ИСТОРИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Media Education History
СТУДЕНЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КИЕВСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
(1923 - 1938)
Г. И. Лоза,
Национальный технический университет Украины, Киев
Аннотация. Проанализированы студенческие периодические издания Киевского политехнического института, которые издавались в 1923-1938 гг. и способствовали развитию учебно-воспитательного процесса.
Ключевые слова: периодическая печать, студенческая газета, сатири-ко-юмористические стенные газеты, высшая техническая школа, журналис-тиковедение, история печати.
The Student Press in Kyiv Polytechnical Institute (1923 - 1938)
G.Loza,
National Technical University, Kiev, Ukraine
Abstract: Student periodicals of Kiev Polytechnic Institute, published in 19231938 and contributed to the development of the educational process are expounded and analysed in the article.
Keywords: periodicals, the student newspaper, satirical humorous wall newspapers, higher technical school, source study, the history of the press.
В современном мире медиа играют важную роль, представляя обществу многообразие информации о социальном, экономическом, политическом положении в стране и в мире, а, следовательно, - способствуют формированию мировоззрения личности. Современные исследователи прессы большое внимание уделяют изучению содержания и роли периодической печати. Ранее история украинской прес-
сы исследовалась бессистемно, что, в частности, объяснялось отсутствием в Украине специализированных научных центров, способных, с одной стороны, взять на себя фундаментальные исследования, а с другой - обеспечить общую координацию научной деятельности в этом направлении.
Особого внимания заслуживают те публикации, в которых обобщен опыт развития национального
информационного пространства Украины в целом и системы печатных СМИ - в частности. В публикациях В.Здоровеги, В.Лизанчука, Т.Приступенко и других исследователей журналистиковедческие проблемы рассматриваются с опорой на большое количество источников - опубликованных документов, статистических материалов, газетных публикаций, поэтому и выводы сделаны достаточно обоснованны и взвешенно [Костылева, 2003, с.66]. Создание библиографического репертуара прессы как первоначального условия ее научного анализа, разработка понятийно-категориального аппарата, выработка научной периодизации принципов классификации газет и журналов представлены в исследованиях ряда украинских ученых (Е.Кузнецовой, М. Нечиталюк, В. Шкляра, Н. Сидоренко, С. Костылевой и др.).
Значительный интерес представляют исследования о специфике формирования и деятельности в Украине отдельных типологических групп изданий: Н.Зелинской - о современной научной публицистике, И.Омельчука - о педагогических журналах Украины, О.Шевчук-Абрамовой и О.Абрамовой - о современных фармацевтических изданиях и др. Неоднократно обращались ученые и к анализу состояния отечественной периодики для молодежи и детей. В частности, Г.Онкович в ноябре-декабре 1993 года было опрошено 728 студентов инженерно-технических специальностей высших технических учебных заведений г Одессы (477 человек), г. Херсона (205 человек), г. Черкасс (46 человек), с целью выявления
информационных запросов молодежи, определения самых популярных изданий в студенческой среде [Онкович, 1994, с. 107-109]. Проблемам украинской периодической печати посвящены основательные научные исследования М.Романю-ка, И.Зайченко, где проанализированы библиографические описания газет и журналов Украины с древнейших времен и доныне.
В этой связи представляет определенный интерес обращение к анализу издательской деятельности высших учебных заведений. В частности при создании в 1889 г Киевского политехнического института Императора Александра II (КПИ) (ныне - Национальный технический университет Украины «КПИ»), который изначально, кроме своей основной задачи - подготовки высококвалифицированных специалистов, стал главным научным, образовательным и издательским центром, обеспечивая выпуск научной и учебной литературы, играл решающую роль в становлении украинской науки.
Чрезвычайно ценную и все еще недостаточно введенную в научный оборот информацию об образовательной и научной жизни КПИ на разных исторических этапах его деятельности включают периодические издания учебного заведения, в частности отчеты, научные вестники, журналы, многотиражные газеты и са-тирико-юмористические стенгазеты.
Цель нашей статьи - определить место и роль медиаобразова-ния в развитии науки, образования и журналистиковедения на примере университетских изданий. Объект исследования - издатель-
ская деятельность Киевской политехники, предмет - студенческая пресса 1923-1938 гг. Материал исследования - периодические издания вуза.
Мы видим новизну работы в том, что впервые в истории отечественного журналистиковедения рассматриваются периодические издания Киевской политехники. Немалый интерес представляют те из них, которые выходили в первые годы деятельности вуза с определенной периодичностью, что полностью соответствуют определению термина «периодические издания». Они приходили к читателю систематически, в соответствующие, точно установленные сроки, под одним названием и в одинаковом оформлении. Каждое такое печатное издание отражало определенные аспекты общественно-политической, научно-технической или культурной жизни, адресовалось четко определенной категории читателей, характеризовалось соответствующим объемом и собственным творческим смыслом. Так в вузе сложилась целая система многочисленных и разнообразных типов изданий, объединенных широким понятием «периодика» [Лоза, 2010, с. 4].
Мы рассматриваем также студенческие (стенные и многотиражные) газеты разных периодов деятельности Киевского политехнического института, сатирико-юмористичес-кие стенгазеты вуза, которые не были печатными, но постоянно создавались в определенные периоды.
В юбилейном сборнике «Киевский индустриальный институт», посвященном 40-летию вуза, речь шла об активной гражданской позиции
советского инженера, о том, что он может быть «инженером человеческой души» [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 314]. В первые годы советской власти в Киевском политехническом институте возникла студенческая пресса, которая содержала краткие информационные сообщения, очерки, фельетоны о жизни института, инженерно-профессорского и студенческого коллектива [там же, с. 308].
Появление газетной периодики в КПИ относят к 1 мая 1923 г., когда центральная редакционная коллегия выпустила первый номер стенгазеты «Новый путь». Впоследствии вышел второй номер, который стал для институтской общественности важным событием. Опыт подготовки общеинститутской газеты свидетельствовал о том, что к ее голосу прислушивался коллектив института. В это время в вузе организовывают центральную устную газету - «ЦУГ», созданную по типу распространенных тогда «живых» газет. Современники отмечали, что со временем «ЦУГ» стала даже популярнее стенгазеты. Газета «Новый путь» выходила все чаще, только за последнюю четверть 1923 г. вышло 5 номеров. Центральная редакционная коллегия руководила двумя стенгазетами - рабочего факультета и выделенного из состава КПИ сельскохозяйственного института [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 301].
Первый номер многотиражной газеты «Киевский политехнический» вышел 21 апреля 1927 г Редактором издания был студент Иван Ле - впоследствии известный украинский писатель [там же, 1995, с. 55], который овладевая технической наукой,
вместе с литературными пробами пера, в автобиографии написал: «Учился формально, ушел с последнего курса факультета инженеров путей Киевского политехнического, поэтому диплома не имею». В его творчестве особое место занимают книги о советском инженере, интеллигенции («Интеграл»), специфику работы которых он хорошо знал.
На протяжении 1930-х гг. печатные издания Киевского политехнического института подвергались постоянным реорганизациям. В частности, популярную газету с названием «КПИ» издавали до 1930 г, а с 1931 г ее сменила газета «За красные кадры», которая просуществовала до 1934 г [Киевский индустриальный институт, 1939]. Ежегодно увеличивался актив студенческих корреспондентов и, соответственно, количество изданий, которые имели определенное идейно-политическое направление.
После реорганизации КПИ в 1930 г и создания на его базе восьми институтов в каждом из них начали действовать собственные органы печати. Активисты выпускали многотиражные печатные издания, что способствовало выпуску стенгазет на факультетах и в специализированных отделениях. Институтские газеты того времени были «коллективными организаторами, агитаторами и пропагандистами». До конца 1932 г Центральная редакционная коллегия КПИ была многочисленной (примерно 35 человек). Представители студенческих комитетов, ячеек и подшефной воинской части были весомой силой, их материалы отражали события, происходившие в институте [там же].
В 1934 г три крупнейших института, которые выделились из состава КПИ - энергетический, машиностроительный и химико-технологический, вновь объединились под общим названием «Киевский индустриальный институт» (КИИ). В том же году в сентябре вышел в свет первый номер его многотиражной газеты «Пролетарский студент». В юбилейном сборнике, посвященном 40-летию института, отмечалось, что газета объединяет вокруг себя опытных корреспондентов трех институтов, работает над воспитанием десятков новых студенческих корреспондентов, первые шаги которых часто начинались с небольшого газетного сообщения. Как свидетельствуют архивные источники, в день выхода сотого номера (декабрь 1936 г) газета «Пролетарский студент» меняет название - на «Советский студент». С мая 1937 г ее печатают в типографии КИИ, что значительно облегчило подготовку издания и способствовало оперативности выхода в свет [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 302].
В ноябре 1938 г. общественность института отпраздновала выпуск двухсотого номера многотиражки. После окончания института большинство газетных активистов работали на промышленных предприятиях, продолжали корреспондентскую деятельность на заводах, электростанциях, шахтах.
Со временем газета «Советский студент» насчитывала около 150 активистов. С каждым выпус -ком повышался уровень журналистского мастерства корреспондентов, среди которых было много пре-
подавателей КИИ. Страницы подшивки газеты пестрели фамилиями активистов-корреспондентов, среди которых - авторитетные профес-соры, доценты, преподаватели. Опытных авторов сменял новый «молодняк» - активные творцы факультетской прессы, которая объединяла активную молодежь КИИ. Систематически выходили «Литературные страницы», где публиковали стихи одаренные авторы-студенты. Например, в честь 20-летия комсомола по поручению редакции газеты студенты написали текст для песни «Инженерная», которая была напечатана в центральной прессе и передавалась по радио [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 304].
На всех факультетах и даже в группах выходили стенгазеты, которые объединяли студенческий актив. За годы своего существования институтская пресса много сделала для улучшения качества обучения, повышения технического, идейно-политического уровня выпускников института. Пресса КИИ уделяла значительное внимание партийной и комсомольской жизни в вузе, марксистско-ленинскому воспитанию студентов и преподавателей. Был организован «Уголок пропагандиста», где представлялись материалы в помощь изучающим «Краткий курс истории ВКП (б)» и материалы XVIII съезда ВКП (б).
В те годы в среде студенчества происходила быстрая политическая и мировоззренческая эволюция. Большую работу проводила пресса КИИ в период подготовки выборов в Верховный Совет СССР и УССР Учебный процесс, создание условий
для «производственных» занятий всегда находились в центре внимания газет КИИ. О ходе выполнения учебных планов, качестве преподавания, трудовой дисциплине, производственной практике говорилось почти в каждом номере. Газета печатала материалы о факультетах, кафедрах, группах и если возникали какие-то проблемы, брала это под свой контроль. Так, в частности, было в 1935-1937 гг., когда с помощью газеты проводились совместные с радиокафедрой совещания, способствовавшие улучшению работы коллектива [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 304]. В этом спектре большое внимание уделялось работе отдельных корреспондентов, которые не только сообщали, но и комментировали, контролировали обучение первокурсников, систематически печатали методические рекомендации по разработке дисциплин и подготовке к экзаменам и т. п. Предлагались материалы к выполнению задач дипломного проектирования, деятельности кафедр, научно-исследовательских кружков.
На многих факультетах активисты создавали специальные технические бюллетени. Газеты, особенно стенные, значительное внимание уделяли отличникам, популяризировали их опыт приобретения знаний.
В институтской прессе освещалась деятельность кружков, где большое значение придавалось патриотическому воспитанию студенчества. Много внимания уделялось спортивно-массовой работе, деятельности спортивного общества, работе стадиона, большому физкультурному залу, лыжной базе, ав-томотовелотреку, трем стрелковым
тирам и другим спортивным сооружениям. Спортсмены института принимали участие в велогонке, легкоатлетических и лыжных кроссах. Создавались школы пилотов, автомобилистов и мотоциклистов, связи, радиолюбителей-коротковолновиков и др. [Киевский индустриальный институт, 1939, с. 89].
Не останавливались в творческом поиске сторонники стенной сатирико-юмористической прессы, которая пользовалась особым вниманием среди студентов и преподавателей. На химическом факультете в 1934 г выпускали газету «Про-мывалка», которая быстро приобрела популярность далеко за пределами факультета. Немало карикатур, остроумных иллюстраций «промывали струей» критики бюрократов, бездельников, прогульщиков учебы.
«Промывалка» в 1935 г была преобразована в общеинститутскую газету, вокруг которой постепенно объединялись кадры талантливых художников, фельетонистов, фотографов. Сатирико-юмористическая газета практиковала различные формы подачи материала - фельетоны, карикатуры, фотомонтажи, оригиналы разных документов, несколько раз выходила на экране, где умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, меткая и целесообразная критика, всегда содержала дружеские, теплые шаржи.
Раз в год, перед Новым годом, «Промывалка» выходила в виде елки с «подарками» бюрократам, нарушителям трудовой дисциплины, прогульщикам обучения. За пределами института, во время летних туристических походов по
Днепру, редакция выпускала сатирические газеты на заводе «Запо-рожсталь» и в колхозах. Впоследствии возникли факультетские сатирические газеты - «дети» «Про-мывалки», которые выходили через день-два и выполнялись мелом на досках. Заметную, а порой ведущую роль, имели популярные газеты: «Молния» (радиофакультет), «Бегемот» (электротехнический факультет), «Шлакоснима-тель» (теплотехнический факультет), «Индикатор» (химический факультет). Например, в упомянутом юбилейном сборнике к 40-летию института отмечено, что студенты радиофакультета проявляли деятельную инициативу при выпуске юмористической газеты «Молния» [Овсянников, 1939, с. 110, Фельдман, 1939, с. 301-307]. Эта газета остро критиковала и высмеивала лентяев, прогульщиков, должников, слабых руководителей академического процесса и общественной работы. «Молния» помогала в работе комсомольского бюро. Со временем большинство учебных подразделений, следуя примеру студентов радиотехнического факультета, стали выпускать подобные юмористические газеты. Они выходили и в общежитиях. И везде были популярны благодаря наглядности, доходчивости и действенности, помогали общественности института превращать КИИ в ведущее высшее учебное заведение Советского Союза [Киевский индустриальный институт,1939, с. 110].
Студенческие периодические издания и сатирико-юмористичес-кие стенгазеты способствовали влиянию студенческого актива на
общественно-политическую и учебно-воспитательную деятельность вуза. Творческий потенциал приобретал энергию, поскольку сама эпоха на определенном этапе имела оптимистический аспект - представляла определенную свободу, раскрепощенность эстетического воображения, пространство для самых разнообразных инициатив, пробуждала студенчество к социальной активности.
Вывод. Студенческая пресса, периодические издания Киевского политехнического института периода 1923-1937 гг. свидетельствуют о важной роли медиа в процессе становления и развития высшего технического учебного заведения. С помощью периодики будущие специалисты приобретали медиазна-ния, которые были важной составляющей в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста.
Литература
Киевский индустриальный институт. Киев: Книжная ф-ка Госполитиздата при СНК УССР, 1939. 357 с.
Киевский политехнический институт: очерк истории. Киев: Наук. думка, 1995. 320 с.
Костылева С. О. Историографический анализ материалов Всеукраин-ской науч.-теоретической конф. «Украинская периодика: история и современность» (1993-2000 гг.) // Страницы истории. - Киев: Политехника, 2003. -Вып. 17. С. 61-66.
Лоза Г. И. Периодические издания «Киевской политехники». Всеукр. науч.-практ. конф. «Журналистика, лингвистика, дидактика». Полтава: Пол-тав. литератор, 2010. С.139-143.
Овсянников П.М. Ленинско-сталин-ский комсомол института. Юбилейный сб. к 40-летию ин-та. Киев: Книжная ф-ка Госполитиздата при СНК УССР, 1939. 110 с.
Онкович Г. В. Периодические издания - выразители интересов молодежи // Украинская периодика: история и современность. Житомир, 1994. С. 107-109.
Фельдман Е. Я. Студенческая печать: юбилейный сб. к 40-летию ин-та. Киев: Книжная ф-ка Госполитиздата при СНК УССР, 1939. С. 301-307.
References
Feldman, E.Y. (1939). Student press: Jubilee collection for the 40-th anniversary of the Institute. Kiev: Book factory of State political publishing house under Council of People's Commissars of USSR, P. 301 -307.
Kyiv Industrial Institute (1939). Kyiv: Book factory of State political publishing house under Council of People's Commissars of USSR, 357 p.
Kyiv Polytechnical Institute (1995). Outline of the history. Kyiv: Naukova dum-ka, 320 p. Kostyleva, S. O. (2003). Histo-riographical analysis of annual All-Ukrainian scientific-theoretical conference materials «Ukrainian Periodicals: Past and Modernity» (1993-2000). Kyiv: Polytechnica. № 17, P. 61-66
Loza, G. I. (2010). Periodicals of Kyiv Polytechnica // Collection of scientific papers. All-Ukrainian scientific-practical conference «Journalism, Linguistics, pedagogy». Poltava: Poltava writer, P. 139 -143.
Onkovych, G.V. (1994). Periodicals as exponents of the youth interests. Ukrainian Periodicals: Past and Modernity. All-Ukrainian scientific-theoretical conference. Lviv, Zhytomir, P.107-109.
Ovsyannikov, P. M. (1939). LeninistStalinist Komsomol Institute. Jubilee collection to the 40th anniversary of the Institute. Kyiv: Book factory of State political publishing house under Council of People's Commissars of USSR, 110 p.