Научная статья на тему 'Периодические издания инженерных кружков Киевского политехнического института в формировании профессиональной компетентности будущего инженера (1901–1923)'

Периодические издания инженерных кружков Киевского политехнического института в формировании профессиональной компетентности будущего инженера (1901–1923) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПРОДУКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИЗДАНИЕ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КРУЖКИ / ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоза Г. И., Онкович А. В.

Национальный технический университет Украины («КПИ») сегодня – самый большой технический университет Украины исследовательского типа. На его базе функционирует 8 учебно-научных центров, 12 научно-исследовательских институтов, 14 научно-исследовательских центров и 1 конструкторское бюро. КПИ один из инициаторов и непосредственный участник реформирования высшего образования, внедрения ступенчатой системы, активный приверженец присоединения Украины к Болонскому процессу. Деятельность КПИ исследователи анализируют в разных аспектах. В данной статье периодические издания научных студенческих кружков Киевского политехнического института 1901 – 1923 гг. рассматриваются как медиаисточники формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Периодические издания инженерных кружков Киевского политехнического института в формировании профессиональной компетентности будущего инженера (1901–1923)»

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ КРУЖКОВ КИЕВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

(1901-1923) *

Г.И. Лоза,

Зав. редакционно-издательским отделом ИПК «Политехника» Национального технического университета Украины, Киев

А.В. Онкович,

доктор педагогических наук, професор, зав. отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего обазования Национальной академии педагогических наук Украины; профессор Национального технического университета Украины, Киев

Аннотация. Национальный технический университет Украины («КПИ») сегодня - самый большой технический университет Украины исследовательского типа. На его базе функционирует 8 учебно-научных центров, 12 научно-исследовательских институтов, 14 научно-исследовательских центров и 1 конструкторское бюро. КПИ - один из инициаторов и непосредственный участник реформирования высшего образования, внедрения ступенчатой системы, активный приверженец присоединения Украины к Болонскому процессу. Деятельность КПИ исследователи анализируют в разных аспектах. В данной статье периодические издания научных студенческих кружков Киевского политехнического института 1901 - 1923 гг. рассматриваются как медиаис-точники формирования и развития профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: медиаобразование, медиапродукт, профессиональная компетентность, медиаобразовательная деятельность, профессионально-ориентированное издание, научно-технические кружки, издательская деятельность, периодическое издание.

* статья написана при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.B37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).

Periodicals of engineering circles of Kiev Polytechnic Institute in the formation of professional competence of the future engineer

(1901-1923)

G.I. Loza,

Head of publishing department IPK "Politehnica" of the National

Technical University of Ukraine, Kiev Prof. Dr. A.V. Onkovich,

head of Department of Theory and Methodology of Humanities Institute of Higher Education of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, professor at the National Technical University of Ukraine, Kiev

Abstract. National Technical University of Ukraine ("Kyiv Polytechnic Institute") is a major technical university in Ukraine of research type. There are 8 Educational and Scientific Centres, 12 Academic and Research Institutes, 14 Academic and Research Centres and 1 development laboratory. KPI is one of initiators and direct participants of higher education reforming and implementation of graded system; active adherent of Ukraine participation in Bologna process. Researchers analyse KPI's activity in different aspects. In the present article Kyiv Polytechnic Institute scientific students' study groups periodicals of 1901-1923 are considered as media sources of prospective specialists professional competence forming and development.

Keywords: media literacy, media product, professional competence, media literacy activity, professional-oriented issue, scientific and technical coteries, publishing activity, periodical.

Анализ издательской деятельности Киевского политехнического института (КПИ) свидетельствует о том, что явление, обозначенное сегодня термином «медиаобразо-вание» присутствовало давно, причем, в формах, которые, по нашему мнению, следовало бы возродить и активно использовать в современной высшей школе.

Сам термин медиаобразова-ние сравнительно недавно появился в образовательном пространстве. Тем не менее, это явление в современном понимании издавна присутствовало в учебном процессе высшей школы. И речь идет не только об использовании профессионально-ориентированных периодических изданий, материалы которых можно было при-

влекать в учебный процесс. Анализ издательской деятельности одного из ведущих высших технических учебных заведений Украины - КПИ свидетельствует о том, что изданием периодической литературы занимались технические кружки.

В данной статье мы делаем попытку определить место и роль технических (инженерных) кружков в развитии отечественной науки, образования и издательской отрасли. Объект исследования - деятельность профессионально-ориентированных научных кружков Киевской политехники в начале XX века, предмет - роль и место издательской продукции научных кружков КПИ в развитии высшего образования. Материалом исследования стали документальные и научно-литера-

турные источники, данные архивных и печатных фондов по исследуемой проблематике, каталоги, научная литература. Новизна: впервые периодические издания научно-технических кружков КПИ начала прошлого столетия рассматриваются как одно из средств развития профессиональной компетентности будущих инженеров.

Профессиональная компетентность, медиакомпетентность -актуальные понятия современного образования. Медиаграмотный специалист способен управлять саморазвитием личности, ибо он - профессионально медиакомпе-тентен. Понятие профессиональной медиакомпетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности с помощью медиа, с одной стороны, и использование профессионально-ориентированных медиа-текстов - с другой. Медиакомпе-тентность, которая приобретается в результате медиаобразования (в т.ч. - самомедиаобразования), характеризует специалиста как успешного профессионала. Профессиональная компетентность современного специалиста отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков [Сластенин, 2002]. Как и педагогика, и психология, и журналистика, медиаобразование принадлежит к наукам и учебным дисциплинам, в основе которых -гуманистически ориентированное мышление медиа-информационно грамотного специалиста.

В начале прошлого века, в соответствии с профилем будущей инженерной деятельности, на факультетах КПИ были созданы и активно работали студенческие кружки: механический, инженерный, электротехнический, химический, агрономический, терминологически-переводческий, натуралистов и воздухоплавательный. Студенты, стремясь получить знания, с энтузиазмом брались за решение задач своего научного сообщества, повышая таким образом свой образовательный уровень. Достигали в этом значительных успехов. Иллюстрацией этому стали периодические издания научных кружков.

В 1901-1923 г.г. одними из наиболее популярных средств массовой информации в КПИ были многочисленные журналы научно-технических кружков института. Одним из наиболее успешных был инженерный кружок, функционирующий как научное студенческое общество. Анализ его деятельности, в частности, свидетельствует о формировании в это время в КПИ такого важного направления, как издательское дело. Тематику статей, опубликованных в изданиях кружков, определяли курсовые работы, итоги исследований, проведенных в лабораториях и во время летней практики. На отдельных листах прилагались расчеты, схемы, чертежи, таблицы.

В то время далеко не все высшие учебные заведения имели качественные периодические издания, которые выполняли функции актуальных учебных пособий и привлекали бы внимание студентов.

Среди различных изданий Киевского политехнического института Императора Александра II, бесспорно, большое значение имел выпуск «Листка инженерного кружка», основанного в 1902 г Это был не только качественный образовательный продукт, но и прекрасная возможность проявить интеллектуальный и творческий потенциал, организаторские способности. Опубликованные доклады, статьи профессоров и студентов пополняли практические и теоретические материалы по инженерно-строительному делу и строительной механике. Систематизированные сведения научного или прикладного характера были изложены в удобной для изучения и преподавания форме, что является типичным признаком учебного издания.

Первый номер «Листка инженерного кружка» за декабрь 1901 г - март 1902 г содержал краткую историческую справку о возникновении и развитии инженерного кружка. В частности, его уставом определялись цели, состав, направление деятельности. В «Листке...» публиковались доклады, статьи, отчеты студентов по практическим исследованиям, представлялась библиография технической литературы, информация об издании книг, которые можно было использовать в процессе профессиональной подготовки, отчеты (годовые, технические), новые разработки по инженерному строительству. Представлялась информация о выставках и научно-технических конкурсах, о событиях из жизни кружка, приказы Правле-

ния. Следует отметить, что подчеркивалась важность организационных вопросов по проведению собрания, делопроизводства кружка, структуры издания. «Листок...» имел раздел «Указатель журнальных статей первых номеров» (1902 г.), где был приведен перечень статей, свидетельствующий о широкой тематике и разнообразии тем, разрабатываемых студентами.

Отдельный раздел в «Листке...» посвящался деятельности музея, на содержание которого выделялись средства, а его благоустройство и организацию брали на себя члены инженерного кружка. В музее, как в учебно-вспомогательном учреждении института, студенты-строители приобретали практические навыки, изучали действующие строительные фирмы, особенности изготовления строительных материалов разных видов и сортов; стоимость, недостатки и т.п. Для проведения практических занятий по специальным дисциплинам кружковцы содействовали комплектации учебных экспозиций и коллекций музея по темам. Кроме того, кружковцы составили каталог экспонатов, чертежей, брошюр, подаренных частными лицами и фирмами, который в дальнейшем пополнялся.

В разделе «Протоколы собраний кружка» прилагался список литературы к студенческим докладам. Материал предлагался для обсуждения на заседаниях кружка, проводимых с демонстрацией фотографий.

На протяжении 1902 г. было опубликовано 33 статьи. Прежде

чем попасть в печать, каждый предоставленный к опубликованию материал обсуждался на заседании Правления инженерного кружка. Кружковцы должны были обращаться в Правление, где, по его решению от 30 марта 1902 г, авторам статей предоставляли по 1-2 экземпляра «Листка...» бесплатно.

Со временем в деятельности инженерного кружка произошли организационные изменения. Так, 1 ноября 1911 г на заседании Правления была утверждена издательская комиссия, которая имела следующие права: выносить решения о печатании учебных изданий, редактирование, замена статьи краткими аннотациями - с согласия редактора и автора. Все учебные издания имели заключения издательской комиссии, о чем информировали на заседании Правления, которое оставляло за собой право на рекомендацию материалов к печати. «Листок инженерного кружка» выходил отдельными изданиями (брошюрами) по 1/16 печатного листа.

8 ноября 1911 г «среди членов правления кружка были избраны редактор и заведующий издания». Программа журнала должна была соответствовать главной цели кружка - печатать последние новинки техники инженерного строительства, помогать студентам инженерного отделения выполнять технические задачи, особенно -практические. Изданием научной литературы занимались и другие структуры вуза.

Для сравнения печатных изданий кружковцев возьмем «Бюлле-

тень Кружка Технологов Московского района» г Москвы, который с 1911 по 1913 г печатали в Московской типографии «Полиграф». Их целью было освещение корпоративно-профессиональных вопросов практической деятельности инженеров. Эти издания характеризуются тем,что в них печатались установочные документы, расписания, программы, отчеты заседаний за 1911-1912 гг. членов кружка технологов Московского района, отчеты других технических кружков и др. Со временем появились разделы «Рецензии», «Письма в редакцию», где в форме «письмо-отзыв», «письмо-вопрос» и «письмо-ответ», публиковались новости о разных технических событиях, объяснялись юридические аспекты деятельности кружка, предлагалась информация о судебных заседаниях. В разделе «Отдел товарищеской корреспонденции» авторы статей делились проблемами, которые возникали во время работы того или иного инженерного механизма, чтобы в следующем номере «Бюллетеня...» получить ответ-разъяснение от редакции. Списки кружковцев, которые изменили адрес, и тех новичков, кто впервые пришел в кружок, печатали в разделе «Справка».

С 1914 - 1915 гг. десять раз в год (кроме июня и июля) выходили «Бюллетени...» под общей редакцией члена правления кружка, инженера-технолога С. И. Кричевско-го и при участии других инженеров-технологов.

После 1917-го года в новых условиях общественной жизни для

студенчества большое значение также имели издания научных кружков. «Листок инженерного кружка» был переименован на научно-техническое периодическое издание «Красный строитель». Проанализированные архивные документы, официально-установочная, учебная литература периода 1901 -1923 гг. свидетельствуют, что в КПИ печатные издания использовались в учебном процессе как справочная база для научных работников, преподавателей, студентов всех специальностей или определенной профессии, научно-технических работников, учащихся.

Работа по подготовке к изданию научно-практических материалов кружковцев обогащала создателей и читателей журналов и бюллетеней не только профессиональными, но и журналистско-изда-тельскими знаниями, расширяла горизонты культурной памяти кружковцев, поскольку профессиональные знания обогащались медиазнаниями. Речь идет об одном из видов профессионально ориентированного образования в современном понимании. Эффективность коммуникативно-дея-тельностного подхода в подготовке будущих инженеров (через деятельность в научно-технических кружках и создание профессионально-ориентированного меди-апродукта) подтверждает тот факт, что КПИ и сегодня находится на передовых позициях украинской высшей технической школы.

С точки зрения настоящего времени можем сделать вывод, что подготовка издания научного бюллетеня «Листок инженерного кружка» и различных технических журналов способствовали воспитанию многих поколений инженеров, а практика создания собственного медиапродукта (выражаясь современной терминологией) способствовала формированию профессиональной компетенции будущих инженеров, растила настоящую инженерную и научную элиту. Они служат источником новейших знаний, стимулом к изучению ме-диаобразования и медиаграмот-ности, уважительного отношения к профессиональным изданиям. Следует отметить, что в процессе информатизации общества изменяется образ жизни социума. Применение медиа неразрывно связано с использованием новых технологий, что приобретает особое значение в профессиональной подготовке студентов, повышении квалификации специалистов, самообразовании.

Анализ периодических изданий технических кружков начала прошлого столетия показывает, что и сегодня развитию отечественной науки должна способствовать информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимосвязь между учеными и практиками-педагогами. Именно на это ориентируют документы Совета Европы, направленные на налаживание взаимовыгодного научно-технологического сотрудничества.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 3/ 2013 Литература

Бюллетени Кружка Технологов Московского района. М.: Полиграфь, 1910"1911.

Бюллетени Кружка Технологов Московского района. М.: тип. Н.Грос-ман и Г.Вендельштейн, 1914"1915.

ГОСТ 3017-95. Издания. Основные виды. Термины и определения. К.: Дер-жспоживстандарт Укра'1'ни,1996. 34 с.

Киевский политехнический и Киевский сельськохозяйственный институты (1898-1923 гг.). юбилейн. собр. К., 1923. 179 с.

Красный строитель: науч.-техни-ческий периодический журн. инженерного кружка. К., 1923. № 5. 28 с.

Листок инженерного кружка: науч.-технический периодический журн. К.: тип. С.В.Кульженко, 1902. № 1. 96 с.

Листок инженерного кружка: науч.-технический периодический журн. К.: тип. О.М.Пономарева, И.И.В-рублевского, 1912. № 4. 67 с.

Материалы к истории Киевского Политехнического Института Императора Александра II. Описание главного здания 1913 г. К.,1913. 32 с.

Онкович А. В. Медиаобразование как интеллектуально-коммуникативная сеть // Высш. образование Украины. 2008. № 3. Д. 1. С.130-137.

Онкович Г.В. Перюдичы видання як актуальн навчальн поабники // Гумань тарна освта на межi стол^ь. Науковий семЫар 2-3 жовтня 2000 р. Вип. 4. Дро-гобич: Вщродження, 2001. С. 119-125.

Русская техническая периодика 1800-1916 гг. (Библиогр. указатель). М.- Л., 1955. 298 с.

Сластенин В.А. и др. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Ши-янов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия", 2002. 576 с.

http://ru.kpi.ua/about

http://ru.kpi.ua/about/history

References

Newsletters of Moscow district technologists study group. Moscow: Poligraf, 1910"1911.

Newsletters of Moskw district technologists study group. Moscow, 1914"1915.

State Standard Specification 301795. Publications. Kiev, 1996. 34 p.

Kyiv polytechnical and Kyiv agricultural institute (1898-1923). Anniversary edition. Kiev, 1923. 179 p.

Red Builder: scientific-technical periodical of engineering study group. Kiev, 1923. № 5. 28 p.

Leaflet of engineering study group: scientific-technical periodical. Kiev, 1912. № 4. 67 p.

Leaflet of engineering study group: scientific-technical periodical. Kiev: 1902. № 1. 96 p.

Materials to Kyiv Polytechnical Institute of Emperor Alexander II history. Description of the main edition 1913. Kiev,1913. 32 p.

Onkovich A.V. Media education as intellectual-communicative network // Higher education of Ukraine. 2008. № 3. D. 1. P. 130-137.

Russian technical periodicals 18001916 (Biblio. index). Moscow, 1955. 298 p. http://ru.kpi.ua/about http://ru.kpi.ua/about/history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.