Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНОСТРАННОГО СЫРЬЯ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ЕГО ПОД ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНОСТРАННОГО СЫРЬЯ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ЕГО ПОД ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
207
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / ПЕРЕРАБОТКА / PROCESSING / ТОВАР / GOODS / СЫРЬЕ / RAW MATERIALS / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / CUSTOMS PROCEDURE / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / КОНТРОЛЬ / CONTROL / ХАССП / HACCP

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Караулова Анжелика Николаевна

В статье идет речь о проблемных вопросах идентификации иностранного сырья в готовой продукции при помещении его под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Предложено одно из направлений решения данной проблемы - адаптация регистрационно-учетной системы ХАССП и требований таможенного законодательства на перерабатывающих предприятиях, выступающих в качестве участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Караулова Анжелика Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMATIC ISSUES OF FOREIGN RAW MATERIAL IDENTIFICATION WHEN PLACING IT UNDER THE PROCEDURE OF PROCESSING ON THE CUSTOMS TERRITORY OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article deals with problematic issues of foreign raw materials identification in the finished goods when the goods are placed under the customs procedure of processing on the customs territory. One way of solving this problem is proposed in the article and that is the adaptation of the Hazard Analysis and Critical Control Point (HACCP) system and requirements of customs legislation at processing enterprises which are the participants of the foreign trade activities in the unified Customs territory of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНОСТРАННОГО СЫРЬЯ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ЕГО ПОД ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

ный ресурс]. URL: http://ww.jhed.mk/filemanager/JHED%20Vol.%2012/02.%20FQS/09.% 20Miroslav%20Djordjevic.pdf.

11. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 22.08.2011 № 1116 «Положение о межведомственной распределительной информационной системе "Банк данных электронных паспортов товаров"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.by/pdf/2011-96/2011-96%28008-014%29.pdf (дата обращения: 10.12.2015).

А. Н. Караулова

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ИНОСТРАННОГО СЫРЬЯ ПРИ ПОМЕЩЕНИИ ЕГО ПОД ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

В статье идет речь о проблемных вопросах идентификации иностранного сырья в готовой продукции при помещении его под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Предложено одно из направлений решения данной проблемы - адаптация регистрационно-учетной системы ХАССП и требований таможенного законодательства на перерабатывающих предприятиях, выступающих в качестве участников внешнеэкономической деятельности на единой таможенной территории Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: таможня; переработка; товар; сырье; таможенная процедура; идентификация; контроль; ХАССП.

Действующее таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС) содержит нормы, способствующие увеличению роста промышленного производства в России. Статья 240 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) предусматривает возможность помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Для помещения ввозимых товаров под данную процедуру участнику внешнеэкономической деятельности (ВЭД) необходимо получить разрешение у уполномоченного таможенного органа, представив при этом документ об условиях переработки товаров на таможенной территории и документ, подтверждающий возможность идентификации таможенными органами иностранных товаров в продуктах их переработки. Общий порядок и частные вопросы получения разрешения на переработку на таможенной территории регламентированы правовыми нормами различных уровней [1; 2; 3].

Процедура переработки на таможенной территории является экономически выгодной как для государства, так и для участников ВЭД. Привлекательность ее заключается в том, что предприятия, имеющие незагруженные мощности, могут их задействовать, используя иностранный сырьевой товар, ввозимый по процедуре переработки на таможенной территории.

Важно отметить, что в результате применения данной процедуры решаются различные социальные вопросы: создаются рабочие места, выплачивается заработная плата, в бюджет поступают налоговые отчисления от производителя, развивается инфраструктура и др. [4].

Участник ВЭД (как правило, перерабатывающее предприятие) при помещении товара под данную процедуру освобождается от «таможенной очистки» ввезенного сырья, поскольку совершение операций по переработке иностранных товаров происходит без уплаты таможенной пошлины, если завершением процедуры является реэкспорт. В этом случае статусы ввозимых и вывозимых товаров не меняются, они остаются иностранными. Если завершением процедуры переработки на таможенной территории является выпуск в свободное обращение продуктов переработки, то уплачиваются таможенные платежи за ввезенное сырье, а не за продукты переработки. Во всех случаях в отношении продуктов переработки меры нетарифного регулирования не применяются.

Проблема заключается в том, что помещение сырьевых товаров под процедуру переработки на таможенной территории невозможно без предоставления способа идентификации ввезенного сырья в готовой продукции. Отсутствие возможности идентификации способствует созданию ситуации, когда ввозимый иностранный товар, помещаемый под процедуру переработки, уходит в свободное обращение. При этом создается прецедент нарушения таможенного законодательства, связанный с неуплатой таможенных платежей [5].

Ввозимое сельскохозяйственное сырье не помещается под данную таможенную процедуру. это связано с тем, что проконтролировать и установить, из какого сырья выработан готовый товар (например, вид, категорию, сорт и др. мяса, из которого изготовлены мясные консервы или полуфабрикаты), должностное лицо таможенного органа в рамках таможенного контроля не имеет возможности.

Кроме этого из мяса, предназначенного для промышленной переработки, изготовление полуфабрикатов запрещено по санитарным показателям. Технология его переработки должна предусматривать длительный период высокотемпературной термической обработки для достижения условий стерилизации. Проследить за продвижением такого товара на таможенной территории довольно сложно, поэтому возникает риск в части, касающейся санитарно-эпидемиологического благополучия.

Для целей идентификации сырья в готовой продукции чаще всего используются методы идентификации путем маркировки сырья, указанные в ст. 240 ТК ТС, перечень которых не является исчерпывающим. Законодательством предусмотрены и иные способы идентификации, которые могут быть применены, исходя из характера товаров и совершаемых операций по их переработке. В частности, согласно ст. 240 ТК ТС идентификация может быть проведена путем исследования предоставленных подробных сведений о технологии производства продуктов переработки или путем осуществления таможенного контроля во время совершения операций по переработке.

Однако указанная выше норма представлена большей частью только с позиции декларирования такой возможности и меньшей - с позиции ее правоприменения. Об этом свидетельствует отсутствие случаев помещения сырьевых товаров (которые невозможно идентифицировать в готовой продукции) под процедуру переработки на таможенной территории. К таким сырьевым товарам можно отнести сельскохозяйственное сырье (мясо, рыбу, овощи, фрукты и др.). В случае их переработки качественно и количественно идентифицировать сырье в готовой продукции не представляется возможным. Таможенное законодательство допускает использование отдельных отечественных компонентов при переработке иностранного сырья, в этом случае установить долю отечественного

и иностранного сырья в готовом товаре в отсутствие методического обеспечения достаточно сложно.

Способов идентификации сельскохозяйственного сырья в готовой продукции не будет до тех пор, пока не будет предложен и научно обоснован подход к решению этой задачи.

Автор исходит из того, что требования технических регламентов на продовольственные товары, предусматривающих применение систем качества на предприятиях, можно совместить с требованиями таможенного законодательства путем их модификации.

Внедрение единой методологии обеспечения эффективного контроля на всех этапах жизненного цикла перерабатываемых сырьевых товаров при помещении под таможенную процедуру переработки позволит расширить возможности их переработки на таможенной территории.

Например, для пищевых производств наиболее распространенной системой контроля безопасности продуктов питания и управления качеством продукции является Система анализа рисков и критических точек контроля (ХАССП). Она разработана в 60-х гг. XX столетия в США и применялась для контроля качества и безопасности продуктов питания в космической индустрии. В середине 80-х гг. Американская академия наук распространила эти принципы на другие предприятия пищевой промышленности. Окончательный вариант ее был утвержден в 1996 г. В некоторых странах система управления качеством на основе принципов ХАССП носит обязательный характер, определенный законом. Данная система, получившая широкое распространение в мире в 60-е гг., концептуально проста, основывается на семи принципах: анализ рисков; выявление критических контрольных точек; установление критических пределов для каждой критической контрольной точки; установление процедур мониторинга; установление корректирующих действий; установление процедур ведения регистрационно-учетной документации; установление процедур проверки [6].

Основополагающим документом для разработки системы ХАССП в России является ГОСТ Р 51705.1-2001, который устанавливает основные требования к системам управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП [7].

На российском рынке сертификации имеется большое количество специализированных компаний и накоплен успешный опыт по разработке ХАССП «под ключ» с доставкой готовых документов в любую точку страны [8]. Можно предположить, что применение адаптированной ХАССП на предприятиях-переработчиках может быть полезным для подтверждения выполнения как нормативных требований по обеспечению качества, так и законодательных требований по обеспечению прослеживаемости производственного цикла.

Постановка задачи при внедрении ХАССП основывается на анализе рисков. На данном этапе (кроме технологических рисков, которые могут сделать продукты питания опасными для потребления) важно предусмотреть риск подмены сырья в технологии изготовления готовой продукции и выявить критические контрольные точки в процессе производства. На этом же этапе важно описать меры по их предотвращению.

Критические контрольные точки (ККТ) - точки, этапы или процессы, при которых может быть осуществлен контроль для предотвращения, снижения или

устранения риска подмены сырья. Риск следует рассматривать как сочетание вероятности реализации опасного фактора и степени тяжести его последствий применительно к конкретному производству.

«Дерево принятия решения» представляет собой предупреждающие действия в отношении установленных опасных факторов. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: необходим ли контроль на данном этапе? Является ли этот этап определяющим для устранения опасного фактора? Может ли опасный фактор проявиться или превысить допустимый уровень на данном этапе? Может ли следующий этап устранить выявленный опасный фактор или свести возможность его появления до минимума?

Определение ККТ, выработка предупреждающих действий и мониторинг необходимы для осуществления документирования и создания доказательной базы. Рабочей группе ХАССП, которая несет ответственность за разработку, внедрение и поддержание системы ХАССП в рабочем состоянии, важно установить процедуры использования результатов мониторинга для внесения при необходимости корректировок в технологический процесс [7].

Критический предел - это максимальное или минимальное значение, при котором должны осуществляться управление и контроль риска в целях его предотвращения. Для технологических целей многие критические пределы для ККТ уже установлены. Их можно найти в различных источниках, таких как нормативная документация, методические руководства, научная литература, а также получить в ходе консультаций.

Критические пределы ККТ, установленные для таможенных целей (в зависимости от сырья и технологии переработки, применяемого оборудования), могут быть более строгими, чем нормативные - предусмотренные нормативной документацией.

ХАССП - предупреждающая система, поэтому планирование корректирующих действий необходимо осуществлять заранее и предусматривать в плане ХАССП. Установление эффективной процедуры ведения регистрационно-учет-ной документации с учетом требований таможенного законодательства позволяет: отслеживать происхождение любого ингредиента, технологической операции или конечного продукта; выявлять тенденции, которые могут привести к отклонениям, если не предпринять меры; уменьшать убытки и формировать доказательную базу в пользу предприятия при инспекционном контроле. Эти письменные документы, подтверждающие выполнение плана ХАССП на предприятии, могут быть использованы для подтверждения участником ВЭД целевого использования иностранного сырья.

В современных условиях нестабильных поставок сырья предприятиям приходится перенастраивать свои производства. При этом возникает необходимость периодически пересматривать ХАССП для выявления новых потенциально опасных рисков (например, когда изменяется ингредиентный состав продукта, внедряется новое технологическое оборудования и др.).

Участник ВЭД в лице промышленного предприятия, планирующего переработку иностранного сырья на таможенной территории, имеет возможность применять типовые программы контроля, основанные на принципах ХАССП, дополнив их своими требованиями, обеспечивающими прослеживаемость всего производственного цикла переработки иностранного сырья. Программное обеспечение

систем управления с учетом таможенных требований - создание, обработка и хранение данных при современном развитии информационных технологий возможны на любом перерабатывающем предприятии.

Важно отметить, что способы идентификации сырья в готовой продукции методом маркировки не всегда могут быть использованы в таможенных технологиях и для промышленных товаров. Например, при нанесении маркировки на сырье (консервированные шкуры) идентификация сырья в готовом продукте переработки (кожа) не представляется возможной, так как в процессе обработки клеймо будет слаборазличимым или вообще не будет сохранено [9]. Применение адаптированной системы ХАССП позволит повысить уверенность производителя в выпуске безопасной продукции соответствующего качества за счет разработки действенных предупредительных мероприятий и предоставит таможенным органам доказательство возможности идентификации исходного иностранного сырья в готовой продукции посредством регистрационно-учетной системы.

Применение регистрационно-учетной системы хАССП, адаптированной к задачам таможенных органов, на протяжении всего пути следования (от пункта таможенного контроля сырьевого товара при ввозе до пункта таможенного контроля готовой продукции при вывозе) позволит на мясоперерабатывающих предприятиях одновременно решать и технологические, и таможенные задачи.

В качестве участников ВЭД при помещении сырьевых товаров под процедуру переработки на таможенной территории выступают чаще всего перерабатывающие предприятия. С учетом их заинтересованности в получении разрешения на переработку адаптация предлагаемого процессного подхода контроля переработки на предприятиях на основе требований таможенного законодательства является вполне реализуемой.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17, ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

3. Приказ ФТС России от 14.03.2011 № 532 «Об утверждении Порядка осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешения на переработку товаров на таможенной территории, а также порядка отзыва и порядка аннулирования разрешения на переработку товаров на таможенной территории» (зарегистрирован в Минюсте России 10.05.2011 № 20694).

4. Андреева Е. И., Веселова П. П., Татулов Ю. В. О мерах по защите национальных интересов России при международной торговле мясом // Мясная индустрия. 2007. № 9. С. 68-69.

5. Андреева Е. И. Теория и практика идентификации товаров в таможенных целях // Вестник экономической интеграции. 2015. № 2. С. 76-79.

6. Mortimore S, Wallace C. Food Industry Briefing Series: HACCP. Oxford OX2 OEL: Blackwell Science Ltd, 2001. 141 p.

7. ГОСТ Р 51705.1 - 2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. Область применения».

8. Официальный сайт компании «Бизнес Интеграция». URL: http://www.bi2bi.info/category/ stati/.

9. Информационный портал Zakonbase.ru. URL: http://zakonbase.ru/content/base/24519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.