УДК 304.2
Международное миротворчество -элемент системы национальной безопасности
России
Павел ШАМАРОВ
К истории вопроса
Первая Концепция национальной безопасности современной России была утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 [1], а 10 января 2000 г. [2] в силу вступил её второй вариант, который в течение достаточно длительного времени был основополагающим документом в вопросе обес-
печения национальной безопасности страны. Он утратил силу только через семь лет - в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [3].
Третья редакция данного документа (даже с учётом внесённых
ШАМАРОВ Павел Вячеславович - кандидат военных наук (Министерство обороны РФ). E-mail: [email protected]
Ключевые слова: миротворческая деятельность, миротворческие операции, национальная безопасность, национальные интересы, перспективная модель региональной безопасности.
1 Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_17186
2 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25677
3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_87685
в середине 2014 г. в содержание Стратегии значительных корректив) просуществовала менее половины отведённого срока, устарев уже в своём «обновлённом виде» менее чем за полтора года.
В этой связи, по оценке ряда экспертов [4], Стратегию национальной безопасности страны пришлось не просто обновлять, а в приоритетном порядке создавать её новую (уже четвёртую) версию, которая и была утверждена 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5].
Как подчёркнуто в п. 1 документа (раздел «Общие положения»), настоящая Стратегия является базовым документом, определяющим стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленным на укрепление её национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. При этом Стратегия (п. 3 «Общих положений») призвана консолидировать усилия органов власти всех уровней и институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности России.
Несомненным достоинством принятой Стратегии является сформу-
лированное в ней понятие «национальная безопасность Российской Федерации»: под ней понимается состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие государства [5].
По сравнению с определением национальной безопасности в редакции 2009 г. в новый термин дополнительно введены такие составляющие национальной безопасности, как обеспечение реализации независимости, государственной целостности и социально-экономического развития России.
В свою очередь, национальная безопасность включает в себя (п. 6 «Общих положений») оборону страны и все виды безопасности, закреплённые Конституцией России и законодательством: государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую, а также безопасность личности.
В целом можно сделать вывод, что реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в общест-
4 Последний военный аргумент России (о чём не договаривает новая Стратегия национальной безопасности) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_red.html
5 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok. html
ве, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Новая Стратегия имеет ряд характерных особенностей. К ним
относятся: срок её действия не регламентирован, задачи по степени важности не ранжированы, причём некоторые из них в достаточной мере не конкретизированы, а представлены лишь в самом общем виде.
Роль и место миротворческой деятельности в новой Стратегии национальной безопасности
Прямых ссылок на международную миротворческую деятельность Российской Федерации в новой Стратегии национальной безопасности всего лишь несколько *.
В частности, в п. 29 (раздел II «Россия в современном мире») говорится о том, что «в области международной безопасности Россия сохраняет приверженность к использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества».
В п. 41 (раздел IV «Обеспечение национальной безопасности») констатируется, что «обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе путём применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества... и использования других международно-правовых инструментов». В п. 104 того же раздела международное миротворчество рассматривается в качестве действенного инструмента урегулирования вооружённых конфликтов в строгом соответствии с принципами Устава ООН.
В опосредованной форме международное миротворчество также несколько раз упоминается в новой Стратегии.
Так, в п. 34 говорится о том, что достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём... предотвращения военных конфликтов.
В п. 36 - в целях... предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические... и иные меры.
В п. 103 подчёркивается, что Россия участвует в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации... чрезвычайных ситуаций и оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
Приведённые положения Стратегии в полной мере коррелируются с официально декларируемой целью российского участия в международ-
* Под миротворческой деятельностью ряд учёных понимает политическую, дипломатическую, правовую, военную, экономическую и иного характера деятельность гражданского и военного персонала, контингентов вооружённых сил, осуществляемую в соответствии с мандатом международной или региональной организации, направленную на предотвращение, разрешение или постконфликтное урегулирование межгосударственных или внутригосударственных споров (конфликтов) и способствующую поддержанию или восстановлению мира и международной безопасности (Лутовинов В. И., Морозов Ю. В. Предотвращение и урегулирование конфликтов посредством миротворческой деятельности // Военная мысль. 2001. № 1).
ных миротворческих операциях [6] -стремлением устранять угрозы миру, его нарушения либо акты агрессии, т. е. содействовать обеспечению глобальной военно-политической стабильности.
Однако участие Российской Федерации в миротворческих операциях заслуживает большего упомина-
ния в Стратегии, поскольку такая деятельность, как считают некоторые отечественные учёные, в значительной степени определяется необходимостью обеспечения собственной национальной безопасности на территориях, являющихся зоной жизненно важных интересов России [7].
Участие России в миротворческих операциях
Россия стала принимать участие в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ относительно недавно -только с начала 90-х годов, командируя военных наблюдателей в различные кризисные регионы и страны.
В их число вошли: район ирако-кувейтской границы (1991 г.), Западная Сахара (1991 г.), Югославия (1992 г.), Камбоджа (1992 г.), Мозамбик (1992 г.), Руанда (1994 г.), Грузия (1994 г.), Ангола (1995 г.), Гватемала (1997 г.), Сьерра-Леоне (1998 г.), Восточный Тимор (1999 г.), Демократическая Республика Конго (1999 г.) [8]. Более или менее полноценные российские воинские контингенты в рамках миротворческой деятельности ООН* были направлены на территорию бывшей Югославии (Босния и Герцего-
вина, Косово) [9, с. 168-178, 181-192], Республику Чад и Центрально-Африканскую Республику [10].
Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется значительным числом кризисных регионов, в которых происходили и происходят вооружённые конфликты различной интенсивности ввиду обострения политических, экономических, межнациональных и межконфессиональных проблем, как в границах недавно ещё единых государств (например, Кипр, Ирак, Украина, Сирия, республики бывших СССР и Югославии), так и между самостоятельными субъектами между-
6 Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (с изм. от 7 февраля 2011 г. и 4 июня 2014 г.) // URL: http://base.garant.rU/10118921/1/#block_100
7 Горбачёв А. Л. Правовые основы миротворческой деятельности России. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006 // URL: http://cheloveknauka.com/pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii
8 Криворучко А. А. Миротворческая операция российского воинского контингента в Косово как одно из направлений реализации внешней политики РФ (1999-2003 гг.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2012 // URL: http://dibase.ru/article/25112012_101811_krivoruchko
9 Штоль В. В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.
10 Операции ООН по поддержанию мира. История миротворческих операций // URL: http:// www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml
* Без учёта миротворческих операций РФ на территории бывшего СССР - в Южной Осетии, Молдавии, Таджикистане и Абхазии.
народного права (Индия - Пакистан, Израиль - Сирия, США - Ирак, США -Афганистан, США - Ливия).
Рост числа вооружённых конфликтов как внутренних, так и международных, в свою очередь, обусловливает широкое использование новых форм военной силы, прежде всего в виде миротворческих операций.
Так, только усилиями ООН в различных регионах планеты в настоящее время проводятся 16 операций по поддержанию мира (всего с 1948 г. осуществлено 69 подобных операций, причём 56 -после 1988 г. [10]).
При этом в интересах решения указанных задач на 1 сентября 2015 г. 122 государства предоставили в распоряжение Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН* более 90 тыс. военнослужащих и полицейских (всего в этих операциях участвует до 125 тыс. сотрудников ООН) [11, 12].
Исследование современных кризисных ситуаций в мире [13] выявило в миротворческой деятельности ООН ряд важных системных недос-
татков, существенно ограничивающих её способность эффективно решать задачи по установлению и поддержанию мира, а также управлять международными конфликтами в интересах их разрешения. В их число прежде всего вошли:
- доминирование западных подходов в миротворческой деятельности;
- низкая степень оперативного реагирования на изменения политической обстановки;
- инертность и медлительность в принятии важных решений;
- неспособность к форсированной мобилизации требуемых ресурсов;
- приверженность к использованию сложившихся шаблонов, штампов и стереотипов**.
В миротворческой деятельности (или по классификации НАТО - многонациональных операциях по кризисному урегулированию) активное участие принимает и Североатлантический союз. Вне географических границ НАТО из его боевого состава на современном этапе к решению
11 Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www.un.org/ ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un.org/ru/sc/documents/ resolutions/1993.shtml
12 Операции ООН по поддержанию мира. Департамент операций по поддержанию мира // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko
13 Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2012 // URL: http://search. rsl.ru/ru/catalog/record/5553357
* ДОПМ обеспечивает общее политическое и директивное руководство операциями ООН по поддержанию мира, а также поддерживает контакты с Советом Безопасности ООН, странами, предоставляющими войска, и сторонами в конфликте в интересах выполнения мандатов Совета Безопасности ООН [12].
** Имеются в виду англосаксонская и романо-германская модели управления международными конфликтами. Первая модель подразумевает миротворческие операции США в форме глобальной цивилизаторской миссии, несущей другим народам так называемые «универсальные ценности» - мировоззрение, политические нормы и стандарты англосаксонской цивилизации. Вторая - присуща ведущим странам ЕС и исходит из того, что миротворческий процесс заключается в изменении взглядов его участников на сам конфликт в соответствии с предлагаемым европейскими миротворцами готовыми шаблонами [13].
указанных задач привлечено до 140 тыс. военнослужащих, задействованных в наземных, воздушных и морских операциях в Косово, Афганистане, Ливии, Ираке, Сомали, Средиземном море, а также у берегов Африканского Рога. Такие операции, как правило, проводятся усилиями альянса в сотрудничестве с другими странами и международными организациями, в первую очередь ООН [14, 9, с. 163-216].
Практика участия контингентов вооружённых сил США и НАТО в конфликтах на территории Сомали и Боснии в 90-х годах обусловила коренную переработку стратегических доктрин НАТО, в которых миротворческие операции стали рассматриваться в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности альянса. В тот же период в Белом доме сформировались достаточно радикальные подходы к миротворчеству, основу которых составили интенсивное, упреждающее и подавляющее использование военной силы.
При этом США и страны Западной Европы заинтересованы трансформировать международные конфликты в управляемые в их интересах военные операции (например, для достижения геополитического превосходства в кризисных регионах), чем на деле способствовать процессу мирного урегулирования (так называемая консервация кризисной ситуации) [13].
Такая обстановка «замороженного конфликта» сознательно создана европейцами на территории Косово, где с июня 1999 г. размещается ми-
ротворческая многонациональная группировка НАТО КФОР (Kosovo Force), ядром численного и боевого состава которой традиционно является воинский контингент США. При этом в интересах обеспечения долгосрочного геополитического и военного доминирования США на Балканах в районе г. Урошевац (Гни-ланский регион Края) ещё в середине 2000 г. сооружён американский базовый лагерь Бондстил (Bondsteel). Он является вторым по величине (после базы ВВС США Рамштайн в Германии) американским стационарным военным объектом в Европе.
Достаточно мощное военное присутствие НАТО в Крае (около 5,5 тыс. чел.) обеспечивает безопасное размещение в Приштине многочисленных представителей дипломатического корпуса, деловых и финансовых кругов Запада, а также успешное продвижение в Косово и в целом на Балканах национальных интересов ведущих западноевропейских стран, в первую очередь США и Великобритании. К их числу относятся:
- жёсткий контроль англосаксами внутренней политической ситуации в Крае и работы правительства (включая деятельность МВД и сформированных по американским стандартам косовских вооружённых сил);
- сохранение режима наибольшего благоприятствования в экономической области (в том числе продвижение своих сторонников на ключевые посты в местных компаниях);
- получение максимальных дивидендов при добыче на территории Края природных ресурсов;
14 Организация Североатлантического договора. Операции и миссии НАТО // URL: http:// www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm
- активное противодействие экономическому, политическому и военному влиянию России на Балканах.
Итак, с учётом вышесказанного в большинстве современных конфликтов и гражданских войн (где, как правило, обязательно замешаны США и их союзники по НАТО) всегда в той или иной степени затрагиваются национальные интересы России.
Безусловно, Российская Федерация в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН прилагает значительные усилия по легитимному реформированию миротворчества в рамках общепризнанных норм международного права, а также по приданию ему статуса правового механизма международной коллективной безопасности.
Однако до сих пор в соответствующей деятельности не просматривается прагматично-рациональ-
ный подход по активному участию России в международной миротворческой деятельности.
Вместе с тем последнее предоставило бы нашей стране ряд преимуществ по эффективному продвижению и защите за рубежом российских национальных интересов, а также способствовало бы проведению такой внешней политики, которая во многом свела бы на нет затратную конфронтацию и возможную гонку вооружений. Реализация в миротворчестве указанного подхода также содействовала бы закреплению за Россией статуса одной из ведущих мировых держав, внешнеполитические усилия которой в условиях многополярного мира ориентированы на поддержку стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений.
Концептуальные основы миротворческой деятельности России
С учётом изложенного международная миротворческая деятельность по урегулированию вооружённых конфликтов приобретает в современных условиях для России особое значение, что обусловлено следующими основными военно-политическими аспектами.
1. По мнению ряда экспертов [15], международное миротворчество давно де-факто заслужило право называться частью внешней политики любого суверенного государст-
ва. Это обусловлено тем, что миротворческие операции де-юре относятся к сложнейшей политической деятельности, связанной с комплексным использованием возможностей мирной дипломатии, невоенных средств и национальных воинских контингентов (в том числе в рамках операций многонациональных или коалиционных группировок под эгидой международного сообщества) в интересах контроля за военными конфликтами как внутри
15 Щеголев В. В. Международное миротворчество: Проблема военно-политического решения. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2000. // URL: http://www.dslib.net/glob-razvitie/ mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1
отдельных государств, так и между ними.
2. Участие в международном миротворчестве оказывает непосредственное влияние на политическую модернизацию мира, когда вырабатываются новые формы, процедуры и механизмы политического поведения в условиях распада Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства и нарастания хаотичности в международных отношениях. При этом сами международные конфликты выступают в качестве «внешнего импульса» обновления международных отношений и политической модернизации, «испытательных полигонов» для апробирования перспективных концепций и доктрин кризисного урегулирования.
Таким образом, участие России в миротворчестве обеспечивает формирование на мировом уровне новых подходов по определению облика будущей глобальной политической системы и её перспективной модели безопасности, а также конструирование системы международных отношений в конфликтной зоне [13].
3. Стремительное возвращение России в мировую политику в качестве одного из ключевых международных субъектов полицентричного мира обусловливает её интерес в укреплении своих национальных позиций в стратегически значимых регионах земного шара, в том числе там, где отмечаются конфликты различной интенсивности. В основном это страны так называемого третьего мира: молодые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Базисом для продвижения российских интересов в указанных странах могло бы стать то обстоятельство, что
в прошлом СССР традиционно обладал на этих территориях высоким авторитетом, а в настоящее время преемник СССР - Российская Федерация располагает обширным и конструктивным опытом национальной миротворческой деятельности. Именно поэтому возвращение России в указанные регионы в формате миротворца - вопрос не только экономической целесообразности, сколько укрепления её особого статуса в международном сообществе.
4. Миротворческие операции, как правило, включают в себя меры по постконфликтному построению мира - миростроительству, которое подразумевает прежде всего содействие в восстановлении институтов государственной власти и ключевой инфраструктуры, а также обеспечение условий для проведения свободных выборов и налаживания мирной жизни. При этом значимый национальный участник миротворческой операции (актор-миротворец) получает уникальную возможность непосредственно воздействовать на стороны конфликта для внедрения в коллективное сознание участников конфликта новых ценностных установок, а также придания их прежним ориентирам принципиально нового качества.
Следовательно, участие Российской Федерации в постконфликтном мирном строительстве способствует укреплению её внешнеполитических позиций в кризисном регионе, а также реализации важных национальных интересов.
5. При проведении миротворческих операций под эгидой международного сообщества решаются не только вопросы мирного урегулирования тех или иных вооружённых
конфликтов, но и отрабатываются на практике перспективные элементы формируемой системы региональной безопасности, учитывающей в том числе национальные интересы и внешнеполитические взгляды ключевых акторов-миротворцев. В этой связи миротворческую деятельность необходимо рассматривать не только с внешнеполитических позиций России в рамках сотрудничества с международными и региональными организациями, но и в контексте отстаивания собственных интересов, связанных с обеспечением в конфликтном регионе национальной и военной безопасности страны.
6. С учётом вышесказанного и пробелов по данному вопросу в Уставе ООН на государственном уровне может быть рассмотрен вопрос по законодательному закреплению за Российской Федерацией права распространения своей национальной юрисдикции на отдельные районы иностранного государства в случае проведения в пределах указанной территории миротворческой операции в интересах защиты жизни и здоровья российских граждан [16].
Не стоит забывать, что организуемые в рамках международного миротворчества операции, как правило, реализуются в сложной обстановке и характеризуются острым антагонизмом конфликтующих сторон в отношении возможных подходов по восстановлению мира. При
этом стороны конфликта зачастую имеют диаметрально противоположные интересы в прекращении вооружённого противостояния, не готовы к широкому посредничеству и вмешательству международных и региональных организаций, жёстко демонстрируют намерение продолжить вооружённую борьбу и заявляют об отказе от любой формы сотрудничества с миротворцами.
Следовательно, своевременное, оперативное и легитимное (основанное на международных правовых нормах) превентивное размещение российского миротворческого контингента в конфликтном регионе будет способствовать стабилизации военно-политической обстановки на региональном или внутригосударственном уровнях, снизит вероятность расширения масштабов агрессивных силовых действий сторон, а также будет стимулировать международное сообщество к активному поиску возможных вариантов мирного разрешения кризисной ситуации.
Однако использование российских миротворцев за рубежом должно быть тщательно спланировано и просчитано с учётом имеющегося отечественного и международного опыта (в том числе в отношении обеспечения защиты личного состава и адекватного силового реагирования на агрессивные действия)*. Отсюда необходима детальная проработка соответствующих алгоритмов и критериев принятия взвешен-
16 Гуров В. А. Отечественные Вооружённые силы и их роль в разрешении вооружённых конфликтов в 1988-2008 годах. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Оренбург, 2014. // URL: http:// search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357
* Статья 51 Устава ООН приравнивает нападение на пользующихся законным мандатом миротворцев к нападению на государство, от которого эти миротворцы назначены.
ного и прагматичного политического решения на участие российских представителей в международной миротворческой операции, предельно минимизировав при этом субъективные, конъюнктурные и волюнтаристские факторы. Одновременно численный состав российских миротворцев (военного и полицейского контингентов) должен соответствовать масштабам и интенсивности вооружённого конфликта.
Общемировой опыт показывает, что достигнутые результаты в ходе военной фазы миротворческой операции зачастую неадекватно воспринимаются политическими оппонентами, критически оцениваются миро-
вым сообществом (не стоит забывать неадекватную реакцию стран Запада в отношении воздушной операции российских ВКС в Сирии в 20152016 гг.) и становятся объектами специальных психологических операций.
В этой связи активная и наступательная пропагандистская кампания в иностранных, в первую очередь англоязычных, СМИ по формированию благоприятного для России мирового общественного мнения в отношении её законного и правомочного использования военной силы в ходе миротворческой операции - одно из перспективных направлений укрепления национальной безопасности страны.
Практика межгосударственных отношений в последние десятилетия убедительно свидетельствует о том, что в решении многих вопросов миротворчества, касающихся в первую очередь зоны СНГ*, Россия сталкивается с активным противодействием США, Великобритании, Германии, Франции и других стран Запада, а также предвзятым и недружественным поведением некоторых региональных организаций (в частности, ОБСЕ и НАТО).
В этой связи укрепление и расширение экономических, политических, духовных связей, военного сотрудничества с постсоветскими странами - одно из приоритетных направлений укрепления национальной безопасности России.
Можно констатировать, что, поскольку внешняя политика США и Запада в целом ориентирована на односторонние силовые действия без учёта позиции России, нашим национальным интересам отвечает всестороннее укрепление роли ООН в миротворчестве, в том числе за счёт значительного расширения российского участия (на военном, полицейском и гражданском уровнях) в операциях по поддержанию мира. При этом достижение требуемой международной поддержки российских миротворческих (в том числе доктринальных) инициатив возможно лишь в случае планового, целенаправленного и системного сотрудничества со всеми государствами - членами ООН, исключающего элементы формализма и кампанейщины, скоропалительного и необдуманного принятия соответствующих решений.
В целом миротворческая деятельность Российской Федерации способствует превентивному снижению уровня внешних угроз, защите националь-
* Сегодня во многих постсоветских республиках существуют различные территориально-этнические споры.
ных интересов страны в конфликтных (постконфликтных) регионах, повышению её статуса и значения на международной арене, и обусловливает необходимость разработки на государственном уровне Концепции международной миротворческой деятельности страны. Именно такой нормативно-правовой документ мог бы органично дополнить её Стратегию национальной безопасности.
Таким образом, активное участие России в международной миротворческой деятельности в целях разрешения проблем глобального или регионального уровня может рассматриваться в качестве действенного механизма по превентивному снижению уровня внешних угроз, обеспечению реализации и продвижению за рубежом национальных интересов, повышению международного престижа и статуса страны. При этом учёт в такой деятельности прагматично-рациональных подходов предоставит России ряд преимуществ по обеспечению своей национальной безопасности, что самым положительным образом скажется на формировании мировой политической системы и её перспективной модели безопасности, а также будет способствовать укреплению её статуса как одной из ведущих держав мира.
Библиография • References
Горбачёв А. Л. Правовые основы миротворческой деятельности России. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. - 28 с. // URL: http://cheloveknauka. com/pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii [Gorbachjov A. L. Pravovye osnovy mirotvorcheskoj dejatel'nosti Rossii. Avtoreferat diss. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. - 28 c. // URL: http://cheloveknauka.com/ pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii] Гуров В. А. Отечественные Вооружённые силы и их роль в разрешении вооружённых конфликтов в 1988-2008 годах. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Оренбург, 2014. - 24 c. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357 [Gurov V. A. Otechestvennye Vooruzhennye sily i ih rol' v razreshenii vooruzhennyh konfliktov v 1988-2008 godah. Avtoreferat. diss. ... d-ra ist. nauk. Orenburg, 2014. - 24 c. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357] Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2012. - 54 с. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357 [Karpovich O. G. Sovremennye koncepcii upravlenija mezhdunarodnymi konfliktami v mirotvorcheskih operacijah. Avtoreferat diss. ... d-ra polit. nauk. M., 2012. -54 s. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357] Криворучко А. А. Миротворческая операция российского воинского контингента в Косово как одно из направлений реализации внешней политики РФ (19992003 гг.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2012. - 26 с. // URL: http:// dibase.ru/article/25112012_101811_krivoruchko [Krivoruchko A. A. Mirotvorcheskaja operacija rossijskogo voinskogo kontingenta v Kosovo kak odno iz napravlenij realizacii vneshnej politiki RF (1999-2003 gg.). Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk. M., 2012. - 26 s. // URL: http://dibase.ru/ article/25112012_101811_krivoruchko]
Лутовинов В. И., Морозов Ю. В. Предотвращение и урегулирование конфликтов посредством миротворческой деятельности // Военная мысль. 2001. M 1. С. 12-18.
[Lutovinov V. I., Morozov JU.V. Predotvrashhenie i uregulirovanie konfliktov posred-
stvom mirotvorcheskoj dejatel'nosti // Voennaja mysl'. 2001. M 1. S. 12-18| Операции ООН по поддержанию мира. Департамент операций по поддержанию
мира // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko [Operacii OON po podderzhaniju mira. Departament operacij po podderzhaniju mira // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko|
Операции ООН по поддержанию мира. История миротворческих операций //
URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml [Operacii OON po podderzhaniju mira. Istorija mirotvorcheskih operacij // URL:
http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml| Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www. un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un. org/ru/sc/documents/resolutions/1993.shtml [Operacii OON po podderzhaniju mira. Cifry i fakty // URL: http://www.un.org/ru/ peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un.org/ru/sc/ documents/resolutions/1993.shtml|
Организация Североатлантического договора. Операции и миссии НАТО // URL:
http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm [Organizacija Severoatlanticheskogo dogovora. Operacii i missii NATO // URL: http://
www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm| Последний военный аргумент России (о чём не договаривает новая Стратегия национальной безопасности) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_ red.html
[Poslednij voennyj argument Rossii (o chjom ne dogovarivaet novaja Strategija naci-onal'noj bezopasnosti) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_red. html|
Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. M 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_25677 [Ukaz Prezidenta RF ot 10 janvarja 2000 g. M 24 «O Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25677|
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. M 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685 [Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. M 537 (red. ot 1 ijulja 2014 g.) «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685| Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. M 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17186 [Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. M 1300 «Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_17186|
Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. M 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/ nac-bezopasnost-site-dok.html
[Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html] Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (с изм. от 7 февраля 2011 г. и 4 июня 2014 г.) // URL: http://base. garant.ru // 10118921/1/#block_100 [Federal'nyj zakon ot 23 ijunja 1995 g. № 93-FZ «O porjadke predostavlenija Rossijskoj Federaciej voennogo i grazhdanskogo personala dlja uchastija v dejatel'nosti po podderzhaniju ili vosstanovleniju mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti» (s izm. ot 7 fevralja 2011 g. i 4 ijunja 2014 g.) // URL: http://base.garant.ru // 10118921/1/#block_100] Штоль В. В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010. - 384 с. [Shtol' V. V. Armija «Novogo mirovogo porjadka». M.: OGI, 2010. - 384 s.] Щеголев В. В. Международное миротворчество: Проблема военно-политического решения. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2000. - 48 с. // URL: http://www.dslib.net/glob-razvitie/mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1 [Shhegolev V. V. Mezhdunarodnoe mirotvorchestvo: Problema voenno-politicheskogo reshenija. Avtoreferat diss. ... d-ra polit. nauk. M., 2000. - 48 s. // URL: http:// www.dslib.net/glob-razvitie/mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1]
Г
Продолжается подписка на 2016 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегуег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:
47653 - на полугодие 36789 - на год
V
у
6/2016
0Б03РEВАTEЛЬ-0BSERVER
57