Научная статья на тему 'Развитие театрального искусства Южного Урала в годы Гражданской войны'

Развитие театрального искусства Южного Урала в годы Гражданской войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
432
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ / ТЕАТРАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / THEATRE / PROFESSIONAL THEATRE / THEATRICAL INITIATIVE / CIVIL WAR / POLICY OF CULTURAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брагиров Глеб Борисович

Автор в статье описал и проанализировал процесс развития театрального искусства Южного Урала в годы Гражданской войны в профессиональном и самодеятельном направлении; дал оценку влияния на это развитие со стороны советского руководства и проводимой им политики в области театрального искусства; установил характер воздействия Гражданской войны на процесс развития театрального искусства Южного Урала; раскрыл формы творческой и общественной деятельности профессиональных и самодеятельных театральных коллективов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THEATRICAL ART OF THE SOUTH-ERN URALS IN THE CIVIL WAR

The author of the article describes and analyzes the development of the theatrical art of the southern Urals in the Civil war in professional and initiative direction; outlines the influence the Soviet leadership and their policies on theat-rical art; searches the nature of the impact of Civil war on the development of theatrical art in the southern Urals, describes the forms of creative and social ac-tivities of professional and initiative theatrical groups.

Текст научной работы на тему «Развитие театрального искусства Южного Урала в годы Гражданской войны»

УДК 792.03:94(470.55/58).084.3

Брагиров Г.Б.

Оренбургская государственная медицинская академия E-mail: gl.br2011@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ЮЖНОГО УРАЛА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Автор в статье описал и проанализировал процесс развития театрального искусства Южного Урала в годы Гражданской войны в профессиональном и самодеятельном направлении; дал оценку влияния на это развитие со стороны советского руководства и проводимой им политики в области театрального искусства; установил характер воздействия Гражданской войны на процесс развития театрального искусства Южного Урала; раскрыл формы творческой и общественной деятельности профессиональных и самодеятельных театральных коллективов.

Ключевые слова: театральное искусство, профессиональные театры, театральная самодеятельность, Гражданская война, культурная политика.

Искусство служит своеобразным зеркалом, отражающим дух своего времени, мировоззрение и чувства людей своей эпохи. Все величайшие социальные потрясения с одной стороны находят своё выражение в образах, возникающих в этой специфической сфере эмоционально-символического восприятия жизни, а с другой - заставляют меняться само искусство, принося в него новые формы выражения. Именно таким глубочайшим социальным потрясением для России стала революция октября 1917 г., изменившая характер развития страны и повлекшая за собой рождение новых направлений во всех видах искусства. В полной мере это переживает и театр, являвшийся в то время, наряду с развивающимся кинематографом, наиболее доступным и понятным широким народным массам. В силу своей природы, театр одновременно и передавал эмоциональный подъем, вызванный революцией, и служил инструментом идеологического воздействия.

В период революции глубокий социальный раскол коснулся всего российского общества, в том числе и театральных деятелей. Далеко не все режиссеры и актеры поддержали социалистическую революцию. Естественно, что среди них наиболее консервативными оказались профессиональные театральные труппы, сформированные в дореволюционный период и воспитанные на классических идеалах, отражённых в самих театральных постановках. В самом общем понимании, театральных работников, как представителей малочисленной российской интеллигенции, можно охарактеризовать как приверженцев либеральных ценностей. Однако реальная острая политическая борьба, развернувшаяся в стране, насилие и разрушение,

воспринимались дореволюционной интеллигенцией болезненно - привычный мир разрушался, а будущее было неясным.

Ломка всей политической и социальной системы в 1917 г. привели к тому, что театры к концу 1917 г. фактически оказались в кризисном положении - организационном, материальном и идеологическом, которое ещё более ухудшила начавшаяся Гражданская война. Особенно тяжелым оно оказалось в районах боевых действий, среди которых оказался и Южный Урал.

По данным Всероссийского театрального общества на всей территории бывшей Российской империи в 1918 г. насчитывалось 250 театральных предприятий различных жанров. До революции их подавляющее большинство находились в руках частных владельцев. 9 (22) ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет, по которому театры национализировались и переходили под управление Государственной комиссии по просвещению, соответственно театры приравнивались к органам народного просвещения.

Последним антрепренером Оренбургского театра, вплоть до установления в Оренбурге советской власти, был А. Коралли-Торцов. Позже, в советское время его характеризовали как «режиссера-деспота», «хозяина» который «душил и давил актера». В воспоминаниях актрисы театра Е. Серовой отмечается, что в то время в среде театральных работников росло недовольство [1, с. 53]. Но в целом театр продолжал работать «по старинке», и владелец театра и труппа в основном поддерживали сложившиеся традиции. В репертуаре открывшегося зимнего сезона 1917 г. изменений также не было.

Но события, происходившие в крае, не могли не отразится на работе театра. С ноября 1917 г. в Оренбуржье развернулась борьба за власть в крае между большевиками и казачьим атаманом А.И. Дутовым, вставшего на защиту Временного Правительства. В январе 1918 г. части красной гвардии вступили в Оренбург, хотя война в Оренбуржье продолжалась еще до осени 1919 г. В соответствии с декретом о национализации театров от 9.11.1917 г. Оренбургский городской театр 14 февраля 1918 г. перешёл в распоряжение театрального коллектива и представителей Совета рабочих депутатов [2, л. 26]. Его работа возобновилась в марте 1918 г., она определялась новыми задачами, обозначенными на митинге состоявшимся в Свободном театре Совета народных депутатов (бывшем Народном доме). Удовлетворение запросов рабочего зрителя и освобождение театра от «рутины» выделялись как важнейшие задачи в работе театра. Для объективности надо отметить, что среди зрительской публики театров рабочих было мало. Несмотря на призывы местного руководства и его поддержке со стороны отдельных театральных работников, в работе театра мало, что изменилось к 1919 г. [3]. Существовавший с 1856 г. оренбургский городской драматический театр в годы Гражданской войны переживал большие трудности - отсутствовало электричество и отопление, не было средств на новые постановки.

С 1919 г. количество зрителей стало постепенно увеличиваться, что стало результатом снижения цен на театральные билеты. Дополнительно, для популяризации театрального искусства, актёры давали спектакли непосредственно на предприятиях, а также в воинских частях. После того, как Оренбургская губерния полностью перешла под контроль советской власти, такая политика стала проводиться на всей её территории.

Медленней всего менялся репертуар театра. Это было связано с вполне объективными причинами - новых качественных пьес по сути не было. За исключением «Борьбы Красного Урала» П.М. Родионова. Исходя из отзывов оренбургской прессы, постоянно резко критикующей работу городского театра [4], постановка этой пьесы не провалилась, но и не стала действительно успешной.

Городской летний сад на острове р. Миасс в Челябинске во время Гражданской войны стано-

вится центром театральной деятельности. До этого роль такого центра принадлежала Народному дому. Постоянная труппа отсутствовала, при этом лучшие артистические силы были против большевиков и новой власти. В начале 1919 г. появилась труппа М.И. Сметанина. В составе этой труппы находился бывший антрепренёр театров Урала Н.П.Медведев. Установившаяся власть, в соответствии с общей политической программой должна была содействовать развитию театрального искусства, но П.Н. Медведев вместе с лучшими актёрами уходят с отступающими частями П.А. Колчака. Вскоре, в 1919 г. Сметанин становится заведующим политотдела искусств Челябинского Губнаробраза [5, л. 4].

Местное руководство, реализуя курс культурной политики, стремилось создать более-менее сильную труппу, но предпринятая попытка к успеху не привела - показательная труппа Губоно просуществовала с 1920 по 1921 гг. К этому времени относится возникновение труппы Сапунова при Политотделе 5-й Армии. Постоянная труппа в Челябинске создаётся в только конце 1921 г. [6, с. 7].

Охвативший российское общество революционный настрой выразился в театральном творчестве периода Гражданской войны в постановке массовых театральных зрелищ: «Взятие Зимнего», «Восхваление революции», «Гимн труду», «Свержение самодержавия», «Действо о III Интернационале» и др. Отражая дух того времени, в 1919-1920 гг. они проходят по городам России. Такие постановки обретали черты революционного митинга, массовой манифестации. Не обошли они стороной и Южный Урал. Так в Оренбурге 20 июня 1920 г. прошло театрализованное массовое действие под названием «Там где смерть». Участниками его стали более тысячи человек. Зрителей насчитывалось пять тысяч. В конце представления провели митинги, записали добровольцев в РККА (12 человек) и организовали сбор пожертвований (12 тыс. рублей) [7] Это представление было организовано актерами оренбургского театра и его режиссерами Карениным и Савиновым, которые и раньше себя позиционировали как сторонников революции и советской власти. Через четыре дня, 25 июня прошло ещё одно представление - «Сцены из жизни крестьянского казака Емельяна Пугачева» [8] В газете «Коммунар» г. Оренбурга были даны очень эмоциональные и оптимис-

тические оценки прошедшим представлениям. Сами представления организовывались на Фор-штадской площади.

После Октябрьской революции под прямым воздействием революционных настроений по всей стране в большом количестве начинают стихийно создаваться самодеятельные театральные коллективы [9, с. 87]. В отличие от профессиональных коллективов театральная самодеятельность становиться с 1917 г. «театром революции». Это подтверждает и состав коллективов, и их репертуар, и поиск новых сценических форм. Развитие театральной самодеятельности было напрямую связано с деятельностью Пролеткульта - массовой организацией, появившейся в начале 1917 г. Выступая за революционный нигилизм в искусстве, теоретики и руководители Пролеткульта отвергали дореволюционную культуру как «вредное и бесполезное наследие», враждебное пролетариату. Идеи Пролеткульта были популярны в основном среди самодеятельных коллективах, драмкружков, но были и работники профессиональных театров проникшиеся идеями Пролеткульта. Членами Пролеткульта, к началу 1920 г. было около 400 тыс. человек. Но в Челябинской и Оренбургской губерниях пролет-культовцев не было. Чтобы развивать их организации на Южном Урале центом выделялись крупные суммы [10, с. 87], но серьёзных результатов это не дало.

Однако, несмотря на отсутствие пролеткультовских организаций, театральная самодеятельность Южного Урала в 1917-1920 гг., благодаря интересу и энергии молодёжи, активно развивается. Кружок Н.П. Анненковой-Бернар возникает самым первым в Оренбурге, в октябре 1917 г. Постепенно развиваясь, он преобразуется в 1920 г. драматическую студию. В поселке 2-ой Челябинской станции местная молодёжь организовала драмкружок в декабре 1918 г. [11]

Драматические кружки, как правило, возникали при клубах, которые начинают открываться в это время. Среди первых оренбургских клубов можно назвать клуб красноармейцев (1919 г.) [12] и клуб имени Октябрьской революции (1920 г.) [13]. Создавались и национальные клубы, выполнявшие работу по поддержке советской власти и РККА в среде мусульман. [14, л. 10-11]. С 1919 г. 7 татарских клубов создаются в городах и станицах Оренбургской губернии. Соответственно возникают условия для развития татарской те-

атральной самодеятельности. Был создан драматический коллектив и при татарском отделе Губисполкома [15, л. 84-85]. Национальные самодеятельные коллективы создавались не только среди мусульман, так в 1919 г. возникла челябинская любительская труппа из украинцев [16]. В марте 1920 г. при челябинском ж/д клубе им. Ленина организуется любительская украинская драматическая труппа под руководством Мань-кевича [25, л. 40-41].

Несмотря на формальный статус самодеятельных коллективов, порядок их организации и характер деятельности чётко регламентировался декретом 25 августа 1919 г. и его дополнениями разработанными Совнаркомом. Драмкружки получали имущество и помещения для своей деятельности, их состав и репертуар утверждались полит-просвет отделами на местах. Вырученные от спектаклей средства предполагалось направлять на содержание самих культпросвет учреждений [17, л. 123-124]. В задачи драмкружков входили агитация, популяризация искусства, эстетическое воспитание [18, л. 74].

Развитию драмкружков активно содействовал РКСМ, они существовали во всех южноуральских комсомольских ячейках. Наиболее распространённой формой первых постановок комсомольских драмкружков стали «политические суды», судили врагов советской власти, ставились и небольшие однотактные пьесы. В 1920 г. постановочная деятельность южно-уральских комсомольцев набрала высокие темпы - их спектакли посещают железнодорожники ст. Кувандык, жители с. Богословка, Покровского района, красноармейцы, лечившиеся в оренбургском госпитале.

Оренбургский РКСМ становится инициатором создания и детских драмкружков. Их появление было прямо обусловлено началом формирования оренбургской детской коммунистической организации. Преимущественно из детей погибших красноармейцев был организован Детский пролетарский клуб-театр (ДПКТ). Численность его состава доходила до 400 человек, возраст основной его части определялся границами 8-14 лет. Активная постановочная деятельность ДПКТ начинается с весны 1920 г., он участвует в различных политических компаниях, организует в Оренбурге ряд бесплатных спектаклей и митингов. По большей части зрителями этих постановок были дети, иногда спектакли ставились и для раненных красно-

армейцев. Популярность ДПКТ способствовала распространению театральной самодеятельности, просвещению детей и молодёжи, формированию интереса к творчеству и искусству.

Театральная самодеятельность была ориентирована на работу с массами, поэтому спектакли ставили и в помещениях, и на открытых местах. Характер постановок определялся общим эмоциональным состоянием общества в то время, пропагандистко-агитационными задачами установившейся власти и конкретными потребностями текущего момента - сбором пожертвований или записью добровольцев. К примеру, челябинская украинская любительская труппа 20 марта 1919 г. собрала на нужды раненных 26183 рубля [20, л. 10-11], 92 тысячи рублей собрала в помощь красноармейцам татарская труппа У. Садыкова, созданная в июня 1919 г. при Татарском подотделе Оренбургского Губо-но [21]. Полученные от спектаклей средства направлялись и на восстановление местных промышленных и инфраструктурных объектов, [22] финансовую поддержку комсомольских организаций. Особое положительное значение имеет и организация детских утренников [23].

Театральная самодеятельность постепенно приобретает популярность и в деревнях [26, л. 2-3], но её развитие проходило намного труднее, из-за нехватки специалистов и необходимого материального обеспечения: литературы, музыкальных инструментов, принадлежностей для сцены [27, л. 39-40].

На Урале в составе III Армии действовало более 100 фронтовых солдатских театров, ставившие спектакли революционной и военной тематики. Постановки ставились не только для красноармейцев, но и для мирного населения. Как и в клубах, спектакли носили яркий агитационный характер. При политотделе 5-ой Армии на Восточном фронте был сформирован специальный культпросвет со своей сценической труппой, которая сильно повлияла на возникновение художественной самодеятельности на Южном Урале [28, л. 34]. Сохранилось немного сведений о возникновении

и деятельности татарских трупп Н. Сакаева и В. Муртазина на Оренбургском и Восточном фронтах. Работа артистов в фронтовых условиях была отчасти сопоставима со службой красноармейцев. Именно для них и ставились пьесы, обычно простые - одноактные и двухактные. Их тематика соответствовала фронтовой обстановке. Иногда спектакли ставили в достаточно больших населённых пунктах, что позволяло к ним привлечь и интеллигенцию из местных жителей [29, с. 343].

Театральное искусство, оценивалось советским руководством, прежде всего, как эффективное средство политической и идеологической пропаганды, поэтому театральная самодеятельность изначально не могла быть самостоятельной. Централизация театрального искусства начинается после принятия декрета «Об объединении театрального дела» 26 августа 1919 г. Сценические формы и темы постановок получали чёткие критерии и подлежали строгому контролю. Именно с такой целью в Челябинск прибыли работники ВЦИК, инструкторы ЦК РКП (б), московские литераторы и артисты [30, л. 35].

Последовательная и целенаправленная политика советского руководства дала свои результаты - профессиональный и самодеятельный театр развивался, несмотря на тяжёлые условия Гражданской войны. Это в полной мере относится и к Южному Уралу. Росло количество театральных коллективов, их постановки и зрителей. На 1920 г. в Оренбурге насчитывалось 4 театра и 5 клубов, начали действовать театры в Орске, Бугуруслане и Бузулуке, в губернии открылись 120 клубов и народных домов, был создан Восточный театр [31, л. 246-252]. В Челябинской губернии развивается профессиональный театр, рабочие драмкружки. В Миассе и Троицке весной 1920 г. насчитывалось 4 театра и 15 клубов. Работала передвижная труппа в Троицком уезде [32]. Развитие театрального искусства стало прологом широкомасштабной культурной революции развернувшей в последующие годы.

28.10.2014

Список литературы:

1. Незнамов, М. Старейший русский театр на Урале / М. Незнамов ; под общ. ред. Ю. Юзовского. - Чкаловское издательство, 1948. - 130 с.

2. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) Ф. 2418. Оп. 1. Д. 11.

3. Коммунар. - 1919. - 17 июня.

4. Коммунар. - 1920. - 13 мая.

5. Объединённый государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) Ф.1726. Оп.1. Д.1.

6. Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности. В 2 т. Т. 1. 1921-1973 гг. / Ред. сост.: В. Ф. Рыжова, Д. В. Бавильский, Т. В. Палагина. - Челябинск: Автограф, 2001. - 136 с.

7. Коммунар. - 1920. - 26 июня.

8. Коммунар. - 1920. - 26 июня.

9. История советского драматического театра: В 6 т. Т. 1 / АН СССР, Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР - М.: Наука, 1966. - 696 с.

10. История советского драматического театра: В 6 т. Т. 1 / АН СССР, Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР - М.: Наука, 1966. - 696 с.

11. Вестник Приуралья. - 1919. - №7.

12. Коммунар. - 1919. - 6 мая.

13. Коммунар. - 1920. - 12 ноября.

14. ГАОО Ф.1. Оп.1. Д.140.

15. Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) Ф.17. Оп. 6. Д.165.

16. Утро Сибири. - 1919. - Апрель.

17. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) Ф.17. ОП.60. Д.56.

18. РГАСПИ Ф.17. ОП.60. Д.56.

19. Футорянский Л.И. Зарождение пионерской организации в Оренбуржье // Педагогический сборник. - Оренбург, 1960. -С. 174-180.

20. ГАОО Ф.1. Оп.1. Д.140.

21. Коммунар. - 1920. - 18 апреля.

22. Коммунар. - 1920. - 26 июня.

23. Советская правда. - 1919. - 15 сентября.

24. Государственный архив Челябинской области ГАЧО. Ф 1726. Оп. 1. Д. 2.

25. ГАЧО Ф 1726. Оп. 1. Д. 2.

26. ГАОО Ф. 450. Оп. 1. Д. 977.

27. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО) Ф. 1. Оп. 1. Д. 50.

28. ГАЧО Ф 1726. Оп. 1. Д. 2.

29. История советского драматического театра: В 6 т. Т. 1 / АН СССР, Ин-т истории искусств Министерства культуры СССР - М.: Наука, 1966. - 696 с.

30. ГАЧО Ф 1726. Оп. 1. Д. 2.

31. ГАОО Ф. 450. Оп.1. Д. 100.

32. Советская правда. - 1920. - 3 апреля.

Сведения об авторе:

Брагиров Глеб Борисович, доцент кафедры истории Отечества Оренбургского государственного медицинского университета, кандидат исторических наук,

460002, г. Оренбург, пр-т Парковый, 7, 3-й корпус, тел. (3532) 773435, e-mail: gl.br2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.