Научная статья на тему 'Противостояние Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн'

Противостояние Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Русская Православная Церковь / СССР / Великая Отечестсвенная война / Ватикан / Украина / The Russian Orthodox Church / The USSR / The Great Patriotic War / Vatican / Ukraine

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

В статье изучаются основные аспекты взаимодействия и противостояния Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн, с новой стороны рассматривается влияние государственного аппарата стран-участниц мировых конфликтов в межконфессиональном взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The confrontation of the Russian Orthodox, the Roman Catholic and the Greek Catholic Churches in Ukraine during the Second World War and the Great Patriotic War

The article examines the main aspects of the interaction and confrontation of the Russian Orthodox, Roman Catholic and Greek Catholic Churches in Ukraine during the Second World War and the Great Patriotic War. From a new perspective it is examined an influence of the state apparatus of the countries participating in world conflicts in confessional interaction.

Текст научной работы на тему «Противостояние Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн»

Раздел III. Научные конференции

Материалы третьих Свято-Иннокентиевских международных миссионерских чтений

УДК 93/94

Ливцов Виктор Анатольевич, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Россия, г.Орёл, livcov@orel.ranepa.ru

Противостояние Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн

Аннотация. В статье изучаются основные аспекты взаимодействия и противостояния Русской Православной, Римо-Католической и Греко-Католической Церквей на Украине в ходе Второй Мировой и Великой Отечественной войн, с новой стороны рассматривается влияние государственного аппарата стран-участниц мировых конфликтов в межконфессиональном взаимодействии.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, СССР, Великая Отечестсвенная война, Ватикан, Украина.

Livtsov Victor A., Doctor of Historical Sciences, Professor Deputy Director of the Central Russian Institute Management - Branch of RANEPA Russia, Oryol livcov@orel.ranepa.ru

The confrontation of the Russian Orthodox, the Roman Catholic and the Greek Catholic Churches in Ukraine during the Second World War

and the Great Patriotic War

Abstract. The article examines the main aspects of the interaction and confrontation of the Russian Orthodox, Roman Catholic and Greek Catholic Churches in Ukraine during the Second World War and the Great Patriotic War. From a new perspective it is examined an influence of the state apparatus of the countries participating in world conflicts in confessional interaction.

Key words: The Russian Orthodox Church, The USSR, The Great Patriotic War, Vatican, Ukraine.

Великая Отечественная война стала не только полем противостояния нацистской Германии и Советского Союза, но и выявила все давние проблемы, связанные с разделением православных и католиков.

Надо сказать, что отношения католической церкви и нацистского государства в Германии не были безоблачными. Когда, в феврале 1939 г. умер Пий XI. и новым Папой 2 марта 1939 г. стал германофил Пий XII (р. в 1876, Папа в 1939-1958) [6; Р. 202], он тут же заверил Гитлера, что приложит все силы для достижения согласия Церкви и государства в Германии. Однако там уже доминировал нацизм и вскоре светские католические организации и даже частные католические школы были закрыты. 10 июля Ватикан направил протест против гонений на Церковь в Германии [8; С. 14].

Хотя в первой энциклике Пия XII о мире и войне "Summi ропййса1ш" не было претензий в адрес Германии, что возмутило многих католиков, Берлин тем не менее воспринял её как враждебную из-за тона и присутствовавшего там специального польского раздела.

После заключения СССР и Германией пакта Молотова-Риббенторпа о ненападении, в сентябре 1939 г. Красная армия вошла в Галицию. До 1939 г. там существовало 3 униатских епархии: Львовская (митрополия), Перемышльская и Станиславская. Всех верующих в них насчитывалось 3 900 000 человек [4; Ф. 17. Оп. 132. Д. 9. Т. 2. Л. 158].

Руководитель униатов митрополит Шептицкий давно вынашивал планы расширения своего влияния и даже это событие пытался использовать в целях усиления позиций униатской церкви. В изданной в 1960 г. в Варшаве книге Ю. Прайс "Кривые буквы" приводится беседа братьев Станислава и Андрея Шептицких, в которой митрополит, говоря о борьбе с большевизмом, подчеркивает, что украинцы являются только орудием в руках проведения, чтобы оторвать христианский Восток из клещей ереси, чтобы возвратить его в лоно апостольского престола и включить в европейское общество.

9 октября 1939 г. Шептицкий создаёт четыре экзархата [21; С. 14]. Экзархом "Великой Украины" был назначен Иосиф Слипый (1892-1984) [9; С. 20-30], Епископ Николай Чарнецкий (1884-1958) был назначен экзархом Волыни и временно Белорусского экзархата, на который позже назначается епископ Антоний Неманцевич. Архимандрит Климентий (Казимир Мария) Шептицкий (1869-1951), брат правящего митрополита, был назначен экзархом Великой России и Сибири. Однако даже Римская курия к этим действиям отнеслась недоверчиво. Папа утвердил экзархом лишь Слипого.

10 октября 1939 г. митрополит Шептицкий обратился к Папе за подтверждением своих ранее полученных полномочий по приведению Советской России к униатству, но тот счёл это нецелесообразным. Однако Шептицкий посчитал, что они оставлены без изменений.

В феврале 1940 г. митрополит призывает духовенство создать приходы на Украине. Он заявляет: "Необходима постоянная готовность к любым жертвам... ради наших православных" [21; С. 81].

В 1940 г. экзархом Сибири тайно назначается русский иезуит Виктор Новиков (1905-1979), который с иезуитами о. Уолтером Чишеком (19041984) и о. Ежи Москвой (1910-1941) готовятся к нелегальному миссионерству. Новиков и Чишек под видом польских рабочих с Западной Украины отправляются на Урал, но 23 июня 1941 г. они были арестованы в посёлке Чусовая, а затем при переходе границы арестован и 7 июля 1941 г. расстрелян Ежи Москва.

Созванный в декабре 1940 г. во Львове собор униатских экзархов заявил о подготовке воссоединения с православием, понимая под этим его поглощение. В деяниях собора униональная работа рассматривалась элементом "христианского патриотизма". Синод признал, что подготовка к воссоединению - "особая задача" униатской церкви. С 1940 по 1944 г. митрополит Шептицкий проводил ежегодные соборы.

Римская курия неоднозначно отнеслась к инициативам митрополита, желая сама заполнить всё конфессиональное пространство востока Европы. 26 сентября 1940 г. в письме госсекретарь Ватикана кардинал Мальоне от имени Папы аннулировал особые полномочия митрополита. Однако Шептицкий предоставил экзархам действовать самим по усмотрению совести. Конфликт разрешился после советского отступления. 30 июня 1941 г. нацисты ворвались во Львов. В листовке-обращении от 1 июля к верующим и духовенству митрополит приветствовал "победоносную немецкую армию" как "освободительницу от врага". [14; С. 58].

С началом Великой Отечественной войны многие католические священнослужители в СССР в зоне оккупации активно сотрудничали с немцами. На СССР стали транслироваться передачи "Радио Ватикана". На оккупированной территории возобновились католические богослужения, были открыты католические храмы, в том числе в Одессе, Кишинёве и других городах. Ватиканом на оккупированную территорию СССР с итальянской армией были направлены 8 католических священников-миссионеров. Но Гитлер не способствовал католической экспансии. 16 июля 1941 г. он заявил, что служить в Украине будут лишь православные, поскольку католическая Церковь, по мнению Альфреда Розенберга, главы Восточного министерства, являлась сплочённой организацией, способной противостоять нацизму. Православная же вера определялась им как "этнографический ритуализм", проповедующий смирение, что устраивало нацистов. Будущее Русской Православной Церкви идеолог нацизма видел в превращении её в группу не связанных друг с другом сект [16; С. 286].

30 июня 1941 г. нацисты вошли во Львов и митрополит Шептицкий совершил службу в честь немецкой армии и её "славного вождя" Адольфа Гитлера. 1 июля 1941 г. он в послании отметил, что молитвы греко-католиков услышаны и призвал к послушанию новой власти, назвав нацистскую армию освободительницей "от врага". Шептицкий неоднократно высказывал радость по поводу окончания большевистского правления, во время которого все "были почти что приговорены к смерти". В

благодарность ему вернули национализированные в 1939 г. земли, а униатская верхушка стала получать ежемесячные дотации от нацистов, по карточкам ей выдавались продукты. Шептицкий поздравил Гитлера и с захватом Киева, назвав его непобедимым полководцем "несравненной" германской армии [12; С. 251].

Хотя Ватикан расширял связи с фашистами и в июне 1941 г. заключил соглашение с испанским диктатором Франко [9; С. 375], Западная Украина не получила независимости, а назначенным Шептицким экзархам немцы не дали даже начать их деятельность. Не допустили на фронт и миссию курии.

Нацисты, не доверяя и Русской Православной Церки Зарубежом, не дали и ей возможности переехать на оккупированные территории СССР, очевидно надеясь, что это сделает поддержанный нацистами епископ Ляде, во время войны возведённый в митрополиты и объявленный "вождём всех православных в Третьем Рейхе". Но он, не торопился с переездом.

В сентябре 1941 г. Папа отклонил просьбу правительств Англии и Франции объявить Германию агрессором, заявив, что Ватикан вне политики. В то же время, Курия отказала и нацистам осудить СССР, надеясь, что в войне погибнут обе атеистические системы. Под нажимом США Папа даже объявил, что "нет ничего дурного в помощи Америки русским", подчёркивая, что не видит во всех них только коммунистов [18; С.193- 207].

22 ноября 1941 г. Папа всё-таки подтвердил назначения четырёх экзархов, подчинив их митрополиту. Шептицкий предложил включить в Греко-католическую церковь всех "верующих раскольников", даже если они не знают об этом. 12 апреля 1942 г. Иосиф Слипый сообщил, что отправил в Киев двух священников, признанных немцами. Шептицкий неоднократно предлагал создать "галицийские воинские подразделения", но гитлеровцы согласились лишь в апреле 1943 г. сформировать "дивизион Галициен", известный как "Галичина", при участии униатов [13; С. 105].

В Прибалтике оккупационные власти считали выгодным объединение всех православных вокруг Московского экзархата, чтобы после войны выселить их в Рейхскомисариат Москвы. В Белоруссии нацисты поощряли "Белорусскую автокефальную православнную национальную Церковь".

Митрополит Шептицкий предпринимал безуспешные попытки повернуть Гитлера лицом к Ватикану. В подчинённом ему женском монастыре Св. Илии ордена василиан в с. Суховоля монахиню Авксентию Иванович посещали видения. В 1941 г. она обратилась к митрополиту по поводу видения "коронации Гитлера". Наполненная счастьем монахиня предложила у входов во все церкви повесить портреты фюрера, считая, что он "Божий вождь". Она утверждала, что Господь желает дать ему ещё больше славы, но хочет чтобы он "был истинным вполне католиком", построил в Берлине храм под названием "Попечения Матери Божией", уничтожил безбожие, чтобы евреи не жили среди христиан, а были самой

"низшей категорией работников", чтобы Украина находилась под протекторатом Германии, а немецкие войска не щадили Россию, поскольку Бог, якобы хочет, чтобы там ничего не осталось. В марте 1942 г. Шептицкий обратился к Гитлеру, собщив о пророчествах, и прося выполнить те пожелания, которые исходили от монахини. [12; С. 272-273]. Но Гитлер не ответил.

11 апреля 1942 г. Гитлер дал указание о религиозной политике на оккупированных территориях: "каждая деревня должна быть превращена в независимую секту.... Если некоторые деревни в результате захотят практиковать чёрную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им".

Через год оккупации Шептицкий, не чувствуя поддержки нацистов, стал разочаровываться в их власти. Он писал Папе, что "немецкий режим -возможно, даже ещё в большей степени, чем режим большевистский, является порочным, почти что дьявольским строем" [5; Р. 625-629].

В то же время И. Сталин пошёл навстречу Ватикану, разрешив приезд в Москву польского священнослужтеля Йозефа Гавлина в качестве капеллана освобождённой из советского плена генерала польской армии В. Андерса. Приехав 28 апреля 1942 г. епископ Гавлина сообщил в Ватикан 1 июля, что добился освобождения половины арестованных католических священников и крестил 1100 солдат и 1495 детей.

Посол польского эмигрантского правительства в Москве утверждал, что И. Сталин считал, что Ватикан обладает "моральным авторитетом". А представителю Франции он якобы дал понять, что хочет союза с Ватиканом. Монсиньор Тардини поручил апостолическому делегату в Турции монсиньору Ронкалли встретиться с представителями СССР и попросить прислать список итальянских пленных. Но консул в Стамбуле Н. Иванов заявил, что ему запрещено обсуждать эти вопросы [18; С. 200-201].

Папа испытывал давление как стран "оси", требовавших объявить крестовый поход на коммунизм, так и англичан с американцами, просивших осудить нацизм.

В 1943 г. встали задачи послевоенного переустройства, лидером которого стал СССР. Русской Православной Церкови власть отводила роль центра православных народов, вступая в противостояние с Ватиканом. Папа негативно оценил заявление Рузвельта и Черчилля в Касабланке в январе 1943 г. с требованием капитуляции держав "оси", и склонял союзников к мягкому сепаратному миру с Германией. Ватикан боялся "коммунизации" Италии, но её "католизация" пугала саму Германию. Папа хотел видеть мощную Германию без нацистов.

После свержения Муссолини в 1943 г. Ватикан поддержал новое правительство в налаживании контактов с Западом. После акта о капитуляции Италии от 3 сентября 1943 г. союзники высадились на полуострове [7;С. 15-16].

Летом 1943 г. Папа провозгласил более радикальные позиции, в энциклике "Mystici corporis" о католической Церкви. Тон в отношении некатоликов был мягче, но подчёркивалось первенство Рима и экклесиологическая исключительность католицизма.

Но когда в СССР в 1943 г. смягчилось отношение к Православию, и было восстановлено Патриаршество, католикам уступок не сделали.

Весной 1944 г. поляк по национальности и священник из США С. Орлемански посетил И. Сталина. Он заявлял, что Сталин "друг" Католической Церкви и считает сотрудничество с ней возможным. Но в Риме это сочли сталинской пропагандой и отрешими Орлемански от служения.

Пий XII в своей пасхальной энциклике 1944 г. провозгласил идею создания церковного союза во главе с Римом. Возросла внешнеполитическая активность Ватикана, возникла католическая идея создания конфедерации Придунайских стран. В ответ в СССР вынашивалась идея создания союза православных автокефальных Церквей Восточной Европы под эгидой Русской Православной Церкви [8; С. 8- 9].

Перед вступлением Советской Армии во Львов Шептицкий стал заявлять, что неверно относился к немцам, которые не поощряли униатский прозелитизм. Последней его акцией стала ликвидация "латинского налёта" в восточной литургии униатской церкви (стояние на коленях перед причащением и т.д.) [3; Ф. 5. Оп. 33 Д. 126. Л. 204]

В июле 1944 г. Львов был взят советскими войсками. 10 октября Андрей Шептицкий и епископ Никита Будка (1877-1949) написали подобострастное письмо И. Сталину [15; С. 61]. Вскоре митрополит направил в Москву миссию, включавшую его брата, Иосифа Слипого и протопресвитера Гавриила Костельника (1886-1948). Однако смерть митрополита в ноябре 1944 г. задержала выезд до декабря.

На похоронах митрополита присутствовал Н.С. Хрущёв (1894-1971), у гроба стоял почётный караул, состоялось шествие по городу [19; С. 358].

К концу войны, по мере продвижения на запад Советской армии, в Римской Католической Церкви возникали мысли об униональной интеграции с православным Востоком. В октябре 1944 г. в г. Лилле по указанию кардинала Льенара был образован Епархиальный комитет для объединиться в изучении Библии и сближения с протестантами и православными. Председателем его стал каноник Л. Десмет [4;Ф.17. Оп. 132. Д. 9. Л. 62 об.].

Одновременно на Украине преемник Шептицкого Иосиф Слипый желал диалога с Кремлём. В ноябре 1944 г. он обнародовал обращение "К духовенству и верующим", призвав бандеровцев "вернуться с неправильного пути".

В декабре 1944 г делегация во главе с архимандритом Климентием Шептицким отправилась в Москву и через Президиум Верховного Совета СССР просила принять их Патриарха Русской Православной Церкви. Но делегация была направлена в НКВД, где встретилась с генералами Судоплатовым, Федотовым и Леонтьевым. Они потребовали раскаяния за

сотрудничество с нацистами [17; С. 298]. Делегаты выразили благодарность Советской власти за освобождение Украины, осудили бандеровское движение, передали 100 тыс. рублей в фонд Красного Креста. В ответ руководство Совета по делам религиозных культов заверило, что просьбы униатов будут удовлетворены [14; С. 63-64].

Но уже в январе 1945 г. Пий XII стал высказываться антикоммунистически и вскоре объявил, что католики в Западной Украине подвергаются преследованию [1; Ф. 56 б. Оп. 9 Пап. 122. Д. 213. Л. 150]. Историк М. Шкаровский считает, что Папа не понял подаваемых Кремлём сигналов о желании наладить отношения с Ватиканом и уступил германским дипломатам, старавшимся не допустить сближения большевиков с Римом [20; С. 298].

Это обострило ситуацию. 2 февраля 1945 г. вместо умершего Патриарха Сергия (Страгородского) был избран Митрополит Алексий (Симанский). Поместный собор отверг прорсьбу Папы о "мягком мире". Журнал Московской Патриархии издавал резкие антикатолические публикации.

В то же время даже среди партийных руководителей Западной Украины имелись симпатии к греко-католикам. Так, в феврале 1945 г. Дрогобычский обком КП(б)У разослал райкомам "Краткие тезисы" о исторических особенностях Русской Православной Церкви и "Западно-Украинской Греко-католической Церквей", где утверждалось, что Греко-католическая Церковь в Западной Украине имеет "иной исторический путь, чем Православная Российская Церковь". Она не была государственной, и поскольку "украинский народ вёл ... борьбу за своё национальное освобождение, Греко-католическая Церковь. была опорой национально-освободительного движения". Тезисы вызвали отповедь в ЦК КП(б) Украины и КЦ ВКП(б) [4; Ф.17. Оп. 125. Д. 313. ЛЛ. 3-13].

27 февраля 1945 г. митрополит Иосиф Слипый обратился к Председателю Совета по делам религиозных культов при СНК СССР И.В. Полянскому с жалобой на действия местных властей, стремящихся закрыть Греко-католический монастырь в предместье Львова "Збоисках" [2; Ф. 6991. Оп. 4. Д. 14. ЛЛ. 1 -5]. Такая же ситуация развивалась и вокруг других монастырей.

В марте 1945 г. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов предложил И.В. Сталину "организовать в г. Львове православную епархию" на базе униатских территорий [3; Ф. 5. Оп. 33. Д. 22. Л. 57].

За месяц до окончания войны в львовской партийной газете "Вшьна Украша" была напечатана резкая статья о митрополите Шептицком Я. Галана "З хрестом чи з ножем", 11 апреля 1945 г. газета "Правда Украины" перепечатала статью [4; Ф.17. Оп. 125. Д. 313. ЛЛ. 17-27]. В тот же день был арестован Иосиф Слипый [3; Ф. 5. Оп. 33. Д. 22.Л. 55] и епископы: Иосафат Коциловский (1876-1947), Григорий Лакота (1883-1950), позже Т. Ромжа и Н.

Чарнецкий. Вскоре арестовали и остальных епископов, верных Риму: Н.М. Будку, Г Л. Хомышина и И.Ю. Лятышевского (1879-1957) [10; С. 35-36]. Репрессии коснулись униатов на территории Львовской, Станиславской, Дрогобычской, Тернопольской областей Западной Украины [3; Ф. 5. Оп. 33. Д. 53. Л. 1].

В 1945 г. митрополит Русской Православной Церкви Николай (Ярушевич) в Йорке (Англия) назвал Рим общим врагом православия и англиканства [16; С. 305], а в мае 1945 г. уже и сам Патриарх Алексий (Симанский) обратился к униатам с призывом возвратиться в лоно Матери Церкви.

В результате этих событий провославие усилило свои позиции в Западной Украине, однако отношения с Ватиканом были испорчены. Желание реванша со стороны Униатской и Католической Церквей зрело последующие десятилетия, с тем чтобы вылиться в открытый конфликт на рубеже тысячелетий.

Библиография

1. Архив Внешней Политики РФ (АВП РФ).

2. Государственный Архив РФ (ГАРФ).

3. Российский Государственный Архив Новейшей Истории (РГАНИ).

4. Российский Государственный Архив Социально-Полоитической Истории (РГАСПИ).

5. Actes et documents du Saint-Siège relalifs à la seconde Guerre mondiale. Libreria editrice Vaticana, 1965-1981., vol. 3: Le Saint-Siège et la situation religieuse dans les pays baltes, 1939-1945. - Partie 2. - № 406.

6. Gremigni G. Santo Padre Pio XII Roma, 1943.

7. Васильева О.Ю. Ватикан в горниле войны // Наука и Религия. - 1995. -№ 8.

8. Васильева О.Ю. Власть и Ватикан в XX веке к вопросу о создании единой католической церковной провинции в России // Церковь и государство: XX век. - Тамбов, 2002.

9. Гергей Е. История Папства. - М., 1996.

10. Ешбчук о. Петро. Патрiарх Йосиф Слший. Через терня випробовувань до зiрок небесно'1' слави. - Тернопшь, 2002.

11. Дмитрук К. Свастика на сутанах. - М.: Политиздат, 1976.

12. Дмитрук К. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. - М.,1988.

13. Карманськш П. Kрiзь темряву. Спогади. - Львiв, 1957.

14. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского государства) // На пути к свободе совести. Сб. статей. -М.: Прогресс, 1989.

15. Петрушко В.И. О попытках создания Киевского патриархата украинскими униатами и раскольниками-автокефалистами в XX в.-

М.: Православный Св.-Тихоновский гуманитарный университет, 2008. - С. 61.

16. Поспеловский Д. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. - М., 1996.

17. Судоплатов П. Разведка и кремль. - М., 1996.

18. Токарева Е. С. Отношения СССР и Ватикана в годы Второй мировой войны // Россия и Италия. Выпуск 3. XX век. - М., 1998.

19. Хотц Р. Украинская Греко-католическая церковь между национализмом и экуменизмом // Диа-логос. Религия и общество. Альманах. - М.: Истина и жизнь, 1997.

20. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. - М., 1999.

21. Юдин А. Брестская уния и Россия в первой половине XX века // 400 лет Брестской церковной унии 1596-1996. Критическая переоценка. Сб. материалов международного симпозиума. Неймеген, Голландия. -М.: Издательство Библейско-Богословского института Св. Апостола Андрея, 1998.

УДК 27-75

Карачевцев Ярослав Николаевич, учитель православной воскресной школы,

Украина, г.Харьков umagistral @yandex.ru

К вопросу о хронологическом списке исповедников, великомученичеников и преподобномучеников в истории православной

церкви по житиям святых

Аннотация. В статье предпринята попытка предоставить статистическую справку о количестве святых Православной Церкви с разбивкой по ликам святых и столетиям (а в XX веке, в связи с большим количеством мучеников, - по годам). Впервые предоставлен хронологический список исповедников, великомучеников,

преподобномучеников. По житиям исповедников составлена историческая симфония, отображающая причины гонений и основные вехи утверждения православия.

Ключевые слова: хронологический список, святые, исповедники, великомученики, преподобномученики, жития святых, история.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.