Научная статья на тему 'Пермь театральная в первое послереволюционное десятилетие (1917 1927 гг. )'

Пермь театральная в первое послереволюционное десятилетие (1917 1927 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
442
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕРМЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ / НОВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ТРУППЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ивинских Галина Павловна

В статье исследуется театральная жизнь Перми в первое послереволюционное десятилетие. Несмотря на сложную общественно-политическую обстановку периода Гражданской войны и даже во время захвата города войсками Колчака театральная жизнь не прерывалась. Спектакли, концерты, театрализованные представления, хотя и нерегулярно, шли в городском театре и на других площадках, Одна за другой стали возникать новые театральные труппы, громко называвшие себя театрами. Но лишь один театральный коллектив пермский театр рабочей молодежи, (ТРАМ), возникший в 1927 г. (первый на Урале и четвертый в стране театр подобного типа) стал основанием одного из старейших театров Урала Пермского академического театра драмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пермь театральная в первое послереволюционное десятилетие (1917 1927 гг. )»

УДК 792 (09) (470.53) (19)

Ивинских Г. П.

Пермь театральная в первое послереволюционное десятилетие (1917 -

1927 гг.)

Осень 1917 года прошла в Перми бескровно. Власть Советов установилась в городе 23 ноября 1917 г., а 16 декабря 1917 г. на губернском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Советская власть была признана законной во всей губернии [1, с. 157 - 158; с. 125 -131].

Хотя неумолимый ход революционных событий наложил свой отпечаток на прежний городской уклад, театральная жизнь почти не прерывалась.

Осенний сезон 1917 года в городском театре была открыла антреприза П. П. Медведева (сына известного антрепренера П. М. Медведева). В канун Октября давалась «Травиата» Д. Верди. Затем последовал «Дубровский» Э. Ф. Направника. С каждым днем обстановка осложнялась. Любопытный факт - для информирования горожан о предстоящих спектаклях в качестве «рекламных носителей» иногда использовались даже ресторанные салфетки. К примеру, таким образом «почтенная публика» приглашалась на оперу Ш. Гуно «Фауст», которая должна была состояться 30 октября 1917 г.

Характеризует то время и письмо (Прошение) от 17 ноября 1917, поданное П. П. Медведевым на имя Пермского городского головы. В нем говорилось: «В январе сего года мною заключен договор об аренде театра на сезон 1917 - 1918 годов с обязанностью дать драму и оперу полусезонно. Заключая этот договор, я, само собой разумеется, не мог предвидеть революции, наступившей затем смуты и разрухи, неимоверного повышения цен на труд артистов, служащих и рабочих при театре, повышения цен на электричество, программы, билеты, афиши, дорожныя артистам, на перевоз

багажа, переписку ролей и т. д. Все это повысилось на 150 - 300 процентов против цен прошлого сезона» [2, л. 17 - 17 об.].

Антрепренер сообщает, что, даже играя каждый месяц и имея полные сборы на каждом спектакле, при существующих ценах за билет доход в 700 руб. не покроет расходов. Поэтому далее он пишет: «Принимая во внимание все изложенное выше, а также наступившее тревожное время, которое несомненно должно отразиться на посещаемости театра, я просил бы Вас, Господин Голова, внести на обсуждение театральной дирекции, а затем и думы мое ходатайство о повышении цен драматических спектаклей с таким расчетом, чтобы полный сбор мог достигать не менее 1400 руб.».

Неизвестно успел ли, городской Голова на данное обращение отреагировать, возможно оно до него и не дошло. На документе стоит лишь дата регистрации, сделанная каким-то чиновником (17 ноября). А, как уже знаем, через пять дней (23 ноября) кончилась власть и градоначальника, и пермской думы. Решать проблему существования театра в новых условиях пришлось уже новой власти. Сохранился протокол заседания от 19 декабря

1917 г. «Об увеличении цен на билеты». [3, л. 14].

Выступления медведевской труппы подвели черту под существованием антрепризы на пермской сцене. На период НЭПа антреприза возродится, но в несколько ином качестве.

Согласно декретам советской власти театральное дело было реорганизовано. Уже 9 ноября 1917 года театры и другие театральные учреждения искусства были переданы в ведение только что созданной Государственной комиссии по просвещению, которая вскоре была преобразована в народный комиссариат по просвещению.

26 августа 1919 года Совет Народных Комиссаров издает Декрет «Об объединении театрального дела», по которому устанавливалось субсидирование театров государством. Тогда же был создан Центральный театральный комитет. (Подробности подготовки и внедрения в жизнь первых декретов советской власти в области театра описаны в книге «Советский

театр. Документы и материалы» под редакцией А. Г озенпуда, А. Трабского,

З. Юфита, М. Янковского, В. Жидкова, изданной в 1968 г.).

Театральное сообщество новые законы, особенно национализацию театров, встретило настороженно. Как бы не относиться к последующим трансформациям этих первых законов, выразившихся в усилении надзорных функций по отношению к искусству, без государственной поддержки театрам в тот момент было не выжить.

Если в конце XIX века Пермь была практически единственным провинциальным городом российской империи, где театр содержался за счет городского бюджета, то в сложнейших условиях Гражданской войны государство берет на себя обязательство субсидировать практически все театры страны, правда, с оговоркой, - «признаваемые полезными и художественными» [4, с. 27]. Еще до этого решения в газете «Жизнь» (3 мая

1918 года) было опубликовано «Письмо о театре» А. Блока, которое и сегодня не утратило свое актуальности: «В наше время, - писал он, - опять поднимается вопрос о существовании театров, содержимых за счет государства. ...Государство должно сделать опыт, попробовать выдержать бюджетное испытание; если оно пойдет на это до конца, искусство соизволит на принятие от него внешней поддержки».

В заключительной части письма говорилось: «Государству ничего не стоит, при каком угодно режиме закрыть двери театров, так же, как и двери университетов. Это - маленькое движение щупальцев, движение на периферии, сразу почти незаметное в центре. Сила государства (пресловутая страшная «мощь») такова, что сразу никто - ни общество, ни отдельные люди - ничего не сумеют противопоставить гибели целых учреждений (театров) и отдельных людей (художников).

Но если это случится, то горе государству в будущем. Щупальцы его отсохнут, ослабеют; ответом на всю его мрачную деятельность в прошлом будет неслыханная и дикая анархия, которая затмит собою все ужасы его прошлых войн; это будет слепой бунт людей, долго пребывающих во мраке;

справедливое возмездие тем, кто полагает, что человек может быть доволен единым хлебом.

И опять возвратится каменный век. И опять внезапно улыбнется бедный человек, еще затравленный зверьми, еще дикий; он опять начнет царапать камнем свои бледные изображения, бледные узоры, влекомый той же необъяснимой и неотвратимой силой искусства». «Пока, - с надеждой отмечал поэт, - государство намерено оказывать поддержку как государственным, так и нарождающимся коммунальным театрам».

Но, очевидно, не одними финансовыми вливаниями, которые к тому же были и невелики, и неравномерны, был порожден тот «величественный», по словам Всеволода Вишневского, «размах театрального движения в голодной, окруженной врагами РСФСР» [5, 367].

Если в XIX веке в Пермской губернии, в целом на Урале, работала одна или две труппы, то в 1918 - 1921 годах на Урале существовало уже более 80 трупп. Многие из них состояли из любителей, участников художественной самодеятельности. Выступали они в клубах и пустующих учреждениях.

Театр в Перми действовал даже в тревожной обстановке Гражданской войны, несмотря на бытовые трудности, нехватку продовольствия, начавшиеся (в июне 1918 г.) холерные заболевания, различные эксцессы. 18 июня 1918 г. на митинге, проходившем в театре, была брошена бомба. В результате взрыва 14 человек были ранены [6, с. 193]. Постоянно происходили аресты, расстрелы.

В это время вопреки всему на сцене городского театра выступала Труппа Пермского городского совета (под началом актера и режиссера К. Б. Танского).

На нескольких спектаклях (среди них: «Мой Бэби», «Красивая женщина», «Бездна», «Веселая вдова») побывал даже Михаил Александрович Романов, о чем свидетельствует его дневниковые записи.

М. А. Романов (в пользу которого отрекся Николай II) в марте 1918 года по решению Совета Народных комиссаров был выслан в Пермь. Трагическая развязка наступила в ночь с 12 на 13 июня 1918 года. Точное место убийства и детали преступления до сих пор неизвестны. Пермские журналисты, историки, краеведы в течение многих лет активно ведут поиски

[7].

Во время своего пребывания в Перми М. А. Романов общался и с некоторыми из артистов. В частности, он пишет в дневнике, что к ним «в нижнюю ложу заходила Борегар». С ее участием он смотрел «Мечту любви» А. И. Косоротова (11 мая) и «Нору» Г. Ибсена (22 мая), в которой артистка сыграла заглавную роль в свой бенефис. Лина Петровна Борегар (кстати, сестра известного актера - народного артиста СССР Николая Петровича Черкасова) происходила из дворянской семьи. Выступала преимущественно на провинциальных сценах. В Перми она вновь появится в 1924 г. уже не только как актриса, но как «держательница» антрепризы (возрожденной в годы НЭПа).

24 декабря 1918 г. случилась «пермская катастрофа». Такое название в истории Гражданской войны получили события, связанные с взятием Перми войсками Колчака [8].

В период «колчаковщины», в городе активизировалась литературно -издательская деятельность, направленная на пропаганду новой власти. В январе 1919 года появилась газета «Свободная Пермь», вскоре ее сменила другая - «Освобождение России», при которой стал печататься литературнохудожественный журнал «Русское Приволье». Редакция журнала выпускала книги со стихами и рассказами, брошюры с распоряжениями правительства, с биографиями самого А. В. Колчака, а также генерала А. Н. Пепеляева.

Оживилась и художественная жизнь. Устраивались выставки картин, по-прежнему проходили спектакли, концерты, иногда в честь действующих военачальников или погибших в боях белых офицеров, устраивались и балы с благотворительной целью. В 1918 - 1919 гг. при Колчаке в городе работало

«Товарищество оперных и драматических артистов». В частности, была показана музыкальная драма А. К. Глазунова «Царь Иудейский» на слова К. Р. (великого князя Константина Романова) На проведение спектаклей, иных мероприятий культурного порядка требовалось разрешение управляющего уездом, впоследствии эта функция была возложена на начальника милиции [9, 186 - 187]. Так, 30 января 1919 года была разрешена к постановке драма Морозова-Чертороева «Зверства большевиков» -освобождение Перми от коммунистов». Действующими лицами выведены комиссары Окуловский, Окаянов и Гербель [10, с. 197].

С февраля 1919 года, когда в Пермской губернии шли военные действия, работа театра не была регулярной. Опасная близость фронта не располагала к зрелищам. Наблюдался значительный отток жителей. Одни были эвакуированы, другие - мобилизованы (кто - в «Красную», кто - в «Белую» армии). Если на 1 дек. 1918 г. в Перми и пригородах насчитывалось 121807 человек, то на 1 марта 1919 г. их было уже 60653, то есть за три месяца население уменьшилось почти вдвое [11, с. 198]. В начале июня на подступах к Перми начались упорные бои. В ночь с 30 июня на 1июля 1919 г. Пермь была отбита войсками красных.

При отступлении колчаковскими войсками были разграблены заводы (в кабинетах даже содрано сукно со столов), взорван железнодорожный мост через Каму, потоплены почти все пароходы и другие суда (более 50), сожжены баржи и склады с хлебом (всего около 300000 пудов). [12, с. 202].

Наряду с восстановлением порушенного хозяйства, в городе сразу же возобновилась работа по ликвидации неграмотности. Продолжилась и театральная жизнь. Театральные силы активно привлекались для проведения новых праздников.

Контрасты того времени дает возможность ощутить даже одно сопоставление газетных заголовков с информацией о предстоящих спектаклях. Возьмем 1920 год: «Западный фронт зовет», «Махно против Врангеля», «Для чего нужна Кубань Врангелю?», «Война с Белой Польшей»,

«Бои на всех участках» [13]. И тут же сообщается, что в городском театре утром - «Шутники» А. Н. Островского, вечером - «Сказка о том, как Иван-дурак умным стал» сказка-лубок А. В. Луначарского, в гарнизонном клубе -«Женитьба Белугина» А. Н. Островского, поставленная силами Пролеткульта пермских командных курсов (причем говорится, что весь сбор от спектакля будет направлен в пользу бастующих шведских рабочих).

Такое впечатление, что все только и занимаются театром. Еще 7 октября 1919 г. Постановлением Губернской коллегии по народному образованию в Перми была создана «Театральная комиссия», которая стала целенаправленно заниматься вопросами театра [14, л. 195].

Если в XIX веке в Пермской губернии, в целом на Урале, работала одна или две труппы, то в 1918 - 1921 годах на Урале существовало уже более 80 трупп. Многие из них состояли из любителей, участников художественной самодеятельности. Выступали они в клубах, в пустующих учреждениях.

Как сообщалось в газетах, спектакли, поставленные на клубных сценах, периодически вывозились в отдаленные районы. В этих художественнопросветительских целях активно использовался агитпароход «Красный Урал» со специально сформированной бригадой, состоящей из артистов и лекторов. Поездки совершались и в зимнее время. В статье «Просвещение деревни» корреспондент «Звезды» писал, что за январь 1921 года «в волостях Кунгурского уезда был сыгран 91 спектакль, проведено 23 беседы и лекции, 1 концерт, 46 митингов, 8 субботников с целью оказать хозяйственную помощь семьям красноармейцев» [15].

Помимо клубных театральных начинаний, в которых участвовали профессионалы и любители, одна за другой стали возникать новые театральные труппы, громко называвшие себя театрами.

Дело в том, что с началом Гражданской войны многие столичные труппы, особенно возникшие незадолго до революции, а также актерские товарищества распались, а артисты, в одночасье оказавшиеся не удел, разъехались в поисках работы и лучшей доли по провинциальным городам.

Иные были вынуждены просто бежать из центральных и южных областей России, спасаясь от военной угрозы. Другое дело, что, оказавшись на Урале (в 1918 - 1919 гг.), они попали, как говорится, «из огня да в полымя».

Когда прямая опасность миновала, произошел всплеск творческой активности. В 1920-е годы на пермских афишах промелькнуло несколько названий. Среди них: Уральский рабочий реалистический театр, Центральная показательная труппа, клуб-театр им. Ф. Энгельса, Театр Санпросвета, Театр Петрушки, Театр водников - «Отдых бурлака», Театр юного зрителя (не имеет никакого отношения к современному Пермскому ТЮЗу), Губернский показательный и Губернский революционный театры, Интимный театр. (Были и другие безымянные труппы, группы, секции, не оставившие следа).

Но лишь один театральный коллектив - пермский театр рабочей молодежи, (ТРАМ), возникший в 1927 г. (первый на Урале и четвертый в стране театр подобного типа) стал основанием одного из старейших театров Урала - Пермского академического театра драмы.

Список литературы:

1. Пермь от основания до наших дней. Пермь, 2000; Горовой Ф. С. Победа Советской власти в Перми //Ученые записки Пермского университета. 1951.

Т. 6. Вып. 4.

2. ГАПК. Ф.35. Оп. 1. Д. 388.

3.Там же.

4. Советский театр. Документы и материалы. Л., 1968.

5. Вишневский Вс. Собр. соч.: В 5 т. М., 1960. Т 5.

6. Трапезников В. Н. Летопись города Перми. Пермь, 1998.

7. Скорбный путь Михаила Романова: От престола до Голгофы: Документы, материалы следствия. Дневники, воспоминания. Пермь, 1996.

8. Паздников Н. Ф. Борьба за Пермь: Пермские события в Гражданской войне. Пермь, 1988.

9. Пермь от основания до наших дней. Указ изд.

10. Трапезников В. Н. Указ изд.

11. Там же.

12. Там же.

13. Звезда. 1920. 21 сентября.

14. ГАПК. Ф. Р-23. Оп. 1. Ед. 13.

15. Звезда. 1921. 1 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.