Научная статья на тему 'АРАБЫ-ЗОРОАСТРИЙЦЫ В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ'

АРАБЫ-ЗОРОАСТРИЙЦЫ В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАВИЯ / САСАНИДСКАЯ ДЕРЖАВА / ЗОРОАСТРИЙЦЫ / БАНУ ТАМИМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин Дмитрий Евгеньевич

Настоящая работа посвящена арабам-зороастрийцам в доисламской Аравии. Зороастризм укоренился в племени бану Тамим, особенно во входившем в его состав племени бану Дāрим. Вождь дāримитов Зурāра, освободившись от власти киндитов (примерно 30-е гг. VI в.), перешел в подчинение Лахмидам, наместникам Сасанидов, и на определенном этапе принял зороастризм. Приверженцами зороастризма являлись и сыновья Зурāры Лакит и Хāджиб, впоследствии бывшие в разное время правителями дāримитов. Согласно источникам они следовали нормам зороастризма на практике, заключив браки со своими дочерьми. В политике Лакит и Хāджиб подчинялись Лахмидам и обладали при их дворе значительным влиянием. После смещения Лахмидов (начало VII в.) вожди дāримитов Хāджиб и его сын ‘УЬāрид примерно до конца20-х годов VII в. или 630-631 гг. были в подчинении у Сасанидов и получили от них тиары - видимо, будучи признаны отдельными подчиненными им правителями. Политическая ориентация на Сасанидов значительно подкрепляла приверженность Зурāры и его сыновей зороастрийскому вероучению. В начале VII в. зороастрийцами стали видные представители и некоторых иных родов и племен бану Тамим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZOROASTRIAN ARABS IN PRE-ISLAMIC ARABIA

This study is devoted to Zoroastrian Arabs in pre-Islamic Arabia. Zoroastrianism took root in the tribe of Banū Tamīm, especially in its subtribe of Banū Dārim. About the 530’s Zurāra, the chieftain of Banū Dārim emancipated from Banū Kinda, became a vassal of the Lakhmids, governors under the Sasanids, and, at a certain stage, embraced Zoroastrianism. Later on Zurāra’s sons Laḳīṭ and Ḥādjib, who likewise were at different times chieftains of Banū Dārim, were Zoroastrians. They reportedly applied Zoroastrian canons in practice, marrying their daughters. In politics both Laḳīṭ and Ḥādjib were vassals of the Lakhmids and had a considerable influence at their court. Following the dismissal of the Lakhmids in the beginning of the 7th century Dārimite chieftains Ḥādjib and his son ʻUṭārid were subordinate to the Sasanids till the late 620’s or 630-631. Ḥādjib and ʻUṭārid received diadems from the Sasanids, probably as an indication of their status of the latter’s vassals. The pro-Sasanid orientation considerably reinforced Zurāra’s and his descendants’ adherence to Zoroastrianism. In the beginning of the 7th century a number of eminent persons from other subtribes and clans of Banū Tamīm became Zoroastrians as well.

Текст научной работы на тему «АРАБЫ-ЗОРОАСТРИЙЦЫ В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2021. № 1

ИСТОРИЯ Д.Е. Мишин

АРАБЫ-ЗОРОАСТРИЙЦЫ

В ДОИСЛАМСКОЙ АРАВИИ

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт востоковедения РАН

107031, Москва, ул. Рождественка, д. 12

Настоящая работа посвящена арабам-зороастрийцам в доисламской Аравии. Зороастризм укоренился в племени бану Там йм, особенно во входившем в его состав племени бану Дарим. Вождь даримитов Зурара, освободившись от власти киндитов (примерно 30-е гг. VI в.), перешел в подчинение Лахмидам, наместникам Сасанидов, и на определенном этапе принял зороастризм. Приверженцами зороастризма являлись и сыновья Зурары Лакйт и Хаджиб, впоследствии бывшие в разное время правителями даримитов. Согласно источникам они следовали нормам зороастризма на практике, заключив браки со своими дочерьми. В политике Лакйт и Хаджиб подчинялись Лахмидам и обладали при их дворе значительным влиянием. После смещения Лахмидов (начало VII в.) вожди даримитов Хаджиб и его сын 'Утарид примерно до конца 20-х годов VII в. или 630-631 гг. были в подчинении у Сасанидов и получили от них тиары - видимо, будучи признаны отдельными подчиненными им правителями. Политическая ориентация на Сасанидов значительно подкрепляла приверженность Зурары и его сыновей зороастрийскому вероучению. В начале VII в. зороастрийцами стали видные представители и некоторых иных родов и племен бану Тамйм.

Ключевые слова: Аравия; Сасанидская держава; зороастрийцы; бану Тамйм.

О том, что в доисламское время среди арабов были зороастрийцы, мы узнаем из сообщения известного средневекового знатока древностей Хишама ал-Калбй (род. ок. 737 г., ум. в 819 или 821 г.), который ссылается на Ибн 'Аббаса - вероятно, 'Абдуллаха ибн ал-'Аббаса (род. в 619 г., ум. ок. 686-688 гг.). Это краткий перечень арабов, которые в доисламское время исповедовали неаравийские религии. Хишам пишет, что зороастризм был принят некоторыми бану Тамйм, и называет его приверженцами Хилала ат-Тамйми из

Мишин Дмитрий Евгеньевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук (e-mail: mde@mts.ru).

области Бахрейна1, аль-Акра'а ибн Xäбиса ал-Муджаши'й, Сахта ибн 'Абдиллаха ат-Тамймй, Абу Асвада, деда Вакй'а ибн Абй Суда, и Зурару ибн 'Адй, отца Xäджиба2.

По словам Ибн Кутайбы (828/29-889/90), зороастрийцами были Зурара ибн 'Удус и его сын Xäджиб, который женился на своей дочери, но впоследствии раскаялся в этом, а также ал-Акра' ибн Xü6to и Абу Суд, дед Вакй'а ибн X^^ám3. Ибн ал-Асйр (1160-1233) повествует, что зороастризм был принят некоторыми арабами из области Бахрейна, и называет Зурару ибн 'Удуса, его сыновей Xäджиба и Лакйта, а также ал-Акра'а ибн Xäбиса. По словам Ибн ал-Асйра, Лакйт женился на своей дочери Духтанус4. Ибн Са'йд (1213/14-1286/87) утверждает, что члены рода Зурары, были зоро-астрийцами и поклонялись огню, ибо встречались с царями персов и старались сделать так, чтобы те постоянно благоволили им5.

Духтанус - арабизированное персидское имя, состоящее из слов духт (дочь) и анот (бессмертная). Женщина, о которой пишет Ибн ал-Асйр, и по другим источникам известна как дочь Лакйта6. Женитьба отца на дочери - вид брака между близкими родственниками, который поощрялся в зороастризме7, но был отвергаем арабами8. Духтанус предстает в источниках как жена Лакйта: она сопрово-

1 Пространство от места, где позже была построена Басра, до Омана.

2 Масалиб ал-'араб. Та'лйфХитам бин ал-Калбй / Изд. Н. ат-Та'й. Бейрут, 1998. С. 156.

3 ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981. С. 621. Ср. Китаб табакат ал-умам ли ... Ибн Çâ'ид ал-Андалусй / Изд. L. Cheikho. Бейрут, 1912. С. 43.

4 ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. С. 465.

5 Нашват ат-тараб фй тарйх джахилиййат ал-'араб. Та'лйф Ибн Са'йд / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман, 1982. С. 449.

6 Амсал ал-'араб. Та'лйф ал-Муфаддал ... ад-Даббй / Изд. И. 'Аббас. Бейрут, 1983. С. 51; ад-Дурра ал-фахира фй ал-амсал ас-са'ира ли ...Хамза ... ал-Щфаханй/ Изд. 'А. Кутамиш. Ч. 1. Каир, 1971. С. 110; Китаб джамхарат ал-амсал ли Абй Хилал ... ал-'Аскарй / Изд. А. 'Абд ас-Салам, М.С. Заглул. Ч. 1. Бейрут, 1988. С. 473; Нашват . С. 452.

7 Известен зороастрийский текст, где Ахура-Мазда говорит Заратуштре, что одно из четырех наилучших дел - браки с матерями, дочерьми и сестрами (The Pahlavi Rivâyat Accompanying The Dâdistân î Dînîk / Ed. E.B.N. Dhabhar. Bombay, 1913. P. 11). В начале VI в. один сасанидский военачальник «по обычаю персов» женился на своей дочери (Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum. I / Ed. I.-B. Chabot. Parisiis, 1927. P. 315).

8 Китаб ал-мухаббар ли ... Мухаммад бин Хабйб / Изд. I. Lichtenstädter. Хайдерабад, 1942. С. 325; ал-Милал ва-н-нихал. Та'лйф ... ат-Шахрастанй / Изд. 'А.М. ал-Вакйл. Ч. 3. Каир, 1968. С. 90.

ждала его в походах и давала советы, к которым он прислушивался9, а вскоре после его гибели была выдана замуж, но обрезала косы в знак скорби и отказывала мужу в близости10. Браки Лакйта и Хаджиба показывают, что мы имеем дело с зороастрийцами, которыми были и члены рода Зурары, а не только он сам, как у Хишама ал-Калбй. Текст последнего был, видимо, искажен при переписке, что видно по ошибкам: «'Адй» вместо «'Удус», «Асвад» вместо «Суд».

О принятии некоторыми тамймитами зороастризма свидетельствует и стих Джарйра (ум. в 728/29 или немногим позже):

«Не хвались! Вероучение [бану] Муджаши' - религия зороастрий-цев (ал-маджус), которые обходят кругом святилище»11.

Из названных выше людей наиболее заметны Зурара и его сыновья, которые считались одним из знатнейших арабских родов доисламского времени12. Вероятно, первым в роду зороастризм принял Зурара: один из его сыновей носил имя 'Абд Манат - «раб [богини] Манат»13. Едва ли зороастриец мог так назвать сына. Видимо, 'Абд Манат родился, когда Зурара был язычником; значит, последний принял зороастризм уже в зрелом возрасте.

Род, из которого происходил Зурара, принадлежал к племени бану Дарим, входившему в состав племени бану Ханзала и более крупного племени бану Тамйм, относившегося к бану Мудар - ветви «северных» арабов бану 'Аднан. Тамймиты жили в северо-восточной части Аравии, к западу от арабского берега Персидского залива. Зурара был вождем бану Дарим, став им, видимо, после своего отца -'Удуса. Автор надеется в ближайшее время показать в отдельной

9 ал-Камил ... С. 463.

10 Шарх нака'ид Джарйр ва-л-Фараздак / Изд. М.И. Хуввар, В.М. Халис. Абу Даби, 1998. С. 1031.

11 Дйван Джарйр би шарх Мухаммад бин Хабйб / Изд. Н.М.А. Таха. Каир, 1986. Джарйр обращается к своему оппоненту ал-Фараздаку (ум. ок. 728-731 гг.), происходившему из бану Муджаши' - рода из бану Дарим, к которому принадлежал ал-Акра' ибн Хабис. Джарйр переносит на зороастрийцев доисламский арабский обычай обходить кругом святилище, видимо, пытаясь создать образ бану Муджаши' как не-мусульман.

12 ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991. С. 399; Китаб ал-'икд ал-фарйд. Та'лйф ... Ибн 'Абд Раббихи ал-Андалусй / Изд. А. Амйн, А. аз-Зайн, И. ал-Абйарй. Каир, 1965. Ч. 3. С. 331; Китаб ал-манакиб ал-мазйадиййа фй ахбар ал-мулук ал-асадиййа. Та'лйф ... ал-Хиллй / Изд. С.М. Дарадика, М.'А. Харйсат. Амман, 1984. С. 186; ал-'Умда фй махасин аш-ши'р ва адаби-хи ва накди-хи. Та'лйф ... Ибн Рашйк / Изд. М.М. 'Абд ал-Хамйд. Ч. 2. Бейрут, 1981. С. 192.

13 Джамхарат ан-насаб ли Хишам ... ал-Калбй / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1986. С. 197-198; ал-Иштикак ... С. 235.

работе, что в примерно в 30-е годы VI в. даримиты освободились от власти правителей из бану Кинда (племени из «южных» арабов бану Кахтан), причем в этом направлении действовали и 'Удус, и Зурара. Некоторые сказители утверждали, что Зурара был предводителем сил 'аднанитских племенных объединений бану Мудар и бану Рабй'а в битве при Хазазе14, когда они разбили киндитов и войско, пришедшее из Йемена. Тамймиты сражались на стороне рабй'итов и мударитов, но предводителем всего войска Зурара нигде не называется. Возможно, он командовал отрядом тамймитов.

Борьба с правителями Йемена и киндитами вела Зурару к тому, чтобы выступать на стороне их противников - Лахмидов. Последние были наместниками Сасанидов над арабскими племенами, в том числе жившими в Аравии, и носили титулы «царей арабов». Бану Зурара занимали по отношению к Лахмидам подчиненное положение. В одном новоизданном источнике приведен стих, который сочинил Хаджиб ибн Зурара, когда на него разгневался лахмидский царь ан-Ну'ман III (579-601):

«Да отдалишь ты от себя проклятие!15 Ты - лучший из господ. Первые из нас для первых из вас - рабы (абйд).

Не бывает так, чтобы встречал кто-нибудь из нас ночь в благоденствии, когда дело обстоит не как ты хочешь.

Убоялись мы тебя - да отдалишь ты от себя проклятие! - и, глядя на тебя со страхом, всё более исполняемся им»16.

Там же - еще один стих Хаджиба:

«Мы восхваляем договоры с царями - ни один ездящий верхом не достиг этого пока ездит он в паломничество [поклониться] Аллаху.

Мы пестовали сына Тучи, дающей воду, и сына Сжигателя пока у них не появлялись бороды и усы.

Три царя воспитывались у нас, и из-за них я намного выше мударитов; это - не ложь.

Земля и люди на ней едва не сотрясаются, видя мощь 'Амра, сына Хинд17, когда он в гневе.

Он - солнце, которое высоко поднимается, и им освещается земля, а [другие] цари - звезды.

14 ал-'Умда ... Ч. 2. С. 212.

15 Абайта-л-ла'на - формула пожелания добра, часто употреблявшаяся при обращении нижестоящего к вышестоящему.

16 ал-Фасил байна ал-хакк ва-л-батил мин мафахир абна' Кахтан ва-л-йаман ли му'аллиф маджхул / Изд. М.'А. Джазим, М. 'Арбаш. Сана, 2008. С. 136.

17 Лахмидский царь 'Амр III (554-569).

Он играючи губит одно племя из ма'адд18 и избирает другое для исполнения своего желания»19.

В «сыне Тучи, дающей воду» и «Сжигателе» узнаются лахмидские цари ал-Мунзир III (512/13-554), которого в честь матери называли «сыном Небесной воды» (Ибн Ма' ас-сама'), и 'Амр III (554-569). Тем самым, род 'Удуса, где в конце V - начале VI в. был вскормлен и воспитан ал-Мунзир III, выполнял ту же функцию при преемнике последнего в середине VI в. Таков был обычай того времени, свойственный, в частности, Сасанидам: правитель отправлял малолетних сыновей на воспитание в подчиненные ему роды. Значит, приведенный стих показывает, что род Зурары, освободившись от власти киндитов, вернулся в подчинение Лахмидам. Видимым выражением этого являются славословия Хаджиба в адрес лахмидских царей.

Названный обычай сыграл роковую роль в судьбе Зурары. Даримит Сувайд, женатый на дочери Зурары, по ошибке убил воспитывавшегося в племени юного сына ал-Мунзира III или, что менее вероятно, 'Амра III, и бежал. Через некоторое время лахмидский царь (им в источниках называется только 'Амр III) узнал о происшедшем и поклялся отомстить даримитам. Он казнил сыновей Сувайда, а затем напал на даримитов и во исполнение своей клятвы заживо

сжег сто пленных, за что был прозван «Сжигателем». Зурара не был

20

казнен, но умер, не вынеся потрясения20.

По одному рассказу 'Амр III также перекрыл тамймитам снабжение продовольствием - видимо, велел не пускать их на рынки области Бахрейна, где они покупали припасы. Тамймиты оказались в трудном положении. Тогда сын Зурары Ма'бад отправился к 'Амру в Хиру. Один соплеменник, состоявший при дворе, сказал Ма'баду, что его не примут, и посоветовал якобы случайно встретить царя в пустыне, во время выезда. Ма'бад так и сделал и, искусно проведя

18 Фактически - 'аднаниты (потомки Ма'адда, сына 'Аднана).

19 ал-Фасил ... С. 136. Ср. Китаб джамхарат ... Ч. 1. С. 211-212; Табакат аш-шу'ара' ли Ибн ал-Му'тазз. Изд. 'А.А. Фарадж. Каир, 1976. С. 199.

20 ал-Камил ... С. 438-439; Китаб ал-аганй. Та'лйф Абй-л-Фарадж ал-Исфаханй. Ч. 22. Бейрут, 1994. С. 398-404; Китаб ал-манакиб ... С. 514-519; Китаб ал-мунаммак фй ахбар курайш ли Мухаммад бин Хабйб / Изд. Х.А. Фарик. Хайдерабад, 1964. С. 290-293; Му'джам ал-булдан ли ... Йакут. Т. 1. Бейрут, 1977. С. 274; Шарх нака'ид ... С. 805-807; ал-Фава'ид ал-махсура фй шарх ал-максура. Та'лйф ... Ибн Хишам ал-Лахмй / Изд. А.'А. 'Аттар. Бейрут, 1980. С. 214-215; Шарх максурат Ибн Дурайд. Сан'ат ал-Хатйб ат-Тибрйзй / Изд. Ф. Кабава. Бейрут, 1994. С. 45-48.

беседу с 'Амром, получил от него охранную грамоту и разрешение для тамймитов приезжать за продовольствием21.

Судя по всему, Ма'бад стал вождем даримитов. Он - главное действующее лицо со стороны тамймитов в рассказах о другом важном событии, сражении при Рахрахане. В нем тамймиты потерпели поражение от племени бану 'Амир; Ма'бад попал в плен. Его брат Лакйт поехал к 'амиритам договариваться о выкупе. Об этом есть два рассказа. Согласно одному из них Ма'бада взяли в плен двое, и они требовали уплаты каждому обычного выкупа - сотни верблюдов. Лакйт сначала согласился, но затем счел, что этого много, сослался на завет Зурары, запретившего им в таких случаях отдавать более ста верблюдов, отказался платить и уехал. Ма'бад сказал 'амиритам, что Лакйт хочет завладеть его имуществом. По другой версии 'амириты заявили Лакйту, что он - вождь своих людей (саййид ан-нас), а Ма'бад - вождь мударитов (саййид мудар), и за него полагается выкуп как за царя - тысяча верблюдов. Лакйт предлагал двести и ссылался на волю отца, запретившего давать больше. 'Амириты стояли на своем. Ма'бад был готов дать недостающее количество верблюдов из своих стад, но Лакйт не согласился и уехал, пообещав брату попытаться отбить его. Согласно обоим рассказам Ма'бад умер в плену22.

Лакйт мог преследовать собственные интересы. Он и Ма'бад были сыновьями Зурары от разных женщин, а отношения между такими людьми подчас складывались непросто. Но версия о недобросовестности Лакйта маловероятна. Припиши Лакйт 'амиритам завышенные требования, чтобы не платить выкуп, это раскрылось бы, и он столкнулся бы с порицанием соплеменников, которого не видно в источниках. К тому же требования уплатить «царский» выкуп не были невыполнимы; он мог отдать верблюдов Ма'бада.

Примечателен наказ Зурары в обеих историях. В арабском обществе того времени показателем общественного положения человека был размер виры за его убийство или выкупа за его освобождение. Уплата «царского» выкупа означала притязания на царское звание, что было чревато столкновением с Лахмидами. Вероятно, Лакйт не лукавил, ссылаясь на отца: совет не платить такой выкуп очень

21 Китаб джамхарат ... Ч. 2. С. 82-83.

22 Китаб ал-аганй ... Ч. 11. С. 85-87; Китаб ал-'икд ... Ч. 5. С. 139-140; Шарх нака'ид ... С. 400-402; Нихайат ал-араб фй фунун ал-адаб. Та'лйф ... ан-Нувайрй. Т. 15. Каир, 1949. С. 349-350; Хизанат ал-адаб ва лубб лубаб лисан ал-'араб. Та'лйф 'Абд ал-Кадир ал-Багдадй / Изд. 'А.М. Харун. Ч. 6. Каир, 1997. С. 368-369.

естественно звучал бы в устах Зурары, подчинявшегося правителям Хиры.

Лакйт стал новым вождем даримитов. Прежде он нередко бывал при лахмидском дворе. В одном из рассказов ал-Мунзир III приглашает Лакйта на пир, причем в разговоре называет его «лучшим из юношей» (хайр ал-фитйан)23. По другому сказанию ал-Мунзир подарил Лакйту, бывшему тогда молодым человеком, сто превосходных верблюдов. В версии Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй (897/98-967) Лакйт, отослав верблюдов к отцу, затем поехал к сасанидскому царю, т.е. к Хосрову I Ануширвану (531-579), который одарил его платьем и драгоценностями24.

Согласно традициям того времени Лакйт должен был отомстить за брата. Зная силу 'амиритов, он заручился поддержкой лахмидского царя ан-Ну'мана III, киндитских правителей Хаджара и ряда арабских племен. Но в битве в «ущелье Джабалы» (ши'б Джабала), состоявшейся через год после сражения при Рахрахане, 'амириты вновь одержали победу. Лакйт, который, согласно одному рассказу, сражался на коне, покрытом попоной из парчи, подарком Хосрова, погиб. Был убит и его сын Курайз. Полнородный брат Лакйта Хаджиб, бывший тогда еще юношей, попал в плен и освободился за очень большой выкуп - от пятисот (Ибн ал-Асйр) до тысячи (Мухаммад ибн Хабйб) верблюдов25.

Это поражение очень ослабило бану Ханзала. Примерно через год после сражения в «ущелье Джабалы» 'амириты попытались окончательно разгромить их, вступив в союз с киндитами Хаджара. Бану Ханзала были вынуждены уйти на новые места и переселились так, что между ними и противниками оказалось тамймитское племя бану Йарбу'. В сражении при зу Наджабе йарбу'иты нанесли поражение 'амиритам и их союзникам26.

23 Амсал ... С. 54; ал-Фахир ли ... ал-Муфаддал ибн Салама / Изд. 'А. ат-Тахавй. Каир, 1974. С. 67.

24 Китаб ал-аганй ... Ч. 22. С. 404-405; Китаб джамхарат ... Ч. 2. С. 197.

25 ал-Ансаб ли ... ал-'Автабй ас-Сухарй. Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006. С. 604-608; ДйванДжарйр ... С. 194; ал-Камил ... С. 463-464; Китаб ал-аганй... Ч. 11. С. 89-103; Китаб ал-'икд ... Ч. 5. С. 141-143; Китаб ал-манакиб ... С. 227; Шарх нака'ид ... С. 403, 414, 577; Нихайат ... С. 350-353; ал-'Умда ... Ч. 2. С. 203-204. Сообщения о выкупе подтверждаются стихом 'Амира ибн ат-Туфайла: «Мы взяли в плен в плен Цаджиба, и он оставался [у нас] как пленник; не оставили мы верблюдов семье его» (Дйван 'Амир бин ат-Туфайл. Бейрут, 1979. С. 113).

26 ал-Камил ... С. 474; Му'джам ... Т. 5. С. 261; Шарх нака'ид ... С. 474-475, 740-741; ал-'Умда ... Ч. 2. С. 211-212.

Постепенно бану Дарим и род Зурары восстановили свои позиции. Источники сообщают о натиске тамймитов на родственные им племена бану Дабба и бану 'Абд Манат. Те обратились за помощью к своим союзникам - бану Асад ибн Хузайма и бану Зубйан. На стороне тамймитов выступили их бывшие противники 'амириты. Сражения при ан-Нисаре и ал-Джифаре в целом закончились не в пользу тамймитов и 'амиритов. Но важно то, что предводителем тамймитов в обоих сражениях в источниках называется Хаджиб27. Один асадитский поэт, современник этих сражений, изображает его самой заметной фигурой в стане противника, говоря, что при ал-Джифаре

«.. .бежал Хаджиб подобно одержимому, стремящемуся к предмету своего вожделения»28.

Несмотря на неудачи, Хаджиб сохранял симпатию Лахмидов. Согласно одному рассказу он был в числе наиболее достойных представителей арабов, которых ан-Ну'ман III взял с собой в поездку к сасанидскому царю Хосрову II Парвизу (591-629)29. Другой эпизод разобран автором этих строк в «Истории государства Лахмидов» и состоит в следующем. Бану Йарбу' принадлежала при Лахмидах должность ридф-а - формально высшего сановника. Хаджиб просил лахмидского царя отдать ее одному из бану Муджаши'. Царь согласился, но бану Йарбу' стали защищать свои права и разбили посланное против них лахмидское войско. Хотя Хаджиб, как видно из изложенного, стал вождем только во времена ан-Ну'мана III, несоответствия в рассказах источников не дают возможности однозначно отнести эти события к периоду правления последнего30. Однако примечательно, что во всех источниках именно Хаджиб обращается к царю с просьбой, которую тот охотно удовлетворяет. Очевидно, для авторов исходных сообщений Хаджиб был влиятельной фигурой при лахмидском царе.

После того как Хосров II Парвиз сместил ан-Ну'мана III (конец 601 - начало 602 г.), бану Зурара были напрямую подчинены Сасани-дам и их наместникам в Хире. Это видно по рассказу о том, что, когда мудариты стали страдать от засухи, Хаджиб поехал к сасанидскому

27 The М^аМаИуШ: / Ed. Ch.J. Lyall. Oxford, 1921. P. 363, 369; ал-Камил ... С. 490492; Китаб ал-анвар ва махасин ал-аш'ар ли ... аш-Шимшатй / Изд. ас-С.М. Йусуф. Эль-Кувейт, 1977. С. 141-143, 149-150; Шарх нака'ид ... С. 413-417, 910.

28 Дйван Бишр бин АбйХазим ал-Асадй / Изд. М. Таррад. Бейрут, 1994. С. 33.

29 Китаб ал-'икд ... Ч. 2. С. 9-19.

30 Мишин Д.Е. Указ. соч. С. 312-314.

царю31 или, согласно версии Абу 'Убайды Ма'мара ибн ал-Мусанна (ум. в 824/25 или 828/29 г.), к командующему войсками, стоявшими на границе. Тот принял его хорошо, пожаловал ему драгоценности, одежду и тиару. Затем Хаджиб попросил разрешить его соплеменникам на несколько месяцев поселиться в сасанидских владениях в южном Ираке (Савад). Эта просьба была встречена с недоверием; ему ответили, что арабы начнут нападать на местных жителей. Хаджиб поручился, что такого не будет, и в знак этой клятвы оставил персам свой лук. Те приняли это ручательство, и тамймиты некоторое время прожили в сасанидских владениях, а затем, когда засуха прекратилась, покинули их. К тому времени Хаджиб умер; его сын 'Утарид явился к сасанидскому царю, забрал лук отца и получил ценное одеяние (которое после принятия ислама продал за четыре тысячи дирхемов) и тиару32.

Интересны упоминания о тиарах (тадж). Они были у подчиненных Сасанидам правителей, например, у Лахмидов. 'Утарид, обращаясь к Мухаммаду, называл себя и свой род царями33. Более поздний даримитский поэт Рабй'а Нищий (Мискйн) (ум. в 707/08 г.) сказал в одном стихе, что бану 'Удус - цари34. Видимо, Сасаниды присвоили царский титул Хаджибу через какое-то время после смещения Лахмидов, может быть, и ранее 20-х годов VII в. Впоследствии этот титул был у 'Утарида.

Источники почти не рассказывают об отношении Зурары и членов его рода к зороастризму; видимо, за исключением таких ярких эпизодов, как браки с дочерьми, это не сохранилось в исторической памяти тамймитов. В раскаянии Хаджиба (см. выше) можно видеть влияние арабских верований; тогда получается, что он еще некрепко держался зороастрийских установлений. Но усвоение зороастризма

31 В источниках - Кисра. Эта форма была арабской передачей имени «Хосров», что свидетельствует в пользу идентификации царя с Хосровом II, но могла обозначать и сасанидского царя вообще.

32 Диван Мискйн ад-Даримй / Изд. 'А. ал-Джабури, X. И. ал-'Атиййа. Багдад, 1970. С. 60; Китаб ал-'икд ... Ч. 2. С. 20; Китаб ал-манакиб ... С. 55-61; ал-Ма'ариф ... С. 608; Шарх нака'ид ... С. 630-632; Хизанат ... Ч. 1. С. 354-355. Судя по этим рассказам, описываемые события имели место между летом-осенью 625 г. (бой при Би'р Ма'уна) и 630/31 г., когда 'Утарид во главе тамимитского посольства прибыл к Мухаммаду и принял ислам.

33 The Kitab al-maghäz! of al-Wäqidi / Ed. M. Jones. London, 1966. P. 976; Сират ан-Наби ли ... Ибн Хишам / Изд. М.Ф. ас-Саййид. Танта, 1995. Т. 4. С. 244.

34 Диван Мискйн ... С. 44.

и его культуры шло рука об руку с политической ориентацией на Сасанидов и потому имело мощную опору.

О других арабах-зороастрийцах известно меньше. Об ал-Акра'е ибн Xабисе сообщается, что он был военным вождем35 и третейским судьей36, а впоследствии примкнул к Му^аммаду, стал одним из «тех, чьи сердца следует привлечь к исламу» (ал-му'аллафа кулубу-хум)37, принял новую религию вместе с соплеменниками и участвовал в мусульманских завоеваниях еще в 32 г.х. (652I53)38. Зороастризм приняли и другие банy Муджаши', что видно по стиху Джарйра (см. выше). А6у Суд происходил из банy Йарбу39 и, поскольку события с участием его внука Вакй'а имели место в начале VIII в., жил в первой половине VII в. Хилала ат^амймй можно в порядке предположения отождествить с ал-Хилалом, правителем области Бахрейна (çaxu6 ал-Бахрайн), которому, согласно Ибн Са'ду (род. ок. 874I75 г., ум. в 845 г.), писал Му^аммад с призывом принять ислам40. О Сахте ибн 'Абдиллахе пока трудно что-то сказать. В целом, однако, приведенные сведения указывают на то, что в VI - начале VII в. зороастризм поступательно распространялся среди бану Tамйм, приобретая новых приверженцев в различных племенах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишин Д. Е. История государства Лахмидов. М., 2017.

2. Annales quos scripsit ... at-Tabari I Ed. M.J. De Goeje. Prima series. V. I Rec. E. Prym. Lugduni Batavorum, 1893.

3. Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum. I I Ed. I.-B. Chabot. Parisiis, 1927.

4. The Kitäb al-maghâzî of al-Wäqidi I Ed. M. Jones. L., 1966.

5. The Mufaddalíyát I Ed. Ch.J. Lyall. Oxford, 1921.

6. The Pahlavi Rivâyat Accompanying The Dâdistân î Dînîk I Ed. E.B.N. Dhabhar. Bombay, 1913.

35 Krn^ ал-му^аббар ... С. 247; Шарx нака'ид ... С. 208.

36 ^таб ал-азмина ва-л-амкина. Tа'лйф ... ал-Марзукй. Изд. X. Ал-Матеур. Бейрут, 1996. С. 387; Krn^ фурxат ал-адйб ... ли Âбй Мухаммад ал-Â'рäбй. Изд. М.'А. Султанй. Дамаск, 1981. С. 107-109; Сйрат ... T. 1. С. 119; Шарx нака'ид ... С. 441.

37 Сйрат ... T. 4. С. 150-151.

38 Annales quos scripsit Abu Djafar Mohammed Ibn Djarir at-Tabari I Ed. M. J. De Goeje. Prima series. V. I Rec. E. Prym. Lugduni Batavorum, 1893. P. 2902.

39 Джамхарат ... С. 220.

40 ат-Табакат ал-кубра ли ... Ибн Са'д. Изд. М.'А. 'Ата. Бейрут, 1990. Ч. 1. С. 210-211. K сожалению, об этом ал-Хилале практически ничего не известно, что не дает возможности двигаться дальше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Амсал ал-'араб. Та'лйф ал-Муфаддал ... ад-Даббй [Пословицы, поговорки и крылатые выражения арабов. Сочинение ... ал-Муфаддала ад-Даббй] / Изд. И. 'Аббас. Бейрут, 1983.

8. ал-Ансаб ли ... ал-'Автабйас-Сухарй [Родословные ... ал-'Автабй ас-Сухарй] / Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006.

9. Джамхарат ан-насаб лиХишам ... ал-Калбй [Собрание родословных ... Хишама ал-Калбй] / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1986.

10. Дйван 'Амир бин ат-Туфайл [Собрание стихов 'Амира ибн ат-Туфайла]. Бейрут, 1979.

11. Дйван Бишр бин Абй Хазим ал-Асадй [Собрание стихов Бишра ибн Абй Хазима ал-Асадй] / Изд. М. Таррад. Бейрут, 1994.

12. Дйван Джарйр би шарх Мухаммад бин Хабйб [Собрание стихов Джарйра с объяснениями Мухаммада ибн Хабйба] / Изд. Н.М.А. Таха. Каир, 1986.

13. Дйван Имри'-ил-кайс ва мулхакату-ху би шарх. ас-Суккарй [Собрание стихов Имру'-ул-кайса и приложения к нему с объяснениями ... ас-Суккарй] / Изд. А.'А. Абу Сувайлим, М.А. аш-Шавабика. Ал-Айн, 2000.

14. Дйван Мискйн ад-Даримй [Собрание стихов Мискйна ад-Даримй]. Изд. 'А. ал-Джабурй, Х. И. ал-'Атиййа. Багдад,1970.

15. ад-Дурра ал-фахира фй ал-амсал ас-са'ира ли ...Хамза ... ал-Исфаханй [[Книга, подобная] великолепной жемчужине об имеющих хождение пословицах, поговорках и крылатых выражениях ... Хамзы ал-Исфаханй] / Изд. 'А. Кутамиш. Каир, 1971 (ч. 1), 1972 (ч. 2).

16. ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд [Происхождение [названий племен и родов] ... Ибн Дурайда] / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991.

17. ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр [Совершенное изложение истории ... Ибн ал-Асйра] / Изд. А. 'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1.

18. Китаб джамхарат ал-амсал ли Абй Хилал ... ал-'Аскарй [Собрание пословиц, поговорок и крылатых выражений Абу Хилала ... ал-'Аскарй] / Изд. А. 'Абд ас-Салам, М.С. Заглул. Бейрут, 1988.

19. Китаб ал-аганй. Та'лйф Абй-л-Фарадж ал-Исфаханй [Книга песен. Сочинение Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй]. Бейрут,1994.

20. Китаб ал-азмина ва-л-амкина. Та'лйф ... ал-Марзукй [Книга об [обозначениях] времени и мест. Сочинение ... ал-Марзукй] / Изд. Х. Ал-Мансур. Бейрут, 1996.

21. Китаб ал-анвар ва махасин ал-аш'ар ли ... аш-Шимшатй [Книга [, в которой] сияния света и хорошие стихи] / Изд. ас-С.М. Йусуф. Эль-Кувейт, 1977.

22. Китаб ал-'икд ал-фарйд. Та'лйф ... Ибн Абд Раббихи [Книга [, подобная] неповторимому ожерелью. Сочинение . Ибн 'Абд Раббихи] / Изд. А. Амйн, А. аз-Зайн, И. ал-Абйарй. Каир, 1965.

23. Китаб ал-манакиб ал-мазйадиййа фй ахбар ал-мулук ал-асадиййа. Та'лйф ... ал-Хиллй [Книга достоинств бану Мазйад об истории асадитских царей. Сочинение ... ал-Хиллй] / Изд. С.М. Дарадика, М. 'А. Харйсат. Амман, 1984.

24. Китаб ал-мунаммак фй ахбар курайш ли Мухаммад бин Хабйб [Книга изукрашенного [повествования] об истории курейшитов Мухаммада ибн Хабйба] / Изд. Х.А. Фарик. Хайдерабад, 1964.

25. Китаб ал-мухаббар ли ... Мухаммад бин Хабйб [Книга изящного [повествования]] / Изд. I. Lichtenstadter. Хайдерабад, 1942.

26. Китаб табакат ал-умам ли ... Ибн Са 'ид ал-Андалусй [Книга о разрядах народов ... Ибн Са'ида ал-Андалусй] / Изд. Ь. СЬе1кЪо. Бейрут, 1912.

27. Китаб фурхат ал-адиб ... ли Аби Мухаммал ал-А раби [Книга, [приносящая] радость образованному ... Абу Мухаммада ал-А'рабИ]. Изд. М.'А. СултанИ. Дамаск, 1981.

28. ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба [[Книга] познаний Ибн Кутайбы] / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981.

29. Масалиб ал-'араб. Та'лИф Хишам бин ал-Калби [Пороки арабов. Сочинение Хишама ибн ал-КалбИ] / Изд. Н. ат-Та'И. Бейрут, 1998.

30. ал-Милал ва-н-нихал. Та'лИф ... аш-Шахрастани [Религиозные общины и течения. Сочинение ... аш-ШахрастанИ] / Изд. 'А.М. ал-ВакИл. Каир, 1968.

31. Му'джам ал-булдан ли ... Йакут [Справочник по областям и поселениям ... Йакута] / Бейрут, 1977.

32. Нашват ат-тараб фИ тарИх джахилиййат ал-'араб. Та'лИф Ибн Са'ид [Приносящее упоение [книга] об истории арабов времени джахилиййи. Сочинение Ибн Са'Ида] / Изд. Н. 'Абд ар-Рахман. Амман, 1982.

33. Нихайат ал-араб фИ фунун ал-адаб. Та'лИф ... ан-Нувайри [Предел желаний в искусстве словесности. Сочинение ... ан-НувайрИ]. Т. 15. Каир, 1949.

34. СИрат ан-НабИ ли ... Ибн Хишам [Жизнеописание Пророка ... Ибн Хишама] / Изд. М.Ф. ас-Саййид. Танта, 1995.

35. ат-Табакат ал-кубра ли ... Ибн Са'д [Большая [книга] разрядов ... Ибн Са'да] / Изд. М.'А. 'Ата. Бейрут, 1990.

36. Табакат аш-шу'ара' ли Ибн ал-Му'тазз [Разряды поэтов ... Ибн ал-Му'тазза] / Изд. 'А.А. Фарадж. Каир, 1976.

37. ал-'Умда фИ махасин аш-ши'р ва адаби-хи ва накди-хи. Та'лИф ... Ибн Рашщ [[Книга, подобная] столпу о достоинствах стихосложения, его правилах и умении отличить в нем хорошее от дурного] / Изд. М.М. 'Абд ал-ХамИд. Бейрут, 1981.

38. ал-Фава'ид ал-махсура фИ шарх ал-максура. Та'лИф .. Ибн Хишам ал-ЛахмИ [Приобретенные блага в объяснении ал-Максуры. Сочинение ... Ибн Хишама ал-ЛахмИ] / Изд. А.'А. 'Аттар. Бейрут, 1980.

39. ал-Фасил байна ал-хакк ва-л-батил мин мафахир абна' Кахтан ва-л-йаман ли му'аллиф маджхул [Разделение правильного и суетного из предметов гордости сынов Кахтана и йеменцев, неизвестного автора]. Изд. М.'А. Джазим, М. 'Ар-баш. Сана, 2008.

40. ал-Фахир ли ... ал-Муфаддал ибн Салама [Великолепное [изложение] ... ал-Муфаддала ибн Саламы] / Изд. 'А. ат-ТахавИ. Каир, 1974.

41. Хизанат ал-адаб ва лубб лубаб лисан ал-'араб. Та'лИф Абд ал-Кадир ал-Багдади [Сокровищница словесности и наилучшее из языка арабов. Сочинение 'Абд ал-Кадира ал-БагдадИ] / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1997.

42. Шарх максурат Ибн Дурайд. Сан'ат ал-Хатиб ат-Тибризи [Объяснение Максуры Ибн Дурайда. Произведение ал-ХатИба ат-ТибрИзИ] / Изд. Ф. Кабава. Бейрут, 1994.

43. Шарх нака'ид ДжарИр ва-л-Фараздак [Объяснение стихотворных препирательств ДжарИра и ал-Фараздака] / Изд. М.И. Хуввар, В.М. Халис. Абу Даби, 1998.

44. аш-Ши'р ва-ш-шу'ара' ли Ибн Кутайба [[Книга] Ибн Кутайбы о поэзии и поэтах] / Изд. А.М. Шакир. Каир, 1967.

Dmitriy Ye. Mishin

ZOROASTRIAN ARABS IN PRE-ISLAMIC ARABIA

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences Rozhdestvenka 12, Moscow, Russia, 107031

This study is devoted to Zoroastrian Arabs in pre-Islamic Arabia. Zoroastrian-ism took root in the tribe of Banu Tam!m, especially in its subtribe of Banu Darim. About the 530's Zurara, the chieftain of Banu Darim emancipated from Banu Kinda, became a vassal of the Lakhmids, governors under the Sasanids, and, at a certain stage, embraced Zoroastrianism. Later on Zurara's sons Lakit and Hadjib, who likewise were at different times chieftains of Banu Darim, were Zoroastrians. They reportedly applied Zoroastrian canons in practice, marrying their daughters. In politics both Lakit and Hadjib were vassals of the Lakhmids and had a considerable influence at their court. Following the dismissal of the Lakhmids in the beginning of the 7th century Darimite chieftains Hadjib and his son 'Utarid were subordinate to the Sasanids till the late 620's or 630-631. Hadjib and 'Utarid received diadems from the Sasanids, probably as an indication of their status of the latter's vassals. The pro-Sasanid orientation considerably reinforced Zurara's and his descendants' adherence to Zoroastrianism. In the beginning of the 7th century a number of eminent persons from other subtribes and clans of Banu Tamim became Zoroastrians as well. Key words: Arabia; Sasanid state; Zoroastrians; Banu Tamim.

About the author: Dmitriy Ye. Mishin - CSc., Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences (e-mail: mde@mts.ru).

REFERENCES

1. Amthalal-'arab. Ta'lif al-Mufaddal... al-Dabbi [Proverbs and Legendary Quotations ofthe Arabs by al-Mufaddal ... al-Dabb!]. Ed. I. Abbas. Beirut: Dar al-raid al-'arab!, 1983. (In Arab.)

2. Annales quos scripsit... at-Tabari. Ed. M. J. De Goeje. Prima series. V. Rec. E. Prym. Lugduni Batavorum, 1893.

3. al-Ansab li ... al-'Awtabi al-Suhari [Genealogies by ... al-'Awtab! al-SuharTj. Ed. M. Ihsan al-nass. Muscat: Wizarat al-turath al-kawm! wa-l-thakafa, 2006. (In Arab.)

4. Chronicon anonymum Pseudo-Dionysianum vulgo dictum. I. Ed. I.-B. Chabot. Parisiis: E Typographeo Reipublicae, 1927.

5. Djamharat al-nasab li Hisham ... al-Kalbi [Collection of Genealogies by Hisham ... al-Kalb!]. Ed. N. Hasan. Beirut: 'Alam al-kutub, 1986. (In Arab.)

6. Diwan 'Amir bin al-Tufayl [Collection of Verses by 'Amir Ibn al-Tufayl]. Beirut: Dar Sadir, 1979. (In Arab)

7. Diwan Bishr bin Abi Khazim al-Asadi [Collection of Verses by Bishr Ibn Ab! Khazim al-Asad!]. Ed. M. Tarrad. Beirut: Dar al-kitab al-'arab!, 1994. (In Arab.)

8. Diwan Djarir bi sharh Muhammad bin Habib [Collection of Verses by Djar!r with Comments by Muhammad Ibn Habib]. Ed. N.M.A. Taha. Cairo: Dar al-ma'arif, 1986. (In Arab.)

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20

21.

22

23.

24

25.

16

Diwan Imri '-il-Kays wa mulhakätu-hu bi sharh... al-Sukkari[Collection of Verses by Imru'-ul-Kays and Annexes thereto with Comments by ... al-Sukkarï]. Ed. A.A. Abü Suwaylim, M.A. al-Shawäbika. Al-Ayn: Markaz Zäyid li-l-turäth wa-l-tänkh, 2000. (In Arab.)

Diwan Miskin al-Därimi [Collection of Verses by Miskïn al-Dârimï]. Ed. A. al-Djabûrï, Kh.I. al-'Atiyya. Baghdad: Där al-Basrï, 1970. (In Arab.) al-Durra al-fäkhira fi al-amthäl al-sä'ira li... Hamza ... al-Isfahäni [[Book Like] a Gorgeous Pearl on Current Proverbs and Legendary Quotations by ... Hamza ... al-Isfahäm]. Ed. 'A. Kutämish. Cairo: Där al-ma'ärif, 1971 (Pt. 1), 1972 (Pt. 2). (In Arab.)

al-Fäkhir li ... al-Mufaddal Ibn Salama [Excellent [Book] by ... al-Mufaddal Ibn Salama]. Ed. 'A. al-Tahawï. Cairo: al-Hay'a al-misriyya al-'ämma li-l-kitäb, 1974. (In Arab.)

al-Fäsil bayna al-hakk wa-l-bätil min mafäkhir abnä'Kahtän wa-l-yaman li mu'allif madjhül [Distinction between the Real and the Vain among the Objects of Pride of the Sons of Kahtän and the Yemenites by an Unknown Author]. Ed. M.'A. Djäzim, M. 'Arbash. Sana: Centre Français d'Archéologie et de Sciences Sociales de Sanaa, Deutsches Archäologisches Institut, Sanaa Branch, 2008. (In Arab.) al-Fawä'id al-mahsüra fi sharh al-Maksüra. Ta'lif... Ibn Hishäm al-Lakhmi [Acquired Benefits in the Explanation of al-Maksüra by ... Ibn Hishäm al-Lakhmï]. Ed. A.'A. Attär. Bairut: Där Maktabat al-hayät, 1980. (In Arab.)

al-Ishtikäk li... Ibn Durayd [Origin of [the Names of Clans and Tribes] ... by Ibn Durayd]. Ed. 'A.M. Härün. Beirut: Där al-djïl, 1991. (in Arab.) al-Kämilfi-l-tärikh li... Ibn al-Athir [Perfect History by ... Ibn al-Athïr]. Ed. A.'A. al-Kä<M, 1987. Vol. 1. (in Arab.)

Khizänat al-adab wa lubb lubäb lisän al- 'arab. Ta'lif... Abd al-Kädir al-Baghdädi [Treasury of Literature and the Very Best of the Language of the Arabs by ... 'Abd al-Kädir al-Baghdädi]. Ed. A.M. Härün. Cairo: Maktabat al-Khändj^ 1997. (In Arab.) Kitäb al-aghäni. Ta'lif Abi-l-Faradj al-Isfahäni [Book of Songs by Abü-l-Faradj al-Isfahäm]. Beirut: Där ihyä' al-turäth al-isläm!, 1994. (In Arab.) Kitäb al-azmina wa al-amkina. Ta'lif... al-Marzüki [Book on Time-slots and Places]. Ed. Kh. al-Mansür. Beirut: Där al-kutub al-'ilmiyya, 1996. (In Arab.) Kitäb al-anwär wa mahäsin al-ash 'är li... al-Shimshäti [Book of Lights and Good Poetry by ... al-ShimshäH]. Ed. al-S.M. Yüsuf. Kuwait City: Wizärat al-i'läm, 1977. (In Arab.)

Kitäb djamharat al-amthäl li Abi Hiläl... al-'Askari [Book of Collection of Proverbs and Legendary Quotations by Abü Hiläl ... al-'Askarï]. Ed. A. 'Abd al-Saläm, M.S. Zaghlül. Beirut: Där al-kutub al-'ilmiyya, 1988. (In Arab.) Kitäb furhat al-adib ... li Abi Muhammad al-A 'räbi [Book Bringing Joy to an Intellectual by Abü Muhammad al-Arabï]. Damascus: Matba'at Där al-kitäb, 1981. (In Arab.)

Kitäb al-'ikd al-farid. Ta'lif... Ibn 'Abd Rabbih [Book [like] a Unique Necklace by Ibn 'Abd Rabbih]. Ed. A. Amïn, A. al-Zayn, I. al-AbyärL Cairo: Ladjnat al-ta'lïf wa-l-tardjama wa-l-nashr, 1965. (In Arab.)

Kitäb al-manäkib al-mazyadiyya fi akhbär al-mulük al-asadiyya. Ta'lif... al-Hilli [Book of the Virtues of Banü Mazyad, on the History of the Asadite Kings by ... al-Hillï]. Ed. S.M. Darädika, M.'A. Khansät. Amman: Maktabat al-risäla al-hadïtha, 1984. (In Arab.)

Kitäb al-muhabbar li... Muhammad bin Habib [Book of Elegant [Presentation] by Muhammad Ibn Habïb]. Ed. I. Lichtenstädter. Hyderabad: Dä'irat al-ma'ärif al-'uthmäniyya, 1942. (In Arab.)

26. Kitab al-munammakfi akhbar Kuraysh li Muhammad bin Habib [Book of Adorned [Presentation] on the History of Kuraysh by Muhammad Ibn Habib]. Ed. Kh.A. Farik. Hyderabad: Da'irat al-ma'arif al-'uthmaniyya, 1964. (In Arab.)

27. Kitab tabakat al-umam li... Ibn Sa id [Book of Classes of the Nations by ... Ibn Sa'id al-Andalus!]. Ed. L. Cheikho. Beirut, 1912 (In Arab.)

28. al-Ma'arif li Ibn Kutayba [[Book of] Knowledge by Ibn Kutayba]. Ed. Th. 'Ukasha. Cairo: Dar al-ma'arif, 1981. (In Arab.)

29. Mathalib al-'arab. Ta'lif Hisham bin al-Kalbi [Vices of the Arabs by Hisham Ibn al-Kalb!]. Ed. N. al-Ta'i. Beirut: Dar al-huda, 1998. (In Arab.)

30. al-Milal wa-l-nihal. Ta'lif... al-Shahrastani [Religious Communities by al-Shahrastan!]. Ed. 'A.M. Wak!l. Cairo: Mu'assasat al-Halab! wa shuraka' i-hi li-l-nashr wa-l-tawz!', 1968. (In Arab.)

31. Mishin D.E. Istoriya gosudarstva Lakhmidov [A History of the Lakhmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (In Russ.)

32. Mu'djam al-buldan li... Yakut [Reference-Book on Regions and Settlements by ... Yakut]. Beirut: Dar Sadir, 1977. (In Arab.)

33. Nashwat al-tarabfitarikh djahiliyyat al- 'arab. Ta'lif Ibn Sa'idal-Andalusi[Rapture-[Bringing] Book on the History of the Arabs' Djahiliyya by Ibn Sa'!d al-Andalus!]. Ed. N. 'Abd al-Rahman. Amman: Maktabat al-Aqsa, 1982. (In Arab.)

34. Nihayat al-arab fifunun al-adab [The Utmost of What May Be Desired in the Arts of Literature by ... al-Nuwayr!]. Vol. 15. Cairo: Dar al-kutub al-misriyya, 1949. (In Arab.)

35. Sharh Maksurat Ibn Durayd. San 'at al-Khatib al-Tibrizi [Explanation of Ibn Durayd's Maksura by al-Khatib al-Tibrizi]. Ed. F. Kabawa. Beirut: Maktabat al-ma'arif, 1994. (In Arab.)

36. Sharh naka'idDjarir wa al-Farazdak [Explanation of Poetic Contests of Djar!r and al-Farazdak]. Ed. M.I. Huwwar, W.M. Khalis. Abu Dhabi: al-Madjma' al-thakafi, 1998. (In Arab.)

37. al-Shi'r wa-l-shu'ara' li Ibn Kutayba [Poetry and Poets by Ibn Kutayba]. Ed. A.M. Shakir. Cairo: Dar al-ma'arif, 1967. (In Arab.)

38. Sirat al-Nabi li ... Ibn Hisham [Biography of the Prophet by ... Ibn Hisham]. Ed. M.F. al-Sayyid. Tanta: Dar al-sahaba li-l-turath bi Tanta, 1995. (In Arab.)

39. al-Tabakat al-kubra li ... Ibn Sa'd [Big [Book] of Classes by ... Ibn Sa'd]. Ed. M.'A. 'Ata. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1990. (In Arab.)

40. Tabakat al-shu'ara' li Ibn al-Mu'tazz [Classes of Poets by Ibn al-Mu'tazz]. Ed. A.A. Faradj. Cairo: Dar al-ma'arif, 1976. (In Arab.)

41. The Kitab al-maghazi of al-Waqidi. Ed. M. Jones. London: Oxford University Press, 1966.

42. The Mufaddaliyat. Ed. Ch. J. Lyall. Oxford: Clarendon Press, 1921.

43. The Pahlavi Rivayat Accompanying The Dadistan i Dinik. Ed. E.B.N. Dhabhar. Bombay, 1913.

44. al-'Umda fi mahasin al-shi'r wa adabi-hi wa nakdi-hi. Ta'lif... Ibn Rashik [Pillar[-like] Book on the Virtues and Rules of, and Distinction between Good and Bad in, the Poetry]. Ed. M.M. 'Abd al-Hamid. Beirut: Dar al-djil, 1981. (In Arab.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.