Научная статья на тему '"ПЕРЕСТРОЙКА" И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ'

"ПЕРЕСТРОЙКА" И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛИЦИЯ / GALICIA / УНИАТСТВО / УКРАИНСКАЯ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / UKRAINIAN GREEK-CATHOLIC CHURCH / КАРДИНАЛ / CARDINAL / ПЕРЕСТРОЙКА / PERESTROIKA / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / HOLY SEE / УКРАИНА / UKRAINE / УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / UKRAINIAN NATIONALISM / UNIATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ясеницкий Василий Матвеевич

В статье рассматривается процесс легализации деятельности Украинской Греко-Католической Церкви на территории Советского Союза, пришедшийся на эпоху перестройки - период реформ советского строя и экономики, связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева (1985-1991). Показано, что со второй половины 1980-х годов активизировалось вмешательство Ватикана в религиозную жизнь Западной Украины. Украинская Греко-Католическая Церковь пользовалась растущей симпатией местного населения. В целях легализации успешно использовался общий фон празднования тысячелетия Крещения Руси. После посещения Ватикана 1 декабря 1989 г., М.С. Горбачев согласился на легализацию Украинской Католической Церкви византийского обряда. Это решение нанесло неоспоримый вред Русской Православной Церкви, которая на волне роста национализма, уже в 1990-1991 гг. лишилась более тысячи приходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTORATION OF THE UKRAINIAN GRECO-CATHOLIC CHURCH IN THE "PERESTROIKA"

The article examines the process of legalization of the activity of the Ukrainian Greek Catholic Church in the Soviet Union in the Perestroika (1985-1991). It is shown that from the second half of the 1980s the Vatican''s intervention in the religious life of Western Ukraine became more active. The Ukrainian Greek Catholic Church enjoyed a growing sympathy for the local population. For the purpose of legalization, the general background of the celebration of the Millennium of the Baptism of Rus was successfully used. After a visit to the Vatican on December 1, 1989, M.S. Gorbachev agreed to legalize the Byzantine rite of the Ukrainian Catholic Church. This decision dealt undeniable damage to the Russian Orthodox Church, which, on the wave of nationalism, already in 1990-1991. lost more than a thousand parishes.

Текст научной работы на тему «"ПЕРЕСТРОЙКА" И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ»

инициаторами организационного оформления этого движения. Сообщества хиппи стали благодатной средой для развития радикально-пацифистских настроений молодежи. Организации, аналогичные «Группе за установление доверия...», возникли в Одессе, Новосибирске, Ленинграде и других городах.

При этом следует учитывать тот факт, что многие хиппи-пацифисты одновременно входили и в другие «целевые группы» пространства неинституциональных инициатив. В «Группе за установление доверия между СССР и США» было несколько художников-нонконформистов, а С. Батоврин являлся одновременно и представителем художественного андеграунда, написавшим десятки антивоенных картин, и «отказником», и хиппи в одном лице. Такая включенность в различные течения самодеятельных исканий нонконформистской молодежи позволяла пацифистам распространять среди нее свои идеи и привлекать новых адептов миротворческого движения. То, что ценности пацифизма находили своих приверженцев, прежде всего, в среде молодых интеллигентов и студенчества объяснимо специфическими чертами данных групп молодого поколения, образовательным и культурным цензами этих категорий молодого поколения.

Распространению идей пацифизма в их среде в известной степени способствовал и кризис «традиционных» оппозиционных движений - «правозащитного» и «социалистического».

Литература и источники

1. https://christianpacifism.org/2015/03/22

2. Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ) Ф.635, Оп. 17, Д.15, Л.65.

3. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф.5. Оп.64. Д.15. Л.65.

4. Гордеева И.А. О советском пацифизме: Из истории независимого движения за мир в СССР (1980-е годы) // Труды по россиеведению: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр россиеведения; Гл. ред. Глебова И.И. - Вып. 4. -М., 2012.

5. https:// papa-lesha/ru/lib/stalker/manifest

6. Алексеева Л. Обзор важнейших событий // СССР. Внутренние противоречия. - Нью-Йорк, 1983. - Вып. 7. - С. 240.

7. Идеология советских хиппи (1967-1987) // Страна и мир. - 1987. - № 6. - C. 139.

8. О тех, кто не молчал // Карта. - 1999. - № 24-25. - С. 20.

References and Sources

1. https://christianpacifism.org/2015/03/22

2. Central'nyj arhiv obshchestvennyh dvizhenij Moskvy (CAODM) F.635, Op. 17, D.15, L.65.

3. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv novejshej istorii (RGANI). F.5. Op.64. D.15. L.65.

4. Gordeeva I.A. O sovetskom pacifizme: Iz istorii nezavisimogo dvizheniya za mir v SSSR (1980-e gody) // Trudy po rossievedeniyu: Sb. nauch. tr. / RAN. INION. Centr rossievedeniya; Gl. red. Glebova I.I. - Vyp. 4. - M., 2012.

5. https:// papa-lesha/ru/lib/stalker/manifest

6. Alekseeva L. Obzor vazhnejshih sobytij // SSSR. Vnutrennie protivorechiya. - N'yu-Jork, 1983. - Vyp. 7. - S. 240.

7. Ideologiya sovetskih hippi (1967-1987) // Strana i mir. - 1987. - № 6. - C. 139.

8. O tekh, kto ne molchal // Karta. - 1999. - № 24-25. - S. 20.

ДАВЫДОВ СТАНИСЛАВ ГЕННАДЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, НИИ истории, экономики и права. DAVYDOV, STANISLAV G. - Doctor of History, Research Institute of History, Economics and Law (info@helri.com).

УДК 94(47).084.9:282

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) «ПЕРЕСТРОЙКА» И ВОССТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Ключевые слова: Галиция, Украинская Греко-Католическая Церковь, кардинал, Перестройка, Святой Престол, Украина, украинский национализм, униатство.

В статье рассматривается процесс легализации деятельности Украинской Греко-Католической Церкви на территории Советского Союза, пришедшийся на эпоху перестройки - период реформ советского строя и экономики, связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева (1985-1991). Показано, что со второй половины 1980-х годов активизировалось вмешательство Ватикана в религиозную жизнь Западной Украины. Украинская Греко-Католическая Церковь пользовалась растущей симпатией местного населения. В целях легализации успешно использовался общий фон празднования тысячелетия Крещения Руси. После посещения Ватикана 1 декабря 1989 г., М.С. Горбачев согласился на легализацию Украинской Католической

Церкви византийского обряда. Это решение нанесло неоспоримый вред Русской Православной Церкви, которая на волне роста национализма, уже в 1990-1991 гг. лишилась более тысячи приходов.

HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY V.M.)

RESTORATION OF THE UKRAINIAN GRECO-CATHOLIC CHURCH IN THE «PERESTROIKA»

Keywords: cardinal, Galicia, Holy See, Perestroika, Ukraine, Ukrainian Greek-Catholic Church, the Ukrainian nationalism, uniatism.

The article examines the process of legalization of the activity of the Ukrainian Greek Catholic Church in the Soviet Union in the Perestroika (1985-1991). It is shown that from the second half of the 1980s the Vatican's intervention in the religious life of Western Ukraine became more active. The Ukrainian Greek Catholic Church enjoyed a growing sympathy for the local population. For the purpose of legalization, the general background of the celebration of the Millennium of the Baptism of Rus was successfully used. After a visit to the Vatican on December 1, 1989, M.S. Gorbachev agreed to legalize the Byzantine rite of the Ukrainian Catholic Church. This decision dealt undeniable damage to the Russian Orthodox Church, which, on the wave of nationalism, already in 1990-1991. lost more than a thousand parishes.

К середине 1980-х гг. на Украине сложилась достаточно своеобразная религиозная ситуация: на территории республики официально действовало до 4 тысяч приходов Русской Православной Церкви (или 65% всех православных общин СССР), около 40% протестантских объединений страны и подпольно функционировала Украинская Греко-Католическая Церковь - крупнейшая нелегальная религиозная организация в стране [1, с. 182, 183].

На протяжении всего периода катакомбного существования УГКЦ, Ватикан не оставлял своих попыток влиять на греко-католиков. Эта задача облегчалась тем, что на территории Западной Украины легально действовали католические костелы. К началу эпохи Перестройки в Западной Украине официально действовали только приходы Римско-Католической Церкви. По данным Совета по делам религий при Совете Министров СССР на 1986 г. во Львовской области УССР состояли на регистрации 10 римско-католических общин с 8 священниками. Основную массу верующих составляли поляки. Актив костелов насчитывал до 180 человек. Верующих было около 13-14 тысяч. «Кроме того в городах Львове, Стрый, Самборе, Золочеве и других около 10-15% составляют верующие украинцы, не принявшие православия». Опираясь на эти религиозные организации, Ватикан всячески пытался использовать их для ведения работы в среде сторонников унии. Уполномоченный по делам религий во Львовской области докладывал: «Глубокое изучение религиозной обстановки на местах показало, что отдельные католические религиозные общества и служители культа под влиянием так называемой «восточной политики Ватикана» пытались активизировать свою деятельность. Ксендзы Львовских костелов Мончинский К.И., Керницкий В.А. стремились превратить костелы в информационно-политические центры, призывали верующих к катехизации населения, присутствия на мессах детей, пытались оказывать соответствующие услуги сторонникам униатства. Все это своевременно было вскрыто и упреждено аппаратом уполномоченного» [2].

То есть в середине 1980-х гг. речь шла уже не только о работе в сельской местности, но и в областных центрах. Как видим, римско-католическое духовенство всячески привлекало греко-католиков, предоставляя им возможность участвовать в богослужениях.

После ареста подпольного греко-католического епископа Луцкого Василия (Величковского) (1903-1973) львовским архиереем для всех украинцев-католиков в СССР стал митрополит Владимир (Стернюк) (1907-1997). Под его начальством проводились пастырские курсы, направленные на повышение уровня богословских знаний священников, самиздатовскими способом выпускалась богослужебная и религиозно-просветительская литература [3, с. 152].

В 1980-е гг. местными советскими органами продолжала проводиться антиуниатская кампания, предусматривавшая «усиление правового и политического воспитания католического духовенства и верующих, а также лиц украинской национальности, которые еще не полностью порвали с остатками униатства, которые регулярно прослушивают

ватиканские клерикально-националистические передачи, участвуют в сборищах около закрытых церквей, костелов, на кладбищах, около так называемых «святых мест», организовывают так называемые домашние церкви». Властями отмечалось, что к середине 1980-х гг. действующие в подполье греко-католические священники существенно изменили свою тактику: если ранее они призывали верующих к организации выступлений с требованием зарегистрировать Украинскую Католическую Церковь восточного обряда, то с 1986 г. стали требовать регистрации приходов Римско-Католической Церкви с проведением богослужений на украинском языке. Такая активность Ватикана через местное римско-католическое духовенство, приносила определенные плоды. Уполномоченный по делам религий во Львовской области докладывал: «В области проживает более 300 человек бывших униатских священников и монашествующих. Из них около 50 проявляют активность. Они пытаются проводить религиозные обряды в квартирах и домах единоверцев, распространять униатскую атрибутику, изготовленную кустарным способом, возродить так называемые «святые места»». Совет по делам религий при СМ СССР был вынужден реагировать на возросшую активность униатов, применяя весь комплекс мер, не только репрессивного характера: «Для усиления контроля за деятельностью католических религиозных объединений пересмотрен состав общественных комиссий содействия контролю за соблюдением законодательства о культах, местных органов. К участию в их работе привлечен актив, знающий вероучение и культ этой церкви. С ними проведены семинары» [4].

Все это свидетельствует о том, что попытки Ватикана вмешиваться в религиозную жизнь Западной Украины не были просто выдумкой советской пропаганды.

В указанный период священники УГКЦ, возвратившиеся из ссылки и вновь рукоположенные, продолжали действовать без официальной регистрации, дававшей право заниматься священнослужением. За совершение церковных треб - Таинств и обрядов, каждый уличенный священник подвергался административной ответственности - штрафу в размере 50 руб. (в то время, когда среднемесячный заработок преимущественно составляет 70-90 руб.), или уголовной ответственности, предусматривающей лишение свободы сроком до семи лет [5].

В это время в одной только Львовской области проживало более 300 человек греко-католических священников и монашествующих, и действовало от 14 до 50 подпольных «домашних церквей». В 1988 г. заведующий отделом агитации и пропаганды ЦК КПУ Л. М. Кравчук (позднее - Президент Украины) озвучивал такие данные о религиозной жизни Западной Украины, где к верующим себя относили 2,5 млн. чел, из них: к РПЦ принадлежали - 78 % от общего числа верующих, греко-католики же составляли 18% верующего населения. Среди униатов на долю молодежи приходилось до 50 % всех верующих, имелось 200 священнослужителей и 300 монашествующих [6].

Зарубежные исследователи оценивали количество верующих катакомбной УГКЦ в 2 миллиона человек [7, с. 359].

УГКЦ пользовалась огромной симпатией со стороны местного населения. Проведенные в Галиции в 1990 г. Институтом социологии АН СССР исследования выявили чрезмерную политизированность униатского церковного вопроса. Положительное отношение к легализации Украинской Греко-Католической Церкви высказало абсолютное большинство опрошенных [8, с. 26].

Отметим, что верующий актив греко-католиков в перестроечную эпоху продолжал последовательно призывать советское правительство к восстановлению УГКЦ. Для примера приведем одно из писем с такого рода содержанием: «9 декабря 1988 г. В Президиум Верховного Совета СССР.

В течение уже более 40 лет Украинская Католическая церковь находится в подполье, загнанная туда репрессивным режимом Сталина. Проводя политику геноцида в отношении украинского народа, он пытался в первую очередь уничтожить Церковь, как неотъемлемую часть духовного наследия нации. Формально Сталин осужден. Но его политику проводят в

жизнь другие силы. Украинская Католическая церковь все еще в катакомбах, и решения сталинской политической акции 1946 года, так называемого «Львовского собора», остаются в силе. Конференция Независимой Печати призывает Советское правительство отменить решения так называемого «Собора», как неправомерные и насильственные, и восстановить легальный статус Украинской Католической церкви» [9].

Как видим, попытки реанимации униатства в условиях перестройки носили целенаправленный характер. Последовательно со стороны униатского подполья делался упор: а) на нелегальную проповедническую деятельность, б) создание подпольных приходских общин на основе «домашних церквей», в) учреждение тайных монастырей, г) рекрутирование молодежных кадров в греко-католический клир, д) расширение антиправославной пропаганды. С целью стимулирования религиозного фанатизма среди униатов активно используется опыт фальсификации религиозных чудес, в частности «явлений Богородицы» [10, с. 17].

Некоторые исследователи отмечали факт возрастания активности УГКЦ в диаспоре в период понтификата Иоанна Павла II (1920-1995), начиная с 1978 г., который только с 1979 по 1986 гг. шестнадцать раз выступил перед украинскими греко-католическими епископами, каждый раз на украинском языке [11, с. 115].

При прямой поддержке и участии Папы Римского Иоанна Павла II, а также высокопоставленных иерархов Римско-Католической Церкви, в Ватикане состоялись пять архиерейских синодов епископов Украинской Греко-Католической Церкви, которые неизменно подтверждали верность Святому Престолу. На синоде 1985 г. Понтифик прямо заявил о своей поддержке планов восстановления УГКЦ на территории Украины. «Я неоднократно повторял свое желание, чтобы эта католическая община могла пользоваться религиозной свободой, на которую имеет право» [11, с.116].

Под патронажем Римско-Католической Церкви в эмиграции существовало до 500 украинских националистических организаций [10, с.14].

Определенное влияние на процесс легализации УГКЦ оказало празднование 1000-летия Крещения Руси. Кардинал Мирослав Любачивский и епископат организовали масштабную кампанию, приуроченную к юбилею. При поддержке правительственных кругов США и Канады был учрежден Всемирный юбилейный комитет, проводивший различного рода общественные мероприятия с целью оказать международное влияние на советское правительство. Кардинал с позиций украинского национализма составил брошюру «Россия ли была крещена в 988 году?». Был принят «Меморандум главы УГКЦ по поводу празднования 1000-летия крещения Киевской Руси» и ряд других документов, в которых были сделаны заявления, что «нет какой-либо религиозной и политической преемственности между Московским государством и его церковью с одной стороны и христианством и политическим устройством Руси-Украины с другой», и «это были три разные нации: украинцы, московиты и белорусы» [11, с. 117, 119, 120].

Несомненно, что греко-католическая диаспора в целях легализации деятельности УГКЦ на территории Советского Союза успешно использовала общий фон празднования тысячелетия Крещения Руси. С 8 по 12 июля 1988 г. в Ватикане проводились официальные торжества, посвященные юбилейной дате, при широком информационном освящении в западной прессе. В них принимали участие иерархи УГКЦ в диаспоре, представители украинских эмигрантских организаций, монашествующие, многочисленные паломники из Австралии, Западной Европы, Канады, США и Южной Америки. Папа Римский Иоанн Павел II и представители Римской курии приняли участие в богослужениях, посетили концерт и иные культурные мероприятия._Уполномоченный по делам религий Ю.Ю. Решетило докладывал: «Клерикальные круги украинской эмиграции особое внимание уделили подготовке к данному событию пропагандистского материала, должного засвидетельствовать о преследованиях верующих католиков на территории УССР. Был подготовлен документальный фильм о т.н. «катакомбной церкви», текст обращения к папе Иоанну-Павлу II, сопровождаемый подписями (около 5 тысяч)» [12, л.16].

Обращает на себя внимание тщательность, с которой УГКЦ готовилась к тому, чтобы использовать торжества в своих интересах. Использован был весь возможный набор средств: фильм в качестве наглядного пособия угнетенного положения греко-католиков в СССР, обращение верующих с огромным количеством подписей, как документальное свидетельство и, конечно же, живой очевидец. Все это можно считать продолжением политики «Холодной войны», только в идеологической сфере. Содержательная часть торжественных выступлений, также была выдержана в характерном для греко-католиков духе: «Необходимо отметить, что все проповеди, с которыми выступили в эти дни иерархи униатской церкви кардинал М.И. Любачивский, митрополит Максим Германюк, епископ Сапеляк и другие, носили агрессивный, наступательный характер. Все они подчеркивали свое духовное единство со своими «страдающими на Украине братьями и сестрами», иносказательно призывали проуниатские элементы активизировать противоправную деятельность». 10 июля 1988 г. во время проповеди в базилике святого Петра, обращаясь к присутствующим на торжественном молебне в честь дня памяти святого Владимира, кардинал М. Любачивский особо выделил тезис «об извечной религиозности украинцев; где бы они, потомки св. Владимира, не селились - они строили церковь, ибо в храмах Господних с ними был Бог. Также была построена святая София в Риме, являющаяся местом духовного сбора украинцев, проживающих в диаспоре». О стремлении украинских греко-католических иерархов к проведению более агрессивной политики внутри Советского Союза свидетельствует выступление в базилике святого Петра 11 июля 1988 г. канадского митрополита Максима (Германюка) (1911-1996). В докладе Уполномоченного по делам религий Ю. Ю. Решетило читаем об этом выступлении: «Затем, обращаясь к мирянам (10 тыс.) и духовенству, определил задачи, стоящие перед ними после возвращения из Ватикана. Мирянам вменялось в обязанность всемерно активизировать свою деятельность «по свидетельству Христа». Особое внимание необходимо уделить политической и социально-экономической сферам, ибо это то, «где голос Его совсем не слышен, ибо его пытаются либо заглушить или даже убить». То есть иерарх иносказательно призывает мирян к более активному участию в миссионерском движении [12, л.л. 17, 18].

Привнесенная перестройкой демократизация общественной и религиозной жизни в стране самым наилучшим образом сказалась на деятельности УГКЦ. В августе 1987 г. было сделано заявление о выходе из подполья части иерархии и духовенства УГКЦ. Еще в сентябре 1982 г. активисты из числа греко-католиков создали Комитет защиты прав верующих Украинской Католической Церкви, который ставил целью восстановление легального статуса униатской Церкви. Члены комитета направляли в адрес информационных центров Запада материалы, пытаясь с их помощью апеллировать к международной общественности. В его состав вошли: иеромонах-студит Григорий (Будзинский), Иосиф Тереля (1943-2009) и Василий Кобрин [3, с. 152].

Уместно отметить, что к началу эпохи перестройки сама мысль о легализации УГКЦ казалась руководству УССР невозможной. Первый секретарь КП УССР В. В. Щербицкий (1918-1990), сохранявший реальный контроль за ситуацией в республике вплоть до своей отставки в 1989 г., был решительным противником любых идеологических уступок и не считал возможным смягчить лексику в отношении греко-католиков. Начавшаяся легализация УГКЦ вызывала серьезные опасения у священноначалия Русской Православной Церкви, которая в середине 1980-х гг. имела в крохотной Галиции около 1,5 тыс. приходов (из тех 6794, которые были у нее в пределах СССР после празднования тысячелетия Крещения Руси), большая часть которых симпатизировала униатству [1, с. 185].

Во время посещения Ватикана 1 декабря 1989 г. М.С. Горбачев согласился на легализацию Украинской Католической Церкви византийского обряда [7, с. 359]. Сообразно, к концу 1989 г. УГКЦ получила легальный статус, чему немало содействовало дипломатическое вмешательство Ватикана [8, с. 29]. Легализация сопровождалась институализацией церковной жизни. 25-26 июня 1990 г. впервые в истории все архиереи УГКЦ из Украины и диаспоры встретились на архиерейском синоде [13].

В начале 1990 года, в результате победы на выборах в местные советы, к власти в западных областях Украины пришли украинские националисты. С этого времени греко-католики стали пользоваться неограниченной поддержкой со стороны местных властей [8, с. 29, 27, 28, 29]. В короткие сроки, в 1990-1991 гг. УГКЦ занимает большинство храмов Галиции. В августе 1990 г. был захвачен Свято-Юрьевский собор. В марте 1991 г. на Украину возвращается предстоятель УГКЦ Мирослав (Любачивский) [14]. Фактически же руководил возрождавшейся УГКЦ архиепископ Владимир (Стернюк), выдвинувший экстремистский лозунг «вернуть УГКЦ все храмы и имущество по состоянию на 1939 г.» [8, с.28].

Итак, процесс легализации Украинской Греко-Католической Церкви тесно связан с именем М.С. Горбачева. На принятие им подобного решения оказало воздействие систематическое давление со стороны западных стран. Разрешив функционировать греко-католическим общинам, союзные власти самоустранились от разрешения имущественных споров между религиозными организациями и пустили этот процесс на самотек. Возрождение УГКЦ нанесло неоспоримый вред Русской Православной Церкви, лишившейся более одной тысячи приходов.

Литература и источники

1. Бондарекно В., Еленский, В. Религия и Церковь на Украине в контексте украино-российских отношений [Текст] // Украина и Россия: общества и государства. - М.: Права человека, 1997.

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 6. Д. 3299. Л.Л. 113, 114.

3. Панас, К. 1ст^я Украшсько1 Церкви [Текст]. - Львов : Трансинтех, 1992.

4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 3299. Л.Л. 113, 114, 115.

5. Из жизни Украинской Католической Церкви [Текст] // СССР : внутренние противоречия. - Б. м. : Chalidze publication, 1982. - С. 92.

6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 3299. Л.Л. 115, 95.

7. Хотц Р. Украинская Греко-Католическая Церковь между национализмом и экуменизмом [Текст] // Диа-Логос, религия и общество: альманах. - М.: Истина и жизнь, 1997.

8. Петрушко В. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989-1997 [Текст]. - М. : ПСТГУ.

9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 3769. Л. 3.

10. Марченко Н.Г. Активизация униатства и пути противодействия клерикально-националистическим акциям в современных условиях (На материалах западных областей Украины): автореф. ... дис. канд. философ. наук. -М.: Академия общественных наук при ЦК КПСС, 1989.

11. Марченко Н.Г. Современные идеологические и политические акции по возрождению унии в западных областях Украины // Критика современной католической и протестантской теологии: Сборник научных работ аспирантов. - М.: Институт научного атеизма, 1989.

12. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 6. Д. 3769.

13. Хрынчишин М. Современное состояние Украинской Греко-Католической Церкви в Украине [Текст] // 400 лет Брестской церковной унии. 1596-1996: критическая переоценка. - М.: ББИ им. св. ап. Андрея, 1998. - С. 61.

14. Петрушко В.И. Украинская греко-католическая церковь: современное состояние [Текст] // VII Ежегодная богословская конференция, 30 января - 1 февраля 1997 г. - М. : ПСТБИ, 1997. - С. 43.

References and Sources

1. Bondarekno V., Elenskij, V. Religiya i Cerkov' na Ukraine v kontekste ukraino-rossijskih otnoshenij [Tekst] // Ukraina i Rossiya: obshchestva i gosudarstva. - M.: Prava cheloveka, 1997.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 6991. Op. 6. D. 3299. L.L. 113, 114.

3. Panas, K. Istoriya Ukraïns'koï Cerkvi [Tekst]. - L'vov : Transintekh, 1992.

4. GARF. F. 6991. Op. 6. D. 3299. L.L. 113, 114, 115.

5. Iz zhizni Ukrainskoj Katolicheskoj Cerkvi [Tekst] // SSSR : vnutrennie protivorechiya. B. m. : Chalidze publication, 1982. - S. 92.

6. GARF. F. 6991. Op. 6. D. 3299. L.L. 115, 95.

7. Hotc R. Ukrainskaya Greko-Katolicheskaya Cerkov' mezhdu nacionalizmom i ehkumenizmom [Tekst] // Dia-Logos, religiya i obshchestvo: al'manah. - M.: Istina i zhizn', 1997.

8. Petrushko V. Avtokefalistkie raskoly na Ukraine v postsovetskij period 1989-1997 [Tekst]. - M. : PSTGU.

9. GARF. F. 6991. Op. 6. D. 3769. L. 3.

10. Marchenko N.G. Aktivizaciya uniatstva i puti protivodejstviya klerikal'no-nacionalisticheskim akciyam v sovremennyh usloviyah (Na materialah zapadnyh oblastej Ukrainy): avtoref. ... dis. kand. filosof. nauk. - M.: Akademiya obshchestvennyh nauk pri CK KPSS, 1989.

11. Marchenko N.G. Sovremennye ideologicheskie i politicheskie akcii po vozrozhdeniyu unii v zapadnyh oblastyah Ukrainy // Kritika sovremennoj katolicheskoj i protestantskoj teologii: Sbornik nauchnyh rabot aspirantov. - M.: Institut nauchnogo ateizma, 1989.

12. GARF. F. 6991. Op. 6. D. 3769.

13. Hrynchishin M. Sovremennoe sostoyanie Ukrainskoj Greko-Katolicheskoj Cerkvi v Ukraine [Tekst] // 400 let Brestskoj cerkovnoj unii. 1596-1996: kriticheskaya pereocenka. - M.: BBI im. sv. ap. Andreya, 1998. - S. 61.

14. Petrushko V.I. Ukrainskaya greko-katolicheskaya cerkov': sovremennoe sostoyanie [Tekst] // VII Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya, 30 yanvarya - 1 fevralya 1997 g. - M. : PSTBI, 1997. - S. 43.

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ), кандидат богословия" докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе, Коломенская духовная семинария (perevitsk@icloud.com)

HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY VASILIY MATVEYEVICH) - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna (perevitsk@icloud.com)

УДК 327.8

ПОДОПЛЁКИН А.О. «РОССИЯ КАК ВЫЗОВ»: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ «РОССИЙСКОЙ УГРОЗЫ» В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ НОРВЕГИИ3

Ключевые слова: Норвегия, внешняя политика, документы, научно-экспертная и разведывательная аналитка, Россия, международная деятельность, оценки, восприятие, «русофобия», феномен «российской угрозы»

В статье обобщаются оценки российской внешней политики периода 2014-2017 гг. в официальных документах, аналитических докладах специальных правительственных служб и материалах научно-экспертных центров Норвегии. Показано, что в характеристиках международного курса России доминирует его восприятие как «агрессии, нарушения международного права, вызова европейским ценностям». Свидетельством пересмотра отношения к России на долгосрочную перспективу могут служить как многочисленные официальные заявления государственных деятелей, так и обобщающие положения программных документов правительства по вопросам внешней и оборонной политики. Приведенные оценки и отдельные практические шаги норвежского руководства свидетельствуют о возрождении концепции «российской угрозы» как ключевого мотива политики Норвегии.

PODOPLEKIN, A.O.

«RUSSIA AS A CHALLENGE»: REPRESENTATION OF THE «RUSSIAN MENACE» IN THE CURRENT POLITICAL DISCOURSE OF NORWAY

Keywords: Norway, foreign policy, documents, research-expert and intelligence analytics, Russia, international activities, assessment, perceptions, «russophobia», phenomenon of the «Russian menace»

In the article summarized the assessments of the Russian foreign policy in 2014-2017-ies. in official documents, analytical reports by special governmental services and materials by research-expert centers of Norway. It is shown, that in characteristics of the Russian international course generally perceived as «aggression, violation of international law, challenge to European values». Evidence of the revision of the attitude towards Russia in the long term can be both the numerous official statements of statesmen and general statements of the government's policy documents on foreign and defense policy issues. In a whole, assessments and certain political steps by Norwegian leadership demonstrate reappearance of the «Russian menace» conception serving as key driver of Norwegian policy.

Российско-норвежское соседство это один из наименее конфликтных сюжетов в истории отношений стран Европы с Россией, однако политическое сообщество и СМИ Норвегии периодически демонстрируют феномен подозрительного восприятия целей международной деятельности РФ (СССР). Устойчивость «русофобии», как фактора внешней политики, отмечено как историками, так и официальными деятелями, хотя мера его фактического влияния на отношения с Россией, как правило, весьма ограничена [1-5]. Традиционно характер связей Норвегии с РФ определяется арктической идентичностью обеих наций и схожестью их интересов в развитии территорий, освоении ресурсов, защите экосистем и правовом регулировании в Арктике, подкрепляемой консенсусом в Арктическом совете. Общая граница и обоюдное положение в эвентуальном арктическом ТВД обусловили в 1950-е гг. самоограничения Норвегии в рамках НАТО. Не-отягощённость истории

3 Статья подготовлена в рамках поддержанного РФФИ проекта № 16-11-29002 а(р) «Эволюция идеологического мифа о «российской угрозе» как феномена внешней политики Скандинавских стран и приграничных отношений в Арктике в Х1Х-ХХ1 вв.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.