АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОР
журнал «главный ВРАЧ ЮГА РОССИИ» ПРЕДЛАГАЕТ ВРАЧАМ публикацию научных статей. журнал входит в систему ринц
требования к статьям, присылаемым в журнал «главный врач юга РОССИИ»
1. Тематика: сообщение о результатах научно-исследовательской работы; историко-научная обзорная статья; дискуссионная статья; научно-публицистическая статья.
2. Статья обязательно должна содержать на русском и английском языках: заглавие, авторов, аннотацию и ключевые слова.
3. Желательный объем статьи - 12-18 тысяч знаков.
4. Фотографии и рисунки должны прилагаться отдельными файлами в формате tif или jpg, в тексте статьи обязательны ссылки на них и на литературные источники.
5. В списке литературы желательно использовать публикации за последние 5-8 лет, в количестве не более 15 источников.
У литературного источника должны быть указаны: авторы, название статьи, название монографии (справочника, журнала), город, издательство, год выпуска (если это журнал, указываются том и номер), номера страниц (или общее количество страниц в книге). Если это не монография, а сборник, указываются редакторы. Если это электронный источник, указываются авторы, наименование, город, год, ссылка (электронный адрес) и дата обращения.
6. Статья не должна быть ранее опубликована и не должна содержать рекламу, в том числе скрытую.
7. К статье должна прилагаться авторская справка, содержащая следующие сведения об авторах: фамилия, имя и отчество (полностью); ученая степень, звание (кафедра, факультет и вуз полностью, без сокращений), должность, место работы; контактный e-mail; почтовый адрес с индексом (домашний и организации); мобильный телефон для оперативной связи сотрудников редакции, можно дополнительно указать домашний или рабочий номер.
высылать статьи вы можете на электронный АДРЕС РЕДАКТОРА [email protected]Ü ИЛИ НА общий ящик журнала GVÜ[email protected]Ü для ПРОшЕНКО ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ
ОСМОТРЫ —
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИКАЗА МЗ И СР РФ ОТ 12.04.2011 №302Н
Г. В. Карпущенко1, Е. В. Ковалев1, А. В. Моцкус2
1 Управление Роспотребнадзора по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
2 ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ, г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Анализ опыта работы Управления Роспотребнадзора по Ростовской области указывает на проблемы правоприменительной практики нормативно-правого документа, регламентирующего организацию и проведение периодических медицинских осмотров.
Ключевые слова: периодические медицинские осмотры, вредный производственный фактор, гигиенический норматив.
PERIODICAL MEDICAL INSPECTIONS ARE THE EXPERIENCE OF REALIZATION OF THE ORDER OF MINZDRAV AND SD OF RF №302N FROM 12.04.2011
G. Karpushchenko1, E. Kovalev1, A. Motskus2
1 The Office of Federal Service of Supervision on Defense of Consumers Rights and Human Wellbeing in Rostov Region, Rostov-on-Don
2 Rostov State Medical University, Rostov-on-Don
Annotation. Analysis of experience of the Office of Federal
Service of Supervision on Defense of consumers rights
Длительный опыт работы Управления Роспотребнадзора по Ростовской области по контролю за реализацией Приказа МЗ и СР РФ от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных
and human wellbeing in Rostov region shows the problems of law enforcement practice of standard law document, regulating organization and conducting the periodical medical inspections.
Keywords: periodical medical inspections, harmful industrial factor, hygienic standard.
и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ 302н) [1] показывает, что существенные недостатки и противоречия, присутствующие в данном нормативно-правовом акте, и о которых в профессиональном сообществе уже более 4 лет идут дискуссии, так и не удалось устранить на практике.
www.akvarel2002.ru
АНАЛИТИЧЕСКИМ ОБЗОР
- —¡|S|»V|
Действующие ранее на территории Российской Федерации приказы МЗ и МП РФ от 14.03.1996 №90 [2] и МЗ и СР РФ от 16.08.2004 №83 хоть и имели существенные недостатки, которые приводили к определенным трудностям при организации и проведении периодических медицинских осмотров (далее — ПМО), но прописанный механизм реализации указанных приказов все же позволял проводить огромную работу и добиваться от работодателей проведения полноценного и качественного медицинского осмотра. Во многом этому способствовали контрольно-надзорные функции на разных этапах организации и проведения ПМО работающих, в том числе оценка полноты охвата работников и вредных производственных факторов на стадии согласования контин-гентов и пофамильных списков; контроль за полнотой охвата врачами-специалистами, лабораторными, инструментальными и функциональными методами исследования на стадии подписания заключительного акта.
Приказ 302н существенно изменил существовавший ранее порядок организации и проведения ПМО. Действия работодателя по организации проведения ПМО в настоящий момент не требуют согласований. На первый взгляд, устранение лишнего административного барьера, казалось бы, должно было вызвать одобрение работодателей, если бы не тот факт, что теперь работодатель вынужден принимать на себя всю полноту ответственности, включая административную, финансовую и даже уголовную, за качество и достоверность утвержденных контингентов.
Ранее возможные ошибки при составлении контин-гентов исправлялись в рабочем порядке на стадии согласования с органами Роспотребнадзора. Указанное действие не влекло для работодателя каких-либо об-ременений, в том числе административных или финансовых, и позволяло качественно оформить документ, определяющий полноту медицинского осмотра работающих.
В настоящее время на работодателей возлагается только обязанность по уведомлению территориальных органов Роспотребнадзора об утвержденных контин-гентах. В этой связи и в рамках реализации концепции об электронном правительстве Управлением Роспо-требнадзора по Ростовской области организован прием уведомлений об утвержденных контингентах работающих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, в соответствии с требованиями Приложения №1
Приказа 302н, в электронном виде, с последующим отображением сводной информации на официальном сайте Управления в сети Интернет.
Утвержденный сегодня перечень вредных и (или) опасных производственных факторов применительно для физических факторов и факторов тяжести и напряженности трудового процесса сформулирован в привязке к результатам специальной оценки условий труда. Данный факт перечеркивает весь профилактический смысл ПМО. Исходя из пороговости, являющейся одним из основополагающих принципов гигиенического нормирования, установление предельного минимального или максимального количественного показателя того или иного вредного производственного фактора производится для условно здорового человека и не гарантирует безопасности для здоровья лицам, имеющим определенные соматические заболевания (медицинские противопоказания). И именно поэтому в ранее существовавших приказах медицинские противопоказания и необходимость обязательного медицинского освидетельствования определялись без учета количественной характеристики вредного производственного фактора [3].
Привязка ПМО работающих к результатам специальной оценки условий труда и только ко вредным условиям труда, то есть когда вредный производственный фактор превышает гигиенический норматив, не гарантирует безопасность здоровья работающим в допустимых условиях, но имеющим медицинские противопоказания к работе в контакте с тем или иным производственным фактором, даже в допустимых условиях труда.
Нормативные документы, регламентирующие специальную оценку условий труда, практически не оставляют работодателям шанса провести данное мероприятие собственными силами, без помощи специализированных организаций. Особенно это актуально для хозяйствующих субъектов среднего и малого бизнеса, что косвенно отразилось на качестве.
В последние два года на федеральном уровне проводится работа по пересмотру Приказа 302н. К сожалению, до настоящего времени коллегиального решения заинтересованных федеральных ведомств, позволяющего устранить вышеуказанные проблемы, не принято, и возникающие разногласия между участникам процесса организации и проведения периодических медицинских осмотров приходится разрешать в рамках действующего нормативно-правового акта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
2. Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 14.03.1996 №90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
3. Карпущенко Г. В., Вакало Е. М. и др. Перспективы периодических медицинских осмотров работающих // Материалы XI Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М., 2012. — Т. II. — С. 447—449.
АВТОРСКАЯ СПРАВКА
Карпущенко Гарри Викторович — кандидат медицинских наук, начальник отдела надзора за условиями труда Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Адрес организации: 344019, г. Ростов-на-Дону, 18-я Линия, 17.
Тел. (863) 2237389, e-mail: [email protected].
Ковалев Евгений Владимирович — руководитель Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.
Адрес организации: 344019, г. Ростов-на-Дону, 18-я Линия, 17.
Тел. (863) 2510592, e-mail: [email protected]
Моцкус Анна Валерьевна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры общей гигиены ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» МЗ РФ.
Адрес организации: 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29.
Тел. +79185577157.
www.akvarel2002.ru