Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 12-14 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 12-14 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ / ПЕРИОДЫ И ЭТАПЫ / МЕЗОЦИКЛЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юсупова Л.А., Эштаев А.К., Сейжанова Г.А.

Мақолада бадиий гимнастика бўйича спорт тайёргарлигини даврийлаштириш масалалари кўриб чиқилган. Йиллик макроцикл ва унинг таркибий қисмлари ўрганилган. Мусобақаолди тайёргарлик ва айни мусобақа даври тайёргарлик босқичлари, шунингдек, уларнинг мезоцикллар бўйича бўлинмалари таҳлил қилинди. Ўқув машғулот ишларининг асосий йўналиши аниқланди.В статье рассматриваются вопросы периодизации спортивной подготовки в художественной гимнастике. Изучен годичный макроцикл и его составляющие. Проанализированы этапы - подготовительный и непосредственной подготовки к соревнованиям, а также их подразделения на мезоциклы. Определена основная направленность тренировочной работы.The article deals with the issues of periodization of sports training in rhythmic gymnastics. The annual macrocycle and its components have been studied. The stages are analyzed - preparatory and direct preparation for competitions, as well as their subdivision into mesocycles. The main focus of the training work is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 12-14 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Информация

gyzal.seyjanova.

для связи

.edu@gmail.

Кандидат педагогических наук., профессор Л.А. ЮСУПОВА1 белорусский государственный университет физической культуры

город Минск, Беларусь

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

с автором:

com

Кандидат педагогических наук, доцент

А.К. ЭШТАЕВ2

Магистрант Г.А. СЕЙЖАНОВА2

2Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

СПОРТИВНОЙ

ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК 1214 ЛЕТ В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ

Аннотация

Annotation

В статье рассматриваются вопросы периодизации спортивной подготовки в художественной гимнастике. Изучен годичный макроцикл и его составляющие. Проанализированы этапы - подготовительный и непосредственной подготовки к соревнованиям, а также их подразделения на мезоциклы. Определена основная направленность тренировочной работы.

Ключевые слова: художественная гимнастика; периодизация спортивной подготовки; периоды и этапы; мезоциклы.

Мак,олада бадиий гимнастика буйича спорт тайёргарлигини даврийлаштириш ма-салалари куриб чик,илган. Йиллик макроцикл ва унинг таркибий к,исмлари урганилган. Мусобак,аолди тайёргарлик ва айни мусобак,а даври тайёргарлик боск,ичлари, шунингдек, уларнинг мезоцикллар буйича булинмалари тах,лил к,илинди. Ук,ув машгулот ишларининг асосий йуналиши аник,ланди.

Калит сузлар: бадиий гимнастика; спорт машрулотларини даврийлаштириш, даврлар ва босцичлар; мезоцикллар.

The article deals with the issues of periodization of sports training in rhythmic gymnastics. The annual macrocycle and its components have been studied. The stages are analyzed - preparatory and direct preparation for competitions, as well as their subdivision into mesocycles. The main focus of the training work is determined.

Key words: rhythmic gymnastics; periodization of sports training; periods and stages; mesocycles.

На этапах начальной специализированной подготовки в художественной гимнастике основная задача, которая стоит перед тренерами, - это обучение. Упражнения классификационной программы фактически несут функцию комплексного контроля всех сторон подготовленности: физической, технической, артистической и т. п. Законы спортивной периодизации лишь намечаются. Чем выше спортивная классификация, тем четче проявляются определенные закономерности в структуре тренировочного процесса. В свою очередь, успешность подготовки гимнасток зависит от правильной научной организации самого тренировочного процесса как высшего компонента управления подготовкой.

Таким образом, целостность тренировочного процесса обеспечивается относительно устойчивым порядком объединения компонентов (частей, сторон, звеньев) тренировки, их закономерным соотношением друг с другом.

Одним из наиболее общих понятий тренировочного процесса в системном аспекте является понятие тренировочного цикла, которое позволяет представить все элементы и звенья тренировки в виде реальных структурных объектов.

Различают следующие структурные элементы:

- микроструктуру - структуру отдельного занятия или цикла (например, недельного);

- мезоструктуру - структуру этапов тренировки, представляющей собой относительно завершенный ряд микроциклов (длительностью около месяца);

- макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов (полугодичных, годичных, многолетних).

Структура во многом определяется величиной тренировочных нагрузок. Под тренировочной нагрузкой понимается величина всех воздействий на организм спортсмена, а также степень преодолеваемых при

этом объективных и субъективных трудностей. Общая нагрузка нескольких физических упражнений (или занятия в целом) определяется по интегральным характеристикам ее объема и интенсивности в отдельных упражнениях (или занятиях). Тренировочная нагрузка в художественной гимнастике определяется комплексом следующих параметров:

- общим количеством элементов, выполненных в отдельности, в соединениях, в комбинациях (в сумме);

- общим количеством соединений;

- общим временем тренировки (в отдельных видах многоборья);

- "чистым" временем работы (исключая интервалы отдыха);

- количеством элементов первой группы трудности (процентное отношение к общему количеству элементов);

- количеством сверхсложных элементов, связанных с риском (процентное отношение к общему количеству элементов);

- количеством элементов, выполненных в минуту;

- процентным отношением элементов различных структурных групп (прыжковых, равновесных, без предмета, с предметом и т. п.) к общему количеству элементов.

Однако на практике из всех перечисленных параметров выбирают наиболее информативные.

Все приведенные показатели тренировочной нагрузки характеризуют "внешнюю" нагрузку, которая определяет "внутреннюю", то есть функциональные сдвиги, происходящие в организме занимающихся. Используя частоту сердечных сокращений (ЧСС) как наиболее информативный показатель внутренней нагрузки, можно следующим образом классифицировать тренировочную работу:

см см о см

m

СО

та ■с

0 С! W

1

С

СП

№3-2022

www.fansports.uz

13

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

- нагрузка аэробного характера (тренировка по элементам и соединениям);

- нагрузка аэробно-анаэробного характера (тренировка по соединениям, в меньшей степени по элементам, комбинациям);

- нагрузка анаэробного характера (тренировка преимущественно по комбинациям).

Тренировочную нагрузку целесообразно оценивать дифференцированно по объему и интенсивности.

Объем нагрузки характеризуется длительностью воздействия физических упражнений, суммарным количеством выполненной работы. В художественной гимнастике объем нагрузки соответственно характеризуется общим количеством элементов и соединений, выполненных за тренировку, и длительностью тренировочного занятия.

Компонентами нагрузок являются: сила, скорость, амплитуда и координационная сложность упражнений, их продолжительность и количество

повторений, продолжительность и характер пауз для отдыха, наличие облегчающих или усложняющих условий (утяжеления, спецодежда, опора).

Интенсивность нагрузки будет характеризоваться силой воздействия в каждый данный момент, напряженностью деятельности функций, разовой величиной усилий. При постоянном времени тренировочное занятие тем интенсивнее, чем больше плотность, то есть чем большее количество элементов выполнено. При постоянном времени и общем количестве элементов интенсивность возрастает с увеличением количества работы по соединениям и комбинациям.

Цель исследований: на основании изучения структуры этапов и периодов, систематизировать процесс подготовки в групповых упражнениях юных гимнасток (12-14 лет).

Задачи: 1. Определить структуру макроцикла при подготовке юных гимнасток в групповых упражнениях.

2. Проанализировать содержание этапа непосредственной подготовки (предсоревновательный и соревновательный мезоциклы).

3. Выявить направленность тренировочной работы в последовательных микроциклах.

В исследованиях приняли участие 14 юных гимнасток (12-14 лет), занимающихся в СДЮСШОР г. Ташкента.

Весь экспериментальный период включал в себя два полугодичных макроцикла с предсоревновательными и соревновательными периодами подготовки (рис.1).

см см о см

со

го га

0

ю

1

Предсоревновате льный период

Соревновательны й период

Обще-подготовительны й мезоцикл

Специально-подготовительны й мезоцикл

Пред-■ соревновательный мезоцикл

Соревновательны й мезоцикл

Рис.1 Периодизация процесса полугодичной подготовки в художественной гимнастике (групповые упражнения, юные гимнастки 12-14 лет)

Предсоревновательный период подготовки охватывает около двух месяцев и решает следующие основные задачи:

- дальнейшее совершенствование физических качеств;

- владение трюковыми элементами с предметами, совершенствование технического мастерства при выполнении профилирующих равновесий, поворотов, прыжков и т. п.;

- составление новых композиций индивидуальных (обязательных, произвольных), парных, групповых упражнений;

- освоение упражнений обязательной программы;

- воспитание выразительности при выполнении отдельных движений;

- совершенствование танцевальности движений;

- воспитание музыкальности.

Основная направленность тренировочного процесса в предсоревновательном периоде - большой объем тренировочных нагрузок (длительные занятия, выполнение большого количества элементов, а затем соединений). Однако гимнастки выполняют и целые комбинации уже освоенных индивидуальных композиций, чтобы быть готовыми к возможным показательным выступлениям и, кроме того, поддерживать на достаточно высоком уровне специальную выносливость.

Предсоревновательный период принято разделять на два мезоцикла. На первом из них (обще-подготовительный мезоцикл) основной акцент делается на физической и специально-двигательной подготовке.

На втором мезоцикле (специально-подготовительном) все большее внимание уделяется специальной физической и технической подготовке.

Соревновательный период характеризуется завершением подготовки к соревнованиям. В данном периоде для сохранения высокой спортивной работоспособности большое значение имеют правильный подбор нагрузок и их сочетание, а также отдых и использование различных восстановительных средств.

В настоящее время существуют две концепции в отношении динамики тренировочных нагрузок. Одна концепция предусматривает постепенное (волнообразное) нарастание и снижение тренировочных нагрузок. Вторая - большую вариативность (скачкообразность) различных параметров тренировочных нагрузок, чередование больших, средних, малых нагрузок как в отдельных тренировочных занятиях, так и в недельных, месячных циклах.

На практике часто приходится встречаться с той и другой формой, когда плавное изменение нагрузки сменяется резкими скачками показателей объема и интенсивности.

В числе вариантов средних циклов, характерных для соревновательного периода, выделяют предсорев-новательные и соревновательные мезоциклы.

Предсоревновательный мезоцикл обычно является естественным продолжением специально-подготовительного мезоцикла и применяется для непосредственной подготовки к основному соревнованию. Его

14

www.fansports.uz

№3-2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

особенности определяются тем, что в нем необходимо с возможно полным приближением смоделировать режим предстоящих соревнований и обеспечить максимальную реализацию возможностей спортсменки в решающих выступлениях. Наиболее распространенный вариант построения данного мезоцикла приведен в табл.1.

Таблица 1.

Модель предсоревновательного мезоцикла в соревновательном периоде

Микроциклы

Интенсивность

Количественные показатели

Объем (сумма элементов, соединений) М±т

4759,4±146,4 935,8± 19,52

2949,3± 92,6 1154,6± 3619

2778,8± 74,53 934,6±26,47

2971,9± 47,5 1066,9± 3116

Интенсив-ность (комбинаций, элементов в минуту М±т

26,0± 0,58 2,98± 08

36,8± 1,29 4,96 ± ,13

31,0 ± 1,04 3,95± 07

35,1± 08 4,33± 14

Основная направленность тренировочной

ш

ш

□ Элементы

в соединения

□ комбинации

Соревновательный мезоцикл является основным типом средних циклов тренировки в периоде основных соревнований и состоит из цикла непосредственной подготовки (микроцикла или серии их) и кратковременного после соревновательного цикла разгрузочного характера.

В соревновательном мезоцикле по сравнению с предсоревновательным уменьшается общий объем работы (по количеству элементов), однако увеличивается доля работы по элементам максимально высоких групп трудности и происходит интенсификация учебно-тренировочного процесса за счет тренировки по соединениям, частям и целым комбинациям.

Средние циклы тренировки состоят из различных сочетаний недельных циклов (микроструктур), отличающихся друг от друга величиной и характером тренировочных нагрузок. В табл. 2 приведены возможные варианты микроциклов.

Таблица 2

Модель соревновательного мезоцикла в соревновательном периоде

Интенсивность

Количественные показатели

Объем (сумма элементов, соединений) М±т

2238,1±64,84

796,5±14,26

16,82,5±51,68 567,3±14,43

2115,2±40,83 691,2±17,45

3156,3±84,87 1279,8±43,21

2877,7±94,41 1163,6±46,35

Интенсивность (комбинаций, элементов в

29,3±0,72 3,7±0,11

19,7±0,57 3,53±0,11

19,8±0,42 3,89±0,10

44,8±1,53 4,64±0,16

44,6±1,74 5,3±0,20

Основная направленность тренировочной работы,

□ соединения

□ комбинации

В соревновательном периоде по мере приближения к соревнованию изменяется не только количественная

сторона выполнения нагрузки, но и качественная. От гимнасток требуется стабильное и выразительное выполнение целых комбинаций. В связи с этим увеличивается психическая напряженность занятий.

В предсоревновательном мезоцикле характерна тренировка по элементам (совершенствование индивидуальной техники) в парах (переброски, броски предметов), по соединениям, где отрабатывается синхронность работы, выполняются "черновые" варианты целых комбинаций (2-3 за занятие). В соревновательном мезоцикле целые комбинации выполняются по 7-12 раз в день (при двухразовых тренировках 5-7 раз в основном занятии, 2-5 - в дополнительном), а также продолжается совершенствование отдельных, наиболее сложных, соединений.

Восстановительно-подготовительный мезоцикл. Основная задача данного периода подготовки - восстановление и втягивание в новый этап подготовки. С этой целью проводится ряд профилактических мероприятий, способствующих предотвращению утомления. Одновременно вносится коррекция в соревновательную программу: заменяются элементы, способы передвижений, в случае необходимости создается новая композиция.

Для данного периода характерным является восстановительно-поддерживающий мезоцикл с "мягким" тренировочным режимом, использованием эффекта "переключения" для исключения монотонности в тренировке. Все эти мероприятия содействуют оптимальному течению восстановительных процессов.

Как показали проведенные исследования, годичный макроцикл подготовки включает в себя два полугодичных макроцикла. Каждый полугодичный макроцикл состоит из двух периодов: предсоревнова-тельного и соревновательного (непосредственной подготовки к соревнованиям). Промеждуточный восстановительно-подготовительный мезоцикл применяется внутри соревновательного периода (между этапами непосредственной подготовки к соревнованиям.

Литература:

1. Жуманова, А. С. Управление учебно-тренировочным процессом юных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дисс.д-ра пед. наук: 13.00.04 / А.С. Жуманова: Республика Казахстан. Алматы, 2010. - 39 с.

2. Карпенко, Л.А. Методика многолетней спортивной подготовки занимающихся художественной гимнастикой: учеб. пособие: / Л.А. Карпенко. - СПб: Изд-во СПбГАФК, 1998. - 36 с.

3. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: / Л.П. Матвеев. - 4-е изд., испр. и доп. - СПб: Издательство "Лань", 2005. - 384с.

4. Меканцишвили, С. А. Программирование и нормирование тренировочных нагрузок при подготовке групповых упражнений в художественной гимнастике: автореф. дис. канд. пед. наук / С. А. Меканцишвили. - Тбилиси, 1991. - 24 с.

5. Нестерова, Т.В. Совершенствование системы многолетней подготовки групповых упражнений в художественной гимнастике // Т.В. Нестерова. - Тези доповщей IX Мiжнародного наукового конгресу "Олiмпiйський спорт i спорт для вах". - К.: Олiмпiйська лтература, 2005. - С. 389.

6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.

7. Художественная гимнастика / Учебник для тренеров, преподавателей и студентов институтов физической культуры / Под общей ред. проф. Л.А. Карпенко - М: 2003. - 384 с.

СМ

см о см

со

го га

0 ^

ю

1

с го

Объем

Низкая

II

Высокая

III

Среднии

Средняя

IV

Большой

Высокая

Объем

Микроциклы

V

Средний

Средняя

VI

Низкий

Средняя

VII

Средний

Средняя

VIII

Высокая

IX

Средний

Высокая

№3-2022

www.fansports.uz

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.