structural analysis capabilities for media studies // Distance and virtual learning. 2010. № 1, p. 32-41.
Muryukina, E. Aesthetic analysis of media texts in the classroom in the student audience (for example, literary and artistic media) // Media education. N 1. 2010. P. 68-81.
Muryukina, E. Analysis of creative works of students on the topic «The expression of the author of the concept of
a media in the form of the famous poem.» // Media education. 2012. N1. P. 78-89.
Muryukina, E. Development of Critical Thinking and Media students in the analysis of the press. Textbook for high schools. Taganrog: Development Center of Personality, 2008. 298 p.
Usov, Y. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of students. Ph.D. Dis. Moscow, 1989. 362 p.
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ КАК ПРИМЕР МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ *
А .В. Онкович,
доктор педагогических наук, профессор, Академия педагогических наук Украины
Аннотация. В статье рассматривается медиаобразовательная деятельность студентов в контексте медиадидактики высшей школы. Подготовка к изданию студенческих научных журналов формирует медиа/информационную грамотность будущих специалистов. Такая деятельность - одна из форм профессионально-ориентированного медиаобразования. Компетентность в сфере медиа/информационной грамотности и вузовских баз данных способствует формированию у студентов качеств профессиональных ученых, компетентных пользователей и создателей информации.
Ключевые слова: медиаобразование, информационная грамотность, ме-диаграмотность, профессионально ориентированное медиаобразование, ме-диаобразовательная деятельность, медиадидатика высшей школы, студенческие научные журналы.
Student scientific magazines as a media education example in high school
Prof. Dr. Anna Onkovich (Kiev, Ukraine)
Abstract. The article deals with the media educational activities of students in the context of media didacticts in high school. The preparation to the publication of students' scientific magazines forms media and information literacy of future specialists. Such an activity is one of a form of professionally-oriented media education. The competence in the field of media and information literacy and university databases promotes the formation of students' qualities of professional scientists, competent users and creators of information.
Keywords: media education, media literacy, professionally oriented media education, media literacy activities, media didactics, students' scientific magazines.
В начале прошлого века на факультетах Киевского политехнического института были созданы и активно работали студенческие кружки: механический, инженерный, электротехнический, химический, агрономический, терминологически-переводческий, натуралистов и воздухоплавательный. Студенты, стремясь получить знания, брались за решение актуальных исследовательских задач, повышая свой профессионально-образовательный уровень. И достигали в этом значительных успехов. Иллюстрацией тому стали многочисленные журналы научно-технических кружков института, выходившие в 1901-1923 гг Тематику статей, опубликованных в этих изданиях, определяли курсовые работы, итоги исследований, проведенных в лабораториях и во время летней практики. На отдельных листах прилагались расчеты, схемы, чертежи, таблицы.
Среди различных изданий, бесспорно, большое значение имел выпуск «Листка инженерного кружка», выходившего с 1902 г Опубликованные доклады, статьи профессоров, преподавателей и студентов пополняли практические и теоретические материалы по инженерно-строительному делу и строительной механике. Систематизированные сведения научного или прикладного характера излагались в удобной для изучения и преподавания форме, что не только прису-
ще учебным изданиям, но и является их типичным признаком. Использовалась в издании и такая форма продвижения новейших профессионально-ориентированных знаний в форме публикаций, как перепечатка наиболее востребованных материалов из различных научно-технических источников [Листок, 1902; 1912; Красный строитель, 1923; Русская..., 1955].
После 1917-го года в новых условиях общественной жизни возрождалась высшая школа. Для студенчества той поры большое значение имели издания научных кружков. Проанализированные Г.И.Лозой архивные документы, официально-установочная, учебная литература периода 1901 -1923 гг свидетельствуют, что в КПИ печатные издания использовались в учебном процессе как справочная база для научных работников, преподавателей, студентов всех специальностей или определенной профессии, научно-технических работников, учащихся [Лоза, Онкович, 2013].
Работа по подготовке к изданию научно-практических материалов кружковцев обогащала создателей и читателей журналов и бюллетеней не только профессиональными, но и журналистско-изда-тельскими умениями и навыками; профессиональные знания обогащались медиазнаниями.
Издания технических кружков КПИ начала прошлого века вы-
* Финансирование исследования выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы, соглашение 14.В37.21.2002 по теме «Тенденции развития светского и теологического медиаобразования в России и за рубежом» (2012-2013).
полняли функции учебных пособий, служили средством профессионально ориентированного образования в современном понимании. Эффективность коммуника-тивно-деятельностного подхода в подготовке будущих инженеров (через деятельность в научно-технических кружках и создание профессионально-ориентированного ме-диапродукта) подтверждает тот факт, что КПИ и сегодня находится на передовых позициях украинской высшей технической школы, что фиксируют современные научные издания вуза. Бесспорно, развитию отечественной науки способствует информационная инфраструктура, обеспечивающая взаимосвязь между учеными, практиками и педагогами высшей школы.
Остановимся на примерах современных украинских реалий. В конце ХХ - начале ХХ1 столетий заметно усиливается интерес исследователей к проблемам медиаоб-разования в вузах и институтах, развитию личностной культуры в новых информационных условиях. Этот процесс не обошел и Украину.
С развитием медиасредств медиаобразование стали рассматривать сугубо с опорой на возможности, связанные с медиа, а медиапро-дукт - как продукт в сфере средств массовой информации. Например, презентации и игры, музыкальные клипы и рекламные ролики, Интернет-сайты и компьютерные программы, видеооткрытки и другие способы донесения до аудитории информации с помощью мультимедийных средств. Понятие «медиап-родукт» уже давно и активно используются зарубежной системой меди-аобразования. «Медиа» - это поня-78
тие XX века, введенное первоначально для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»). «Продукт» - маркетинговый термин. Продуктом в маркетинге называют все, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Продуктом могут быть материальные товары, услуги, опыт, отдельные личности, места, объекты собственности, организации, информация и идеи. Особенности современного медиапродук-та в том, что цифровой формат его содержания позволяет осуществлять распространение информации в различных формах вне зависимости от конкретной индустрии СМИ и технологических платформ. Практически любой информационный продукт может принимать любую «ме-диаупаковку» [Нагорна, 2013, с.230].
Изучая различные аспекты медиаобразования, многие исследователи обращали внимание на восприятие какого-либо произведения. Был сделан упор на развитие невербального типа мышления: образность, ассоциативность, многоплановость развития авторской мысли. Значительно меньше обращалось внимания на сами методы построения, то есть - на создание продукта. Предполагалось, что это изучается на занятиях по узкоспециализированным предметам. Иные исследователи делали основной упор только на то, как нужно делать работу, используя технические средства.
Национальный технический университет Украины «КПИ» не стал исключением в изучении, вне-
дрении, доработки и обогащении опыта, накопленного медиапедаго-гами. На кафедре издательского дела и редактирования, например, студенты учатся создавать медиа-тексты и медиапродукты печатного характера. Здесь созданы благоприятные условия для включения студентов в процесс медиатворчес-кой деятельности, которая носит личностно-групповой характер и обладает социальной значимостью. Умения создавать медиапро-дукты у студентов формируются при педагогической поддержке преподавательского состава с учетом возможностей института.
Вот уже два года пятикурсники, изучающие особенности подготовки реферативних текстов под руководством профессора О.В.Трищук, выпускают тематические реферативные журналы (РЖ). Авторами статей, редакторами, корректорами, верстальщиками, дизайнерами, рецензентами, критиками выступают студенты одной академической группы. Так, процесс создания Реферативного журнала «Наукова школа Романа 1ванченка» («Научная школа Романа Иванченко») дал студентам колоссальный опыт, но в то же время показал, какие подводные камни могут сопровождать такой процесс, - комментирует процесс подготовки РЖ к изданию редактор выпуска Екатерина Нагорная.
В журнале были представлены тексты-рефераты, сформированные студентами («референтами») по докладам, представленным на научной конференции «Наукова школа профессора Романа 1ван-ченка», которая проходила ко дню рождения основателя кафедры
издательского дела и редактирования Национального технического университета Украины «КПИ». Все реферированные материалы сборника по материалам этой конференции имели отношение к будущей профессии студентов.
Как отмечает Е.Нагорная, в данном случае подготовка и выпуск такого медиапродукта - процесс и результат учебной медиатворческой деятельности студентов, доносящий определенную информацию до целевой аудитории, отличающийся наличием идеи, единством формы и содержания, целостностью, завершенностью, обладающий ярким эмоциональным началом. Медиат-ворческая деятельность связана с созданием и донесением до целевой аудитории медиатекстов - сообщений, содержащих информацию и изложенных в любом виде и жанре медиа. В случае использования потенциала искусства для более полного раскрытия содержания ме-диасообщения и оказания эмоционального воздействия на целевую аудиторию эта форма деятельности позволяет говорить о художественности медиатекста. В профессиональном медиатворчестве граница между медиатекстом и художественным произведением бывает достаточно условной. Что касается продукта любительской медиатворческой деятельности, то критериями его художественности можно считать наличие идеи, единство формы и содержания, целостность, завершенность, яркое эмоциональное начало [Нагорна, 2013, с.231].
Как отмечает студенческий редактор Е.Нагорная, Реферативный журнал, подготовленный одной
академической группой, - практический результат закрепления знаний по ряду изучаемых дисциплин. Если знать, что продукт - предмет обмена, существующего при наличии осознаваемой сторонами взаимной выгоды, то тут возникла проблема: выгоды (материальной) нет, а двигала процессом создания, скорее, только мотивация. Недостаток знаний из области медиаоб-разования и создания медиапро-дуктов замедлял работу Вторая проблема - наличие (скорее - отсутствие) умений создавать художественный медиапродукт, которые формируются опорой на алгоритм художественного творчества «замысел-воплощение замысла-воздействия на целевую аудиторию» и включают в себя умения конструи -ровать обобщенный образ медиап-родукта, моделировать особенности его восприятия целевой аудиторией, воплощать творческий замысел [Нагорна, 2013, с.232].
Опытно-поисковая работа студенческой редколлегии заключалась в обработке материалов конференции и создании вторичных текстов предполагало не только знаний норм и правил подачи таких текстов, но и владение научным стилем речи. Должны были соблюдаться несколько условий: «объективность» - референт передает слова автора, оставляя главное, но не изменяя сути; «периодичность» - хотя работа над журналом и была разовой, но формат издания предполагал периодичность, и это следовало учитывать как при оформлении материалов в нем, так и при соблюдении формальных показателей причастности к жанру; «жан-
ровые характеристики» - по которым и аудитория, и сами референты узнают текст как научный. В процессе работы над РЖ возникали различные версии конструктивистского взгляда.
Производство учебного Реферативного журнала как информационного медиапродукта не являлось основой для извлечения прибыли. РЖ - не массовый медиапродукт, который, как правило, отличается заведомо низким или - в лучшем случае - средним « культурным качеством». Он рассчитывается на среднюю потребительскую массу и её запросы. Это - продукт для определенной, подготовленной аудитории, для людей, имеющих соответствующие культурные коды, позволяющие его воспринимать как нечто ценное/актуальное/ способствующее моральной релаксации для них. К процессу создания журнала было приложено достаточно усилий и поднято немало знаний по разным учебным предметам, чтобы создать завершенный целостный медиапродукт, - делает вывод Е.Нагорная.
Отметим, что последователи -студенты следующего курса - к созданию своих РЖ подошли творчески. Главными редакторами, литературными редакторами, корректорами, дизайнерами-верстальщиками, референтами тоже были студенты, представляющие одну академическую группу. Коллектив под руководством «главного редактора» Олеси Оноко реферировал материалы сборника Все-украинской научно-практической конференции «Журналистика. Лингвистика. Дидактика», а коллек-
тив под руководством «главного редактора» Анастасии Криницкой - статьи, посвященные медийной сфере Украины по рубрикам: «Взаимодействие молодежи и СМИ», «Медиа и общество», « Медиаобра-зование и медиапедагогика», «СМИ: характеристика и назначение», «Сегодня отечественных медиа», «Медиа: их роль и изучение». Адресовались издания всем «заинтересованным в изучении новейших медиапотоков».
Студенты - творцы реферативных журналов - превращались в производителей и создателей знаний. Они на практике убедились, что можно и нужно создавать профессионально ориентированный медиапродукт, пусть и не дающий сверхприбылей, но позволяющий создателям более полно самореализоваться. С помощью такой практики каждый студент смог повысить свой образовательный и культурный уровень благодаря личным усилиям в выбранных направлениях саморазвития личности.
Студенческая исследовательская работа сегодня становится важным приоритетом вузов. Ныне существуют варианты классификации студенческих исследовательских работ по ряду параметров -как по различным вузам, так и по различным дисциплинам. В электронном каталоге издательской фирмы «Bepress», например, указано 94 студенческих журнала, многие из которых, в основном, представляют работы старшекурсников [Мэйдер, 2013, с.340]. Эти журналы могут носить общий характер (как например «The Journal of Purdue Undergraduate
Research» университета Пердью) или иметь специальную направленность (как «Note Bene: Canadian Undergraduate Journal of Musicology» Университета Западного Онтарио).
Директор библиотеки Университета Нового Орлеана (США) Ш. Мэйдер, отмечает, что «ключевой ролью университетов будет обеспечение такого положения, когда студенты обретут навыки медиа-и информационной грамотности, необходимой для формирования и развития нового облика систем глобальной передачи научно-академической информации» [Мэй-дер, 2013, с.338]. Одним из средств развития этих навыков будет активное включение студентов в академический процесс передачи информации путем производства информации и распространения результатов их исследований и исследований их коллег через университетские цифровые хранилища данных. Ш.Мэйдер часто оперирует категориями будущего времени. Мы же можем навести эффективные аналогичные примеры из прошлого (см. подробнее: журнал «Медиаобразование», 2013, № 3).
Ш.Мэйдер обращает внимание и на то, что если раньше многие университетские базы данных состояли, в основном, из трудов преподавателей, то в настоящее время они все чаще включают также студенческие работы. Постоянно растет и число студенческих научных журналов различных видов и назначений . Во многих из них студенты выступают в роли обозревателей и входят в состав редакционных коллегий. Общее руковод-
ство процессом издания осуществляют преподаватели или же сами студенты. В центре внимания таких изданий могут быть вопросы, представляющие интерес не только для старшекурсников или аспирантов, но и для всех студентов, даже для преподавателей.
Журналы могут принимать к публикации работы из любой области знаний или ограничиваться определенной предметной областью. Базовая система может быть открытой или частной. Примеры, приводимые Ш.Мэйдер, свидетельствуют, что материалы могут поступать из одного вуза, из нескольких родственных или неродственных учебных заведений, из внешних и даже международных источников. И хотя, по мнению Ш.Мэйдер, это - новая область студенческой деятельности, уже есть сведения о первых положительных результатах этого вида активного познания. Например, Уэслианский университет Иллинойса имеет несколько исследовательских журналов, и «Scholarly Communications Librarian» разместил информацию о развитии у студентов критического мышления, навыков лидерства и лучшего понимания научных текстов и аналитических процессов. Студенты-обозреватели используют набор критериев оценивания, которые применяются параллельно с использованием навыков информационной грамотности, применяемых для обучения студентов процедуре исследования. Журнал «Colonial Academic Alliance Undergraduate Research Journal», финансируемый Университетом штата Джорджия, - совместное издание двенад-
цати университетов с целью содействовать успеху научной работы старшекурсников и пропагандировать их научную деятельность [ Мэй-дер, 2013, с. 341].
«Но суммирование и создание знаний на созидательном и завершающем этапе процесса не всегда оказывается в центре процесса обучения информационной грамотности, - отмечает Ш.Мэйдер. -При наличии бесчисленного множества вариантов определения информационной грамотности и других видов грамотности, таких как медиаграмотность и цифровая грамотность, эти взаимосвязанные виды грамотности признаются необходимыми для деятельности человека в XXI веке и должны быть сведены в определенную целостную концепцию».
Активное участие в производстве знаний открывает возможности для углубленного понимания вопросов, сопряженных с процессом исследования, развитием навыков, знаний и установок, составляющих медиа- и информационную грамотность: «Выступая в роли рецензентов и неся ответственность за отбор того, что будет читать весь мир, студенты понимают важность навыков оценки для сортировки цифровой информации. Они приобретают опыт углубленного осознания многих аспектов сферы интеллектуальной собственности, таких как плагиат и корректное использование источников, открытое архивирование и авторское право. Есть предложения свести эти вопросы интеллектуальной собственности «в единую четкую философию прав и соб-
ственности информационного общества (в качестве) одного из столпов программы информационной грамотности» (Joint 2006)» [Мэй-дер, 2013, с.341]. Студенты также «непосредственно познают ценность взаимного сотрудничества ученых и узнают о возможностях расширенного и корректного глобального участия посредством инициатив открытого доступа».
Бесспорно, следует поддержать мнение автора, что вся научная деятельность, отражаемая в студенческих изданиях, будет способствовать превращению студентов в ученых, развитию новых форм научной коммуникации. Предлагаемый формат знаний и навыков, необходимых для успешной работы в этой новой области, будет основан на ключевых компетенциях. План дальнейших действий предусматривает развитие межкультурного диалога через глобальное участие в студенческих научных журналах. Университетская сеть медиа-и информационной грамотности и международного диалога могла бы обеспечить возможности для поощрения такого сотрудничества.
«Что могут извлечь студенты из своего участия в создании и производстве знаний, в выпуске студенческих научных журналов в системах баз данных? Можно ли включить этот компонент в специальную учебную программу которая позволит студентам успешно заниматься исследовательской работой? Можно ли сделать этот опыт познания более явным на основании измеримых результатов познания?» - задает вопросы Ш.Мэйдер. И отвечает: «Преобразование студентов в
ученых (и в информированных граждан) наступает, когда они постигают истинный смысл и значимость научного общения. Они приобретают авторитет, способствуя формированию нового видения того, что научное общение может означать для всемирного развития и прогресса, всеобщего мира и взаимопонимания. Они узнают, что такое открытый доступ, и это помогает им участвовать в обмене знаниями и делает для них доступными ресурсы во всем мире. Они узнают, что такое обработка цифровых данных и сохранение знаний и результатов исследовательской и творческой работы. Они узнают, что такое ответственное и этически выдержанное использование знаний и информации, когда они в процессе рецензирования работ других студентов отбирают лучшие работы для своей аудитории. Они узнают, что такое права интеллектуальной собственности, когда обеспечивают должное цитирование источников, уважение к правам собственности и участие в новых моделях, таких как Creative Commons. ИКТ-грамотность, компьютерная, медийная и информационная грамотность объединяются в процессе ведения научной работы» [Мэйдер, 2013, с.344].
Мы полностью разделяем позицию Ш.Мэйдер: вузовские базы данных достигли той стадии развития, когда их можно использовать не только для содействия распространению и сохранению научных и творческих работ, но и в качестве мощного средства развития и совершенствования компетентности в вопросах медиа- и информационной грамотности у старшекурс-
ников и выпускников вузов. Они обеспечивают подготовку будущих исследователей, информированных работников и будущих граждан к технологическому и интеллектуальному взаимодействию с новым миром научных связей и давно уже стали важным звеном в мировой интеллектуально-коммуникативной сети [Онкович, 2008].
Профессиональная компетентность, медиакомпетентность - актуальные понятия современного образования. Медиаграмотный специалист способен управлять саморазвитием личности, ибо он -профессионально медиакомпе-тентен. Понятие профессиональной медиакомпетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению деятельности с помощью медиасредств, с одной стороны, и использование профессионально-ориентированных ме-диатекстов - с другой, что иллюстрируют студенческие научные журналы, о которых шла речь выше.
Литература
Красный строитель: науч.-техн. период. журн. инженерного кружка. К., 1923. № 5. 28 с.
Листок инженерного кружка: науч.-техн. период. журн. К., 1902. № 1. 96 с.
Листок инженерного кружка: науч.-техн. период. журн. К., 1912. № 4. 67 с.
Лоза Г.И., Онкович А.В. Периодические издания инженерных кружков Киевского политехнического института в формировании профессиональной компетентности будущего инженера (1901-1923) // Медиаобразование, 2013. № 3. С. 26-32.
Мэйдер Ш. Превращая студентов в ученых: развитие навыков медиа-
и информационной грамотности посредством передачи результатов исследований // Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М.: МЦБС, 2013. С. 338-346.
Нагорна К.А. Реферативний журнал як навчальний медiапродукт // Збiрник статей методолопчного семинару «Медiаосвiта в УкраТ'ж: наукова рефлешя виклиив, практик, перспектив». К., 2013. С. 229 - 233.
Онкович А. В. Медиаобразование как интеллектуально-коммуникативная сеть // Высш. образование Украины. 2008. № 3. Д. 1. С. 130-137.
Русская техническая периодика 1800-1916 гг. (Библиогр. указатель). М.- Л., 1955. 298 с.
References
Leaflet of engineering circle: scientific-technical periodical journal. -Kiev, 1912. № 4. 67 p.
Loza, G.I. Onkovich, A.V. Periodical engineering circles of Kiev Polytechnic Institute in the formation of future engineer professional competence (1901-1923) / / Media Education. 2013. № 3. P. 26 - 32.
Mader, S. Turning students into scientists developing the skills of media and information literacy, through the transfer of research results / / Media and Information Literacy in Knowledge Societies. Moscow: MTSBS, 2013. P. 338-346.
Nagorna K.A. Abstract journal as an educational media product/ / Collected papers of methodological Workshop «Media Education in Ukraine: scientific reflection of challenges, practices and prospects.» Kiev, 2013. P. 229 - 233.
Onkovich, A.V. Media Education as an intellectual and communicative network / / Higher Education of Ukraine. 2008. № 3. V. 1. P. 130-137.
Red builder: scientific-technical periodical journal. engineering circle. Kiev, 1923. № 5. 28 p.
Russian technical periodicals 18001916 gg. (Bibliogr. index). Moscow, 1955. 298 p.