Научная статья на тему 'ИЙĀС ИБН КАБИСА АТ-ТАЙ, АРАБСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ ВОЖДЬ НА СЛУЖБЕ У САСАНИДОВ'

ИЙĀС ИБН КАБИСА АТ-ТАЙ, АРАБСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ ВОЖДЬ НА СЛУЖБЕ У САСАНИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЙāС ИБН КАБИСА / АРАВИЯ / САСАНИДЫ / ЛАХМИДЫ / ХИРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишин Дмитрий Евгеньевич

Настоящая статья представляет собой попытку воссоздать биографию Ийāса ибн Кабисы - одного из вождей арабского племени таййи’, в конце VI - начале VII в. служившего Сасанидам. В середине VI в. таййиты попали в орбиту влияния лахмидских правителей Хиры, подчиненных Сасанидам. Ийāс быстро выдвинулся и уже в 578/9 г. временно управлял Хирой пока сасанидский царь определял, кого из Лахмидов назначить новым правителем. Впоследствии Ийāс участвовал в боевых действиях против Византии на северо-западных рубежах Сасанидской державы. Важнейший эпизод в карьере Ийāса произошел в 591 г., когда он и его соплеменники помогли царю Хосрову II (591-628) спастись от мятежного полководца Варахрана Чубина. Видимо, в качестве вознаграждения Хосров назначил Ийāса наместником ‘Айн ат-тамра. Будучи формально ниже лахмидского царя по рангу, Ийāс вел себя довольно независимо и мог даже угрожать ему вооруженным столкновением. После смещения последнего Лахмида ан-Ну‘мāна III (579-601) Хосров II назначил Ийāса правителем Хиры (602). Ийāс смог упрочить свою власть, однако в том же году проиграл сражение при зу Кāре и, опасаясь кары, подал Хосрову ложное донесение об исходе битвы и бежал. Хосров сместил Ийāса и в дальнейшем не назначал в Хиру арабских правителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IYāS IBN ḳABīṣA AL-ṭāʾī, AN ARABIC TRIBAL CHIEFTAIN AT THE SERVICE OFTHE SASANIDS

This article is an attempt to re-construct the political biography of Iyās Ibn Ḳabīṣa, one of the chieftains of the Arabic tribe of Ṭayyiʾ, who was at the service of the Sasanids in the late 6th and the early 7th centuries. In the mid-6th century Banū Ṭayyiʾ were included into the sphere of in uence of the Lakhmids, the rulers of al-Ḥīra and vassals of the Sasanids. Iyās quickly made his way up and in 578/9was the interim governor of al-Ḥīra while the Sasanid king was busy selecting a new Lakhmid ruler. Later on, Iyās was involved in war against Byzantium at the north-western borders of the Sasanid empire. An important episode of Iyās’ career took place in 591 when Iyas and his fellows-tribesmen assisted Sasanid king Chosroes II (591-628) in eeing from the rebellious general Warahrān Chūbīn. Apparently as a reward Chosroes appointed Iyās his governor of ʿAyn al-Tamr. Iyās, formally inferior to the Lakhmid king in rank, behaved rather independently and even could threaten the latter with an armed clash. Following the dismissal of al-Nuʿmān III, the last Lakhmid king (579-601), Chosroes appointed Iyās governor of al-Ḥīra (602). Iyās was able to consolidate his power, but in the same year lost the battle of dhū Ḳār. Fearing punishment, he misinformed Chosroes about the outcome of the battle and ed. Chosroes dismissed Iyās and discontinued the practice of appointing Arab rulers of al-Ḥīra.

Текст научной работы на тему «ИЙĀС ИБН КАБИСА АТ-ТАЙ, АРАБСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ ВОЖДЬ НА СЛУЖБЕ У САСАНИДОВ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 110-124

Moscow State University Bulletin. Series 13. Vostokovedenie, 2022, no. 1, pp. 110-124

Д.Е. Мишин

ИЙАС ИБН КАБЙСА АТ-ТА'Й, АРАБСКИЙ ПЛЕМЕННОЙ ВОЖДЬ НА СЛУЖБЕ У САСАНИДОВ

Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, info@ivran.ru

Аннотация: Настоящая статья представляет собой попытку воссоздать биографию Ийаса ибн Кабйсы - одного из вождей арабского племени таййи', в конце VI - начале VII в. служившего Сасанидам. В середине VI в. таййиты попали в орбиту влияния лахмидских правителей Хиры, подчиненных Сасанидам. Ийас быстро выдвинулся и уже в 578/9 г. временно управлял Хирой пока сасанидский царь определял, кого из Лахмидов назначить новым правителем. Впоследствии Ийас участвовал в боевых действиях против Византии на северо-западных рубежах Сасанидской державы. Важнейший эпизод в карьере Ийаса произошел в 591 г., когда он и его соплеменники помогли царю Хосрову II (591-628) спастись от мятежного полководца Варахрана Чубина. Видимо, в качестве вознаграждения Хосров назначил Ийаса наместником 'Айн ат-тамра. Будучи формально ниже лахмидского царя по рангу, Ийас вел себя довольно независимо и мог даже угрожать ему вооруженным столкновением. После смещения последнего Лахмида ан-Ну'мана III (579-601) Хосров II назначил Ийаса правителем Хиры (602). Ийас смог упрочить свою власть, однако в том же году проиграл сражение при зу Каре и, опасаясь кары, подал Хосрову ложное донесение об исходе битвы и бежал. Хосров сместил Ийаса и в дальнейшем не назначал в Хиру арабских правителей.

Ключевые слова: Ийас ибн Кабйса; Аравия; Сасаниды; Лахмиды; Хира

Для цитирования: Мишин Д.Е. Ийас Ибн Кабайса АТ-та'й, арабский племенной вождь на службе у Сасанидов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2022. № 1. С. 110-124.

IYAS IBN KABISA AL-TAI, AN ARABIC TRIBAL CHIEFTAIN AT THE SERVICE OF THE SASANIDS

Dmitriy Ye. Mishin

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia,

mde@mts.ru

Abstract: This article is an attempt to re-construct the political biography of ^s Ibn Kabisa, one of the chieftains of the Arabic tribe of Tayyi', who was at the service of the Sasanids in the late 6th and the early 7th centuries. In the mid-6th century Banu Tayyi' were included into the sphere of influence of the Lakhmids, the rulers of al-Hira and vassals of the Sasanids. ^s quickly made his way up and in 578/9

was the interim governor of al-Hira while the Sasanid king was busy selecting a new Lakhmid ruler. Later on, Iyas was involved in war against Byzantium at the northwestern borders of the Sasanid empire. An important episode of Iyas' career took place in 591 when Iyas and his fellows-tribesmen assisted Sasanid king Chosroes II (591-628) in fleeing from the rebellious general Warahran Chubin. Apparently as a reward Chosroes appointed Iyas his governor of Ayn al-Tamr. Iyas, formally inferior to the Lakhmid king in rank, behaved rather independently and even could threaten the latter with an armed clash. Following the dismissal of al-Numan III, the last Lakhmid king (579-601), Chosroes appointed Iyas governor of al-Hira (602). Iyas was able to consolidate his power, but in the same year lost the battle of dhu Kar. Fearing punishment, he misinformed Chosroes about the outcome of the battle and fled. Chosroes dismissed Iyas and discontinued the practice of appointing Arab rulers of al-Hira.

Key words: Iyas Ibn Kabisa; Arabia; Sasanids; Lakhmids; al-Hira

For citation: Mishin D.E. Iyas Ibn Kabisa al-Ta'T, An Arabic Tribal Chieftain at the Service of the Sasanids. Moscow State University Bulletin. Series 13. Vosto-kovedenie, 2022, no. 1, pp. 110-124. (In Russ.)

Среди служившей Сасанидам арабской знати наиболее заметны Лахмиды, правители Хиры (III - конец VI в.). О других арабских вождях, которые также служили Сасанидам, известно меньше. Однако сохранившиеся сведения позволяют сделать некоторые наблюдения, особенно для периода конца VI - начала VII в. Настоящая работа -попытка воссоздать биографию одного из таких вождей, ИМса ибн Кабйсы, дважды правившего в Хире в конце VI в.

Ийас происходил из рода бану Хаййа, который входил в состав более крупного родового объединения бану Хунайй, принадлежавшего к племени бану-л-Гавс из южноарабского («кахтанитского») племенного союза таййи'1. Местами расселения этого племенного союза считается область в Неджде, где находятся Салма и Аджа' -«две горы (горные цепи. - Д.М) таййитов». По одному сообщению

1 ал-Ансаб ли ... ал-'Автабй ас-Сухари / Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006. С. 317; Джамхарат ансаб ал-'араб ли ... Ибн Хазм ал-Андалусй / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1982. С. 400; Китаб ал-манакиб ал-мазйадиййа фй ахбар ал-мулук ал-асадиййа. Та'лйф ... ал-Хилли / Изд. С. М. Дарадика, М. 'А. Харйсат. Амман, 1984. С. 160; Китаб ан-насаб ли Аби 'Убайд ал-Касим ибн Салам / Изд. С. Заккар. Бейрут, 1989. С. 328; ал-Муктадаб мин Китаб Джамхарат ан-насаб ли Йакут ал-Хамави / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1987. С. 297; Насаб ма'адд ва-л-йаман ал-кабйр ли Аби-л-МунзирХишам ... ал-Калби / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988. С. 232; Тарйх ... Ибн Халдун. Каир, Бейрут, 1999. Ч. 3. С. 531. Написание Хунайй приведено по тексту самого раннего источника, где дана полная родословная Ийаса - трактата о родословных Хишама ал-Калбй (737-819 или 821). В некоторых других источниках форма Х.н.й(') огласуется как Хин', Хани' или Хани'.

большей частью скота таййитов владело племя джадйла, тогда как бану-л-Гавс обитали в горах2. Однако бану Хунайй назывались рамалиййун, т.е. «живущие в песках», а остальные бану-л-Гавс -джабалиййун (горцы)3. Очевидно, бану Хунайй жили на равнине, обособленно от соплеменников.

Во второй половине VI в. таййиты попали в орбиту влияния крупных держав. В надписи Murayghan 3 правитель Йемена Абраха повествует о своем походе на северо-восток Аравии и сообщает, в частности, что покорил }ут, т.е., вероятнее всего, таййитов4. Через некоторое время лахмидский царь 'Амр III (554-569) заключил с таййитским племенем джадйла договор, дав ему свое покровительство в обмен на обещание не воевать с Лахмидами, не пререкаться с ними, состязаясь в достоинствах, и не нападать5. Впоследствии, однако, 'Амр сам внезапно напал на джадйлитов и ограбил их6. Это вызвало гнев у всех таййитов. Известен стих поэта из бану-л-Гавс Кайса Объедающего мясо с костей (Арик), который порицает 'Амра за вероломство7. Впрочем, бану Хунайй, которые жили отдельно от соплеменников и не в горах, дававших укрытие, более остальных нуждались в сильном покровителе. Можно представить себе, что они пытались так или иначе договориться с Лахмидами, которым, как показано ниже, впоследствии служил Ийас.

О молодости Ийаса мы знаем из стиха известного доисламского поэта Маймуна Подслеповатого (ал-А ша), который, восхваляя его, говорит:

2 ал-Ансаб ..., 2006. С. 317.

3 Джамхарат ..., 1982. С. 401; Тарйх ..., 1999. Ч. 3. С. 531.

4 Robin Ch., Tayran S. Soixante-dix ans avant l'Islam : l'Arabie toute entière dominée par un roi chrétien. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 156e année, N. 1, 2012. P. 528. Надпись относится ко времени 552-553 или 553-554 гг. (МишинД.Е. История государства Лахмидов. М., 2017. С. 199; Robin Ch., Tayran S., 2012. P. 541).

5 Об условиях договора см.: Китаб ал-аганй ли Абй-л-Фарадж ал-Исфаханй / Изд. А. аш-Шинкйтй. Каир, 1905. Ч. 19. С. 127; Китаб ..., 1984. С. 515. Покровительство 'Амра явствует из того, что согласно второму из названных источников во время нападения (см. ниже) джадйлиты находились в личных владениях (хима) 'Амра III. По другому источнику 'Амр напал на таййитов, находясь поблизости от «двух гор» (Шарх нака'ид Джарйр ва-л-Фараздак би ривайат Абй 'Абдиллах ал-Йазйдй ... 'ан Абй 'Убайда / Изд. М.И. Хуввар, В.М. Халис. Абу Даби, 1998. С. 806).

6 Шарх дйван ал-Хамаса. Та'лйф Абй Зикриййа Йахйа бин 'Алй ал-Хатйб ат-Тибрйзй / Изд. М.М. 'Абд ал-Хамйд. Каир, 1939. Ч. 4. С. 21-22, 42. См. также ссылки в предыдущем примечании.

7 Ши'р таййи' ва ахбару-ха фй ал-джахилиййа ва-л-ислам / Изд. В.Ф. ас-Синдйванй. Эр-Рияд, 1983. Ч. 2. С. 414-415.

«Унаследовал он положение вождя (саййид-а. - Д.М.) от предков своих и ходил с ними в походы еще юношей, до того, как впервые сошелся с женщиной»8.

Когда именно Ийас начал служить Лахмидам - неизвестно. Однако можно с уверенностью говорить, что к концу 70-х гг. VI в. он был одним из самых влиятельных людей в Лахмидском государстве. Царь ал^ую^ IV (574-578) незадолго до смерти назначил Ийаса опекать своих детей и управлять государством до тех пор, пока сасанидский монарх, т.е. Хосров I Ануширван (531-579) не выберет из числа Лахмидов преемника9. Это правление Ийаса продолжалось несколько месяцев10 на стыке 578 и 579 гг. и считалось, говоря современным языком, «техническим»: в списках царей Хиры преемником ал^ут^а IV называется ан^у'ман III (579-6G1). Ш, поскольку выбор пал именно на Ийаса, он несомненно выделялся среди знати. Более того, ал^ую^ не самостоятельно принял решение: правителя Хиры мог назначить только сасанидский царь, который, следовательно, был осведомлен о способностях Ийаса.

В следующем известном эпизоде с участием Ийаса определяющую роль тоже сыграла воля сасанидского царя. В том же стихе Mаймyн Подслеповатый говорит об Ийасе:

«В день Сатйдама одолел он доблестью Хиракла из бану Бурджан»11.

В других сообщениях об одержанной Ийасом победе Сатйдама -река, протекавшая неподалеку от Арзана12. Значит, слова поэта относятся к боевым действиям на византийско-сасанидском пограничье,

8 Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ I Hrsg. R. Geyer. L., 1928. S. 16G; Дйван cm-Â^â ал-кабйр I Изд. M.KM. ар-Ридванй. Доха, 2G1G. Ч. 2. С. 1GG.

9 Annales quos scripsit ... at-Tabari I Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series I II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882. P. 1G17; Китаб ... 19G5. Ч. 2. С. 21; ^хййат ал-араб фй фунун ал-адаб. Та'лйф ... ан-Нувайрй. Т. 15. Каир, 1949. С. 321; Тарйх ..., 1999. Ч. 3. С. 556.

10 Китаб ..., 19G5. Ч. 2. С. 21. По другому сообщению, Ийас управлял Хирой один месяц (Тарйх ..., 1999. Ч. 3. С. 556), что, если учесть хотя бы время, которое кандидаты на престол должны были потратить на поездку к сасанидскому царю, менее правдоподобно.

11 Gedichte ..., 1928. S. 16G; Дйван ..., 2G1G. Ч. 2. С. 1GG.

12 My'джам ал-булдан ли ... Йакут. Бейрут, 1977. Т. 3. С. 169; Хизанат ал-адаб ва лубб лубаб лисан ал-'араб. Та'лйф 'Âбд ал-Кадир ал-Багдадй I Изд. 'АЖ. Харун. Каир, 1997. Ч. 4. С. 41G. По другому сообщению, река Сатйдама текла из области Mаййäфäрикйна (совр. Сильван) и Арзана и впадала в Тигр (Китаб ал-масалик ва-л-мамалик ли Абй 'Убайд ал-Бакрй I Изд. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Тунис, 1992. С. 234). В отношении локализации Арзана см. Frye R.N. Arzan II The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986. P. 679; Honigmann E. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363 bis 1G71. Bruxelles, 1935. Карта 1.

ориентировочно в районе современного Диярбакыра. В восточных сказаниях этот бой обычно относится к временам Хосрова II Пар-виза (591-628)13, но это едва ли верно. Хиракл - арабская передача имени «Ираклий»14. Для времен Хосрова II речь может идти только об императоре Ираклии (610-641), но карьера Ийаса, как показано ниже, закончилась задолго до его вступления на престол. Хиракл стиха - скорее отец императора Ираклия, тоже Ираклий, который в середине 80-х гг. VI в. в качестве полководца участвовал в боевых действиях примерно там, куда восточные авторы помещают реку Сатйдама. В источниках нет указаний на участие Ийаса в этих событиях, однако, по крайней мере, в двух эпизодах, относящихся к тому времени, арабы сражались на стороне византийцев15. Поскольку в таких войнах лахмидские войска обычно действовали против подчиненных Византии арабов, можно предполагать, что какой-то отряд из Хиры был задействован и на стороне сасанидских сил. Главным боевым достоинством арабов была способность стремительно нанести удар и столь же быстро отступить. Видимо, Ийасу удалось нанести удар по какому-то отряду из византийских войск, которыми командовал Ираклий. Правда, стих Маймуна - панегирик; в нем могло быть и преувеличение. Это косвенно подтверждается тем, что бой упоминается только в этом стихе и арабских сказаниях, тогда как византийские авторы, которые сообщают не только о победах, но и о поражениях соотечественников, ничего не говорят о нем.

Большое значение имел для Ийаса другой эпизод, в котором мы вновь видим его за пределами Аравии. В 591 г. Хосров, сын свергнутого сасанидского царя Хормузда IV (579-591) потерпел поражение в борьбе за власть от полководца Варахрана Чубина и бежал в византийские владения. Ийас и его соплеменники помогли ему. Согласно арабским сказаниям сначала двоюродный брат Ийаса Хассан ибн Ханзала в критический момент, когда воины Варахрана приближались к Хосрову, отдал последнему своего коня, дав возможность спастись. Впоследствии Хосров, двигаясь вверх по течению Евфрата, встретил Ийаса, который по одной версии снабдил его

13 ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991. С. 386; ал-Махасин ва-л-масавй. Та'лйф ... ал-Байхакй / Бейрут, 1999. С. 100; Му'джам ..., 1977. Т. 3. С. 169; ат-Тазкира ал-хамдуниййа. Таснйф ИбнХамдун / Изд. И. 'Аббас, Б. 'Аббас. Бейрут, 1996. Т. 8. 255. Только в одном случае вместо Хосрова II появляется Хосров I (Му'джам ..., 1977. Т. 2. С. 448).

14 Интерпретация имени бану Бурджан пока затруднительна.

15 Theophanis Chronographia. Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883. P. 255; Theophylacti Simocattae Historiae / Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart: D.G. Teubner, 1972. P. 72-73, 89.

конем и продовольствием, а по другой - принял у себя и проводил до византийских владений16. В следующем году Хосров с помощью византийского императора Маврикия (582-602) нанес поражение мятежному полководцу и вернул себе престол. Хосров щедро вознаградил тех, кто помогал ему в борьбе за власть. По разным сообщениям он пожаловал Хассану, который явился к нему после победы, несколько селений в районе Хутарниййи17 или весь ее округ (ср.-перс. тассог, ар. тассудж)18. У нас мало материалов, чтобы по аналогии судить о природе этого пожалования; вероятно, Хассан был назначен наместником этих селений и получил право на часть податных поступлений от них.

Как ни странно, источники не содержат сведений о том, получил ли аналогичную награду Ийас. По одному сообщению Хосров II дал ему в кормление (ат'ама-ху) 'Айн ат-тамр и восемьдесят селений в Саваде. Однако согласно тексту источника, это произошло позже, когда Хосров назначил Ийаса правителем Хиры19. В другом рассказе после смерти ан-Ну'мана III Хосров, желая найти и присвоить себе его имущество, призвал к себе Ийаса, который в то время был наместником (амил) 'Айн ат-Тамра и сопредельных с ним областей до Хиры; прежде сасанидский царь дал ему в кормление (ат'ама-ху) тридцать или восемьдесят селений на берегу Евфрата20. Кажется, Ийас даже несмотря на свое правление в Хире ассоциировался у арабов прежде всего с 'Айн ат-тамром. Таййитский поэт Зайд, известный как «Конный Зайд» (Зайд ал-хайл), в одном стихе, сочиненном после смерти Ийаса, называет его «хозяином ал-'Айна» (сахиб ал-'Айн), вероятно, имея в виду 'Айн ат-тамр21. Такие представления едва ли возникли бы, будь правление Ийаса в 'Айн ат-тамре кратковременным. Кроме того, первое из рассматриваемых сообщений кажется не вполне логичным: трудно понять, почему Ийас стал правителем Хиры, имевшим право на часть податных поступлений и с нее, и со всех бывших владений Лахмидов, но в «кормление» получил именно 'Айн ат-тамр. Вернее, считать, что Ийас был первоначально назначен

16 Annales ... P. 32; ал-Ансаб ..., 2006. С. 317; ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991. С. 386; Китаб ..., 1984. С. 396; Нихайат ал-араб фи ахбар ал-фурс ва-л-'араб. Изд. М.Т. Данишпэжух. Тегеран, 1996/97. С. 371; Тарих . 1999. С. 558, 567; Шарх ... 1998. С. 791.

17 Китаб ..., 1984. С. 396. Ср. ал-Ансаб ..., 2006. С. 317 (несколько селений в Саваде).

18 Les "Livres des chevaux" ..., 1928. P. 32

19 Китаб ..., 1984. С. 502.

20 Gedichte ..., 1928. S. 180; Китаб ..., 1905. Ч. 20. С. 134.

21 Диван Зайд ал-хайл ат-Та'й / Изд. Н.Х. ал-Кайси. Неджеф, 1968. С. 82.

наместником 'Айн ат-тамра, а через какое-то время, после смещения ан-Ну'мана III, сделан правителем Хиры, причем его прежние права на податные поступления от 'Айн ат-тамра остались в силе. Когда именно Ийас стал наместником 'Айн ат-Тамра, сказать трудно. Логично считать, что причиной такого назначения были какие-то особые заслуги Ийаса перед царем. Но едва ли что-то могло стать в глазах Хосрова более ценным, чем помощь в самый критический момент, когда он должен был спасаться бегством, и самой жизни его угрожала опасность. Поэтому можно предположить, что назначение наместником 'Айн ат-тамра стало для Ийаса наградой, которую он получил одновременно с Хассаном за оказанную царю помощь.

Все эти события происходили в то время, когда правителем Хиры был последний Лахмид ан-Ну'ман III. Официально лахмидский правитель, носивший титул «царя арабов» (тйзйгйн-шйх), обладал верховенством над племенными вождями, среди которых был Ийас. Но власть лахмидского царя не была абсолютной и в ряде случаев уравновешивалась способностью племен и их вождей оказать вооруженное сопротивление - в особенности тогда, когда действия правителя считались неправомерными. Примерно такими были и отношения между ан-Ну'маном и Ийасом. До нас дошел один показательный рассказ, который в части, касающейся Ийаса, выглядит примерно так. Однажды поэт Хатим ат-Та'й, знаменитый своей щедростью и принадлежавший, как и Ийас, к бану-л-Гавс, отправился в Хиру. В пути у него случилась ссора с людьми из бану Ла'м - рода из другого ответвления племенного объединения таййи', бану Футра. Чтобы избежать кровопролития, Хатим и бану Ла'м договорились встретиться в Хире и там устроить состязание в достоинствах - мирное соревнование, на котором каждая из сторон демонстрировала свои заслуги, достоинства, красноречие, щедрость и т.п. Одна из женщин бану Ла'м была замужем за ан-Ну'маном. Поэтому Ийас, узнав о предстоящем состязании, обеспокоился тем, что ан-Ну'ман может с помощью своих богатств помочь бану Ла'м превзойти Хатима щедростью, что стало бы ударом по его славе. Чтобы поддержать соплеменника, Ийас, собрав бану Хаййа, отправился в Хиру невзирая на боли в суставах и приказал отнести его к ан-Ну'ману. В их разговоре - как его передают средневековые рассказчики - обращают на себя внимание две реплики Ийаса. Сначала он приветствует ан-Ну'мана так, как приветствовали царей - фразой абайта-л-ла'н («Да отдалишь ты от себя проклятие!»), но затем требует, чтобы тот не поддерживал бану Ла'м, угрожая нападением своих соплеменников и кровопролитием. Ан-Ну'ман

был вынужден уступить и договорился с бану Ла'м, чтобы они замирились с Хатимом22.

В конце 600 г. ан-Ну'ман III попал в опалу и в начале следующего года уехал из Хиры. После нескольких месяцев скитаний по пустыне он осенью 601 г. отправился к Хосрову II просить прощения, но был схвачен и брошен в темницу. Правление Лахмидов в Хире закончилось; в начале 602 г. Хосров назначил новым правителем Хиры Ийаса23.

С точки зрения Хосрова II Ийас как верный и испытанный слуга Сасанидов был, вероятно, лучшим кандидатом на хирский престол. Но отстранение от власти Лахмидов было, несомненно, политической революцией. Видимо, опасаясь смуты, Хосров направил в Хиру и иранского наместника, который в арабоязычных источниках обычно именуется ан-Нахирджан24. До нас дошло несколько перечней правителей Хиры, основанных на ведшихся там записях; Ийас фигурирует во всех из них, но авторы источников нередко упоминают и о персидском наместнике25.

То, что Ийас появляется в этих списках (в которых, как отмечено выше, не упоминается его первое правление 578-579 гг.), указывает на официальный характер его власти. Однако среди арабов реакция на его назначение была иной. В политических традициях той эпохи договор носил персональный характер; поэтому племена, прежде присягавшие ан-Ну'ману и признававшие его верховенство, вероятно, не считали себя обязанными подчиняться Ийасу. Более того, уход Лахмидов с политической сцены пробудил старые конфликты за первенство между племенами. По некоторым сообщениям, арабы не подчинялись Ийасу26, а персидский наместник даже не мог находиться в Хире из-за их усиления и уехал, прислав заместителя,

22 ал-Ахбар ал-муваффакиййат. Та'лйф аз-Зубайр бин Баккар / Изд. С.М. ал-'Анй. Бейрут, 1996. С. 334-338; Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 95-97.

23 Обоснование данной хронологии предложено в: Мишин Д.Е. К вопросу о датировке сражения при зу Каре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 29-31.

24 Вероятно - Нахварган.

25 Annales ..., 1881-1882. P. 1038; Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî/ Pub. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903. P. 206; Китаб ..., 1984. С. 160; Китаб ал-мухаббар ли ... Мухаммад ибн Хабиб / Изд. E. Lichtenstadter. Хайдарабад, 1942. С. 360; Китаб тарйх сунй мулук ал-ард ва-л-анбийа'. Та'лйф Хамза ... ал-Исфаханй. Berlin, 1921/22. С. 74; ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981. С. 650.

26 Тарих, 1999. Т. 3. С. 567.

который обосновался в одной крепости возле города27. Развитию смуты способствовали нападения арабов из племенного объединения бану Бакр на области Савада.

Тем не менее Ийас удержался у власти. По источникам можно воссоздать некоторые меры, принятые им для укрепления своей власти. В Хиру переселились бану Хаййа, на которых опирался Ийас28. Кажется, тогда стали появляться рассказы, направленные на обоснование легитимности его правления. Так, известен рассказ о том, что царь Джазйма установил для живших в 'Айн ат-Тамре бану Хунайй натуральную повинность в пользу племени Ийаса29. Особое звучание приобрела и тема коня, на котором спасся Хос-ров. В некоторых источниках этот рассказ выглядит так: во время сражения с войсками Варахрана Чубина Хосров потерял коня. Он просил коня у ан-Ну'мана III, но тот отказал. Тогда Хассан ибн Ханзала или Ийас уступил Хосрову своего скакуна, чем позволил царю спастись30. В источниках не утверждается, что эти рассказы были сочинены по поручению Ийаса, но именно ему было выгодно их распространение. Если верить им, род Ийаса был возвышен правившим в III в. царем Джазймой, политическими преемниками которого считались Лахмиды, т.е. имел столь же древние исторические права на власть. Ийас и таййиты имели больше заслуг перед Сасанидами, чем Лахмиды. Известно также, что Ийас приглашал к себе поэтов, в том числе из далекой Мекки31. Те, как нетрудно представить себе, отвечали ему панегириками, что укрепляло его авторитет. Маймун Подслеповатый, стихи которого цитировались выше, сочинил несколько панегириков об Ийасе.

Второе правление Ийаса в Хире продолжалось около восьми месяцев и закончилось вскоре после знаменитой битвы при зу Каре32. Она заслуживает отдельного исследования; здесь следует лишь кратко

27 Histoire Nestorienne (Chronique de Séert). Seconde partie, fasc. 2 / Ed. A. Scher, R. Griveau. Patrologia Orientalis. T. 13. Paris, 1919. P. 546.

28 Китаб ..., 1984. С. 109, 160.

29 ал-Фасил байна ал-хакк ва-л-батил мин мафахир абна' Кахтан ва-л-йаман ли му'аллиф маджхул / Изд. М.'А. Джазим, М. 'Арбаш. Сана, 2009. С. 81.

30 ал-Ансаб ..., 2006. С. 317; Китаб ..., 1984. С. 396; Тарйх ..., 1999. Ч. 3. С. 567. Сюжет, в котором ан-Ну'ман отказал Хосрову и не дал ему коня, был, кажется, хорошо известен на Ближнем Востоке; помимо арабских источников он встречается и в сироязычной литературе Христианского Востока (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores syri. Series III, tomus IV. Chronica minora. Pars I / Ed. I. Guidi. Parisiis, Lipsiae, 1903. P. 19).

31 Китаб ..., 1905. Ч. 16. С. 14.

32 Обоснование этой хронологии см.: Мишин Д.Е., 2019. С. 28-31.

обрисовать исторический контекст. Погубив ан-Ну'мана, Хосров II хотел завладеть оружием и иным имуществом, которые он оставил в племени бану Шайбан, принадлежавшему к объединению бану Бакр. Шайбаниты отказались что-либо отдавать, и против них было послано сасанидское войско, состоявшее из персов и арабов. Ийас по разным рассказам командовал всем войском33 или его арабским корпусом34. В сражении при зу Каре (лето или ранняя осень 602 г.) это войско потерпело поражение от шайбанитов.

Для Ийаса это событие стало роковым. Согласно некоторым рассказам он прибыл к Хосрову, но не решился доложить о поражении и сказал царю, что его войско одержало победу. После этого Ийас отпросился у Хосрова, сославшись на болезнь оставшегося в 'Айн ат-тамре брата, и немедленно уехал35. Опасения Ийаса легко понять: сасанидские цари не раз карали потерпевших поражение полководцев. Но, избежав кары, он намного отягчил свою вину в глазах царя: в зороастрийском мировоззрении ложь считалась одним из самых страшных грехов. Вероятно, Хосров, узнав об истинном исходе битвы, немедленно принял решение о смещении Ийаса и приказал схватить его. Некоторые авторы сообщают, что Ийас умер в 'Айн ат-тамре36. Можно представить себе, что Ийас не решился возвращаться в Хиру и укрылся там, где мог рассчитывать на защиту; что произошло далее - неизвестно. Согласно одному рассказу Хосров потребовал от таййитов выдать ему имущество Ийаса37, как прежде требовал от шайбанитов выдать имущество ан-Ну'мана III. Очевидно, Ийас стал в глазах Хосрова таким же неверным слугой, как ан-Ну'ман.

Средневековые авторы соглашаются в том, что Хосров более не назначал в Хиру арабских правителей; бывшими владениями Лахмидов управляли иранские наместники. Точно назвать причину такого решения едва ли удастся. Но мы знаем, что сасанидские цари назначали правителями Хиры тех людей, которых знали и в чьих способностях и верности не сомневались. Видимо, арабских кандидатов на хирский престол не было: Лахмиды сошли со сцены, бану Хаййа,

33 Annales ..., 1881-1882. P. 1031; ал-Камил фи-т-тарих ли ... Ибн ал-Асйр / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1. С. 379; Китаб ..., 1984.С. 411.

34 Китаб ..., 1905. Ч. 20. С. 134; Китаб ал-'икд ал-фарйд. Та'лйф ... Ибн 'Абд Раббихи ал-Андалусй / Изд. А. Амин, А. аз-Зайн, И. ал-Абйари. Ч. 5. Каир, 1965. С. 263; Нихайат ..., 1949. С. 432.

35 Китаб ..., 1905. Ч. 20. С. 138; Китаб ..., 1965. С. 264; Китаб ..., 1984. С. 524; Нихайат ..., 1949. С. 433; ат-Тазкира ..., 1996. Т. 3. С. 18.

36 Le livre ... 1903. P. 206; ал-Ма'ариф ... С. 650.

37 Диван ..., 1968. С. 79.

недавно вышедшие на нее, еще не успели зарекомендовать себя перед Хосровом, а членов других родов царь не знал достаточно хорошо.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мишин Д.Е. История государства Лахмидов. М., 2017.

2. Мишин Д.Е. К вопросу о датировке сражения при зу Каре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 22-36.

3. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series / II. Rec. J. Barth, Th. Noldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

4. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores syri. Series III, tomus IV. Chronica minora. Pars I. Ed. I. Guidi. Parisiis, Lipsiae, 1903.

5. Frye R.N. Arzan. The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden, 1986.

6. Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ / Hrsg. R. Geyer. L., 1928.

7. Histoire Nestorienne (Chronique de Séert). Seconde partie, fasc. 2 / Ed. A. Scher, R. Griveau. Patrologia Orientalis. T. 13. P., 1919. P. 433-639.

8. Honigmann E. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363 bis 1071. Bruxelles, 1935.

9. Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî / Pub. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903.

10. Les "Les livres des chevaux" de Hisam Ibn al-Kalbï et Muhammad Ibn al-Acràbï. Pub. G. Levi della Vida. Leyde, 1928.

11. Robin Ch., Tayran S. Soixante-dix ans avant l'Islam: l'Arabie toute entière dominée par un roi chrétien. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 156e année. N. 1. 2012. P. 525-553.

12. Theophanis Chronographia / Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883.

13. Theophylacti Simocattae Historiae / Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart: D.G. Teubner, 1972.

14. ал-Ансаб ли ... ал-'Автабйас-Сухари [Родословные ... ал-'Автабй ас-Сухарй] / Изд. М. Ихсан ан-насс. Маскат, 2006.

15. ал-Ахбар ал-муваффакиййат. Та'лйф аз-Зубайр бинБаккар. [История, [написанная для] ал-Муваффака. Сочинение аз-Зубайра ибн Баккара] / Изд. С.М. ал-'Анй. Бейрут, 1996.

16. Джамхарат ансаб ал-'араб ли ... Ибн Хазм ал-Андалусй [Собрание родословных арабов] / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1982.

17. Дйван ал-А 'ша ал-кабйр [Собрание стихов «Подслеповатого» Старшего] / Изд. М.И.М. ар-Ридванй. Доха, 2010.

18. Дйван Зайд ал-хайл ат-Та'и [Собрание стихов Конного Зайда ат-Та'й] / Изд. Н.Х. ал-Кайсй. Неджеф, 1968.

19. ал-Иштикак ли ... Ибн Дурайд [Происхождение [названий племён и родов] ... Ибн Дурайда] / Изд. 'А.М. Харун. Бейрут, 1991.

20. ал-Камил фй-т-тарйх ли ... Ибн ал-Асйр [Совершенное изложение истории ... Ибн ал-Асйра] / Изд. А.'А. ал-Кадй. Бейрут, 1987. Т. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Китаб ал-аганй ли Аби-л-Фарадж ал-Исфахани [Книга песен Абу-л-Фараджа ал-Исфаханй] / Изд. А. аш-Шинкйтй. Каир, 1905.

22. Китаб ал-'икд ал-фарйд. Та'лйф ... Ибн Абд Раббихи ал-Андалуси / Изд. А. Амйн, А. аз-Зайн, И. ал-Абйарй. Ч. 5. Каир, 1965.

23. Китаб ал-манакиб ал-мазйадиййа фй ахбар ал-мулук ал-асадиййа. Та'лйф ... ал-Хилли [Книга достоинств бану Мазйад об истории асадитских царей. Сочинение ... ал-Хиллй] / Изд. С.М. Дарадика, М.'А. Харйсат. Амман, 1984.

24. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик ли Абй 'Убайд ал-Бакрй [Книга путей и государств Абу 'Убайда ал-Бакрй] / Изд. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Тунис, 1992.

25. Китаб ал-мухаббар ли ... Мухаммад ибнХабйб [Книга изящного [повествования] ... Мухаммада ибн Хабйба] / Изд. E. Lichtenstadter. Хайдарабад, 1942.

26. Китаб ан-насаб ли Абй 'Убайд ал-Касим ибн Салам [Книга о родословных Абу 'Убайда ал-Касима ибн Салама] / Изд. С. Заккар. Бейрут, 1989.

27. Китаб тарйх сунй мулук ал-ард ва-л-анбийа'. Та'лйф Хамза ... ал-Исфаханй [История лет царей земли и пророков. Сочинение Хамзы ... ал-Исфаханй]. Berlin, 1921/22.

28. ал-Ма'ариф ли Ибн Кутайба [[Книга] знаний Ибн Кутайбы] / Изд. С. 'Укаша. Каир, 1981.

29. ал-Махасин ва-л-масавй. Та'лйф ... ал-Байхакй [Достоинства и пороки. Сочинение ... ал-Байхакй] / Изд. 'А. 'Алй. Бейрут, 1999.

30. Му'джам ал-булдан ли ... Йакут [Справочник по областям и поселениям ... Йакута]. Бейрут, 1977.

31. ал-Муктадаб мин Китаб Джамхарат ан-насаб ли Йакут ал-Хамавй [Сокращённое изложение «Книги о родословных», [сделанное] Йакутом ал-Хамавй] / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1987.

32. Насаб ма'адд ва-л-йаман ал-кабйр ли Абй-л-МунзирХишам ... ал-Калбй [Большая [книга] о родословных ма'аддитов и йеменцев Абу-л-Мунзира Хишама ... ал-Калбй] / Изд. Н. Хасан. Бейрут, 1988.

33. Нихайат ал-араб фй ахбар ал-фурс ва-л-'араб [Предел желания в истории персов и арабов] / Изд. М.Т. Данишпэжух. Тегеран, 1996/97.

34. Нихайат ал-араб фй фунун ал-адаб. Та'лйф ... ан-Нувайрй [Предел желаний в искусстве словесности. Сочинение ... ан-Нувайрй]. Т. 15. Каир, 1949.

35. ат-Тазкира ал-хамдуниййа. Таснйф Ибн Хамдун [Хамдунитский трактат. Сочинение Ибн Хамдуна] / Изд. И. 'Аббас, Б. 'Аббас. Бейрут, 1996.

36. Тарйх ... ИбнХалдун [История ... Ибн Халдуна]. Каир, Бейрут, 1999. Т. 3.

37. ал-Фасил байна ал-хакк ва-л-батил мин мафахир абна' Кахтан ва-л-йаман ли му'аллиф маджхул [Разделение правильного и суетного из предметов гордости сынов Кахтана и йеменцев, неизвестного автора] / Изд. М.'А. Джазим, М. 'Ар-баш. Сана, 2009.

38. Хизанат ал-адаб ва лубб лубаб лисан ал-'араб. Та'лйф Абд ал-Кадир ал-Багдадй [Сокровищница словесности и наилучшее из языка арабов. Сочинение 'Абд ал-Кадира ал-Багдадй] / Изд. 'А.М. Харун. Каир, 1997.

39. Шарх дйван ал-Хамаса. Та'лйф Абй Зикриййа Йахйа бин 'Алй ал-Хатйб ат-Тибрйзй [Объяснение собрания стихов ал-Хамаса. Сочинение Абу Зикриййа Йахйа бин 'Алй, тебризского оратора] / Изд. М.М. 'Абд ал-Хамйд. Каир, 1939.

40. Шарх нака'ид Джарйр ва-л-Фараздак би ривайат Абй 'Абдиллах ал-Йазйдй ... 'ан Абй 'Убайда [Объяснение стихотворных препирательств Джарйра и ал-Фараздака в изложении Абу 'Абдиллаха ал-Йазйдй ... со слов Абу 'Убайды] / Изд. М.И. Хуввар, В.М. Халис. Абу Даби, 1998.

41. Ши'р таййи' ва ахбару-ха фй ал-джахилиййа ва-л-ислам [Поэзия и история таййи' во времена джахилиййи и ислама] / Изд. В.Ф. ас-Синдйванй. Эр-Рияд, 1983. Ч. 2.

REFERENCES

1. al-Akhbar al-muwaffakiyyat. Ta'lif al-Zubayr bin Bakkar [History [Written for] al-Muwaffak by al-Zubayr Ibn Ваккаг] / Ed. S.M. al-'Án!. Beirut: 'Álam al-kutub, 1996. (In Arab.)

2. Annales quos scripsit ... at-Tabari / Ed. M.J. De Goeje et al. Prima series / II. Rec. J. Barth, Th. Nöldeke. Lugduni Batavorum, 1881-1882.

3. al-Ansab li ... al-'Awtabi al-Suhari. [Genealogies by ... al-'Awtabï al-Suharï]. Ed. M. Ihsan al-nass. Muscat: Wizarat al-turath al-kawmï wa al-thakafa, 2006. (In Arab.)

4. Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores syri. Series III, tomus IV. Chronica minora. Pars I / Ed. I. Guidi. Parisiis, Lipsiae, 1903.

5. Diwan al-A 'sha al-kabir. [Collection of Verses by the Weak-sighted One the Elder]. Ed. M.I.M. al-Ridwanï. Doha: Wizarat al-thakafa wa al-funün wa al-turath, 2010. (In Arab.)

6. Diwan Zaydal-khayl al-Ta'i [Collection of Verses by Zayd al-Ta'ï of Many Horses] / Ed. N.H. al-Kaysï. Najaf: Matba'at al-Nu'man, 1968. (In Arab.)

7. Djamharat ansab al-'arab li ... Ibn Hazm al-Andalusi. [Collection of the Arabs' Genealogies by ... Ibn Hazm al-Andalusï] / Ed. A.M. Harün. Cairo: Dar al-ma'arif, 1982. (In Arab.)

8. al-Fasil bayna al-hakk wa-l-batil min mafakhir abna'Kahtan wa-l-yaman li mu'allif madjhul. [Distinction between the Real and the Vain among the Objects of Pride of the Sons of Kahtan and the Yemenites by an Unknown Author] / Ed. M.'A. Djazim, M. 'Arbash. Sana: Centre Français d'Archéologie et de Sciences Sociales de Sanaa, Deutsches Archäologisches Institut, Sanaa Branch, 2008. (In Arab.)

9. Frye R.N. Arzan. The Encyclopaedia of Islam. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1986.

10. Gedichte von Abû Basîr Maimûn Ibn Qais al-'A'sâ .Hrsg. R. Geyer. L.: Luzac&Co, 1928.

11. Histoire Nestorienne (Chronique de Séert). Seconde partie, fasc. 2. Ed. A. Scher, R. Griveau. Patrologia Orientalis. Ed. R. Graffin, F. Nau. T. 13. Paris: Firmin Didot et C., 1919. P. 433-639.

12. Honigmann E. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches von 363 bis 1071. Bruxelles: Institut de Philologie et d'Histoire Orientales, 1935.

13. al-Ishtikak li... Ibn Durayd[Etymologies by ... Ibn Durayd]. Ed. 'A.M. Harün. Beirut: Dar al-djïl, 1991. (In Arab.)

14. al-Kamilfi al-tarikh li... Ibn al-Athir [Perfect History by Ibn al-Athïr]. Ed. A.'A. al-Kadï. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1987. (In Arab.)

15. Khizanat al-adab wa lubb lubab lisan al-'arab. Ta'lif... 'Abdal-Kadir al-Baghdadi [Treasury of Literature and the Very Best of the Arabs' Language by ... 'Abd al-Kadir al-Baghdadï]. Ed. 'A.M. Harün. Cairo: Maktabat al-Khandjï, 1997. (In Arab.)

16. Kitab al-aghani li Abi al-Faradj al-Isfahani [Book of Songs by Abü al-Faradj al-Isfahanï]. Ed. A. al-Shinkïtï. Cairo, 1905. (In Arab.)

17. Kitab al-'ikdal-farid. Ta'lif... Ibn 'AbdRabbih [Book [like] a Unique Necklace by Ibn 'Abd Rabbih]. Ed. A. Amïn, A. al-Zayn, I. al-Abyarï. Cairo: Ladjnat al-ta'lïf wa-l-tardjama wa-l-nashr, 1965. (In Arab.)

18. Kitab al-manakib al-mazyadiyya fi akhbar al-mulük al-asadiyya. Ta'lif... al-Hilli [Book of the Virtues of Banü Mazyad, on the History of the Asadite Kings by ... al-Hillï]. Ed. S.M. Daradika, M.'A. Kharïsat. Amman: Maktabat al-risala al-hadïtha, 1984. (In Arab.)

19. Kitab al-masalik wa al-mamalik li Abi 'Ubayd al-Bakri [Book of Roadways and Kingdoms by Abü 'Ubayd al-Bakrï]. Ed. A.P. Van Leeuwen, A. Ferré. Tunis: al-Dar al-'arabiyya li-l-kitab, al-Mu'assasa al-wataniyya li-l-tardjama wa al-tahkïk wa al-dirasat, 1992. (In Arab.)

20. Kitab al-muhabbar li... Muhammad bin Habib [Book of Elegant [Presentation] by Muhammad Ibn Habïb]. Ed. I. Lichtenstädter. Hyderabad: Da'irat al-ma'arif al-'uthmaniyya, 1942. (In Arab.)

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34

35.

36

37.

38.

39.

40

Kitab al-nasab li Abi 'Ubayd al-Kasim Ibn Salam [Book of Genealogies by Abü 'Ubayd al-Käsim Ibn Saläm]. Ed. S. Zakkar. Beirut: Dar al-fikr, 1989. (In Arab.) Kitab tarTkh sunTmulük al-ardwa al-anbiya'. Ta'lTf Hamza... al-IsfahanT [A History of the Years of the Kings of the Earth and of the Prophets by Hamza... al-Isfahanï]. Berlin: Kaviani G.m.b.H., 1921/22. (In Arab.)

Le livre de la création et de l'histoire de Motahhar ben Tâhir el-Maqdisî. Pub. Cl. Huart. T. 3. Paris, 1903.

Les "Les livres des chevaux" de Hisam Ibn al-KalbT et Muhammad Ibn al-AcrabT. Pub. G. Levi della Vida. Leyde: E.J. Brill, 1928.

al-Ma'arif li Ibn Kutayba [[Book of] Knowledge by Ibn Kutayba]. Ed. Th. 'Ukâsha. Cairo: Dar al-ma'arif, 1981. (In Arab.)

al-Mahasin wa al-masawT. Ta'lTf ... al-BayhakT[Virtues and Vices by ... al-Bayhakï]. Ed. 'A. 'Alï. Beirut: Dar al-kutub al-'ilmiyya, 1999. (In Arab.) Mishin D.E. Istoriya gosudarstvaLahmidov [History of the Lakhmid State]. Moscow: OOO "Sadra", 2017. (In Russ.)

Mishin D.E. K voprosu o datirovke srazheniya pri zu Kare [A Contribution to the Dating of the Battle of dhü Kar]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Series 13. Vostokovedeniye. 2019. No. 4. P. 22-36. (in Russ.)

Mu'djam al-buldan li... Yakut [Reference-Book on Regions and Settlements by ... Yaküt]. Beirut: Dar Sadir, 1977. (In Arab.)

al-Muktadab min Kitab Djamharat al-nasab li Yakut al-HamawT [Abridgement, by Yaküt al-Hamawï, of the Book of Genealogies]. Ed. N. Hasan. Beirut: al-Dar al-'arabiyya li-l-mawsü'at, 1987. (In Arab.)

Nasab ma'add wa al-yaman al-kabTr li... Hisham ... al-KalbT [Big [Book] on Genealogies of the Ma'addites and Yemenites by ... Hisham ... al-Kalbï]. Ed. N. Hasan. Beirut: 'Älam al-kutub, 1988. (In Arab.)

Nihayat al-arab fT akhbar al-furs wa al- 'arab [The Utmost of What May Be Sought In the History of the Persians and the Arabs]. Ed. M.T. Danishpezhüh. Tehran: Andjoman-i-athar wa mafakhir-i-farhangï, 1996/97. (In Arab.) Nihayat al-arab fT funun al-adab. Ta'lTf... al-NuwayrT [The Utmost of What May Be Sought in the Arts of Literature by ... al-Nuwayrï]. Vol. 15. Cairo: Dar al-kutub al-misriyya, 1949. (In Arab.)

Robin Ch., Tayran S. Soixante-dix ans avant l'Islam : l'Arabie toute entière dominée par un roi chrétien. Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres, 156e année, N. 1, 2012. P. 525-553.

Sharh DTwan al-Hamasa. Ta'lTf AbT Zikriyya Yahya bin 'AlT al-KhatTb al-TibrTzT [Explanation of the al-Hamasa Collection of Verses, by Abü Zikriyya Yahya Ibn 'Alï, the Tabrïzï Speaker]. Ed. M.M. 'Abd al-Hamïd. Cairo: Matba'at Hidjazï, 1939. (In Arab.)

Sharh naka'idDjarTr wa al-Farazdak bi riwayat AbT 'AbdAllah al-YazTdT... 'an AbT 'Ubayda. [Explanation of Poetic Contests of Djarïr and al-Farazdak as Related by Abü 'Abd Allah al-Yazïdï on the Authority of ... Abü 'Ubayda] / Ed. M.I. Huwwar, W.M. Khalis. Abu Dhabi: al-Madjma' al-thakafï, 1998. (In Arab.) Shi 'r Tayyi ' wa akhbaru-ha fT al-Dahiliyya wa al-islam [Poetry and History of the Tayyi' in the Epochs of Jahiliyya and Islam] / Ed. W.F. al-Sindïwanï. Riyadh: Dar al-'ulüm, 1983. (In Arab.)

al-Tadhkira al-hamduniyya. TasnTf Ibn Hamdun. [The Hamdüm Treatise by Ibn

Hamdün] / Ed. I. 'Abbas, B. 'Abbas. Beirut: Dar Sadir, 1996. (In Arab.)

TarTkh ... Ibn Khaldun [History by ... Ibn Khaldün]. Cairo: Dar al-kitab al-misrï,

Beirut: Dar al-kitab al-lubnanï, 1998. (In Arab.)

Theophanis Chronographia. Rec. C. De Boor. Vol. I. Lipsiae, 1883.

41. Theophylacti Simocattae Historiae / Ed. C. De Boor, P. Wirth. Stuttgart: D.G. Teu-bner, 1972.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 06.11.2021; принята к публикации 27.12.2021

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 06.11.2021; accepted for publication 27.12.2021

ОБ АВТОРЕ

Мишин Дмитрий Евгеньевич - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, mde@mts.ru

ABOUT THE AUTHOR

Dmitriy Ye. Mishin - CSc., Senior Research Fellow at the Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, mde@mts.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.