Научная статья на тему 'Переработка товаров на таможенной территории: таможенные и региональные аспекты'

Переработка товаров на таможенной территории: таможенные и региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Процедура / переработка на таможенной территории / несырьевой экспорт / таможенные платежи. / Procedure / processing in the customs territory / non-primary export / customs payments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руднева Зарета Сергеевна

В статье рассмотрены особенности таможенной процедуры переработки на таможенной территории, оценены перспективы ее использования участниками внешнеэкономической деятельности, выявлены проблемы применения и проанализированы результаты использования на территории края в целях развития несырьевого экспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Processing of Goods in the Customs Territory: Customs and Regional Aspects

The article considers the features of the customs processing procedure in the customs territory, assesses the prospects for its use by participants of foreign economic activity, identifi es the problems of its application and analyzes the results of its use in the territory of the region for the development of non-primary exports.

Текст научной работы на тему «Переработка товаров на таможенной территории: таможенные и региональные аспекты»

Список литературы

1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/402519978.

2. Общественно-политическая мысль европейского Просвещения. М., 2002.

3. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. 405 с.

4. Пономарев В. А. Концепция Г. В. Ф Гегеля о гражданственности и гражданском обществе // Молодой ученый. 2019. № 4. С. 454-456. URL: https://moluch. ru/archive/242/53942/ (дата обращения: 05.03.2020).

5. У арестованных полковников ФСБ нашли 12 миллиардов рублей это рекорд: таких денег не было даже у полковника Захарченко. URL: https://lenta. ru/brief/2019/05/17/milliards/

6. Юридическая энциклопедия / под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. 215 с.

УДК 339.543

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-138-141

З. С. РУДНЕВА

Переработка товаров на таможенной территории: таможенные и региональные аспекты

В статье рассмотрены особенности таможенной процедуры переработки на таможенной территории, оценены перспективы ее использования участниками внешнеэкономической деятельности, выявлены проблемы применения и проанализированы результаты использования на территории края в целях развития несырьевого экспорта. Ключевые слова: процедура, переработка на таможенной территории, несырьевой экспорт, таможенные платежи.

Z. S. RUDNEVA

Processing of Goods in the Customs Territory: Customs and Regional Aspects

The article considers the features of the customs processing procedure in the customs territory, assesses the prospects for its use by participants of foreign economic activity, identifies the problems of its application and analyzes the results of its use in the territory of the region for the development of non-primary exports.

Keywords: procedure, processing in the customs territory, non-primary export, customs payments.

РУДНЕВА Зарета Сергеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Таможенное право и служебная деятельность» Дальневосточного государственного университета путей сообщения.

Создание системы поддержки развития внешнеэкономической деятельности, обеспечение конкурентоспособности российских товаров и услуг на внешних рынках нельзя представить без таможенных органов, реализующих свои полномочия в рамках государственных программ и национальных проектов как на федеральном, так и на региональном уровнях. К важнейшим инструментам таможенной сферы, позволяющим обеспечить решение поставленных задач, можно отнести институт таможенных процедур, который определяет цели и намерения перемещения товаров через границу с учетом приоритетов участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и государства. Действующим таможенным законодательством определены семнадцать таможенных процедур, некоторые из которых до сих пор недооценены и, как следствие, не нашли широкого применения.

Таможенная процедура переработки на таможенной территории не распространена, но экономически выгодна, при условии, что идентичные товары, помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления или вывозимые по процедуре экспорта облагаются в таможенно-пошлинном обложении или к товарам при применении выпуска для внутреннего потребления применяются запреты и ограничения внешнеторговой деятельности.

Согласно условиям процедуры переработки на таможенной территории, ввозимые товары трансформируются в продукты переработки с изменением их характеристик под влиянием технологических процессов, которым подвергаются на таможенной территории.

Положениями таможенного законодательства определены операции по переработке, к которым отнесены изготовление, ремонт, замена, модернизация, осуществляемые в различных отраслях промышленности.

Следовательно, переработать на таможенной территории с последующим вывозом в третьи страны возможно любые товары, за исключением случаев, установленных положениями Евразийской экономической комиссией. В настоящее время перечень запрещенных для переработки товаров на таможенной территории является исчерпывающим и включает только отдельные виды спиртов товарных позиций 2207, 2208, 2905 ТН ВЭД ЕАЭС, а также биодизель и его смеси товарной субпозиции 3826 00 ТН ВЭД ЕАЭС [2].

Операции по переработке связаны с использованием не только товаров (в том числе сырья), но и услуг (например, монтаж, сборка, подгонка и др.), что принципиально важно, так как продукты переработки, вывозимые впоследствии за пределы таможенной территории, образуют несырьевой экспорт товаров и услуг, рост которых является приоритетной задачей государства.

Операции по переработке предполагают наличие в России производственных мощностей, оборудования, квалифицированных специалистов. Заводы, находящиеся на территории России, в различных регионах и занимающиеся производством, могут воспользоваться таможенной процедурой, существенно расширяя свои производственные мощности для выполнения заказов иностранных компаний, а также выпуска продукции, ориентированной на внутренний рынок.

Кроме того, ремонт как операция по переработке означает в том числе востребованность за рубежом услуг российский специалистов, производящих операции на таможенной территории, что обеспечивает рост сектора услуг в России и инновационной экономики.

Создание производственных мощностей, увеличение рабочих мест, отчисление налогов в региональный бюджет, повышение конкурентоспособности продуктов переработки, стимулирование развития несырьевого экспорта активизирует экономический рост в регионах.

В процессах переработки на таможенной территории могут принимать участие предприятия малого и среднего бизнеса.

По результатам применения данной таможенной процедуры и операций по переработке получают ткань, игрушки, легковые автомобили, электрические аппараты, смеси, пассажирские вагоны и другие товары различной сложности.

Минимизация таможенных платежей при соблюдении условий помещения под таможенную процедуру является конкурентным преимуществом переработки на таможенной территории и относится в первую очередь к участнику ВЭД. Освобождение от уплаты таможенных платежей ввозимых товаров и вывозимых продуктов переработки возможно только при соблюдении условий вывоза продуктов переработки за пределы таможенной территории.

По мнению экспертов, применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории позволяет участникам ВЭД сэкономить от 25 до 35 % стоимости ввозимого сырья и компонентов, что повышает привлекательность данной процедуры.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2019 г. было выдано более 2 000 разрешений на переработку товаров, что на 50 % больше по сравнению с 2018 г., однако этого недостаточно для популяризации процедуры среди участников ВЭД [3].

Для того чтобы воспользоваться преимуществами переработки вне таможенной территории, необходимо устранить риски претензий, возникающие со стороны таможенных органов, которые связаны как правило со способами идентификации, нормами выхода и их подтверждением в том числе в целях обязательного получения разрешения на переработку товаров.

В соответствии с данной процедурой на таможенную территорию поступают иностранные товары и приобретают статус иностранных по результатам операций по переработке. Следовательно, идентификация товаров необходима для установления тождественности иностранного товара в продукте переработки, а также определении его доли или размера в целях подтверждения иностранного статуса, что вызывает сложности в деятельности участника ВЭД.

Наложение печатей и штампов, взятие проб и образцов, фотографирование описание, являются распространенными средствами идентификации, но в ряде случаев недостаточными или невозможными для применения в силу специфики товаров и операций по переработке.

Вместе с тем использование товаросопроводительной или иной документации является возможным средством идентификации иностранных товаров в продуктах переработки на таможенной территории, допустимых ст. 341 Таможенного кодекса Евразийского экономической союза [1].

Однако перечень документов и сведений, порядок их рассмотрения и принятия до сих пор не определены законодательно, что не способствует снижению административных барьеров и рисков, связанных с неприменением таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

По мнению специалистов Федеральной таможенной службы, прослеживае-мость товаров может выступать средством идентификации товаров в продуктах переработки, с чем можно согласиться. Но для расширения практики применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории технологию документальной прослеживаемости должна предложить участникам ВЭД ФТС России, с обозначением особенностей применительно к каждой отрасли экономики, что будет являться также частью проекта взаимодействия таможенных и налоговых органов.

В процессе применения прослеживаемости как разработанного и предложенного к использованию средства идентификации определение и подтверждение процента стоимости иностранного товара в продукте переработки не вызовет затруднения для участника ВЭД, обеспечив решение проблем в пользу выбора данной процедуры. Однако до выработки правовой базы регулирования прослеживаемости как средства идентификации при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории консультативную и методологическую помощь, в том числе по получению разрешений на переработку товаров, целесообразно оказывать участникам ВЭД региональным центром поддержки экспорта, в том числе во взаимодействии с таможенными органами.

Таким образом, переработка на таможенной территории является перспективной таможенной процедурой в таможенно-пошлинном обложении для участников ВЭД, применение которой создает предпосылки устойчивого роста регионов по развитию несырьевого экспорта при вывозе с территории края.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. URL: https:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315 (дата обращения 02.09.2021).

2. О некоторых вопросах применения таможенных процедур: решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 № 203. URL: https:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_313473 (дата обращения 03.09.2021).

3. О порядке применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории. URL: https://yandex.ru/video/preview/7text (дата обращения 01.09.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.