Научная статья на тему 'ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ - ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА В ПОМОЩЬ ЭКСПОРТЕРАМ'

ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ - ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА В ПОМОЩЬ ЭКСПОРТЕРАМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3007
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS PROCEDURES / INWARD PROCESSING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баландина Галина Владимировна

Переработка на таможенной территории является таможенной процедурой, предназначенной для поддержки экспорта. Основное преимущество данной таможенной процедуры для экспортеров заключается в возможности использовать импортируемые товары в производстве продукции, предназначенной для экспорта, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Что же препятствует применению таможенной процедуры переработки предприятиями, которые используют иностранные сырье, материалы, компоненты для производства продукции, предназначенной для экспорта? В настоящей статье автор анализирует существующие ограничения применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, которые ввергают производителей - экспортеров в излишние издержки, иногда по своим размерам сопоставимые с теми выгодами, которые приносит использование таможенной процедуры в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов товаров, ввозимых для использования в производстве продукции, предназначенной для экспорта. Автор описывает актуальные проблемы, связанные с регулированием применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в ЕАЭС, а также ограничения по ее использованию. Кроме того, в статье приводится сравнительный анализ отдельных аспектов применения процедуры переработки на таможенной территории (inward processing) в Европейском союзе. На основе проведенного анализа автор делает вывод об отсутствии в существующем таможенном регулировании системных решений накопленных проблем в применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, а также мотивирующих стимулов для таможенных органов в том, чтобы такая переработка активно применялась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCESSING ON CUSTOMS TERRITORY - CUSTOMS PROCEDURE FOR EXPORTERS

Processing in the customs territory (inward processing) is a customs procedure designed to support exports. Its key advantage for exporters is the ability to use imported goods in the production of goods for export without paying customs duties and taxes. What impedes application of inward processing by companies using foreign raw materials and components for the production of goods for export? In the article, the author analyzes the existing limitations regarding the inward processing procedure that results in additional costs sometimes equal to the benefits obtained from tax exemptions on the imported goods to be used in processing of goods for export. Based on the analysis, the author describes the current urgent problems related to the regulation and application of inward processing in the EAEU and the Russian Federation, as well as the limitations. Besides, the author considers particular aspects of inward processing in the European Union. The author concludes that the existing customs regulation in the EAEU and the Russian Federation does not provide for comprehensive solutions to the accumulated problems with regard to inward processing and incentives for customs authorities to make such processing effectively used.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕРАБОТКА НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ - ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА В ПОМОЩЬ ЭКСПОРТЕРАМ»

Переработка на таможенной территории -таможенная процедура в помощь экспортерам

Галина Владимировна БАЛАНДИНА, УДК 339.543

Институт прикладных макроэкономических исследований РАНХиГС ББК 65.428

(119571, РФ, Москва, пр. Вернадского, 82) - старший научный сотрудник Б-201 лаборатории макроэкономических исследований, E-mail: g.balandina@csved.ru

Аннотация

Переработка на таможенной территории является таможенной процедурой, предназначенной для поддержки экспорта. Основное преимущество данной таможенной процедуры для экспортеров заключается в возможности использовать импортируемые товары в производстве продукции, предназначенной для экспорта, без уплаты таможенных пошлин и налогов.

Что же препятствует применению таможенной процедуры переработки предприятиями, которые используют иностранные сырье, материалы, компоненты для производства продукции, предназначенной для экспорта?

В настоящей статье автор анализирует существующие ограничения применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории, которые ввергают производителей - экспортеров в излишние издержки, иногда по своим размерам сопоставимые с теми выгодами, которые приносит использование таможенной процедуры в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов товаров, ввозимых для использования в производстве продукции, предназначенной для экспорта.

Автор описывает актуальные проблемы, связанные с регулированием применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории в ЕАЭС, а также ограничения по ее использованию. Кроме того, в статье приводится сравнительный анализ отдельных аспектов применения процедуры переработки на таможенной территории (inward processing) в Европейском союзе.

На основе проведенного анализа автор делает вывод об отсутствии в существующем таможенном регулировании системных решений накопленных проблем в применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории, а также мотивирующих стимулов для таможенных органов в том, чтобы такая переработка активно применялась.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, таможенное регулирование, таможенные процедуры, переработка на таможенной территории.

JEL: F01, F02, F13.

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

Processing on customs territory - Customs procedure for exporters

Galina Vladimirovna BALANDINA,

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (84/9, Vernadskogo pr., Moscow, 119571, Russian Federation), Laboratory of macroeconomic research - Senior Researcher,

E-mail: g.balandina@csved.ru

Abstract

Processing in the customs territory (inward processing) is a customs procedure designed to support exports. Its key advantage for exporters is the ability to use imported goods in the production of goods for export without paying customs duties and taxes.

What impedes application of inward processing by companies using foreign raw materials and components for the production of goods for export?

In the article, the author analyzes the existing limitations regarding the inward processing procedure that results in additional costs sometimes equal to the benefits obtained from tax exemptions on the imported goods to be used in processing of goods for export.

Based on the analysis, the author describes the current urgent problems related to the regulation and application of inward processing in the EAEU and the Russian Federation, as well as the limitations. Besides, the author considers particular aspects of inward processing in the European Union.

The author concludes that the existing customs regulation in the EAEU and the Russian Federation does not provide for comprehensive solutions to the accumulated problems with regard to inward processing and incentives for customs authorities to make such processing effectively used.

Keywords: foreign economic activity, customs regulation, customs procedures, inward processing.

JEL: F01, F02, F13.

Одним из востребованных инструментов поддержки экспорта является таможенная процедура переработки на таможенной территории. Основное преимущество таможенной процедуры для экспортеров заключается в возможности использовать импортируемые сырье, материалы и компоненты в производстве продукции, предназначенной для экспорта, без уплаты таможенных пошлин и НДС. Дополнительным преимуществом использования таможенной процедуры является неприменение к импортируемым товарам большей части нетарифных мер регулирования.

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

Использование иностранных сырья, материалов и компонентов часто является необходимым и вынужденным условием (при отсутствии аналогов, производимых отечественной промышленностью) для производства конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Неоднократные опросы экспортеров на различных площадках подтверждают актуальность и востребованность данного инструмента поддержки.

В Едином таможенном тарифе ЕАЭС (ЕТТ) часто предусмотрен довольно высокий уровень ставок ввозных таможенных пошлин на широкую номенклатуру сырьевых и промежуточных товаров. Например, на продукцию химической промышленности (28-40 группы ТН ВЭД) средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины составляет 4,4%, металлы и изделия из них (72-83 группы ТН ВЭД)

- 6,6% [1]. По инициативе российской промышленности в ЕТТ вносятся изменения по снижению или обнулению ставок ввозных таможенных пошлин на товары, аналоги которых не производятся в Российской Федерации и других государствах

- членах ЕАЭС, но такие решения, как правило, принимаются с ограниченным сроком действия (от 9 месяцев до 3 лет), а сама процедура внесения изменений в ЕТТ занимает не менее одного года. В импорте государств - членов ЕАЭС из третьих стран преобладают промежуточные (43,2% общего объема импорта) товары [2].

Несмотря на то что НДС относится к «возвратным» налогам, в условиях острой нехватки оборотных средств в нынешней экономической ситуации многими компаниями, особенно МСП, возможность не уплачивать НДС при импорте иностранных материалов, используемых для производства экспортируемой продукции, рассматривается как существенное облегчение условий ведения экономической деятельности.

Применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории рекомендовано Всемирной торговой организацией [3] и Всемирной таможенной организацией [4]. В Европейском союзе 10 процентов экспорта товаров приходится на продукты переработки с применением данной таможенной процедуры [5]. Таможенные режимы, допускающие переработку иностранных товаров на таможенной территории с освобождением от уплаты таможенных платежей или с возвратом уплаченных сумм, если продукты переработки экспортируются, используются во многих других странах мира, включая США, Южную Корею, Мексику, Китай и т. д.

Льготы по пошлинам и налогам в классификации Всемирной торговой организации относятся к субсидиям. Освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на переработку относится к тем редким видам субсидий, которые не являются запрещенными (несмотря на связь с экспортом) и не влекут за собой риски принятия компенсационных мер в странах - импортерах (при условии отсутствия признака специфичности). Уместно в этой связи отметить, что

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

классические субсидии, получаемые экспортерами в виде денежных средств в связи с экспортом, не защищены от таких рисков.

Впервые в российском законодательстве переработка на таможенной территории закреплена в качестве отдельного таможенного режима еще Таможенным кодексом Российской Федерации 1993 года. Таможенный режим (таможенная процедура) с этого времени предусматривается во всех таможенных кодексах, последовательно меняющих друг друга - Таможенном кодексе Российской Федерации 2004 года, Таможенном кодексе таможенного союза 2010 года. Целые главы отведены этой таможенной процедуре в действующем в настоящее время таможенном законодательстве - Таможенном кодексе ЕАЭС и Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ (далее - Закон о таможенном регулировании). Тем не менее, на продукты переработки, вывозимые после проведения производственных операций с использованием импортных сырья и материалов, приходится не более 1,5% несырьевого неэнергетического экспорта.

Основным сдерживающим фактором для широкого доступа предприятий к использованию таможенной процедуры являются чрезмерные таможенные ограничения, к которым, по сообщениям предпринимателей[6,7], относятся:

□ сложная процедура получения разрешения на переработку;

□ чрезмерные требования к идентификации иностранных товаров в продуктах переработки;

□ повышенные меры контроля при ввозе материалов на переработку и вывозе продуктов переработки в виде досмотра и отбора проб каждой партии товаров для отдельных видов товаров.

Причинами препятствий для применения таможенной процедуры со стороны таможенных органов являются отсутствие мотивации на широкое применение таможенной процедуры. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов снижают возможности выполнения плановых заданий по сбору таможенных платежей; предоставление льгот влечет за собой повышенное внимание со стороны вышестоящих органов и сторонних контрольных организаций: Счетной палаты, органов прокуратуры; недостаточность методических материалов по применению таможенной процедуры возлагает на должностных лиц особую ответственность за принятие решений, которые не прописаны четко и однозначно в законодательстве и ведомственных инструкциях; недостаточность кадровых ресурсов для обеспечения надежного контроля соблюдения условий таможенной процедуры, недостаточная компетенция кадров для контроля процедуры в части знаний технологических и производственных процессов, бухгалтерского, управленческого и иных видов учета, применяемых производственными предприятиями. Показатели, отражающие вклад таможенных органов в развитие применения таможенной проце-

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

дуры переработки на таможенной территории, в действующие показатели оценки эффективности деятельности таможенных органов не включены.

Правила применения таможенной процедуры предусматривают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов товаров, использованных в производстве вывезенной за пределы таможенной территории продукции. При этом размер потенциальной таможенной задолженности (сумма ввозных таможенных пошлин и НДС) определяется при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру в конкретной декларации на товары. Если продукты переработки не вывозятся в установленные сроки, начисленные пошлина и НДС должны быть уплачены.

Из этих правил выстроена процедура контроля. Таможенные органы требуют увязать вывозимую продукцию с той индивидуализированной таможенной декларацией, которая была подана при ввозе иностранных материалов, использованных для производства декларируемой вывозимой продукции. Требование идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки оправданно является условием применения таможенной процедуры. Однако требование идентифицировать иностранные товары в привязке к каждой партии не выполнимо, если иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру переработки на таможенной территории по разным таможенным декларациям, не имеют индивидуальных идентификационных признаков и хранятся или используются в смешанном виде, а предприятие не ведет попартийный учет материально-технических запасов.

Экономическому содержанию таможенной процедуры в большей степени соответствовало бы, если таможенные органы контролировали бы общее количество ввезенных и использованных для производства иностранных материалов за определенный период (с учетом нормы выхода, отходов и остатков). За определенный календарный период (месяц, квартал) ввезено определенное количество иностранных материалов. Согласно внутренним документам учета предприятия, технологическим картам, из данного количества материалов изготавливается определенное количество товаров (продуктов переработки). Если это количество не меньше количества вывезенных за пределы ЕАЭС товаров в установленные сроки, условия таможенной процедуры выполнены, право на таможенные льготы подтверждено. Радикальное смещение контроля от идентификации в виде индивидуализации ввозимых материалов с тем, чтобы контролировать использование именно тех материалов, которые указаны в конкретной таможенной декларации, в вывозимых товарах, к идентификации в виде контроля факта и фактического количества использования иностранных товаров для производства экспортируемой продукции существенно упростило бы применение таможенной процедуры и открыло бы доступ к ее применению для многих предприятий.

В чем состоит задача таможенных органов при контроле выполнения условий таможенной процедуры переработки на таможенной территории? Ответ очевиден: в недопущении проникновения на рынок ЕАЭС иностранных товаров в обход со-

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

блюдения установленных требований по уплате таможенных платежей и соблюдения нетарифных ограничений, если они установлены. Таможенный контроль количества используемых иностранных товаров при производстве экспортируемой продукции за определенный период полностью отвечает этой задаче.

Остается один вопрос: в каком размере должны быть уплачены суммы таможенных пошлин и налогов, если количество вывезенной в установленные сроки продукции меньше, чем ее может быть произведено с использованием того количества материалов, которые ввезены для ее производства. Представляется, что применяемые подходы к требованиям попартийной индивидуализации ввозимого сырья для того, чтобы в случае нарушений можно было бы определить конкретную таможенную декларацию, в которой начислены суммы таможенных пошлин и налогов, являются чрезмерными и неадекватными с учетом важности доступности процедуры для поддержки и развития экспорта.

Таможенный кодекс ЕАЭС предусматривает возможность осуществлять идентификацию товаров путем исследования представленных документов, содержащих подробные сведения об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операций по переработке на таможенной территории, а также о технологии производства продуктов переработки (абзац шестой статьи 167 ТК ЕАЭС).

В Законе о таможенном регулировании предусматривается, что если идентификация иностранных товаров, ввезенных для переработки, осуществляется способами, указанными выше, то при их ввозе несколькими партиями идентификация может осуществляться исходя из предположения, что иностранные товары, помещенные под указанную таможенную процедуру в более ранние сроки, первыми были использованы для их переработки (т.н. метод ФИФО) (часть 5 статьи 124). Ни одного методического материала, как инспектор таможни может и должен применять эти нормы на практике, не имеется.

Нельзя утверждать, что идентификация иностранных товаров в продуктах их переработки по документам учета предприятия нигде не применяется. Можно привести отдельные примеры, когда разрешение на переработку выдается без требования индивидуализации иностранных товаров в привязке к конкретным таможенным декларациям. Но это ограниченные случаи, когда в процесс выдачи разрешения на переработку и использования таможенной процедуры вмешиваются должностные лица таможенных органов высокого уровня, либо помощь в получении разрешения на переработку оказывает Российский экспортный центр. Системно проблема повсеместного требования индивидуальной идентификации каждой единицы или партии товаров в произведенной продукции не решается на протяжении многих лет.

Есть еще инструменты контроля, применение которых существенно снижают риски нарушений или злоупотреблений при беспошлинном ввозе иностранных материалов для изготовления экспортируемой продукции при переходе к количе-

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

123 ^

ственному контролю использования иностранных товаров за определенный период. К ним относятся норма выхода и представление отчетности. Кроме этого, таможенный орган вправе провести камеральную или выездную таможенную проверку в течение трех лет после вывоза продуктов переработки.

Эти инструменты также нуждаются в некоторой настройке. Норма выхода в таможенной терминологии - это количество и (или) процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате совершения операций по переработке на таможенной территории определенного количества иностранных товаров. Норма выхода подлежит указанию в заявлении на выдачу разрешения на переработку, а также в самом разрешении.

Для товаров, которые имеют постоянные, не меняющиеся характеристики, провести расчеты нормы выхода и представить их таможенным органам не является проблемой. Но если норма выхода из-за особенностей сырья технологического процесса (например, в пищепроме, обувной или текстильной промышленности) или изготавливаемой продукции (например, множество модификаций легковых автомобилей) является величиной меняющейся, как правило, в этом случае компания не может претендовать на то, чтобы использовать таможенную процедуру. Если норма выхода изменилась из-за того, что часть иностранного сырья оказалось бракованной, то производитель должен обеспечить внесение изменений в разрешение на переработку до того, как будет вывезена соответствующая партия экспортной продукции, а бракованная продукция передана в утилизацию. Срок для рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на переработку составляет до 10 рабочих дней.

В Европейском союзе норма выхода определяется с учетом специфики деятельности предприятия. В частности, предусмотрено, что если норма выхода не является постоянной, может приниматься усредненная норма выхода (с последующей корректировкой при необходимости) либо норма выхода может определяться на основе документов учета предприятия [8]. Таможенное законодательство ЕАЭС и Российской Федерации не предусматривает подобных положений. Соответственно, предприятие с «плавающей» нормой выхода может быть не допущено к использованию таможенной процедуры переработки на таможенной территории.

По законодательству отказ в согласовании заявленных предприятием норм выхода является основанием для отказа в выдаче разрешения на переработку. Но самой процедуры согласования как таковой законодательством не предусмотрено. Предприятие описывает условия переработки в заявлении на выдачу разрешения, таможенный орган, не вступая в контакт с предприятием, выдает разрешение или отказывает в его выдаче (при первичном обращении чаще всего таможенный орган отказывает в выдаче разрешения без запроса каких-либо документов или дополнительных сведений и без проведений консультаций).

На практике известны случаи, когда при указании нормы выхода предприятие может указать диапазон значений. Но такие случаи допустимы при «ручном управлении» применения переработки для отдельного предприятия.

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

В Методических рекомендациях ФТС России [9] по применению таможенной процедуры переработки указано, что «в случае если нормы выхода продуктов переработки зависят от их химического состава, влажности либо иного состояния товаров, параметры которого не стабильны (не одинаковы) по каждой партии товаров, то тогда нормы выхода могут быть указаны в заявлении на переработку с отклонением на +/-», но при этом предусмотрено, что «в последующем такие нормы подлежат уточнению (корректировке) по результатам анализа и в выданное разрешение на переработку вносятся соответствующие изменения». Вопросы, в какие сроки предприятие должно заявить о необходимости таких изменений, можно ли отгружать экспортируемые товары до внесения изменений в разрешение на переработку, остаются неурегулированными.

Лицо, получившее разрешение на переработку, периодически, один раз в три месяца, представляет таможенным органам отчетность о выполнении условий переработки. После окончания срока переработки представляется отчетность об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков (части 6-8 Закона о таможенном регулировании).

Отчетность за определенный период позволяет таможенным органам осуществлять мониторинг применения таможенной процедуры. Во многих случаях получение сведений об использовании иностранных товаров за период может быть более эффективным инструментом контроля, чем проверка сведений о каждой поставке. Однако отчетность представляет ценность, если она составлена на основе данных системы учета, которой таможенный орган доверяет, и которая содержит сведения, необходимые для таможенного контроля. Во многих странах основой контроля (аудита) соблюдения льготных таможенных процедур является именно доверие таможенных органов к системе учета. Таможенное законодательство в этих странах может включать специальные требования для ведения учета, используемого для таможенных целей, а таможенные органы тестируют используемую участником ВЭД систему учета на ее надежность и достоверность. Следует признать, что российские таможенные органы не в полной мере используют эту форму контроля. В том, что относится к учету товаров при применении переработки на таможенной территории, законодательство ограничивается требованием ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями законодательства. Таможенные органы вправе осуществить проверку ведения учета, но осуществление такой проверки не является условием выдачи разрешения на переработку, а также основанием для того, чтобы уровень контроля был снижен, например, отказом от проверки каждой партии товаров с взятием проб и образцов при ввозе иностранных материалов и экспорте продуктов переработки, использовании фактической нормы выхода без ее предварительного согласования и т.д.

В действующих требованиях к отчетности предусмотрено предоставление тех же самых сведений, которые имеются в информационной базе таможенных органов: наименование и коды по ТН ВЭД ввозимых и вывозимых товаров, их количество, номера таможенных деклараций. Очевидно, что для аналитики с целью

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

125 ^

проведения контроля предоставление таких сведений (с административным наказанием в случае нарушения срока представления) является, с одной стороны, излишним, поскольку они имеются у таможенных органов, а, с другой стороны, недостаточным. В частности, процедуре контроля отвечало бы наличие у таможенных органов сведений об объемах производства, фактической норме выхода, количестве продукции, поставленной на экспорт и внутренний рынок, а также о запасах ввезенного сырья и готовой продукции. Периодический анализ такой информации позволил бы таможенным органом сместить акцент контроля с предварительного (на этапе выдачи разрешения на переработку) на фактический.

При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру переработки таможенный орган вправе потребовать предоставить обеспечение исполнения обязанности уплаты таможенных платежей, если условия процедуры будут нарушены, в виде депозита денежных средств или банковской гарантии. В настоящее время российские таможенные органы не требуют предоставление финансовых гарантий уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на переработку, применяя при этом повышенные меры контроля.

Недоработка системы финансовых гарантий уплаты таможенных платежей не позволяет при переработке применять комплексные гарантии, как, например, это предусмотрено в законодательстве ЕС. В частности, в ЕС компания, использующая таможенную процедуру переработки, может предоставить финансовую гарантию, размер которой ограничивается суммой таможенных пошлин, приходящихся на максимальное количество иностранных товаров, одновременно находящихся на предприятии. В размер обеспечения уплаты таможенных платежей НДС включается только в том случае, если переработка осуществляется в нескольких странах - членах ЕС. В Российской Федерации обеспечение должно вноситься при ввозе каждой партии товаров, а размер обеспечения уплаты таможенных платежей должен быть не ниже размера сумм пошлин и налогов, которые подлежат уплате при выпуске товаров для свободного обращения. Требование представление гарантии в таком размере на каждую поставку иностранных товаров очевидно нивелирует все льготные преимущества процедуры.

Переработка может быть недоступна для предприятий, использующих иностранные материалы как для экспортной продукции, так и для продукции, поставляемой на внутренний рынок. Таможенные органы часто требуют заранее определить, в производство какой продукции - вывозимой или продаваемой на внутреннем рынке, будут использованы ввозимые иностранные сырье и материалы, ведения раздельного учета таких товаров, даже если в технологии производства никакой разницы нет, а предприятие может продемонстрировать количество использованного сырья и вывезенной продукции по документам учета.

Предусмотрены чрезмерные сложности в случаях, когда одновременно с импортными материалами используются их аналоги, произведенные в России или других государствах - членах ЕАЭС. Законодательно предусмотрена процедура

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

эквивалентной компенсации (так в таможенной терминологии называется замена иностранного товара отечественным в процессе переработки). Но практические ограничения те же самые - предприятие должно продемонстрировать, какие именно товары, из какой товарной партии использованы при производстве вывозимой продукции.

Таможенный контроль сначала осуществляется на этапе получения разрешения на переработку, потом на этапе ввоза и вывоза конкретных партий товаров. В части отчетности, периодически представляемой предприятием, контроль, как правило ограничивается проверкой своевременности ее представления.

Для выдачи разрешения на переработку установлен срок 15 дней. Но, как правило, при первоначальном обращении предприятия, этот срок через запрос дополнительных документов и сведений может затянуться до трех месяцев. Еще чаще таможенный орган направляет отказ в выдаче разрешения на переработку по формальным основаниям. Сошлемся на пример Ирландии. Таможенный орган, получив заявку на переработку на таможенной территории, обязан связаться с трейдером (заявителем) и договориться о консультациях, в том числе, по вопросам планируемых операций по переработке, срокам переработки, методам, которые будут использоваться для контроля соблюдения условий процедуры, суммам финансовых гарантий, если используется комплексная гарантия [10]. Обязанности у российского таможенного органа вести диалог с экспортером и таким образом способствовать получению разрешения на переработку на таможенной территории, законодательством не установлено. Единственная консультация, на которую вправе по закону рассчитывать экспортер - это разъяснение положений таможенного законодательства правовыми службами таможенных органов [11].

Таможенный кодекс ЕАЭС запрещает применение таможенной процедуры переработки на таможенной территории, если ввозится сырье или материалы для совершения таких операций, как упаковка, расфасовка и сортировка товаров, при которых ввозимые товары не теряют своих индивидуальных характеристик. Между тем, востребованность в проведении таких операций у предпринимателей есть. Экономическую логику запрета, препятствующему развивать транспортно-логи-стические, транзитные услуги, оставлять на территории добавленную стоимость, объяснить невозможно. Тем более, что такие операции в рамках применения переработки на таможенной территории разрешены в странах, с которыми Россия соперничает в развитии морских портов (например ЕС) и других видов транспортно-логистической инфраструктуры.

Расширение доступа к таможенной процедуре переработки на таможенной территории предусмотрено в качестве отдельного мероприятия национального проекта «Международная кооперация и экспорт», направленного на сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли [12].

Согласно подпункту 1.1.6 Паспорта национального проекта ФТС России предписано опубликовать методические рекомендации по алгоритму действия участ-

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

127 ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ника ВЭД по получению в таможенном органе разрешения на переработку на таможенной территории, в том числе о порядке использования систем бухгалтерского и налогового учетов для идентификации иностранных товаров в продуктах их переработки.

Уделено внимание проблемам переработки на таможенной территории в Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года [13]. В Плане мероприятий по реализации Стратегии предусмотрено, что ФТС России и Российский экспортный центр должны разместить на своих официальных сайтах методические рекомендации по алгоритму действий ВЭД, связанных с получением разрешений на переработку товаров на таможенной территории.

Методические рекомендации ФТС России на своем официальном сайте (www. customs.ru) опубликовала, но все имеющиеся проблемы применения таможенной процедуры остались. Российский экспортный центр проводит работу в содействии применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории отдельным предприятиям, которые обращаются за помощью РЭЦ [14]. Однако не каждое предприятие, особенно в регионах, может обращаться за такой помощью.

Представляется, что для расширения доступа отечественных компаний к применению таможенной процедуры переработки на таможенной территории должны быть предприняты системные меры управленческого, кадрового и правового характера, а именно:

□ изменение подхода контроля переработки в виде перехода к контролю количества вывозимых товаров, соответствующих количеству иностранных сырья, материалов, компонентов, использованных для производства продуктов переработки за определенный период;

□ мотивация таможенных органов на содействие участникам ВЭД в применении таможенной процедуры переработки - включение показателя выданных разрешений на переработку по отношению к количеству обратившихся предприятий в KPI таможенных органов;

□ укрепление кадрового состава таможенных органов специалистами, обладающими знаниями бухгалтерского и производственного (управленческого) учета, а также технологами;

□ регламентация порядка проведения консультаций между таможенными органами и экспортерами в связи с выдачей разрешения на переработку, а также в ходе применения таможенной процедуры;

□ снятие запрета на проведение простых операций при применении таможенной процедуры переработки;

□ нормативная детальная регламентация при использовании усредненной нормы выхода или диапазона значений для ее указания действий таможенных органов и участников ВЭД в связи с уточнением нормы выхода по фактическому производству продукции за определенный период;

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

□ перенос контроля на исследование системы учета и данных такой системы, а также отчетности предприятий, дополнив отчетность сведениями об объемах производства, запасах, фактической норме выхода за определенный период;

□ установление правил применения при переработке на таможенной территории генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, размер которого не должен превышать суммы таможенных пошлин за иностранные товары, ввозимые за определенный период или одновременно находящиеся на предприятии;

□ установление правила использования повышенных мер контроля в виде досмотра, отбора проб и образцов как крайних мер, применение которых должно быть оправданно обстоятельствами;

□ регламентация способов определения подлежащих уплате сумм таможенных пошлин и налогов за иностранные товары в случаях нарушений с выбором таможенной декларации (таможенных деклараций), где начислены суммы таможенных пошлин и налогов, на основе принципа ФИФО.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Оценка средневзвешенного тарифа в 2017-2022 годах по укрупненным группам товаров (Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов). - URL: http:// consultant.ru

2 URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/ analytics/Documents/2019/Analytics_E_201911.pdf

Соглашение об упрощении процедур торговли (Приложение к Протоколу о внесении изменений в Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации, ратифицировано, принятого Российской Федерацией Федеральным законом от 02.03.2016 № 38-ФЗ). - URL: http://consultant.ru

4 Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Брюссельского протокола 1999 года). - URL: http://consultant. ru

5 F.Darshan. Inward Processing. Role in the Global Economy, 2017. - URL: https://www.europesefiscalestudies.nl/upload/Darshan.pdf

Тема применения таможенной процедуры переработки на таможенной территории является предметом неоднократных обсуждений производственных компаний с привлечением сотрудников ФТС России, ЕЭК, РЭЦ на площадках общественных организаций. Например, а рамках Совета по таможенной политике ТИП России (URL: https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/council_customs/news/349054; https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/council_customs/news/303371))

7 Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации «Применение режима переработки на таможенной территории в России: проблемные вопросы для экспортеров», 2017. - URL: http://ac.gov.ru/files/publica-

6 - 2020

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

tion/a/13971.pdf; Л.Теселкина, О.Курочкина «Переработка на таможенной территории»: курс на оптимизацию логистики». Таможня, 2018, №6. - URL: http://www. logistika-prim.ru/articles/pererabotka-na-tamozhennoy-territorii-kurs-na-optimizaciyu-logistiki

Таможенный кодекс ЕС (Regulation (EU) No 952/2013 of the European Parliament and of the Council of 9 October 2013 laying down the Union Customs Code (recast)), ст.255. -URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CELEX-%3A32013R0952

9 Методические рекомендации по алгоритму действий участника внешнеэкономической деятельности по получению в таможенном органе разрешения на переработку товаров на таможенной территории, в том числе в случае использования в качестве способа идентификации иностранных товаров в продуктах переработки документов, содержащих сведения об использовании иностранных товаров в технологическом процессе совершения операций по переработке, составляющих систему складского, бухгалтерского и налогового учета» (утв. ФТС России). - URL: http://customs.ru/uchastnikam-ved/spravochnaya-informacziya/pererabotka-na-tamozhennoj-territorii

10 URL: https://www.revenue.ie/en/customs-traders-and-agents/process-ing-goods-enduse-and-warehousing/index.aspx

11 Статьей 264 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и таможенного законодательства, однако на практике консультирование представляет собой ответ на заданный вопрос с цитированием норм таможенного законодательства

12 Паспорт Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», утвержденный на заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. - URL: http://government.ru/info/35564

13 Распоряжение Правительства РФ от 14.08.2019 N 1797-р <Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года> (вместе с «Планом мероприятий по реализации Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года»). - URL: http://consultant.ru

14 Экспортерам рассказали о переработке на таможенной территории. - URL: http://bashexport.com/eksporteram-rasskazali-o-pererabotke-na-tamozhennoj-territorii

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2020

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.