Научная статья на тему 'КАРДИНАЛ ИОСИФ СЛЕПОЙ КАК ПЕРВОИЕРАРХ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОДПОЛЬЕ И ДИАСПОРЕ'

КАРДИНАЛ ИОСИФ СЛЕПОЙ КАК ПЕРВОИЕРАРХ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОДПОЛЬЕ И ДИАСПОРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЛИЦИЯ / GALICIA / ВЕЛИКИЙ АРХИЕПИСКОП / THE GREAT ARCHBISHOP / ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / УНИАТСТВО / GREEK-CATHOLIC CHURCH / КАРДИНАЛ / CARDINAL / СВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / HOLY SEE / УКРАИНСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / UKRAINIAN NATIONAL MOVEMENT / UNIATISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иеромонах Тимофей

В статье охарактеризованы особенности архипастырского служения и научно-педагогической деятельности первоиерарха Украинской Греко-Католической Церкви кардинала и великого архиепископа Иосифа Слепого. В частности, освещена его учебная и научная деятельность на факультете католической теологии Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца, в Папском Григорианском университете, Львовской духовной семинарии. Автор отмечает, что начало архипастырской деятельности иерарха пришлось на военное время. В дальнейшем, в связи с неудачей попытки продолжить политику митрополита Андрея (Шептицкого) по адаптации униатской церковной юрисдикции к условиям советского атеистического государства, его деятельность продолжилась за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARDINAL JOSEPH SLIPYJ AS THE HEAD OF THE UKRAINIAN GRECO-CATHOLIC CHURCH IN THE UNDERGROUND AND DIASPORA

This article examines the features of archpastoral service and the scientific-pedagogical activity of the head of the Ukrainian Greek-Catholic Church cardinal Joseph Slipyj. In particular, it is highlights his educational and scientific activity at the Faculty of Catholic Theology of the Innsbruck University named after Leopold and Franz, at the Pontifical Gregorian University, Lviv Theological Seminary. The author notes that the beginning of the archpastoral activity of the hierarch was in time of war. Later, in connection with the failure attempt to continue the policy of Metropolitan Andrew (Sheptytsky) on the adaptation of Uniate Church jurisdiction to the conditions of a soviet atheistic state, his activities continued abroad.

Текст научной работы на тему «КАРДИНАЛ ИОСИФ СЛЕПОЙ КАК ПЕРВОИЕРАРХ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОДПОЛЬЕ И ДИАСПОРЕ»

14. Центральный Государственный архив РСО-Алания. Ф.46. Оп.1. Д.40. Л.292.

15. ГАСК. Ф. Р-1161. Оп.1. Д.1665. Л.Л.30-30об.

16. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф.1485. Оп.8. Д.83. Л.41.

17. ГАРО. Ф.1485. Оп.8. Д.83. Л.53.

18. Капеллер А. Россия - многонациональная империя: возникновение, история, распад. М., 2000. С.275.

19. ЦГА РСО-Алания. Ф.-46. Оп.1. Д.40. Л.252.

References and Sources

1. Krinko E.F. Hlynina T.P. Sovetskij Severnyj Kavkaz v 1920-1940 -e gody: problemnye zony sovremennoj otechestvennoj istoriografii // Vestnik YUzhnogo nauchnogo centra. - 2009. - №5 (3). - S. 76-83.

2. Gutieva M.A. Formirovanie sovetskoj politicheskoj ehlity v respublikah Severnogo Kavkaza v 1920-1930-e gg. // Vlast' i obshchestvo v Rossii v XIX -XX vv. Sbornik nauchnyh trudov. - M.: MGOU, 2010. - S. 16-19.

3. CHistyakov O.I. Korenizaciya gosudarstvennogo apparata nacional'nyh rajonov v pervye gody sovetskoj vlasti ( po materialam nacional'nyh rajonov Srednego Povolzh'ya) // Pravovedenie. - L., 1965. - S. 164-168.

4. Dokumenty Oktyabrya / pod red. M. Moskalev. - M.,1933. - S. 96.

5. Lenin V.I. O prave nacij na samoopredelenie // Poln. sobr. soch. T.25. - M., 1961. - S.271.

6. Ob ocherednyh zadachah partii v nacional'nom voprose // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferencij i plenumov CK. CH.2. - M., 1954. - S. 559.

7. Po voprosu ob ukreplenii partii, v svyazi s uchetom opyta proverki lichnogo sostava ee // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferencij i plenumov CK. CH.2. - M., 1954. - S. 596-597.

8. Po nacional'nomu voprosu // KPSS v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov konferencij i plenumov CK. CH.2. - M., 1954. - S.718.

9. O nacional'nyh men'shinstvah. // S"ezdy Sovetov Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik. Sbornik dokumentov 1922-1936. T.III. - M., 1960. - S. 82-83.

10. Gosudarstvennyj arhiv Stavropol'skogo kraya (GASK). F.R-1161. Op.1. D.142.

11. Gutieva M.A. Politika korenizacii kadrov i osobennosti ee realizacii na Severnom Kavkaze // Gumanitarnye i social'nye nauki. -2011. - №1. - S.2-7.

12. GASK. F.R-229. Op. 1. D.1321. L.L.2-13.

13. GASK. F. R-229. Op.1. D.1321. L.3.

14. Central'nyj Gosudarstvennyj arhiv RSO-Alaniya. F.46. Op.1. D.40. L.292.

15. GASK. F. R-1161. Op.1. D.1665. L.L.30-30ob.

16. Gosudarstvennyj arhiv Rostovskoj oblasti (GARO). F.1485. Op.8. D.83. L.41.

17. GARO. F.1485. Op.8. D.83. L.53.

18. Kapeller A. Rossiya - mnogonacional'naya imperiya: vozniknovenie, istoriya, raspad. M., 2000. S.275.

19. CGA RSO-Alaniya. F.-46. Op.1. D.40. L.252.

ТУФАНОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент Ставропольского государственного аграрного университета (e.vt@mail.ru)

TUFANOV, EVGENIY V. - Ph.D. in History, Associate Professor, Stavropol State Agrarian University.

УДК 929Слепой

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) КАРДИНАЛ ИОСИФ СЛЕПОЙ КАК ПЕРВОИЕРАРХ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ПОДПОЛЬЕ И ДИАСПОРЕ

Ключевые слова: Галиция, Великий архиепископ, Греко-Католическая Церковь, кардинал, Святой Престол, украинское национальное движение, униатство.

В статье охарактеризованы особенности архипастырского служения и научно-педагогической деятельности первоиерарха Украинской Греко-Католической Церкви кардинала и великого архиепископа Иосифа Слепого. В частности, освещена его учебная и научная деятельность на факультете католической теологии Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца, в Папском Григорианском университете, Львовской духовной семинарии. Автор отмечает, что начало архипастырской деятельности иерарха пришлось на военное время. В дальнейшем, в связи с неудачей попытки продолжить политику митрополита Андрея (Шептицкого) по адаптации униатской церковной юрисдикции к условиям советского атеистического государства, его деятельность продолжилась за рубежом.

HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, V.M.) CARDINAL JOSEPH SLIPYJ AS THE HEAD OF THE UKRAINIAN GRECO-CATHOLIC CHURCH IN THE UNDERGROUND AND DIASPORA

Keywords: Galicia, the Great Archbishop, the Greek-Catholic Church, cardinal, Holy See, the Ukrainian national movement, uniatism.

This article examines the features of archpastoral service and the scientific-pedagogical activity of the head of the Ukrainian Greek-Catholic Church cardinal Joseph Slipyj. In particular, it is highlights his educational and scientific activity at the Faculty of Catholic Theology of the Innsbruck University named after Leopold and Franz, at the Pontifical Gregorian University, Lviv Theological Seminary. The author notes that the beginning of the archpastoral activity of the hierarch was in time of war. Later, in connection with the failure attempt to continue the policy of Metropolitan Andrew (Sheptytsky) on the adaptation of Uniate Church jurisdiction to the conditions of a soviet atheistic state, his activities continued abroad.

В отличие от своего предшественника - митрополита Андрея (Шептицкого), его приемник на Галицкой митрополичьей кафедре кардинал Иосиф Слепой происходил исключительно из русинской крестьянской среды. Иосиф Иванович Коберницкий-Слепой родился 17 февраля 1892 г. в селе Заздрость Теребовлянского уезда королевства Галиция и Лодомерия Австро-Венгрии, и был одним из восьми детей в семье крестьянина Ивана Семеновича Коберницкого-Слепого (1848-1930) и Анастасии Романовны (1850-1924), урожденной Дичковской [1].

В виду того, что в Австро-Венгрии было введено всеобщее начальное образование, в 1898-1899 гг. юный Иосиф обучался в начальной школе с. Заздрость [2]. В 1901-1903 гг. он продолжил образование уже в начальной школе села Вишневчик, где ярко проявились его способности к изучению языков - немецкого и польского, крайне необходимых для успешной карьеры в Австро-Венгрии. После успешной сдачи экзаменов Иосиф зачислен в Тернопольскую классическую гимназию, которую успешно окончил в 1911 г. и поступил в Львовскую духовную семинарию Галицкой греко-католической митрополии. По прохождении курса семинарских наук его в числе успешных выпускников направляют на обучение на факультет католической теологии Инсбрукского университета имени Леопольда и Франца, где он получает высшее образование и занимается научной деятельностью. В 1916 г. по результатам защиты диссертации на тему «Понятие о вечной жизни в Евангелии святого Иоанна» будущему иерарху присуждается ученая степень доктора богословия I ступени [3].

По возвращении в Галицию, Иосиф Коберницкий-Слепой был рукоположен в священный сан 30 сентября 1917 г. в Свято-Успенской Униатской лавре студийского устава. В 1920-1922 гг. он проходил послевузовскую профессиональную подготовку в Папском Григорианском университете (Рим, Италия), где защитил диссертацию на соискание степени доктора богословия II степени (хабилитированного доктора) на тему «Учение византийского патриарха Фотия о Святой Троице». По возвращении из Рима отец Иосиф назначается преподавателем Львовской духовной семинарии, и активно способствует развитию и институлизации богословской науки в студенческой среде. В 1922 г. по инициативе ректора Львовской духовной семинарии архимандрита Феодосия (Галущинского) создается Богословское научное общество при Львовской духовной семинарии, ставшее центром издания ежеквартального сборника трудов «Богословие» с 1923 г. [4]. Священник Иосиф Слепой фактически сам написал проект устава общества и принял непосредственное участие в его работе [5]. В последствии он вспоминал о своем опыте редакторской работы по изданию сборника: «редакцию и администрацию пришлось взять мне самому, надо было начинать все из ничего» [6].

После учреждения Львовской богословской академии Галицкой греко-католической митрополии, 28 февраля 1928 г. священник Иосиф Слепой был назначен на должность ректора. Церемония открытия нового учебного заведения состоялось 6 октября 1929 г. На содержание богословской академии из средств митрополии была выделена ежегодная сумма в 360 000 злотых (валюта Второй Речи Посполитой)[8]. Находясь в должности ректора Львовской духовной семинарии с 1926 г., священник Иосиф возобновил деятельность общества «Читальня», ставшее центром идеологической обработки будущих священников в контексте украинофильской концепции. При обществе действовала культурно-просветительная секция, взаимодействовавшая с обществом «Просвита» [7]. В 1935 г.

Иосифа Слепого вводят в систему органов управления Львовской митрополичьей епархии: определяют соборным крылошанином Львовского кафедрального собора святого Юра с занятием должности архидиакона в составе местной капитулы. После присоединения Западной Украины к Советскому Союзу в 1939 г. Львовская богословская академия закрывается и на непродолжительное время прерывается ректорская деятельность [9].

С началом Второй Мировой войны и ввода частей РККА в Восточную Польшу, митрополит Андрей (Шептицкий) озаботился подбором кандидатуры возможного приемника. Его выбор пал на отца Иосифа, имевшего к этому времени опыт организаторской и административной работы. В сентябре 1939 г. он обратился к Папе Римскому Пию XII с просьбой об утверждении ректора Иосифа Слепого в качестве архиерея-коадъютора Галицкой митрополии. По получении разрешения 25 ноября 1939 г., состоялась его тайная архиерейская хиротония. Несколько ранее, 9 октября 1939 г. будущий титулярный архиепископ Серрейский Иосиф Слепой назначается экзархом для греко-католиков Восточной Украины. После германской оккупации Западной Украины в 1941 г. вновь открывается Львовская богословская академия. К концу войны в ней обучалось до 70 студентов. На военное время приходится и начало его архипастырской деятельности: по благословению митрополита он регулярно посещал приходы Западной Украины и Лемковщины [10].

После кончины 1 ноября 1944 г. митрополита Андрея (Шептицкого) все его обязанности по управлению Галицкой греко-католической митрополии перешли к архиепископу Иосифу Слепому, изначально попытавшемуся продолжить политику своего предшественника по адаптации униатской церковной юрисдикции к условиям функционирования в атеистическом государстве [11].

В целях нормализации положения УГКЦ в Советском Союзе, в декабре 1944 г. в Москву была направлена делегация галицких униатов в составе: архимандрит Климент (Шептицкий) - руководитель, члены - священник Г. Костельник, священник И. Котов и иеромонах Г. (Будзинский). Организацией поездки занималось НКГБ УССР [12]. Сам митрополит Иосиф от участия в поездке отказался, справедливо опасаясь за собственную жизнь: «Меня могут арестовать, но это пол беды, может произойти катастрофа с самолетом, могут напасть на поезд партизаны, может возникнуть другое несчастье в пути» [13].

22-27 декабря 1944 г. состоялись встречи делегации митрополии с председателем Совета по делам религии при СНК СССР И. В. Полянским (1898-1956). В ходе встречи члены делегации представили текст меморандума, в котором были озвучены официальные пожелания униатской иерархии по определению положения УГКЦ в Советском Союзе. В документе советскому правительству предлагалось: 1) обеспечить неприкосновенность объектов недвижимости религиозного назначения (храмов, часовен и монастырей); 2) освободить униатское духовенство от воинской и иных повинностей; 3) разрешить свободно действовать приходам, монастырям, духовным и церковным школам, церковным учреждения; 4) предоставить право преподавания Закон Божия в школах; 5) освободить церковное имущество и униатское духовенство от всех налогов; 6) более того, высказывалась просьба выделить в Москве и Киеве по одному храму для использования местными греко-католикам [14].

Как видим, в документе содержалось слишком много неприемлемых для советских властей предложений. Отметим, что греко-католические иерархи всячески отказывались от требования советских властей публично осудить банды УПА. Например, епископ Станиславский Григорий (Хомишин) опубликовал 13 ноября 1944 г. пастырское письмо в котором призвал верующих жить по христианским заповедям, осуждал убийства невинных, но ни слова не сказал в отношении боевиков УПА [15].

Собственно, не должно удивлять то обстоятельство, что спустя несколько месяцев, 11 апреля 1945 г. митрополита Иосифа Слепого арестовывают [16]. На него и всех греко-католических архиереев было заведено общее уголовное дело, состоявшее из 7 томов и 3 тысяч страниц. Аресту архиереев предшествовала определенная информационная

подготовка. 8 апреля 1945 г. в газете «Свободная Украина» вышла статья «С крестом или ножом», где резкой критики подвергалась церковная уния и деятельность митрополита Андрея (Шептицкого). Униатская Церковь обвинялась в измене и многочисленных преступлениях. Митрополит Иосиф в продолжении восемнадцати лет отбывал наказание в исправительных учреждениях Заполярья, Поволжья, Средней Азии, Сибири и Дальнего Востока. Сначала его осудили к 8 годам лишения свободы. Но в виду проблем со здоровьем митрополита к физическому труду не привлекали. Тюремное заключение, однако, не мешало ему следить за духовной жизнью Галиции [17].

После Львовского собора, значительная часть духовенства и практически все монашество отказались от воссоединения и перешли к подпольному существованию. По данным самих униатов, большинство священников и монахов - 2682 чел. не подписали согласие на присоединение к Русской Православной Церкви [18].

Характерно, что митрополит Иосиф не был полностью изолирован в заключении. К своим последователям он периодически обращался с архипастырским посланием. Например, в 1947 г. он призвал греко-католиков держаться своей веры, а в тех приходах, которые остались без попечения священников, частным порядком собираться в домах и самостоятельно читать тексты служб [19]. В 1953 г. митрополита Иосифа повторно осудили и направили в ссылку в Красноярский край [20]. Однако несмотря на заключение в Ватикане о нем не забыли и смогли добиться его освобождения.

В начале 1960-х гг. Папа Римский Иоанн XXIII (1881-1963) накануне II Ватиканского собора Римско-Католической Церкви (1962-1965) инициировал вопрос об освобождении митрополита Иосифа Слепого. Первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета министров СССР Н. С. Хрущев (1894-1971) изначально настороженно отнесся к этой идее, логично опасаясь «большой вони», которая появится на Западе, если митрополит начнет рассказывать о своем опыте пребывания в советских лагерях. К январю 1963 г. была достигнута договоренность об освобождении иерарха и ему позволили выехать в Рим. Желание униатского иерарха посетить Львов не нашло понимания у советской стороны. Обоснованно опасаясь, что с его отъездом в Советском Союзе вряд ли скоро появится новый униатский архиерей, 4 февраля 1963 г. митрополит Иосифа в московской гостинице проводит архиерейскую хиротонию священника Василия Величковского (1903-1973) во епископа Луцкого. Последний до своего выдворения за пределы СССР в 1972 г. формально являлся местоблюстителем предстоятеля УГКЦ. По некоторым данным, митрополит Иосиф Слепой не хотел покидать Советский Союз, надеясь вернуться на Западную Украину. Поэтому и после отъезда, он сохранял советское гражданство до своей смерти [21].

Оказавшись в Италии, митрополит Иосиф попытался создать единый центр духовной жизни украинской греко-католической диаспоры. С этой целью по прибытии в Рим он последовательно устанавливает контакты с разными группами диаспоры и наносит частые визиты в конгрегации римской курии [22].

Да, и в дальнейшей своей деятельности он постоянно опирался на довольно влиятельные украинские эмигрантские круги Канады и США, которые выполняли роль своего рода лобби УГКЦ. Принимая участие во II Ватиканском соборе, 11 октября 1963 г. митрополит Иосиф поднимает вопрос об учреждении патриаршества на основе Галицкой греко-католической митрополии. Как известно, на II Ватиканском соборе был принят Кодекс канонов восточных католических церквей, которых поделили на три группы: а) возглавляемые патриархом, б) возглавляемые верховным архиепископом, в) возглавляемые митрополитом. Патриарший сан признавался наивысшим, но не давал каких-то особых преимуществ и приравнивался к положению примасу национальных иерархий в Латинской Церкви [23].

Ватикан, не желая обострять отношения с Русской Православной Церковью, не пошел на учреждения униатского патриархата. Впрочем, 23 декабря 1963 г. Папа Римский Павел VI (1897-1963) определил митрополита Иосифа Слепого верховным архиепископом с титулом «Блаженнейший», а 22 февраля 1965 г. даровал звание кардинала [24].

Не добившись создания патриархата, украинский иерарх продолжил свою деятельность по объединению диаспоры. 25 ноября 1963 г. им учреждается Украинский католический университет имени святого Климента с семинарией святой Софии в Риме -учебное заведение, которое должно было продолжать образовательные традиции закрытой Львовской богословской академии. Кардинал Иосиф способствовал восстановлению деятельности студийского монашеского ордена. В 1965 г. на церковные средства был приобретен римско-католический монастырь в итальянском муниципалитете Кастель Гандольфо, где разместился административный центр монашеского объединения. Официальное открытие состоялось 11 ноября 1965 г. [25].

В 1969 г. было воссоздано Богословское научное общество с добавлением в наименование слова «Украинское». С подачи кардинала были внесены дополнения к его уставу. В числе целей Украинского богословского научного общества (УБНО) значилось: а) воспитание молодых украинских ученых; б) развитие богословской науки; в) мониторинг религиозной жизни Украины; г) исследование коммунистической идеологии [26].

В составе УБНО были организованы секции: библейская, юридическая, историческая и изучения христианского Востока. УБНО занималось издательской деятельностью, на украинском языке были опубликованы труды кардинала Иосифа Слепого в 10 томах, собрание архивных документов по истории УГКЦ в 12 томов. Сам кардинал возобновил издание сборника «Богословие», журналов «Колокола» и «Нива» [27].

При его поддержке в украинской диаспоре действовало общество Святой Софии с сетью отделений в нескольких странах, поддерживавших гуманитарные исследования с позиции украинского национализма. Организация оказывала адресную материальную помощь студентам-украинцам, собирала для этого пожертвования [28].

Пользуясь правами великого архиепископа, он несколько раз созывал в Риме синоды (архиерейские соборы), в которых участвовали представители канонически независимых друг от друга украинских католических церковных юрисдикций из нескольких стран (1969 г., 1971 г., 1973 г.). В 1975 г. кардинал Иосиф (Слипой) самовольно провозгласил себя «патриархом». Без согласования со Святым Престолом он подписал свое пасхальное послание словами «Смиренный Иосиф, патриарх и кардинал». Хотя этот сан не был официально признан Ватиканом, но кардинал продолжал себя им именовать вплоть до своей кончины 7 сентября 1984 г. [29]. Поэтому попытки униатских историков титуловать его патриархом, с позиции канонического права той же Римско-Католической Церкви, юридически ничтожны.

Итак, нельзя не признать, что кардинал Иосиф (Слипой) является выдающейся личностью. Выходец из русинских низов, он получил великолепное образование и ученые степени, участвовал в создании Львовской богословской академии - первого собственного учебного заведения Украинской Греко-Католической Церкви, способствовал развитию богословской науки. Оказавшись в заключении, иерарх сохранял связь с униатским церковным подпольем, а после освобождения учредил ряд учебных заведений и общественных объединений, способствовавших консолидации украинской греко-католической диаспоры. В годы его предстоятельства Галицкая греко-католическая митрополия была повышена до статуса Великой архиепископии. Однако не стоит забывать, что он непосредственно поддерживал украинских националистов и сотрудничал с германскими оккупационными властями, а также являлся непримиримым противником православия и в целях внесения сумятицы в духовную жизнь Украины добивался создания униатского патриархата.

Литература и источники

1. Цит. по: Денисенко, А. Нацюнальш мотиви у творчш спадщиш Й. Слшого [Текст] / А. Денисенко // Пам'ять столиъ. - Б. м. : [Б. и.], 2002. - № 6. - С. 52.

2. Цит. по: Хома, I. Па^арх Йосиф. Вид. 2-е, перероблене i доповнене [Текст] / I Хом.. - Львов : Дон Боско, 2009. - С. 3.

[3] Там же. С. 6, 7.

4. ^i64yK, П. naTpiapx Йосиф Слший. Через терни випробувань до 3ipoK небесно! слави [Текст] / П. ^бчук. -Тернополь: [Б. и.], 2002. - С. 25.

5. Зварич, В. Життевий шлях патpiаpха Йосифа[Текст] / В. Зварич. - Теpнопiль : «Джура», 2011. - С. 16.

6. Слший, Й. Виступ тд час загальних збоpiв Украшського богословського наукового товариства (29-30 вересня 1969 р.) [Текст] / Йосиф Слший // Богословiя : Т. 23. - Б. м. :[Б. и.], 1969. - С. 6.

7. Ходак I. Внесок митрополита Йосифа Слшого у розвиток богословсько1 освгги у 20-30 рр. ХХ ст. [Текст] / I. Ходак // Краезнавство. - Б. м. : [Б. и.], 2010. - № 3. - С. 43-44.

8. Бистрицька, Е. Йосиф Слший - оргашзатор богословсько1 науки в Украш [Текст] / Е. Бистрицька // Пам'ять столиъ. - Б. м. : [Б. и.], 2002. - № 6. - С. 70, 26.

9. Бармак, М. Йосиф Слший - шлях богослова, науковця, педагога [Текст] / М. Бармак // Наyковi записки ТДПУ : Вып. 7. - Тернополь : ТГПУ, 1998. -С. 324.

10. Серпйчук, В. Йосиф Слший в роки Друго! свпово! вшни [Текст] / В. Серпйчук // Пам'ять столггь. - Б. м. : [Б. и.], 2002. - № 6. - С. 25, 31.

11. Яроцький, П. Повернення iз забуття (Украшська Греко-Католицька Церква: iстоpiя i сучасний стан) [Текст] / П. Яроцький // Полгшка i час. - Б. м. : [Б. и.], 1992. - № 4. - С. 80.

12. Культурне життя в Украш. Захiднi землi [Текст] : 1953-1966 : Т.2. - Львов, 1996. - С. 257.

13. Лшидащл УГКЦ (1939-1946) : документи радянських оргашв державно! безпеки [Текст] : Т. 1. - Киев: Серпйчук М. I., 2006. - С. 250.

14. Культурне життя в Украшь.. С. 759.

15. Андрух1в, I. О. Релшшне життя на Прикарпатп: 1944-1990 рр. 1сторико-правовий аналiз [Текст] / I.

0.Андрух1в. - Ивано-Франковск, 2004. - С. 125.

16. Мартиролопя украшських церков [Текст] : - Т 2. - Торонто : [Б. и.], 1985. - С. 198.

17. Зварич, В. Указ. соч. С. 29, 50; Бармак, М. Указ. соч. С. 336; Хома, I. Указ. соч. С. 20.

18. Волошин, Ю. В. Л^щащя украшсько! Греко-Католицько! Церкви [Текст] / Ю. В. Волошин // Визвольний шлях. - Б. м. : [Б. и.], 1996. - № 3. - С. 337.

19. Сердюк, Н. Митрополит катакомбно! церкви [Текст] / Н. Сердюк // Пам'ять столпь. - Б. м. : [Б. и.], 2002. -№ 6. - С. 86.

20. Бучинський Батько Церкви та народу: кардинл Йосиф Слший [Текст] - Киев : [Б. и.], 1994. - С. 103.

21. Хома, I. Па^арх Йосиф. Вид. 2-е, перероблене i доповнене [Текст] / I Хома. - Львов : Дон Боско, 2009. - С. 156; Зварич, В. Життевий шлях патpiаpха Йосифа [Текст] / В. Зварич. - Тернотль : «Джура», 2011. - С. 60; Бармак, М. Указ. соч. С. 332.

22. Михайлишин, М. М. Блаженшший Йосиф Слший та щея патpiаpхатy УГКЦ [Текст] / М. М. Михайлишин. -Львов : Свiчадо, 2007. - С. 62.

23. Бойцун, Л. Патpiаpх Йосиф Слший як юповвдник вде! нацюнально! церкви [Текст] / Л. Бойцун // 1дея нацюнально! церкви в Украш. - Т. : [Б. м.], 1996. - С. 13.

24. Роод, В. Рим и Москва: Отношение между Святым Престолом и Россией / Советским Союзом от Октябрьской революции 1917 г. до 1 декабря 1989 г. [Текст] / В. Роод. - Львов : Свiчадо, 1995. - С. 190.

25. Ленцик, В. Визначш постатп Украшсько! Церкви : Митрополит Андрей Шептицький i Па^ярх Йосиф Слший [Текст] / В. Ленцика. - Львiв : Свiчадо, 2001. - С. 421, 422.

26. Статут Украшського Богословського наукового товариства [Текст]. - Рим : [Б. и.], 1960. - С. 5.

27. Слший, Й. Указ. соч. С. 9; Ленцик, В. Указ. соч. С. 422.

28. Слово Па^арха Йосифа Слшого про важливють для розвитку украшсько! науки дiяльностi Католицького Ушверситету та Товариства Свята Софiя [Текст] // Слово Патpiаpха Йосифа : Документи : Матеpiали : Свилини. 1917-1984. - Львов : Гердан, 2003. - С. 142.

29. Колупаев, В. Слипый, Иосиф [Текст] / В. Колупаев // Католическая энциклопедия : Т. 4. - М. : Изд-во францисканцев, 2011. - С. 877.

References and Sources

1. Cit. po: Denisenko, A. Nacional'ni motivi u tvorchiï spadshchini I. Slipogo [Tekst] / A. Denisenko // Pam'yat' stolit'. - B. m. : [B.

1.], 2002. - № 6. - S. 52.

2. Cit. po: Homa, I. Patriarh ïosif. Vid. 2-e, pereroblene i dopovnene [Tekst] / I Hom.. - L'vov : Don Bosko, 2009. - S. 3. [3] Tam zhe. S. 6, 7.

4. Glibchuk, P. Patriarh ïosif Slipiî. CHerez terni viprobuvan' do zirok nebesnoï slavi [Tekst]. - Ternopol': [B. i.], 2002. - S. 25.

5. Zvarich, V. ZHitteviî shlyah patriarha ïosifa[Tekst] / V. Zvarich. - Ternopil' : «Dzhura», 2011. - S. 16.

6. Slipiî, I. Vistup pid chas zagal'nih zboriv Ukraïns'kogo bogoslovs'kogo naukovogo tovaristva (29-30 veresnya 1969 r.) [Tekst] / ïosif Slipiî// Bogosloviya : T. 23. - B. m. :[B. i.], 1969. - S. 6.

7. Hodak I. Vnesok mitropolita ïosifa Slipogo u rozvitok bogoslovs'koï osviti u 20-30 rr. HKH st. [Tekst] / I. Hodak // Kraeznavstvo. - B. m. : [B. i.], 2010. - № 3. - S. 43-44.

8. Bistric'ka, E. ïosif Slipiî - organizator bogoslovs'koï nauki v Ukraïni [Tekst] / E. Bistric'ka // Pam'yat' stolit'. - B. m. : [B. i.], 2002. - № 6. - S. 70, 26.

9. Barmak, M. ïosif Slipiî - shlyah bogoslova, naukovcya, pedagoga [Tekst] / M. Barmak // Naukovi zapiski TDPU : Vyp. 7. -Ternopol' : TGPU, 1998. -S. 324.

10. Sergiïchuk, V. ïosif Slipiî v roki Drugoï svitovoï viîni [Tekst] // Pam'yat' stolit'. - B. m. : [B. i.], 2002. - № 6. - S. 25, 31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. YAroc'kiï, P. Povernennya iz zabuttya (Ukraïns'ka Greko-Katolic'ka Cerkva: istoriya i suchasniï stan) [Tekst] / P. YAroc'kiï // Politika i chas. - B. m. : [B. i.], 1992. - № 4. - S. 80.

12. Kul'turne zhittya v Ukraini. Zahidni zemli [Tekst] : 1953-1966 : T.2. - L'vov, 1996. - S. 257.

13. Likvidaciya UGKC (1939-1946) : dokumenti radyans'kih organiv derzhavnoi bezpeki [Tekst] : T. 1. - Kiev: Sergiichuk M. I., 2006. - S. 250.

14. Kul'turne zhittya v Ukraini... S. 759.

15. Andruhiv, I. O. Religilne zhittya na Prikarpatti: 1944-1990 rr. Istoriko-pravovii analiz [Tekst] / I. O.Andruhiv. - Ivano-Frankovsk, 2004. - S. 125.

16. Martirologiya ukrains'kih cerkov [Tekst] : - T 2. - Toronto : [B. i.], 1985. - S. 198.

17. Zvarich, V. Ukaz. soch. S. 29, 50; Barmak, M. Ukaz. soch. S. 336; Homa, I. Ukaz. soch. S. 20.

18. Voloshin, YU. V. Likvidaciya ukrains'koi Greko-Katolic'koi Cerkvi [Tekst] / YU. V. Voloshin // Vizvol'nii shlyah. - B. m. : [B. i.], 1996. - № 3. - S. 337.

19. Serdyuk, N. Mitropolit katakombnoi cerkvi [Tekst] / N. Serdyuk // Pam'yat' stolit'. - B. m. : [B. i.], 2002. - № 6. - S. 86.

20. Buchins'kii Bat'ko Cerkvi ta narodu: kardinl iosif Slipii [Tekst] - Kiev : [B. i.], 1994. - S. 103.

21. Homa, I. Patriarh Iosif. Vid. 2-e, pereroblene i dopovnene [Tekst] / I Homa. - L'vov : Don Bosko, 2009. - S. 156; Zvarich, V. ZHittevii shlyah patriarha Iosifa [Tekst] / V. Zvarich. - Ternopil' : «Dzhura», 2011. - S. 60; Barmak, M. Ukaz. soch. S. 332.

22. Mihailishin, M. M. Blazhennishii Iosif Slipii ta ideya patriarhatu UGKC [Tekst] / M. M. Mihailishin. - L'vov : Svichado, 2007. -S. 62.

23. Boicun, L. Patriarh Iosif Slipii yak ispovidnik idei nacional'noi cerkvi [Tekst] / L. Boicun // Ideya nacional'noi cerkvi v Ukraini. -T. : [B. m.], 1996. - S. 13.

24. Rood, V. Rim i Moskva: Otnoshenie mezhdu Svyatym Prestolom i Rossiei / Sovetskim Soyuzom ot Oktyabr'skoi revolyucii 1917 g. do 1 dekabrya 1989 g. [Tekst] / V. Rood. - L'vov : Svichado, 1995. - S. 190.

25. Lencik, V. Viznachni postatti Ukrains'koi Cerkvi : Mitropolit Andrei SHeptic'kii i Patriyarh Iosif Slipii [Tekst] / V. Lencika. -L'viv : Svichado, 2001. - S. 421, 422.

26. Statut Ukrains'kogo Bogoslovs'kogo naukovogo tovaristva [Tekst]. - Rim : [B. i.], 1960. - S. 5.

27. Slipii, I. Ukaz. soch. S. 9; Lencik, V. Ukaz. soch. S. 422.

28. Slovo Patriarha Iosifa Slipogo pro vazhlivist' dlya rozvitku ukrains'koi nauki diyal'nosti Katolic'kogo Universitetu ta Tovaristva Svyata Sofiya [Tekst] // Slovo Patriarha Iosifa : Dokumenti : Materiali : Svitlini. 1917-1984. - L'vov : Gerdan, 2003. - S. 142.

29. Kolupaev, V. Slipyj, Iosif [Tekst] / V. Kolupaev // Katolicheskaya ehnciklopediya T.4. M.: Izd-vo franciskancev, 2011. - S. 877.

ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ - кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе Коломенской духовной семинарии.

HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, VASILIY M. - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna (perevitsk@icloud.com)

УДК 94(47).084.9:378.6

САВИНЧЕНКО Т.И., СОКОЛОВ М.В. РОЛЬ МИНХ-РЭА ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА В ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В 80-Е - НАЧАЛО 90-Х ГОДОВ ХХ В.

Ключевые слова: промышленность, торговля, рационализаторская деятельность, изобретения, научные исследования, МИНХ, РЭА, НИР, АСУ, ТСО, СНО.

В статье рассматривается научно-исследовательская работа преподавателей и студентов МИНХ-РЭУ, их вклад в развитие различных отраслей народного хозяйства СССР. Рассмотрена рационализаторская и изобретательская деятельность ВУЗа как участника изобретательского и рационализаторского движения в СССР. На основании изучения архивных материалов показан широкий охват тематики работ, активное участие преподавателей и студентов, многочисленные успехи, получившие признание на различных уровнях. В 80-90е годы ХХ в. стратегия развития ВУЗа определялась долгосрочной комплексной программой развития института, разработанной на период до 2010 года, была сориентирована на коренную перестройку хозяйственного механизма на основе ускорения НТП.

SAVINCHENKO, T.I., SOKOLOV, M.V. THE ROLE OF THE MOSCOW INSTITUTE OF THE NATIONAL ECONOMY - THE RUSSIAN

ECONOMICAL ACADEMY NAMED AFTER G.V. PLEKHANOV IN THE IMPROVING OF ECONOMIC EFFICIENCY OF ENTERPRISES OF INDUSTRY AND TRADE IN THE 80-IES -

EARLY 90-IES OF THE XX CENTURY

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.