Научная статья на тему 'Международное миротворчество - элемент системы национальной безопасности России'

Международное миротворчество - элемент системы национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОТВОРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамаров Павел Вячеславович

В политологии проблема миротворчества как элемента национальной безопасности государства до сих пор не получила предметного научного исследования. В статье раскрыты современные общемировые и российские подходы к проблеме миротворчества, делается вывод, что международная миротворческая деятельность по урегулированию вооружённых конфликтов приобретает в современных условиях для России особое значение, обусловленное соответствующими военно-политическими аспектами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Peacemaking as an Element of System of National Security of Russia

This article is the author's attempt to uncover the current global and Russian approaches to the issue of peacekeeping in terms of one of the elements of the national security state, which in political science to date has not yet received adequate and objective scientific research. The article summarized that the international peacekeeping activities in the resolution of armed conflict takes on in modern conditions for Russian special importance due to some of military-political aspects, envisaged in article.

Текст научной работы на тему «Международное миротворчество - элемент системы национальной безопасности России»

УДК 304.2

Международное миротворчество -элемент системы национальной безопасности

России

Павел ШАМАРОВ

К истории вопроса

Первая Концепция национальной безопасности современной России была утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 [1], а 10 января 2000 г. [2] в силу вступил её второй вариант, который в течение достаточно длительного времени был основополагающим документом в вопросе обес-

печения национальной безопасности страны. Он утратил силу только через семь лет - в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [3].

Третья редакция данного документа (даже с учётом внесённых

ШАМАРОВ Павел Вячеславович - кандидат военных наук (Министерство обороны РФ). E-mail: [email protected]

Ключевые слова: миротворческая деятельность, миротворческие операции, национальная безопасность, национальные интересы, перспективная модель региональной безопасности.

1 Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_17186

2 Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25677

3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_87685

в середине 2014 г. в содержание Стратегии значительных корректив) просуществовала менее половины отведённого срока, устарев уже в своём «обновлённом виде» менее чем за полтора года.

В этой связи, по оценке ряда экспертов [4], Стратегию национальной безопасности страны пришлось не просто обновлять, а в приоритетном порядке создавать её новую (уже четвёртую) версию, которая и была утверждена 31 декабря 2015 г. Указом Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [5].

Как подчёркнуто в п. 1 документа (раздел «Общие положения»), настоящая Стратегия является базовым документом, определяющим стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленным на укрепление её национальной безопасности и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. При этом Стратегия (п. 3 «Общих положений») призвана консолидировать усилия органов власти всех уровней и институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Несомненным достоинством принятой Стратегии является сформу-

лированное в ней понятие «национальная безопасность Российской Федерации»: под ней понимается состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, достойное качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие государства [5].

По сравнению с определением национальной безопасности в редакции 2009 г. в новый термин дополнительно введены такие составляющие национальной безопасности, как обеспечение реализации независимости, государственной целостности и социально-экономического развития России.

В свою очередь, национальная безопасность включает в себя (п. 6 «Общих положений») оборону страны и все виды безопасности, закреплённые Конституцией России и законодательством: государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую, а также безопасность личности.

В целом можно сделать вывод, что реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в общест-

4 Последний военный аргумент России (о чём не договаривает новая Стратегия национальной безопасности) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_red.html

5 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok. html

ве, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Новая Стратегия имеет ряд характерных особенностей. К ним

относятся: срок её действия не регламентирован, задачи по степени важности не ранжированы, причём некоторые из них в достаточной мере не конкретизированы, а представлены лишь в самом общем виде.

Роль и место миротворческой деятельности в новой Стратегии национальной безопасности

Прямых ссылок на международную миротворческую деятельность Российской Федерации в новой Стратегии национальной безопасности всего лишь несколько *.

В частности, в п. 29 (раздел II «Россия в современном мире») говорится о том, что «в области международной безопасности Россия сохраняет приверженность к использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов дипломатии и миротворчества».

В п. 41 (раздел IV «Обеспечение национальной безопасности») констатируется, что «обеспечение обороны страны осуществляется на основании принципов рациональной достаточности и эффективности, в том числе путём применения методов и средств невоенного реагирования, механизмов дипломатии и миротворчества... и использования других международно-правовых инструментов». В п. 104 того же раздела международное миротворчество рассматривается в качестве действенного инструмента урегулирования вооружённых конфликтов в строгом соответствии с принципами Устава ООН.

В опосредованной форме международное миротворчество также несколько раз упоминается в новой Стратегии.

Так, в п. 34 говорится о том, что достижение стратегических целей обороны страны осуществляется в рамках реализации военной политики путём... предотвращения военных конфликтов.

В п. 36 - в целях... предотвращения военных конфликтов разрабатываются и реализуются взаимосвязанные политические, военные, военно-технические, дипломатические... и иные меры.

В п. 103 подчёркивается, что Россия участвует в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации... чрезвычайных ситуаций и оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.

Приведённые положения Стратегии в полной мере коррелируются с официально декларируемой целью российского участия в международ-

* Под миротворческой деятельностью ряд учёных понимает политическую, дипломатическую, правовую, военную, экономическую и иного характера деятельность гражданского и военного персонала, контингентов вооружённых сил, осуществляемую в соответствии с мандатом международной или региональной организации, направленную на предотвращение, разрешение или постконфликтное урегулирование межгосударственных или внутригосударственных споров (конфликтов) и способствующую поддержанию или восстановлению мира и международной безопасности (Лутовинов В. И., Морозов Ю. В. Предотвращение и урегулирование конфликтов посредством миротворческой деятельности // Военная мысль. 2001. № 1).

ных миротворческих операциях [6] -стремлением устранять угрозы миру, его нарушения либо акты агрессии, т. е. содействовать обеспечению глобальной военно-политической стабильности.

Однако участие Российской Федерации в миротворческих операциях заслуживает большего упомина-

ния в Стратегии, поскольку такая деятельность, как считают некоторые отечественные учёные, в значительной степени определяется необходимостью обеспечения собственной национальной безопасности на территориях, являющихся зоной жизненно важных интересов России [7].

Участие России в миротворческих операциях

Россия стала принимать участие в миротворческих операциях ООН и ОБСЕ относительно недавно -только с начала 90-х годов, командируя военных наблюдателей в различные кризисные регионы и страны.

В их число вошли: район ирако-кувейтской границы (1991 г.), Западная Сахара (1991 г.), Югославия (1992 г.), Камбоджа (1992 г.), Мозамбик (1992 г.), Руанда (1994 г.), Грузия (1994 г.), Ангола (1995 г.), Гватемала (1997 г.), Сьерра-Леоне (1998 г.), Восточный Тимор (1999 г.), Демократическая Республика Конго (1999 г.) [8]. Более или менее полноценные российские воинские контингенты в рамках миротворческой деятельности ООН* были направлены на территорию бывшей Югославии (Босния и Герцего-

вина, Косово) [9, с. 168-178, 181-192], Республику Чад и Центрально-Африканскую Республику [10].

Современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется значительным числом кризисных регионов, в которых происходили и происходят вооружённые конфликты различной интенсивности ввиду обострения политических, экономических, межнациональных и межконфессиональных проблем, как в границах недавно ещё единых государств (например, Кипр, Ирак, Украина, Сирия, республики бывших СССР и Югославии), так и между самостоятельными субъектами между-

6 Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-Ф3 «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (с изм. от 7 февраля 2011 г. и 4 июня 2014 г.) // URL: http://base.garant.rU/10118921/1/#block_100

7 Горбачёв А. Л. Правовые основы миротворческой деятельности России. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006 // URL: http://cheloveknauka.com/pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii

8 Криворучко А. А. Миротворческая операция российского воинского контингента в Косово как одно из направлений реализации внешней политики РФ (1999-2003 гг.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2012 // URL: http://dibase.ru/article/25112012_101811_krivoruchko

9 Штоль В. В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010.

10 Операции ООН по поддержанию мира. История миротворческих операций // URL: http:// www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml

* Без учёта миротворческих операций РФ на территории бывшего СССР - в Южной Осетии, Молдавии, Таджикистане и Абхазии.

народного права (Индия - Пакистан, Израиль - Сирия, США - Ирак, США -Афганистан, США - Ливия).

Рост числа вооружённых конфликтов как внутренних, так и международных, в свою очередь, обусловливает широкое использование новых форм военной силы, прежде всего в виде миротворческих операций.

Так, только усилиями ООН в различных регионах планеты в настоящее время проводятся 16 операций по поддержанию мира (всего с 1948 г. осуществлено 69 подобных операций, причём 56 -после 1988 г. [10]).

При этом в интересах решения указанных задач на 1 сентября 2015 г. 122 государства предоставили в распоряжение Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) ООН* более 90 тыс. военнослужащих и полицейских (всего в этих операциях участвует до 125 тыс. сотрудников ООН) [11, 12].

Исследование современных кризисных ситуаций в мире [13] выявило в миротворческой деятельности ООН ряд важных системных недос-

татков, существенно ограничивающих её способность эффективно решать задачи по установлению и поддержанию мира, а также управлять международными конфликтами в интересах их разрешения. В их число прежде всего вошли:

- доминирование западных подходов в миротворческой деятельности;

- низкая степень оперативного реагирования на изменения политической обстановки;

- инертность и медлительность в принятии важных решений;

- неспособность к форсированной мобилизации требуемых ресурсов;

- приверженность к использованию сложившихся шаблонов, штампов и стереотипов**.

В миротворческой деятельности (или по классификации НАТО - многонациональных операциях по кризисному урегулированию) активное участие принимает и Североатлантический союз. Вне географических границ НАТО из его боевого состава на современном этапе к решению

11 Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www.un.org/ ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un.org/ru/sc/documents/ resolutions/1993.shtml

12 Операции ООН по поддержанию мира. Департамент операций по поддержанию мира // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko

13 Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2012 // URL: http://search. rsl.ru/ru/catalog/record/5553357

* ДОПМ обеспечивает общее политическое и директивное руководство операциями ООН по поддержанию мира, а также поддерживает контакты с Советом Безопасности ООН, странами, предоставляющими войска, и сторонами в конфликте в интересах выполнения мандатов Совета Безопасности ООН [12].

** Имеются в виду англосаксонская и романо-германская модели управления международными конфликтами. Первая модель подразумевает миротворческие операции США в форме глобальной цивилизаторской миссии, несущей другим народам так называемые «универсальные ценности» - мировоззрение, политические нормы и стандарты англосаксонской цивилизации. Вторая - присуща ведущим странам ЕС и исходит из того, что миротворческий процесс заключается в изменении взглядов его участников на сам конфликт в соответствии с предлагаемым европейскими миротворцами готовыми шаблонами [13].

указанных задач привлечено до 140 тыс. военнослужащих, задействованных в наземных, воздушных и морских операциях в Косово, Афганистане, Ливии, Ираке, Сомали, Средиземном море, а также у берегов Африканского Рога. Такие операции, как правило, проводятся усилиями альянса в сотрудничестве с другими странами и международными организациями, в первую очередь ООН [14, 9, с. 163-216].

Практика участия контингентов вооружённых сил США и НАТО в конфликтах на территории Сомали и Боснии в 90-х годах обусловила коренную переработку стратегических доктрин НАТО, в которых миротворческие операции стали рассматриваться в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности альянса. В тот же период в Белом доме сформировались достаточно радикальные подходы к миротворчеству, основу которых составили интенсивное, упреждающее и подавляющее использование военной силы.

При этом США и страны Западной Европы заинтересованы трансформировать международные конфликты в управляемые в их интересах военные операции (например, для достижения геополитического превосходства в кризисных регионах), чем на деле способствовать процессу мирного урегулирования (так называемая консервация кризисной ситуации) [13].

Такая обстановка «замороженного конфликта» сознательно создана европейцами на территории Косово, где с июня 1999 г. размещается ми-

ротворческая многонациональная группировка НАТО КФОР (Kosovo Force), ядром численного и боевого состава которой традиционно является воинский контингент США. При этом в интересах обеспечения долгосрочного геополитического и военного доминирования США на Балканах в районе г. Урошевац (Гни-ланский регион Края) ещё в середине 2000 г. сооружён американский базовый лагерь Бондстил (Bondsteel). Он является вторым по величине (после базы ВВС США Рамштайн в Германии) американским стационарным военным объектом в Европе.

Достаточно мощное военное присутствие НАТО в Крае (около 5,5 тыс. чел.) обеспечивает безопасное размещение в Приштине многочисленных представителей дипломатического корпуса, деловых и финансовых кругов Запада, а также успешное продвижение в Косово и в целом на Балканах национальных интересов ведущих западноевропейских стран, в первую очередь США и Великобритании. К их числу относятся:

- жёсткий контроль англосаксами внутренней политической ситуации в Крае и работы правительства (включая деятельность МВД и сформированных по американским стандартам косовских вооружённых сил);

- сохранение режима наибольшего благоприятствования в экономической области (в том числе продвижение своих сторонников на ключевые посты в местных компаниях);

- получение максимальных дивидендов при добыче на территории Края природных ресурсов;

14 Организация Североатлантического договора. Операции и миссии НАТО // URL: http:// www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm

- активное противодействие экономическому, политическому и военному влиянию России на Балканах.

Итак, с учётом вышесказанного в большинстве современных конфликтов и гражданских войн (где, как правило, обязательно замешаны США и их союзники по НАТО) всегда в той или иной степени затрагиваются национальные интересы России.

Безусловно, Российская Федерация в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН прилагает значительные усилия по легитимному реформированию миротворчества в рамках общепризнанных норм международного права, а также по приданию ему статуса правового механизма международной коллективной безопасности.

Однако до сих пор в соответствующей деятельности не просматривается прагматично-рациональ-

ный подход по активному участию России в международной миротворческой деятельности.

Вместе с тем последнее предоставило бы нашей стране ряд преимуществ по эффективному продвижению и защите за рубежом российских национальных интересов, а также способствовало бы проведению такой внешней политики, которая во многом свела бы на нет затратную конфронтацию и возможную гонку вооружений. Реализация в миротворчестве указанного подхода также содействовала бы закреплению за Россией статуса одной из ведущих мировых держав, внешнеполитические усилия которой в условиях многополярного мира ориентированы на поддержку стратегической стабильности и взаимовыгодных партнёрских отношений.

Концептуальные основы миротворческой деятельности России

С учётом изложенного международная миротворческая деятельность по урегулированию вооружённых конфликтов приобретает в современных условиях для России особое значение, что обусловлено следующими основными военно-политическими аспектами.

1. По мнению ряда экспертов [15], международное миротворчество давно де-факто заслужило право называться частью внешней политики любого суверенного государст-

ва. Это обусловлено тем, что миротворческие операции де-юре относятся к сложнейшей политической деятельности, связанной с комплексным использованием возможностей мирной дипломатии, невоенных средств и национальных воинских контингентов (в том числе в рамках операций многонациональных или коалиционных группировок под эгидой международного сообщества) в интересах контроля за военными конфликтами как внутри

15 Щеголев В. В. Международное миротворчество: Проблема военно-политического решения. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2000. // URL: http://www.dslib.net/glob-razvitie/ mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1

отдельных государств, так и между ними.

2. Участие в международном миротворчестве оказывает непосредственное влияние на политическую модернизацию мира, когда вырабатываются новые формы, процедуры и механизмы политического поведения в условиях распада Ялтинско-Потсдамской системы мироустройства и нарастания хаотичности в международных отношениях. При этом сами международные конфликты выступают в качестве «внешнего импульса» обновления международных отношений и политической модернизации, «испытательных полигонов» для апробирования перспективных концепций и доктрин кризисного урегулирования.

Таким образом, участие России в миротворчестве обеспечивает формирование на мировом уровне новых подходов по определению облика будущей глобальной политической системы и её перспективной модели безопасности, а также конструирование системы международных отношений в конфликтной зоне [13].

3. Стремительное возвращение России в мировую политику в качестве одного из ключевых международных субъектов полицентричного мира обусловливает её интерес в укреплении своих национальных позиций в стратегически значимых регионах земного шара, в том числе там, где отмечаются конфликты различной интенсивности. В основном это страны так называемого третьего мира: молодые государства Азии, Африки и Латинской Америки. Базисом для продвижения российских интересов в указанных странах могло бы стать то обстоятельство, что

в прошлом СССР традиционно обладал на этих территориях высоким авторитетом, а в настоящее время преемник СССР - Российская Федерация располагает обширным и конструктивным опытом национальной миротворческой деятельности. Именно поэтому возвращение России в указанные регионы в формате миротворца - вопрос не только экономической целесообразности, сколько укрепления её особого статуса в международном сообществе.

4. Миротворческие операции, как правило, включают в себя меры по постконфликтному построению мира - миростроительству, которое подразумевает прежде всего содействие в восстановлении институтов государственной власти и ключевой инфраструктуры, а также обеспечение условий для проведения свободных выборов и налаживания мирной жизни. При этом значимый национальный участник миротворческой операции (актор-миротворец) получает уникальную возможность непосредственно воздействовать на стороны конфликта для внедрения в коллективное сознание участников конфликта новых ценностных установок, а также придания их прежним ориентирам принципиально нового качества.

Следовательно, участие Российской Федерации в постконфликтном мирном строительстве способствует укреплению её внешнеполитических позиций в кризисном регионе, а также реализации важных национальных интересов.

5. При проведении миротворческих операций под эгидой международного сообщества решаются не только вопросы мирного урегулирования тех или иных вооружённых

конфликтов, но и отрабатываются на практике перспективные элементы формируемой системы региональной безопасности, учитывающей в том числе национальные интересы и внешнеполитические взгляды ключевых акторов-миротворцев. В этой связи миротворческую деятельность необходимо рассматривать не только с внешнеполитических позиций России в рамках сотрудничества с международными и региональными организациями, но и в контексте отстаивания собственных интересов, связанных с обеспечением в конфликтном регионе национальной и военной безопасности страны.

6. С учётом вышесказанного и пробелов по данному вопросу в Уставе ООН на государственном уровне может быть рассмотрен вопрос по законодательному закреплению за Российской Федерацией права распространения своей национальной юрисдикции на отдельные районы иностранного государства в случае проведения в пределах указанной территории миротворческой операции в интересах защиты жизни и здоровья российских граждан [16].

Не стоит забывать, что организуемые в рамках международного миротворчества операции, как правило, реализуются в сложной обстановке и характеризуются острым антагонизмом конфликтующих сторон в отношении возможных подходов по восстановлению мира. При

этом стороны конфликта зачастую имеют диаметрально противоположные интересы в прекращении вооружённого противостояния, не готовы к широкому посредничеству и вмешательству международных и региональных организаций, жёстко демонстрируют намерение продолжить вооружённую борьбу и заявляют об отказе от любой формы сотрудничества с миротворцами.

Следовательно, своевременное, оперативное и легитимное (основанное на международных правовых нормах) превентивное размещение российского миротворческого контингента в конфликтном регионе будет способствовать стабилизации военно-политической обстановки на региональном или внутригосударственном уровнях, снизит вероятность расширения масштабов агрессивных силовых действий сторон, а также будет стимулировать международное сообщество к активному поиску возможных вариантов мирного разрешения кризисной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако использование российских миротворцев за рубежом должно быть тщательно спланировано и просчитано с учётом имеющегося отечественного и международного опыта (в том числе в отношении обеспечения защиты личного состава и адекватного силового реагирования на агрессивные действия)*. Отсюда необходима детальная проработка соответствующих алгоритмов и критериев принятия взвешен-

16 Гуров В. А. Отечественные Вооружённые силы и их роль в разрешении вооружённых конфликтов в 1988-2008 годах. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Оренбург, 2014. // URL: http:// search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357

* Статья 51 Устава ООН приравнивает нападение на пользующихся законным мандатом миротворцев к нападению на государство, от которого эти миротворцы назначены.

ного и прагматичного политического решения на участие российских представителей в международной миротворческой операции, предельно минимизировав при этом субъективные, конъюнктурные и волюнтаристские факторы. Одновременно численный состав российских миротворцев (военного и полицейского контингентов) должен соответствовать масштабам и интенсивности вооружённого конфликта.

Общемировой опыт показывает, что достигнутые результаты в ходе военной фазы миротворческой операции зачастую неадекватно воспринимаются политическими оппонентами, критически оцениваются миро-

вым сообществом (не стоит забывать неадекватную реакцию стран Запада в отношении воздушной операции российских ВКС в Сирии в 20152016 гг.) и становятся объектами специальных психологических операций.

В этой связи активная и наступательная пропагандистская кампания в иностранных, в первую очередь англоязычных, СМИ по формированию благоприятного для России мирового общественного мнения в отношении её законного и правомочного использования военной силы в ходе миротворческой операции - одно из перспективных направлений укрепления национальной безопасности страны.

Практика межгосударственных отношений в последние десятилетия убедительно свидетельствует о том, что в решении многих вопросов миротворчества, касающихся в первую очередь зоны СНГ*, Россия сталкивается с активным противодействием США, Великобритании, Германии, Франции и других стран Запада, а также предвзятым и недружественным поведением некоторых региональных организаций (в частности, ОБСЕ и НАТО).

В этой связи укрепление и расширение экономических, политических, духовных связей, военного сотрудничества с постсоветскими странами - одно из приоритетных направлений укрепления национальной безопасности России.

Можно констатировать, что, поскольку внешняя политика США и Запада в целом ориентирована на односторонние силовые действия без учёта позиции России, нашим национальным интересам отвечает всестороннее укрепление роли ООН в миротворчестве, в том числе за счёт значительного расширения российского участия (на военном, полицейском и гражданском уровнях) в операциях по поддержанию мира. При этом достижение требуемой международной поддержки российских миротворческих (в том числе доктринальных) инициатив возможно лишь в случае планового, целенаправленного и системного сотрудничества со всеми государствами - членами ООН, исключающего элементы формализма и кампанейщины, скоропалительного и необдуманного принятия соответствующих решений.

В целом миротворческая деятельность Российской Федерации способствует превентивному снижению уровня внешних угроз, защите националь-

* Сегодня во многих постсоветских республиках существуют различные территориально-этнические споры.

ных интересов страны в конфликтных (постконфликтных) регионах, повышению её статуса и значения на международной арене, и обусловливает необходимость разработки на государственном уровне Концепции международной миротворческой деятельности страны. Именно такой нормативно-правовой документ мог бы органично дополнить её Стратегию национальной безопасности.

Таким образом, активное участие России в международной миротворческой деятельности в целях разрешения проблем глобального или регионального уровня может рассматриваться в качестве действенного механизма по превентивному снижению уровня внешних угроз, обеспечению реализации и продвижению за рубежом национальных интересов, повышению международного престижа и статуса страны. При этом учёт в такой деятельности прагматично-рациональных подходов предоставит России ряд преимуществ по обеспечению своей национальной безопасности, что самым положительным образом скажется на формировании мировой политической системы и её перспективной модели безопасности, а также будет способствовать укреплению её статуса как одной из ведущих держав мира.

Библиография • References

Горбачёв А. Л. Правовые основы миротворческой деятельности России. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2006. - 28 с. // URL: http://cheloveknauka. com/pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii [Gorbachjov A. L. Pravovye osnovy mirotvorcheskoj dejatel'nosti Rossii. Avtoreferat diss. ... kand. jurid. nauk. M., 2006. - 28 c. // URL: http://cheloveknauka.com/ pravovye-osnovy-mirotvorcheskoy-deyatelnosti-rossii] Гуров В. А. Отечественные Вооружённые силы и их роль в разрешении вооружённых конфликтов в 1988-2008 годах. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Оренбург, 2014. - 24 c. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357 [Gurov V. A. Otechestvennye Vooruzhennye sily i ih rol' v razreshenii vooruzhennyh konfliktov v 1988-2008 godah. Avtoreferat. diss. ... d-ra ist. nauk. Orenburg, 2014. - 24 c. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357] Карпович О. Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2012. - 54 с. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357 [Karpovich O. G. Sovremennye koncepcii upravlenija mezhdunarodnymi konfliktami v mirotvorcheskih operacijah. Avtoreferat diss. ... d-ra polit. nauk. M., 2012. -54 s. // URL: http://search.rsl.ru/ru/catalog/record/5553357] Криворучко А. А. Миротворческая операция российского воинского контингента в Косово как одно из направлений реализации внешней политики РФ (19992003 гг.). Автореферат дисс. ... канд. ист. наук. М., 2012. - 26 с. // URL: http:// dibase.ru/article/25112012_101811_krivoruchko [Krivoruchko A. A. Mirotvorcheskaja operacija rossijskogo voinskogo kontingenta v Kosovo kak odno iz napravlenij realizacii vneshnej politiki RF (1999-2003 gg.). Avtoreferat diss. ... kand. ist. nauk. M., 2012. - 26 s. // URL: http://dibase.ru/ article/25112012_101811_krivoruchko]

Лутовинов В. И., Морозов Ю. В. Предотвращение и урегулирование конфликтов посредством миротворческой деятельности // Военная мысль. 2001. M 1. С. 12-18.

[Lutovinov V. I., Morozov JU.V. Predotvrashhenie i uregulirovanie konfliktov posred-

stvom mirotvorcheskoj dejatel'nosti // Voennaja mysl'. 2001. M 1. S. 12-18| Операции ООН по поддержанию мира. Департамент операций по поддержанию

мира // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko [Operacii OON po podderzhaniju mira. Departament operacij po podderzhaniju mira // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/about/dpko|

Операции ООН по поддержанию мира. История миротворческих операций //

URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml [Operacii OON po podderzhaniju mira. Istorija mirotvorcheskih operacij // URL:

http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/history.shtml| Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www. un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un. org/ru/sc/documents/resolutions/1993.shtml [Operacii OON po podderzhaniju mira. Cifry i fakty // URL: http://www.un.org/ru/ peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtmlhttp://www.un.org/ru/sc/ documents/resolutions/1993.shtml|

Организация Североатлантического договора. Операции и миссии НАТО // URL:

http://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm [Organizacija Severoatlanticheskogo dogovora. Operacii i missii NATO // URL: http://

www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_52060.htm| Последний военный аргумент России (о чём не договаривает новая Стратегия национальной безопасности) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_ red.html

[Poslednij voennyj argument Rossii (o chjom ne dogovarivaet novaja Strategija naci-onal'noj bezopasnosti) // URL: http://nvo.ng.ru/concepts/2016-01-22/2_red. html|

Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. M 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_25677 [Ukaz Prezidenta RF ot 10 janvarja 2000 g. M 24 «O Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25677|

Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. M 537 (ред. от 1 июля 2014 г.) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685 [Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. M 537 (red. ot 1 ijulja 2014 g.) «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685| Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. M 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_17186 [Ukaz Prezidenta RF ot 17 dekabrja 1997 g. M 1300 «Ob utverzhdenii Koncepcii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_17186|

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. M 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/ nac-bezopasnost-site-dok.html

[Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezo-pasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html] Федеральный закон от 23 июня 1995 г. № 93-ФЗ «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (с изм. от 7 февраля 2011 г. и 4 июня 2014 г.) // URL: http://base. garant.ru // 10118921/1/#block_100 [Federal'nyj zakon ot 23 ijunja 1995 g. № 93-FZ «O porjadke predostavlenija Rossijskoj Federaciej voennogo i grazhdanskogo personala dlja uchastija v dejatel'nosti po podderzhaniju ili vosstanovleniju mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti» (s izm. ot 7 fevralja 2011 g. i 4 ijunja 2014 g.) // URL: http://base.garant.ru // 10118921/1/#block_100] Штоль В. В. Армия «Нового мирового порядка». М.: ОГИ, 2010. - 384 с. [Shtol' V. V. Armija «Novogo mirovogo porjadka». M.: OGI, 2010. - 384 s.] Щеголев В. В. Международное миротворчество: Проблема военно-политического решения. Автореферат дисс. ... д-ра полит. наук. М., 2000. - 48 с. // URL: http://www.dslib.net/glob-razvitie/mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1 [Shhegolev V. V. Mezhdunarodnoe mirotvorchestvo: Problema voenno-politicheskogo reshenija. Avtoreferat diss. ... d-ra polit. nauk. M., 2000. - 48 s. // URL: http:// www.dslib.net/glob-razvitie/mezhdunarodnoe-mirotvorchestvo-problema-voenno-politicheskogo-reshenija.html1]

Г

Продолжается подписка на 2016 г. на журнал «Обозреватель-ОЬвегуег» в каталоге «Газеты и журналы» агентства «РОСПЕЧАТЬ»:

47653 - на полугодие 36789 - на год

V

у

6/2016

0Б03РEВАTEЛЬ-0BSERVER

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.