Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОВ'

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров М.Н.

Ушбу мақолада бадиий гимнастика учун долзарб бўлган юқори малакали гимнастикачиларни комплекс тайёрлаш дастурларини ишлаб чиқиш ва амалга ошириш масалалари муҳокама қилинган. Интеграл машғулотларнинг асосий тури, яъни техник, унинг асосий таркибий қисмлари, уларнинг тайёргарлик даражаси комбинацияларнинг рақобатбардош ишончлилигига ва гимнастикачининг келаётган Олимпия циклидаги ишлаш маҳоратига бевосита таъсир қилади.В представленной статье рассматриваются актуальные для спортивной гимнастики вопросы разработки и реализации программ по интегральной подготовке высококвалифицированных гимнастов. Особо выделен базовый вид интегральной подготовки, а именно технической, её основные компоненты, от уровня подготовленности которых напрямую зависит соревновательная надежность комбинаций и исполнительское мастерство гимнаста в предстоящем олимпийском цикле.The present article discusses the issues of development and implementation of programs for the integral training of highly qualified gymnasts that are relevant for artistic gymnastics. The basic type of integral training, namely technical, its main components, the level of preparedness of which directly affects the competitive reliability of combinations and the performance skills of a gymnast in the upcoming Olympic cycle, is highlighted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ГИМНАСТОВ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Кандидат педагогических наук, профессор М.Н. УМАРОВ1

:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ

Информация для связи с автором:

ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ

ГИМНАСТОВ

Аннотация

Annotation

В представленной статье рассматриваются актуальные для спортивной гимнастики вопросы разработки и реализации программ по интегральной подготовке высококвалифицированных гимнастов. Особо выделен базовый вид интегральной подготовки, а именно технической, её основные компоненты, от уровня подготовленности которых напрямую зависит соревновательная надежность комбинаций и исполнительское мастерство гимнаста в предстоящем олимпийском цикле.

Ключевые слова: педагогический процесс, технологические компоненты, корреляционный анализ, средства подготовки, интегральная подготовка, техническая подготовка, двигательная подготовка, функциональная подготовка.

Ушбу маколада бадиий гимнастика учун долзарб булган юкори малакали гимнастика-чиларни комплекс тайёрлаш дастурларини ишлаб чикиш ва амалга ошириш масалалари мухокама килинган. Интеграл машгулотларнинг асосий тури, яъни техник, унинг асосий таркибий кисмлари, уларнинг тайёргарлик даражаси комбинацияларнинг ракобатбардош ишончлилигига ва гимнастикачининг келаётган Олимпия циклидаги ишлаш махоратига бевосита таъсир килади.

Калит сузлар: педагогик жараён, технологик таркибий цисмлар, корреляция тацлили, уцитиш воситалари, интеграл тренинг, техник таёргарлик, царакат таёрлаш, функтсионал таёргарлик.

The present article discusses the issues of development and implementation of programs for the integral training of highly qualified gymnasts that are relevant for artistic gymnastics. The basic type of integral training, namely technical, its main components, the level of preparedness of which directly affects the competitive reliability of combinations and the performance skills of a gymnast in the upcoming Olympic cycle, is highlighted.

Key words: pedagogical process, technological components, correlation analysis, factor analysis, means of training, integral training, technical training, motor training, functional training.

Сущность интегральной подготовки в гимнастике. По мнению Л.Я.Аркаева (1), И.А. Винер-Усмановой (3), А.А.Карелина (3), Л.П.Матвеева (4), В.Н.Платонова (5), М.Н.Умарова и А.К. Эштаева (6) интегральная подготовка характеризуется способностью к координации и реализации в соревновательной деятельности различных сторон подготовленности - технической, физической, тактической, психологической, функциональной и служит объединяющей и, пожалуй, одной из наиболее важных сторон подготовленности спортсмена к ответственным соревнованиям.

В.Н. Платонов (5) отмечает, что «под интегральной подготовкой следует понимать процесс, направленный на объединение, координацию и реализацию в условиях тренировочной и соревновательной деятельности различных сторон подготовленности, качества и способностей, обеспечиваемых применением узконаправленных средств, носящих аналитический характер и по своей структуре не всегда в полной мере отвечающих специфическим требованиям соревновательной деятельности».

Цель исследования рассмотреть целесообразность использования в комплексе компонентов интегральной подготовки гимнастов высокой квалификации и их интерпретация в процессе предсоревно-вательной подготовки к официальным соревнованиям.

Результаты исследования. Материалы многолетних исследования позволили Л.Я. Аркаеву (1) разработать систему интегральной подготовки гимнастов и ее главные технологические компоненты на основе

перспективно-прогностического подхода, а также принципов опережающего развития и оптимальной избыточности.

Дополнением к вышесказанному в процессе предсоревновательных сборов сборных командах России Л.Я. Аркаевым (1) были апробированы 7 технологических компонентов интегральной подготовки гимнастов высокой квалификации (табл.1).

При осуществлении подготовки высококвалифицированных спортсменов заслуживает внимания вывод Л.Я. Аркаева (1) о том, что в структуре процессов, обеспечивающих деятельность высококвалифицированных спортсменов (биомеханический, физиологический, психологический, педагогический), педагогический процесс является своеобразным входом в систему, на который должна подаваться основная информация о состоянии и возможностях спортсменов. Посредством педагогических воздействий и осуществляется внешнее управление деятельностью гимнастов.

Помимо общепринятых в теории спорта видов с\! подготовки в спортивной гимнастике различают ряд сЗ разновидностей подготовки, таких, как базовая, сопря- со женная, вращательная, прыжковая, акробатическая, 2 хореографическая, централизованная, среднегорная, я предсоревновательная, соревновательная и др.

Физическая и техническая подготовка являются ° теми главными точками опоры, через которые прохо- ю дит центральная ось системы интегральной подготов- ^ ки высококвалифицированных гимнастов. ^

№8-2022 www.fansports.uz

3

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Таблица 1

Технологические компоненты интегральной подготовки

2 3 4 5 6 7

Система отбора в команду: к основным показателям подготовленности, которые необходимо учитывать при отборе, относятся: спортивный результат, степень соответствия целевой модели по содержанию и трудности произвольных упражнений, динамика спортивных результатов, стабильность выступлении, выполнение индивидуального плана, выполнение модельных характеристик специальной физической подготовки (СФП). Важным технологическим компонентом являются варианты построения предсорев-новательных этапов подготовки. Использование каждого из вариантов зависит от программы и регламента соревнований. Концепция предусматривает текущую тактическую коррекцию параметров тренировочной нагрузки в зависимости от индивидуального состояния конкретных гимнастов. Основной задачей совершенствования технического мастерства в годичном цикле является создание оптимальной избыточности по трудности, качеству и надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок, комбинаций в целом. Основным условием для успешного решения этой задачи является оптимальный уровень базовой технической подготовленности, который закладывается в предшествующих вхождению в сборную команду страны периодах подготовки и продолжается в составе сборной. Уровень СФП, должен обеспечивать необходимую базу для успешного решения задач технической подготовки сильнейших гимнастов страны. Важное значение имеет организационно-управленческий аспект Выявлено, что привлечение на централизованную подготовку перспективных юных гимнастов вместе с их личными тренерами существенно повышает мотивацию тренеров и обеспечивает повышение их педагогического мастерства. Показано, что таким образом комплексно решается проблема не только подготовки квалифицированных гимнастов, но и тренеров высшей квалификации. Целесообразно введение контрольных тренировок по технической и физической подготовке в первый и последний дни каждого учебно-тренировочного сбора. При этом, первые контрольные тренировки позволяют оценить объем и качество работы, проделанной гимнастами на местах, без предоставления документальной отчетности, которая нередко несет не вполне достоверную информацию.

Уровень значимости компонентов интегральной подготовки

г=0.90-0.955 г=0.85-0.895 г=0.80-0.845 г=0.75-0.795 г=0.70-0.745 г=0.65-0.695 г=0.60-0.645

Вокруг этой оси, как около консолидирующего стержня, группируются вышеперечисленные виды подготовки и строится их структурное взаимодействие.

Виды подготовки не имеют четких граней, резко отделяющих их друг от друга. Взаимодействуя между собой, они как бы протекают друг в друга, образуя нежесткие объекты. Многомерное сопряжение различных видов подготовки и, прежде всего, физико-техническое сопряжение является одной из ведущих тенденций развития современной системы интегральной подготовки гимнастов высшей квалификации. Именно этим она отличается от классической системы подготовки гимнастов, в которой доминирует аналитический принцип четкого разделения видов подготовки.

Средства подготовки Выбор средств подготовки определяется теми задачами, решение которых обеспечивает своевременный выход на целевую модель

соревновательной деятельности и достижение прогнозируемых результатов в предстоящем олимпийском цикле.

Исследованием показано, что среди тренировочных средств, применяемых в системе интегральной подготовки гимнастов высшей квалификации, доминируют средства специальной подготовки (табл.2).

Средства подготовки также сопрягаются друг с другом. При этом решение специальных задач различных видов подготовки происходит параллельно в процессе выполнения одних и тех же упражнений.

В системе подготовки гимнастов высшей квалификации упражнения общей физической подготовки (ОФП) (спортигры, бег, плавание и т.п.) применяются в ограниченных объемах в качестве средства восстановления и психофизиологической разрядки. Доля ОФП может несколько возрастать по окончании главных соревнований года.

Таблица 2

Перечень средства тренировки на этапе предсореновательной подготовки высококвалифицированных гимнастов

Средства тренировки и их процентное соотношение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

соревновательные упражнения на всех видах гимнастического многоборья (комбинации в целом); части соревновательных упражнений (элементы и связки из соревновательных комбинаций); опорные прыжки (в целом и раздельно по фазам в облегченных и затрудненных условиях); учебно-тренировочные упражнения (комбинации, связки, элементы, фазы, прыжки); базовые, профилирующие, сопряженные, подготовительные и подводящие специальные упражнения; упражнения СФП для поддержания и развития необходимых для высококвалифицированных гимнастов физических качеств; акробатические упражнения; прыжки на батуте, хореографические упражнения (у гимнасток); дополнительные средства подготовки.

23% 15% 3% 15% 14% 13% 7% 2% 4% 4%

Техническая подготовка гимнастов, ориентированных на высшее спортивное мастерство, представляет собой одновременно и систему, и процесс обучения гимнастическим упражнениям прогрессирующей сложности. Обучение гимнастов неразрывно связано с процессами формирования и совершенствования спортивной техники.

В процессе технической подготовки ставятся и решаются классические педагогические проблемы «чему учить?», «как учить?» и «зачем учить?». Здесь особенно ярко проявляется педагогическое мастерство тренера и его профессиональная квалификация как учителя большой гимнастики. Поэтому можно сказать, что техническая подготовка - это самый

www.fansports.uz

е..

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

педагогичный вид подготовки.

Одной из основных задач технической подготовки гимнастов является формирование высокоразвитого технического мастерства. Его характеризует такой уровень подготовленности, при котором обнаруживается способность технически совершенно (т.е. технически грамотно, безошибочно, артистично и стабильно) выполнять гимнастические упражнения различной сложности - от элементарных до сложнейших. Совершенствование технического мастерства - один из важнейших компонентов в технологии интегральной подготовки гимнастов. Техническое мастерство невозможно без овладения оптимальной техникой.

Необходимым условием для овладения оптимальной техникой выполнения гимнастического упражнения является определенный уровень подготовленности гимнаста (технической, физической, функциональной, психологической и теоретической). Его также называют исходной базой обучения. Этот уровень, как и состав исходной базы, определяет «двигательный запрос» данного упражнения. Чем сложнее упражнение, тем выше этот запрос.

Формирование и совершенствование техники осуществляется в процессе выполнения гимнастических упражнений (базовых, подготовительных, подводящих и основных). Этот процесс носит циклический характер. В каждой попытке выполнения упражнения он начинается с установки, сопровождается педагогическими указаниями тренера и завершается движе-

ниями гимнаста, - т. е. биомеханическим процессом, качество которого оценивает тренер или сам гимнаст. Результат сравнивается с целевой моделью и весь процесс повторяется снова и снова.

В целях оценки связей между параметрами интегральной подготовленности и перечня средств тренировки М.Н. Умаровым и А.К. Эштаевым (6), М.Н.Умаровым и Г.М. Хасановой (7) был использован корреляционный анализ. Корреляционный анализ рассматривался как предварительную процедуру факторного анализа, связанную с выделением групп тесно коррелирующих компонентов тренировочного процесса гимнастов (1,2,4,5).

Для интерпретации результатов факторного анализа выявлялась сущность факторов, и на этой основе определялись их названия: анализировалась неравномерность в распределении факторных весов по факторам.

Согласно представленных в рисунке данным наиболее существен вклад (53,1%) первого фактора. Сюда вошла группа показателей тренировочных нагрузок, относящихся только к комбинациям.

Полученные показатели в первом факторе с высокими коэффициентами веса главные на предсорев-новательном этапе подготовки (г=0,876-0,957). Это важно для планирования и контроля тренировочных нагрузок на данном этапе подготовки. На соревнованиях по спортивной гимнастике бригады судей в комплексе оценивают только комбинации.

Факторы

<<<<<< >>>>>>> >>>>>>>

5,1% 7,7% 12.0% 13,6%

"Школа" движений (батутная и хореографическая

подготовка)

Временные факторы

■ Специально-физическая подготовка - СФП Специально - техническая подготовка - СТП

■ 53,1% ■ т-тЧ*Количество выполненных комбинаций

10 15 20 25 30 35 40 45 50 55

60

2

1

0

5

Рисунок. Факторная градация тренировочной нагрузки на специализированном этапе подготовки гимнастов

Значит, спортсмены реализуют накопленный потенциал, выполняя комбинации в отдельных видах и набирая при этом определенную сумму баллов в многоборье за каждый день соревнований. На основе целостных комбинаций моделируются определенные черты предстоящей соревновательной деятельности, тем самым сближаются режимы тренировки и соревнований.

Из всех показателей тренировочных нагрузок, вошедших в первый фактор, для контроля готовности гимнастов к соревнованиям наиболее информативен показатель количества стабильно выполненных комбинаций (г=0,917), который определяется в процентах от общего количества выполненных комбинаций (г=0, 957), как в каждом отдельном виде, так и в многоборье.

Все вышеперечисленные показатели комбинаций связаны наиболее высокими значениями коэффициента веса с данным фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «количества выполненных комбинаций».

Второй фактор. Его вклад в общую дисперсию составляет 13,6%. Наиболее высокий коэффициент веса из связывающей группы показателей тренировочных нагрузок соответствует количеству выполненных элементов высшей группы трудности (техническая подготовка, г=0,778). Этот фактор характеризует системное использование специально-подготовительных упражнений для избирательного совершенствования элементов соревновательных действий, повышения общего уровня функциональных возможностей орга-

www.fansports.uz

5

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

см см о см 00

го га t

0 Q. W

1

низма, развития специфической и поддержание общей работоспособности на достаточно высоком уровне.

Исходя из предназначения показателей тренировочных нагрузок, вошедших во второй фактор, можно условно назвать этот фактор «количества выполненных элементов и опорных прыжков».

Третий фактор - фактор «Специальной физической подготовленности», поскольку показатели количества выполненных упражнений (г=0,892) и подходов СФП (г=0,925) весьма высоки. Высокий процент значимости данного фактора (12,0%) указывает на необходимость целенаправленного развития базовых физических качеств на этапе спортивного совершенствования, в целях повышения работоспособности и специальной выносливости гимнастов исследуемого возраста и уровня подготовленности.

Четвертый фактор определяется тесно взаимосвязанными показателями количества тренировочных дней, тренировок, чистого тренировочного времени (г=-7.717%). Поэтому считаем, что фактор показателей, характеризующий временные особенности на предсоревновательном этапе, можно назвать фактором «временных показателей.

Пятый фактор, на долю которого приходится 5,1% общей дисперсии выборки, обнаруживает существенные веса по показателям количества упражнений (г=0,862) и подходов на батуте (г=0,961), количество выполненных подводящих упражнений (в том числе и на батуте) и их «утилизации» в соревновательных комбинациях на коне и вольных упражнениях (г=0,897). Все это дает основание интерпретировать его как фактор «батутной и хореографической подготовки».

Результаты факторного анализа были рекомендованы в целях использования их в процессе разработки структуры и распределения компонентов нагрузки при планировании средств подготовки в учебно-тренировочных занятиях, микро- и соревновательном мезо-цикле гимнастов и гимнасток на этапе спортивного совершенствования.

Заключение. Таким образом с учетом практической целесообразности контроля и оценки уровня спортивно-технического мастерства гимнастов был использован разработанный Ю.К.Гавердовским и соавт. (2021) и доработанный нами коэффициент «надежности» соревновательных комбинаций на видах многоборья.

1. Средняя оценка - 1-2 балл, надежность - до 0,1-0,2.

2. Средняя оценка - 3-4 балла, надежность - до 0,2-0,4.

3. Средняя оценка - 5-6 балла, надежность - до 0,4-0,6.

4. Средняя оценка - 7-8 балла, надежность - до 0,6-0,8.

5. Средняя оценка - 9-10 балла, надежность - до 0,8-1,0.

Материалы корреляционного анализа показали, что наиболее информативными параметрами тренировочной нагрузки (при г=0,875-0,955) на соревновательном этапе подготовки гимнастов к ответственным соревнованиям являются:

- количество стабильно выполненных комбинаций;

- общее количество выполненных элементов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- тренировочное время;

- количество элементов СФП;

- количество элементов высшей сложности;

- интенсивность тренировочной нагрузки;

- процент успешно выполненных комбинаций и опорных прыжков.

Результаты корреляционного анализа позволили определить взаимо-связь и взаимовлияние наиболее значимых показателей тренировочной нагрузки, используемых гимнастами на соревновательном этапе подготовки. Факторный анализ выявил, по уровню значимости показателей тренировочной нагрузки, пять факторов с различным вкладом каждого из них в спортивно-техническое мастерство: количество и интенсивность выполненных комбинаций и опорных прыжков (вклад - 53,1%); специально-техническая подготовка (13,6%); количество выполненных упражнений и подходов СФП (12.0%); временные показатели тренировочной работы в микро- и мезоцикле (7,7%); школа движений - батутная и хореографическая подготовка (5,1%).

Материалы анализа экспериментальных исследований убедительно свидетельствуют о том, что:

- статистически обоснованные и апробированные в процессе основного эксперимента различные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки и их рациональное распределение в учебно-тренировочных занятиях и недельных микроциклах;

- контрольные нормативы и подводяще-развива-ющие комплексы СФП избирательной направленности, подготовительные упражнения по СТП на видах гимнастического многоборья;

- мониторинг массы тела гимнасток - составивших структурную основу комплексной программы микро- и соревновательного мезоцикла, имеют высокий уровень теоретической и практической значимости, позволяют последовательно осваивать и совершенствовать программные требования КМС и МС и могут быть рекомендованы как эффективный вариант подготовки перспективных юных гимнасток 12-13 лет на этапе спортивного совершенствования.

Литература:

1. Аркаев Л.Я. Интегральная подготовка гимнастов (на примере сборной команды страны): Автореф. дис... канд. пед. наук. С. - Пб., 1994. - 24 с.

2. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. - 47 с.

3. Карелин А.А. Система подготовки высококвалифицированных борцов: Автореф. дисс. ...докт. пед. наук. -СПб 2002. -47 с.

4. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры. 5-е изд. Москва: Советский спорт, 2010. -340 с.

5. Платонов, В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. Киев: Олимпийская литература, 2013. -624 с.

6. Умаров М.Н., Эштаев А.К. Интегральный подход в подготовке высококвалифицированных гимнастов. // «Фан спортга». 2009. №3. - с. 45-47

7. Умаров М.Н., Хасанова Г.М. Система интегральной подготовки

гимнасток высокой квалификации // Учебное пособие. - Т.: Издатель-ско-полиграфический отдел УзГИФК, 2011. - 105 с.

6

www.fansports.uz

№8-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.