Научная статья на тему 'Переплата по больничным листам'

Переплата по больничным листам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛЬНИЧНЫЕ ЛИСТЫ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / КАССОВАЯ ВЫПЛАТА / УЧТЕТ СРЕДСТВ / ПЕРЕПЛАТА / ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суховерхова Λ. Н., Пименов В. В.

В статье рассмотрен вопрос: можно ли денежные средства, возвращенные Фондом социального страхования РФ как переплата по больничным листам, учтенные по подстатье 213 КОСГУ «Начисление на выплаты по оплате труда», перенести на подстатью 211 КОСГУ «Заработная плата».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Переплата по больничным листам»

ПЕРЕПЛАТА ПО БОЛЬНИЧНЫМ ЛИСТАМ

А. Н. СУХОВЕРХОВЛ, В. В. ПИМЕНОВ, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Бухгалтер бюджетного учреждения при учете страховых взносов порой затрудняется, какой код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) применять в различных ситуациях. Например, случается, что бюджетному учреждению от Фонда социального страхования РФ (ФСС РФ) возвращены денежные средства (переплата по больничным листам за счет фонда). Денежные средстваучтены по подстатье 213 КОСГУ «Начисление на выплаты по оплате труда». Можно ли эти денежные средства перенести на подстатью 211 КОСГУ «Заработная плата»?

В рассматриваемой ситуации денежные средства, полученные бюджетным учреждением от ФСС РФ в рамках бюджетной деятельности, должны быть учтены как восстановление кассовой выплаты по подстатье 213 КОСГУ «Начисление на выплаты по оплате труда».

Восстановление кассовой выплаты. Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов утвержден приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н (далее — Порядок № 8н).

Согласно п. 2.5.6 Порядка № 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. В то же время суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у получателя бюджетных средств в текущем финансовом году, учитываются на соответствующем лицевом счете как восстановление кассовой выплаты с отражением по тем же кодам бюджетной классификации, по которым была произведена кассовая выплата (п. 2.5.4 Порядка № 8н).

В рассматриваемой ситуации на основании соответствующих документов у отделения ФСС

РФ возникает обязательство по возмещению части расходов бюджетного учреждения по обязательному социальному страхованию, которые были произведены в текущем финансовом году. Таким образом, поступившие в 2010 г. на лицевой счет бюджетного учреждения денежные средства являются восстановлением ранее произведенной кассовой выплаты и могут быть отражены только по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда».

Ведение бюджетной сметы. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой согласно п. 1ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Кроме того, в соответствии со ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями:

— составляет и исполняет бюджетную смету;

— принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Согласно п. 2 ст. 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.

Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России (подп. 8 п. 1 ст. 158, п. 1 ст. 221 БКРФ).

Кроме того, главный распорядитель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями:

— обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных

средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств (поди, ln.l ст. 158 БК РФ);

— составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (подп. 5п.1 ст. 158 БК РФ);

— вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, сводной бюджетной росписи (подп. 6, 7 п. 1 ст. 158 БК РФ).

Распорядитель бюджетных средств обладает в том числе следующими бюджетными полномочиями:

— осуществляет планирование соответствую-щихрасходов бюджета (подп. 1 п. 2ст. 158 БК РФ);

— распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (подп. 2 п. 2ст. 158 БК РФ).

Учитывая приведенные выше нормы бюджетного законодательства, представляется возможным сделать следующий вывод. В рассматриваемой ситуации увеличение лимитов бюджетных обязательств по подстатье 211 КОСГУ «Заработная плата» с одновременным уменьшением лимитов бюджетных обязательств по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» может быть осуществлено главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на основании соответствующих обоснований, представленных бюджетным учреждением. При этом должно быть произведено изменение показателей бюджетной сметы.

Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы бюджетного учреждения (далее — Общие требования) утверждены приказом Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

В целях Общих требований ведением сметы является внесение изменений в смету в пределах доведенных учреждению в установленном порядке объемов соответствующих лимитов бюджетных обязательств (п. 11 Общихтребований).

Согласно п. 11 Общих требований внесение изменений в смету осуществляется путем утверждения изменений показателей — сумм увеличения и (или) уменьшения объемов сметных назначений. Изменения допускаются, в том числе, если:

— изменяется распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, но не требуются изменения

показателей бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета и утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств;

— изменяется распределение сметных назначений по кодам КОСГУ, но требуется изменение утвержденного объема лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с п. 13 Общих требований утверждение изменений в смету может осуществляться:

— руководителем главного распорядителя средств бюджета, утвердившего сметуучреждения;

— руководителем распорядителя средств бюджета;

— руководителем учреждения.

Если изменения утверждаются руководителем распорядителя средств бюджета, учреждения, то они должны быть наделены соответствующими полномочиями в соответствии с п. 8 Общих требований.

Доведение лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с положениями ст. 219.1 БК РФ бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными финансовым органом лимитами бюджетных обязательств.

Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета) утвержден приказом Минфина России от 17.12.2008 № 143н (далее — Порядок№ 143н).

Финансовый орган может утверждать главным распорядителям бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств по кодам групп, статей КОСГУ в соответствии с положениями п. 5 Порядка № 143н (без детализации по подстатьям (статьям) КОСГУ).

При этом согласно п. 19 Порядка № 143н порядком составления и утверждения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств главного распорядителя может быть предусмотрено утверждение главным распорядителем показателей бюджетной росписи (за исключением бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств) и лимитов бюджетных обязательств по группам и статьям КОСГУ (с учетом положений п. 5 Порядка № 143н) с последующей детализацией в установленном порядке по соответствующим подстатьям КОСГУ в бюджетных сметах бюджетных учреждений.

Иными словами, в соответствии с порядком, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, лимиты бюджетных обязательств могут доводиться до отдельных бюджетных учреждений с указанием групп и статей КОСГУ, а последующая детализация по подстатьям (статьям) КОСГУ может осуществляться непосредственно бюджетными учреждениями (п. 239 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н).

Например, лимиты бюджетных обязательств могут быть доведены до бюджетного учреждения по группе КОСГУ 300 «Поступление нефинансовых активов» и самостоятельно детализированы учреждением по статьям КОСГУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» и 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

В то же время до бюджетного учреждения лимиты бюджетных обязательств на расходы по оплате труда и начисления на выплаты по оплате трудадоводятся с детализацией по группам, статьям и подстатьям КОСГУ и, следовательно, непосредственно у учреждения отсутствуют полномочия по изменению детализации лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.

При этом в соответствии с п. И постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» не допускается до 01.01.2011 увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем фи-

нансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели при оказании государственных услуг (за исключением расходов по уплате в соответствии с законодательством РФ начислений на выплаты по оплате труда), если иное не установлено федеральным законом.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов: приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н.

3. Об утверждении Инструкции по бюджетному учету: приказ Минфина России от 30.12.2008 №148н.

4. Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений: приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н.

5. Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета): приказ Минфина России от 17.12.2008 № 143н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.