ДАЙ ДЗИЕНБИН - доктор исторических наук, профессор, заместитель секретаря партийной организации, проректор Хэбэйского педагогического университета, руководитель работами докторантов ([email protected])
ЯО ЧЖИЦЗЮНЬ - доктор исторических наук, профессор, заведующий Центром по исследованию революционных и культурных ресурсов Коммунистической партии Китая Хэбэйского педагогического университета на базе Департамента основных гуманитарных исследований Министерства образования КНР ([email protected])
DAI, JIANBING - Doctor of History, Professor, Deputy Secretary of the Party Organization, Vice-Rector of Hebei Pedagogical University, supervisor of doctoral students ([email protected]). YAO, ZHIJUN - Doctor of History, Professor, Head of the Center for the Study of Revolutionary and Cultural Resources of the Communist Party of China of Hebei Pedagogical University on the basis of the Department of Basic Humanitarian Studies of the Ministry of Education of the China.
УДК 94(477):282«1918/41»
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГАЛИЦКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ МИТРОПОЛИИ И СВЯТОГО ПРЕСТОЛА В 1918-1941 ГОДАХ
Ключевые слова: Вторая Речь Посполитая, Галиция, Греко-Католическая Церковь, Святой Престол, украинское национальное движение, Украинская Народная Республика, униатство.
В статье характеризуются особенности взаимоотношений галицкого униатского священноначалия и Римско-Католической Церкви. После завершения Первой Мировой войны Галицкая греко-католическая митрополия поддержала украинское национальное движение в 1917-1921 гг. Оказавшись затем в составе враждебного Польского государства, она была вынуждена отстаивать права и свободы собственной паствы.
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, V.M.) CO-RELATIONS OF THE GALICIA GREEK-CATHOLIC METROPOLE AND HOLY SEE
IN THE 1918-1941-IES.
Keywords: the Second Polish-Lithuanian Commonwealth, Galicia, the Greek Catholic Church, Holy See, the Ukrainian national movement, the Ukrainian People's Republic, uniatism.
In the article characterized the relations of the Galician Uniate hierarchy and the Roman-Catholic Church. After the end of the First World War, the Galicia greek-catholic metropole supported the Ukrainian national movement in 1917-1921-ies., was part of a hostile Polish state, and was forced to defend the rights and freedoms of its own flock. After the annexation of Western Ukraine to the Ukrainian SSR, Metropolitan Andrey (Sheptytsky) estimated new prospects for the development of Uniate proselytism. On October 9, 1939, in the structure of the Galician Metropolis of the Ukrainian Greek Catholic Church, he was formed four exarchates with jurisdiction over the territory of the Soviet Union. The autocratic establishment of the Exarchates by Metropolitan Andrew (Sheptytsky) caused a vicious reaction from the Vatican, and only on November 22, 1941 Pope Pius XII (1876-1958) confirmed the appointment of the four exarchs, subordinating them to the Galician metropolitan.
Галицкий греко-католический митрополит Андрей (Шептицкий), поляк по происхождению, активно поддерживал провозглашение Западно-Украинской Народной Республики, вступившей в продолжительный военный конфликт с Польшей, и завершившийся полной победой последней. Подобная конфронтация вызвало резко негативную реакцию Святого Престола. 27 декабря 1918 г. и 13 февраля 1919 г. апостольский визитатор Ахиль Ратти направил митрополиту Андрею, находившемуся
под фактическим арестом польских властей во Львове, письма от имени Папы Римского Бенедикта XVI (1854-1922), осуждающие военной конфликт в Галиции [1].
Венский журнал «Воля» так описывал состояние иерарха: «Во Львове запрещено церковное богослужение и интернирован митрополит А. Шептицкий. Украинское духовенство просит у Папы защиты» [2].
Военное противостояние в Галиции существенно осложнило взаимоотношения польского римско-католического и галицкого греко-католического духовенства. В целях нормализации отношений двух юрисдикций в ноябре 1919 г. упомянутый А. Ратти направил митрополиту Андрею (Шептицкому) и двум другим греко-католическим иерархам - епископу Иосафату (Коциловскому) (1876-1946) и епископу Григорию (Хомишину) (1867-1947) приглашение на свою епископскую консекрацию (архиерейскую хиротонию). Из-за невозможности выехать в Варшаву иерархи Галицкой греко-католической митрополии поручили представлять их священнику-базилианину Иосафату Жану. Во время консекрации, которая состоялась 28 ноября 1919 г. в варшавской кафедре святого Яна, представитель митрополии занял место среди польских епископов [3].
В 1922 г. А. Ратти под именем Папы Римского Пия XI (1857-1939) занял Святой Престол. Понтифик был хорошо знаком с политической и церковно-религиозной ситуацией в Галиции. Несмотря на тот, что прошедшего нунциатуру в Польше Пия XI поляки называли «польским Папой», его отношение к Галицкой митрополии и ее руководству носило объективный и взвешенный характер. После того, как 23 августа 1923 г. польские власти арестовали митрополита Андрея в поезде, в котором он возвращался из Вены, несмотря на дипломатический паспорт Ватикана, Папа выступил с протестом. Польша была вынуждена отступить, а через некоторое время при посредничестве Святого Престола польское правительство примирилось с митрополитом
[4].
Окончательно положение Галицкой греко-католической митрополии и статус ее главы были зафиксированы конкордатом между Святым Престолом и Польской Республикой от 10 февраля 1925 г., вступившим в силу 3 августа 1925 г. [5]
Польский исследователь К. Красовский отмечал, что конкордат также гарантировал Римско-Католической Церкви Польши положение равноправного партнера государства. Одновременно конкордат принес пользу и для положения униатской митрополии во Второй Речи Посполитой. В особенности тем, что Святой Престол получил для себя исключительное право выбора правящих епископов и их помощников без всякого вмешательства со стороны государства. Вместе с тем, русинские / украинские земли Волыни и Холмщины были забраны из церковной юрисдикции митрополии и по требованию поляков переданы римско-католической иерархии. Учитывая политические реалии, Святой Престол вынужден был считаться с национальной политикой польских властей [6, с. 77].
Подчиненное по отношению к Святому Престолу положение Галицкой греко-католической митрополии особенно сильно проявилось в 1933 г. Когда по требованию польских властей из Перемышльской греко-католической епархии Ватикан выделил в отдельную каноническую единицу униатские приходы Лемковщины [6, с. 36].
В 1934 г. Святой Престол учредил апостольскую администратору Лемковщины в составе из 9 деканатов с 127 тысячами верующих. Апостольским администратором назначается священник Владимир Масцюх (1873-1936), известный противник украинофильского движения [7].
Указанная акция носила безусловно политический характер и лишний раз напомнила галицкому митрополиту границы его возможностей [8].
11 апреля 1933 г. Конгрегация Восточных Церквей направила митрополиту Андрею послание, в котором ему предложили избегать в официальных документах употребление выражений: «его украинский народ», «большая часть этого же народа», «большая Украина» [9].
Определенное напряжение в Галицкой греко-католической митрополии вызывал вопрос введения целибата для приходского духовенства. В 1926 г. среди галицких русин распространялись слухи, что якобы Папа в какой-то частной форме подтвердил распоряжение о целибате епископа Григория (Хомишина) и епископа Иосафата (Коциловского). Журнал «Нива» прокомментировал эти слухи так: «Все мемориалы и петиции уходят в этом деле в Рим, прочее без ответа до сегодняшнего дня. Правда, в свое время (по письмам нашего митрополита к Папе) были слухи в Риме, что Папа имеет намерение выдать решение, успокоительное для нашей общественности. Только еще не решился на форму: или сделать это явно, или в частном обращении к епископам» [10].
Апостольский нунций в Польше Филипп Кортежи отметил постановление епископа Григория (Хомишина) о запрете священникам участвовать в светских обществах и подчеркнул, что «клир, стоя вне всяких партий, имеет право принять представителей всех сил, чтобы согласовать методы святой службы с потребностями и требованиями нынешней общественности, при таинстве святой науки Евангелия и глубоко закрепить в уме и в душе общественные принципы Церкви» [11].
Выступая против введения целибата в Перемышльской епархии, местные общественные круги направили в Рим специальную петицию, в которой было сказано, «чтобы Ватикан забрал себе своего владыку, а именовал им другого» [12].
Безусловно эта попытка латинизации строя церковной жизни была принесена в Галицкую митрополию извне. Вероятно не без участия польского римско-католического духовенства.
Митрополит Андрей (Шептицкий) регулярно совершал поездки в Западную Европу и Северную Америку, активно развивая контакты с местными католическими юрисдикциями. Во время путешествий в Великобританию, Германию, Нидерланды и Францию он писал проповеди, а которых знакомил местную интеллигенцию с восточным обрядом. В Нидерландах иерарх основал греко-католический апостолат - миссию. Тогда же ему удалось установить взаимодействие с орденом бенедиктинцев. В 1924 г. Папа издал отдельный призыв к этому ордену, дабы они согласились на сотрудничество с галицкими греко-католиками в вопросе организации миссий среди эмиграции из стран Восточной Европы [13].
Как видим хорошие личные отношения Папы Римского Пия XI и митрополита Андрея, второй конвертировал в разные преференции, употребляемые для развития Галицкой митрополии. О всесторонней поддержке митрополии со стороны Папы писал Перемышльский епископ Григорий (Лакота) (1883-1950): «Святейший Отец, как добрый отец, занимается без устали каждым народом и за наш украинский народ помнит» [14].
В знак особенной признательности Папе Римскому Пию XI в 1929 г., во всех церквях Галиции состоялись торжественные богослужения по случаю 50-летнего юбилея его священнического служения[15].
Примечательно, что с согласия Святого Престола состоялось празднование 950-летия Крещения Руси. Папа Римский Пий XI 12 мая 1939 г. отправил префекту Конгрегации Восточных Церквей специальное послание, в котором выразил свое удовлетворение, что «Папские Коллегии, а именно украинская св. Иосафата и русская св. Тересы от Младенца Иисуса, решили торжественно отпраздновать здесь в Риме 950-летнюю годовщину крещения св. Владимира» [16]. Ватиканским празднованиям предшествовали трехдневные моления. Главное торжество состоялось в соборе святого
Петра, в воскресенье 21 мая 1939 г.: архиерейская Литургия с присутствием кардиналов и жителей Рима[16].
С исчезновением с политической карты мира Российской империи и Австро-Венгрии, Святой Престол предпринимал попытки наладить отношения с новообразованными национальными государствами. Для углубления административных и духовных контактов с церковными юрисдикциями Центральной и Восточной Европы по инициативе Папы Римского Бенедикта ХV (1854-1922) были созданы специальные учреждения: 1 мая 1917 г. - Конгрегация по делам Восточных Церквей, 15 октября 1917 г. - Папский восточный институт. Конгрегацией руководил кардинал-префект, которого назначал Папа. Она была призвана осуществлять юрисдикционный контроль над католическими Церквями восточного обряда, в том числе и над Галицкой греко-католической митрополией. Папский институт одновременно служил научным центром и учебным заведением, специализирующимся на изучении восточных Церквей [17].
Восточный институт с самого своего начала стал готовить преданные Ватикану кадры миссионеров, знающие специфику региона. В этом русле особенно востребованы были выходцы из греко-католических юрисдикций [18, с.10]. Святой Престол видел в церковной унии коридор, с помощью которого можно было дойти до Православной Церкви [18, с.19].
Эвакуация православного духовенства вглубь России в годы Первой Мировой войны с территории, подвергаемой оккупации германскими войсками, действительно расчистила для униатского «миссионерства» путь в бывшей Западной России. В 19201930-е гг. при поддержке Польского государства в отношении православного населения «восточных кресов» проводилась политика насаждения церковной унии, в частности в православной Волыни. С целью канонического окормления лиц, перешедших там в унию, в 1931 г. Святым Престолом учреждается апостольская администратура для католиков восточного обряда Волыни, Полесья и Подляшья. 16 января 1931 г. представителя ордена восточных редемптористов иеромонаха Николая (Чарнецкого) (1884-1959) назначили администратором и определили титулярным епископом Лебедоским. Его епископская хиротония была совершена 2 февраля 1931 г. в римско-католическом костеле святого Альфонсо [19].
После присоединения Западной Украины к УССР, митрополит Андрей (Шептицкий) оценил новые перспективы для развития униатского прозелитизма. В 9 октября 1939 г. в структуре Галицкой митрополии Украинской Греко-Католической Церкви им были образованы четыре экзархата с юрисдикцией на территорию Советского Союза. Епископ Лебединский Николай (Чарнецкий) был назначен уже экзархом Волыни, Полесья и Подляшья. Временно он был утвержден экзархом Белоруссии. Будущий митрополит Иосиф (Слипый) назначается экзархом Восточной Украины (УССР). Архимандрит Климент (Шептицкий) (1869-1951), настоятель студийского монастыря, был определен экзархом России и Сибири [20, с.80].
Самовольное учреждение экзархатов митрополитом Андреем (Шептицким) вызвало настороженную реакцию Ватикана, и только 22 ноября 1941 г. Папа Римский Пий XII (1876-1958) подтвердил назначение четырех экзархов, подчинив их галицкому митрополиту. В феврале 1940 г. митрополит призвал греко-католическое духовенство добровольно отправиться на приходы, которые предполагалось создать в Киеве, Одессе, Виннице и Полтаве. В 1940 г. митрополит Андрей тайно назначает новым экзархом России и Сибири русского иезуита священника Виктора Новикова (1905-1979), который вместе с иезуитом священником Уолтером Чишеком (1904-1984), готовился к нелегальной миссионерской поездке. Получив соответствующие инструкции от митрополита, Новиков и Чишек под видом польских рабочих из западно-украинских земель отправляются на Урал. 23 июня 1941 г. в уральском поселке Чусовая они были
арестованы. Авантюра с созданием за переделами Галиции на территории СССР новых канонических греко-католических подразделений закончилась неудачей [20, с.81].
Итак, в межвоенный период Святой Престол последовательно защищал митрополита Андрея (Шептицкого) от нападок со стороны польского правительства. Галицкая греко-католическая митрополия получила официальный статус в Польском государстве. Вместе с тем, потенциал митрополии активно использовался папством для развития прозелитической деятельности в отношении православного населения, проживавшего в захваченных поляками землях Волыни, Подляшья, Полесья и Черной Руси. Примечательны неудачные попытки со стороны УГКЦ начать «миссию» на территории Советского Союза.
Литература и источники
1. Цвенгрош Г. Офщшне взаемовизнання i взаеморозумшня УНР i Апостольського престолу (Передумови, шоземш документи, ix украшський переклад [Текст].). - Львiв : [Б. и.], 1993. - С. 338.
2. Воля. - Вщень, 1919. - Т. 1. - Ч. 1. - С. 36.
3. Жан Й., о. ЧСВВ. [Спогади] // Лебедович I., о. Полевi духовники УГА. - Вшншег, 1963. - С. 131.
4. Красгвський, О. За Украшську державу i Церкву: Громадська та суспшьно-пол^ична дiяльнiсть Митрополита Андрея Шептицького 1918 - 1923 рр. [Текст]. - Львiв : 1нститут украшознавства iм. I. Крип'якевича, 1995. - С.34.
5. Lukomski, S. Konkordat zawarty dnia 10 lutego 1925 roku pomiçdzy Stolic^ Apostolsk^ I Rzeczpospolit^ Polsk^ [Текст]. - Zomza : [Б. и.], 1934. - C. 4.
6. Krasowski, K. Zwi^zki wyznaniowe w II Rzeczypospolitej. Studium historycznoprawne [Текст] / K. Krasowski. - Warszawa-Poznan : PWN, 1988.
7. СгрешШ, О. Спископ Григорш Хомишин: портрет релтйно-церковного i громадсько-пол^ичного дiяча [Текст]. - Iвано-Франкiвськ : Нова Зоря, 2006. - С. 55.
8. Бтий, Б. Нарис юторп Перемиського епископства схщного обряду [Текст] // Перемисью арxiепарxiальнi вiдомостi. Рiчник IV. Ч. 4. - Перемишль, 2006. - С. 89 - 90.
9. Цвенгрош, Г. Апостольський Престол i Митрополит Андрей Шептицький (Невiдомi взаемини мiж Апостольським престолом i Митрополитом А. Шептицьким у 1918-1919 рр. у контекст схщногалицько! полiтики Францп) [Текст]. - Львiв : [Б. и.], 1991. - С. 13.
10. Що дальше? [Текст] // Нива. - Львiв, 1926. - Ч. 4. - С. 113.
11. Атаки "Ново! зорГ' на "Ниву" [Текст] // Нива. - Львiв, 1938. - Ч. 2. - С. 79.
12. Шах, С. Житейський шлях бл. п. еп. Иосафата Коциловського [Текст]// Пам'ят Перемиського владики Кир Иосафата Коциловського. Спомин. - Мюнхен: Християнський Голос, 1956. - С. 39
13. Пекар, А.В. Нариси юторп Церкви Закарпаття [Текст]. - Рим - Львiв: Мююнер, 1997. - C. 234.
14. Блаженний Григорш Лакота перемиський епископ-помiчник. Зiбранi послання та проповщ [Текст] . - Перемишль : [Б. и.], 2005. - С. 380.
15. Служби Божi за Святшого Вггця [Текст]. Мююнар Пресвятого 1сусового Серця. - Жовква : [Б. и.], 1938.- С. 24.
16. Великий, А. Свтла i miHiукрагнськог icmopiï [Текст]. - Рим : Видавництво ОО. Васил1ян, 1969. - С. 216.
17. Гентош, Л. Католицька Церква та становлення украшсько! державносп (1917 - 1923 рр.) // Другий мiжнародний конгрес украшспв. Львiв, 22-28 серпня 1993 р. - С. 19-22.
18. Дмитрук, К. Свастика на сутанах [Текст]. - Кшв : издательство политической литературы Украины, 1973. - С. 10.
19. Джур, И. Апостол любви и единения (о епископе Николае Чарнецком) [Текст] // Покров: альманах российских католиков. - Вып. 10. - М. : Stella Aeterna, 2001. - С. 54.
20. Юдин, А. Брестская уния и Россия в первой половине XX века [Текст] // 400 лет Брестской церковной унии. 1596-1996 : критическая переоценка. - М. : ББИ им. св. ап. Андрея, 1998.
References and Sources
1. Cvengrosh G. Oficijne vzaemoviznannya i vzaemorozuminnya UNR i Apostol's'kogo prestolu (Peredumovi, inozemni dokumenti, ïh ukraïns'kij pereklad [Tekst].). - L'viv : [B. i.], 1993. - S. 338.
2. Volya. - Viden', 1919. - T. 1. - CH. 1. - S. 36.
3. ZHan J., o. CHSVV. [Spogadi] // Lebedovich I., o. Polevi duhovniki UGA. - Vinnipeg, 1963. - S. 131.
4. Krasivs'kij, O. Za Ukraïns'ku derzhavu i Cerkvu: Gromads'ka ta suspil'no-politichna diyal'nist' Mitropolita Andreya SHeptic'kogo 1918 - 1923 rr. [Tekst]. - L'viv : Institut ukraïnoznavstva im. I. Krip'yakevicha, 1995. - S.34.
5. Lukomski, S. Konkordat zawarty dnia 10 lutego 1925 roku pomiçdzy Stolic^ Apostolsk^ I Rzeczpospolit^ Polsk^ [Tekst]. - Zomza : [B. i.], 1934. - C. 4.
6. Krasowski, K. Zwi^zki wyznaniowe w II Rzeczypospolitej. Studium historycznoprawne [Tekst] / K. Krasowski. -Warszawa-Poznan : PWN, 1988.
7. Ggreshij, O. Gpiskop Grigorij Homishin: portret religijno-cerkovnogo i gromads'ko-politichnogo diyacha [Tekst]. -Ivano-Frankivs'k : Nova Zorya, 2006. - S. 55.
8. Bilij, B. Naris istoriï Peremis'kogo episkopstva skhidnogo obryadu [Tekst] // Peremis'ki arhieparhial'ni vidomosti. Richnik IV. CH. 4. - Peremishl', 2006. - S. 89 - 90.
9. Cvengrosh, G. Apostol's'kij Prestol i Mitropolit Andrej SHeptic'kij (Nevidomi vzaemini mizh Apostol's'kim prestolom i Mitropolitom A. SHeptic'kim u 1918-1919 rr. u konteksti skhidnogalic'koï politiki Franciï) [Tekst]. - L'viv : [B. i.], 1991. - S. 13.
10. SHCHo dal'she? [Tekst] // Niva. - L'viv, 1926. - CH. 4. - S. 113.
11. Ataki "Novoï zori" na "Nivu" [Tekst] // Niva. - L'viv, 1938. - CH. 2. - S. 79.
12. SHah, S. ZHitejs'kij shlyah bl. p. ep. Josafata Kocilovs'kogo [Tekst]// Pam'yati Peremis'kogo vladiki Kir Josafata Kocilovs'kogo. Spomin. - Myunhen: Hristiyans'kij Golos, 1956. - S. 39
13. Pekar, A.V. Narisi istoriï Cerkvi Zakarpattya [Tekst]. - Rim - L'viv: Misioner, 1997. - C. 234.
14. Blazhennij Grigorij Lakota peremis'kij episkop-pomichnik. Zibrani poslannya ta propovidi [Tekst] . - Peremishl' : [B. i.], 2005. - S. 380.
15. Sluzhbi Bozhi za Svyatishogo Vitcya [Tekst]. Misionar Presvyatogo Isusovogo Sercya. - ZHovkva : [B. i.], 1938. -S. 24.
16. Velikij, A. Svitla i tini ukraïns'koï istoriï [Tekst]. - Rim : Vidavnictvo OO. Vasiliyan, 1969. - S. 216.
17. Gentosh, L. Katolic'ka Cerkva ta stanovlennya ukraïns'koï derzhavnosti (1917 - 1923 rr.) // Drugij mizhnarodnij kongres ukraïnistiv. L'viv, 22-28 serpnya 1993 r. - S. 19-22.
18. Dmitruk, K. Svastika na sutanah [Tekst]. - Kiiv : izdatel'stvo politicheskoj literatury Ukrainy, 1973. - S. 10.
19. Dzhur, I. Apostol lyubvi i edineniya (o episkope Nikolae CHarneckom) [Tekst] // Pokrov: al'manah rossijskih katolikov. - Vyp. 10. - M. : Stella Aeterna, 2001. - S. 54.
20. YUdin, A. Brestskaya uniya i Rossiya v pervoj polovine XX veka [Tekst] // 400 let Brestskoj cerkovnoj unii. 15961996 : kriticheskaya pereocenka. - M. : BBI im. sv. ap. Andreya, 1998.
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ) - кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе, Коломенская духовная семинария ([email protected])
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, VASILIY M.) - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna. ([email protected])
УДК 94(47).084.6:351.758(571.6)
ГАМАЛЕЙ С.Ю.
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЕ ТЕАТРЫ В УСЛОВИЯХ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ
1930-Х ГОДОВ
Ключевые слова: театр, национальные коллективы, массовые репрессии, «враг народа», борьба с вредительством.
Статья раскрывает особенности развития театрального искусства и конце 1930- х. Особое внимание уделяется репрессиям, которые затронули театральную сферу. На примере творчества дальневосточных театров прослеживаются основные процессы, направленные на усиление контроля за театральными коллективами со стороны государства, а именно, зарытые национальных театров Дальнего Востока; аресты деятелей искусства, введение системы планирования и контроля над репертуаром.
GAMALEY, S. Yu.
FAR EASTERN THEATERS IN THE CONDITIONS OF MASS REPRESSIONS OF THE 1930-IES
Keywords: theater, national collectives, mass repression, «enemy of the people», fight against wrecking.
The article reveals the features of the development of theatrical art at the late 1930-ies. Particular attention is paid to repression, which affected the theatrical sphere. On the example of creativity of Far Eastern theaters it can be traced the main processes aimed at strengthening control over theater groups by the state. Namely: