Научная статья на тему 'Становление театральной самодеятельности в Оренбургском крае и ее развитие в 1917-1927 гг'

Становление театральной самодеятельности в Оренбургском крае и ее развитие в 1917-1927 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНОПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / СОВНАРКОМ / НАРКОМПРОС / АГИТАЦИОННОПРОПАГАНДИСТСКИЙ ОТДЕЛ / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (ТЕО) / ГЛАВРЕПЕРТКОМ / ГЛАВЛИТ / ПРОЛЕТКУЛЬТ / АГИТАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ / ДРАМАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брагиров Глеб Борисович

В данной статье на основе архивных данных и других источников рассматривается процесс зарождения и развития массовой театральной самодеятельности в Оренбургском крае в 1917-1927 гг. Указываются факторы, влиявшие на этот процесс, первые самодеятельные коллективы, содержание, условия и результаты их деятельности. Развитие краевой театральной самодеятельности раскрывается через анализ культурной политики, осуществлявшейся советской властью в первые годы своего существования. Выделяются общие направления и задачи культурной политики именно в сфере развития театра и театральной самодеятельности. Информация, предоставленная в данной статье, поможет более полно представить историю Оренбургской области, имеет значение для истории отечественного театра, предназначена для специалистов-культурологов и историков, краеведов, а также всех интересующихся вопросами истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AMCATEUR THEATER IN THE ORENBURG REGION AND ITS DEVELOPMENT IN 1917-1927

This article provides a brief analysis of the origin and development of amateur theater in the Orenburg region in 1917-1927. Theatre as an art affordable to the masses was perceived by the Soviet state leadership as a specific tool to influence public opinion. Amateur theater in the first decade of the establishment of Soviet power performed multiple tasks: improved cultural development of the masses, became a counterbalance to the professional theater, and served various public campaigns. Development of amateur theater was directly related to the activities of clubs, which organized drama. The period of 1917-1927for some reason was difficult for the development of amateur theater, but nevertheless, this development took place, and amateur teams had some success.

Текст научной работы на тему «Становление театральной самодеятельности в Оренбургском крае и ее развитие в 1917-1927 гг»

7. Auroma, O. I. Free radicals, oxidative stress, and antioxidants in human health and disease. // J. American Oil Chem. Soc. - 1998. - Vol. 75. - № 2. - P. 199-212.

8. Davidson, A. J. Mechanism of the inhibition of catalase by ascorbate / A. J. Davidson, A. J. Kettle // J. Biol. Chem. - 1986. - Vol. 261. - P. 1193-1200.

9. Kawasaki, Sh. Benzen-Extracted Components Are Important for the Major Activity of Diesel Exhaust Particles

/ Sh. Kawasaki, H. Takisawa, K. Takami [et al.] // Am. J. Respir. Cell Mol. Biol. - 2001. - Vol. 24. - № 4. - P. 419-426.

10. Valka, M. Free radicals, metals and antioxidants in oxidative stress-induced cancer / M. Valka, C. J. Rhodes [et al.] // Chemico-Biological Interactions. - 2006. - Vol. 160. - P. 1-40.

11. Zuck, H. Methods of enzymatic analysis / H. Zuck // Ed by Bergmeger H., Pergamon Press. - 1963. - P. 885-894.

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

УДК 947.084 (470.56): 908

Г. Б. БРАГИРОВ

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРЕНБУРГСКОМ КРАЕ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В 1917-1927 ГГ.

Оренбургская государственная медицинская академия G. B. BRAGIROV

FORMATION OF ЛМСЛТЕИК THEATER IN THE ORENBURG REGION AND ITS DEVELOPMENT IN 1917-1927

The Orenburg State Medical Academy

РЕЗЮМЕ. В данной статье на основе архивных данных и других источников рассматривается процесс зарождения и развития массовой театральной самодеятельности в Оренбургском крае в 1917-1927 гг. Указываются факторы, влиявшие на этот процесс, первые самодеятельные коллективы, содержание, условия и результаты их деятельности.

Развитие краевой театральной самодеятельности раскрывается через анализ культурной политики, осуществлявшейся советской властью в первые годы своего существования. Выделяются общие направления и задачи культурной политики именно в сфере развития театра и театральной самодеятельности.

Информация, предоставленная в данной статье, поможет более полно представить историю Оренбургской области, имеет значение для истории отечественного театра, предназначена для специалистов-культурологов и историков, краеведов, а также всех интересующихся вопросами истории.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТЕАТРАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОВНАРКОМ, НАРКОМПРОС, АГИТАЦИОННО-ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ОТДЕЛ, ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ (ТЕО), ГЛАВРЕПЕРТКОМ, ГЛАВЛИТ, ПРОЛЕТКУЛЬТ, АГИТАЦИОННЫЕ КАМПАНИИ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ.

Брагиров Глеб Борисович - к. ист. н., доцент кафедры истории Отечества; gl.br2011@yandex.ru

SUMMARY. This article provides a brief analysis of the origin and development of amateur theater in the Orenburg region in 1917-1927. Theatre as an art affordable to the masses was perceived by the Soviet state leadership as a specific tool to influence public opinion. Amateur theater in the first decade of the establishment of Soviet power performed multiple tasks: improved cultural development of the masses, became a counterbalance to the professional theater, and served various public campaigns. Development of amateur theater was directly related to the activities of clubs, which organized drama. The period of 1917-1927for some reason was difficult for the development of amateur theater, but nevertheless, this development took place, and amateur teams had some success.

KEY WORDS: AMATEUR THEATER, CULTURAL AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS, CULTURAL POLICY OF THE STATE. PEOPLE'S COMMISSARS (COUNCIL OF PEOPLE'S COMMISSARS), COMMISSARIAT (PEOPLE'S COMMISSARIAT OF EDUCATION). AGITATION AND PROPAGANDA DEPARTMENT (APO), THEATER DEPARTMENT (TEO), GLAVREPERTKOM (MAIN REPERTORY COMMITTEE) GLAVLIT (THE MAIN LITERARY COMMITTEE). PROLETKULT, PROPAGANDA CAMPAIGNS, DRAMA GROUPS.

Любительский рабочий театр стал формироваться в крупных промышленных городах еще с 90-х гг. XIX в. [1], но в массовом количестве самодеятельные театральные коллективы стали возникать в России после Октябрьской революции 1917 года. Развитие самодеятельного театра имело большое значение для совет-

ской власти. В отличие от профессиональных театров, творческий состав которых в основном придерживался более консервативной позиции, а иногда и открыто выступал против советской власти [2], театральная самодеятельность становится «театром революции», что подтверждается составом коллективов, их репертуаром и поиском новых сценических форм. В дополнении декрета об организации театрального дела в РСФСР от 25 августа 1919 года Совнаркомом определялся порядок организации и характер деятельности самодеятельных драмкружков, местными органами власти предоставлялись им необходимые помещения и имущество. Средства, полученные от спектаклей, шли на содержание культпросветучреждений [3]. Наряду с другими художественными учреждениями, самодеятельные кружки должны были заниматься художественной агитационной пропагандой, популяризацией художественных знаний и формированием эстетических вкусов [4].

В театральной самодеятельности советское руководство видело предшественника рабоче-крестьянского театра, который должен был выступать своеобразным противовесом профессиональным театрам для успешного осуществления культурной революции [5]. Декларация ТЕО Наркомпроса по рабоче-крестьянскому театру в конце декабря 1919 г. объявляла, что строительство «театральной культуры будущего» отдавалось в руки трудовым массам, которые делали только «первые шаги к выявлению в сфере театра собственных самобытных стремлений, самодеятельных творческих сил». Одновременно указывалось: рабоче-крестьянский театр есть «чисто классовый», приходящий на смену «народному междуклассовому», на первое место в его работе выступают идейные задачи [6].

В годы Гражданской войны на Южном Урале возникает множество разнообразных самодеятельных драматических кружков и студий. Основной их состав формировался из местной молодежи. Несмотря на отсутствие артистического опыта и скудность сценического оформления, зрители с интересом относились к их постановкам, а периодическая печать на своих страницах постоянно освещала их деятельность. В октябре 1917 г. в Оренбурге одним из первых возникает кружок Н. П. Анненковой-Бернар, который в 1920 г. становится уже драматической студией. 13 декабря 1918 г. из местной молодежи поселка организовался культпросвет кружок 2-й Челябинской станции [7]. Среди самодеятельных коллективов особое место занимали национальные драмкружки, которые создавались для поддержки советской власти и РККА в мусульманской среде. Деятельность первых драмкружков была активной и тесно связанной с потребностями и общественным настроем того времени: в 1920 г. Оренбургскими театральными

коллективами ставились спектакли в фонд помощи работникам транспорта и для поддержки фронта [8].

Видная роль в развитии театральной самодеятельности в период Гражданской войны принадлежала РКСМ. Практически все комсомольские ячейки Южного Урала имели свои драматические кружки. Их постановки носили агитационный и воспитательный характер. Наиболее популярной формой таких постановок были «политические суды» над различными противниками советской власти. С накоплением творческого опыта кружковцы уже начинали ставить небольшие пьесы [9], их зрителями были как гражданское население, так и красноармейцы.

Развитие театральной самодеятельности напрямую связано с организацией клубов, народных домов и изб-читален, при которых, как правило, создавались драматические кружки. Клубы возникали в городах, деревнях, частях РККА и ВМФ. Все культурно-просветительные кружки объединялись вокруг клубов, народных домов и изб-читален. Художественная работа культпросветучреждений делилась на массовую и углубленную. Постановка спектаклей, инсценировок, «живой газеты» относились к массовой, работа драмкружков и драмстудий - к углубленной. Непосредственное идейное и художественное руководство осуществлялось художественным отделом Главполит-просвета [10]. Для организации массовой культурно-просветительной работы и привлечения всех желающих в культпросветучреждения вводился принцип добровольного членства одновременно в различных кружках, что приводило к существенной текучести в составе драмкружков.

Первые клубы на Южном Урале начинают появляться с 1919 года. В Оренбурге, в бывшем кинотеатре «Люкс», был открыт клуб красноармейцев, в ноябре 1920 г. появляется клуб имени Октябрьской революции. В 1919 г. были открыты татарские клубы в городах Оренбурге и Орске; в станицах Карга-ле, Рычковской, Зубочистенках (1 и 2-й), Чесноковке. К осени 1920 г. только в Оренбурге открылись 5 клубов, а по всей губернии насчитывалось 120 клубов и народных домов, из которых 20 было национальных, также был создан Восточный театр. Организация клубов всецело пользовалась поддержкой местной власти и различных организаций [11]. Театральная самодеятельность при клубах становится популярной как в городе, так и в деревне [12]. Но в сельских районах из-за худших материальных условий ее развитие проходило гораздо сложнее [13].

Несмотря на тяжелые условия Гражданской войны, театральное искусство в советской России успешно развивалось. В сводках Главполитпросвета за 1920 г. по РСФСР насчитывалось 2,7 тыс. театральных организаций, с оговоркой, что их фактическое

число гораздо больше [14], а в отчете о деятельности ТЕО отдела Наркомпроса за тот же год указывается 3 тыс. зарегистрированных организаций, работающих в области театра [15]. Подавляющая часть театральных коллективов фактически являлись самодеятельными. В самом Оренбурге вместо одного театра, существовавшего до революции, работали уже четыре, из которых 3 были представлены самодеятельными коллективами - Свободный театр Совета народных депутатов; бывший Красноармейский театр «Люкс» и упомянутая ранее студия Анненковой-Бернар. В отчетных документах Всепрофсоюза за 1920 г. упоминается Оренбургский любительский драмкружок транспортников [16].

Особое место занимает детская театральная самодеятельность Оренбургской губернии. Ее появление напрямую связано с приездом в Оренбург М. И. Калинина, который потребовал от городского исполкома улучшить работу среди детей погибших красноармейцев и деятельностью Оренбургского РКСМ, взявшего на себя организационные задачи. С сентября 1919 г. при Клубе коммунистов формируется детская коммунистическая организация. Из этих детей под руководством РКСМ был создан Детский пролетарский клуб-театр (ДПКТ) с количеством членов до 400 человек, на 85% он состоял из детей рабочих в возрасте от 8 до 14 лет. С апреля 1920 г. ДПКТ начинает постановку бесплатных спектаклей для детей и взрослых. Деятельность детского театра приобретает известность, и, пользуясь поддержкой РКСМ, активисты клуба начинают организацию своих клубов-студий в семи районах г. Оренбурга [17]. Силами детей организовывались не только спектакли, но и митинги, и концерты, которые приурочивали к различным акциям.

Наиболее массовой, широкой организацией, взявшей на себя практическую работу в театральной самодеятельности, был Пролеткульт, который возник еще в начале 1917 года. Официально считавшийся независимым от органов государственной власти Пролеткульт находился при Наркомпросе в качестве «добровольной организации пролетарской самодеятельности» во всех областях культуры. В Оренбургской губернии сотрудников Пролеткульта к 1921 г. практически не было. Для развития пролеткультовских организаций Южного Урала из центра выделяли финансовые средства. В 1920 г. в Оренбургскую губернию были перечислены 7 млн рублей, в 1921 г. - 50 млн рублей. Идейные установки Пролеткульта особенно сильно отражались на постановках театральной самодеятельности, яркими характерными чертами последних становится «плакатность» и символизм. За свой яркий агитационный и символический характер такие постановки впоследствии приобрели название «Живой газеты».

Положение клубов и соответственно драмкружков сильно изменили НЭП и голод 1921-1922 гг. Обострение продовольственной ситуации в стране и условия хозрасчета приводят к резкому сокращению всех сельских культурно-просветительных учреждений. Небольшое количество клубов еще сохранялось в городах и при предприятиях. Но и их работа затруднялась плохим материальным положением. Нехватка продовольствия усугублялась недостатком топлива. Не имея возможности финансировать в достаточной степени культурно-просветительные учреждения, органы власти переводили их на условия хозрасчета. Зачастую единственно возможными способами само финансирования становились платные спектакли и танцевальные вечера. Любительские драматические коллективы освобождались от налога с «публичных зрелищ и увеселений», введенного постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 22 июня 1922 года. По постановлению налогу не подлежали «отдельные зрелища, имеющие агитационно-пропагандистское, политико-просветительное и художественно-показательное значение», а также «устраиваемые самодеятельными художественно-просветительскими организациями и имеющие опытно-показательный или отчетный характер». Налогом также не облагались закрытые вечера, устраиваемые фабрично-заводскими организациями и профессиональными союзами для своих членов. Однако на практике постановки любителей использовали для получения средств на проведение агитационных кампаний [18].

В Оренбургском уезде летом 1922 г. насчитывалось 6 волостных клубов, хотя уезд насчитывал 21 волость с 408 населенными пунктами [19]. Ситуация стала несколько налаживаться к лету 1923 г., количество клубов по уезду увеличилось до 10 [20], при которых функционировали 5 драмкружков. В 1924 г. в Оренбургском уезде насчитывалось 9 клубов. Из двух клубов, имевшихся к началу 1921 г. в Орске, к сентябрю 1923 г. остался только один - клуб им. К. Маркса, который из-за незавершенного ремонта не мог проводить кружковую работу [21]. Любительские спектакли силами РКСМ в Орске организовывались изредка, по распоряжениям укома, приурочивая их к праздникам и кампаниям [22]. К концу 1924 - началу 1925 гг. сеть политпросветительских учреждений Орского уезда состояла из 7 клубов. В Каширинском (Исаево-Дедовском уезде) на март 1923 г. по уезду насчитывалось 10 клубов, но при этом более или менее постоянно работал только один - в Каширинске [23].

Данные, получаемые от волостных комитетов, поступали несвоевременно, не отражали полную информацию о количестве поселковых клубов и качестве их работы, при этом они существенно расходились с информацией из общих отчетов по Оренбургской

губернии [24]. Из-за плохой организации отчетности и обмена информацией установить точное количество драматических кружков Южного Урала весьма затруднительно. Планы культурно-просветительной и агитационно-пропагандистской работы требовали, «где возможно организовать» драмкружки и «усилить их работу». Но в 1921 г. эти задачи дополнялись необходимостью борьбы с голодом, спектакли ставились «для получения денег и продуктов» [25], поэтому создание драмкружков носило поспешный, авральный характер, их учет проводился очень слабо. Среди драмкружков Оренбургской губернии 1923 г. наиболее выделялись кружки клубов: им. Калинина 5-го района г. Оренбурга, Оренбургского посада, Петровского волостного комитета РКП(б), остальные работали с перебоями [26]. Количество драмкружков постепенно увеличивалось, если в 1924 г. по губернской организации РКСМ насчитывалось 18 драмкружков [27], то в 1925 г. их было 22 [28].

В первой половине 20-х гг. на развитие театральной самодеятельности оказали влияние не только условия НЭПа, но и изменение позиции партийного руководства по отношению к Пролеткульту, против которого с конца 1920 г. начинает фактическую борьбу, а также укрепление структуры руководства над всей театральной деятельностью в стране. В 1922 г. был создан цензурный комитет - Главлит, контролировавший содержание новых и старых пьес. Произведения, считавшиеся враждебными ВКП(б) и ее идеологическим установкам, не допускались к постановкам. Так как новых пьес, предназначенных для самодеятельных коллективов, было крайне мало, драмкружки постоянно испытывали недостаток пьес [29]. Ставившиеся кружками пьесы были одноактными, преобладала политическая, революционная тематика.

Несмотря на объективные противоречия, театральная самодеятельность в первой половине 20-х гг. все-таки продолжала развиваться. Драмкружки обслуживали различные агитационные кампании. В Оренбургском уезде было поставлено за 1925 г. 210 платных и 288 бесплатных спектаклей, которые посмотрели 82 000 чел. [30]. За период с мая по сентябрь 1926 г. в Оренбурге было проведено 5 кампаний, для которых поставили 28 спектаклей, с охватом зрителей в 2800 человек. По уезду в целом за три первых квартала 1926 г. клубы осуществили 449 постановок. В зимний период 1926 г. Оренбургским укомом было проведено 16 кампаний, в Оренбурге было поставлено 96 спектаклей, которые посетили 9422 человека [31]. За тот же период в 21 избе-читальне Оренбургского уезда было поставлено спектаклей: платных - 191, бесплатных - 217, которые посетили 58 675 человек.

Постановки драмкружков, как правило, сопровождали кампании и праздники, организуемые агита-

ционно-пропагандистским отделом. Проводились они достаточно часто, отличаясь различными тематикой и целями. Чаще всего они посвящались экономическим или социальным программам советского правительства («День кооперации», «День леса», «День печати», «День крестьянского займа», «День сельхозналога» и др.) и заканчивались сбором денежных средств с населения. Но главное место занимали новые праздники, посвященные революционным событиям: годовщины Февральской и Октябрьской революций, «День Парижской коммуны», годовщины РККА и др.; новые праздники «солидарности трудящихся»: 1 Мая, 8 Марта. Кроме праздников, театральная самодеятельность участвовала в проведении годовщин смерти В. И. Ленина, политических акциях - выборов депутатов в местные органы власти, перевыборах ККОВ, призывах в ряды РККА. Особое значение имели антирелигиозные кампании - «Комсомольская Пасха», «Комсомольское Рождество» и др. Участие в праздниках драмкружков не всегда выражалось в постановках пьес. Иногда студийцы принимали участие в шествиях на демонстрациях, где ставили сценки на политические темы, для чего сами предварительно изготавливали реквизит.

Особое место в театральной самодеятельности 20-х гг. занимают детские драмкружки. Иногда их привлекали для совместной постановки пьес к проводимым кампаниям [32], иногда они полностью готовили постановки [33]. Детские драмкружки организовывались при клубах в юнсекциях, по Оренбургской губернии в 1927 г. их существовало 10 [34].

Развитие театральной самодеятельности в период 1917 по 1927 гг. на Южном Урале носило противоречивый характер. С одной стороны, интерес советского правительства, его организационные мероприятия способствовали этому процессу. С другой стороны, попытка создания широкой сети этих учреждений осложнялась объективными причинами. Но, принимая во внимание всю совокупность условий, можно с уверенностью утверждать, что именно в этот период произошло фактическое зарождение театральной самодеятельности, которая к 1927 г. добилась определенных успехов, что подтверждается количественными и качественными показателями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болотникова, Н. И. Рабочий театр и его роль в культурном строительстве первых лет Советской власти 1917-1921 гг. / Н. И. Болотникова : автореферат. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.01 г. - Москва, 1968. - С. 6.

2. ОГАЧО. Ф. 1726. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 56. Л. 123-124.

4. Там же. Л. 74.

5. Галин, С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925) / С. А. Галин. - М.: Выс. школа, 1990. - С. 64.

6. Культурное строительство в СССР 19171927 гг. : Документы и материалы. Разработка единой государственной политики в области культуры. - Т. 1. - М.: Наука, 1989. - С. 63-64.

7. Вестник Приуралья. - 1919. - № 7.

8. Коммунар. - 1920. - 5 мая.

9. Футорянский, Л. И. Комсомол Оренбуржья -помощник Коммунистической партии в Гражданской войне против внутренней контрреволюции и империалистической интервенции / Л. И. Футорянский : дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1964. - С. 135-136.

10. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 60. Д. 54. Л. 1.

11. ГАОО Ф. 1. Оп. 1. Д. 152. Л. 64.

12. Там же. Ф. 450. Оп. 1. Д. 977. Л. 3.

13. ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 50. Л. 39-40.

14. ГАРФ. Ф. 2313. Оп. 6. Д. 132. Л. 9.

15. Там же. Ф. 5451. Оп. 4. Д. 327. Л. 55.

16. Там же. Л. 15.

17. Футорянский, Л. И. Зарождение пионерской

организации в Оренбуржье / Л. И. Футорянский // Педагогический сборник. - Оренбург, 1960. - С. 175-180.

18. ЦДНИОО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 286. Л. 37.

19. Там же. Д. 148. Л. 1.

20. Там же. Д. 10. Л. 3.

21. Там же. Д. 233а. Л. 3.

22. Там же. Д. 287. Л. 27.

23. Там же. Ф. 6. Оп. 1. Д. 145. Л. 24-25.

24. Отчет Оренбургского губернского исполнительного комитета советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов пятого созыва. - Оренбург, 1922. - С. 1.

25. ОГАЧО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 8. Л. 5-7.

26. ЦДНИОО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 179. Л. 1-2.

27. Там же. Д. 304. Л. 22.

28. Там же. Д. 420. Л. 15.

29. Там же. Д. 29. Л. 28.

30. Там же. Д. 441. Л. 8.

31. Там же. Д. 244. Л. 8-9.

32. ЦДНИОО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 420. Л. 1.

33. Там же. Ф. 7. Оп. 1. Д. 286а. Л. 3.

34. Там же. Ф. 208. Оп. 1. Д. 582. Л. 47.

ВНУТРЕННИЕ БОЛЕЗНИ

УДК 616.24 - 002.5:615.065

А. С. АЛМАГАМБЕТОВА1, Р. А. АЛГИЕВА2, А. А. БЕКНАЗАРОВА2, Б. БИСЕНОВА2

ВИДЫ ПОБОЧНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ЛЕЧЕНИИ БОЛЬНЫХ ТУБЕРКУЛЕЗОМ ЛЕГКИХ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫМИ ПРЕПАРАТАМИ РЕЗЕРВНОГО РЯДА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, г. Актобе, Казахстан 2Областной противотуберкулезный диспансер, г. Актобе, Казахстан

S. АЬМЛОЛМБЕТОУЛ, R. A. ALGIEVA, A. A. BEKNATHAROVA, Б. BISENOVA

TIPES OF SIDE REACTIONS IN THE THERAPY OF PATIENTS WITH LUNG TUBERCULOSIS WITH ANTITUBERCULOUS RESERVE PREPARATIONS

West Kazakhstan Marat Ospanov State Medical University, Aktobe, Kazakhstan 2Regional antituberculosis dispensary, Aktobe city, Kazakhstan

РЕЗЮМЕ. С целью изучения побочных реакций у больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (ТБ МЛУ) были взяты на исследование 262 больных, получающих лечение стандартными схемами в легочно-терапевтическом отделении

Алмагамбетова Алтын Сатыбалдыевна - к. м. н., кафедра фтизиатрии; г. Актобе, проспект Абулхаир-хана, 73, кв. 59; дом. тел. 87132513081; altyn_130863@mail.ru; тел. раб. 87132222120; сот. 87012552370

Алгиева Роза Адильхановна - заведующая легочно-терапевтиче-ским отделением № 3, раб тел. 87132215972; сот. 87014284606 Бекназарова Айнагуль Агибаевна - заведующая диспансерным отделением; раб тел. 87132213056; сот. 87016136375 Бисенова Бигайша - врач диспансерного отделения; раб. тел. 87132213056; сот. 87014198884

№ 3 ОПТД г. Актобе. Результаты нашего исследования показали наличие побочных реакций на препараты резервного ряда у 101 (38,5%) больного. Это преимущественно реакции токсического и токсико-аллер-гического характера, встречающиеся у больных с сопутствующими заболеваниями. Среди них наиболее распространенными оказались: желудочно-кишечные расстройства в 34,7% случаях, артралгии и артриты в 21,8%, аллергические дерматиты в 17,8% и психоневрологические расстройства у 14,9% больных. По степени тяжести побочные реакции были легкой (68,9%) и средней степени тяжести (28,1%), обратимыми, требующие временной отмены резервных препаратов. Несмотря на плохую переносимость препаратов, была достигнута хорошая эффективность лечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.