Научная статья на тему 'Переживание психологического кризиса и ситуационные реакции личности'

Переживание психологического кризиса и ситуационные реакции личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4484
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / PSYCHOLOGICAL CRISIS / ПЕРЕЖИВАНИЕ / EXPERIENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / PSYCHOLOGICAL STABILITY / СИТУАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ / SITUATIONAL REACTIONS / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Духновский С.В.

В статье обсуждаются вопросы переживания психологического кризиса личностью. Показано, что кризис сопровождается ситуационными реакциями, каждая из которых имеет свои психологические особенности. Переживание кризиса определяется психологической устойчивостью личности. На основании диагностики выраженности ситуационных реакций и психологической устойчивости личности можно принимать меры как по профилактике психологических кризисов в жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Духновский С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The PSYCHOLOGICAL CRISIS experience and SITUATIONal REACTIONs OF the PERSONALITY

The article discusses the problem of the psychological crisis experienced by the personality. It is shown that the crisis is accompanied by situational reactions, each of which has its own psychological characteristics. The psychological crisis experience is determined by the psychological resistance of an individual. Depending on the diagnosed severety of the situational reactions and psychological stability of the personality measures for preventing the psychological crises in human life can be taken.

Текст научной работы на тему «Переживание психологического кризиса и ситуационные реакции личности»

женного переживания «страха быть отвергнутым», что приводит к подстраиванию лидера под группу, а сам процесс управления осуществляется на уровне запросов и развития группы [4]. Подобные действия формируют еще один путь деиндивидуализации хариз-матичного лидера, который можно назвать «конформизмом ради власти» - отказом от собственных убеждений и принятием идей масс ради возможности влиять на социальные группы и процессы в обществе. Однако конформизм, как уже отмечалось, является оппозицией индивидуальности, что вновь указывает на то, что для харизматичного лидера деиндиви-дуализация является практически неизбежным условием приобретения данного статуса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно отметить, что, даже творя историю и тем самым, проявляя себя в качестве субъекта деятельности, харизматичный лидер либо вообще не достигает уровня развития индивидуальности либо деградирует, если развитие его потребностей остается на низком уровне; если его отношение к окружающему миру не характеризуется гуманностью и пониманием; если утрачен такой нравственный императив, как совесть. Человек, игнорирующий мнения, желания и запросы других людей и ориентирующийся только на свои интересы, превращается в индивидуалиста, который также далек от подлинной, гармоничной индивидуальности, как и конформная, несамостоятельная, склонная к подчинению личность. Соответственно харизматичный лидер, активно и настойчиво добиваясь власти над людьми, используя для этого любые средства, де-индивидуализируется, превращаясь в индивидуалиста либо утрачивая собственную индивидуальность, стремясь соответствовать ожиданиям людских масс.

Список литературы

1 Белов В. А. В защиту индивидуальности. М.: Магистр,

1997.

2 Гандапас Р.И. Харизма лидера. М.: Манн, Иванов и Фебер,

2013.

3 Московичи С. Машина, творящая богов. М.: Центр

психологии и психотерапии; Изд-во «КСП+», 1998.

4 Первитская А.М. Выделение третьей системы лидерс-

кой деятельности. Анализ особенностей различных форм лидерства на индивидуальном уровне // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология и медицина». 2012. Вып.4. С. 48-51.

5 Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Академический

проект, 2008.

6 Шляхтун П.П. Политология (теория и история полити-

ческой науки): учебное пособие. Киев: Лыбидь, 2005.

7 Kendall, Diana, Murray Jane Lothian, and Linden Rick.

Sociology in our time (2nd ed.). Scarborough, 2000.

УДК 159.9.072 C.B. Духновский

Курганский государственный университет

ПЕРЕЖИВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА И СИТУАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В статье обсуждаются вопросы переживания психологического кризиса личностью. Показано, что кризис сопровождается ситуационными реакциями, каждая из которых имеет свои психологические особенности. Переживание кризиса определяется психологической устойчивостью личности. На основании диагностики выраженности ситуационных реакций и психологической устойчивости личности можно принимать меры как по профилактике психологических кризисов в жизни человека.

Ключевые слова: психологический кризис, переживание, психологическая устойчивость, ситуационные реакции, профилактика, диагностика.

S.V. Dukhnovsky Kurgan State University

AN EXPERIENCE OF PSYCHOLOGICAL CRISIS AND SITUATIONAL REACTION PERSONALITY

Annotation. The article discusses the problem of the psychological crisis experienced by the personality. It is shown that the crisis is accompanied by situational reactions, each of which has its own psychological characteristics. The psychological crisis experience is determined by the psychological resistance of an individual. Depending on the diagnosed severety of the situatonal reactions and psychological stability of the personaliti measures for preventing the psychological crisses in human life can be taken.

Key words: psychological crisis, experience, psychological stability, situational reaction, prevention, diagnosis.

Из всякого трудного положения выйдешь, если только вспомнишь что живешь душою, вспомнишь, что в тебе есть то, что сильнее всего на свете

Л. Толстой

Жизнь человека представляет собой последовательность событий, одни из которых не являются существенными для развития, а другие становятся поворотными пунктами в его судьбе. Именно эти последние и называются критическими жизненными событиями, приводящими к переживанию пси-

хологических кризисов. «Кризисы - это не временное состояние, а путь внутренней жизни» (Л.С. Выгодский).

В то же время кризис может быть трудным и пугающим, но он обладает огромным эволюционным и целительным потенциалом, открывая путь к более полной жизни. Как отмечал В.А. Ананьев, кризис -это не только пик страданий (болезни), но и начало избавления от них (выздоровления). Кризис необходим для личностного роста, если он воспринимается как определенное испытание, как ступень, оперевшись на которую можно увидеть новые горизонты, перспективы жизни. Под влиянием усиленных нагрузок постепенно формируются новые границы нормы социально-психологической адаптации [2].

Традиционно под кризисом в психологии (не путать с кризисом в науке) понимается тяжелое состояние, вызванное какой-либо причиной, или резкое изменение статусов персональной жизни; тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни. Кризисы различаются по длительности и интенсивности кризисного состояния [3; 4].

В житейской психологии слово кризис ассоциируется с чем-то сложным, тяжелым, чего нужно избегать и о чем лучше не думать. Однако наша жизнь всегда протекает в «пинках» и «поглаживаниях». Как указывал В. Макаров, есть формы близости, которые предполагают интенсивный обмен пинками, позволяя прояснить позицию каждого, честно и откровенно обсудить все претензии и негативные аспекты отношений, и разрешить, таким образом, конфликты, даже застарелые и казалось вечные [10].

Таким образом, кризис, его переживание - явление «необходимо-неизбежное» в жизни человека. С одной стороны, оно дает возможность для личностного роста, с другой - может привести к негативным последствиям, как соматическим, так и психологическим и социально-психологическим.

С какими кризисами человек может столкнуться в своей жизни? Перечислим лишь некоторые их виды. Это возрастной; кризис развития; кризис индивидуальной жизни; личностный кризис; кризис утраты; травматический кризис; биографический кризис; семейный кризис (кризис семейной жизни); кризис профессионального становления; духовный кризис.

Обобщая взгляды различных ученых [1; 2; 9 и др.], считаем перспективной идеей рассматривать кризис с точки зрения его нормативности и ненормативности. Обусловлено это следующим. Прежде всего, не каждая критическая ситуация в жизни человека может привести к переживанию кризиса, но, казалось бы, незначительное, внешне не значимое событие, может стать повортным для человека и перевести к переживанию кризиса. Нормативные кризисы переставляют собой события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное содержание (например, возрастные кризисы). Ненормативные кризисы - это особые события, нетипичные, индивидуальные, непредсказуемые.

Переживание кризиса предполагает активаци-онную (отражающую интенсивность психических процессов), тоническую (отражающую тонус, ресурс сил человека), эмотивную и тензионную (отражающую степень напряжения) характеристики психического состояния. Эта сторона переживания связана с динамической сменой психических состояний и настроений человека. Образы (восприятия) препятствий (трудностей), возникающих в жизни человека, - это когнитивная сторона переживания; это внутренний феномен информационной стороны переживания. Существование (действие) образа состоит в том, что он инициирует дополнительный энергетический выброс, который должен обеспечить поиск решения проблемы.

В ходе проведенных нами исследований [6; 7; 8 и др.] были описаны два крайних варианта переживания в континууме преодоление-псевдопреодоление.

Переживание - преодоление, представляет собой активное разрешение проблем, трудностей, возникающих в жизни человека, ведущее к развитию, самоактуализации и совершенству личности и её отношений.

Переживание - псевдопреодоление - это ситуация, когда человек действует без учета целостной ситуации и долговременной перспективы взаимодействия. Это псевдоразрешение проблем и трудностей в жизни.

Кризис, переживаясь человеком, находит свое отражение в ситуационных реакциях личности, выраженность которых будет свидетельствовать о степени, глубине социально-психологической дезадаптации (адаптации).

Ситуационная реакция - это «оформленный, структурированный ответ на конфликтную ситуационную нагрузку, выливающийся в определенно окрашенное эмоциональное состояние и соответствующее этому состоянию поведение» [1, 107].

По своей картине и динамике ситуационные реакции могут быть подразделены на шесть типов:

1 Реакция эмоционального дисбаланса - обусловлена возникновением фрустрации и характеризуется превалированием отрицательной гаммы эмоций.

2 Пессимистическая ситуационная реакция -заключается в изменении мироощущения, установлении мрачной окраски мировоззрения, видоизменении и переструктурировании системы ценностей.

3 Реакция отрицательного баланса. В этом случае происходит рациональное подведение «жизненных итогов», оценка пройденного пути, определение реальных перспектив существования, сравнение (подсчет) положительных и отрицательных моментов жизнедеятельности.

4 Ситуационная реакция демобилизации. Характеризуется тем, что у человека происходит резкое изменение в сфере контактов (отказ от привычных или значительное их ограничение).

5 Ситуационная реакция оппозиции. Выражается в повышенной степени агрессивности, возрас-

тающей резкости отрицательных оценок окружающих и их деятельности.

6 Ситуационная реакция дезорганизации. В её основе лежит тревожный компонент, в результате чего она характеризуется соматовегетативными проявлениями (гипертонические, сосудисто-вегетативные кризы, нарушения сна).

Как указывает А.Г. Амбрумова, ситуационные реакции проходят на непатологическом уровне и связаны с возникновением психологического кризиса в ситуации конфликта. Она считает, что типы ситуационных реакций (включая пессимистическую) в известном смысле могут быть признаны реакциями психологической защиты, поскольку они как бы экономят психическую энергию, тем или иным способом ограничивая реальную практическую деятельность индивида без нарушения системы адаптации как таковой. Реакция дезорганизации защитной функции не несет, положительной её стороной выступает то, что она подает сигнал бедствия очень рано и дает возможность быстрого и беспрепятственного восстановления необходимого уровня деятельности. Это связано с тем, что здесь дезорганизована, но не потеряна психическая потенция, сохранена активность, а вызванные дезорганизацией изменения относительно неглубоки. Кроме того, все остальные типы ситуационных реакций не нарушают и принципов социального общения человека [1 ].

Считаем, что как для возникновения психологического кризиса, так и для характера его переживания ведущую роль играет психологическая устойчивость личности.

Психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях [9]. Л.В. Куликов выделяет три аспекта психологической устойчивости.

Стойкость, стабильность - это способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации и постоянный (достаточно высокий) уровень настроения. Эта сторона устойчивости предполагает стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности.

Уравновешенность, соразмерность - это соразмерность силы реагирования, активности поведения силе раздражителя, значению события (величине положительных или отрицательных последствий, к которым он может привести).

Сопротивляемость (резистентность) - это способность к сопротивлению тому, что ограничивает свободу поведения, свободу выбора как в отдельных решениях, так и в выборе образа жизни в целом. Важнейшей стороной сопротивляемости является индивидная и личностная самодостаточность в аспекте свободы от зависимости (алкогольной, наркотической, игровой, компьютерной, сексуальной, любовной, зависимости от людей и отношений). Для психологической устойчивости необходима способ-

ность противостоять внешним влияниям, следуя своим намерениям и целям.

Описанные выше теоретические положения легли в основу разработки психодиагностической методики «Переживание психологического кризиса личностью» «ППК». Окончательный вариант методики включает в себя 42 утверждения, направленных на диагностику выраженности той или иной ситуационной реакции личности, а также её психологической устойчивости.

Каждый пункт опросника предполагает 7 вариантов ответов, приведенных в инструкции. Обусловлено это следующим моментом. Как указывает Г.В. Суходольский, чем больше градаций, тем выше уровень квантификации. Но число градаций и уровней ограничено возможностями человека осуществлять органолептическое (непосредственно органами чувств) оценивание без грубых ошибок. Поэтому на практике используется от двух до семи градаций интенсивности характеристик [11 ].

Длина шкалы опросника «ППК» имеет такое количество градаций, которое позволяет обследуемому достаточно дифференцированно выразить свое отношение (согласие с предъявленным суждением) и не несет излишнего числа градаций, превышающего возможную субъективную точность оценок.

Методика может проводиться как в групповом, так и в индивидуальном вариантах, время выполнения 20-25 минут. При обработке за ответ «полностью не согласен» присваивается 1 балл, за ответ «согласен в малой степени» - 2 балла, за ответ «согласен почти на половину» - 3 балла, за ответ «согласен на половину» - 4 балла, за ответ «согласен более, чем на половину» - 5 баллов, за ответ «согласен почти полностью» - 6 баллов и за ответ «согласен полностью» - 7 баллов.

Структура: методика содержит 7 шкал.

1 Шкала реакция эмоционального дисбаланса (6 пунктов).

Примеры пунктов:

- в последнее время я переживаю неприятные для меня эмоции, чаще, чем приятные.

- в последнее время я переживаю чувство неудовлетворенности собой и событиями, происходящими в моей жизни

2 Шкала пессимистическая реакция (6 пунктов).

Примеры пунктов:

- в последнее время я нахожусь в подавленном состоянии.

- в последнее время я чувствую, что хуже уже некуда.

3 Шкала реакция отрицательного баланса

(6 пунктов).

Примеры пунктов:

- в последнее время я подсчитываю положительные и отрицательные моменты своей жизни.

- в последнее время я начинал часто оглядываться на прожитые годы, оценивать свое прошлое и перспективы будущего.

4 Шкала реакция демобилизации (6 пунктов). Примеры пунктов:

- в последнее время я стремлюсь дистанцироваться от других людей.

- в последнее время я чувствую себя никому ненужным.

5 Шкала реакция оппозиции (6 пунктов). Примеры пунктов:

- в последнее время я раздражаюсь на окружающих людей и на то, что они делают.

- в последнее время я стал «резким» и грубым в отношениях с окружающими.

6 Шкала реакция дезорганизации (6 пунктов).

- в последнее время я плохо сплю.

- в последнее время я не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться.

7 Шкала психологической устойчивости (6 пунктов).

- в последнее время я легко могу отказаться от целей, которые считаю реально или потенциально недостижимыми.

- в последнее время я стараюсь избегать крайностей в оценке происходящих событий.

Опросник также предполагает выявление событий (драматических, печальных, неприятных, приятных и очень радостных), которые происходили в жизни обследуемого в последнее время (3-4 недели).

Считаем, что на основании диагностики выраженности ситуационных реакций и психологической устойчивости личности можно как принимать меры по профилактике психологических кризисов в жизни человека, так и оказывать психологическую помощь, целью которой будет являться конструктивное разрешение конфликтов и преодоление (в позитивном плане) психологического кризиса.

В заключение хочется сказать следующее. Не зависимо от того, что случается с человеком, кризис всегда возникает в «голове». Как тонко замечает М. Жванецкий, «ум - крупно осложняет и без того сложную, рассчитанную на простое восприятие жизнь... После того, как не понял сложного и не осуществил, начинаешь открывать простые вещи».

Список литературы

1 Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического

кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. №6. С. 107-115.

2 Ананьев В.А. Введение в потрясающую психотерапию //

Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С. 15-31.

3 Большой психологический словарь / сост. и общ. ред.

Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

4 Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.

544 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Выгодский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во

«Смысл»; Изд-во «Эксмо», 2003. 1136 с.

6 Духновский С. В. Переживание дисгармонии межличност-

ных отношений: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. 174 с.

7 Духновский С. В. Феномен человека переживающего в

научной картине мира // Человек в современных философских концепциях: материалы Третьей международной научной конференции, г.Волгоград, 1417 сентября 2004 г.: в 2 т. Т.1. Волгоград: ПРИНТ, 2004. С. 535-539.

8 Концепция гармонии-дисгармонии межличностных

отношений субъектов образовательного процесса // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Физиология, психология, медицина». 2013. Вып. 9. С. 69-73.

9 Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психоло-

гической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. 464 с.

10 Макаров В.В., Макарова Г.А. Сценарии персонального

будущего. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. 383 с.

11 Суходольский Г. В. Лекции по высшей математике для

гуманитариев: учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 232 с.

УДК 159.99 З.А. Киреева

Курганский государственный университет

ФЕНОМЕН ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор имеющихся подходов к рассмотрению проблемы эмоциональной зрелости личности и феномена любви. Показана взаимосвязь этих явлений, сделана попытка проанализировать причины социального и психологического порядка, которые объясняют характер этой взаимосвязи. Предложен обзор уровней личностной зрелости и описаны ее основные критерии.

Ключевые слова: личность, эмоциональная зрелость, любовь, отношение.

Z.A. Kireeva Kurgan State University

PHENOMENON OF LOVE IN THE CONTEXT OF THE EMOTIONAL MATURITY OF THE PERSONALITY

Annotation. The article presents a short review of available approaches to a problem of emotional maturity of the person and the phenomenon of love. The study shows the interrelation of these phenomena and makes an attempt to analyze the social and psychological reasons, which explain the nature of this interrelation. The article reviews the levels of personal maturity and describes its main criteria.

Key words: personality, emotional maturity, love, relation.

Проблема зрелости личности является центральной для такой относительно новой области челове-кознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.