Научная статья на тему 'ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА'

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
387
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОТВОРЧЕСТВО / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / КРИЗИСНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамаров Павел Вячеславович

В статье анализируются и уточняются принятые в отечественной и зарубежной политологии подходы по периодизации миротворческой деятельности. Предлагается периодизация миротворчества по такому основанию, как объект миротворчества в системе международно-правовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PERIODIZATION OF INTERNATIONAL PEACEKEEPING

The article analyzes and clarifies adopted in the domestic and foreign political science approaches to the periodization peacekeeping. The author offers periodization of peacekeeping on the basis of a peacemaking object in the international legal system.

Текст научной работы на тему «ПЕРИОДИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МИРОТВОРЧЕСТВА»

УДК 327.56

Периодизация международного миротворчества

Павел ШАМАРОВ

Самостоятельным предметом отечественных научных изысканий миротворческие операции стали лишь в 80-90-х годах. До этого они рассматривались в основном в контексте второстепенной компоненты деятельности ООН и ряда страноведческих дисциплин [1].

Проблемы миротворчества и для зарубежной политологии являются актуальной темой исследований, в рамках которых представители западной научной школы, как правило, остаются на позиции искусственного расширения хронологических рамок мировой миротворческой практики.

К примеру, американской «дипломатии или политике канонерок XIX века» присваивается статус «первых миротворческих операций США», а фактическая оккупация Боснии и Герцеговины Австро-Венгерской империей в 1878 г. рассматривается в качестве «первой миротворческой миссии, санкционированной мандатом объединённой Европы» [2, с. 4].

К числу миротворческих операций западные эксперты относят и современные, сугубо полицейские акции по подавлению в США (весна 1992 г.) социальных волнений на территории Южной Калифорнии [3].

ШАМАРОВ Павел Вячеславович - кандидат военных наук, специалист отдела Министерства обороны РФ. E-maü: [email protected]

Ключевые слова: международная миротворческая деятельность, миротворчество, миротворческая практика, кризисное урегулирование.

1 Никитин А. И. Миротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ. Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2000 // URL: http://refdb.ru/look/1230048-pall.html

2 Гаврилов В. Эволюция взглядов экспертов США и Великобритании на проведение миротворческих операций // Зарубежное военное обозрение. 2002. № 8.

3 Лактионова И. В. Миротворческая деятельность России в СНГ (1992-1999 гг.). Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004 // URL: http://cheloveknauka.com/mirotvorcheskaya-deyatelnost-rossii-v-sng#ixzz3kh1qtAWS

Основные подходы к периодизации

Неоднозначность научных подходов к предмету исследования прослеживается и в отечественных публикациях.

Так, А. И. Никитин полагает, что современной политологии присуще «традиционное» разделение миротворчества на два поколения [4, с. 236-237].

Миротворчество первого поколения было характерно для периода холодной войны (1945-1991 гг.), когда миротворческие операции дифференцировались на операции по поддержанию мира и операции по его силовому установлению.

Миротворчество второго поколения свойственно, по мнению А. И. Никитина, последним полутора десятилетиям (с учётом времени опубликования статьи - в середине 2010 г.) - последним 20 годам. Именно тогда, считает автор, «были существенно расширены и "размыты" критерии и рамки традиционных типов операций» [4, с. 237]. Эта неоднозначность выражается в том, что ряд наднациональных организаций стали практиковать одностороннее вмешательство в конфликт без оглядки на сложившиеся в ООН международные механизмы по разрешению подобных ситуаций.

Поскольку в 90-х годах в миротворческой практике утвердился подход по «навязыванию мира» - наделение международного сообщества правом вмешиваться в конфликт, в том числе силовым способом в случае угрозы международной стабиль-

ности и безопасности [4, с. 237], то между миротворчеством первого и второго поколения обязательно присутствует определённый демпферный переходный период.

В целом А. И. Никитин дал подробную описательную характеристику «международного миротворчества первого и второго поколения» без строгой научной периодизации миротворческой практики по конкретному основанию. Таким основанием может быть тип миротворческой операции. Отсюда так называемая периодизация по А. И. Никитину имеет следующий вид:

- первый этап (1945-1991 гг.) -миротворчество первого поколения, свойственное периоду холодной войны, когда реализовывались традиционные миротворческие миссии и операции ООН по разрешению главным образом межгосударственных военных конфликтов;

- второй этап (1992-1994 гг.) -миротворчество переходного периода, трансформировавшее первый тип миротворчества во второй;

- третий этап (с 1995 г.) - миротворчество второго поколения характеризуется расширением и размыванием критериев, принципов и рамок традиционных типов миротворческих операций, которые проводятся без санкций ООН, сопровождаются вмешательством во внутренние кризисы военных структур отдельных стран и их коалиций, нарастанием в операциях принудительно-силового потенциала, де-

4 Никитин А. И. Конфликты и миротворческая деятельность: типологизация, методологические аспекты // Вестник МГИМО. 2010. № 4.

легированием военному компоненту политико-дипломатических функций.

В политологии имеются и другие взгляды на миротворчество.

Так, А. Г. Карпович [5] полагает, что в годы холодной войны наибольшее распространение получили операции по поддержанию мира, которые впоследствии стали классифицироваться в качестве традиционных операций первого поколения. При этом современный формат миротворчества стал формироваться сразу же после завершения глобального противостояния США и СССР. По его оценке, реализация под эгидой ООН комплексных операций по поддержанию мира началась с 1989 г. - с началом первой такой операции для Намибии.

С другой стороны, в конце 90-х годов в ООН пересматриваются три основополагающих принципа традиционного миротворчества:

- согласие конфликтующих сторон на проведение миротворческой операции;

- беспристрастность миротворцев;

- использование ими вооружения только в целях самообороны.

Указанные обстоятельства способствовали развитию тенденции делегирования ООН своих полномочий в сфере миротворчества региональным организациям, отдельным странам и их коалициям. Тем самым были созданы условия для становления претендентов на роль независи-

мых глобальных миротворцев - США и НАТО.

Участие последних в разрешении конфликтов в Сомали (1993 г.) и Боснии (1995 г.) способствовало переоценке Западом степени важности миротворчества, которому стала отводиться роль одного из ключевых направлений его военно-политической деятельности [6].

В целом научная позиция А. Г. Карповича достаточно близка взглядам А. И. Никитина и носит также описательный характер. Это позволяет применить ранее использованное основание периодизации - тип миротворческой операции. Отсюда периодизация по А. Г. Карповичу выглядит следующим образом:

- первый этап (1945-1988 гг.) -традиционные ОПМ первого поколения;

- второй этап (1989 - конец 90-х гг.) - транзитный миротворческий период, характеризующийся делегированием ООН своих полномочий в сфере кризисного урегулирования другим акторам (прежде всего Соединёнными Штатами Америки и НАТО), зарождением комплексных операций по поддержанию мира и ревизией базовых принципов традиционного миротворчества. Происходит значительное повышение силового рейтинга миротворчества, которому Запад присваивает статус одного из приоритетных направлений своей военно-политической деятельности;

5 Карпович О. Г. Международно-правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2 // URL: http://www.center-bereg.ru/o655.html

6 Presidential Decision Directive 25 «US Policy On Reforming Multilateral Peace Operations» // National Security Archive // URL: http://nsarchive.gwu.edu/NSAEBB/NSAEBB53/rw050394.pdf

- третий этап (с начала 2000-х гг.) - современный период миротворчества, когда США и НАТО закрепляют за собой неофициальный статус «глобальных миротворцев». Наблюдается расширение практики традиционных и комплексных миротворческих операций индивидуальными акторами, зачастую оперирующими на правах самостоятельных международных субъектов вне рамок деятельности ООН.

Своеобразную научную позицию занимает С. С. Новиков [7], полагающий, что с точки зрения объекта международно-правового вмешательства механизм миротворческих операций ООН в 90-х - начале 2000-х годов претерпел существенную эволюцию. Её определяющей чертой, по его мнению (совпадающей с оценкой А. И. Никитина), явился перенос вектора миротворчества от межгосударственного урегулирования конфликтов в 4070-х годах к вмешательству в немеждународные конфликты, разрыв между политической и военной компонентами операций, делегирование последней политико-дипломатических функций.

Оценочно-научные характеристики миротворчества, сформулированные С. С. Новиковым, во многом объективно отражают реалии, сложившиеся в международно-правовых отношениях, в том числе относительно ослабления миротворческой роли ООН и ОБСЕ. Подобное - следствие становления однополярного мира и формирования новых подхо-

дов к международной безопасности в рамках ревизии глобальной политической системы.

В целом С. С. Новиков дифференцирует миротворческую практику с позиции объекта международно-правового вмешательства, который может быть использован в качестве основания для периодизации и имеет следующий вид:

- первый этап (1945-1990 гг.) -традиционные операции по поддержанию мира (ОПМ) первого поколения;

- второй этап (1991 г. - начало 2000-х гг.) - эволюционный переход от кризисного разрешения преимущественно межгосударственных конфликтов к вмешательству во внутренние конфликты. Характеризуется закреплением за США статуса неофициального миротворческого лидера при одновременном ослаблении роли ООН и ОБСЕ, преобладанием в практике миротворчества западных подходов, игнорирующих суверенитет и территориальную целостность отдельного государства - члена ООН;

- третий этап (с начала 2000-х гг.) - современный период, особенностью которого является наращивание негативных тенденций в миротворчестве вследствие стремления США и НАТО к односторонним силовым действиям при кризисном урегулировании.

Таким образом, невзирая на некоторые различия оснований периодизации, сформулированных на основе научных взглядов

7 Новиков С. С. Деятельность миротворческих миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Владимир, 2011 // URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istorlya/a56.php

А. И. Никитина, А. Г. Карповича и С. С. Новикова, эмпирические исторические этапы международной миротворческой деятельности в целом совпадают.

Несомненный научный интерес представляет периодизация принятых в ООН нормативных правовых документов в сфере миротворчества, предложенная К. Л. Сазоновой [8]. Основанием периодизации названа «фиксация в... документах ООН качественно новых моментов, способствовавших прогрессивному развитию миротворческой деятельности ООН», разделившая исторический период миротворчества на четыре этапа.

Первый этап (1945-1965 гг.) -принятие Устава ООН, становление нормативной правовой базы миротворчества и выработка его принципов.

Второй этап (1965-1974 гг.) -принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА) 2006 (XIX) от 18 апреля 1965 г. «Об учреждении специального комитета по операциям по поддержанию мира», которая

впервые в мировой практике ввела в официальный оборот термин «операции по поддержанию мира» и вычленила 34 государства, ответственных за их проведение. Знаковым событием этапа является одобрение 24 октября 1970 г. резолюции ГА ООН 2625 (XXV) «Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН».

Третий этап (1974-1995 гг.) -наиболее значимый в отношении ввода в официальный оборот важнейших нормативных правовых документов в сфере миротворчества, поддержания международного мира и безопасности, первым из которых стала принятая 14 декабря 1974 г. резолюция 3314 (XXIX) ГА ООН «Об определении агрессии».

Четвёртый этап (с 1995 г.) -ввод в оборот документов преимущественно декларативного характера, не конкретизирующих понятийно-категориальный аппарат современной миротворческой деятельности ООН.

Зарубежный подход к периодизации

Большинство зарубежных исследователей выделяют в миротворчестве только два периода его развития [2, с. 2].

Первый этап (1945-1985 гг.) характеризуется значимой ролью ООН в урегулировании конфликтов при практически полной инертности в такой деятельности региональных

организаций. Миротворческие операции официально классифицируются в качестве традиционных и включают три категории военных задач ООН - наблюдательные миссии, операции по поддержанию и по установлению мира. При этом чётко разграничиваются операции по поддержанию мира и прину-

8 Сазонова К. Л. Правовые аспекты применения военной силы в миротворчестве Организации Объединённых Наций. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 12-13.

дительные силовые действия без согласия сторон, где требование нейтралитета не является обязательным.

В этот период вырабатываются основополагающие принципы миротворчества, в число которых вошли:

- обязательность санкции Совета Безопасности (СБ) ООН;

- согласие противоборствующих сторон на операцию;

- командование миротворческими контингентами со стороны ООН;

- привлечение миротворческих сил из числа незаинтересованных стран;

- нейтральность и беспристрастность миротворцев;

- отсутствие у контингентов ООН тяжёлого вооружения и применение ими силы исключительно в целях самообороны.

Полагаем, что сокращение с конца 70-х годов числа официальных обращений в ООН и в региональные организации для кризисного урегулирования обусловило «революционный» вывод западных экспертов о снижении миротворческой эффективности указанных наднациональных структур, что в последующем привело к пересмотру принципов миротворчества. Приверженцы ука-

занной ревизии объясняют свою позицию следующими причинами:

- не идентичностью объёмов планирования и финансирования задачам и потребностям операций;

- низкой оперативностью принятия решений;

- слабой подготовкой некоторых военных контингентов;

- наличием у государств права отзыва своих миротворцев.

Второй этап (с 1986 г.) - создание и применение концепции многонациональных операций второго поколения [1], заключающейся в игнорировании акторами-миротворцами согласия противоборствующих сторон на их участие в кризисном урегулировании и отказа от ограничений на применение силы (так называемое «силовое умиротворение») [9]. Указанный постулат обусловил выработку такого понятия, как принудительные действия «промежуточного уровня», занявшие нишу между классическим миротворчеством ООН и масштабными принудительными операциями. При этом Запад обосновал специализированные принципы и условия проведения операций «жёстко-силового» миротворчества для последующего использования этого инструментария в миротворческой практике ООН [2, с. 3-4].

О новейшем периоде международного миротворчества

Определяющей доминантой новейшего периода международного миротворчества, вычленяемого

по такому основанию, как объект международно-правового вмешательства, является военная агрессия

9 Манойло А. В. Геополитическая картина мира // Россия-2014: Безопасность и развитие. Аналитический проект / под общ. ред. И. В. Бочарникова. М.: Экон-информ, 2014. С. 46.

НАТО (по терминологии альянса -«гуманитарные интервенции или вмешательство») в отношении суверенной Югославии, активная фаза которой протекала в период с 24 марта по 9 июня 1999 г.

Во время этой первой военной интервенции альянса за пределами его зоны ответственности грубейшим образом были нарушены положения Устава Организации Объединённых Наций и Хельсинкского заключительного акта 1975 г. [10], учредительные документы самого блока и сложившиеся в период после Второй мировой войны международно-правовые нормы.

Неслучайно бомбардировки Белграда и Косово осуществлялись Североатлантическим союзом практически сразу же после завершения работы Вашингтонского саммита альянса (апрель 1999 г.), одобрившего очередную стратегическую концепцию НАТО, которая определила перспективные подходы блока к обеспечению собственной безопасности в начале XXI в.

Так, концепция подчеркнула приоритетность деятельности альянса в области организации контроля за кризисами, который включает комплекс мероприятий по их предотвращению и урегулированию, в том числе за счёт проведения во-

енных операций за пределами зоны ответственности блока и «вне статьи 5 Вашингтонского договора» [11].

Эти подходы явились исходным (в том числе и правовым) базисом для разработки НАТО собственных теоретических положений в области кризисного урегулирования. Их квинтэссенцией является реализация блоком агрессивного миротворчества, предполагающего самостоятельное и независимое определение актором природы конфликта, характера своего вмешательства и его рамок, применяемых форм, средств, методов и пределов использования силы для достижения сепаратных национальных и блоковых интересов.

Агрессивное миротворчество синтезирует в себе такие передовые технологии НАТО, как:

- концепция «управления кризисами» (предусматривает последовательное наращивание политического и военного инструментария урегулирования) [12];

- комплексный подход (объединяет политические, гражданские и военные средства) [13];

- унифицированный алгоритм управления кризисами (регламентирует деятельность альянса от момента вскрытия признаков кризис-

10 Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки, 1975. С. 4-9.

11 Материалы саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. Вашингтон. С. 53, 56-57.

12 Пушкин С. Текущее состояние и перспективы развития НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 4. С. 13.

13 Материалы саммита НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября 2010 г. Стратегическая концепция обороны и обеспечения безопасности членов организации Североатлантического договора «Активное участие, современная оборона» // URL: http://www.nato.lnt/cps/ru/natohq/offlclal_ texts_68580.htm

ной ситуации до завершения миротворческой операции) [14].

При этом проводимое военное реформирование Организации Североатлантического договора ори-

ентировано на реализацию планов по одностороннему проведению широкомасштабных миротворческих операций за пределами его зоны ответственности [15].

Выводы

С учётом изложенных отечественных и зарубежных подходов предлагается следующая периодизация современной миротворческой деятельности, выстроенная на таком основании, как объект международно-правового вмешательства. Она имеет следующий вид:

- первый этап (1945-1988 гг.) -миротворчество первого поколения. Свойственно периоду холодной войны, разрешало главным образом международные конфликты под непосредственным патронажем ООН и включало три установленные её Уставом традиционные категории миротворческих операций: наблюдательные миссии, операции по поддержанию и установления мира, механизм реализации которых определялся наличием или отсутствием согласия на внешнее вмешательство со стороны национального правительства и различался возможностью применения военной силы.

В это период были сформулированы и приняты ключевые принципы международного миротворчества, критерии успешности операций, основополагающие нормативные документы ООН, регламентиру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ющие взаимодействие между субъектами международного права и миротворческими акторами;

- второй этап (1989-1998 гг.) -миротворчество переходного (транзитного) периода, который характеризовался снижением роли ведущих субъектов мировой политики -ОБСЕ и ООН, делегированием последней своих полномочий по урегулированию конфликтов другим влиятельным акторам - США и НАТО. Данному периоду свойственно размывание Западом принципов традиционной миротворческой деятельности за счёт внедрения силовых подходов в рамках концепции многонациональных операций второго поколения, ставящих под сомнение эффективность миротворческой практики ООН.

Руководство Организации Объединённых Наций вводит в обращение регламентирующие миротворчество документы преимущественно декларативного, нейтрального или противоречивого характера, не конкретизирующих понятийный аппарат миротворческой деятельности и допускающих их неоднозначную трактовку;

14 Краснов С, Клименко С. Организация деятельности НАТО в сфере кризисного урегулирования // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 12. С. 11-13.

15 Дмитриев А., Александров А. Основные направления развития объединённых вооружённых сил НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 6. С. 10-13.

- третий этап (с 1999 г.) - агрессивное миротворчество Соединённых Штатов Америки и стран Западной Европы (новейшее миротворчество, или миротворчество второго поколения).

Его основными чертами являются: увеличение вероятности урегулирования кризисов по югославскому сценарию * и масштабное применение военной силы без мандата СБ ООН [16]. Продолжается закрепление неофициальной доминантной роли в мировом миротворческом процессе США и НАТО [17], чьи теоретические концепции и практические подходы по принудительному разрешению кризисных ситуаций приобретают новых сторонников,

в том числе среди нейтральных и внеблоковых стран [18].

Реализуются традиционные миротворческие операции первого поколения и комплексные военные операции второго поколения, осуществляемые в том числе вне рамок ООН индивидуальными (в основном трансатлантическими) акторами-партнёрами, действующими от имени международного сообщества на правах самостоятельных наднациональных институтов. Руководство ООН в официальной переписке наращивает практику использования «неоднозначных трактовок и позиций», размывающих, подменяющих и упрощающих традиционное содержание классического миротворчества.

Таким образом, характерной особенностью новейшего периода развития миротворческой деятельности является доминирование США и НАТО в мировом миротворческом процессе и использование ими в одностороннем порядке преимущественно «принудительно-силовых» подходов из арсенала средств агрессивного миротворчества.

Вместе с тем факт успешного проведения в соответствии с нормами Устава ООН Российской Федерацией в миротворческих целях с сентября 2015 г. антитеррористической операции в Сирии позволяет считать неизбежным завершение «фазы геостратегического доминирования Запада», длительность которой будет определяться в том числе и значимостью достигнутых военно-политических результатов как итога российского миротворчества.

16 The National Military Strategy of the United States of America 2015. N.Y. 2015. Р. 3, 5-6; National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review. L.: Williams Lea Group, 2015. Р. 29, 60.

17 Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России. Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2008. С. 21.

18 Петров К. Участие вооружённых сил Швеции в операциях за пределами национальной территории // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 7.

* Прецедент отсутствия у НАТО резолюции СБ ООН в ходе бомбардировки Югославии в 1999 г. был затем повторен в 2003 г. международной коалицией во главе с США в Ираке в ходе силового свержения режима С. Хусейна и операции альянса в Ливии в 2011 г. при физическом устранении М. Каддафи.

Библиография • References

Гаврилов В. Эволюция взглядов экспертов США и Великобритании на проведение миротворческих операций // Зарубежное военное обозрение, 2002. № 8. С. 2-11.

[Gavrûov V. EHvolyuciya vzglyadov ehkspertov SSHA i Velikobritanii na provedenie mirotvorcheskih operacij // Zarubezhnoe voennoe obozrenie, 2002. № 8. S. 2-11] Дмитриев А., Александров А. Основные направления развития объединённых вооружённых сил НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 6. С. 1014.

[Dmitriev A., Aleksandrov A. Osnovnye napravleniya razvitiya ob»edinjonnyh vooruzhjonnyh sil NATO // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2014. № 6. S. 10-14] Карпович О. Г. Международно-правовые основы миротворческой деятельности

США // Международное право и международные организации. 2013. № 2 [Karpovich O. G. Mezhdunarodno-pravovye osnovy mirotvorcheskoj deyatel'nosti

SSHA // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organlzaciе. 2013. № 2] Краснов С., Клименко С. Организация деятельности НАТО в сфере кризисного

урегулирования // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 12. С. 11-17. [Krasnov S., Klimenko S. Organizaciya deyatel'nosti NATO v sfere krizisnogo

uregulirovaniya // Zarubezhnoe voennoe obozrenie. 2015. № 12. S. 11-17] Лактионова И. В. Миротворческая деятельность России в СНГ (1992-1999 гг.). Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2004 // URL: http://cheloveknauka. com/mirotvorcheskaya-deyatelnost-rossii-v-sng#ixzz3kh1qtAWS [Laktionova I. V. Mirotvorcheskaya deyatel'nost' Rossii v SNG (1992-1999 gg.). Аvtoref. dis. ... kand. polit. nauk. M., 2004 // URL: http://cheloveknauka.com/ mirotvorcheskaya-deyatelnost-rossii-v-sng#ixzz3kh1qtAWS] Манойло А. В. Геополитическая картина мира // Россия-2014: Безопасность и развитие. Аналитический проект / под общ. ред. И. В. Бочарникова. М.: Экон-информ, 2014. - 327 с. [Manojlo A. V. Geopoliticheskaya kartina mira // Rossiya-2014: Bezopasnost' i razvitie. Analiticheskij proekt / pod obshch. red. I. V. Bocharnikova. M.: EHkon-inform, 2014. - 327 s.]

Материалы саммита НАТО в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. Вашингтон. -119 с.

[Materialy sammita NATO v Vashingtone 23-25 aprelya 1999 g. Vashington. - 119 s.] Материалы саммита НАТО в Лиссабоне 19-20 ноября 2010 г., Стратегическая концепция обороны и обеспечения безопасности членов организации Североатлантического договора «Активное участие, современная оборона» // URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm [Materialy sammita NATO v Lissabone 19-20 noyabrya 2010 g., Strategicheskaya koncepciya oborony i obespecheniya bezopasnosti chlenov organizacii Severoatlanticheskogo dogovora «Aktivnoe uchastie, sovremennaya oborona» // URL: http://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_68580.htm] Никитин А. И. Миротворческие операции: мировая практика и опыт СНГ. Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М., 2000 // URL: http://refdb.ru/ look/1230048-pall.html [NikitinA. I. Mirotvorcheskie operacii: mirovaya praktika i opyt SNG. А^югеп dis. ...

d-ra polit. nauk. M., 2000 // URL: http://refdb.ru/look/1230048-pall.html] Никитин А. И. Конфликты и миротворческая деятельность: типологизация, методологические аспекты // Вестник МГИМО. 2010. № 4. С. 234-244. [Nikitin A. I. Konflikty i mirotvorcheskaya deyatel'nost': tipologizaciya, metodologicheskie aspekty // Vestnik MGIMO. 2010. № 4. S. 234-244]

Новиков С. С. Деятельность миротворческих миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии. Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Владимир, 2011 // URL: http://dissers.ru/ avtoreferati-dissertatsii-istoriya/a56.php [Novikov S. S. Deyatel'nost' mirotvorcheskih missij OON, OBSE i Rossijskoj Federacii v razreshenii konfliktov na territorii byvshej Yugoslavii. Аvtoref. dis. ... d-ra ist. nauk. Vladimir, 2011 // URL: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-istoriya/ a56.php]

Петров К. Участие вооружённых сил Швеции в операциях за пределами национальной территории // Зарубежное военное обозрение. 2014. № 7. С. 20-25. [Petrov K. Uchastie vooruzhjonnyh sil SHvecii v operaciyah za predelami nacional'noj

territorii // Zarubezhnoe voennoe obozrenie, 2014. № 7. S. 20-25] Сазонова К. Л. Правовые аспекты применения военной силы в миротворчестве Организации Объединённых Наций. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. - 21 с.

[Sazonova K. L. Pravovye aspekty primeneniya voennoj sily v mirotvorchestve Organizacii Ob»edinjonnyh Nacij. АуШгеГ dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2011. -21 s.]

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт.

Хельсинки, 1975. - 59 с. [Soveshchanie po bezopasnosti i sotrudnichestvu v Evrope. Zaklyuchitel'nyj akt.

Hel'sinki, 1975. - 59 s.] Пушкин С. Текущее состояние и перспективы развития НАТО // Зарубежное военное обозрение. 2015. № 4. С. 7-17. [Pushkin S. Tekushchee sostoyanie i perspektivy razvitiya NATO // Zarubezhnoe

voennoe obozrenie. 2015. № 4. S. 7-17] Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России.

Автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2008. - 33 с. [SHerpaev V. I. Voennaya politika v politicheskom processe sovremennoj Rossii.

А^юге^ dis. ... d-ra polit. nauk. Ekaterinburg, 2008. - 33 s.] Presidential Decision Directive 25 «US Policy On Reforming Multilateral Peace Operations» // National Security Archive// URL: http://nsarchive.gwu.edu/ NSAEBB/NSAEBB53/rw050394.pdf. The National Military Strategy of the United States of America 2015. N.Y., 2015. Р. 3, 5-6 // National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review. L.: Williams Lea Group, 2015. Р. 29, 60.

Статья поступила в редакцию 14 мая 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.