Абрахи. Этот сложный и, возможно, по-разному понимавшийся сторонами компромисс оказался недолговечным, и в 553-554 гг. Абраха предпринял новый поход, изгнал 'Амра и вторгся в область Бахрейна, где достиг области главного оплота Сасанидов - аль-Хатта (Пуньят-Ардашир).
Эта реконструкция событий основана на южноаравийских надписях CIH 541, Ry 506 Murayghän 1, Murayghän 324. Для более позднего времени у нас, к сожалению, нет никаких сведений. Но нетрудно представить себе, какой интерес должны были вызвать у Хосрова I Ануширвана предложения Абу-ль-Джабра. Царевич из рода аль-Хариса Воителя мог стать вождем, вокруг которого сплотились бы не только киндиты, но и другие племена Аравии. Это, в свою очередь, давало возможность нанести сильный удар эфиопскому правителю Йемена, положить конец его экспансии, а потенциально - особенно в случае принятия Абу-ль-Джабром зороастризма - и утвердиться в Южной Аравии. Переход Абу-ль-Джабра в зороастризм, вероятно, казался возможным. Так в свое время поступил его предок, аль-Харис Воитель, а он был обязан Каваду в намного меньшей степени, чем Абу-ль-Джабр Хосрову.
В рассказах об Абу-ль-Джабре совершенно не фигурируют Лахмиды, которые, как проводники политики Сасанидов в Аравии, должны были бы участвовать в походе. В сообщениях источников о Лахмидах Абу-ль-Джабр даже не упоминается. Разумеется, делать выводы на основании отсутствия упоминаний в источниках - тем более в данном случае, когда до нас дошло лишь несколько разрозненных рассказов - было бы неверно. Нельзя исключать, что и Лахмиды так или иначе участвовали в походе Абу-ль-Джабра. Но следует отметить, что для Лахмидов время, в которое, вероятно, произошли рассматриваемые события, было сложным. В 554 г. в сражении с подчиненными Византии Гассанидами погиб аль-Мунзир III. 'Амру, назначенному новым правителем Хиры, пришлось бороться с племенным объединением Бану Таглиб, отказавшимся признавать его власть. Возможно, эпизод с Абу-ль-Джабром пришелся на то время, когда 'Амр был отвлечен борьбой на другом направлении и не мог сыграть заметной роли в походе.
После похода Абу-ль-Джабра политическая ситуация в Аравии вошла в привычную колею. 'Амр (сын аль-Мунзира III), утвердившись у власти, возобновил экспансию в Аравии и постепенно распространил свое влияние на юго-запад. О правителях Йемена известно мало, но едва ли подлежит сомнению, что и они укрепляли свои позиции в Аравии. До их прямого столкновения с Сасанидами дошло только в 572 г., когда последние завоевали Йемен. Интересно, что во всех восточных рассказах об этом завоевании сасанидские войска прибыли
24 См.: Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 191-199.
в Йемен по морю. Возможно, Хосров I Ануширван таким образом учел опыт похода Абу-ль-Джабра, когда войско, двигаясь по суше, претерпевало значительные трудности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017.
2. Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV—VI вв. М.; Л., 1964.
3. Olinder G. The Kings of Kinda of the Family of Àkil al-Murar. Lund, 1927.
4. Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes // Le Muséon. LXVI, 3-4. 1953. P. 267-317.
5. Smith S. Events in Arabia in the 6th Century A.D. // Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 16, No. 3 (1954). P. 425-468.
6. 'Али Дж. Аль-муфассаль фй тарйх аль-'араб кабла-ль-ислам [Подробное повествование об истории арабов до ислама]. Багдад, 1993.
7. Аль-ансаб ли ... аль-'Аутабй ас-Сухарй [Родословные ... аль-'Аутабй ас-Сухарй]. Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006.
8. Дйуан ан-Набига аль-Джа'дй [Собрание стихов ан-Набиги аль-Джа'дй]. Изд. У. ас-Самад. Бейрут, 1998.
9. аль-Кинди А. Дираса мустафйда 'ан Кинда уа даури-ха фй-ль-джазйра аль-'арабиййя [Подробное исследование о [племени] Кинда и его роли на Аравийском полуострове]. Джидда, 2000.
10. Китаб аль-ма'анй аль-кабйр фй абйат аль-ма'анй ли Ибн Кутайба ад-Дйнаварй [Большая книга значений о стихах со скрытым смыслом Ибн Кутайбы ад-Дйнаварй]. Изд. F. Krenkow. Бейрут, 1953.
11. Китаб аль-мухаббар ли ... Мухаммад бин Хабйб [Книга изящного повествования ... Мухаммада Ибн Хабйба]. Изд. E. Lichtenstadter. Хайдарабад, 1942.
12. Китаб тарйх сунй мулук аль-ард уа-ль-анбийа'. Та'лйф Хамза ... аль-Исфаханй [История лет царей земли и пророков. Сочинение Хамзы ... аль-Исфаханй]. Berlin, 1921/22.
13. Му'джам аль-бульдан ли ... Йакут [Справочник по странам и поселениям ... Йакута). Бейрут, 1977.
14. Насаб Ма'адд уа-ль-Йаман аль-кабйр ли Абй-ль-Мунзир Хишам ... аль-Кальбй [Большая книга о родословных ма'аддитов и йеменцев Абу-ль-Мунзира Хишама аль-Кальбй]. Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988.
15. Нузхат аль-джалйс уа мунйат аль-адйб аль-анйс. Та'лйф ... аль-Маккй [Развлечение сидящего рядом и услада друга-словесника]. Кумм, 1967.
16. Сакаль Д. Аль-'араб фй-ль-'аср аль-джахилй [Арабы в эпоху джахилии]. Бейрут, 1995.
17. Сифат Джазйрат аль-'араб. Та'лйф ... аль-Хамданй [Описание Аравийского полуострова. Сочинение ... аль-Хамдани]. Изд. М. аль-Хауалй. Сана, 1990.
18. Уафайат аль-а'йан уа анба' абна' аз-заман ли ... Ибн Халликан [Кончины выдающихся людей и известия о сыновьях времени ... Ибн Халликана]. Изд. И. 'Аббас. Бейрут, 1977.
19. Фаррух 'У. Тарйх аль-джахилиййя [История джахилии]. Бейрут, 1964.
20. аль-Фауа'ид аль-махсура фй шарх аль-Максура. Та'лйф Мухаммад бин Ахмад бин Хишам аль-Лахмй [Приобретенные блага в объяснении аль-Максуры. Сочинение Мухаммада бин Ахмада бин Хишама аль-Лахмй]. Изд. А.'А. 'Аттар. Бейрут, 1980.
21. аш-Шайх Х. Аль-'араб кабла-ль-ислам [Арабы до ислама]. Александрия, 1993.
22. Шарх Максурат Ибн Дурайд. Сан'ат ... ат-Тибризи [Объяснение Максуры Ибн Дурайда. Сочинение ... ат-Тибризи]. Изд. Ф. Кабауа. Бейрут, 1994.
23. Шарх Максурат Ибн Дурайд аль-мансуб ила аль-Джауалйкй [Объяснение Максуры Ибн Дурайда, приписываемое аль-Джауалйкй]. Изд. Х.С. ад-Дамин, 'А.А. ат-Тикрйтй // аль-Маурид. № 16/3 (1987). С. 103-162.
Dmitriy Ye. Mishin
KINDITE PRINCE ABU-L-GABR AND SASANID KING KHUSRAW I ANUSHIRWAN
Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences 107031, Rozhdestvenka 12, Moscow, Russia
This article deals with an episode of the early mediaeval empires' struggle for domination over Arabia, namely, an attempt of direct intervention which the Sasanids undertook in the middle of the 6th century with the help of Abu-l-Gabr, a prince from the South Arabic (Qahtanite) tribal confederation, who had fled to them. Abu-l-Gabr's initiative arose out of an internal struggle which broke among the Kindites after those of them who had advanced to the North-East of Arabia in the process of the conquests of the 5th and early 6th centuries were defeated by Sasanids and Lahmids and retreated to Hadramawt. This period of the Kindites' history is insufficiently explored, especially as compared to earlier times. This article presents an attempt to reconstruct the course and chronology of those events. For the Sasanids, Abu-l-Gabr's initiative was a chance to set foot in Southern Arabia, especially valuable after the intensification of their struggle with Abraha, the Abissinian ruler of Yemen, in the middle of the 6th century.
Key words: Arabia; Kinda; Abu-l-Gabr; Sasanids; Khusraw I Anushirwan.
About the author: Dmitriy Ye. Mishin - PhD, Senior Researcher, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Al-ansab li ... al-'Awtabi al-Suhar! [Genealogies of ... al-'Awtab! al-Suhar!]. Ed. M. Ihsan al-nass. Masqat: Wizarat al-turat al-qawm! wa-l-taqafa, 2006. (In Arabic)
2. 'Ali G. Al-Mufassal f! tar!h al-'arab qabla al-islam [A Detailed History of the Arabs Before Islam]. Bagdad: Gami'at Bagdad, 1993. Al-guz' al-talit. (In Arabic)
3. D!wan al-Nabiga al-Ga'di [A Collection of Poetry by al-Nabiga al-Ga'd!]. Ed. W. Al-Samad. Beirut: Dar Sadir, 1998. (In Arabic)
4. Farruh 'U. Tar!h al-gahiliyya [A History of the Gahiliyya]. Bayrut: Dar al-'ilm li-l-malay!n, 1964. (In Arabic)
5. al-Fawa'id al-mahsura f! sarh al-Maqsura. Ta'l!f Muhammad bin Ahmad bin Hisam al-Lahm! [Acquired Benefits in the Explanation of al-Maqsura Composed by Muhammad bin Ahmad bin Hisam al-Lahm!]. Ed. A.'A. 'Attar. Beirut: Dar Maktabat al-hayat, 1980. (In Arabic)
6. al-Kindi A. Dirasa mustafida 'an Kinda wa dawri-ha f! al-Gaz!ra al-'arabiyya [A Detailed Study on the Kinda and their Role in the Arabian Peninsula]. Jeddah: Mu'assasat Kinda li-l-nasr wa-l-tawz!', 2000. (In Arabic)
7. Kitab al-ma'an! al-kab!r f! abyat al-ma'an! li Ibn Qutayba al-D!nawar! [A Big Book of Meanings on Verses with Concealed Meanings by Ibn Qutayba al-D!nawar!]. Ed. F. Krenkow. Beirut: Dar al-nahda al-had!ta, 1953. (In Arabic)
8. Kitab al-muhabbar li ... Muhammad Ibn Habib [Book with an Embellished Presentation by ... Muhammad Ibn Hab!b]. Ed. E. Lichtenstadter. Hyderabad: Da'irat al-ma'arif al-'utmaniyya, 1942. (In Arabic)'
9. Kitab tarih sum muluk al-ard wa al-anbiya'. Ta'lif Hamza al-Isfaham [A History of the Years of Kings of the Earth and Prophets Composed by Hamza al-Isfaham]. Berlin: Kaviani G.m.b.H., 1921/22. (In Russian)
10. Mishin D.Ye. Istoriya gosudarstva Lahmidov [A History of the Lahmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (In Arabic)
11. Mu'gam al-buldan li ... Yaqut [A Reference-Book on Countries and Settlements by ... Yaqut]. Beirut: Dar Sadir, 1977. (In Arabic)
12. Nasab Ma'add wa al-Yaman al-kablr li Ab! al-Mundir Hisam ... al-Kalbi [A Big Book on Genealogies of the Ma'addites and the Yemenites by Ab! al-Mundir Hisam ... al-Kalb!]. Ed. N. Hasan. Beirut: 'Alam al-kutub, 1988. (In Arabic)
13. Nuzhat al-gal!s wa munyat al-ad!b al-an!s. Ta'l!f ... al-Makki [Book of Entertainment for a Companion in Sitting and of Pleasure for a Literate Friend Composed by ... al-Makk!]. Qumm: al-Matba'a al-haydariyya, 1967. (In Arabic)
14. Olinder G. The Kings of Kinda of the Family of Akil al-Murar. Lund: Hakan Ohlsson, 1927.
15. Pigulevskaya N.V. Araby u granits Vizantii i Irana v IV—VI vv. [Arabs at the Borders of Byzantium and Iran in the 4th through the 6th Century]. Moscow, Leningrad: Nauka, 1964. (In Russian)
16. Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. Le Museon. LXVI, 3-4. 1953, pp. 267-317.
17. Saqal D. Al-'arab f! al-'asr al-gahil! [Arabs in the Gahiliyya Time]. Beirut: Dar al-sadaqa al-'arabiyya, 1995. (In Arabic)
18. Sifat Gaz!rat al-'arab. Ta'l!f ... al-Hamdani [A Description of the Arabian Peninsula Composed by ... al-Hamdan!]. Ed. M. al-Hawal!. Sana: Maktabat al-irsad, 1990. (In Arabic)
19. Smith S. Events in Arabia in the 6th Century A.D. - Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, Vol. 16, No. 3 (1954), pp. 425-468.
20. Sarh Maqsurat Ibn Durayd. San'at ... al-Tibrizi [Explanation of Ibn Durayd's al-Maqsura Composed by ... al-Tibr!z!]. Ed. F. Qabawa. Beirut: Maktabat al-ma'arif, 1994. (In Arabic)
21. Sarh Maqsurat Ibn Durayd al-mansub ila al-Gawaliqi [Explanation of Ibn Durayd's al-Maqsura Ascribed to al-Gawal!q!]. Ed. H.S. al-Damin, 'A.A. al-Tikr!t!. - al-Mawrid. No 16/3 (1987), pp. 103-162. (In Arabic)
22. al-Sayh H. Al-'arab qabla al-islam [Arabs before Islam]. Alexandria: Dar al-ma'rifa al-gami'iyya, 1993. (In Arabic)
23. Wafayat al-a'yan wa anba' abna' al-zaman li ... Ibn Hallikan [Deceases of Eminent Persons and Stories of People Belonging to the Time by ... Ibn Hallikan]. Ed. I. 'Abbas. Beirut: Dar Sadir, 1977. (In Arabic)