Научная статья на тему 'К вопросу становления и развития русской театральной самодеятельности в Карачаево-Черкесии (1922-1956 гг. )'

К вопросу становления и развития русской театральной самодеятельности в Карачаево-Черкесии (1922-1956 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RUSSIAN AMATEUR DRAMATIC PERFORMANCES / ТЕАТР / THEATRE / ИСКУССТВО / ART / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVE WORK / ТРУППА / TROUPE / НАРОДНЫЙ ТЕАТР / PEOPLE'S THEATRE / РЕЖИССЕР / DIRECTOR / ДРАМАТУРГИЯ / DRAMA / АКТЕР / ACTOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Боташева Зинхара Биляловна

В данной статье впервые в едином контексте объединены и проанализированы частично сохранившиеся архивные и печатные источники, касающиеся состояния русской театральной самодеятельности Карачаево-Черкесии. Обнаружено, что в первой Карачаево-Черкесской автономной области (1922-1926) были заложены ее основы; в Карачаевской автономной области (1926-1943) многообещающая ситуация в русской театральной самодеятельности, подкрепленная деятельностью опытных русских режиссеров (И.Г. Сапрыгин, А.В. Ефанов и др.), прервалась из-за упразднения территории по политическим мотивам; в Черкесской автономной области (1926-1956) она постепенно развилась до стабильных спектаклей, приравненных к профессиональным, с усиленными политико-идеологическими тенденциями начального этапа зарождения театрального искусства в Карачаево-Черкесии. Цель статьи выявить, сопоставить и исследовать именно русскую театральную самодеятельность как ориентир входа в глобальный мир искусства, что и было основной задачей “культурной революции”, стремящейся форсированными темпами распространить русскую и национальную письменность, модифицировать культурные и художественные традиции коренных народов республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу становления и развития русской театральной самодеятельности в Карачаево-Черкесии (1922-1956 гг. )»

незаконного использования красноармейского продовольственного фонда со стороны правлений колхозов, станичных комитетов. Хлебные фонды получали по фиктивным "раздутым" спискам, т.е. для получения большего количества хлеба, который выдавали нуждающимся местным жителям, в списки вносились заведомо ложные сведения. Переселенцам же могли и урезать норму, чтобы использовать выкроенные таким образом излишки по своему усмотрению.

Таким образом, анализ приведенных данных показал, что переселенческий проект 30-х годов ХХ в. в его компенсационных миграциях был дорогим проектом для государства. Он носил репрессивный характер и разрушал существующие экономические институты. Более того, проводимые мероприятия формировали отчуждение между населением и государством; население убеждалось в том, что государство только декларирует поддержку колхозного крестьянства, тогда как государство рассматривало все попытки уцелевшего казачества выжить в тех трудных условиях как проявление непримиримой классовой борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жупикова Е.В. К вопросу о депортации терского казачества в 1918-1920 гг. // Казачество России в Белом движении. М., "Посев", 2005. С. 17-21.

2. Проведение хлебозаготовок - процесс классовой борьбы // Власть Советов. 1932, № 75, 21 авг.

3. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 5675. Оп. 1. Д. 63.

4. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 72.

5. РГАЭ. Ф. 5675. Оп. 1. Д. 63.

REFERENCES

1. Zhupikova E.V K voprosu o deportatsii terskogo kazachestva v 1918-1920 gg. [To the question of the deportation of the Terek Cossacks in 1918-1920]. In: Kazachestvo Rossii v Belom dvizhenii [Russian Cossacks in the White movement. Moscow, "Posev", 2005. Р. 17-21.

2. Provedenie khlebozagotovok - protsess klassovoy bor'by [Conducting procurement is a process of class struggle]. In: Vlast' Sovetov [Soviet Power], no. 75. 21 August 1932.

3. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economy]. F. 5675. Op. 1. D. 63.

4. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economy]. F. 5675. Op. 1. D. 72.

5. Rossiyskiy gosudarstvennyy arkhiv ekonomiki [Russian State Archive of Economy]. F. 5675. Op. 1. D. 63.

22 февраля 2016 г.

УДК 792.077

К ВОПРОСУ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (1922-1956)

З.Б. Боташева

DOI 10.18522/2072-0181-2016-85-1-85-89

Русская театральная самодеятельность в Карачаево-Черкесии до сих пор не изучена, хотя представляет научный интерес для историков, театроведов и культурологов. *

В этой статье впервые анализируется состояние русской театральной самодеятельности в периоды существования первой Карачаево-Черкесской (1922-1926), Карачаевской (1926-1943) и Черкесской (1926-1956) автономных областей.

Боташева Зинхара Биляловна - кандидат искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник отдела искусств народов Карачаево-Черкесской Республики Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, 369000, Карачаево-Черкесия, г. Черкесск, ул. Горького, 3а, e-mail: zinkhara@mail.ru, т. 8(8782)264205.

Заметим, что авторы, исследующие национальные театры Карачаево-Черкесии, касались этой темы лишь частично. В основе анализа лежат сохранившиеся архивные и полевые источники, газетные материалы и фотодокументы, хранящиеся в музеях и библиотеках Карачаево-Черкесии, а также основные политические решения советского государства изучаемого периода.**

Развитие русской театральной самодеятельности определялось законодательными

Zinkhara Botasheva - Karachay-Cherkess Institute for Research in the Humanities, 3a, Gorky Street, Cherkessk, Karachay-Cherkessia, 369000, e-mail: zinkhara@mail.ru, tel. +7(8782)264205.

актами новой власти, в частности, декретами "Об учреждении государственной комиссии по просвещению" (9 ноября 1917 г.), "Об объединении театрального дела" (28 августа 1919 г.). В 1919 г. при театральном отделе народного комиссариата просвещения был создан подотдел рабоче-крестьянского театра, занимавшийся самодеятельностью. В годы гражданской войны театральная самодеятельность получила широкое распространение. С июня 1920 г. действует революционно-пропагандистский отдел при ЦК, утвержденный на Х съезде ВКП(б). С 12 ноября 1920 г. контроль над театральным делом переходит в ведение Главного политико-просветительского комитета, который стал единым органом, объединяющим всю политико-агитационно-пропагандистскую работу при народном комиссариате по просвещению. С 21 ноября 1921 г. Центральный комитет партии уже организовывал, объединял и руководил всей устной и печатной агитационной и пропагандистской работой РКП, в том числе и театром. Таким образом, за 1917 - 1921 гг. были созданы органы государственного руководства учреждениями пролетарской культуры [1-2].

Начально становления русской театральной самодеятельности автор относит к периоду объединения территорий, заселенных абазинами, карачаевцами, ногайцами, русскими и черкесами в Карачаево-Черкесской автономной области (1922-1926). Культурно-массовая и политико-просветительная работа развивались в этот период для решения главных задач - ликвидации безграмотности, вовлечения женщин в общественную жизнь, организации новых форм искусства (театр, живопись). "В разных местах области имеются любительские драматические кружки для постановки спектаклей. Статбюро не имеет возможности дать сведения о работе этих кружков, потому что сами кружки не носят характера постоянных организаций, отчетов они не дают ни политпросвету, ни местным властям" [3].

О возникновении русской театральной самодеятельности в КЧАО свидетельствует факт организации театральных кружков при областной партшколе, где преподавал организатор первого профессионального театра в г. Баталпашинске Н.Ф. Тягни-Рядно. В течение нескольких месяцев обучения слушатели получали необходимый минимум знаний по постановке спектаклей и знакомились с русской драматургией [4]. Репертуар

драматических кружков состоял преимущественно из композиций актуального содержания, в которых разъяснялись события политической жизни. Среди русских зрителей получили распространение театрализованные представления на злободневные темы наподобие "Живой газеты", "Синей блузы".

Известный революционер Северного Кавказа У. Алиев поощрял и поддерживал русскую театральную самодеятельность в национальных округах и считал, что лозунг "Равняйся по русским округам!", где театральная самодеятельность, наряду с другими формами культурно-массовой работы, активно развивалась, наиболее актуальной задачей революционного времени [5].

В декабре 1925 г. состоялось 1 Всероссийское совещание по художественной работе, осудившее невнимательность к работе драматической самодеятельности, призвавшее к повышению качества постановок [6].

Особенностью становления русской драматической самодеятельности явилась ее латентная независимость от идеологизации театральной самодеятельности в автономной области.

Обострение национального вопроса, вызванное попыткой объединить нации с совершенно разной ментальностью, обусловило сворачивание развития театральной самодеятельности в КЧАО. В апреле 1926 г. область распалась на два разных образования: Кара-чай и Черкесию.

Специфика развития русской театральной самодеятельности в Карачаевской автономной области (КАО) определялась концентрацией русского населения в казачьих станицах Усть-Джегутинского, Зеленчукского, Урупского районов, в школах, педагогическом училище, рабфаке, шахтах, строительных организациях, партийных и советских учреж-денияхи т. д. В связи со строительством столицы Карачаевской АО, увеличением русского и русскоязычного населения, расширением городской инфраструктуры русская театральная самодеятельность стала потребностью населения КАО.

Газеты сообщали о желании населения иметь собственные театры - русский и карачаевский. Они стали основными информаторами населения о культурной жизни области, формируя и обеспечивая "новое политическое сознание населения, массовую поддержку, необходимую партии для сохранения и упрочения своей власти" [7].

За 10 лет область добилась значительных успехов в культурно-массовой работе, но отдельно о русской театральной самодеятельности сведений недостаточно.

В связи с преобразованием в 1937 г. районного дома культуры в г. Микоян-шахар в Дом социалистической культуры создаются драмкружки на русском и карачаевском языках, детский театр. Его режиссером стал И.Г. Сапрыгин. Его организаторские и художественные способности особо проявились во время подготовки и проведения мероприятий, посвященных 15-летию советской власти в КАО. Он упорядочил работу драмкружка, которому с самого начала придал профессиональный характер: он ставил исключительно многоактные произведения в расчете на создание профессионального русского театра в столице Карачая; репетиции носили сложный характер. Сапрыгин ввел в практику шестимесячную стажировку, занятия шли шесть раз в месяц по пять часов. Изучались следующие дисциплины: литература (творчество Островского, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Ломоносова и др.), мастерство актера (техника игры, импровизация и т.д.), техника речи, постановка голоса, правильное дыхание и произношение, грим, мимика, костюмерное дело, пластика и гимнастика, театроведение (история театра), политграмота. К 15-летию области он подготовил композицию по роману "Черный сундук" Х. Аппаева.

Драматический коллектив под руководством Сапрыгина выиграл Всесоюзный конкурс на лучшую пропаганду и исполнение пьесы "Мещане" М. Горького, организованный Московским домом социалистической культуры им. Н.К. Крупской. По мнению Сапрыгина, драмкружок в процессе репетиций был готов перейти на новый уровень профессионализации [8].

Весной 1940 г. прошел областной смотр театральной самодеятельности, в котором участвовали представители всех районов. Он освещался на страницах газеты "Красный Карачай", сообщалась оценка жюри по каждой постановке. Под рубрикой "Заметки о театральной самодеятельности" (рецензент Н. Викторов) периодически рассматривались творческие работы участников драматического конкурса.

Успехи в культурно-просветительском движении КАО предопределялись общими усилиями профессионалов, работающих в те-

атральной сфере. Интенсивно функционировал драматический кружок областного учительского института под руководством Журавлева, который имел постоянно обновляемый репертуар, включая русскую и украинскую классику. Кроме городских драмкружков, русская театральная самодеятельность успешно развивалась в станицах Зеленчукской (инсценировка поэмы Э. Багрицкого "Дума про Апа-наса"), Кардоникской, Усть-Джегутинской (одноактная комедия "Бывальщина", "Таланты из глубинки", "Анютины глазки" Д. Левина и "В провинции"), в селениях Маруха ("Мартын Боруля)", Лесо-Кефарь (под руководством А.И. Доценко). Кисловодский клуб "Объединенная жизнь" включал театральную самодеятельность в русской и карачаевской секциях. Русская труппа под руководством Попадина в первой половине 1941 г. поставила девять пектаклей ("Комиссар Сидоренко", "Шпион", "Охотник с гор" и др.). Постоянные драмкружки функционировали на шахте № 4, в клубе железнодорожников станции Усть-Джегута, на Даусузском лесозаводе, прииске Рожкао, в клубе курорта Теберда, селе Хасаут-Грече-ское и др.

Перед войной в 1941 г. было объявлено о проведении декады национального искусства. Тогда же в КАО в качестве художественного руководителя приехал режиссер

A.В. Ефанов,склонный к театральным экспериментам. Он восстановил спектакль по пьесе

B. Гусева "Слава" в постановке И.Г Сапрыгина, добавив сцены с использованием джаз-оркестра и хора. В спектакле было задействовано 20 человек [9].

Большую помощь самодеятельности оказывали выступающие в КАО мастера художественного слова из Ленинградской госэстрады Н. Куракина и П. Любин, А. Барсегов, актер В. Папазян, известные в стране пианисты и скрипачи, джаз-оркестр и Черкесский, Во-рошиловоградский, Украинский и Молдавский драматические театры и др.

Анализ деятельности театральной самодеятельности в 1937-1941 гг. показывает, что число русских самодеятельных театральных кружков постоянно увеличивалось. Интерес к театру и драматической самодеятельности поддерживался статьями И. Сапрыгина и журналиста А. Южного.

Для упрочения позиций будущего русского театра в национальном регионе необходимы развитая театральная самодеятель-

ность вообще и особенно русская, наличие профессиональных режиссеров-постановщиков, насыщенная гастрольная жизнь, влияющая на уровень художественной культуры, внимание критиков и власти. Председатель Карачаевского областного исполнительного комитета К. Курджиев поддерживал театральное творчество в любом его проявлении. Русская театральная самодеятельность создала все предпосылки для создания профессионального русского театра в КАО, но ее успешная деятельность прервалась в связи с началом Отечественной войны 1941 года и депортацией карачаевского народа в Среднюю Азию и Казахстан.

В Карачаевской и в Черкесской автономной областях первоочередными задачами в предвоенный период были ликвидация безграмотности, решение проблем коллективизации и индустриализации, развитие культурно-массовой работы, в том числе русской театральной самодеятельности, сосредоточенной в основном в г. Баталпашинске и казачьих станиц с преобладанием русского населения.

Один из первых вопросов, рассмотренных на коллегии Черкесского округа 20 августа 1926 г., касался состояния и перспектив развития политпросветработы. При этом отмечалось, что эта работа ведется неудовлетворительно в силу ее сложности в национальных условиях ЧАО и недостаточного финансирования. Коллегия признала "организацию работы избачей считать жизненно необходимой" как стимулирующей деятельность художественной самодеятельности [10, л. 32-33]. Постепенно интенсивность и качество политико-художественных мероприятий изб-читален, колхозных клубов, красных уголков становятся определяющими для осуществления идеологического воздействия на население. Организаторские и художественные способности постановщиков становятся определяющими в подборе кадров для работы в драмкружках [10, л. 86-87].

Самым показательным документом довоенного времени является решение Бюро ВКП(б) "О состоянии искусства в области". Оно гласило: "Организовать при отделе искусств сектор художественной самодеятельности области. Организовать и провести в январе-феврале смотр художественной самодеятельности по районам и организовать в апреле 1939 года областную олимпиаду народного творчества в Ежово-Черкесске" [11, д. 402. Л. 10, 28].

В указанные годы действовали сценические кружки Кувинского РДК (спектакли "На переправе" и "Цыгане"), областного НКВД, поселка Садовый ("Медведь" Чехова), аула Икон-Халк ("Молодая гвардия" А. Фадеева), Черкесский драмкружок под руководством Скорикова и др.

На заседании Бюро ВКП(б) при обсуждении вопроса "О бытовом и культурном обслуживании населения" (1942) впервые после начала войны говорилось о проведении театральных постановок. В основном эту функцию брали на себя агитколлективы - универсальные сообщества художественной самодеятельности, которые могли выступать и как самодеятельные театральные кружки. Отметим также документ "О мероприятиях по усилению КПР в районах, освобожденных после оккупации" (декабрь 1943), в котором серьезная роль отводилась руководителям агитколлективов, отвечающим за организацию и проведение мероприятий [11, д. 389. Л. 8, 9, 23].

О возрастающей роли отделов пропаганды и агитации в идеологическом воспитании населения можно судить по докладным запискам, ежемесячно передававшим в райкомы и обком партии сведения о количестве агитбригад с указанием названий докладов, лекций, бесед, количестве присутствующих и оценке их деятельности. Несмотря на то, что наблюдалась большая текучесть кадров, агитационно-массовая и просветительская работа продолжалась: читались лекции, расклеивались как областные, так и общесоюзные газеты, оперативные сводки с фронтов, демонстрировались фильмы, а позднее и спектакли как профессионального театра, так и самодеятельных коллективов.

После оккупации восстановление разрушенного хозяйства стало первоочередной задачей партийных и государственных органов, но и проблемам культурно-просветительной работы уделялось необходимое внимание. Показательны данные по восстановлению культпросветучреждений: из 83 учреждений восстановлено 42; из 28 клубов восстановлено 21; из 8 красных уголков - 6; восстановлены все 8 библиотеки 4 киноустановки. Осуществлена паспортизация всех политико-просветительных учреждений для точного учета количества клубов, красных уголков, библиотек, изб-читален, оборудования и имущества, числящихся за этими учреждениями [11, д. 720. Л. 8; 12. д. 66. Л. 26]. Упорядочение работы

политпросветучреждений привело к изменениям в их структуре: в мае 1945 г. культпро-светсекторы отделяются от отдела народного образования, а в 1946 г. в СНК РСФСР организуется комитет по делам культурно-просветительных учреждений. Такие же отделы были созданы в краях, областях и районах, на них было возложено руководство и контроль над всей сетью культурно-просветительных учреждений и над специализированными учебными заведениями. Комплектование аппарата началось с передачи всей документации и перевода сотрудников в новый комитет. Вместе с передачей дел началась тотальная проверка деятельности КПУ, которая констатировала, что культурно-просветительная работа в ЧАО завалена и полна очковтирательства [12, д. 66. Л. 33-36].

Русская театральная самодеятельность осуществлялась через районные дома культуры или школьную самодеятельность. До определенного момента участие в них драматических коллективов оставалось малозаметным, но в 1949 г. драмкружки были уже во всех районах. В марте того же года прошел смотр театральных коллективов, большинство которых представляло Кировский район, населенный преимущественно русским населением. В клубе Садовом и колхозе им. Чапаева, а также в Адыге-Хабльском РДК с помощью артистов областного драматического театра поставили пьесу "Не все коту масленица" А. Островского. Полноценная работа по систематизации русской театральной самодеятельности началась в 50-е годы прошлого века. В рассматриваемый период газета "Советская Черкесия" доводила до населения сведения о проблемах культурно-просветительной работы, о деятельности самодеятельных постановщиков и артистов. Например, сообщалось о том, что в станице Исправной построен клуб, в котором функционируют струнный, хоровой и драматический кружки, поставлены спектакли "Самое дорогое", "Родные люди", литературно-художественный монтаж "Созвездие", проведено пять литературных вечеров, В сельхозартели "Новая жизнь" Черкесского района была поставлена комедия "Мечта поэта", в Кувинском РДК дано 36 концертов, поставлены спектакли "В чужом пиру похмелье" А. Островского, "Я хочу домой" С. Михалкова, "За вторым фронтом" В. Собко, "Голос Америки" Б. Лавренева и др.

В марте 1950 г. на заседании крайисполкома заслушивался вопрос "О состоянии работы культпросветучреждений в Черкесской автономной области". Отмечалось, что областной отдел культпросветработы самоустранился от руководства культпросветучреждениями района. Работа запущена, многие учреждения расположены в неприспособленных помещениях, а некоторые вообще их не имеют, как и необходимого оборудования и мебели. Многие клубы, избы-читальни плохо финансируются, не обеспечены топливом, электричеством, не отремонтированы. Совершенно слабо организована художественная самодеятельность, которая не носит еще массового характера, репертуар коллективов низкий и малосодержательный. Большинство работников не имело среднего образования и опыта работы. Районные семинары проводились без достаточной подготовки и на низком идейно-теоретическом уровне. Эти и другие упущения стали возможными по причине отсутствия руководства и недооценки роли культпросветучреждений области [13].

Деятельность культурно-просветительных учреждений в области особенно активно выразилась в развитии школьной театральной самодеятельности, которая влияла на формирование идеологического сознания юного поколения. Учащиеся школ области показывали умение работать в разных театральных жанрах. Смотры художественной самодеятельности учащихся часто проходили на сцене драматического театра, что придавало авторитет проводимым мероприятиям. Театральная самодеятельность педагогических и школьных коллективов во многом определялась работой режиссера Э.Е. Горской как руководителя драмколлективов Дома учителей и Дома медицинских работников.

Драмкружок Дома учителей за пять лет существования поставил 50 спектаклей, 15 - кружок Дома медицинских работников. Артисты играли во многих аулах и станицах. Часты были выступления перед учителями, на избирательных участках. В репертуаре были спектакли "Свадьба с приданым", "Жизнь начинается снова", "Самое дорогое", "На той стороне", "Васса Железнова", "Анже-ло", "Западная граница", "Не называя фамилий". Были поставлены пьесы "Предложение" А. Чехова, "Доходное место" А. Островского, "Наталка-Полтавка" И. Котляревского, "Запорожец за Дунаем" С. Гулак-Артемовско-

го. Режиссером двух последних спектаклей был Н.Ф. Тягни-Рядно, спектакля "Не ждали" - Поляков, "Ошибка доктора Кленовой" -И. Кузнецов [14].

В 1951 году Э.Е. Горская, зарекомендовавшая себя опытным организатором и пропагандистом театральной самодеятельности, возглавила деятельность драмколлектива завода холодильного машиностроения "Молот", который пользовался огромной популярностью зрителей в течение 30 лет.

С 1950-х годов начинается регулярная кампания по проведению краевых, областных, районные смотров театральной самодеятельности, в которых принимали участие актеры и режиссеры русского театра. Содружество профессиональных режиссеров и актеров с руководителями драмкружков (Ф. Жабров, А. Касперов, Е. Скляров, П. Поддубный, Н.Ф. Тягни-Рядно, Э.Е. Горская, А.К. Дарлинг и др.) обусловило стабильность и качество представлений.

В течение 1950-56 гг. зрители увидели на сценах сельских клубов спектакли "Каховка", "Чужая тень" К. Симонова, "Братья" Г. Мдивани, "Приусадебный виноградник", "На данном этапе" Кравченко, "Назар Стодо-ля" Т. Шевченко, литературно-драматический монтаж "Москва - сердце нашей Родины", инсценировку "Американцы в Корее" и др. Интенсивно развивалась театральная самодеятельность Дружбинской, Садовской, Николаевской и Ново-Георгиевской изб-читален, поставивших спектакли по пьесам А. Школьника "Родные люди",Ульянинского "Самое дорогое", братьев Тур и Л. Шейнина "Поединок", Фельдмана "Глубокая вспашка" др. Драмкружок Исправненского Дома культуры поставил спектакль Б. Нушича "Госпожа министерша" [15].

Обобщая развитие театрального движения в клубах ЧАО в послевоенное десятилетие, отметим, что эта работа, несмотря на частую замену директоров клубов и руководителей драмкружков, продолжалась, выявлено, что русские театральные коллективы укреплялись позиционно.

Анализ состояния русской театральной самодеятельности на территории современной Карачаево-Черкесии в 1922-1956 гг. показал ее жизнеспособность и влияние на другие сценические культуры народов Карачаево-Черкесии, стремящихся к созданию собственных профессиональных театров, трансформируя,

модифицируя и ассимилируя зрелищные традиции, указывая путь вхождения в глобальный мир искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1917-1921 / Отв. ред. А.З. Юфит. Л.: Искусство, 1968. 548 с. С. 29.

2. Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр 1917-1921. Л.: Искусство, 1973. 256 с. С. 15-17.

3. РГУ ГА КЧР. "Вестник статистики Карачаево-Черкесской автономной области". Баталпашинск: Областное статбюро, 1923. С. 2, 21.

4. Хабичева-Боташева З.Б. Карачаевский театр. М.: ГИТИС, 2012. 524 с. С. 176.

5. Цит. по: Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр. 1921-1926 / Отв. ред. А.Я. Трабский. Л.: Искусство, 1975. 472 с. С. 55.

6. Очерки истории русского советского театра: В 3 т. Т. 1. 1917-1934. М.: Академия наук СССР, 1954. 782 с. С. 470.

7. Куценко И.Я., Яковлева И.П. Периодическая печать Кубани в системе партийно-государственного контроля (20-е - начало 30-х годов) // Вестник МГОУ. 2004. № 1. С. 108-114.

8. Газета "Красный Карачай" от 15 февраля, 15 мая, 1 июня 1937 г.; 6 марта, 21 мая, 26 августа, 24 сентября, 21 ноября 1939; 10 июля, 19 сентября, 21 ноября 1940 г.

9. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (РБУ ГА КЧР). Ф. 23. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

10. Центр документации общественных движений и партий Карачаево-Черкесской республики (ЦДОДП КЧР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 102.

11. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 2. Д. 402. Л. 10, 28.

12. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 3.

13. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 4. Д. 368. Л. 10; Д. 64. Л. 9, 116-117.

14. Информация представлена на основе кратких заметок газеты "Красная (Советская) Черкесия" за 1951-1956 гг.

15. ЦДОДП КЧР. Ф. 1. Оп. 6. Д. 550. Л. 11.

REFERENCES

1. Sovetskiy teatr. Dokumenty i materialy. Russkiy sovetskiy teatr 1917-1921 [The Soviet theatre. Documents and materials. Russian Soviet theatre 1917-1921]. Ed. by A.Z. Yufit. Leningrad, Iskusstvo, 1968, 548 p., p. 29.

2. Sovetskiy teatr. Dokumenty i materialy. Russkiy sovetskiy teatr 1917-1921. [The Soviet theatre. Documents and materials. Russian Soviet theatre 19171921]. Leningrad, Iskusstvo, 1973, 256 p., pp. 15-17.

3. RGU GA KChR. "Vestnik statistiki Karachaevo-Cherkesskoy avto-nomnoy oblasti" [RSU GA KCR. "Bulletin of Statistics of Karachay-Cherkessia Autonomous Region"]. Batalpashinsk, Regional Statistical Bureau, 1923, pp. 2, 21.

4. Khabicheva-Botasheva Z.B. Karachaevskiy teatr [Karachay theatre]. Moscow, GITIS, 2012, 524 p., pp. 176.

5. Sovetskiy teatr. Dokumenty i materialy. Russkiy sovet-skiy teatr 1921-1926 [Soviet theatre. Documents and materials. Russian Soviet theatre 1921-1926]. Ed. By A.Ya. Trabskyy. Leningrad, Iskusstvo, 1975, 472 p., pp. 55.

6. Ocherki istorii russkogo sovetskogo teatra [Studies in the History of the Soviet Russian theatre]. In 3 vol. Vol. 1. 1917-1934. Moscow, Nauka, 1954, 782 p., p. 470.

7. Kutsenko I. Ya.,Yakovleva I.P. MGOU Bulletin, 2004, no. 1 (14), pp. 108-114.

8. "Krasnyy Karachai", 1940, February 15, May 15, June 1, 1937; March 6, May 21, August 26, September 24, November 21, 1939; July 10, September 19, November 21.

9. Gosudarstvennyy arkhiv Karachaevo-Cherkesskoy Respubliki [State Archives of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F. 23. Op. 1. D. 3. L. 1.

10. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh dvizheniy i partiy Karachaevo-Cherkesskoy respubliki [Documentation Centre of social movements and political parties of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F 1. Op. 1. D. 102.

11. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh dvizheniy i partiy Karachaevo-Cherkesskoy respubliki

[Documentation Centre of social movements and political parties of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F. 1. Op. 2. D. 402. L. 10, 28.

12. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh dvizheniy i partiy Karachaevo-Cherkesskoy respubliki [Documentation Centre of social movements and political parties of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F. 1. Op. 3.

13. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh dvizheniy i partiy Karachaevo-Cherkesskoy respubliki [Documentation Centre of social movements and political parties of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F. 1. Op. 4. D. 368. L. 10; D. 64. L. 9, 116-117.

14. Informatsiya sostavleny na osnove kratkikh zametok iz podshivok gazety "Krasnaya (Sovetskaya) Cherkesiya" za 1951-1956 gg [The information compiled on the basis of the summary notes from the filings of the newspaper "Krasnaya (Soviet) Cherkessia" in 1951-1956].

15. Tsentr dokumentatsii obshchestvennykh dvizheniy i partiy Karachaevo-Cherkesskoy respubliki [Documentation Centre of social movements and political parties of the Republic of Karachay-Cherkessia]. F. 1. Op. 6. D. 550. L. 11.

5 февраля 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 947.9(470.6)+002.2(470.6) К ВОПРОСУ О ВКЛАДЕ УМАРА АЛИЕВА В СТАНОВЛЕНИЕ КНИЖНОГО ДЕЛА ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

А.Х. Курмансеитова

Умар Джашуевич Алиев (18951938) - известный карачаевский просветитель, видный политический деятель, ученый, автор школьных учебников на карачаевском языке. *У.Д. Алиев внес значительный вклад в этнокультуру народов Северного Кавказа. Родился в Кара-чае, в а. Карт-Джурт, образование получил в мусульманских учебных заведениях Кара-чая, Кабарды, Балкарии и Дагестана [1, 2]. В 1917-1918 гг. У.Д. Алиев принимал активное участие в организации Всероссийского союза мусульманских учителей и учащихся

Курмансеитова Аминат Хасановна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнографии КЧР Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, 369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Горького, 1а, т. 8(8782)262276.

мусульман. С апреля 1918 г. он заведовал отделом Центрального Мусульманского ко-миссариата**при Наркомнаце РСФСР по делам мусульманского пролетариата Крыма, Кавказа, Туркестана, Киргизстана, с июля того же года заведовал отделом горцев Кавказа при Наркомнаце [2]. Жизни и творческой деятельности У.Д. Алиева посвящена статья К.Т. Лайпанова "Умар Алиев" [1, с. 29-50]. Этнограф И.М. Шаманов является составителем "Биографической хроники У.Д. Алиева", списков "К библиографии работ У.Д. Алиева", "Неопубликованные работы У.Д. Алие-

Aminat Kurmanseitova - Karachay-Cherkes Institute for Humanities Research, 369000, 1a Gorkogo street, Cherkessk, Karachay-Cherkesia, e-mail: akseit@yandex.ru, tel. +7(8782)262276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.