Научная статья на тему 'Понятие и становление деятельности по постконфликтному миростроительству'

Понятие и становление деятельности по постконфликтному миростроительству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПОСТКОНФЛИКТНОЕ МИРОСТРОИТЕЛЬСТВО / POST-CONFLICT PEACEBUILDING / ОПЕРАЦИИ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА / PEACEKEEPING OPERATIONS / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / UNITED NATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанченко А. А.

Рассматривается понятие и прослеживаются исторические и международно-правовые аспекты становления деятельности по постконфликтному миростроительству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and development of activities for post-conflict peacebuilding

The work deals with the concept, as well as historical and international legal aspects of the development for post-conflict peacebuilding.

Текст научной работы на тему «Понятие и становление деятельности по постконфликтному миростроительству»

УДК 341 ББК 67.412.1

ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОСТКОНФЛИКТНОМУ МИРОСТРОИТЕЛЬСТВУ

АРТУР АЛЕКСЕЕВИЧ СТЕПАНЧЕНКО,

адъюнкт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.10 — международное право;

европейское право. E-mail: [email protected] Научный руководитель: заместитель начальника кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент С.А. Грицаев.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается понятие и прослеживаются исторические и международно-правовые аспекты становления деятельности по постконфликтному миростроительству.

Ключевые слова: международное право, постконфликтное миростроительство, операции по поддержанию мира, Организация Объединенных Наций.

Annotation. The work deals with the concept, as well as historical and international legal aspects of the development for post-conflict peacebuilding.

Keywords: International law, post-conflict peacebuilding, peacekeeping operations, United Nations.

Создание в 1945 году Организации Объединенных Наций явилось ответом мирового сообщества на ужасы двух мировых войн произошедших в XX веке, и преследовало цели поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных отношений между нациями, осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем. Организация Объединенных Наций была создана для того, чтобы, говоря словами Устава, «избавить грядущие поколения от бедствий войны». Решение этой задачи является самой главной целью Организации.

Именно с созданием ООН связано появление и активное развитие миротворческой деятельности в ее современном виде. Самой ООН в силу объективных причин принадлежит ведущая роль в этой сфере. При этом миротворчество неразрывно связано с миростроитель-ной деятельностью ООН в связи с чем необходимо их совместное рассмотрение и изучение.

Операции ООН по поддержанию мира стали проводиться с 1948 г. в рамках Организации Объединенных Наций. Цифры и факты говорят о следующем: с

1948 года всего в мире было проведено 69 операций по поддержанию мира, а в настоящее время проводятся 16 операций по поддержанию мира. Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира составляет 123945 человек. Общее количество стран, предоставивших военный и полицейский персонал — 122. Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года — 3372 человека, из них в текущих операциях 1598 человек1.

Приведенные цифры и факты говорят нам о том, что миротворческая деятельность играет важную роль в поддержании международного мира и безопасности, требует больших ресурсов и слаженного взаимодействия государств для решения международных проблем.

Концепция поддержания мира конкретно не указывается как таковая где-либо в Уставе Организации Объединенных Наций. Она возникла в качестве прагматического решения в первые годы работы Организации, когда стало очевидным, что некоторые положения

Устава, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, не могут осуществляться так, как это предполагалось2.

Под миротворчеством в широком плане понимают «совокупность мер, предпринимаемых в интересах сохранения и поддержания международного мира и безопасности»3. Также миротворчество определяют как «военно-политическую и экономическую деятельность гражданского и военного персонала, контин-гентов вооруженных сил, осуществляемую в соответствии с мандатом международной или региональной организации и направленную на предотвращение, разрешение или постконфликтное урегулирование международных или внутригосударственных споров, прекращение конфликтов путем вооруженного насилия (непосредственного или опосредованного) в целях безопасности, стабильности и устранения угрозы миру»4.

Термины «операции по поддержанию мира» и «миротворческие операции» в Уставе ООН не употребляются, однако в настоящее время повсеместно используются в международных нормативных актах и в трудах ученых международников.

Термин «операции по поддержанию мира» (далее ОПМ) был первоначально введен в отношении миссии ООН по разведению египетских и израильских вооруженных сил в 1956 г. (ЧВС ООН I)5. После этого данный термин стал использоваться в отношении остальных операций ООН, в том числе более ранних по отношению к Первым Чрезвычайным вооруженным силам Организации Объединенных Наций I (ЧВС ООН I). Содержание данного термина разрабатывалось в соответствующих правовых актах Совета Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеи ООН. В рамках последней с 1965 г. принимались соответствующие резолюции. Так резолюцией 2006 (XIX) Генеральной Ассамблеи от 18 февраля 1965 года был учрежден Специальный комитет по операциям по поддержанию мира с мандатом проводить всеобъемлющее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах6.

В отечественной доктрине международного права операции по поддержанию мира определяют, как «совокупности мероприятий с участием международного по составу военного, полицейского и гражданского персонала, проводимых в соответствии с мандатом Совета Безопасности ООН, предпринимаемых с согласия основных сторон вооруженного конфликта в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районе конфликта, и направленных на создание условий, способствующих политическому урегулированию и под-

держание или восстановление международного мира и безопасности»7.

В то же время миротворческие операции определяют, как «проводимые по просьбе конфликтующих сторон операции, в ходе которых миротворческие вооруженные силы осуществляют наблюдение и контроль за соблюдением условий перемирия и прекращением огня; превентивный ввод войск в район вероятного конфликта; разведение сил конфликтующих сторон; контроль за соблюдением условий перемирия; поддержание порядка и стабильности; охрану гуманитарной помощи; обеспечение права прохода, введение ограничений на передвижение; установление запретных зон и контроль за ними; введение и контроль за соблюдением режима санкций; принудительное разъединение воюющих сторон»8.

На проблему понятийного аппарата миротворческой деятельности указывает Б.Р. Тузмухамедов: «Границы между этими средствами размыты, а некоторые из современных ОПМ носят настолько многокомпонентный характер, что могут включать в себя элементы нескольких или даже почти всех перечисленных выше средств и методов»9.

Миротворческая деятельность с момента ее возникновения находилась в состоянии постоянного развития и усложнения, в связи с чем можно условно обозначить несколько этапов в ее развитии. Эволюция миротворческой деятельности связана с особенностями мандатов, включая цели, задачи, виды и содержание деятельности, а также составом контингента.

Так к юридическим основаниям первых ОПМ относят шестую главу Устава ООН, где указывается использование мирных средств для разрешения споров. Данные миротворческие операции проводились с 1948 г. и состояли в основном из военного персонала, а основными задачами были: наблюдение за прекращением огня, разграничение сторон конфликта, охрана буферных зон и контроль границ. Таким образом они были направлены на фиксацию фактов нарушения достигнутых договоренностей, а также пресечение соответствующих нарушений. Причины и истоки конфликта при этом оставались без внимания.

ОПМ, которые начали проводится в 1990-х годах, часто сопровождались применением силы в соответствии с главой седьмой Устава ООН. Отличительной особенностью данных операций является оказание влияния на функционирование политической и правовой сферы соответствующего государства. Задачи, включенные в мандаты данных операций были расширены и включали в себя: содействие государственным органам, помощь в проведении выборов, поддержание

правопорядка, репатриация и переселение беженцев, демобилизация. То есть в данных операциях возникали и развивались элементы постконфликтного миростроительства. После окончания «холодной войны» миротворческая деятельность получила новый импульс развития. Значительно возросло количество проводимых миротворческих операций и их сложность. Вместе с этим возросло и количество проблем возникающих при осуществлении миротворческой деятельности.

С конца 1990-х годов ОПМ получили новое развитие. Отличительной особенностью данных операций стала многопрофильность и широкий круг задач, включенных в мандаты. Так к задачам, наряду с вышеуказанными прибавились такие, как содействие правосудию, реорганизация сил обороны и безопасности, обучение и содействие правоохранительным органам, защита и поощрение прав человека, содействие в деятельности и помощь в реформирование государственных институтов. Элементы миростроительства в постконфликтных государствах получили дальнейшее развитие и закрепление, и следовательно, данные миротворческие операции имели в числе главных целей устранение причин конфликтов в целях достижения долгосрочного мира10.

Мировая обстановка в период с начала 1990-х годов по настоящее время заставила ООН обратить пристальное внимание на деятельность в области миро-строительства. Конфликты последних десятилетий отчетливо показали, что установление прочного мира в странах, истерзанных войной, является одной из самых трудных задач в области поддержания глобального мира и безопасности.

При этом важно отметить, что постконфликтное миростроительство не имеет отражения в Уставе ООН, и также, как и операции в пользу мира, является изобретением ООН. В то же время отсутствует единообразное определение понятия «постконфликтное ми-ростроительство».

Постконфликтное миростроительство определяется ООН, как «усилия, направленные на уменьшение риска возникновения или возобновления конфликта в той или иной стране путем укрепления национальных возможностей по управлению конфликтной ситуацией и строительству фундамента для устойчивого мира и развития»11. В Докладе Генерального секретаря ООН Б. Бутрос-Гали «Повестка дня для мира» за 1992 г. постконфликтное миростроительство определяется, как «действия по установлению и поддержанию структур в постконфликтный период, который должен способствовать укреплению и упрочнению мира в целях

предотвращения рецидивов конфликтов»12.

Также постконфликтное миростроительство определяют, как «процесс, протяженный во времени, разносторонний по своей природе, направленный на установление безопасности в районе конфликта и примирение враждующих сторон»13. Онегина С.Н. определила миростроительство, как «деятельность после окончания конфликта для восстановления основ мира и построения чего-то более значимого, чем просто отсутствие войны»14.

Таким образом, сравнение мандатов миротворческих операций наглядно демонстрирует их эволюцию и развитие в направление усложнения и приобретения многофункционального характера. То есть происходит усложнение операций, расширение видов деятельности, переход от выполнения контрольно-наблюдательных действий к решению организационно-управленческих задач. При этом главным направлением миротворческой деятельности становится постконфликтное миростроительство, позволяющее искоренить причины возникновения конфликта. Современные операции обосновано получили название «операции ООН в пользу мира», в следствии глубокой трансформации миротворческой деятельности от упрощенной модели обеспечения соблюдения прекращения огня и разъединения сторон конфликта, в сторону комплексной модели, состоящей из различных компонентов гражданского и военного характера. Операции ООН в пользу мира включают в себя предотвращение конфликтов, миротворчество, поддержание мира, а также постконфликтное миростроительство.

Механизмы миростроительства в постконфликтных государствах имеют сложный и многоаспектный характер. При этом международное сотрудничество государств в данной сфере не сводится лишь к миротворческой деятельности, а требует всего комплекса мероприятий по постконфликтному установлению правопорядка. Это касается и правосудия переходного периода, и обеспечения господства права, проведения мероприятий по демобилизации и реинтеграции, финансировании демократических избирательных процедур, восстановления доверия населения к органам власти и правосудия, помощь и консультации экспертов в законотворческой деятельности, а также, в целом, налаживание стабильной жизнедеятельности в соответствующих государствах на основании норм и принципов международного права.

1 См.: Официальный сайт ООН. Цифры и факты. По состоянию на 30.06.2015 г. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/ resources/statistics/factsheet.shtml (дата обращения 01.09.2015 г.)

2 См.: Справочник по документации Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/resguide/ specpk.shtml

3 Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. - М.: Междунар. Отношения, 2012. - 328 с. - С. 9.

4 Рейдер С. Р. Операции по поддержанию мира - военные аспекты многонационального подхода // Военная мысль. 1994. № 2.С. 74.

5 См.: Завершенные операции ООН по поддержанию мира. URL: http://www.un.org/ru/ peacekeeping/missions/past/middlel. htm (дата обращения 02.09.2015 г.)

6 См.: Всестороннее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах. Док. ООН A/RES/2006 (XIX). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/ doc/RES0LUTI0N/GEN/NR0/ 211/28/IMG/NR021128. pdf?OpenElement (дата обращения: 01.09.2015 г.)

7 Словарь международного права. 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Статут, 2014. - 495 с. - С. 271.

8 Словарь международного права. 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Статут, 2014. - 495 с. - С. 226.

9 Тузмухамедов Б.Р. Некоторые правовые проблемы операций по поддержанию мира // МЖМП. 1999. №1. С. 71.

10 См.: Официальный сайт ООН. Операции ООН по поддержанию мира. URL: http://www.un.org/ru/peacekeeping/operations/ (дата обращения: 15.09.2015 г.)

11 См.: Официальный сайт ООН. Экономический и социальный совет. Миростроительство и постконфликтное восстановление. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/about/peacebuilding.shtml (дата обращения: 10.09.2015 г.)

12 См.: Повестка дня для мира. Док. ООН A/47/277 - S/24111 от 02.07.1992 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/ GEN/N92/289/17/IMG/N9228917.pdf?OpenElement (дата обращения: 01.09.2015 г.)

13 Кутейников А., Масляк А. От Строительства мира к государство-строительству. Опыт ООН в разрешении международных конфликтов. URL: http://www.intertrends.ru/thirty-second/ Kuteynikov.pdf (дата обращения: 01.09.2015 г.)

14 См.: Онегина С.Н. Эволюция деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию международного мира и безопасности. Дисс. к.ю.н., Казань, 2006 г. - с. 12.

Литература

1. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. — М.: Междунар. Отношения, 2012. — 328 с.

2. Кутейников А., Масляк А. От Строительства мира к государство-строительству. Опыт ООН в разрешении международных конфликтов. URL: http://www. intertrends.ru/thirty-second/Kuteynikov.pdf

3. Онегина С.Н. Эволюция деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию международного мира и безопасности. Дисс. кандидат юридических наук, Казань, 2006 г.

4. Рейдер С. Р. Операции по поддержанию мира — военные аспекты многонационального подхода // Военная мысль. 1994. № 2. С. 74.

5. Тузмухамедов Б.Р. Некоторые правовые проблемы операций по поддержанию мира // МЖМП. 1999. №1. С. 71.

6. Словарь международного права. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Статут, 2014. — 495 с.

7. Всестороннее рассмотрение всего вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах. Док. ООН A/RES/2006 (XIX). URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/211/28/IMG/ NR021128.pdf?0penElement

8. Повестка дня для мира. Док. ООН A/47/277 — S/24111 от 02.07.1992 г. URL: http://daccess-dds-ny. un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/289/17/IMG/ N9228917. pdf?OpenElement

9. Справочник по документации Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/ documents/resguide/specpk.shtml

10. Официальный сайт ООН. Экономический и социальный совет. Миростроительство и постконфликтное восстановление. URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/ about/ peacebuilding.shtml

11. Официальный сайт ООН. Цифры и факты. URL: http://www.un.org/ ru/peacekeeping/resources/ statistics/factsheet.shtml

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.