Научная статья на тему 'ХАУЗА ИБН ‘АЛИ АЛ-ХАНАФИ'

ХАУЗА ИБН ‘АЛИ АЛ-ХАНАФИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАУЗА ИБН 'АЛИ / АРАВИЯ / ЛАХМИДЫ / АЛ-МУШАККАР / САСАНИДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин Дмитрий Евгеньевич

Хауза ибн ‘Али ал-Ханафи, вождь арабского племени бану Ханифа - заметная фигура в истории Аравии конца VI - начала VII в. В настоящей статье сделана попытка реконструировать его политическую биографию. Мы можем проследить ее примерно с конца VI в., когда Хауза, вероятно, по договору с Лахмидами, оказывал покровительство сасанидским караванам, проходившим через Йемаму, где жили бану Ханифа. Важнейший поворот в жизни Хаузы произошел после того, как один из таких караванов захватили и разграбили арабы из племени бану Тамим. Хауза укрыл у себя караванщиков и воинов охраны, а затем доставил их в Ктесифон. Cасанидский царь Хосров II (591-628) пожаловал Хаузе корону и парчовую одежду. Вероятно, это следует интерпретировать как назначение Хаузы одним из подчиненных Сасанидам местных царей. Впоследствии Хау╕а действовал в интересах Сасанидов. Он принял участие в расправе над там╖митами в ал- Мушаккаре (конец VI или начало VII в.), а в дальнейшем снабжал Хосрова II сведениями о положении дел в Аравии и охранял сасанидские караваны. После свержения Хосрова II (февраль 628 г.) Хауза начал сближение с Византией, однако оно было прервано его смертью в 629 или 630 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HAWDHA IBN ‘ALī AL-ḤANAF ī

Hawdha Ibn ‘Alī al-Ḥanafī, chieftain of the Arabic tribe of Banū Ḥanīfa, is a notorious person in the history of Arabia of the late 6th and the early 7th cent. This article is an attempt to re-construct his political biography. It can be traced from the late 6th century when Hawdha, probably pursuant to an agreement with the Lakhmids, protected Sasanid caravans as they travelled through Yemama where Banū Ḥanīfa dwelt. An important turning point took place when one of thosecaravans was captured and plundered by Arabs from the Banū Tamīm tribal confederation. Hawdha gave shelter to the caravan men and the guards and then took them to Ctesiphon. Sasanid king Chosroes II (591-628) bestowed Hawdha with a crown and a brocade garment. This probably means that Hawdha was appointed a local king, vassal of the Sasanids. Later on, Hawdha acted on behalf of the Sasanids. He was involved in the massacre of the Banū Tamīm at al-Mushaḳḳar (end of the 6th or beginning of the 7th century) and then provided Chosroes II with information on the a airs in Arabia and protected Sasanid caravans. After the dethronement of Chosroes II in February 628 Hawdha began to establish ties with Byzantium, yet that was interrupted by his death in 629 or 630.

Текст научной работы на тему «ХАУЗА ИБН ‘АЛИ АЛ-ХАНАФИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 2. С. 102-117

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 2, pp. 102-117. (In Russ.)

ХАУЗА ИБН 'АЛЙ АЛ-ХАНАФЙ Д.Е. Мишин

Институт востоковедения Российской академии наук, Москва, Россия;

[email protected]

Аннотация: Хауза ибн 'Алй ал-Ханафй, вождь арабского племени бану Ханйфа — заметная фигура в истории Аравии конца VI — начала VII в. В настоящей статье сделана попытка реконструировать его политическую биографию. Мы можем проследить ее примерно с конца VI в., когда Хауза, вероятно, по договору с Лахмидами, оказывал покровительство сасанидским караванам, проходившим через Йемаму, где жили бану Ханйфа. Важнейший поворот в жизни Хаузы произошел после того, как один из таких караванов захватили и разграбили арабы из племени бану Там йм. Хауза укрыл у себя караванщиков и воинов охраны, а затем доставил их в Ктесифон. Сасанидский царь Хосров II (591-628) пожаловал Хаузе корону и парчовую одежду. Вероятно, это следует интерпретировать как назначение Хаузы одним из подчиненных Сасанидам местных царей. Впоследствии Хауза действовал в интересах Сасанидов. Он принял участие в расправе над тамймитами в ал-Мушаккаре (конец VI или начало VII в.), а в дальнейшем снабжал Хосрова II сведениями о положении дел в Аравии и охранял сасанидские караваны. После свержения Хосрова II (февраль 628 г.) Хауза начал сближение с Византией, однако оно было прервано его смертью в 629 или 630 г.

Ключевые слова: Хауза ибн 'Алй; Аравия; Сасаниды; Лахмиды; ал-Мушаккар

Для цитирования: Мишин Д.Е. Хауза Ибн 'Алй ал-Ханафй // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 2. С. 102-117.

HAWDHA IBN 'ALI AL-HANAFI Dmitriy Ye. Mishin

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia;

[email protected]

Abstract: Hawdha Ibn 'All al-Hanafi, chieftain of the Arabic tribe of Banu Hanifa, is a notorious person in the history of Arabia of the late 6th and the early 7th cent. This article is an attempt to re-construct his political biography. It can be traced from the late 6th century when Hawdha, probably pursuant to an agreement with the Lakhmids, protected Sasanid caravans as they travelled through Yemama where Banu Hanifa dwelt. An important turning point took place when one of those

caravans was captured and plundered by Arabs from the Banu Tamim tribal confederation. Hawdha gave shelter to the caravan men and the guards and then took them to Ctesiphon. Sasanid king Chosroes II (591-628) bestowed Hawdha with a crown and a brocade garment. This probably means that Hawdha was appointed a local king, vassal of the Sasanids. Later on, Hawdha acted on behalf of the Sasanids. He was involved in the massacre of the Banu Tamim at al-Mushakkar (end of the 6th or beginning of the 7th century) and then provided Chosroes II with information on the affairs in Arabia and protected Sasanid caravans. After the dethronement of Chosroes II in February 628 Hawdha began to establish ties with Byzantium, yet that was interrupted by his death in 629 or 630.

Key words: Hawdha Ibn Ali; Arabia; Sasanids; Lakhmids; al-Mushakkar

For citation: Mishin D.E. (2022) Hawdha Ibn 'Ali al-Hanafi. VestnikMoskovsk-ogo Universiteta. Series 13. Vostokovedeniye, no. 2, pp. 102-117. (In Russ.)

Предлагаемая вниманию читателя статья — продолжение более ранних исследований автора этих строк—монографии о Лахмидах и недавно вышедшей статье об Ийасе ибн Кабйсе ат-Та'й1. Их объединяет общая тематика — изучение истории арабской знати, которая действовала в интересах Сасанидов. Здесь объектом исследования является политическая биография Хаузы ибн 'Алй ал-Ханафй. Как мы увидим далее, она немного схожа с карьерой Ийаса ибн Кабйсы; их сравнение позволяет выявить некоторые существенные черты политики Сасанидов по отношению к арабам.

Хауза ибн 'Алй принадлежал к бану Сухайм — роду из племени бану Ханйфа, ответвления североарабского («'аднанитского») племенного объединения бану Бакр ибн Ва'ил2. По источникам видно, что бану Ханйфа (ханафиты) расселились в Йемаме3, отдельно от

1 Мишин Д.Е. Ийас ибн Кабйса ат-Та'й, арабский племенной вождь на службе у Сасанидов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 110-124; Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017.

2 Родословную Хаузы приводят известный средневековый знаток древностей Хишам ал-Калбй (737-819 или 821) (Насаб ма'адд ва-л-йаман ал-кабйр ли Абй-л-Мунзир Хишам ... ал-Калбй / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988. С. 63), а также некоторые более поздние авторы (Джамхарат ансаб ал-'араб ли ... Ибн Хазм ал-Андалусй / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1982. С. 310; Тарйх ... Ибн Халдун / Каир; Бейрут, 1999. Т. 3. С. 626).

3 О расселении бану Ханйфа в Йемаме см. ал-Камил фй-л-луга ва-л-адаб. Та'лйф ... ал-Мубаррид / Изд. 'А. Хиндавй. Б.м., 1998. Т. 2. С. 330; Китаб Бакр ва Таглиб ибнай Ва'ил ибн Касит. Бомбей, 1887/88. C. 9; Му'джам ма иста'джам мин асма' ал-билад ва-л-мавади' Та'лйф ... ал-Бакрй / Изд. М. ас-Сакка. Бейрут, 1983. С. 83-85; Нашват ат-тараб фй тарйх джахилиййат ал-'араб. Та'лйф Ибн Са'йд/ Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман, 1982. С. 602). В X в. была известна «область» (дийар) Хаузы ибн 'Алй ас-Сухаймй ал-Ханафй; она находилась на окраине Йемамы со стороны области Бахрейна (Сифат Джазйрат ал-'араб. Та'лйф ... ал-Хамданй / Изд.

остальных бакритов, и обособились от них, выступая как самостоятельная сила4. Из предыстории событий, связанных с деятельностью Хаузы, особое значение имеют два обстоятельства. С одной стороны, Йемама находилась на пути походов Абрахи, эфиопского правителя Йемена середины VI в., на северо-восток Аравии. Хотя в надписях Абрахи, нашем главном источнике об этих походах, ханафиты не упоминаются, вполне вероятно, что племя так или иначе было затронуто ими. С другой стороны, по распространенному в Средние века мнению ханафит Шамир ибн 'Амр в 554 г. убил подчиненного Сасанидам лахмидского царя ал-Мунзира III (512/12-554) в сражении, которое в арабоязычных источниках называется битвой при 'Айн Убаге или «днем Халймы». Согласно одному рассказу сын и наследник ал-Мунзира 'Амр III (554-569) предпринял карательный поход в Йемаму против бану Ханйфа5. На основании таких сведений трудно делать определенные выводы, но можно представить, что вожди ханафитов пытались договориться с 'Амром III, чтобы уберечь свое племя от уничтожения, а возможно — и найти у Лахмидов защиту от экспансии правителей Йемена.

К вождям ханафитов принадлежал и Хауза. Доисламский поэт Маймун Подслеповатый (ал-А Ша) в одном из стихов с восхвалением Хаузы говорит:

«Еще в юности возложили на него ношу, которую несли их вожди6, и он справился с нею»7.

М. ал-Аква' ал-Хавалй. Сана, 1990. С. 252), которая тогда включала арабское побережье Персидского залива и сопредельные земли.

4 Например, во время знаменитой «войны из-за верблюдицы ал-Басус» ханафиты выступали на стороне бакритов против их противников, бану Таглиб. Однако впоследствии, как видно из комментария к одному стиху ал-Хариса ибн Хиллизы, впервые продекламированному перед лахмидским царем 'Амром III (554-569), ханафиты союзничали с таглибитами против бакритов (Китаб ал-аганй ли Абй-л-Фарадж ал-Исфаханй / Изд. А. аш-Шинкйтй. Каир, 1905. Ч. 9. С. 172).

5 ал-'Умда фй махасин аш-ши'р ва адаби-хи ва накди-хи. Та'лйф ... Ибн Рашйк / Изд. М.М. 'Абд ал-Хамйд. Бейрут, 1981. С. 62. Это сообщение — часть комментария к стиху доисламского поэта Ауса ибн Хаджара. Автор источника пишет, что оно может относиться к правлению 'Амра III или другого Лахмида, ан-Ну'мана III (579-601). Однако текст самого стиха, где упоминаются убийство ал-Мунзира, Ибн 'Амр и «сын Хинд», т.е. 'Амр III (Дйван Аус бин Хаджар / Изд. М.Й. Наджм. Бейрут, 1979. С. 47-48), показывает, что речь идет о событиях, происходивших в правление последнего.

6 Садату-хум. Сада — множественное число от саййид («вождь»).

7 Gedichte von Abü Basir Maimün Ibn Qais al-'A'sa / Hrsg. R. Geyer. L., 1928. S. 86.

Рассказы о деятельности Хаузы в основном связаны с резней тамймитов в ал-Мушаккаре, о которой речь пойдет ниже. Однако в одном из источников мы находим упоминание о том, что еще до этих событий Хауза предоставлял дживар караванам, которые сасанидский царь посылал в Йемен8. В данном контексте дживар означает, что Хауза как вождь, обладавший властью над Йемамой, брал караваны под свое покровительство, т.е. обеспечивал их безопасность от своих и чужих. В доисламской Аравии дживар возникал на основании договора. Вероятнее всего такой договор был заключен между Хаузой, выступавшим в качестве независимого племенного вождя, и лахмидским царем, из владений которого в Йемаму приходили караваны.

В таком контексте произошел эпизод, приведший к крутому повороту в жизни Хаузы. Рассказы источников о его начале сильно различаются между собой. Согласно одной версии, которая восходит к самому раннему, но очень ненадежному, источнику — повествованию Хаммада Сказителя (ум. ок. 772-774 гг.), Хосров9 отправил в Йемен очередной караван. Обычно такие караваны шли из Ктесифона на юго-запад; в пути их поочередно, сменяя друг друга, охраняли ан-Ну'ман III, арабские племена, Хауза и племя бану Са'д, принадлежавшее к объединению бану Тамйм. Са'диты сопровождали караван до Йемена. В пути они неожиданно напали на караван и захватили его. В другой передаче Хауза предложил не прибегать к помощи тамймитов и послать караван с ним. Начальник каравана согласился. Караван вышел из Хаджара10 и достиг места Ната'. Там са'диты, узнав о поступке Хаузы, напали на караван и разграбили его. Сам Хауза был взят в плен и выкупился за триста верблюдов, причем сам ездил за ними в Хаджар11. По другой линии повествования, которая в источниках воспроизводится со ссылками на Хишама ал-Калбй, Абу 'Убайду (ум. в 824/25 или 828/29 г.), автора трактата о сражениях арабов в доисламскую эпоху, Мухаммада ибн Хабйба (ум. в 860 г.) и других, караван был отправлен сасанидским наместником Йемена Баданом и вез царю различные ценности. В том же месте Ната' тамймиты напали на караван и разграбили его. По одной из

8 ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1. С. 492.

9 Судя по контексту — сасанидский царь Хосров II (591-628).

10 Здесь — совокупное название крепостей в районе современной Карйат ал-Кара в нескольких километрах к северо-востоку от ал-Хуфуфа.

11 Дйван ал-А'ша ал-кабйр. Изд. М.И.М. ар-Ридванй. Доха, 2010. Ч. 1. С. 279; Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 75-76; ал-'Умда ..., 1981. С. 217.

версий, командир персидского гарнизона, стоявшего в Хаджаре, выступил со своими воинами против тамймитов, но в бою с ними потерпел поражение12. Третья версия представляет собой сочетание двух предыдущих: караван шел от наместника Йемена и находился под покровительством Хаузы, который в месте Ната' сразился с

с 13

са дитами .

Караван, о котором идет речь, вероятно, двигался из Йемена. Нападая на караван, тамймиты понимали, что Хосров не оставит это безнаказанным. Идти на такой риск можно было ради ценностей, которые везли из Йемена, но не ради самого каравана, перевозившего из Ктесифона разве что царскую почту и припасы. Примечательно и упоминание о Ната'. Оно подтверждается стихом тамймитского поэта ал-Фараздака (ум. в 728/9 или 730/1 г.), который в числе знаменитых соплеменников называет человека по имени Са'са'а, бывшего предводителем в «день Ната'»14. Са'са'а стиха — Са'са'а ибн Наджийа, который в источниках называется предводителем совершивших нападение тамймитов. Селение Ната' существует и теперь; оно находился примерно в 180 км к северо-западу от ал-Катйфа. Это в принципе соответствует средневековым описаниям Ната', по которым это место находилось поблизости от области Бахрейна15. Значит, Ната' был частью Йемамы, и там караван мог находиться под защитой Хаузы. Однако версия Хаммада, по которой караван из Ктесифона сначала прибыл к ал-Хуфуфу, а затем двинулся на северо-запад, неправдоподобна. Она противоречит и ситуационной логике, и самой себе: непонятно, как караван прошел через владения Лахмидов.

Итак, караван двигался из Йемена через Йемаму, где находился под защитой Хаузы, и в Ната' подвергся нападению. Это согласуется с тем, как описываются дальнейшие события в большинстве источников: уцелевшие караванщики и воины охраны укрылись у Хаузы, который хорошо принял их, снабдил одеждой (многие были обобраны до нитки) и припасами, а затем лично отвез к сасанидскому

12 Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series / II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. P. 984; The Mufaddalïyât / Ed. ChJ. Lyall. Oxford, 1921. P. 708; ал-Камил ..., 1987. Т. 1. С. 492; Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 75; Китаб ал-'афв ва-л-и'тизар ли Абй-л-Хасан Мухаммад бин 'Имран ал-'Абдй ал-ма'руф би-р-Раккам ал-Басрй / Изд. 'А. Абу Салих. Эр-Рияд, 1981. С. 430.

13 Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут, 1977. Т. 5. С. 291.

14 ал-Хавй И. Шарх дйван ал-Фараздак. Бейрут, 1983. Ч. 2. С. 79.

15 Китаб ..., 1905. Ч. 9. С. 173; Му'джам ..., 1983. С. 1313.

царю. Этот поступок Хаузы отражен в стихе Маймуна Подслеповатого, который говорит:

«Доставила жителей Шибама превосходная власть его в ал-Мада'ин; он же подвергался смертельной опасности и был в кольчуге»16.

Согласно одному из рассказов Хаузы принял решение отправиться в Ктесифон по совету караванщиков, которые сказали ему, что царь захочет отблагодарить его лично17.

Эта линия повествования вполне правдоподобна: караванщики искали защиты у того, кто должен был ее дать. В свою очередь, Хауза, не выполнивший обязательства, теперь старался исправить ошибку. Но он не был до конца уверен, что Хосров отнесется к нему благосклонно, и поехал в Ктесифон только после того, как его заверили в том, что всё кончится хорошо.

Встреча Хаузы и Хосрова состоялась. По некоторым рассказам Хауза сказал царю, что воюет с теми, кто напал на караван18. Это имело под собой реальную основу. Согласно одному известию тамймиты в доисламское время воевали с ханафитами на западе и юге19, т.е. между Йемамой и областью Бахрейна. Во время этой войны са'диты однажды взяли Хаузу в плен. Известен стих са'дитского поэта ал-Миджзама, где есть строка:

«В день Хаджра они взяли в плен Хаузу, и он тянул на себя крепко

кую витую веревку»20.

Вполне возможно, что версия Хаммада Сказителя, рассмотренная выше, представляет собой смесь рассказов о двух разных свершениях тамймитов — пленении Хаузы и нападении на караван, шедший из Йемена.

Хосров щедро одарил Хаузу. В описании этих даров источники расходятся. По одной версии, Хосров пожаловал Хаузе ожерелье

16 Gedichte ..., 1928. S. 87. «Жители Шибама» (название гор в Йемене) — караванщики и воины охраны. «Власть его» — власть Хаузы, восхвалению которого посвящен стих. Ал-Мада'ин («города») — арабское название Ктесифона, сасанидской столичной агломерации, состоявшей из нескольких поселений.

17 ал-Камил ..., 1987. Т. 1. С. 492.

18 Annales ..., 1881-1882. P. 985; Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 76.

19 Нашват ..., 1982. С. 417.

20 Ши'р банй Тамйм фй-л-'аср ал-джахилй / Изд. М.'А. ал-Му'йнй. Бурайда, 1982. С. 89. «Они» — соплеменники поэта. Хаджр — тогдашний центр Йемамы, находившийся на месте Эр-Рияда. Поэт рисует такую картину: плененного Хаузу волокут на веревке, а он, упираясь, тянет ее на себя. О пленении Хаузы са'дитами см. также Джамхарат ..., 1982. С. 219.

('икд) из жемчуга или из жемчуга и яхонтов и парчовую одежду21, по другой — головной убор (калансувва или калансиййа) ценой в 30 тыс. драхм и опять-таки парчовую одежду22.

Перевод «ожерелье» не должен вводить в заблуждение: во всех источниках, на которые сделана ссылка, говорится, что Хосров велел укрепить его на голове Хаузы. В одном источнике мы читаем:

«Хауза ибн 'Алй обладал большим могуществом. У него были драгоценные камни, которые нанизывались на шнур и помещались ему на голову наподобие [того, как было у] царей»23.

Несмотря на различия в описании дара Хосрова, авторы источников приравнивают его к пожалованию короны (тадж). В одних источниках говорится, что Хосров короновал Хаузу24, в других — что последний, получив дар сасанидского царя, стал называться «обладателем короны» (зу-т-тадж)25. Этот эпитет встречается в стихах Маймуна Подслеповатого:

«О Хауза, обладатель короны (зу-т-тадж), мощи и доблести!»;

«Об обладателе короны (зу-т-тадж) Хаузе; склоняется перед ним всякий, кто встретится с ним, будь он хоть самым сильным и защищенным»26.

В другом, очень похожем, стихе Маймун еще раз упоминает о короне:

«Тот, кто встретит Хаузу, преклонит перед ним колена без стыда, если укрепит он корону (тадж) над [головой своей] или возложит ее на нее»27.

Воспоминания о короне Хаузы остались в исторической памяти ханафитов; они утверждали, что персы при виде ее падали ниц, ибо на ней был изображен сасанидский царь28.

Сообщения о дарах Хосрова интересно рассмотреть в историческом контексте. По меркам сасанидской знати, головной убор за 30 тыс. драхм не считался особо ценным: во времена мусульманского завоевания персидский наместник Хиры, стоявший на середине

21 Annales ..., 1881-1882. P. 984-985; Дйван ..., 2010. Ч. 1. С. 279; Китаб ..., 1981. С. 431; Тарйх ..., 1999. Т. 3. С. 360.

22 Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 76; Насаб ..., 1988. С. 63. Еще в одном источнике утверждается, что Хосров подарил Хаузе калансувву с драгоценным камнем (ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991. С. 348).

23 ал-Камил ..., 1998. Т. 2. С. 329.

24 The Mufaddalïyât ..., 1921. P. 709; ал-Камил ..., 1987. С. 492.

25 Annales ..., 1881-1882. P. 985; ал-Иштикак ..., 1991. С. 348.

26 Дйван ..., 2010. Ч. 2. С. 268, 281.

27 Gedichte ..., 1928. S. 86.

28 The Mufaddalïyât ..., 1921. P. 709.

иерархической лестницы, имел тиару за 50 тыс. драхм29. Корона лахмидского царя по разным сообщениям стоила 10 или 60 тыс. драхм30. В то же время одеяние, наряду с короной или тиарой, было частью того, что Сасаниды жаловали признававшим их верховную власть местным царям31. На наш взгляд, дары Хосрова следует интерпретировать как атрибуты назначения Хаузы одним из таких царей. Во время войны с тамймитами Хауза, попав в плен, заплатил за свое освобождение выкуп в 300 верблюдов. Это намного меньше, чем выкуп за царя — 1000 верблюдов. Значит, тогда Хауза был еще вождем — саййид-ом, как и его предки, о которых говорит Маймун Подслеповатый (см. выше). Однако потом произошла какая-то перемена, и в другом стихе тот же Маймун назвал Хаузу царем (малик)32. Нам неизвестно событие в жизни Хаузы, которое могло бы стать причиной такого изменения скорее, чем полученное от Хосрова назначение.

Этой гипотезе вполне соответствует дальнейшее развитие событий. По решению Хосрова Хауза вместе с сасанидским наместником Хаджара осуществил план расправы с тамймитами. Рассказы источников обычно сводятся к тому, что тамймитов пригласили якобы на угощение в крепость ал-Мушаккар; когда они собрались, их впускали небольшими группами, приказывали оставить оружие, а затем убивали. Поскольку за тамймитами раз за разом закрывались ворота крепости, в средневековой литературе этот день получил название «Дня закрытых [ворот]» (йаум ас-сафка). Обычно главная

33

роль в этой резне отводится сасанидскому военачальнику33, однако есть и рассказ, в котором на первый план выходит Хауза: сначала Хосров велит ему отстроить ал-Мушаккар, а затем он фактически командует бойней, отдавая относительно каждого схваченного тамймита распоряжение, следует ли оставить его в живых или от-

34

вести к сасанидским воинам на казнь34.

29 Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014. С. 378.

30 Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. С. 270-272.

31 Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. С. 485.

32 Gedichte ..., 1928. S. 70.

33 Annales ..., 1881-1882. P. 985-987; The Mufaddalïyât ..., 1921. P. 708-709; ал-Камил ..., 1987. С. 492-493; Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 75-76; Китаб Джамхарат ал-амсал ли Абй Хилал ал-Хасан ... ал-'Аскарй / Изд. А. 'Абд ас-Салам, М.С. Заглул. Бейрут, 1988. Ч. 2. С. 162; ал-'Умда ..., 1981. С. 217.

34 Китаб ..., 1981. С. 432.

О том, когда произошла расправа в ал-Мушаккаре, можно судить по известиям о знаменитом сражении при зу Каре между ополчением бакритского племени бану Шайбан и войсками Хосрова II. Мы читаем, что до этой битвы арабы боялись Хосрова, так как он прежде расправился с тамймитами в ал-Мушаккаре35. В одной ранее опубликованной работе автор этих строк предложил датировать битву при зу Каре летом 602 г.36 По арабским рассказам видно, что к тому времени воспоминания о событиях в ал-Мушаккаре были еще свежи. Поэтому отступать от этой даты намного не следует. Вероятнее всего эти события следует относить к самому концу VI или началу VII в.

После расправы в ал-Мушаккаре Хауза, по-видимому, вернулся в Йемаму. В своих стихах Маймун Подслеповатый дважды упоминает о том, как гостил у Хаузы, и оба раза это происходит в Йемаме:

«А когда добралась она до укрепленных усадеб Джавва и жителей его, опустилась во дворе твоем и сбросила седло»37.

«Воистину, человек, у которого я был прежде в Джавве — лучше тебя и сам по себе, и по отцу»38.

Об этом периоде жизни Хаузы мы осведомлены не лучшим образом. До нас дошли краткие упоминания о том, что Хауза водил по областям Йемамы караваны Хосрова39, доставлял его почту в Наджран40. Кроме того, в источниках мы находим рассказ одного ханафита о том, что он три года подряд ездил на аравийские ярмарки — в 'Указ, Маджанну и зу-л-Маджаз. Он видел там пророка ислама Мухаммада, который тогда начинал проповедовать свое вероучение. Затем ханафит возвращался к Хаузе, который каждый раз расспрашивал его о Мухаммаде41.

35 Gedichte ..., 1928. S. 180; Китаб ..., 1905. Ч. 20. С. 135; ат-Тазкира ал-хамдуниййа. Таснйф Ибн Хамдун / Изд. И. 'Аббас, Б. 'Аббас. Бейрут, 1996. Т. 3. С. 16.

36 Мишин Д.Е. К вопросу о датировке сражения при зу Каре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 39-31.

37 Gedichte ..., 1928. S. 66. «Она» — верблюдица, на которой в стихе ехал поэт. Джавв в Средние века считалось старинным названием Йемамы. Слово «твой» относится к Хаузе, к которому в стихе обращается Маймун.

38 Gedichte ..., 1928. S. 49. Ср. Дйван ..., 2010. Ч. 1. С. 226. Маймун обращается здесь к одному человеку, отказавшемуся одарить его, и ставит ему в пример Хаузу. «Сам по себе и по отцу» означает «и своими собственными достоинствами, и родословной».

39 ал-Камил ..., 1998. Т. 2. С. 50.

40 Насаб ..., 1988. С. 63.

41 ал-Иктифа' би-ма тадаммана-ху мин магазй Расул Аллах ва ас-саласа ал-хулафа' Та'лйф ... ал-Кала'йал-Андалусй / Изд. М.К.'И. 'Алй. Бейрут, 1997. Т. 1. Ч. 2. С. 405.

В Сасанидской державе сановник, управлявший почтой, одновременно возглавлял то, что сегодня мы называем внешней раз-ведкой42. В свете этого интерес Хаузы к сведениям из западных областей Аравии хорошо объясняется тем, что он, будучи связан с сасанидским почтмейстером, снабжал его сведениями о положении дел на полуострове.

Обращает на себя внимание и то, что никто из ханафитов не пришел на помощь бакритам в битве при зу Каре43. Можно представить себе, что Хауза употребил свои власть и влияние, чтобы удержать соплеменников от выступления против сасанидского царя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующие известные нам события, в которых принимал участие Хауза, относятся к началу исламского периода в истории Ближнего Востока. Весной или в самом начале лета 628 г. Мухаммад отправил послов к ряду видных правителей своего времени, в том числе к Хаузе, призывая их к принятию ислама44.

По вероисповеданию Хауза был христианином и, насколько можно судить, не скрывал этого. В день расправы в ал-Мушаккаре он уговорил сасанидского военачальника выдать ему сотню тамймитов в качестве подарка на праздник: в тот день была Пас-ха45. К сожалению, источники не сообщают, когда и при каких обстоятельствах Хауза принял крещение, и к какой церкви он

42 Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. С. 375.

43 Нихайат ..., 1949. С. 432.

44 В месяце зу-л-хиджджа 6 года хиджры (14 апреля — 12 мая, Annales ..., 18821885. P. 1559-1560; ср. Тарйх Халйфа бин Хаййат / Изд. А.Д. ал-'Умарй. Неджеф, 1967. Ч. 1. С. 41) или в мухарраме 7 г.х. (13 мая — 11 июня), ат-Табакат ал-кубра ли ... Ибн Са'д / Изд. М.'А. 'Ата. Бейрут, 1990. Ч. 4. С. 154). В этих и последующих событиях принимает участие Хауза, что позволяет отвергнуть утверждения о том, что Мухаммад отправил послов не к нему самому, а его сыновьям (Ibn-Wädhih qui dicitur al-Ja'qubï Historiae / Ed. M.Th. Houtsma. Pars altera. Lugduni Batavorum, 1883. P. 84).

45 Annales ..., 1881-1882. P. 987; The MufaddaHyät ..., 1921. P. 709; ал-Камил ..., 1987. С. 492-493; ал-'Умда ..., 1981. С. 217. Из авторов этих источников Ибн Рашйк (999/1000-1064) и Ибн ал-Асйр (1160-1233) прямо указывают, что Хауза был христианином. Об этом говорит и Маймун Подслеповатый, но в его тексте необходимо сделать небольшую конъектуру. Этот текст таков: «Тогда он (Хауза. — Д.М.) сказал царю (Хосрову, но фактически речь идет о сасанидском военачальнике. — Д.М.) — тихо, почтительно, не поднимая [голоса]: "Отпусти из них сотню". И он (военачальник. — Д.М.) освободил из них (тамймитов. — Д.М.) сто человек, людей твердых, несгибаемых, и были они избавлены от ярма. С ними он (Хауза. — Д.М.) в «день победы» (йаум ал-фатх) направился в землю, не огороженную стенами (т.е. вышел из ал-Мушаккара. — Д.М), [благодаря] Бога (ал-Илах) в молитве за ту то, какую милость Он оказал» (Gedichte ., 1928. S. 87). Вероятно, следует читать не йаум ал-фатх, что мало подходит по смыслу, а йаум ал-Фасх, день Пасхи.

примкнул. Можно лишь сказать, что примитивные традиционные верования ханафитов46 вряд ли удовлетворяли духовные запросы Хаузы, который в ответе на письмо Мухаммада именовал себя поэтом и оратором в роду своем47.

Хауза щедро одарил посла, но не принял обращенного к нему призыва48 и по другому рассказу умер христианином49. Интересно сообщение, в какой-то степени являющееся продолжением этой истории — рассказ одного неизвестного по имени человека, который, по его словам, присутствовал при том, как Хауза в пасхальный день принял человека, именуемого архонтом (в арабской передаче — аркун) Дамаска. В разговоре с ним Хауза упоминает о том, что Мухаммад написал ему письмо, призывая его принять ислам, но он не согласился50. Трудно поручиться за достоверность деталей этого разговора как он описан в рассказе, но, если эта реплика передана верно, она проливает свет на политическую ориентацию Хаузы. В 628 г. Пасха пришлась на 27 марта, когда послы Мухаммада еще не были отправлены. Следующая Пасха была 16 апреля 629 г., т.е. после того, как в конце февраля 628 г. Хосров II был свергнут мятежниками, которые возвели на престол его сына — Кавада II Широя. Этот государственный переворот положил начало кризису власти в Сасанидской державе, который продолжался несколько лет. Строго говоря, нельзя однозначно утверждать, что Хауза принял «архонта» именно в 629 г.; это могло произойти и на следующую Пасху, 8 апреля 630 г. Но интересно то, что через некоторое время после свержения Хосрова Хауза начинает переговоры с «архонтом Дамаска», который был подданным византийского императора. Трудно представить себе, чтобы нечто подобное могло произойти в те годы, когда Хосров оставался у власти и вел войну с Византией. Источники не сообщают, чем руководствовался Хауза, но их молчание можно восполнить на основе общей логики развития событий. В политических традициях тех времен договор считался соглашением между правителями, но не государствами. Очевидно, Хауза рассматривал свои отношения с Хосровом как исполнение заключенного с ним договора, скре-

46 В источниках можно прочесть, что однажды ханафиты слепили себе идола из смеси, сделанной из фиников, масла, кислого молока и муки, а затем в голодное время съели его (ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981. С. 621).

47 ат-Табакат ..., 1990. Ч. 1. С. 201.

48 ал-Иктифа' ..., 1997. Т. 1. Ч. 2. С. 402; ат-Табакат ..., 1990. Ч. 1. С. 201; ср. Нашват ..., 1982. С. 631.

49 ал-Иктифа' ..., 1997. Т. 1. Ч. 2. С. 405.

50 Там же. С. 404.

пленного предоставлением короны, парчового одеяния и, вероятно, присвоением царского титула. После свержения и гибели Хосрова этот договор утратил силу, и Хауза считал себя вправе искать новых союзников или покровителей. Тем временем в Сасанидской державе шла борьба за власть, что, естественно, не давало ей возможности активно вмешиваться в дела Йемамы.

К тому времени Хауза был, очевидно, уже немолодым человеком. Маймун Подслеповатый упоминает в одном стихе о его сединах51. Жизнь Хаузы подходила к концу. В разобранном выше сообщении о посольстве говорится, что по окончании «года победы» (ам ал-фатх), т.е. 8 года хиджры (3 мая 629 — 21 апреля 630), в котором Мухаммад овладел Меккой, архангел Гавриил принес ему известие о смерти Хаузы52. Таким образом, Хауза умер между 16 апреля 629 и приблизительно концом апреля 630 г., вероятно, так и не доведя до конца наметившееся сближение с Византией. Вскоре после этого ханафиты были подчинены власти халифата.

Биография Хаузы несколько напоминает жизненный путь его старшего современника Ийаса ибн Кабйсы ат-Та'й: арабский племенной вождь служил Сасанидам и был возвышен ими за заслуги. Сасаниды, тем самым, ориентировались не только на Лахмидов и привлекали к себе и другую племенную знать. На ключевых направлениях арабских вождей сопровождали сасанидские наместники; мы видим их во время второго, официального, правления Ийаса в Хире и операции в ал-Мушаккаре. На территориях, которым придавалось не такое большое значение, Ийас и Хауза действовали сами: первый в 'Айн ат-тамре, второй — в Йемаме. В этом можно видеть проявление стратегии Сасанидов. Но карьеру арабского вождя могло прервать военное поражение или обнаружение нелояльности к Сасанидам; это то, что произошло с Ийасом, и чего избежал Хауза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишин Д.Е. Ийас ибн Кабйса ат-Та'й, арабский племенной вождь на службе у Сасанидов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 110-124.

2. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017.

3. Мишин Д.Е. К вопросу о датировке сражения при зу Каре. Вестник Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 22-36.

4. Мишин Д.Е. Хосров I Ануширван (531-579), его эпоха и его жизнеописание и поучение в истории Мискавейха. М., 2014.

51 Gedichte ..., 1928. S. 86.

52 ат-Табакат ..., 1990. Ч. 1. С. 201.

5. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II / Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. Prima series. III / Rec. P. De Jong. Lugduni Batavorum, 1882-1885.

6. Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ / Hrsg. R. Geyer. L., 1928.

7. Ibn-Wadhih qui dicitur al-Ja'qubï Historiae / Ed. M.Th. Houtsma. Pars altera. Lugduni Batavorum, 1883.

8. The Mufaddalïyât / Ed. Ch.J. Lyall. Oxford, 1921.

9. Джамхарат ансаб ал-'араб ли ... Ибн Хазм ал-Андалусй [Собрание родословных арабов ... Ибн Хазма ал-Андалусй] / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1982.

10. Дйван Аус бинХаджар [Собрание стихов Ауса ибн Хаджара] / Изд. М.Й. Наджм. Бейрут, 1979.

11. Дйван ал-А 'ша ал-кабйр [Собрание стихов «Подслеповатого» Старшего]. Изд. М.И.М. ар-Ридванй. Доха, 2010.

12. ал-Иктифа' би-ма тадаммана-ху мин магазй Расул Аллах ва ас-саласа ал-хулафа' Та'лйф ... ал-Кала'й ал-Андалусй [Достаточное своим содержанием [- известиями о] походах Посланника Аллаха и трех халифов. Сочинение ... ал-Кала'й ал-Андалусй] / Изд. М.К.'И. 'Алй. Бейрут: 'Алам ал-кутуб, 1997. Т. 1. Ч. 2.

13. ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд [Происхождение [названий племён и родов] ... Ибн Дурайда] / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут: Дар ал-джйл, 1991.

14. ал-Камил фй-л-луга ва-л-адаб. Та'лйф ... Абй-л-'Аббас Мухаммад бин Йазйд ал-Мубаррид [Совершенная [книга] о языке и словесности. Сочинение ... Абу-л-'Аббаса Мухаммада ибн Йазйда Утверждающего правильное] / Изд. 'А. Хиндавй. [Б.м.], 1998.

15. ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр [Совершенное изложение истории ... Ибн ал-Асйра] / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1.

16. Китаб ал-аганй ли Абй-л-Фарадж ал-Исфаханй [Книга песен Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй] / Изд. А. аш-Шинкйтй. Каир, 1905.

17. Китаб ал-'афв ва-л-и'тизар ли Абй-л-Хасан Мухаммад бин 'Имран ал-'Абдй ал-ма'руф би-р-Раккам ал-Басрй [Книга о том, как давали и просили прощение Абу-л-Хасана Мухаммада ибн 'Имрана ал-'Абдй, известного как Басорский писатель] / Изд. 'А. Абу Салих. Эр-Рияд, 1981.

18. Китаб Бакр ва Таглиб ибнай Ва'ил ибн Касит [Книга о [потомках] Бакра и Таглиба, сыновей Ва'или ибн Касита]. Бомбей, 1887/88.

19. Китаб ал-джамхара фй аййам ал-'араб ли ... 'Умар бин Шабба ал-Басрй [Книга собрания [известий] о [памятных] днях арабов] / Изд. А. 'Атиййа. Ал-Исма'йлиййа, 2015.

20. Китаб Джамхарат ал-амсал ли Абй Хилал ал-Хасан ... ал-'Аскарй [Книга собрания пословиц, поговорок и крылатых изречений Абу Хилала ал-Хасана ... ал-'Аскарй] / Изд. А. 'Абд ас-Салам, М.С. Заглул. Бейрут, 1988.

21. ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба [[Книга] знаний Ибн Кутайбы] / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981.

22. Му'джам ал-булдан ли ... Йакут [Справочник по областям и поселениям ... Йакута]. Бейрут, 1977.

23. Му'джам ма иста'джам мин асма' ал-билад ва-л-мавади'. Та'л йф ... ал-Бакрй [Справочник о том, что неясно из названий областей и мест. Сочинение . ал-Бакрй]. Изд. М. ас-Сакка. Бейрут, 1983.

24. Насаб ма'адд ва-л-йаман ал-кабйр ли Абй-л-Мунзир Хишам ... ал-Калбй [Большая книга о родословных ма'аддитов и йеменцев Абу-л-Мунзира Хишама ... ал-Калбй] / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988.

25. Нашват ат-тараб фи тарих джахилиййат ал-'араб. Та'лйф Ибн Са'йд [Приносящее упоение [книга] об истории арабов времени джахилиййи. Сочинение Ибн Са'ида] / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман, 1982.

26. Сифат Джазират ал-'араб. Та'лиф ... ал-Хамдани [Описание Аравийского полуострова. Сочинение ... ал-Хамдани] / Изд. М. ал-Аква' ал-Хавали. Сана, 1990.

27. ат-Табакат ал-кубра ли ... Ибн Са'д / Изд. М.'А. 'Ата. Бейрут, 1990.

28. ат-Тазкира ал-хамдуниййа. Тасниф Ибн Хамдун [Хамдунитский трактат. Сочинение Ибн Хамдуна] / Изд. И. 'Аббас, Б. 'Аббас. Бейрут, 1996.

29. Тарих ... ИбнХалдун [История ... Ибн Халдуна] / Каир, Бейрут, 1999. Т. 3.

30. Тарих Халифа бин Хаййат [История Халифы ибн Хаййата] / Изд. А.Д. ал-'Умари. Неджеф, 1967. Ч. 1.

31. ал-'Умда фи махасин аш-ши'р ва адаби-хи ва накди-хи. Та'лиф ... Ибн Рашйк [[Книга, подобная] столпу о достоинствах стихосложения, его правилах и умении отличить в нем хорошее от дурного] / Изд. М.М. 'Абд ал-Хамид. Бейрут, 1981.

32. ал-Хави И. Шарх диван ал-Фараздак [Объяснение собрания стихов ал-Фараз-дака]. Бейрут, 1983.

33. Ши'р бани Там им фи-л-'аср ал-джахили [Поэзия бану Тамим в джахилийскую эпоху] / Изд. М.'А. ал-Му'ини. Бурайда, 1982.

REFERENCES

1. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series. II / Rec. J. Barth, Th. Noldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. Prima series. III / Rec. P. De Jong. Lugduni Batavorum, 1882-1885.

2. Diwan al-A 'sha al-kabir [Collection of Verses by the Weak-sighted One the Elder]. Ed. M.I.M. а1^к^ап1. Doha: Wizаrat al-thakafa wa al-funun wa al-turath, 2010. (In Arab.)

3. Diwan Aws bin Hadjar [Collection of Verses by Aws Ibn Hadjar]. Ed. M.Y. Nadjm. Beirut: Dаr ^ц-, 1979. (In Arab.)

4. Djamharat ansab al-'arab li ... Ibn Hazm al-Andalusi [Collection of the Arabs' Genealogies by ... Ibn Hazm al-Andalus!]. Ed. 'A.M. Нагат Cairo: Dаr al-ma^rif, 1982. (In Arab.)

5. Gedichte von AbuBasir Maimun Ibn Qais al-'A'sa / Hrsg. R. Geyer. London: Luzac & Co., 1928.

6. al-Mw! I. Sharh Diwan al-Farazdak [Explanation of the Collection of Verses by al-Farazdak]. Beirut: Dаr al-кйаЬ al-lub^m, 1983. (In Arab.)

7. Ibn- Wadhih qui dicitur al-Ja'qubi Historiae / Ed. M.Th. Houtsma. Pars altera. Lugduni Batavorum, 1883.

8. al-Iktifa' bi-ma tadammana-hu min maghazi RasulAllah wa al-thalatha al-khulafa'. Talif... al-Kala'i al-Andalusi [[Presentation] Sufficient by What It Contains of [Accounts of] the Campaigns of the Envoy of Allah and of the Three Caliphs by ... al-Kate'I al-Andalus!]. Ed. M.K.'I. 'All. Beirut: 'A lam al-kutub, 1997. (In Arab.)

9. al-Ishtikak li... Ibn Durayd [Etymologies by ... Ibn Durayd]. Ed. 'A.M. Нагат Beirut: Dаr al-djll, 1991. (In Arab.)

10. al-Kamil fi al-lugha wa al-adab. Ta'lif... Abi al-'Abbas Muhammad bin Yazid al-Mubarrid [Perfect [Book] on the Language and Literature by Abu al-'Abbаs Muhammad Ibn YazId the Affirmer of Truth]. Ed. 'A. HindаwI. S.l.: Wizаrat al-shu'un al-islаmiyya wa al-awls^ wa al-irshаd, al-Mamlaka al-'arabiyya al-sa'udiyya, 1998. (In Arab.)

11. al-Kämilfi al-tärikh li... Ibn al-Athir [Perfect History by Ibn al-Athlrj. Ed. A.'A. al-KadI. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1987. Vol. 1. (In Arab.)

12. Kitäb al-'afw wa al-i'tidhär li Abi al-Hasan Muhammad bin 'Imrän al-'Abdi al-ma'rüf bi al-Rakkäm al-Basri [Book on How Pardon Was Given and Begged For, By Abü al-Hasan Muhammad Ibn 'Imran al-'Abd! Known as the Basri Writer]. Ed. 'A. Abü Sälih. Riyadh: Djami'at al-Imam Muhammad bin Sa'üd al-islamiyya, 1981. (In Arab.)

13. Kitäb al-aghäni li Abi al-Faradj al-Isfahäni [Book of Songs by Abü al-Faradj al-Isfahan!]. Ed. A. al-ShinkItI. Cairo, 1905. (In Arab.)

14. Kitäb Bakr wa Taghlib ibnay Wä'il Ibn Käsit [Book on [the Descendants of] Bakr and Taghlib, Two Sons of Wa'il Ibn Kasit]. Bombay, 1887/88. (In Arab.)

15. Kitäb al-djamhara fi ayyäm al-'arab li ... 'Umar bin Shabba al-Basri [Book of Collection [of Accounts of the Memorable] Days of the Arabs]. Ed. A. 'Atiyya. al-Isma'Iliyya: Maktabat al-Imam al-Bukhar! li-l-mashr wa al-tawz!', 2015. (In Arab.)

16. Kitäb djamharat al-amthäl li AbiHiläl... al-'Askari [Collection of Proverbs and Legendary Quotations by Abü Hiläl ... al-'Askar!]. Ed. A. 'Abd al-Saläm, M.S. Zaghlül. Beirut: Där al-kutub al-'ilmiyya, 1988. (In Arab.)

17. al-Ma'ärif li Ibn Kutayba [[Book of] Knowledge by Ibn Kutayba]. Ed. Th. 'Ukasha. Cairo: Dar al-ma'arif, 1981. (In Arab.)

18. Mishin D.E. Hosrov I Anushirvan (531-579), yego epoha i yego zhizneopisaniye i poucheniye v istorii Miskaveyha [Chosroes I Anoshirwan (531-579), His Epoch and His Biography and Admonition in the History by Miskawayh]. Moscow: IV RAN, 2014. (In Russ.)

19. Mishin D.E. IstoriyagosudarstvaLahmidov [History of the Lakhmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (In Russ.)

20. Mishin D.E. Iyas Ibn KabIsa al-Ta'I, an Arabic Tribal Chieftain at the Service of the Sasanids. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 13. Vostokovedeniye. 2022. No. 1. P. 110 -124. (In Russ.)

21. Mishin D.E. K voprosu o datirovke srazheniya pri zu Kare [A Contribution to the Dating of the Battle of dhü Kar]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 13. Vostokovedeniye. 2019. No. 4. P. 22-36. (In Russ.)

22. Mu'djam al-buldän li... Yäküt [Reference-Book on Regions and Settlements by ... Yaküt]. Beirut: Dar Sadir, 1977. (In Arab.)

23. Mu'djam mä ista'djam min asmä' al-bilädwa al-mawädi'. Ta'lif... al-Bakri [Reference-Book on Unclear Names of Regions, Settlements, and Places by ... al-Bakr!]. Ed. M. al-Sakkä. Beirut: 'Älam al-kutub, 1983. (In Arab.)

24. The Mufaddaliyät / Ed. Ch.J. Lyall. Oxford: Clarendon Press, 1921.

25. Nasab ma'add wa al-yaman al-kabir li... Hishäm ... al-Kalbi [Big [Book] on Genealogies of the Ma'addites and Yemenites by ... Hisham ... al-KalbI]. Ed. N. Hasan. Beirut: 'Älam al-kutub, 1988. (In Arab.)

26. Nashwat al-tarabfitärikh djähiliyyat al- 'arab. Ta'lifIbn Sa'idal-Andalusi [Rapture-[Bringing] Book on the History of the Arabs' Djähiliyya by Ibn Sa'!d al-Andalus!]. Ed. N. 'Abd al-Rahmän. Amman: Maktabat al-Aksä, 1982. (In Arab.)

27. Shi 'r bani Tamim fi al- 'asr al-djähili [Poetry of Banü Tam!m in the Djähiliyya Epoch]. Ed. H M. al-Mu'Inl. Burayda: Näd! al-Kas!m al-adab!, 1982. (In Arab.)

28. Sifat Djazirat al-'arab. Ta'lif... al-Hamdäni [Description of the Arabic Peninsula by ... al-Hamdan!]. Ed. M. al-Akwa' al-HawalI. Sana: Maktabat al-irshad, 1990. (In Arab.)

29. al-Tabakät al-kubrä li... Ibn Sa'd [Big [Book] of Classes by Ibn Sa'd]. Ed. M.'A. 'Ata. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1990. (In Arab.)

30. al-Tadhkira al-hamdüniyya. Tasnif Ibn Hamdün [The Hamdün! Treatise]. Ed. I. 'Abbas, B. 'Abbas. Beirut: Dar Sadir, 1996. (In Arab.)

31. Tarikh ... Ibn Khaldun [History by ... Ibn Khaldun]. Cairo: Dаr al-ktiab al-misrI, Beirut: Dаr al-k^b al-lub^m, 19989. (In Arab.)

32. Tarikh Khalifa bin Khayyat [History by KhalIfa Ibn Khayyаt]. Ed. A.D. al-'UmarI. Najaf: Matba'at al-adab, 1967. (In Arab.)

33. al-'Umdafi mahasin al-shi'r wa adabi-hi wa nakdi-hi. Ta'lif ... Ibn Rashik [Pillar[-like] Book on the Virtues and Rules of, and Distinction between Good and Bad in, the Poetry]. Ed. M.M. 'Abd al-Hamld. Beirut: Dar al-djH, 1981. (In Arab.)

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 06.11.2021; принята к публикации 24.05.2022

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 06.11.2021; accepted for publication 24.05.2022

ОБ АВТОРЕ

Мишин Дмитрий Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук; [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Dmitriy Ye. Mishin — CSc., Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.