Научная статья на тему 'К вопросу о переживании кризисов субъектами педагогического процесса'

К вопросу о переживании кризисов субъектами педагогического процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1048
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / КРИЗИС / ПЕРЕЖИВАНИЕ КРИЗИСА / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PEDAGOGICAL PROCESS SUBJECTS / CRISIS / CRISIS EXPERIENCE / INTEGRATED IDENTITY OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева Юлия Александровна

Статья представляет собой краткий обзор основных концептуальных подходов к феноменологии кризисов и их переживанию в отечественной и зарубежной психологии. Ведущее значение в понимании кризиса отдается переживанию (проживанию) кризиса и его влиянию на дальнейшую жизнь субъекта. При рассматрении проблемы переживания кризисов субъектами педагогического процесса используется позиция B.C. Мерлина, согласно которой переживание кризиса во многом определятся особенностями интегральной индивидуальности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Журавлева Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF CRISES EXPERIENCE OF PEDAGOGICAL PROCESS SUBJECTS

Thearticle represents the short review of the main conceptual approaches to the phenomenology of crises and the experience in national and foreign psychology. The main value in understanding of crisis is given to the crisis experience and its influence on a further life of the subject. Considering a problem of crises experience of pedagogical process subjects, it is used V. S. Merlin’s position according to which the crisis experience mainly determined by features of integrated identity of personality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о переживании кризисов субъектами педагогического процесса»

УДК 159.99 Ю.А. Журавлева

Курганский государственный университет

к вопросу о переживании кризисов субъектами педагогического процесса

Аннотация. Статья представляет собой краткий обзор основных концептуальных подходов к феноменологии кризисов и их переживанию в отечественной и зарубежной психологии. Ведущее значение в понимании кризиса отдается переживанию (проживанию) кризиса и его влиянию на дальнейшую жизнь субъекта. При рассматрении проблемы переживания кризисов субъектами педагогического процесса используется позиция В.С. Мерлина, согласно которой переживание кризиса во многом определятся особенностями интегральной индивидуальности личности.

Ключевые слова: субъект педагогического процесса, кризис, переживание кризиса, интегральная индивидуальность личности.

J.A. Zhuravleva Kurgan State University

to the question of crises experience of pedagogical process subjects

Annotation. Thearticle represents the short review of the main conceptual approaches to the phenomenology of crises and the experience in national and foreign psychology. The main value in understanding of crisis is given to the crisis experience and its influence on a further life of the subject. Considering a problem of crises experience of pedagogical process subjects, it is used V. S. Merlin's position according to which the crisis experience mainly determined by features of integrated identity of personality.

Keywords: pedagogical process subjects, crisis, crisis experience, integrated identity of the personality.

ВВЕДЕНИЕ

Кризис является неотъемлемой и неизбежной частью человеческого бытия. Неизбежность кризисов обусловлена индивидуально-психологическими особенностями самого человека, его соматической, психологической и социально-психологической уникальностью. Необходимость кризиса объясняется тем, что в процессе его переживания происходит познание и изменение человеком самого себя и окружающего мира, переосмысление мира в целом [6]. Переживая кризис (как нормативный, так и ненормативный), человек приобретает опыт, который оказывает существен-

ное влияние на становление и развитие его личности, на весь ее жизненный путь, в том числе на профессиональную деятельность личности. С кризисами сталкивают все люди в процессе своей жизнедеятельности, независимо от своих возрастных, национальных, индивидуально-типологических, профессиональных и др. различий. В этом отношении не стали исключением и воспитатели, учителя и преподаватели образовательных учреждений, являющиеся субъектами педагогического процесса. Учитывая специфику их деятельности, все возрастающие требования к их личностным и профессиональным качествам, обусловленные внедрением новых образовательных стандартов, мы считаем, что субъекты педагогического процесса (воспитатели, учителя и преподаватели) в значительной мере подвержены влиянию различного рода кризисов.

Таким образом, актуальными становятся вопросы о том, какую роль играет переживание кризисов в профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса, какие индивидуальные особенности личности педагогов и воспитателей способствуют преодолению ими кризисов, а какие, напротив, определяют преобладание деструктивных переживаний кризиса, препятствующих их преодолению, какие меры будут способствовать профилактике деструктивных переживаний кризиса.

Говоря о проблеме переживания кризиса субъектами педагогического процесса, прежде всего, необходимо рассмотреть основные концептуальные подходы к феноменологии кризисов и их переживанию в отечественной и зарубежной психологии.

В словаре русского языка слово кризис означает резкий, крутой перелом в чем-нибудь; затруднительное, тяжелое положение [13, 280]. В переводе с греческого языка термин кризис буквально означает «разделение дорог».

Распространено понимание кризиса как точки болезненного перехода, как момента, после которого «организм либо выздоравливает, либо гибнет» [16]. Сторонниками клинического подхода в психологии кризис рассматривается как состояние, возникающее вследствие воздействия на человека психотравмирующих событий. В основе возникновения кризиса лежит стресс, который субъективно воспринимается как непреодолимый. Острая реакция на психологическую травму проявляется в расстройстве мыслительной деятельности, расстройстве эмоций (от поглощенности переживаниями до эмоционального отупения), утрате контроля над поведением. В рамках этого подхода кризис рассматривается как патологическое состояние, требующее экстренной помощи.

С позиций экзистенциального подхода кризис рассматривается как часть человеческой природы, как неотъемлемое условие человеческого бытия (Ж-П. Сартр, В. Франкл, И. Ялом, К . Ясп е рс) . Э кзисте н ц и альн ый п одход та кже пред-

63

полагает рассмотрение кризиса как реакции личности на ситуации, но в отличие от клинического подхода эти ситуации рассматриваются как требующие от личности изменения способа бытия, отношения к себе, к миру, к основным экзистенциальным дилеммам.

В.В. Лукин-Григорьев отмечает, что в самом общем смысле кризис можно определить как особый момент человеческого существования, в котором одновременно присутствуют две противоположные тенденции: разрушение старого, отжившего и мешающего и одновременно созидание нового, целостного и гармоничного, будь то отмирание и возрождение клеточных структур или радикальная смена мировоззрений. Кризис характеризуется наличием мощного сопротивления уходящего и тревоги по поводу нового и неведомого [10].

Считаем, что, несмотря на трудности переживания кризиса, он имеет и положительные стороны, давая потенциал для развития личности, открывая путь к более полной жизни. Так, по мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период - время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса - это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой [5].

В настоящее время в психологии формируется новое исследовательское направление - кризисная психология, ориентированное на изучение психики и поведения человека в критических ситуациях. Предметная область исследований кризисной психологии включает в себя все многообразие сложных, травматических, критических ситуаций, возникающих на жизненном пути личности и деятельности по их преодолению. Множество понятий, образующих категориальное поле кризисной психологии, свидетельствует об отсутствии единого терминологического аппарата. Многие исследователи (Ф.Е. Василюк, 1995, Е.Ю. Коржова, Л.Ф. Бурлачук, 1996, Е.Л. Солдатова, 2005, Е.Н. Туманова, 2003 и др.) подчеркивают, что это создает трудности в понимании природы и психологического содержания кризисов.

Так, например, существует традиция понимания кризиса как частного случая критической ситуации (В.С. Герасимова, М.В. Гамезо, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова и др.). Представление о том, что кризис затрагивает многие структуры личности, отражено в большинстве исследований кризисов, отмечается и негативный их характер, и положительные результаты кризиса преобладание отрицательных эмоций затрудняет преодоление кризисов (Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко, 1987, Брюдаль, 1998, Н.С. Глуханюк, 2001), с кризисом связаны изменения на когнитивном уровне (Б.Г. Ананьев, Е.И. Степанова и др.), изменения в восприятии себя и сво е й жи з н и (И. С . Кон, 1998 , 64 -

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, 1998), изменения в ценностно-мотивационной и смысловой сферах личности (Д.А. Леонтьев, 1999), в самосознании и Я-концепции (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, 1998), в социально-профессиональной сфере и в деятельности (П. Ниемела, 1987, Э.Ф. Зеер, 1998, 2003, Э.Э. Сыманюк, 2003, 2005; Г.Г. Горелова, 2000, Н.С. Глуханюк, 2001).

Как мы видим, проблемной зоной в психологических концепциях кризиса на сегодняшний день по-прежнему остается терминологический аппарат (кризис, кризисная ситуация, состояние кризиса, конфликт и пр.), что затрудняет классификацию кризисов и ограничивает понимание их природы. Это отмечают многие исследователи (Ф.Е. Василюк, 1995, Е.Ю. Коржова, Л.Ф. Бурлачук, 1996, Е.Н. Туманова, 2003, Н.В. Волкова, 2003 и др.).

Некоторые авторы определяют кризис как ситуацию невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. объективную ситуацию, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходи-мостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) [4]. Другие, напротив, говоря о кризисе, имеют в виду острое эмоциональное состояние (как результат оценки, интерпретации ситуации и отношения к ней), возникающее в ситуации столкновения личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей, препятствием, которое не может быть устранено способами решения проблемы, известными личности из ее прошлого жизненного опыта [14].

Таким образом, мы видим, что кризис, с одной стороны, понимается как состояние, а с другой - как острая ситуация, требующая принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

В данном контексте, на наш взгляд, можно говорить о сходном понимании содержания понятий «кризис» и «критическая ситуация», так как критическая ситуация, как психологический феномен (психологическая реальность), также имеет в своей основе объективный компонент, представленный воздействиями окружающего мира и несущими реальную или потенциальную угрозу личности и ее развитию и субъективный компонент, включающий в себя оценку, типизацию и классификацию воздействующих стимулов, результатом которых является интерпретация ситуации как критической, сопровождающаяся соответствующим отношением к ней [8].

Можно выделить еще одно направление исследования кризисов, в рамках которого кризис рассматривается как своеобразная реакция личности на ситуации, требующая от нее изменения способа бытия: жизненного стиля, образа мышления, отношения к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам [14], т.е. соверше н ия како й -л и бо деятельности . В данно м

Вестник КГУ, 2016. № 2

контексте переживание кризиса выступает в качестве деятельности субъекта педагогического процесса, направленной на его преодоление.

Далее обратимся к рассмотрению понимания категории «переживание» в психологии. В частности, в работах Ф.Е. Василюка, опирающихся в своей основе на идеи А.Н. Леонтьева, категория переживание (в нашем контексте переживание кризиса) вводится в концептуальный аппарат психологической теории деятельности. «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, - на "производство смысла"» [4; 5]. Переживание кризиса «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы. Ф.Е. Василюк также отмечает, что исследования переживания-деятельности осуществляются в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совладающего поведения [4]. Человек, переживающий что-либо, в том числе и кризис, может использовать и защитные механизмы (ситуационные и стилевые), и различные варианты копинг-стратегий.

Следовательно, переживание кризиса имеет процессуально-деятельностную природу, которая проявляется в том, что основным способом существования психического является его существование и в качестве процесса, и в качестве деятельности. Так, Л.С. Рубинштейн отмечает, что «... психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, непрекращающегося потока воздействия внешнего мира на индивида и его ответных действий, причем каждое действие обусловлено внутренними причинами, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних воздействий, определивших его историю» [15]. Процессуально-деятельностная природа переживания критических ситуаций обнаруживает себя в системе «ситуация - личность -поведение». В ней в качестве иерархических уровней выступают система «процесс - состояние», разработанная Л.Р. Фахрутдиновой, и подсистема «личность - поведение». Общим для них является то, что переживание выступает промежуточным звеном, опосредующим связи и отношения между данными подсистемами, тем самым, детерминируя взаимоотношения внутри системы «ситуация -личность - поведение».

Процессуальная сторона переживания ситуаций реализуется посредством психических состояний, существующих в отрезке актуального времени (А.О. Прохоров, 1996). Как деятельность переживание ситуации представляет собой процесс, посредством которого, согласно С . Л . Рубинште й н у, « ре ал и зуется то и л и от н о шение

человека к окружающему его миру, другим людям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» [15]. Исходя из этого, переживание ситуации может выступать в качестве деятельности - деятельности преодоления, либо псевдопреодоления, реализующейся в копинг-стратегиях, «техниках жизни», компенсаторном поведении, стилевых защитных автоматизмах.

Таким образом, процесс переживания кризисов, как он может быть дан в действительности, представляет собой и деятельность, и процесс, сопровождающийся психическими состояниями и ситуационными реакциями. Каждая конкретная критическая ситуация не является каким-то застывшим образованием, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций влияют друг на друга через внутреннее состояние, внешнее поведение человека и его последствия.

А.Г. Амбрумовой [1] описаны два пути критической динамики:

а) личностный - формирующийся внутренний конфликт обоснован характерологическими особенностями личности и появляется первым, независимо от благополучной еще в это время внешней ситуации; только затем внутренняя конфликтная напряженность психики начинает видоизменять формы поведения и общения человека, создавая поводы и причины для ухудшения внешней ситуации и перестройки ее в конфликтную, вплоть до стрессовой;

б) ситуационный - предполагает целый ряд неблагоприятных внешних воздействий, психо-травмирующих стимулов, падает на почву неотчетливо работающих защитных механизмов психики, низкую толерантность по отношению к эмоциональным нагрузкам [1].

На наш взгляд, можно выделить третий путь - феноменологический, включающий в себя и личностный, и ситуационный пути, детерминированный взаимодействием внешних патогенных стимулов или субъективно так воспринимаемых, с личностными особенностями субъекта, провоцирующими деструктивные проявления переживания кризисов.

Проблемным является и вопрос классификации кризисов в психологических концепциях. Анализируя разнообразные концепции кризисов, предлагающие всевозможные интерпретации их сущности, особенностей протекания на различных этапах жизни человека, способов и стратегий преодоления, следует отметить отсутствие единой классификации жизненных кризисов. Среди наиболее известных возрастные: кризисы детского развития и кризисы периода взросления (идентичности и самоопределения); психиатрические кризисы, биографические (по Р.А. Ахмерову, 1994: кризисы нереализованности, опустошенности, бесперспективности), личностные (возрастные и временные - кратковременные и долговременные, ко н структ и в н ы е и д е ст рукт и в н ы е) ; связанн ые с мо-

65

тивацией деятельности: операциональный, моти-вационно-целевой и смысложизненный [16].

Одним из подходов к классификации конфликтов является их разделение на нормативные и ненормативные критические жизненные события. К нормативным относятся события, происходящие обычно в определенном возрасте и имеющие определенное содержание, скажем, возрастные кризисы. Примерами нормативных могут быть также семейные кризисы, такие как добрачный период, вступление в брак, беременность, рождение ребенка, уход взрослого ребенка из семьи, уход одного из супругов из семьи (развод или смерть одного из супругов). К таким кризисам относится и бессознательный стресс, вызванный выходом на «пограничную черту», например выход на пенсию [2].

Рассматривая нормативные кризисы, Е.Л. Солдатова обращает внимание на следующие моменты. Нормативные кризисы развития личности взрослого опосредованы противоречием между нормативными структурно-личностными преобразованиями, соответствующими возрасту и выработанными в культуре задачам развития, и стремлением к сохранению индивидуальной целостности, самотождественности. Нормативный кризис развития - процесс проживания личностью обязательного переходного этапа между стадиями взрослого периода развития. В нормативном кризисе изменениям подвержены не устойчивые свойства личности, а система отношений личности. Изменения происходят от заданного разрушения старой к произвольному переструктурированию и освоению новой системы отношений к миру и себе. Таким образом, суть нормативного кризиса сводится к поступательному преобразованию всей системы отношений личности, интеграции в структуру личности возрастных новообразований, латентно формировавшихся в предшествующей стадии развития [16].

К ненормативным относятся особые события, нетипичные, индивидуальные, правильнее сказать, непредсказуемые. Как пишет В.А. Ананьев, событие «потрясения» необходимо рассматривать не со стороны его предсказуемости или непредсказуемости, а с точки зрения последствий, которые имели место быть во время переживания и после него [2]. Таким образом, не имеет значения само событие с точки зрения внешней характеристики, его эмоционального накала, а имеет значение способ переработки, преодоления и влияние его на дальнейшую жизнь человека.

В своей работе В.Р. Манукян предложила классификацию кризисов в структуре жизненного пути человека, включающую три основных типа кризисов: возрастно-биографический, связанный с осознанием возраста и переживанием «непродуктивности» жизненного пути; травматический, связанный со значительным изменением жизн е н н о й ситуа ци и , а та кже л ичностн ый , и ме ю-66

щий внутренние, психологические причины [11].

Рассматривая в своей работе проблему классификации кризисов В.Р. Манукян считает, что определение и психологическое содержание различных кризисных явлений зачастую оказывается аналогичным. Исходным в предложенной ею классификации стало понятие психологического кризиса, общим признаком которого является критический уровень социально-психологического противоречия, приводящего к невозможности реализации самых значимых сторон жизни. Согласно ее точке зрения психологические кризисы можно разделить на два класса - это нормативные и ненормативные кризисы. Нормативные кризисы включают в себя все возрастные кризисы (кризисы развития), которые возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с качественной перестройкой сферы его отношений. Класс ненормативных кризисов включает в себя так называемые жизненные кризисы, которые обладают общим свойством психологических кризисов, но в отличие от нормативных кризисов здесь отсутствует привязка к возрасту. Жизненный кризис может быть биографическим (связан с субъективным восприятием жизненного пути) и травматическим (связан с внезапными жизненными событиями). В первом случае мы имеем социально-психологическое противоречие между реальным и субъективно осознаваемым временем жизни, а во втором - противоречие, обусловленное резкой сменой жизненной ситуации. Отдельно стоит класс профессионально обусловленных кризисов. Они рассматриваются и как самостоятельные кризисы, и в качестве психологических составляющих других типов кризисов (юношеский кризис самоопределения, кризис «молодого специалиста» и др.). Следовательно, по своей структуре и формам проявлений переживания практически любые кризисные явления являются сходными, что, по мнению автора, подтверждает гипотезу об интегрированности кризисных явлений во взрослом периоде развития [11].

Рассматривая проблему понимания кризиса, как нормативного, так и ненормативного характера, необходимо указать на то, что для человека он выступает как жизненная ситуация, которую необходимо пережить, преодолеть. В нашем контексте кризис - это критическая ситуация в жизни человека, от переживания которой зависит благополучие и здоровье личности.

Описывая переживание кризиса, на наш взгляд, следует исходить не столько с точки зрения его предсказуемости (нормативности) или непредсказуемости (ненормативности), сколько из тех последствий, которые имели место быть во время его переживания и после него. Таким образом, ведущее значение приобретает переживание (проживание) кризиса и его влияние на дальнейшую жизнь субъекта.

Любой кризис, независимо от причин его вотникновения, фор м ы и характера протекания,

Вестник КГУ, 2016. № 2

сопровождается специфическими переживаниями. Например, переживание потери равновесия, утрата размеренного течения жизни - в дебюте кризисного процесса; сомнение в себе, собственных ресурсах при переживании внутреннего конфликта - в апогее кризиса как процесса; радость озарения при выходе из процесса кризиса [16, 46].

Традиционно под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. По мнению Л.С. Выготского, переживание выступает как единица изучения личности и среды в их единстве. В данном контексте переживание понимается в качестве внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть переживание чего-либо, всякое переживание индивидуально [5].

Под переживанием также понимают отношение между субъектом и объектом или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, которое выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к объекту. Понятие «переживание» является не конкретной психологической структурой, допускающей однозначную дефиницию, а «представляет собой сложную и многогранную психологическую реальность, принимающую различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» [8, 40].

Рассматривая проблему переживания кризисов субъектами педагогического процесса, мы будем использовать позицию В.С. Мерлина, согласно которой переживание кризиса во многом будет определяться особенностями их интегральной индивидуальности личности, в частности особенностями соматической, индивидной, глубинно-психологической и социально-психологической систем [12]. Под интегральной индивидуальностью он понимает систему свойств человека (со стороны ее индивидуального своеобразия), начиная от биохимических особенностей организма и заканчивая социальным статусом личности в обществе, рассматривая ее как целостную характеристику индивидуальных свойств человека. Интегральную индивидуальность образуют:

• индивидуальные свойства организма: общесоматические, нейродинамические;

• индивидуальные психические свойства: психодинамические (свойства темперамента - эмоциональность, энергичность, темп, импульсивность, пластичность), психические свойства личности (особенности психического состояния и настроения, зрелость личности и её благополучие);

• социально-психологические свойства, предполагающие гармоничность - дисгармоничность м ежл ич н остных отн о ше н и й личности _до ве р и е ,

понимание, эмоциональная близость, напряженность, отчужденность, конфликтность и агрессивность в отношениях);

• глубинно-психологические свойства личности: включающие в себя побуждения, задающие направление всей деятельности человека, являющиеся своего рода «корнями», на которые опирается существование человека (побуждение контакта, побуждение «Я», сексуальное и парок-сизмальное побуждения) [9].

В ходе проведенных С.В. Духновским исследований было установлено, что в переживании кризиса (острого, резкого перелома в жизни) «участвуют» перечисленные выше системы интегральной индивидуальности личности [7].

В процессе переживания кризиса происходит познание человеком себя и окружающего мира. Свою «конструктивную необходимость» кризис приобретает, когда в процессе его переживания субъект воспринимает его как некое испытание, некую «ступень», позволяющую ему по-новому взглянуть на отношения, кардинально пересмотреть, а порой и изменить их, увидеть новые горизонты и перспективы жизни. «Неудачные» с точки зрения влияния переживания (как на самого человека, так и на его отношения с окружающими), выступая как псевдопреодоление, нарушают полноценное функционирование субъекта как личности, в том числе и как профессионала, негативно отражаются на его социально-психологическом здоровье. Таким образом, по своему влиянию на личность переживание кризисов может носить конструктивный и деструктивный характер, а по своему результативному выражению выступать как преодоление и псевдопреодоление [6].

Кроме того, считаем, что перспективным направлением в исследовании переживания (как нормативных, так и ненормативных) кризисов субъектами педагогического процесса является его рассмотрение с позиции методологического принципа неопределенности в психологии. Используя методологию неопределенности [17], переживание любого, даже нормативного кризиса приобретает ненормативный характер. Исходя из этого, результат переживания никогда не может быть просчитан и предопределен. И в этом и есть идея ненормативности переживания.

Проанализировав различные концептуальные подходы к пониманию кризиса и его переживания в психологии, мы пришли к следующим выводам. Независимо от того, какие жизненные обстоятельства (внутренние или внешние) послужили пусковым механизмом, кризис является событием внутреннего мира, индивидуального жизненного пути личности.

Независимо от того, каковы причины кризиса, к какому типу он относится, важным является тот факт, переживает ли субъект сложившуюся ситуацию как критическую или нет. Переживание кризи са, в с вою оч е редь, во м н о гом будет

67

определяться особенностями интегральной индивидуальности личности субъектов педагогического процесса. Данные особенности определяют формы проявления и степень переживания кризиса, способы его преодоления. От них зависит, будет ли переживание кризиса носить конструктивный или деструктивный характер. Таким образом, мы приходим к формулировке рабочего понятия «кризис», под которым подразумеваем ситуацию, которая воспринимается и оценивается субъектом как критическая, сопровождается определенными переживаниями (конструктивными или деструктивными), требует принятия мер для его преодоления и способная оказывать влияние на дальнейшую жизнь человека. По своей структуре и формам проявлений переживания практически любых кризисов являются сходными и могут носить либо конструктивный, либо деструктивный характер с позиции их влияния на благополучие и здоровье личности, возможности дальнейшего полноценного функционирования субъектов педагогического процесса как личности, в том числе и как профессионала.

Список литературы:

1 Амбрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика //Психологический журнал. 1985. №6. С.107-115.

2 Ананьев В. А. Введение в потрясающую психотерапию //Журнал практического психолога. 1999. №7-8. С.15-31.

3 Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

4 Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. С. 31-49.

5 Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во «Смысл» ; Изд-во «Эксмо», 2003. 1136 с.

6 Духновский С. В. Психология отношений личности : монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.

7 Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования //Вестник Костромского государственного университета им.

Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». Кострома, 2015. № 2. Т.21.С.30-35.

8 Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях : учебное пособие. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. 124 с.

9 Духновский С. В., Журавлева Ю. А. Соотношение «кризисного профиля» личности с типом психосоматической патологии //Бюллетень науки и практики. Вып. 1. сб. /ред.-сост. Е. С. Овечкина. Нижневартовск. 2016. №1.

С. 43-49.

10 Лукин-Григорьев В. В. Психологические проблемы личностного кризиса: социально-психологические проблем : дис.... канд. психол. наук. Ярославль, 1999. 202 с.

11 Манукян В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 с.

12 Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 256 с.

13 Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. М.: Сов. энциклопедия, 1972. 846 с.

14 Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие. М. : Академия, 2000. 180 с.

15 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.

16 Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости : монография. Челябинск:

Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.

17 Чиркова Т. И. Методологические основы психологии: учебное пособие к практическим и семинарским занятиям для студентов психологических факультетов. М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 416 с.

УДК 159.99 З.А. Киреева

Курганский государственный университет

исследование личностных

особенностей работника, детерминирующих доверие клиента

Аннотация. Статья посвящена изучению индивидуально-психологических особенностей личности, лежащих в основе доверия к ней со стороны окружающих. Работа содержит краткий обзор основных характеристик доверия как особой категории в психологии и данные эмпирического исследования, проведенного на выборке менеджеров по работе с клиентами. Результаты исследования, однако, могут быть применены не только к данной категории работников, но и ко всем лицам, должностное положение которых предусматривает выстраивание постоянных доверительных отношений с другими людьми (педагоги, социальные работники, управленцы и пр.).

Ключевые слова: доверие, индивидуально-психологические особенности, отношения.

Z.A. Kireyeva Kurgan State University

research of employee psychological characteristics, determining customers' trust

Annotation. The article is devoted to the study of individual psychological characteristics determining credibility from others. The work contains a brief overview of the main characteristics of trust as an essential category in psychology and data of empirical research, conducted on a sample group of sales managers. The results of the study, however, can be applied not only to this category of employees, but also to all persons whose official capacity involves permanent trust building with other people (teachers, social workers, managers, etc.).

Keywords: trust, individual psychological characteristics, relationships.

В условиях экономического кризиса многие сфе ры жизн едеятел ьн ости прете рпе ва ют зн ач и-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вестник КГУ, 2016. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.