Научная статья на тему 'Различия применения процедуры переработки на таможенной территории в зарубежных странах'

Различия применения процедуры переработки на таможенной территории в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
737
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПЕРЕРАБОТКА ТОВАРОВ / ВНУТРЕННЕЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / INVESTMENT / PRODUCTION OF GOODS / CUSTOMS TERRITORY / CUSTOMS PROCEDURES / PROCESSING OF GOODS / DOMESTIC CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непарко М.В., Геворкян Г.А.

В мировом экономическом развитии перемещение производства из одной страны (развитой) в другую (менее развитую) стал обычным явлением. Целью такого переноса стало стремление к увеличению прибыли через сокращение издержек за счет более дешевой рабочей силы, близости и доступности к сырьевым источникам, благоприятного инвестиционного климата. Это привело к притоку инвестиций в развивающиеся страны, формированию мощных производственных комплексов на их территориях, увеличения производства товаров, доступности населению принимающих стран произведенных товаров. Производство товаров на таможенной территории осуществляется в соответствии таможенными процедурами: переработка товаров на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления. В статье рассматривается режим перемещения товаров для переработки на таможенной территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Differences in the application of the processing procedure in the customs territory in foreign countries

In world economic development, the movement of production from one country (developed) to another (less developed) has become commonplace. The purpose of this transfer was the desire to increase profits through cost reduction due to cheaper labor, proximity and accessibility to raw materials, a favorable investment climate. This led to an influx of investments into developing countries, the formation of powerful production complexes in their territories, increasing the production of goods, the availability of goods to the population of the host countries. Production of goods in the customs territory is carried out in accordance with customs procedures: processing of goods in the customs territory and processing for domestic consumption. The article deals with the mode of movement of goods for processing in the customs territory.

Текст научной работы на тему «Различия применения процедуры переработки на таможенной территории в зарубежных странах»

http://lib.ru/DPEOPLE/client.txt (accessed October 30, 2019), 5). http://grachev62.narod.ru/Grachev/n56_04mg.htm (accessed November 1, 2019), 6) http://colory.ru/colorandemotion/ (accessed November 11, 2019)

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация e-mail: fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - associate Professor of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, e-mail: fai_rai@mail.ru;

Г.А. Геворкян - студент кафедры «Таможенное дело» Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, e-mail: gevorkyanga@studklg.ru,

G.A. Gevorgyan - student of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, e-mail: gevorkyanga@studklg.ru.

РАЗЛИЧИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕРАБОТКИ НА ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

DIFFERENCES IN THE APPLICATION OF THE PROCESSING PROCEDURE IN THE CUSTOMS TERRITORY IN FOREIGN

COUNTRIES

Аннотация. В мировом экономическом развитии перемещение производства из одной страны (развитой) в другую (менее развитую) стал обычным явлением. Целью такого переноса стало стремление к увеличению прибыли через сокращение издержек за счет более дешевой рабочей силы, близости и доступности к сырьевым источникам, благоприятного инвестиционного климата. Это привело к притоку инвестиций в развивающиеся страны, формированию мощных производственных комплексов на их территориях, увеличения производства товаров, доступности населению принимающих стран произведенных товаров. Производство товаров на таможенной территории осуществляется в соответствии таможенными процедурами: переработка товаров на таможенной территории и переработка для внутреннего потребления. В статье рассматривается режим перемещения товаров для переработки на таможенной территории.

Annotation. In world economic development, the movement of production from one country (developed) to another (less developed) has become commonplace. The purpose of this transfer was the desire to increase profits through cost reduction due to cheaper labor, proximity and accessibility to raw materials, a favorable investment climate. This led to an influx of investments into developing countries, the formation of powerful production complexes in their territories, increasing the production of goods, the availability of goods to the population of the host countries. Production of goods in the customs territory is carried out in accordance with customs procedures: processing of goods in the customs territory and processing for domestic consumption. The article deals with the mode of movement of goods for processing in the customs territory.

Ключевые слова. Инвестиции, производство товаров, таможенная территория, таможенные процедуры, переработка товаров, внутреннее потребление.

Keyword. Investment, production of goods, customs territory, customs procedures, processing of goods, domestic consumption.

Все большую значимость в современных экономических условиях приобретает таможенная процедура «Переработка на таможенной территории», поскольку ее использование решает две ключевые задачи: привлечение инвестиций в перерабатывающие производства и существенное увеличение объемов экспортируемой продукции.

Переработка товаров - это процедура, при которой иностранные товары перерабатываются на таможенной территории Российской Федерации, а в последствие вывозятся из России с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов.[1]

Под переработку для внутреннего потребления попадают ввезенные товары, которые будут производиться новые товары, перерабатываться или обрабатываться. Кроме этого, производится монтаж, сборка или разборка товаров. Все эти действия производятся в определенный срок на таможенной территории Российской Федерации с последующим выпуском товаров для свободного обращения. Таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

В России для помещения под процедуру необходимо получить от таможни разрешение на переработку на таможенной территории. Разрешение — это документ, в котором содержаться все необходимые сведения, указанные ТК ЕАЭС. Он может быть выдан любому заинтересованному лицу, являющемуся резидентом страны-участника ЕАЭС, в которой предполагается проводить переработку. Если цель помещения товара под таможенную процедуру переработка на таможенной территории — ремонт, то разрешающим документом может стать декларация на товары. Возможность однозначно определить ввезённые товары, в продуктах переработки, кроме тех случаев, когда предусмотрена замена их на товары Союза.

С этой целью используются:

- печати, штампы, маркировка, в том числе цифровая;

- фотографии, подробные описания, изображения;

- сравнение проб или образцов;

- использование уже имеющейся маркировки или нанесённый серийных номеров.

- товары не должны находиться в числе запрещённых для ввоза;

- соблюдение срока переработки на таможенной территории.

В этом документе должен быть указан срок переработки товара на таможенной территории. [2]

На международном уровне переработка на таможенной территории регулируется Международной конвенцией от 18 мая 1973 г. «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» (далее — Конвенция). Многие страны привели национальное законодательство в соответствие положениями Конвенции для получения товаров. Но и многие страны сочли не приемлемым применение Конвенции в силу национального законодательства, особенностей административной структуры управления, в связи, с чем процедуру переработки на таможенной территории применяют в соответствии со своим законодательством. Это связано в первую очередь, с разночтением национального законодательства и проблемами, возникающими с применением режима переработки на таможенной территории.

В ЕС процедура внутренней переработки предназначена для того, чтобы дать предприятиям возможность обрабатывать товары, импортируемые из-за пределов таможенной территории Союза, еще до того, как они решат, продавать готовую продукцию в пределах Союза или за ее пределами. Процедура внутренней обработки может также использоваться для товаров, которые просто должны подвергаться стандартным формам обработки, предназначенным для их сохранения, улучшения их внешнего вида или товарного качества или подготовки их к распространению или перепродаже.

После переработки обработанные продукты могут быть либо реэкспортированы, либо выпущены для свободного обращения в ЕС; последнее подразумевает обязательство по уплате импортных пошлин и налогов, а также применение мер коммерческой политики. Кроме того, можно также хранить обработанные продукты под таможенным складом или в свободной зоне.

Для использования процедуры внутренней переработки требуется разрешение таможенных органов. Компетентные таможенные органы должны указать период, в течение которого должна выполняться процедура внутренней переработки. Такое разрешение может также позволить предприятиям ранее экспортировать продукты Союза, которые уже были обработаны, в обмен на импорт эквивалентного количества не входящего в Союз сырья. Требования для получения такого разрешения:

- быть установленным на таможенной территории Союза. Только в исключительных случаях разрешение может быть предоставлено лицу, не учрежденному на таможенной территории Союза;

- обеспечить необходимую уверенность в правильности проведения операций;

- предоставить гарантию, если может возникнуть таможенная задолженность или другие расходы.

- осуществлять операции по обработке товаров или организовывать их проведение.

Каждое государство ЕС имеет свое ведомство, которое выдает разрешение на пребывание товара под процедурой таможенной переработки. Так, например, в Ирландии эти функции выполняет Налоговая служба, которая ведет реестр всех выданных разрешений и осуществляет контроль за сроками их действия. За два месяца до истечения срока Налоговая служба уведомляет производителя о том, что срок истекает и его необходимо продлить. Продления сроков осуществляется после проверки обоснованных причин продления срока по согласованию с таможенным органом Ирландии. [6]

В Турции другой подход. Разрешение выдается Министерством экономики Турции. Максимальный срок действия разрешения на переработку на таможенной территории составляет один год, но при этом для некоторых видов товаров (продукция судостроения, оборонной промышленности и др.) предусмотрен более длительный процесс переработки.

Кроме этого, в Турции для компаний, у которых в течение последних четырех лет экспорт сельскохозяйственной или промышленной продукции составил более 1 млн. долл. США в год снижено финансовое обеспечение по уплате таможенных пошлин и налогов. Или более 5 млн. долл. США в течение последних трех лет. Размер финансового обеспечения зависит от объема экспорта и составляет 1%, 5% или 10% от суммы таможенных налогов и пошлин.

КНР основы Киотского соглашения и рекомендации ООН (UN recommendation of IMTS 2010) заложены в Таможенный кодекс КНР. Предприятия, которые занимаются переработкой, должны предоставить таможенным органам КНР соответствующие разрешительные документы, контракты на переработку товаров, нормы расходуемых материалов.

Разрешение выдает Министерство коммерции КНР, но регистрационные процедуры необходимо пройти в таможенных органах.

Согласно нормативному регулированию переработанная продукция должна быть вывезена с таможенной территории. Использованные при переработке ввезенные из-за рубежа расходные материалы подлежат страхованию. Это требуют таможенные формальности, связанных с утверждением расходов расходных матери-

алов. Также, предварительно взысканная таможенная пошлина, подлежит возврату в соответствии с законом КНР.

В Китае действуют ограничения на отдельные товары, применяются нетарифные меры таможенного регулирования - лицензирование. На товары, ввоз которых ограничен, оформляется лицензия, как при обычной процедуре импорта. Кроме этого, в китайском законодательстве для участников внешнеэкономической деятельности требуется предоставление финансового обеспечения уплаты налогов и пошлин. [5]

Во многих странах имеются различия в определении операций попадающих под процедуру переработки. Так, в Китае включаются виды деятельности:

- обработка и сборка товара. Иностранные компании поставляют сырье и детали для - сборки конечной продукции, которая впоследствии вывозится из страны. При этом, используемые импортные детали и произведенная продукция являются собственностью иностранных поставщиков и иностранными товарами;

- обработка с использованием импортных материалов. В этом случае, если сырье, детали и компоненты были приобретены у иностранных поставщиков и использовались в собственном производстве, продукция является отечественного производства и в последствии могут экспортироваться на внешние рынки. [5]

В ЕС и Турции в перечень операций, относящихся к процессу переработки на таможенной территории, включаются следующие виды деятельности:

- обработка и переработка товаров;

- монтаж, сборка или их установка на другие товары;

- переработка товаров;

- ликвидация товаров;

- ремонт товаров, в том числе полное восстановление;

- использование товаров, которые невозможно идентифицировать в конечном товаре, но которые были полностью или частично использованы в процессе переработки.

В некоторых случаях в странах ЕС под процессом переработки может пониматься переупаковка товаров. В Турции возможен импорт упаковочных материалов для процедуры переработки на таможенной территории, но сама переупаковка не входит в список допустимых операций.

При подаче заявления на применение процедуры переработки на таможенной территории в ЕС необходимо определить место осуществления переработки товаров. Предлагаемая форма заявления имеет несколько одинаковых полей для заполнения, что вводит в заблуждение заявителя в том, какая же информация необходима и в какой графе, что указывать. Бланк формы можно понять и иначе. Переработка возможна в нескольких местах. Из этого следует, что при импорте можно определить несколько мест, в которых товар будет потенциально обработан. Компания, подающая заявку, должна обеспечить контролирующему органу возможность доступа на каждое указанное место переработки для того, чтобы подтвердить наличие формальных возможностей применения данной процедуры.

Заявка на получение разрешения на переработку товара подается в электронном виде через официальный сайт федеральной или налоговой службы. Компании, которые редко ввозят товары по процедуре переработки на таможенной территории, могут выбрать упрощенный способ получения разрешения, для этого необходимо заявление на применение упрощенной формы подавать одновременно с декларацией, оно является неотъемлемой частью таможенной декларации. Срок действия разрешения не должен превышать шести месяцев.

В Турции, наоборот, отсутствует возможность указать несколько адресов или филиалов предприятий. В заявлении указано одно место проведения переработки. Заявление на получение разрешения подается в электронном виде в Министерство экономики, оно же выдает разрешение на переработку от таможенного органа.

В странах ЕС и Турции допускается эквивалентная замена товара при процедуре переработки. Главное, эквивалентные товары должны соответствовать одному коду по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, иметь одинаковый химический состав или общие технические устройства, иметь идентичные характеристики. В законодательстве ЕС эквивалентная замена описана более подробно. В частности, в нем присутствуют следующие положения:

1. Эквивалентный товар должен иметь более высокую стадию технической обработки, чем заменяемый.

2. Если речь идет о ремонте, эквивалентная замена предусматривает использование новых товаров взамен бывших в употреблении или находящихся в худшем состоянии импортных товаров, используемых в процедуре переработки. В упрощенной процедуре переработки эквивалентная замена невозможна.

3. Эквивалентная замена может быть предусмотрена в заявлении на переработку или включена в заявление в качестве поправки. В заявление также необходимо дать характеристику товара, количество и стоимость продуктов переработки, нормы выхода товара, в отношении которых будет проведена эквивалентная замена. В заявлении должен быть указан код по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, качество и количество товара, прочая информация, которая может установить взаимосвязь между товарами.

В законодательстве Китая, эквивалентная замена при процедуре переработки на таможенной территории отсутствует, как и само понятие эквивалентной замены.

Таким образом, законодательство ЕС в области применения эквивалентной замены является более гибким, чем российское. В то же время в ЕС запрещено применение эквивалентной замены при применении упрощенной процедуры, тогда как в российском законодательстве такое ограничение отсутствует. В целом из-за разночтения национального законодательства и проблем, возникающих в различных странах в результате применения режима переработки на таможенной территории, в настоящее время не приемлемо.

Источники:

1. Ахмедзянов Р.Р., Булычева М.А. Основные проблемы и направления совершенствования института таможенных операций при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС Colloquium-journal. 2019. № 9-7 (33). С. 15-18.

2. Ерополова Е.С., Шишкина Щ.В. Таможенные процедуры (Переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории) Учебное пособие, Москва, РТА, 2012;

3. Непарко М.В., Трошкин В.М. Особенности привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Тенденции развития науки и образования. 2019. № 50-5. С. 19-21.

4. Петрушина О.М., Голышева Н.В. Внешнеторговая деятельность Российской Федерации. Современные тенденции и перспективы развития.Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 158-162.

5. Сайт: GENERAL ADMINISTRATION OF CUSTOMS PEOPLE S REPUBLIC OF CHINA [Электронный ресурс] -Режим доступа - URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/644dcaee-ca91-483a-86f4-bdc23695e3c3.html (дата обращения 01.12.2019)

6. Сайт: GOV.UK [Электронный ресурс] - Режим доступа - URL: https://www.gov.uk/government/publications/notice-221 -inward-processing-relief/notice-221 -inward-processing-relief (дата обращения 21.11.2019)

Sources:

1. Akhmedzyanov R.R., Bulycheva M.A. The main problems and directions of improving the institution of customs operations when moving goods and vehicles across the customs border of the EAEU Colloquium-journal. 2019.No 9-7 (33). S. 15-18.

2. Eropolova E.S., Shishkina S.V. Customs procedures (Processing in the customs territory, processing for domestic consumption, processing outside the customs territory) Textbook, Moscow, RTA, 2012;

3. Neparko M.V., Troshkin V.M. Features of attracting foreign investment in the state economy. Trends in the development of science and education. 2019.No. 50-5. S. 19-21.

4. Petrushina O.M., Golysheva N.V. Foreign trade activities of the Russian Federation. Modern trends and development prospects. Economics and business: theory and practice. 2019.No 4-1. S. 158-162.

5. Website: GENERAL ADMINISTRATION OF CUSTOMS PEOPLE S REPUBLIC OF CHINA [Electronic resource] -Access mode - URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/644dcaee-ca91-483a-86f4-bdc23695e3c3.html (accessed 01.12 .2019)

6. Website: GOV.UK [Electronic resource] - Access mode - URL: https://www.gov.uk/government/publications/notice-221-inward-processing-relief/notice-221-inward-processing-relief (date appeals 11/21/2019)

М.В. Непарко - доцент кафедры «Таможенное дело»Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, fai_rai@mail.ru,

M.V. Neparko - associate Professor of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, fai_rai@mail.ru;

В.М. Долбин - студент кафедры «Таможенное дело»Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, Российская Федерация, vadim-dolbin@yandex.ru,

V.M. Dolbin - student of the Department «Customs» Kaluga state University. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga, Russian Federation, vadim-dolbin@yandex.ru.

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ METHODOLOGY FOR ASSESSING THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES AND ITS IMPROVEMENT

Аннотация. Евразийским экономическим Союзом в целях определения эффективности деятельности таможенных органов разработаны и применяются критерии оценки, направления повышения эффективности таможенного контроля, вводятся новые подходы к оценке деятельности таможенных органов. Оценивание результатов деятельности таможенных органов осуществляется с использование системы контрольных и аналитических показателей. Набор, которых методики расчета показателей и критерии их оценки ежегодно утверждается ФТС России. К сожалению, сложившаяся внутриведомственная оценка не в полном объеме дает такую возможность, возникает необходимость, продиктованная временем, применение новых подходов обоснования научно-методического аппарата и разработки рекомендаций по совершенствованию методов оценки деятельности таможенных органов. В статье рассматриваются показатели и критерии оценки выполнения плановых показателей ФТС России, мероприятия по совершенствованию методик расчета экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.