Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2011. Вып. 5 (42). С. 7-13
Пермь Великая и первые века
ЕЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ Г. Н. Чагин
В статье проанализированы источники по истории крещения Перми Великой. На многих примерах углубляется представление об особенностях перехода коми-пермяков и русских от язычества к православной вере, показано, как новая религия мотивировала и стимулировала обрядовую жизнь.
В 2010 г. исполнилось 555 лет начала христианизации Пермской земли. Известие о первом миссионерстве сохранила Вычегодско-Вымская летопись: «Лета 6963 [1455] приездил владыко Питерим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов»1. Летопись составлялась в городке Усть-Вымь — центре Пермской епархии, основанной в 1383 г. в Вычегодском бассейне св. Стефаном Пермским. Епископ Стефан Пермский и его последователи Герасим, Питирим, Иона ввели в Христову Церковь бесписьменный и языческий коми народ2.
Обстановка на европейском Северо-Востоке, в которой разворачивалась христианизация, была напряженной. Вогулы (манси), недовольные крещением коми на Вычегде, напали на Пермь Великую и «Питерима идуще с Перми пои-мали и убили»3. К сожалению, в летописи дана очень краткая характеристика важнейшего исторического события. Летописный жанр не предусматривал обстоятельного повествования, а к житийному жанру в то время не обращались. Исследователями высказано предположение, что нападения вогулов на Пермскую епархию провоцировалось бежавшими в конце XIV в. из Перми Вычегодской язычниками коми жрецами4.
1 Вычегодско-Вымская летопись // Историко-филологический сборник. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 261.
2 Каких-либо документальных фактов о пребывании св. Стефана Пермского в Перми Великой не имеется. В своей миссионерской деятельности до верховьев Камы он не успел добраться. Но его христианские подвиги среди населения оставались известными. В Перми Великой его чтили как родоначальника Пермской епархии, откуда принесено было христианское учение. На Верхней Каме его нарекли епископом Великопермским (в раннем варианте — Великоперемским). В XVI в. Стефану Великопермскому посвящались храмы в Чердыни и Соликамске, а затем престолы в придельных храмах.
3 Вычегодско-Вымская летопись. С. 261—262.
4 См.: Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона // Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С. 32.
Второй этап миссионерства в Вычегодско-Вымской летописи запечатлен так: «Того же лета [1462] владыко Иона добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и княжат Михайловы крести»5. С именем епископа Ионы история связывает окончательное введение через таинство крещения коми-пермяков — коренных жителей Пермского края — в царство христианской жизни.
В Х^Х\1 вв. Пермь Великая являлась для московских князей стратегически важной территорией Урала. С принятием христианства в Перми Великой, как известно, начинается процесс вхождения уральских земель в Русское государство6.
В деле написания истории ранней христианизации Перми Великой много потрудилась Церковь: о принятии христианской веры коми-пермяками в Чер-дыни в 1455 и 1462 гг. и основании монастыря рассказано в летописях, а сцена крещения изображена на иконах, распространявшихся в городских приходах. В собрание храмовых икон обязательно включались иконы пермских епископов: основателя Пермской епархии Стефана и его последователей — Герасима, Питирима и Ионы, усилиями которых вводилось христианство в Перми Великой7. Эти факты в последующие века приобрели черты солидной многовековой традиции. К сожалению, о постепенности и длительности процесса христианизации Перми Великой церковная история умалчивает.
Хотя некоторые вопросы истории христианизации Перми затрагивались в исторических и богословских трудах, но специального исследования по данной теме так и не появилось8. Она трудна для изучения прежде всего по причине неполноты источников. Между тем среди них мы находим примеры, которые расширяют наш взгляд на усиление позиций христианства, а также на соотношение его с оппозиционным языческим мировоззрением в обозначенный период.
Ценные сведения о реалиях религиозной жизни населения Перми Великой обнаруживаются в послании Московского митрополита Симона 1501 г. духовенству «О соблюдении пастырских обязанностей и наставлении новопросвещенных в христианских добродетелях», мирянам «Об оставлении языческих заблуждений и хранении уставов православной веры», а также «Князю Матвею Михайловичу пермскому, да и всем пермичем... всем православным християном, новопросвященным Господним людем всея области Пермския земли. держали бы есте веру християнскую честно и твердо и неподвижно.»9.
Если допустить, что поколения разделяют 25 лет, то обращение митрополита Симона было направлено людям второго поколения христиан (от начала кре-
5 Святители Великопермские... С. 262.
6 См.: Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI — начале XVII века. Иркутск, 1990. С. 70-95.
7 Чагин Г. Н. Почитание Стефана Пермского в Перми Великой в XV—XVII веках // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. Т. I. С. 283-290.
8 Жития святых. Русские святые: книга вторая / Под. ред. А. А. Завьялова, С. И. Смирнова. М., 1916; Словарь исторический о жизни святых. Репринтное издание. М., 1990; Попов Е. Великопермская и Пермская епархия (1379-1879). Пермь, 1879; Рогачев М. Б. Пермская епархия в XIV-XV веках // Христианство и язычество народа коми. Сыктывкар, 2001. С.37-59; Чагин Г. Н. Города Перми Великой Чердынь и Соликамск. Пермь, 2004. С. 15-68.
9 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841. Т. I. С. 166-169.
щения в 1462 г.). Но применительно к Перми Великой рубежа ХУ—ХУІ вв., судя по характеристике митрополитом Симоном религиозности населения, в целом трудно сказать, что в большей степени определяло ее мировоззрение — язычество или христианство.
Языческие обряды, видимо, исполнялись еще повсеместно. Митрополит Симон особо выделяет брак и принятие пищи, которые «ино то чините не по закону християнскому, то есть развратно вере нашой православной»10. «Яко же слышу о вас, — пишет митрополит Симон, — что де у вас поимаются в племени по ветхому и по татарскому обычаю: кто у вас умрет, и вторы де его брат жену его поимает, и третьи де и брат его того ж де творит; а жены де и ваши ходят простовласы, не-покровенными главами»11. Отношение к заключению браков митрополит Симон сопровождает наставлением: «А которым у вас женитися, и они бы женилися с благословением от священника, с обручением и с венчанием, по закону христи-янскому, ни в роду ни в племени; а жены бы ваши имели покровены главы»12. Как известно по этнографическим наблюдениям, замужняя женщина обязана была носить головной убор, полностью закрывающий волосы. Только в этом случае она пребывала под защитой мужа и предупреждала о своей порядочности13.
Принятие пищи, согласно христианским традициям, имело регламентированный характер: «А во вся бы есте говения постилися, и мясных брашен и млека и яиц не ели, также и меж говениев, в среду и в пяток, мяса и млека и яиц не ясти»14. Явно этим указанием митрополит не только с осуждением относится к не соблюдавшим посты, но и напоминает о важнейшей заповеди: говением и соблюдением постов нужно готовиться к духовно-нравственной церковной жизни.
Из языческих божеств, которых изображали в дереве, наибольшее беспокойство Русской Православной Церкви вызывал Войпель. Как показывают разыскания специалистов, Войпель отождествлялся с северным ветром, зимой и ночным временем15. В тексте послания 1501 г. записано: «А кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали, ни Войпелю болвану не молитеся по древнему обычаю, и всех Богу ненавидимых тризнищ не творите идолом»16.
Послание Московского митрополита Симона пронизано христианскими наставлениями. Прежде всего он обращался к игуменам, священникам и дьяконам: «.что де и о церковном исправлении и о своем спасении нерадите, и о своих детях духовных небрежете и душевные пользы не ищите: сами де ядите и пьете не в подобно время, до обеда, да тем де и новокрещеным людем ослабу даете; многие де и новокрещеные люди, ваши дети духовные, на вас смотрят, сблажняются да то ж творят, ядят де и пьют и в праздники до обеда, да и женятся
10 Акты исторические. С. 168.
11 Там же.
12 Там же.
13 См.: Чагин Г. Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала в середине XIX — начале XX века. Пермь, 1993. С. 41.
14 Акты исторические. С. 168.
15 См.: Энциклопедия уральских мифологий: Т. I. Мифология коми. М.; Сыктывкар, 1999. С. 111-112.
16 Акты исторические. С. 168.
де и незаконными браки в племени, и иные де и богомерзские дела творят по древнему обычаю»17.
Митрополит Симон увещевал игуменов, священников и диаконов Перми Великой, ссылаясь на епископа Филофея, управлявшего Пермской епархией в 1471-1501 гг.18. Этот епископ, говорил митрополит Симон, «не единова посылал к вам свои грамоты о том же, поучая вас, чтобы есте от раноядия и от питья воздержались, а детей бы своих духовных новокрещеных христиан учили всяко закону Божию, вере христианской: и вы де и о всех сих небрегосте и от епископа своего божественных писаний поучения не внимаете»19. Относительно этой ситуации митрополит Симон высказался таким образом: «Я же сие слышах и зело стужих си душею о вашем неразумии, и дивлюсь, отколе помрачение приясте и тмою покровени бысте, еже не искати духовных полезных наказаний?»20
Послание митрополита Симона, направленное на сохранение и укрепление христианской веры на территории подвластной Русской Православной Церкви Перми Великой, включало наставление духовенству и мирянам.
Духовенству наказывалось: «.от своего епископа херотонию приясте, цер-ковнаго ради исправления и вашего ради священства чистоты и за мирское спасение; и сих смотряюще, обрящете путь правый, ведущий в живот вечный, и стадо паствы вашея предпущающе. И вы бы всегда предстояние имели к Богу прилежное, с благословением, постом и молитвами, поючи молебны по вся дни о здравие и о спасении благороднаго и христолюбиваго Великого князя Ивана Васильевича всея Руси и о благоверных великих княгинях, и о чядех их благородных князех наших, и о пособлении, и о укреплении христолюбивого Великого князя, и о благопребывании, и о устроении земском, и о тишине, и о здравие, и о спасении всего православного християнства»21.
Миряне призывались «к церквам Божьим, к вечерне и к заутрени и к обедне приходите с молитвою, и милостыню по силе давайте, а святого пения слушайте со страхом, а священников, игуменов и попов и дьяконов чтите и слушайте о всем и повинуйтеся им о всех духовных делах»22.
Митрополит Симон «по своему святительскому долгу» стремился прекратить участие людей в языческих обрядах, ликвидировать их как явление общественной жизни и создать условия для интеграции населения Перми Великой в христианскую веру и культуру. Население с большим трудом приспосабливалось к изменяющейся ситуации, но тем не менее язычество теряло свои позиции по мере утверждения новых ценностей, связанных с христианским учением. Суть
17 Акты исторические. С. 166-167.
18 В 1492 г. Пермской епархии были переданы вологодские приходы, и Филофей перенес кафедру из Усть-Выми в Вологду. Он первым из епископов стал называться Пермским и Вологодским. При его участии была присоединена Пермь Великая к Русскому государству, и он был заинтересован в укреплении в ней христианства. Филофей пользовался большим доверием великого князя Ивана III и московских митрополитов. В 1495 г. он участвовал в выборах митрополита Симона, направившего в 1501 г. свое послание в Пермь Великую.
19 Акты исторические. С. 167.
20 Там же.
21 Там же.
22 Там же. С. 168.
последнего, а не только его внешнюю форму народным массам еще предстояло усвоить.
С самого начала крещения коми-пермяков Чердынь превращалась в средоточие христианского просвещения. Первым и главным очагом среди них явился основанный в 1462-1463 гг. Иоанно-Богословский мужской монастырь. Для вчерашних язычников он символизировал новую веру. Влияние монастыря росло, по мере того как христианство становилось общим достоянием не только чердынского горожанина, но и крестьянина. Впоследствии число христианских храмов увеличилось. В чердынском кремле воздвигли сначала Благовещенский храм, затем церковь Рождества Христова, а на посаде — Воскресенский, Троицкий, Рождественский, Богоявленский, Успенский, Никольский, Прокопьев-ский, Пятницкий храмы.
В 1624 г. в Чердыни было 16 деревянных храмов — 12 приходских и 4 монастырских с 20 престолами. Наличие их следует рассматривать как прямое выражение исключительного значения Чердыни в христианском мире Урала и в то же время, по-видимому, как завершение христианизации населения Перми Великой, без сомнения, прежде всего его посадской части. Вместе с тем группировка храмов на небольшой территории города символизировала утверждение вместе с новой верой и государственной власти.
Внимательный анализ источников выявляет примеры утверждения христианства именно в тех местах, которые почитались язычниками. Так, известно, что первые храмы появлялись на месте капищ, например по реке Каме, в погосте Пянтег и деревне Керчево23. По мере приобщения к христианским службам активизировался процесс отхода населения от языческих верований. В письменных источниках появляются примеры почитания населением христианских символов: «.люди целуют крест», «.целуют святую Богородицу».
Наиболее ранним примером почитания святого является признание небесным покровителем Чердыни святого Прокопия Устюжского чудотворца, умершего приблизительно в 1303 г. Расширение почитания икон святых на чердын-ском посаде отмечено и в отношении образов святых — Николая чудотворца Великорецкого, Варлаама чудотворца Хутынского, пророка Ильи, покровителей коневодства Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла.
Следование православным традициям увязывалось с желанием жить по обрядам и обычаям, способствующим удовлетворению хозяйственных нужд, плодородию, пользе скоту и растительному миру. Годовой обрядовый круг выстраивался в определенную систему — календарь. Постепенно календарными вехами становились не языческие символы, а дни почитания христианских святых и событий Священной истории. О продолжительности перехода на христианский календарь населения Перми Великой, к сожалению, судить не приходится опять же из-за отсутствия источников. Но все же можно сделать вывод относительно введения календарных дат как важных событий для жизни населения.
В соответствии с уставной грамотой (первая редакция 1505 г. от великого московского князя Василия III, вторая 1553 г. — от великого князя и царя Ивана IV) население Перми Великой обязано было содержать наместника Мо-
23 См.: Оборин В. А. Заселение и освоение Урала. С. 84-90.
сквы, поставляя «корм», то есть продукты своего производства, три раза в год: «.на Рождество Христово. на Велик день (Пасху. — Г. Ч.). на Петров день.»24. «Оспожино заговенье»25 являлось датой, к которой наместник обязывался докладывать царю о мерах наказания за нарушение торговли, вплоть до того, чтобы виновных «пермитинов и усольцов. доставлять к царю и великому князю»26.
Упорядочивала уставная грамота и обрядовую жизнь населения. Как известно из грамоты второй редакции 1553 г., к этому подтолкнула царя Ивана ІУ челобитная «пермичей» — жителей Перми Великой, в которой они просили отменить запреты на кануны (братчины), установленные местной церковью. Церковь, очевидно, пошла на запрет в связи с тем, что в обрядах присутствовали языческие элементы. Иван ІУ разрешил посадским людям «кануны (совместные трапезы по окончании молебнов в связи со стихийными бедствиями и поминовением умерших. — Г. Ч.) обетные и родительские держати по старине»27, но при условии, чтобы о них был извещен наместник, которому вменялось в обязанность брать пошлину «с пива с сапца28 по четыре денги, а меду с сапца по четыре ж денги»29. Кроме того, Иван ІУ жаловал «пермичей» «в году три недели питья варити и пити: неделя Великоденная (Пасхальная. — Г. Ч.), другая Дмитриевская, третья неделя к зиме Рождественская»30. Причем в этом случае не требовалось предварительного заявления наместнику. В круге христианских праздников указанные три недели имели большое значение для людей.
Примеры, запечатленные в уставной грамоте, показывают, что в Перми Великой христианам, как недавно вошедшим в церковь, так и имевшим опыт церковной жизни, приходилось вести свою хозяйственную и общественную жизнь в сопряжении с большими христианскими праздниками31.
Для сплочения христианских сил в Перми Великой много значили события 1547 г., когда на нее было совершено крупное нападение ногайских татар. До Чердыни вражеские войска не дошли. Они были остановлены на подступах к городу, у Кондратьевой слободы, где находилась одна из крупных застав Перми Великой. Победа имела большое значение для Москвы, потому что на время устраняла притязания ногайцев на русскую землю.
В сражении у Кондратьевой слободы, которое пришлось на праздник Крещения, за христианскую Пермь Великую погибло 85 защитников веры и среди них инок Иов. Впоследствии эти подвижники были признаны святыми. Так появились первые заступники перед Богом из среды пермичей. Несомненно, этот достоверно датированный и достоверный исторический пример стоит в ряду
24 Уставная грамота 1553 г. // Берх В. Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821. С. 123.
25 К окончанию Успенского поста стремились закончить жатву хлебов, прежде всего ржи. Началу поста предшествовало заговенье, которое называлось «оспожиным».
26 Уставная грамота. С. 133.
27 Там же. С. 130.
28 Сапца — местная мера сыпучих тел, равнялась 6 пудам.
29 Уставная грамота. С. 131.
30 Там же.
31 Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005. С. 33-43.
важнейших событий, связанных с приобщением посадского и крестьянского населения к христианству. Такому восприятию погибших воинов за православную Пермь Великую способствовало то, что тела воинов были похоронены, следуя церковной истории, в центре г. Чердыни. На их могиле была воздвигнута часовня, в которую поместили икону с 85 ликами святых воинов. С имен защитников христианской веры на родной земле начинались синодики всех чер-дынских храмов32.
В заключение можно отметить, что рубеж XVI—XVII вв. отмечен самым мощным подъемом в создании церковных приходов. Широкую миссионерскую деятельность развернул чердынский Иоанно-Богословский монастырь, получивший в 1580 г. царскую жалованную грамоту, которая предоставляла ему большую хозяйственную и духовную самостоятельность33. Эту грамоту в 1586, 1600, 1608, 1615, 1624 гг. доставляли в Москву, и в ней появлялась запись от имени вновь заступившего на престол царя, подтверждающая особый статус монастыря.
Приведенные примеры убеждают, что процесс введения христианства в Перми Великой продолжался до начала XVII в. и находился под наблюдением пермских епископов, высших иерархов Русской Православной Церкви, великих московских князей и самого царя Ивана IV Грозного.
Христианизация Перми Великой предстает одним из важных элементов присоединения европейского Северо-Востока к Москве. Она предоставила коми-пермякам — коренным жителям верхнекамских земель — и русским, осваивавшим земли Приуралья, новые ценностные ориентиры, идеологию, соответствующую общегосударственному значению.
Ключевые слова: Русское государство, Пермь Великая, христианизация, язычество, традиции, иконы, обряды.
Great Perm Land during the First Ages of Christianization
G. Chagin
The article represents the analysis of historical evidences of the baptizement of Great Perm Land. A lot of examples explain special features of how Komi-Permians and Russians were turning from paganism to Christianity, of how the new religion transformed habits and rituals.
Keywords: Russian state, the Great Perm Land, adaptation to Christianity, paganism, traditions, icons, rituals.
32 См.: Чагин Т.Н. Города Перми Великой. С. 16—18.
33 Акты исторические. С. 397—399.