УДК 792. 02+792. 072
Ивинских Галина Павловна
кандидат культурологии, старший преподаватель
кафедры режиссуры и мастерства актера Пермской
академии искусства и культуры
iwinskih@mail. ru
Galina P. Ivinskikh
Candidate of cultural science,
senior teacher of chair of direction and skill of the
actor of the Perm academy of art and culture
iwinskih@mail .ru
Строительство в Перми каменного театра и антреприза П. М. Медведева
Construction of stone theatre building in Perm and P. M. Medvedev's
combination company
Аннотация. В статье исследуется исторический момент строительства в Перми каменного здания театра (взамен деревянного), что активизировало театральную жизнь и придало городу иной статус. Анализируется выступления антрепризы известного театрального деятеля П. М. Медведева. В 1878г. его драматическая труппа первой открыла новое здание. Следующий сезон (1979 - 1980 гг.) был оперным. Высокопрофессиональные медведевские сезоны способствовали развитию эстетического вкуса пермской публики, высоко подняв художественную планку для последующих театральных коллективов. Затрагивается вопрос особенностей восприятия театрального искусства в условиях провинциального города.
Ключевые слова: Пермь, каменный театр, антреприза П. М. Медведева, театральный город.
Summary. The article studies the historical moment when stone theatre building was constructed in Perm instead of the wooden one, which boosted the theatrical life and gave a different status to the city. Performances of combination company managed by famous theatre figure P. M. Medvedev are analyzed. It was his drama company who opened the new theatre building in 1878. The next season (1979 - 1980) was dedicated to opera. Highly artistic Medvedev's seasons contributed to refinement of aesthetic sense of Perm audience, having raised the artistic ante high for the future theatre companies. The article touches upon the issues of peculiarities of theatrical art perception in the provinces.
Key words: Perm, stone theatre building, P. M. Medvedev's combination company, theatrical city
Деревянный театр, действовавший с 1846 года, в конце 1863 года был уничтожен пожаром. Уже к весне 1864 года здание было восстановлено [1, с.
20]. Однако, возведенное наспех, оно уже не устраивало жителей города. Под воздействием общественного мнения 31 декабря 1873 городская дума принимает решение о строительстве в Перми каменного театра [2, л. 595]. Под председательством губернатора Е. Н. Андреевского был избран распорядительный комитет. В его состав вошли уважаемые представители состоятельного пермского купечества.
Городская казна выделила на строительство около 30 тысяч рублей. Вместе с тем, был объявлен благотворительный сбор. Он вызвал живейший отклик у всех слоев пермского общества. Деньги (по подписке) стали вносить не только состоятельные люди, промышленники, но и служащие железной дороги, интеллигенция, рабочие (особенно активно - рабочие мотовилихинских заводов). В короткий срок было собрано более 80 тысяч рублей [3, л. 600- 600 об.].
Общая сумма, поступившая от крупных заводовладельцевм с известными фамилиями (Абамелек-Лазарев, Строганов, Стенбок-Фермор, Яковлев, Демидов и др.) составила около 5500 руб. [4, л. 3 - 3 об.]. Купцы оказались более щедрыми. К примеру, П. И. Губонин (подрядчик строительства Уральской горнозаводской железной дороги) внес 7500 руб., И. И. Любимов, тогдашний городской голова - около 15000 руб., П. Д. Дягилев (дед будущего импресарио - Сергея Павловича Дягилева) - 4300 руб. Всего на постройку было израсходовано 126 тыс. 447 руб. 45 коп. [5, л. 4].
Желающих арендовать новый театр оказалось немало. Но городские власти, рассмотрев разные варианты, отдали предпочтение труппе известнейшего в то время антрепренера Петра Михайловича Медведева (1837 -1906).
По общему мнению историков театра, его антреприза была лучшей в провинциальной России, особенно в 1870-х годах (и по актерскому составу, и по уровню спектаклей, и по общей организации дела) [6; с. 318].
Один из корифеев русской сцены В. Н. Давыдов писал о нем так: «Медведев, пожалуй, даже не был антрепренером в том смысле, как это принято понимать. Алчные инстинкты эксплуататора ему были совершенно чужды, а страстная любовь к театру и страсть актера заставляли его нередко бросать в дело последние деньги, ставить на карту и личное благополучие. Таких людей надо искать днем с огнем. Его прозвали собирателем русской сцены, и действительно он им был. Объезжая города, он присматривался к молодежи, брал к себе все, подающее надежду, холил, растил, возился. Он не считался с именем, приглашал всякого, в ком угадывал талант и никому дотоле неведомых превращал в актеров с именем на всю Россию» [7; с. 92 - 93].
Действительно, П. М. Медведев раскрыл талант и самого В. Н. Давыдова, и таких звезд отечественного театра, как М.Г. Савина, П.А. Стрепетова и многих других. По словам известного театрального критика А.Р. Кугеля, П.М. Медведев «был прекрасный актер и хороший режиссер - в том старом, давно утраченном смысле слова, когда хорошим режиссером почитался тот, у кого хорошо играли актеры» [8; с. 8].
В мае 1878 года П. М. Медведев привез в Пермь драматическую труппу, которая и начала первый сезон в новом театре. Торжественное открытие состоялось 25 мая 1878 года [9, л. 4]. Вначале вся труппа с участием оркестра (под управлением капельмейстера Ф. И. Мейнека) исполнила гимн «Боже, царя храни!». Затем была показана пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок». И как было принято в то время, после «основного» спектакля последовали представления более легкого жанра - «Дядя Беккер подшутил» (оперетта в 1-ом действии, музыка А. Конради) и заключительный дивертисмент.
26 мая шли новая комедия А. Н. Островского «Последняя жертва» (написана в 1877 году) и «Хлеб и на воду» (шутка-водевиль в 1-ом действии В. И. Родиславского). 28 мая зрители увидели «Горькую судьбину» А. Ф. Писемского и водевиль Н. Я. Яковлевского «Женское любопытство» [10, л. 9]. Впоследствии были показаны «Бесприданница» А. Н. Островского, «Каширская старина» В. Д. Аверкиева, «Анна Яковлева» Н. И. Куликова и другие спектакли.
Как писала пермская пресса, театр на представлениях медведевской труппы был полон: «Городская публика, падкая вообще на новинки, стала усердно посещать театр» [11]. Зрителей привлекал и новый репертуар, и исполнение артистов, и, конечно, было интересно посмотреть на устройство самого театра. Новое здание (на первых порах) всегда служит дополнительным стимулом к посещению театральных постановок.
Не обошлось без казусов. Как вспоминал В. Н. Давыдов, «здание было небольшое, но очень уютное, хотя неудобств было немало... Тогда еще не было привычных для нас благ цивилизации, а потому в театре и на сцене стояла темень, так как освещался он керосином. Когда актеры и публика стали по этому поводу высказывать неудовольствие, Медведев провел газ, но так как работы шли на скорую руку, то устроили плохо, а в театре стояла такая копоть, что и актеры, и зрители возвращались домой с закопченными носами, и все жалели о керосине» [12; с. 194].
Тем не менее, зрителей это не остановило. Летний сезон в Перми оказался для П. М. Медведева удачным. По его словам, «труппа сделала блестящие дела и дала мне возможность расплатиться с долгами» [13; с. 15]. Осенью и зимой труппа выступала попеременно в Перми и Екатеринбурге, с выездом в феврале на Ирбитскую ярмарку.
Прямое железнодорожное сообщение, установившееся в 1878 году между главными городами Урала, значительно облегчило кочевую актерскую жизнь. Уже не надо было трястись в возках и на телегах, преодолевая в любую погоду многие километры дорог.
Ободренный успехом первого уральского сезона, П. М. Медведев (после летних выступлений на нижегородской ярмарке) вновь приехал на Урал. Но на этот раз он привез оперную труппу. [14; с. 56]. В сентябре - октябре 1879 года она выступала в Перми, затем работала в Екатеринбурге, после чего возвратилась в Пермь, где давала оперные спектакли с 14 февраля по 3 марта 1880 года [15].
Зрителям был представлен интересный и разнообразный репертуар: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, «Русалка» А. С. Даргомыжского, «Опричник» П. И. Чайковского, «Вольный стрелок» К. Вебера, «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, «Фрейщютц» и «Марта» Ф. Флотова, «Роберт-Дьявол» и «Гугеноты» Д. Мейербера, «Трубадур» и «Аида» Д. Верди, «Фауст» Ш. Гуно и др. оперы.
По словам пермского историка А. А. Дмитриева, «никогда прежде театр не доставлял пермякам такого высокого музыкально-художественного наслаждения». Доволен остался и сам П. М. Медведев. В своих воспоминаниях он писал: «Опера в Перми и Екатеринбурге имела блестящий успех и себя окупила. Это удивительно - такие малые города и маленькие театры! Вот что значит новость»[16; с. 16].
Тем не менее, антрепренер покидает Урал. Как констатирует в своих «Очерках истории...» А. А. Дмитриев, «опера, постановка и содержание которой стоили антрепренеру Медведеву средств, несоразмерных с доходами от небогатой пермской публики, к сожалению истинных ценителей искусства, прекратилась на пермской сцене» [17; с.316 - 317].
Но, несмотря на непродолжительный срок (с 1878 по 1880 гг.), медведевские сезоны задали высокую профессиональную планку для последующих театральных коллективов. То, что пермская публика по достоинству оценила уровень антрепризы П. М. Медведева, может служить свидетельством того, что к этому времени уже сформировалась определенная среда, что эстетический опыт, приобретенный зрителями в предыдущие годы, не прошел даром.
Об этом говорят и публикации в прессе. Ориентируясь на зрительские предпочтения, критики приветствовали в актерской игре отсутствие пафоса, педалирования, обращали внимание на оформление как на неотъемлемую часть сценического ансамбля. В общем замысле спектакля подчеркивалось сочетание ума и чувства, отмечался и спрос на «умную пьесу».
Резонанс, произведенный спектаклями П. М. Медведева, подтверждает, что театр в условиях провинциальных городов с их ограниченными возможностями (в смысле досуга, интеллектуального выбора и вообще -приложения сил), в отличие от столиц, имеет большее значение в жизни горожан.
Известный авангардист XX века С. Мрожек, говоря о провинции, о ее преимуществах как укладе, формирующем художника, подчеркивал важность тесного общения между людьми: «находишься в центре, поскольку вся провинция - центр, у провинции нет периферии» [18; а208].
Это замечание представляется очень точным. По сути, его можно применить и к положению театра, к его восприятию в провинции. Если сопоставить резонанс равнозначного события (в том числе и культурного характера) в столице и в обычном городе, то в первом случае оно может «потеряться», получить слабый отголосок или остаться вообще незамеченным. В ограниченном же пространстве провинциального города (в Перми в 1879 году насчитывалось около 30000 человек) оно способно вызвать значительно
больший интерес или даже оказаться в центре внимания. (Как известно, в открытом океане, даже цунами «теряются», зато вблизи берега волны набирают высоту).
Ведь почему провинциальные города кажутся визитерам одинаковыми? Наверное, потому, что для стороннего взгляда городское пространство лишено ориентационных знаков. Люди плохо ориентируются в незнакомом городе не только в силу незнания его «геометрии», но, главным образом, оттого, что в их восприятии отсутствует эмоционально-образная оценка среды, тогда как для местных жителей она может быть наполнена объективными и субъективными смыслами и символами.
Разумеется, места, притягивающие общий взгляд, или, наоборот, места сокровенные, тайные, есть в любом городе. Но, пожалуй, наличие таких «мест силы», в какой-то степени увеличивающих объем жизни, для городов провинциальных даже более значимы, чем для столиц.
Наверное, со второй половины XIX века, особенно после строительства нового каменного здания, театр стал для жителей Перми одним из таких притягательных центров. Во всяком случае, формирующуюся публику он причислял к иному порядку, более высокому, чем проза провинциальной обыденности. Так Пермь начинала приобретать некоторые черты театрального города.
Литература:
1. Дмитриев А. А. Очерки по истории губернского города Перми. Пермь,
1889.
2. ГАПК. Ф. 35. Оп. 1. Д. 16.
3. Там же.
4. ГАПК. Ф. Р-944. Оп. 1. Д. 276.
5. Там же.
6. Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. М. - Л., 1948.
7. Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. М., 1962.
8. Кугель А. Р. О воспоминаниях П. М. Медведева. // Медведев П. М. Воспоминания. М. - Л., 1929.
9. Пермские губернские ведомости. 1878. №. 42; ГАПК. Ф. 944. Д. 270.
10. ГАПК. Ф. 973 Оп. 1.Д. 526.
11. Пермские губернские ведомости. 1879. 20 октября.
12. Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. М., 1962
13. Медведев П. М. Автобиография. Казань, 1886.
14. Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк. Пермь, 1913.
15 Пермские губернские ведомости. 1880. 5 марта.
16. Медведев П. М. Автобиография. Казань, 1886.
17. Дмитриев. А. А. Очерки истории губернского города. Пермь, 1889.
18. Мрожек С. Изображение и слово. Из книги «Короткие письма». // Современная драматургия. 1988. № 6.
Literature:
1 . Dmitriyev A. A. Sketches on stories of the provincial city of Perm. Perm,
1889.
2 . GAPK. T. 35 . On. 1. 16.
3 . In the same place.
4. GAPK. T. R-944. On. 1 . 276. 5 . In the same place.
6. Danilov S. S. Sketches on stories of the Russian drama theater. M - L. 1948.
7. Davydov V. N. The story about the past. M, 1962.
8 . Kugel A. R. About P. M. Medvedev's memoirs. //Medvedev P. M. Memoirs. M - L. 1929.
9 . Perm provincial sheets. 1878 . No. 42; GAPK. T. 944 . 270. 10. GAPK. T. 973 Op. 1. 526.
11 . Perm provincial sheets. 1879 . October 20.
12 . Davydov V. N. The story about the past. M, 1962
13 . Medvedev P. M. Autobiography. Kazan, 1886.
14 . Verkholantsev V. S. City of Perm, its past and the present: short historical and statistical sketch. Perm, 1913.
15 Perm provincial sheets. 1880 . March 5.
16. Medvedev P. M. Autobiography. Kazan, 1886.
17. Dmitriyev. A. A. sketches of history of the provincial city. Perm, 1889.
18 . Mrozhek S. image and word. From the book "Short Letters". // Modern dramatic art. 1988 . No. 6.