Научная статья на тему 'Международные отношения на большом среднем Востоке и суннитско-шиитское противоборство'

Международные отношения на большом среднем Востоке и суннитско-шиитское противоборство Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИРИЯ / ИРАК / ЙЕМЕН / БОЛЬШОЙ СРЕДНИЙ ВОСТОК / ИГИЛ / ВКС РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарипов Урал Зиятудинович

Статья посвящена анализу политической ситуации в Сирии, Ираке, Йемене и оценивает роль западных держав, вмешивающихся во внутреннюю жизнь стран Ближнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International relations in Middle East and Sunni-Shia struggle

The article describes analysis political situation in Syria, Iraq, Yemen and the role of the interference of the Western powers in internal life of the countries of the Middle East.

Текст научной работы на тему «Международные отношения на большом среднем Востоке и суннитско-шиитское противоборство»

УДК 327.56

Принципы международного миротворчества

Павел ШАМАРОВ

В современной международной миротворческой деятельности серьёзной проблемой является исследование «каркаса» её построения - принципов миротворчества. Актуальность указанной проблемы обусловливается двумя аспектами.

С одной стороны, международное миротворчество имеет тенденцию к географическому расширению.

Так, в настоящее время в конфликтных регионах на территории четырёх континентов развёрнуто 16 операций ООН по поддержанию мира (всего с 1948 г. - 71 операция).

В них на 1 апреля 2016 г. участвовало 123 тыс. чел., из которых более 106 тыс. - военный и полицейский персонал из 123 стран.

С другой стороны, отмечается динамика роста потерь среди персонала ООН.

В частности, число погибших миротворцев только в текущих операциях приблизилось к 1,7 тыс. чел. (общее число безвозвратных потерь за всю историю проведения с 1948 г. миротворческих операций - 3,5 тыс. чел.) [1].

Как свидетельствует миротворческий опыт, указанные потери обуслов -лены в том числе и игнорированием в ряде случаев представителями ООН

ШАМАРОВ Павел Вячеславович - кандидат военных наук, специалист отдела Министерства обороны РФ. E-mail: shamarov@front.ru

Ключевые слова: миротворчество, миротворческая операция, принцип миротворчества, ООН.

1 Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www.un.org/ru/ peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml

2/2017

ОБОЗРЕВАТЕЛЬ-OBSERVER

67

принципов миротворчества при выполнении своих обязанностей в кризис -ной обстановке.

В этих условиях закрепление, соблюдение и реализация основных прин -ципов миротворчества является значимой объективной предпосылкой осуществления миротворческой деятельности.

Классические принципы международного миротворчества

Механизм миротворческих операций основан на трёх основополагающих классических принципах миротворчества (англ. core principles of UN peacekeeping): согласие сто -рон; беспристрастность и неприме -нение силы за исключением случаев самообороны и защиты мандата.

В соответствии с официальными документами ООН [2], согласие ос -новных конфликтующих сторон в ходе операции по поддержанию мира (ОПМ) требуется в интересах обеспечения свободы действий при решении миротворческих задач и «удержания» персонала миссии ООН от участия в конфликте.

Принцип беспристрастности иг рает исключительную роль при до стижении согласия сторон и обеспе чения их сотрудничества. Следование данному принципу «не тождественно нейтральности и без действию», особенно в отношении выполнения миротворческого ман дата, срыва мирного урегулирова ния и нарушения международных норм, определяющих рамки миро творческой деятельности, так как официально признаётся, что игно рирование данного принципа ста

вит под сомнение авторитет и леги -тимность миротворческой операции в кризисной зоне.

Необходимо подчеркнуть, что применение силы в ходе ОПМ не рассматривается в качестве инструмента принуждения конфликтующих сторон. Данное решение санкционируется Советом Безопасности (СБ) ООН в случаях самообороны миссии и защиты её мандата.

В настоящее время документами ООН закреплены два вида миро творчества:

- активные операции по принуждению к миру;

- операции по установлению мира (ОУМ).

Отличие активного миротворче ства от операций по установлению мира в том, что в первом случае применяется сила только с санкции СБ ООН и согласия правительства принимающей страны и (или) основ -ных сторон конфликта. Напротив, операции по установлению мира (или операции по принуждению к миру), как считается, не требуют согласия сторон и допускают ис пользование вооружённых сил (ВС) без санкций СБ ООН (выд. - Авт.).

2 Операции ООН по поддержанию мира. Основополагающие принципы // URL: http://www. un.org/ru/peacekeeping/operations/principles.shtml

Отечественная научная школа о принципах миротворчества

Необходимо отметить, что в отече -ственной научной литературе классические принципы миротвор чества трактуются иным обра зом [3].

В частности, А. И. Никитин и О. Г. Карпович интерпретируют принцип согласия сторон как требование начинать операцию только при согласии конфликтующих сторон на международное посредничество или вмешательство. Под принципом беспристрастности или равноудалённости А. И. Никитин понимает требование к миротворцам не поддерживать (как военными, так и политическими действиями) ни одну из конфликтующих сторон больше, чем другую.

О. Г. Карпович отождествляет такие понятия, как беспристрастность и нейтральность международного персонала, относя при этом «к основополагающим требованиям для развёртывания традиционных операций ООН» (т. е. принципам миротворчества) помимо согласия сторон также заключение ими соглашения о перемирии (прекращении огня).

С. С. Новиков признаёт беспристрастность в качестве основного принципа миротворчества, в соответствии с которым только равное отношение к конфликтующим сторонам способно уменьшить напряжённость и создать условия для разрешения конфликтной ситуации путём переговоров.

Третий принцип рассматривается ими с позиции неприменения ми ротворцами силы за исключением самообороны или «защиты мандата», т. е. в интересах обеспечения самой возможности осуществления миротворческой операции.

Приведённые научные позиции уточняют достаточно «расплывча тое» смысловое содержание класси ческих принципов миротворчества нынешнего руководства ООН, но принципиально отличаются в во -просе правомочности использова ния силы в операциях по принужде -нию к миру, обязательности получе -ния для таких действий санкции СБ ООН.

Своеобразна научная позиция И. П. Черно-бровкина [4], вычленяющего такие принципы современного миротворчества (по его терминологии - «миротворческого контроля»), как гуманитарная и военная интервенция; ограниченное нарушение государственного суверенитета, гуманитарный реализм.

Принцип гуманитарной интервенции означает вмешательство в дела государства из-за этнического насилия, вызывающего нарушения прав человека и создающего угрозу безопасности на-

3 Шамаров П., Лавренов С. Международное миротворчество: содержание поня -тия // Обозреватель-Observer. 2016. № 10; Никитин А. И. Миротворчество ООН: обновление принципов, реформирование практики // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 3. С. 20; Карпович О. Г. Международно -правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2 // URL: http://www.center-bereg.ru/o655.html; Новиков С. С. Деятельность миротворческих миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Владимир, 2011 // URL: http://dissers.ru/ avtoreferati- dissertatsii-istoriya/a56 .php

4 Чернобровкин И. П. Принципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударственных конфликтов // Политическая наука. 2005. № 5 // URL: polittheory.narod.ru/ Tshernobrovkin/The_peace -making_control.doc

родов соседних государств». Такое вмешательство «морально оправдано, если национальное правительство не контролирует этническое насилие или само инициирует и осуществляет его».

Принцип военной интервенции - это крайнее средство миротворчества, когда посредничество и невоенные ресурсы давления оказываются недостаточными для прекращения этнического насилия. Здесь предусматривается военное вторжение внешних акторов на территорию государства в случае разрастания в его пределах внутреннего конфликта, угрожающего международному миру и безопасности.

Принцип ограниченного нарушения государственного суверенитета проистекает из содержания теории современного либерализма, признающего лишь относительную ценность государственного суверенитета, и означает, что национальное правительство, неспособное или не желающее сдерживать этническое насилие, временно теряет права суверена, которые принимает на себя международное сообщество посредством реализации «гуманитарной военной интервенции».

Равнозначность прав человека и государственного суверенитета выражает принцип гуманитарного реализма.

Выделенные И. П. Чернобровки -ным два связанных с интервенцией «принципа миротворчества» таковыми по своей сути не являются, так как присущи частному случаю внутренней кризисной ситуации -этническому насилию. Они скорее относятся к способам достижения целей конфликтного разрешения, которое по своему содержанию (с учётом реалий современного «миротворчества» Соединённых Штатов Америки и НАТО) имеет мало обще -го с подлинной миротворческой де ятельностью ООН.

Наглядным примером служит реализованная под предлогом «факта широкомасштабных этнических чисток косовских албанцев» гуманитарная интервенция Североатлантического союза на территорию «демонизированной» Югославии в 1999 г., которая, и по оценке исследователя, «обозначила тенденцию игнорирования нормативной легитимности миротворческого контроля и означала взлом международной правовой системы». С этим можно согласиться.

Вместе с тем нельзя исключать того, что во время миротворческих операций (особенно при их реализации без согласия конфликтующих сторон) может быть допущено неко торое частичное ограничение госу дарственного суверенитета стран, на территории которых отмечается геноцид и другие серьезные наруше ния международного гуманитарного права.

Утверждение же автора о равнозначности прав человека и госу дарственного суверенитета как со держания принципа гуманитарного реализма является спорным с учё -том доминантного в ООН англосак сонского толкования этой дилеммы, в соответствие с которым распро -странение в мире демократии и под ходов по обеспечению прав человека легитимно лишь по западному пред ставлению и подобию.

В целом можно констатировать, что на современном этапе отмеча ется интенсификация усилий по «наполнению» классического ми ротворчества принципиально но вым содержанием. Так, в рамках обозначенной проблематики экс пертные круги ООН предлагают но вые подходы по «прогрессивному» толкованию ключевых принципов миротворческой деятельности, аргу ментируя, что «приверженность

к таким принципам не должна ис -пользоваться в качестве оправдания для непредставления защиты гра жданскому населению или срыва за дач миротворческой миссии. Опыт миротворчества на протяжении двух последних десятилетий призы -вает к гибкой и прогрессивной ин терпретации указанных принципов» [5].

В частности, в соответствии с «гибкой интерпретацией» принципа согласия сторон на международное вмешательство руководству ООН предложено согласовывать свои действия по развёртыванию миротворческих операций только с государственными акторами - ле гитимными национальными прави тельствами (если они присутствуют в зоне конфликта). Получение тако -го согласия со стороны негосударст венных акторов (непризнанные или несостоявшиеся страны, повстан ческие движения, сепаратистские, политические, этнические группировки и т. п.) не является значимо определяющим условием для развёртывания указанных операций.

В этой связи представляется ло гичным классифицировать совре менное миротворчество ООН по такому правовому основанию, как согласие государственного актора -легитимного национального прави тельства на международное вмеша тельство.

В соответствии с предложенной нами классификацией международ

ное миротворчество можно подразделить на:

- ненасильственное миротворчество включает операции по поддержанию мира (англ. peacekeeping operations), основу которых состав -ляют подходы, закреплённые в главе VI Устава ООН, и предполагает согласие национальных правительств на международное вмешательство;

- насильственно-принудительное миротворчество объединяет операции по установлению мира (англ. peace enforcement) в рамках главы VII Устава ООН и предусма тривает коллективное применение силы международным сообществом без учёта позиций государственных акторов.

По мнению экспертов Организации Объединённых Наций, принцип беспристрастности или рав-ноудаленности в миротворческой практике не эквивалентен нейтральному или равному отношению ко всем участникам конфликта, варьирующихся от очевидных агрес соров до жертв их насилия. Таким образом, представляется, что при реализации того или иного этапа операции допускается некоторая ог раниченная по задачам, времени и масштабам поддержка определён -ной стороны конфликта в интересах достижения частных целей опера ции при безусловном соблюдении ключевого миротворческого подхо да - одинакового отношения к кон -фликтующим сторонам.

5 Report of the High-level Independent Panel on Peace Operations on uniting our strengths for peace: politics, partnership and people. A/70/95-S/2015/446. 17 June 2015. P. 46 // URL: http:// www.refworld.org/country,, UN,,,,558bb0134,0.html

ООН о содержании принципов миротворчества

С позиции новации трактуется ме -ждународными специалистами и принцип неприменения силы,

который изначально понимался в ООН как вынужденная самооборо на миротворцев в случае непосред ственного нападения на них. Эволю -ция современной миротворческой практики обусловила выработку та кого термина, как «защита мандата (англ. defence of the mandate)», предполагающего наделение миротвор ческих контингентов правом использования против конфликтую щих сторон вооружённой силы в целях нейтрализации угрозы мис -сии ООН, гражданскому населению и самим миротворцам (более 98% военного и полицейского персонала миссий в настоящее время уполно мочены миротворческими мандата ми на вооружённую защиту местно го населения). При защите в случае непосредственной угрозы граждан ским лицам с миротворцев снима ются все национальные ограниче ния на применение вооружённой силы. При этом не исключается ис -пользование и классических воен ных способов из арсенала армей -ских наступательных операций, как это было сделано в Сомали (1993 г.) и Демократической Республике Конго (2013 г.). Однако признаётся, что реализация миротворческих задач силовым способом может ассоциировать миссию ООН со стороной конфликта.

В целом нами разделяется мне -ние А. И. Никитина, что указанный подход означает наделение руковод ства полевых миссий ООН (с учётом специфики миротворческих манда тов и конкретной обстановки) боль шей свободой при решении на при -менение силовых средств и оружия. Подобная практика актуальна при защите гражданского населения, которая становится одной из приоритетных задач миротворчества.

ООН придерживается практики ограничения использования силы в ходе ОУМ. Оно допускается только в качестве исключительной меры, которая «должна предусматривать точный расчёт, выверенные мас штабы, своевременность, достиже ние желаемых результатов мини мальными средствами и обеспече -ние согласия (со стороны местных органов власти) на продолжение де ятельности миротворческой миссии и выполнение её мандата». При этом признаётся, что реализация данного сценария всегда сопряжена с не гативными политическими послед ствиями и зачастую приводит к не предвиденным результатам.

Таким образом, практика миротворческих операций новейшего времени, свойственная периоду с 1999 г. по настоящее время и характеризующаяся доминированием агрессивного миротворчества США и стран Западной Европы *, обусло -вила трансформацию принципа не

* По нашей терминологии, агрессивное миротворчество - это самостоятельное определение актором (без учёта позиций международных и региональных организаций, национальных правительств и конфликтующих сторон) природы конфликта, характера и масштабов своего вме -шательства, а также применяемых форм, средств, методов и пределов использования силы в целях реализации сепаратных, главным образом национальных и блоковых интересов.

применения силы в его антипод -принцип «применения силы». Это уточнение в большей степени соот ветствует реалиям, сложившимся в современной миротворческой практике.

В настоящее время в рамках ак тивного миротворчества ООН важ ное значение приобретает типовой алгоритм принятия решения на «тактическое применение силы». В частности, таким правом наделе но руководство полевой миссии, ко торому предписано в обязательном порядке учитывать ряд объектив -ных факторов, в частности, силовой потенциал миссии, настрой местно го населения, вероятные гуманитар ные последствия, возможности ми ротворцев по обеспечению своей за щиты и безопасности, а также другие последствия, влияющие на согласие национальных властей по развёртыванию и присутствию миссии ООН.

Необходимо ещё добавить, что, по официальной оценке руководства ООН, её миротворческой практике присущ ряд уникальных преиму ществ - легитимность операций и реализация принципа распределе ния ответственности. Поэтому, го воря о новейшем миротворчестве, следует дополнительно выделить та кие его новые принципы, как прин цип легитимности и принцип рас пределения ответственности.

Принцип легитимности обусловлен тем, что абсолютное боль шинство государств планеты явля-

ются членами ООН (в настоящее время - 193 из 197, т. е. 98%), что наделяет эту глобальную междуна родную организацию необходимой легитимностью для воздействия на агрессивно настроенных акторов.

Принцип распределения ответственности заключается в рассмотрении государственного суверени тета не только с позиции естествен -ной защиты страны от внешнего вмешательства, но и в контексте от ветственности за безопасное и все народное благополучие, обеспечен ное как национальным правитель ством, так и международным сообществом, которое в случае необ ходимости, в соответствии с Уставом ООН, наделяется правом на коллективные миротворческие действия по обеспечению этой безопасности [6].

Можно полагать, что принцип распределения ответственности по своему содержанию практически идентичен понятию «разделяемой ответственности», предполагающей индивидуальную ответственность нескольких субъектов международ ных отношений (в первую очередь государств и международных орга низаций) за одно и то же междуна родно - правовое деяние.

В настоящее время экспертные круги ООН вводят в миротворче скую деятельность ещё один прин цип кризисного разрешения - принцип политического доминирования (англ. рrimacy of politics), который подразумевает лидирую

6 Ответственность по защите. Канцелярия специального советника Генерального секретаря // URL: http://www.un.org/ru/preventgenocide/adviser/responsibility.shtml; Доклад Генерального секретаря СБ ООН на 63 сессии Генеральной Ассамблеи 12 января 2009 г. «Выполнение обязанности защищать». A/63/677. Нью -Йорк, 2009. С. 10 // URL: http://www. refworld.org.ru/topic,51dc06d74,,498992762,0,,,.html

щую роль ООН в конфликтном уре -гулировании на основе переговоров, посредничества и достижения ком промиссов в интересах нивелирования кризисной ситуации путём вы работки взаимоприемлемого для сторон политического решения. При этом само планирование и развёр тывание миссии ООН рассматривается в качестве средства достиже ния и обеспечения национального примирения.

К числу важных принципов сов -ременного миротворчества отнесено также оперативное и адекватное ре агирование на изменяющуюся об становку в зоне конфликта, что оз начает своевременное задействова ние ООН необходимых сил и средств в интересах гарантированной им -плементации задач её миротворче ского мандата.

Примером практического исполь зования этого принципа является принятое в марте 2013 г. резолюци -ей СБ ООН № 2098 дополнение к мандату миротворческой операции в Демократической Республике Конго. В частности, резолюция санкционировала наступательные боевые действия специально сфор мированной бригады оперативного вмешательства ООН [7].

Одновременно, в рамках «эволю -ционного развития» принципов не -предвзятости и равноудалённости миротворцев от сторон конфликта, представляется целесообразным вычленить принцип допустимости, предусматривающий при -

влечение к миротворческим опера циям стран, имеющих в конфликт ном регионе свои национальные интересы, определяемые С. С. Новиковым как «сепаратные».

Особый интерес вызывает исто рическая ретроспектива указанного принципа. Так, неучастие контин-гентов вооружённых сил (ВС) сверхдержав в миротворческих действиях возведено в принцип Генеральным секретарём ООН ещё в 1960 г. - при принятии решения по операции ООН в Конго [8]. Одновременно был сформулирован и принцип неуча стия ВС стран, имеющих геополити -ческие и иные интересы в кон фликтном регионе. Принцип неуча стия великих держав подтверждён в 1973 г., поэтому постоянные чле -ны СБ ООН исключены из числа стран, направивших свои контин генты на Ближний Восток после на чала арабо- израильской войны. Однако уже в первой половине 90 х годов указанная практика осталась в прошлом.

При изучении проблемы мирот ворческой деятельности учёные и специалисты, как правило, выде ляют её принципы или систему принципов. Помимо принципов, за креплённых непосредственно в Ус таве и других документах Органи зации Объединённых Наций, каж -дый исследователь нередко выделяет свои собственные или авторские принципы, зачастую имеющие до статочно персонифицированный ха рактер. Однако само понятие «прин -

7 Мир и политика // URL: http://mir-politika.ru/6159-mirotvorcami-oon-provedena-pervaya-v-istorii -nastupatelnaya- operaciya.html

8 The Blue Helmets. United Nations Department of Public Information. 1996. Р. 178 // URL: http://www.un.org/Pubs/textbook/e96bhh.htm

ципы миротворчества» исследовате -ли не формулируют.

Современные энциклопедии и словари под принципом понимают начало, основание для существую щего или руководящее правило. С философской точки зрения тер -мин «принцип» рассматривается как первоначало, руководящая идея, основное правило поведения.

Таким образом, в своём содержа нии принципы миротворчества вы ражают основополагающие идеи и руководящие правила миротвор ческой деятельности, отражающие её специфику, характерные особен ности и черты, общие подходы ор ганизации и практической реализа ции. Эти принципы необходимы для

формирования международных норм и правил по имплементации процесса и механизма миротворче ства, которые вырабатываются в результате изучения, анализа, обобщения и систематизации ре зультатов миротворческой практи ки, и затем оформляются и закре -пляются в документах ООН.

Итак, принципы миротворчества приоритетны, значимы, содержа тельны и могут рассматриваться как базисная первооснова современ ного кризисного урегулирования. Их содержание раскрывается и конкре тизируется через совокупность пра вомочий и обязанностей акторов -участников миротворческого процесса.

Авторская классификация принципов миротворчества

Приняв за основание классификации структурно функциональное содержание миротворческой дея тельности, принципы миротворче ства можно подразделить на три группы: основные (общие), органи -зационные и функциональные.

Основные (общие) принципы миротворчества охватывают ключевые классические подходы по формированию самого процесса миротворчества, а также раскрыва ют базисные положения по его ор ганизации, закреплённые в Уставе ООН. К ним относятся:

- согласие сторон (под которыми главным образом понимаются госу дарственные акторы - соответству ющие легитимные национальные правительства). Частным случаем реализации данного принципа явля

ется подписание сторонами согла шения о перемирии или прекраще нии огня;

- беспристрастность или равно -удалённость. Допускает ограничен -ную по целям, времени и масшта бам поддержку определённой сторо ны конфликта в интересах решения частных миротворческих задач при обязательном равном отношении к конфликтующим сторонам по ито гам всей операции в целом;

- применение силы является трансформированной формой пер воначального классического прин ципа ООН - «неприменение силы, за исключением случаев самооборо ны» и подразумевает строго выве ренное применение силовых средств и подходов преимущественно в ин тересах защиты миротворческого мандата (нейтрализации угрозы де

ятельности миротворческой мис сии, её персоналу, гражданскому населению и для содействия нацио -нальным властям в поддержании правопорядка).

С учётом анализа современных документов и миротворческой пра ктики ООН к данной группе прин ципов следует также отнести:

- легитимность. Это входит в группу общих принципов миро творчества из за своей исключи тельной важности, предопределён ной глобальным международно правовым значением Устава ООН и признанием его положений в ка честве «легитимных» абсолютным большинством государственных и коалиционных акторов современ ного миротворческого процесса;

- частичное ограничение государственного суверенитета страны в случае осуществления на её тер ритории геноцида и других массо вых нарушений международного гу манитарного права.

Организационные принципы миротворчества, определяющие современный облик его организаци онного построения, включают:

- системность (организация миротворчества на основе согласован ности и единства целей, планов и действий всех миротворческих акторов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- планирование миротворческих операций;

- профессионализм кадров (осно -ван на компетентном подходе и спе

циализированном отборе международного персонала)*;

- учёт накопленного миротворче -ского опыта (определяет взаимообу словленную связь миротворческой деятельности и её практики);

- материально -техническую и ре -сурсную обеспеченность (устанавливает взаимосвязь между затрачен ными средствами и достигнутыми результатами).

Вместе с тем наряду с основными (общими) и организационными принципами миротворчества, выде ляются и другие - относительно не давно сформулированные научно экспертным сообществом и имею щие иную смысловую окраску, которые можно объединить в тре тью группу - функциональные принципы, определяющие совре менные подходы по функциониро ванию механизма миротворчества, закреплённые в документах и ми ротворческой практике Органи зации Объединённых Наций. К ним относятся:

- распределение ответственности (разделяемая ответственность);

- политическое доминирование;

- допустимость участия государ -ственных акторов и их коалиций, имеющих в конфликтном регионе сепаратные национальные и блоко вые интересы;

- оперативность и адекватное ре -агирование на обстановку;

- эффективность (достижение оп -тимальных результатов при мини мальных затратах).

* Помимо имеющихся в распоряжении ООН контингентов национальных ВС общей численностью 106 тыс. чел. в миротворческих операциях также задействовано более 19 тыс. профес -сиональных гражданских сотрудников ООН.

Изложенные подходы в рамках вычленения основных, организационных и функциональных принципов ненасильственного и принудительного миротворчества ООН могут быть востребованы международным сообществом для выработки Декларации об основных принципах и критериях миротворческой деятельности,, конкретизирующей в том числе и международно правовые нормы применения силы при проведении миротворческих операций.

Библиография • References

Доклад Генерального секретаря СБ ООН на 63 -й сессии Генеральной Ассамблеи 12 января 2009 г. «Выполнение обязанности защищать». A/63/677. Нью - Йорк, 2009. - 42 с. // URL: http://www.refworld.org.ru/topic,51dc06d74,, 498992762,0,,,.html

[Doklad General'nogo sekretarja SB GGN na 63 j sessii General'noj Assamblei 12 janvarja 2009 g. «Vypolnenie objazannosti zashhishhat'». A/63/677. N'ju-Jork, 2009. - 42 s. // URL: http://www.refworld.org.m/topic,51dc06d74,,498992762,0,,,. html]

Карпович О. Г. Международно -правовые основы миротворческой деятельности США // Международное право и международные организации. 2013. № 2 // URL: http://www.center-bereg.ru/o655.html [Karpovich O. G. Mezhdunarodno - pravovye osnovy mirotvorcheskoj dejatel'nosti SShA // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. 2013. № 2 // URL: http : //www.center-bereg.ru/o655 .html] Мир и политика // URL: http://mir-poUtika.ru/6159-mirotvorcami-oon-provedena-

pervaya-v-istorii -nastupatelnaya-operaciya.html [Mir i politika // URL: http://mir-politika.ru/6159 -mirotvorcami-oon-provedena-

pervaya-v-istorii -nastupatelnaya-operaciya.html] Никитин А. И. Миротворчество ООН: обновление принципов, реформирование практики // Мировая экономика и международные отношения. 2016. Т. 60. № 3. С. 16-26.

[Nikitin A. I. Mirotvorchestvo GGN: obnovlenie principov, reformirovanie praktiki // Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2016. T. 60. № 3. S. 16-26]

Новиков С. С. Деятельность миротворческих миссий ООН, ОБСЕ и Российской Федерации в разрешении конфликтов на территории бывшей Югославии. Автореферат дисс. ... д-ра ист. наук. Владимир, 2011 // URL: http://dissers. ru/avtoreferati -dissertatsii -istoriya/a56.php [Novikov S. S. Dejatel'nost' mirotvorcheskih missij GGN, GBSE i Rossijskoj Federacii v razreshenii konfliktov na territorii byvshej Jugoslavii. Avtoreferat diss. ... d -ra ist. nauk. Vladimir, 2011 // URL: http://dissers.ru/avtoreferati - dissertatsii -istoriya/a56.php]

Операции ООН по поддержанию мира. Цифры и факты // URL: http://www.

un.org/ru/peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml [Gperacii GGN po podderzhaniju mira. Cifry i fakty // URL: http://www.un.org/ru/

peacekeeping/resources/statistics/factsheet.shtml] Операции ООН по поддержанию мира. Основополагающие принципы // URL:

http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/principles.shtml [Gperacii GGN po podderzhaniju mira. Gsnovopolagajushhie principy // URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/principles.shtml]

Ответственность по защите. Канцелярия специального советника Генерального секретаря // URL: http://www.un.org/ru/preventgenocide/adviser/ responsibility.shtml

[Otvetstvennost' po zashhite. Kanceljarija special'nogo sovetnika General'nogo sekretarja // URL: http://www.un.org/ru/preventgenocide/adviser/responsibility. shtml]

Чернобровкин И. П. Принципы и тенденции миротворческого контроля внутригосударственных конфликтов // Политическая наука. 2005. № 5 // URL: polittheo -ry.narod.ru/Tshernobrovkin/The_peace -making_control.doc

[Chernobrovkin I. P. Principy i tendencii mirotvorcheskogo kontrolja vnutrigosudarstvennyh konfliktov // Politicheskaja nauka. 2005. № 5 // URL: polittheory.narod.ru/Tshernobrovkin/The_peace -making_control.doc]

Шамаров П., Лавренов С. Международное миротворчество: содержание понятия // Обозреватель-Observer. 2016. № 10. С. 102-107.

[Shamarov P., Lavrenov S. Mezhdunarodnoe mirotvorchestvo: soderzhanie ponjatija // Obozrevatel'-Observer. 2016. № 10. S. 102-107]

Report of the High-level Independent Panel on Peace Operations on uniting our strengths for peace: politics, partnership and people. A/70/95-S/2015/446. 17 June 2015. - 104 p. // URL: http://www.refworld.org/country„UN„„558bb0134, 0.html

The Blue Helmets. United Nations Department of Public Information. 1996. - 808 p. // URL: http://www.un.org/Pubs/textbook/e96bhh.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.